Как относиться к ощущениям во время молитвы
ВОПРОС по прочтении «О знаках, молитве, добрых делах и молитве во грех»: http://www.proza.ru/2015/01/06/1771
Дорогой Христу, Николай Павлович!
Когда я чувствовала «запах смерти» — запах грехов от кого-либо из прихожан, я думала: » О, ужас! Как дурно пахнет, но ведь и я совсем не лучше. Я — такая же.» Какая жалость, что мне не приходило ранее в голову помолиться за тех несчастных, и за себя, заодно, о благодати покаяния, об открытии путей исправления.
Николай Павлович!
У меня появилось к вам два вопроса.
1. Не могли бы Вы написанную рецензию вывести на своей страничке, как произведение? Рецензии читают не все. Произведениям же уделяют больше внимания. Такая ценная информация многим пригодится, уверена!
2. Наверняка иногда у вас при молитве возникали телесные ощущения — жар, озноб, вдохновение, желание воспарить и т.д.
Как следует к этому относиться и как Вы преодолели подобное?
Что же касается моих молитв, то изначально такие явления пугали меня. Но потом я стала поступать следующим образом: если понимала, что меня буквально штормит от энергетики молитвы и моя слабая плоть проявляет себя способами описанными выше, я стала говорить так: Господи, принимаю все Дары от Тебя пришедшие. Иные же дары, не от Тебя, отвергаю».
После этих слов необычные состояния плоти сразу сменялись состоянием умиротворения и спокойствия.
Полагаю, что если бы после такой перемены чувств у меня бы осталось чувство сожаления, огорчения, сожаления о потерянном состоянии «воспарения», то это и были бы «дары иные».
ОТВЕТ. Дорогая Иисусу Христу, Наталия!
Так, и у меня была мысль поместить это письмо в произведения, но вдруг подумал: а понравится ли это вам, если вы сами его еще быть может не прочитали, — а потому решил, если это будет угодно Господу, опубликовать его после вашего ответа. Ну, вот, видите: Господь никогда не отказывает в познании Своей воли, всегда сообщает ее, если мы Его об этом просим. Через вас Господь и сообщил мне Свою волю. Сейчас я это и сделаю.
Что касается телесных ощущений во время молитвы, то, возможно, они у меня и были, но в самом начале моей духовной жизни. Прошло уже много лет, но я до сих пор помню, сильную борьбу с помыслами, которой я тогда был отягощен. Сделал я тогда для себя такое открытие. Как то мне пришла мысль: а почему бы мне ни обращаться за помощью к Господу во время искушений через навязчивые помыслы? И вот в очередной раз при наплыве помыслов я обратился к Господу примерно так: «Господи! меня осаждает навязчивый помысл, я не хочу принимать его, пожалуйста, освободи меня от него», — и тотчас я заметил, что сила помысла уменьшилась, затем я повторил молитву еще раз и еще раз. С каждым разом сила помысла уменьшалась, пока не исчезла совсем. Потом иногда бывало, помысл исчезал и после одной молитвы. Не помню, чтобы повтрять молитву приходилось более трех раз.
Что касается полного отсутствия разных помыслов, то вначале через моего духовника, а затем и непосредственно, Господь сказал мне: «Избери полезное». Т.е. я должен, используя свою свободную волю, сам сделать выбор, сам принять решение: принять данный помысл или отторгнуть его. Только в борьбе достигается победа, только побеждающему достаются венцы. Господь же всегда готов помочь и только ждет нашего призывания Его. «Чтобы Господь помог, достаточно лишь вспомнить о Нем», — учил св.Варсонофий Великий. «Сосудом же черпающим милости Божьи, является доверие» к Нему. Чем больше мы доверяем Господу, тем легче нам принять Его защиту и милость. Так Иисус Христос сказал св.Фаустине Ковальской.
Подобный опыт, как вижу, пережили и вы, Наталия.
Святые однако советуют не внимать никакой «энергетике молитвы», тем более, что любая энергетика, чувствуемая нами телесными чувствами, часто есть проявление нашей телесной натуры. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:24), в чем да поможет Он нам Сам Своею благодатью.
