Молитва чувства во время молитвы

Как относиться к ощущениям во время молитвы

ВОПРОС по прочтении «О знаках, молитве, добрых делах и молитве во грех»: http://www.proza.ru/2015/01/06/1771

Дорогой Христу, Николай Павлович!
Когда я чувствовала «запах смерти» — запах грехов от кого-либо из прихожан, я думала: » О, ужас! Как дурно пахнет, но ведь и я совсем не лучше. Я — такая же.» Какая жалость, что мне не приходило ранее в голову помолиться за тех несчастных, и за себя, заодно, о благодати покаяния, об открытии путей исправления.
Николай Павлович!
У меня появилось к вам два вопроса.
1. Не могли бы Вы написанную рецензию вывести на своей страничке, как произведение? Рецензии читают не все. Произведениям же уделяют больше внимания. Такая ценная информация многим пригодится, уверена!
2. Наверняка иногда у вас при молитве возникали телесные ощущения — жар, озноб, вдохновение, желание воспарить и т.д.

Как следует к этому относиться и как Вы преодолели подобное?

Что же касается моих молитв, то изначально такие явления пугали меня. Но потом я стала поступать следующим образом: если понимала, что меня буквально штормит от энергетики молитвы и моя слабая плоть проявляет себя способами описанными выше, я стала говорить так: Господи, принимаю все Дары от Тебя пришедшие. Иные же дары, не от Тебя, отвергаю».
После этих слов необычные состояния плоти сразу сменялись состоянием умиротворения и спокойствия.
Полагаю, что если бы после такой перемены чувств у меня бы осталось чувство сожаления, огорчения, сожаления о потерянном состоянии «воспарения», то это и были бы «дары иные».

ОТВЕТ. Дорогая Иисусу Христу, Наталия!
Так, и у меня была мысль поместить это письмо в произведения, но вдруг подумал: а понравится ли это вам, если вы сами его еще быть может не прочитали, — а потому решил, если это будет угодно Господу, опубликовать его после вашего ответа. Ну, вот, видите: Господь никогда не отказывает в познании Своей воли, всегда сообщает ее, если мы Его об этом просим. Через вас Господь и сообщил мне Свою волю. Сейчас я это и сделаю.

Что касается телесных ощущений во время молитвы, то, возможно, они у меня и были, но в самом начале моей духовной жизни. Прошло уже много лет, но я до сих пор помню, сильную борьбу с помыслами, которой я тогда был отягощен. Сделал я тогда для себя такое открытие. Как то мне пришла мысль: а почему бы мне ни обращаться за помощью к Господу во время искушений через навязчивые помыслы? И вот в очередной раз при наплыве помыслов я обратился к Господу примерно так: «Господи! меня осаждает навязчивый помысл, я не хочу принимать его, пожалуйста, освободи меня от него», — и тотчас я заметил, что сила помысла уменьшилась, затем я повторил молитву еще раз и еще раз. С каждым разом сила помысла уменьшалась, пока не исчезла совсем. Потом иногда бывало, помысл исчезал и после одной молитвы. Не помню, чтобы повтрять молитву приходилось более трех раз.
Что касается полного отсутствия разных помыслов, то вначале через моего духовника, а затем и непосредственно, Господь сказал мне: «Избери полезное». Т.е. я должен, используя свою свободную волю, сам сделать выбор, сам принять решение: принять данный помысл или отторгнуть его. Только в борьбе достигается победа, только побеждающему достаются венцы. Господь же всегда готов помочь и только ждет нашего призывания Его. «Чтобы Господь помог, достаточно лишь вспомнить о Нем», — учил св.Варсонофий Великий. «Сосудом же черпающим милости Божьи, является доверие» к Нему. Чем больше мы доверяем Господу, тем легче нам принять Его защиту и милость. Так Иисус Христос сказал св.Фаустине Ковальской.
Подобный опыт, как вижу, пережили и вы, Наталия.
Святые однако советуют не внимать никакой «энергетике молитвы», тем более, что любая энергетика, чувствуемая нами телесными чувствами, часто есть проявление нашей телесной натуры. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:24), в чем да поможет Он нам Сам Своею благодатью.

