Мотивацию достижения при стрессе

Развитие мотивации достижения успеха как фактор стрессоустойчивости личности

Котельникова ИринаАлександровна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскepig@bk.ru

Развитие мотивации достижения успеха как фактор стрессоустойчивости личности

Аннотация.В статье представлен теоретический анализ феномена мотивациииегоразвитиедлядостиженияуспеха в аспектестрессоустойчивостиличности. Раскрыты во взаимосвязи понятия«стресс», «стрессоустойчивостьличности» источникиипричиныстресса, представленыфакторы, смягчающиевоздействиестрессанапсихическоеифизическоездоровьеличности.Ключевые слова:мотивация, успех, достижениеуспеха, становление личности, позитивное самоотношение, саморазвитие, самоактуализация.

Развитие мотивация достижения успеха —это вариант проявления мотивации деятельности, связанной с ориентацией личности на достижение успеха или избегание неудачи. В психологическом смысле развитие мотивации достижения успеха является своего рода «ключом» понимания этапов направленности личности на достижение определенного статуса, цели, результата деятельности, стремления к росту самооценки.Исследования развития мотивации достижения были начаты в середине XX века Д. С. МакКлелландом, который начал проводить исследование движущих сил личности —внутренних конфликтов, влечений, интересов и смог зафиксировать качественные индивидуальные различия проявления мотивации достижения успеха. Формирование, становление личности при развитии мотивации рассматривались спозиции теории научения —конструктивная и адекватная мотивация достижения складывается и развивается в связи с особенностями социализационного процесса и в решающей степени определяется спецификой социальной среды и воспитательного воздействия на развивающуюся личность, что позволяет личности противостоять стрессам. Дальнейшие исследования на ранних этапах представляли собой не целенаправленные воспитательные воздействия, а спонтанные, стихийные ранние формы деятельности достижения успеха, осуществляемые порой наперекор попыткам собственного воспитательного влияния, приводят к развитию адекватной мотивации достижения успеха. При этом работы Дж. Аткинсона, Х. Хекхаузена и др. показывают нам, что существуют, как минимум, три принципиальных мотивационных вектора, которые определяют характер взаимозависимости деятельностной активности и мотивации достижения успеха: индивидуальные субъективные представления о вероятности личностного успеха и сложности, предстоящей задачи ; степень значимости этой задачи и сила стремления поддержать и повысить самооценку ; склонность личности к адекватной оценке себе самой, другим людям и обстоятельствам ответственности за успех и неудачу. Следовательно, это подтверждает и весь массив наработанных, как отечественными, так и зарубежными исследователями эмпирических данных о том, что ход формирования адекватной и конструктивной в плане личностного развития мотивации достижения успеха зависит, прежде всего, от того, каким образом складывается система взаимодействия развивающейся личности в семье и в образовательных учреждениях (АбульхановаСлавская К.А., [1]).В современных условиях возросли интенсивность и напряженность жизни, соответственно увеличивается частота возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций,которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний, которые снижают успешность и качество выполнения обязанностей у людей, требуют дополнительных усилий для поддержания оптимального психофизиологического уровня и этоприводит к целому ряду социальноэкономических и социальнопсихологических последствий, снижение удовлетворенности, деформации личностных и характерологических качеств. Личность может себя реализовать в том случае, если сможет умело противостоять стрессфакторам, воздействующим на него в процессе развития.Развитие мотивации достижения успеха позволяет сохранять, поддерживать, развивать и восстанавливать психическое здоровье, способствует повышению профессионального уровня, укреплению дисциплины и правопорядка, снижению преступности и травматизма. Разработка мотиваций позволяет вооружить обоснованными рекомендациями по предупреждению опасного воздействия стрессфакторов, снижающих психическое здоровье, по психопрофилактике стрессовых состояний в разных ситуациях жизни и деятельности.Очевидно, что устойчивое поведение человека в условиях стресса («стрессоустойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха. Таким образом, профилактика стрессов посредством развития мотивации достижения успеха у людей достаточно высокого уровня стрессоустойчивости является первостепенной задачей специалистовпсихологов специализирующихся на психологической безопасности личности. Для этого необходимо провести всесторонний психологический анализ понятия «стрессоустойчивость».Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств формирования, поддержания, зависимости ее от особенностей имеет важное значение для людей, деятельность которых очень часто протекает в динамично меняющихся условиях.В современной науке для описания способности личности сохранять стрессоустойчивость, адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях исследователи используют различные термины:«устойчивость личности» (Л.И. Божович, 1966; Б. Басаров, 1981),«стрессоустойчивость» (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, 2004),«устойчивость к стрессу» (Б.В. Кулагин, 1984; Л.А. Кандыбович, 2001),«эмоциональная устойчивость» (Л.М. Аболин, 1984; В.Г. Пичугин, 2009; Е.М. Семенова, 2006),«моральнопсихологическая устойчивость» (Н.Ф. Феденко, 1984),«эмоциональноволевая устойчивость» (В.Ф. Власов, 1990; И.И. Рудской, 2004),Развитие мотивации достижения успеха позволяет поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях, сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии негативных факторов.