С любовью к Иисусу Христу, Господу нашему,
НПК.
Источник
О присутствии чувств и эмоций в молитве
— Пестов Н.Е. написал о молитве: «Когда христианин молится один, он должен стараться вкладывать в слова соответствующие чувства». Священник Константин Пархоменко пишет иначе: «Надо стараться произносить слова ровно и спокойно, с минимальным интонационным выражением». Примерно так же разнится подход у св. Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова. А каково Ваше мнение?
— Я думаю, что здесь речь идет о различных видах и состояниях молитвы. Если человек молится внимательно и старается проникнуть умом в глубину молитвенных слов, то чувства возникают в душе сами собой. Если какое-нибудь чувство особенно тронуло душу человека, то святитель Феофан советует временно остановить молитву, пока душа не напитается этим чувством. Священник о. Константин, очевидно, пишет об общей молитве в храме, где надо читать однотонно, чтобы не навязать другим своих эмоций и настроений. Вообще, искусственно вызывать эмоции — небезопасно. Это может привести к разгоряченности, которую святые отцы называли «кровяным жаром» — суррогатом духовных состояний, что может окончиться для неопытного подвижника самообольщением. Нельзя подделываться под духовность — под то, что еще не стяжал; это будут фальшивые, диссонирующие звуки молитвы. Надо стараться быть искренним и простым. Праведный Иоанн Кронштадтский достиг благодатной простоты и мог непосредственно выражать свои чувства в молитве, которая захватывала народ. Но если мы будем читать с интонациями, как говорят, с выражением, то можем превратиться в декламаторов молитвы.
— Св. Никодим Святогорец пишет: «Читай молитвы. и те же в сердце воспроизвести старайся чувства, какие движутся в читаемой молитве». А свт. Игнатий Брянчанинов учит немного иначе: «Во время молитвы. не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. » И такое разномыслие я встречал нередко. Выскажите, пожалуйста, Ваше мнение.
— Преподобный Никодим Святогорец советует молиться неспешно и следить, чтобы сердце отзывалось на слова молитвы. Девятой Игнатий Брянчанинов предупреждает об опасности искусственной экзальтации во время молитвы.
О молитве Иисусовой
— Осознаю и чувствую великую пользу Иисусовой молитвы, но, не имея наставника, бреду в неизвестном направлении. Не знаете ли Вы делателей этой молитвы в России или за границей? И хотелось бы услышать от Вас слово о сведении ума в сердце.
— В делании Иисусовой молитвы нет секретов, а только труд и труд. Отцы предостерегали от ошибок в Иисусовой молитве, но научить ей со стороны так же невозможно, как теоретически научить человека плавать, не входя в воду. Иисусова молитва раскрывается в самом ее действии. Вы спрашиваете, знаю ли я делателей Иисусовой молитвы. Знаю только их имена и могилы; но могу сказать, что уже покойные старцы открывали о Иисусовой молитве то, что могли вместить вопрошающие, а это было очень малым. Поэтому они часто говорили: молись в простоте души, и сама молитва тебя научит. Что касается вашего вопроса ко мне о сведении ума в сердце, то могу сказать: здесь нужен предварительный продолжительный труд для очищения ума от лишней информации, а сердца — от грубых страстей. Когда над умом будет установлен контроль, называемый в аскетике бдением, а в сердце подавлены и обузданы страсти, что называется трезвением, то ум сам потянется к сердцу, как к родному дому, и сердце откроется для него. Но это действие совершается благодатью Божией и в значительной степени зависит от общего образа человеческой жизни. Для Иисусовой молитвы надо пожертвовать многим, в том числе интеллектуальным богатством, которое так ценит мир, и многими страстными переживаниями, которые дают человеку искусство и литература. Если человек не способен на такую жертву и подвиг, то пусть он не думает достигнуть той глубины Иисусовой молитвы, которая у отцов называлась художественным деланием, а произносит Иисусову молитву, как мытарь, с чувством покаяния, — и такая молитва не останется без плодов. Если же человек будет насильно втискивать ожиревший и растолстевший от информации и телевизионных передач ум в сердце, живущее страстями и преданное мирским наслаждениям, то это может привести не к Богу, а к неврозу. Поищите в монастырях тех, кто занимается Иисусовой молитвой, и выберите из них того, с кем вы могли хотя бы иногда советоваться о своем духовном состоянии и молитве.