С любовью к Иисусу Христу, Господу нашему,
НПК.

Источник

О присутствии чувств и эмоций в молитве

— Пестов Н.Е. написал о молитве: «Когда христи­анин молится один, он должен стараться вкла­дывать в слова соответствующие чувства». Свя­щенник Константин Пархоменко пишет иначе: «Надо стараться произносить слова ровно и спокойно, с минимальным интонационным вы­ражением». Примерно так же разнится подход у св. Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова. А каково Ваше мнение?

— Я думаю, что здесь речь идет о различных видах и состояниях молитвы. Если человек молится внимательно и старается проник­нуть умом в глубину молитвенных слов, то чувства возникают в душе сами собой. Если какое-нибудь чувство особенно тронуло ду­шу человека, то святитель Феофан советует временно остановить молитву, пока душа не напитается этим чувством. Священник о. Кон­стантин, очевидно, пишет об общей молитве в храме, где надо читать однотонно, чтобы не навязать другим своих эмоций и настроений. Вообще, искусственно вызывать эмоции — небезопасно. Это может привести к разгоря­ченности, которую святые отцы называли «кровяным жаром» — суррогатом духовных состояний, что может окончиться для неопытного подвижника самообольщением. Нельзя подделываться под духовность — под то, что еще не стяжал; это будут фаль­шивые, диссонирующие звуки молитвы. Надо стараться быть искренним и простым. Праведный Иоанн Кронштадтский достиг благодатной простоты и мог непосредствен­но выражать свои чувства в молитве, кото­рая захватывала народ. Но если мы будем читать с интонациями, как говорят, с выра­жением, то можем превратиться в деклама­торов молитвы.

— Св. Никодим Святогорец пишет: «Читай молит­вы. и те же в сердце воспроизвести старайся чувства, какие движутся в читаемой молитве». А свт. Игнатий Брянчанинов учит немного иначе: «Во время молитвы. не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. » И такое раз­номыслие я встречал нередко. Выскажите, по­жалуйста, Ваше мнение.

— Преподобный Никодим Святогорец сове­тует молиться неспешно и следить, чтобы сердце отзывалось на слова молитвы. Девятой Игнатий Брянчанинов предупреждает об опасности искусственной экзальтации во вре­мя молитвы.

О молитве Иисусовой

— Осознаю и чувствую великую пользу Иисусовой молитвы, но, не имея наставника, бреду в неиз­вестном направлении. Не знаете ли Вы делате­лей этой молитвы в России или за границей? И хотелось бы услышать от Вас слово о сведе­нии ума в сердце.

— В делании Иисусовой молитвы нет секре­тов, а только труд и труд. Отцы предостерега­ли от ошибок в Иисусовой молитве, но нау­чить ей со стороны так же невозможно, как те­оретически научить человека плавать, не вхо­дя в воду. Иисусова молитва раскрывается в самом ее действии. Вы спрашиваете, знаю ли я делателей Иисусовой молитвы. Знаю только их имена и могилы; но могу сказать, что уже покойные старцы открывали о Иисусовой мо­литве то, что могли вместить вопрошающие, а это было очень малым. Поэтому они часто говорили: молись в простоте души, и сама мо­литва тебя научит. Что касается вашего вопроса ко мне о сведении ума в сердце, то могу сказать: здесь нужен предварительный продолжитель­ный труд для очищения ума от лишней информации, а сердца — от грубых страстей. Когда над умом будет установлен контроль, называемый в аскетике бдением, а в сердце подавлены и обузданы страсти, что называет­ся трезвением, то ум сам потянется к сердцу, как к родному дому, и сердце откроется для него. Но это действие совершается благодатью Божией и в значительной степени зависит от общего образа человеческой жизни. Для Иисусовой молитвы надо пожертвовать многим, в том числе интеллектуальным богат­ством, которое так ценит мир, и многими стра­стными переживаниями, которые дают чело­веку искусство и литература. Если человек не способен на такую жертву и подвиг, то пусть он не думает достигнуть той глубины Иисусовой молитвы, которая у отцов называлась художе­ственным деланием, а произносит Иисусову молитву, как мытарь, с чувством покаяния, — и такая молитва не останется без плодов. Если же человек будет насильно втискивать ожиревший и растолстевший от информации и телевизионных передач ум в сердце, живущее страстями и преданное мирским наслаждениям, то это может привести не к Богу, а к неврозу. Поищите в монастырях тех, кто занимается Иисусовой молитвой, и выберите из них того, с кем вы могли хотя бы иногда советоваться о своем духовном состоянии и молитве.