В психологическом плане срессоустойчивость отражает функциональные характеристики психических процессов, качеств и свойств личности, а также степень адекватности психологической системы деятельности требованиям конкретных ситуаций.Таким образом, можно утверждать, что стрессоустойчивость является частным случаем, проявляющейся при действии стрессфакторов, и их специфичность будет определяться конкретным видом деятельности, является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.Проведенный анализ научных источников показал, что единого подхода к формулировке определения стрессоустойчивости нет, и авторы трактуют его посвоему.В психологическом словаре стрессоустойчивость характеризуется как: некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.С.В. Субботин утверждает, что «стрессоустойчивость —комплексная индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности», к данному определению присоединяются А.А. Баранов, отмечая, что данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, то же отмечает позднее и Н.В. Суворова [2, с. 352].В развитии мотивации достижения успеха прослеживается идея о двойственной природе стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятельности (успешностьнеуспешность) и как характеристики, на основании чего стрессоустойчивость можно рассматривать как деятельностный и личностный показатель с основными компонентами динамической структуры личности:эмоциональной, накопленный в процессе преодоления сложных ситуаций и проявляющийся в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи;волевой, который выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации. Волевой компонент выполняет контрольнооценочную функцию сохранения и восстановления целесообразной регуляции деятельности.интеллектуальный, отражающий умственную работоспособность, тип мышления.Для отражения сущности понятия стрессоустойчивости выделяют один из структурных компонентов: мотивационный, отражающий устремленность личности на выполнение поставленной задачи. Мотивационный компонент представлен проявлением различных мотивационных тенденций, выполняющих побудительную, смыслообразующую и регулятивную функцию; На современном этапе развития психологического знания о содержании стрессоустойчивости личности присутствуют различные точки зрения. Так ряд авторов рассматривают данный феномен (качество, черта, свойство) в основном с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, как способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях. В работах других ученых прослеживается идея о двойственной природе стрессоустойчивости личности. Эта особенность проявляется в рассмотрении стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятельности (успешностьнеуспешность) и как характеристики личности как системы, что позволяет рассматривать стрессоустойчивость как показатель деятельностный и личностный.В психологической науке ориентацию личности на достижение успеха принято считать непременным условием ее развития, следовательно, и развития общества.На современном этапе выявлены основные психологические детерминант и критерии развития мотивации достижения успеха личности: позитивное самоотношение, конструктивное саморазвитие, ориентация на самоактуализацию; были разработаны и экспериментально апробированы представления о структуре мотивации достижения успеха; были разработаны и реализованы экспериментальные модели развития мотивации достижения успеха у личностистудентов в процессе профессионального становления ; обоснованы возможности создания эффективного гармоничного взаимодействия выделенных компонентов, оказывающих положительное влияние на формирование и развитие мотивации достижения успеха у личности.Развитие мотивации достижения успеха носит генерализованный характер и рассматривается как психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения успеха независимо от конкретного ее содержания. Оно оказывает взаимовлияние на следующие характеристики личности: положительное самосознание, адекватный уровень притязаний, ценностные ориентации и интервальный локус контроля.Анализ литературы по психологии позволил представить роль развития мотивации достижения успеха личности в процессе профессионального становления, а именно: определяет целенаправленный характер деятельности личноси, дает импульсы дальнейшему личностному и профессиональному росту. Развитие мотивация достижения успеха является определяющим фактором в учебном процессе и профессиональном, выполняя связующую функцию при переходе от одного вида мотивации к другой.Процесс развития мотивации достижения успеха личности в единстве своей структуры и функций представлял собой интегративную способность достижения цели, основанную на осознанной соорганизации когнитивных, аффективных и поведенческих реакций.В результате комплексная психологическая программа развития мотивации достижения успеха личности формирует целостную системазнаний о себе; повышает стремление к саморазвитию, совершенствованию потенциальных возможностей ; сформирует положительное самоотношение и повышает уровень его составляющих; активизирует стремление руководствоваться в жизни собственными убеждениями, установками и принципами; формирует навыки самоподдержки, саморегуляции своего поведения; повышает творческую направленность личности; закрепляет навыки целеполагания и повышает уверенность в успешном достижении своих целей.Таким образом, развитие мотивации достижения успеха, как фактор стрессоустойчивости личности способствует проявлению возможностей, раскрытию личного потенциала, самосовершенствованию и в итоге самоактуализации личности, что определяет в дальнейшем вектор инновационного развития личности.