— Почему существуют два взгляда на Иисусову молитву: с одной стороны — рекомендации начинать и заканчивать день Иисусовой молитвой, читать днем, непрестанно учиться молитве через опытных наставников или творения святых отцов, а с другой — категорический запрет творить непрестанную Иисусову молитву без благословения духовника и даже утверждение об ее опасности? Но если у меня нет духовного отца и не у кого испросить благословения, а слова молитвы сами льются (пусть и не непрестанно), это уже стало потребностью, — чем мне может навредить Иисусова молитва?
— Стремиться к непрестанной Иисусовой молитве учат все святые отцы, а запрещают люди, сами находящиеся в неправильном духовном устроении. Впрочем, некоторые из отцов предупреждают не об опасности Иисусовой молитвы, а об опасности некоторых уклонений и извращений, которые могут появиться в процессе этой молитвы. Особенно подробно об этом пишет святой Игнатий Брянчанинов. Современные старцы также предостерегали от преждевременных усилий войти умом в сердце. Что касается благословения, то мы уже имеем благословение в церковном Предании. Однако взять лично благословение у наставника, занимающегося Иисусовой молитвой, — хорошо и полезно. Поэтому занимайтесь с Богом Иисусовой молитвой.
На вопрос, чем может навредить Иисусова молитва, могу ответить: она может навредить диаволу, а не вам, и он знает об этом и старается отвлечь человека от молитвы. Из неправильностей в творении Иисусовой молитвы укажу на следующее: 1) визионерство во время молитвы (образные представления); 2) преждевременное искание сердечного места (здесь нужна постепенность, а не «бег в гору»); 3) превозношение своей молитвой (нищий не должен превозноситься тем, что просит милостыню); 4) стремление к особым духовным состояниям во время молитвы (преобладающим чувством молитвы должно быть покаяние как плач о своих грехах). Но если благодать посетит человека как глубокий мир сердца и прозрачная ясность молитвенных слов, то не надо отвергать такого состояния: это — утешение, которое дается на время, а затем — снова труд.
— Какое количество Иисусовых молитв было бы прилично иметь правилом для только начинающего свой молитвенный путь?
— Для начинающих надо иметь правило, обязательное для исполнения: например, 300 Иисусовых молитв и 100 Божией Матери, а затем читать Иисусову молитву при каждой возможности.
— Отче, во время Иисусовой молитвы на словах «помилуй мя» нарочно вспоминаю свои плохие дела, чтобы вызвать покаянное настроение. Правильно ли это? Помню из поучений святых отцов, что молитва должна быть безвидной, безобразной. А как тогда стяжать покаяние?
— Перед тем, как начать Иисусову молитву, подумайте: 1) о благодеяниях Божиих, которыми наполнена ваша жизнь. 2) Поразмыслите о ваших грехах, чтобы вызвать чувство покаяния, только остерегайтесь вспоминать образы плотских грехов; определите, какие грехи последнее время особенно мучают вас. 3) Подумайте о том, что вы хотите получить от Бога, что важно и необходимо для вас. 4) Подумайте, какой бесценный дар представляет собой молитва как общение с Богом и что имя Иисуса Христа — это немеркнущий свет сердца. Представьте, что сегодняшний день может быть последним днем, который дан вам для приготовления к вечности, и что эта молитва может стать последней молитвой в вашей земной жизни. Затем переключитесь на чистую молитву — без размышлений, оценок и воспоминаний, — только имея мысль, что вы предстоите перед Богом, и Бог внимает вам.
— Допустимо ли Иисусову молитву изменить в конце: «помилуй мя грешного» на «помилуй нас грешных», имея в виду всю мою семью, и упражняться ею в течение всего дня, и будет ли она иметь плоды для моих домашних?