— Почему существуют два взгляда на Иисусову молитву: с одной стороны — рекомендации начинать и заканчивать день Иисусовой моли­твой, читать днем, непрестанно учиться молитве через опытных наставников или творения святых отцов, а с другой — категорический запрет тво­рить непрестанную Иисусову молитву без бла­гословения духовника и даже утверждение об ее опасности? Но если у меня нет духовного отца и не у кого испросить благословения, а слова молитвы сами льются (пусть и не непре­станно), это уже стало потребностью, — чем мне может навредить Иисусова молитва?

— Стремиться к непрестанной Иисусовой молитве учат все святые отцы, а запрещают люди, сами находящиеся в неправильном духовном устроении. Впрочем, некоторые из отцов предупреждают не об опасности Иисус­овой молитвы, а об опасности некоторых уклонений и извращений, которые могут появиться в процессе этой молитвы. Особен­но подробно об этом пишет святой Игнатий Брянчанинов. Современные старцы также предостерегали от преждевременных усилий войти умом в сердце. Что касается благослове­ния, то мы уже имеем благословение в церков­ном Предании. Однако взять лично благосло­вение у наставника, занимающегося Иисус­овой молитвой, — хорошо и полезно. Поэто­му занимайтесь с Богом Иисусовой молитвой.

На вопрос, чем может навредить Иисусова моли­тва, могу ответить: она может навредить диаволу, а не вам, и он знает об этом и старается отвлечь человека от молитвы. Из неправильностей в творении Иисусовой молитвы укажу на следующее: 1) визионерство во время моли­твы (образные представления); 2) преждевре­менное искание сердечного места (здесь нужна постепенность, а не «бег в гору»); 3) превоз­ношение своей молитвой (нищий не должен превозноситься тем, что просит милостыню); 4) стремление к особым духовным состояниям во время молитвы (преобладающим чувством молитвы должно быть покаяние как плач о своих грехах). Но если благодать посетит чело­века как глубокий мир сердца и прозрачная ясность молитвенных слов, то не надо отвер­гать такого состояния: это — утешение, кото­рое дается на время, а затем — снова труд.

— Какое количество Иисусовых молитв было бы прилично иметь правилом для только начинающего свой молитвенный путь?

— Для начинающих надо иметь правило, обяза­тельное для исполнения: например, 300 Иисусовых молитв и 100 Божией Матери, а затем читать Иисусову молитву при каждой возможности.

— Отче, во время Иисусовой молитвы на словах «помилуй мя» нарочно вспоминаю свои плохие дела, чтобы вызвать покаянное настроение. Правильно ли это? Помню из поучений святых отцов, что молитва должна быть безвидной, безобразной. А как тогда стяжать покаяние?

— Перед тем, как начать Иисусову молитву, по­думайте: 1) о благодеяниях Божиих, которыми наполнена ваша жизнь. 2) Поразмыслите о ва­ших грехах, чтобы вызвать чувство покаяния, только остерегайтесь вспоминать образы плотских грехов; определите, какие грехи пос­леднее время особенно мучают вас. 3) Поду­майте о том, что вы хотите получить от Бога, что важно и необходимо для вас. 4) Подумай­те, какой бесценный дар представляет собой молитва как общение с Богом и что имя Иису­са Христа — это немеркнущий свет сердца. Представьте, что сегодняшний день может быть последним днем, который дан вам для приготовления к вечности, и что эта молитва может стать последней молитвой в вашей зем­ной жизни. Затем переключитесь на чистую молитву — без размышлений, оценок и воспо­минаний, — только имея мысль, что вы пред­стоите перед Богом, и Бог внимает вам.