Источник

Как превратить стресс в мотиватор успеха

При эффективном использовании он может мотивировать нас сделать больше, чем мы могли себе представить. Стресс может заставить нас раскрыть свой потенциал. Без стресса мы бы чувствовали себя без руля и без цели.

Давайте рассмотрим несколько проверенных способов, которые помогут превратить стресс в успех.

Поймите, что стресс помогает нам функционировать

Не все стрессы вредны. Существуют различные виды стресса, а некоторые служат важной цели. «Хороший стресс», который психологи называют «эустресс», — это стресс, который мы испытываем, когда чего-то ожидаем и волнуемся.

Например, это эмоции, которые вы испытываете, когда вы получаете первого крупного клиента: вы взволнованы, но вы также понимаете, что впереди у вас много работы. Это тот тип стресса, который мы можем испытывать, катаясь на американских горках или находясь на первом свидании. Это дает нам сильные эмоции и волнение, которые заставляют нас чувствовать себя живыми, вдохновленными и страстными.

Существует также острый стресс, когда что-то удивляет нас или застает врасплох. Острый стресс — это реакция организма, чтобы вы отреагировали и приняли меры для решения непредвиденной ситуации. Это существенный толчок, который нам необходим для того, чтобы справиться со всем, что всплывает, хорошим или плохим.

Острый стресс не имеет длительных негативных последствий, если мы быстро с ним справимся и пойдем дальше. После того, как стрессор был преодолен, наше тело может вернуться к счастливому, здоровому состоянию до стресса.

Создайте свою устойчивость

Стресс имеет основополагающее значение для нашего эффективного функционирования. Без небольшого напряжения, мы были бы менее продуктивны и мотивированы при достижении цели. Воспринимайте стресс как нечто, что помогает вам повысить устойчивость.

Устойчивость — это то, как мы эффективно справляемся со стрессом. Поскольку мы имеем дело с проблемами, которые вызывают напряженность, мы учимся сталкиваться с неприятностями, решать важные проблемы и преодолевать преграды. Мы учимся строить реалистичные планы и выполнять их.

Справьтесь с хроническим стрессом

Хотя некоторые стрессы могут быть положительными, существуют проблемные формы стресса, которые наносят вред нашему психическому и физическому здоровью. Даже «хороший стресс», оставленный неразрешенным слишком долго, может превратиться в плохой стресс.

Это хронический стресс, который сохраняется в течение длительного периода времени. Хронический стресс может быть изнурительным и делать нас подавленными, тревожными и истощенными. Это может вызвать бессонницу, повысить кровяное давление и ослабить иммунную систему. Этот вид стресса связан с болезнями сердца, депрессией и ожирением.

Крайне важно, чтобы вы нашли стратегии для борьбы со стрессом здоровыми способами, прежде чем он станет большой проблемой. Обратитесь к друзьям и близким. С их помощью, вы можете столкнуться с проблемами в лоб. Это даст вам чувство выполненного долга и решительности.

Источник

Оцените статью