— Можно молиться за других Иисусовой молитвой по временам, а не постоянно; а большую часть времени произносите ее так, как заповедовала Церковь. Этот совет я слышал от старцев. Искренняя и усердная молитва не останется без плода для вас и для ваших домашних.
— Нужно ли молиться по четкам, когда уже привык к молитве без них?
— Если вы привыкли молиться без четок и у вас нет внутренней потребности в них, то продолжайте молиться, как молились. Иисусова молитва заповедана всем. Каждый христианин может иметь четки, но лучше иметь их по благословению, которое содействует молитве.
— Видела видеозапись Вашей беседы. У вас в руке была лестовка. Вы предпочитаете ее обычным четкам? Как молиться по лестовке?
— Я одинаково пользуюсь лестовкой и обычными четками. Одни и другие приняты в монашеской и вообще церковной традиции. Главное, не форма четок, а внимание к словам самой молитвы.
— Насколько быстро следует произносить про себя Иисусову молитву?
— Читайте молитву в том темпе, при котором вам легче соединять ум со словами молитвы. Слишком быстрая молитва может перейти в механическую, а слишком медленная — превратиться из молитвы в рассуждение — не в беседу с Богом, а в рассудочный анализ слов.
— Отче, если находишься в уединении, обязательно ли осенять себя крестным знамением при творении Иисусовой молитвы? Почему-то иногда это отвлекает или рука устает. Духовный отец сказал: «Можешь так, а можешь этак». А как лучше? Есть ли на это определенное мнение у иноков?
— Можно осенять себя крестным знамением в начале и конце чтения Иисусовой молитвы на четках, а также в то время, когда особенно одолевают помыслы. А постоянное осенение себя крестным знамением при каждой Иисусовой молитве в отдельности не является преданием святых отцов. При углублении ума в сердце или даже сосредоточивании его на словах молитвы помогает неподвижность тела и некоторая затаенность дыхания.
— В своей последней книге «Дыхание жизни» Вы пишите, что поклон надо делать после произнесения молитвы. Относится ли это к Иисусовой молитве? Я осеняю себя крестом, одновременно произнося «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий», а потом на «помилуй мя грешного!» делаю земной поклон. Стоит ли изменить или можно оставить?
— Произносить Иисусову молитву с осенением себя крестным знамением и земным поклоном можно, но по временам, так как надо стараться творить Иисусову молитву как можно чаще — во всякое свободное время, на всяком месте.
— Прошу Вашего совета. Меня никогда (после во-церковления) не мучили сомнения в вопросах веры, а если появлялись, то я говорила себе, что со временем все прояснится, и так оно и бывало. Но меня всегда мучило сомнение относительно моего личного спасения, я не верила, что у Бога есть желание спасти меня такую, какая я есть. По Вашему благословению я полтора года стараюсь творить Иисусову молитву. Стараюсь не рассеиваться и возвращать ум в слова. Недавно на молитве вдруг слово «Божий» как бы отделилось и стало против меня, и я почувствовала, что именно потому, что «Божий», я и могу ожидать прощения и милости. И теперь я, если мысленно выделяю это слово, то это чувство стояния против и надежды всегда появляется. Я читала об опасностях, которые могут случиться при занятии Иисусовой молитвой, и потому прошу Вас сказать, не является ли это прелестью?
— Это демоническое искушение на молитве, которое надо преодолеть. Если бы у Бога не было желания спасти вас, то Он не дал бы вам жизнь и время для исправления. Бог — безграничная Любовь, Он желает спасения всем, лишь бы человек принял Его любовь и дал бы место благодати в своем сердце. У святителя Нифонта случались подобные искушения в молитве. Но он твердо знал, что они от демона, и поэтому противостоял им. Попробуйте некоторое время говорить Иисусову молитву в таком виде: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, надежда моя, укрепи и помилуй мя грешную». Ваше состояние не является прелестью, а испытанием. Помоги вам Господи. Призываю на вас Божие благословение.
— Благословите, отец Рафаил! Как только начинаю поусердней читать Иисусову молитву, тут же приступают всякие скорби. На мой вопрос «почему и как дальше быть?» священник в монастыре ответил, что это потому, что я занимаюсь молитвой самочинно, а надо, чтобы было руководство духовника. Но это в монастыре просто и понятно — выбрал духовника и ходи к нему, и он будет тебя направлять. В приходских храмах дело обстоит несколько иначе: один или два батюшки на большой приход, и священник иной раз просто не в состоянии уделить тебе пару минут времени. Так что понятие «духовник» ограничивается только исповедью. Ответ Батюшки в монастыре не только не развеял мои сомнения, а еще больше усугубил. Я стараюсь читать молитву по дороге на работу и обратно и в течение дня, когда занимаюсь каким-либо механическим трудом. Вообще прекратить читать Иисусову молитву я уже не могу — мне ее как бы не хватает, словно перестаю дышать, в то же время пугают всякие скорбные обстоятельства. Что же делать? Посоветуйте, пожалуйста.
— Апостол Павел предупреждает, что после богоугодного дела будут скорби; это как бы соль, которой заканчивают приготовление пищи. Скорби делают молитву еще более глубокой и действенной. Преподобный Нил Синайский пишет: «Когда помолишься как должно, то ожидай того,- чего не должно». Не надо пугаться скорбных обстоятельств, потому что Господь в скорбях пошлет духовную радость, а если проявим терпение, то скорби окончатся благополучно. Призываю на вас Божие благословение.
Ответы священнику о молитве
— Вопрос священника. 1) Может ли священник (всего три года в сане) благословлять своих прихожан на какие-то особые молитвы: Богородичное правило, Пяточисленные молитвы, молитву старца Парфения Киевского, Иисусову молитву, чтение Евангелия и т.д.? 2) Важно ли, молится он сам ими, или нет? 3) Должен ли священник обладать какими-либо особыми качествами для этого? Я в основном отказывал в подобных просьбах по неопытности, но однажды уговорили благословить читать Евангелие за нераскаянного блудника, содержателя дискотеки и т.д. и т.п., но был тихий ужас, и пришлось, извинившись, забрать назад благословение. Сам я несколько лет пытаюсь молиться (творить не получается) Иисусовой молитвой. Прошу Вашего благословения на Иисусову молитву.
1) Иисусова молитва и чтение Евангелия заповеданы всем христианам, поэтому, благословляя на Иисусову молитву, вы призываете благодатную помощь на ее совершение. Что касается Богородичного правила, Пяточисленных молитв и молитвы старца Парфения Киевского, то мне кажется, что благословлять не следует, так как благословение священника обязывает исполнять их. В своей юности я просил благословения у митрополита Зиновия (в схиме схимитрополита Серафима) на Пяточисленные молитвы, но он благословения не дал, а ответил: «Я почитаю святителя Димитрия Ростовского, но главное для нас — молитвы, благословленные Церковью, и Псалтирь. Когда исполнишь положенное тебе молитвенное правило, тогда можешь иногда прочитать Пяточисленные молитвы». Может быть, и вам следует руководствоваться его советом.
2) Хорошо, но не обязательно, чтобы священник исполнял то правило, которое дает своим духовным детям, так как сама священническая служба и окормление верующих занимает столько времени, что он принужден сокращать собственное правило.
3) Трудно говорить о качествах человека, так как многие святые считали себя неразумными и недуховными людьми и, наоборот, люди невежественные и не имеющие правильных духовных понятий приписывали себе все достоинства. Я думаю, что священник должен в данном случае иметь чистую православную веру, определенный молитвенный опыт, а так же стремление поступать во всем по голосу совести. Если у вас просят благословения вычитывать бесноватого (то есть молиться за него) или совершать особые правила за тяжелого грешника, то лучше порекомендовать обратиться с этим вопросом к местному архиерею или своему духовнику. Помоги Господи вам и мне учиться Иисусовой молитве, важнее которой, кроме Святого Причастия, нет ничего на свете. Советую вам руководствоваться в этом деле сочинениями святителя Игнатия Брянчанинова. Прошу ваших молитв.
Источник