— Допустимо ли Иисусову молитву изменить в конце: «помилуй мя грешного» на «помилуй нас грешных», имея в виду всю мою семью, и упражняться ею в течение всего дня, и будет ли она иметь плоды для моих домашних?

— Можно молиться за других Иисусовой мо­литвой по временам, а не постоянно; а боль­шую часть времени произносите ее так, как заповедовала Церковь. Этот совет я слышал от старцев. Искренняя и усердная молитва не останется без плода для вас и для ваших домашних.

— Нужно ли молиться по четкам, когда уже привык к молитве без них?

— Если вы привыкли молиться без четок и у вас нет внутренней потребности в них, то продолжайте молиться, как молились. Иисусова мо­литва заповедана всем. Каждый христианин может иметь четки, но лучше иметь их по бла­гословению, которое содействует молитве.

— Видела видеозапись Вашей беседы. У вас в руке была лестовка. Вы предпочитаете ее обычным четкам? Как молиться по лестовке?

— Я одинаково пользуюсь лестовкой и обычными четками. Одни и другие приняты в монашеской и вообще церковной традиции. Главное, не форма четок, а внимание к словам самой молитвы.

— Насколько быстро следует произносить про се­бя Иисусову молитву?

— Читайте молитву в том темпе, при котором вам легче соединять ум со словами молитвы. Слишком быстрая молитва может перейти в механическую, а слишком медленная — превратиться из молитвы в рассуждение — не в беседу с Богом, а в рассудочный анализ слов.

— Отче, если находишься в уединении, обязатель­но ли осенять себя крестным знамением при творении Иисусовой молитвы? Почему-то иног­да это отвлекает или рука устает. Духовный отец сказал: «Можешь так, а можешь этак». А как лучше? Есть ли на это определенное мне­ние у иноков?

— Можно осенять себя крестным знамением в начале и конце чтения Иисусовой молитвы на четках, а также в то время, когда особенно одолевают помыслы. А постоянное осенение себя крестным знамением при каждой Иису­совой молитве в отдельности не является пре­данием святых отцов. При углублении ума в сердце или даже сосредоточивании его на словах молитвы помогает неподвижность тела и некоторая затаенность дыхания.

— В своей последней книге «Дыхание жизни» Вы пишите, что поклон надо делать после произне­сения молитвы. Относится ли это к Иисусовой молитве? Я осеняю себя крестом, одновремен­но произнося «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий», а потом на «помилуй мя грешного!» делаю земной поклон. Стоит ли изменить или можно оставить?

— Произносить Иисусову молитву с осенением себя крестным знамением и земным поклоном можно, но по временам, так как на­до стараться творить Иисусову молитву как можно чаще — во всякое свободное время, на всяком месте.

— Прошу Вашего совета. Меня никогда (после во-церковления) не мучили сомнения в вопросах веры, а если появлялись, то я говорила себе, что со временем все прояснится, и так оно и бывало. Но меня всегда мучило сомнение отно­сительно моего личного спасения, я не верила, что у Бога есть желание спасти меня такую, ка­кая я есть. По Вашему благословению я полто­ра года стараюсь творить Иисусову молитву. Стараюсь не рассеиваться и возвращать ум в слова. Недавно на молитве вдруг слово «Бо­жий» как бы отделилось и стало против меня, и я почувствовала, что именно потому, что «Бо­жий», я и могу ожидать прощения и милости. И теперь я, если мысленно выделяю это слово, то это чувство стояния против и надежды всег­да появляется. Я читала об опасностях, которые могут случиться при занятии Иисусовой молит­вой, и потому прошу Вас сказать, не является ли это прелестью?

— Это демоническое искушение на молитве, которое надо преодолеть. Если бы у Бога не было желания спасти вас, то Он не дал бы вам жизнь и время для исправления. Бог — безгра­ничная Любовь, Он желает спасения всем, лишь бы человек принял Его любовь и дал бы место благодати в своем сердце. У святителя Нифонта случались подобные искушения в молитве. Но он твердо знал, что они от демо­на, и поэтому противостоял им. Попробуйте некоторое время говорить Иисусову молитву в таком виде: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, надежда моя, укрепи и помилуй мя грешную». Ваше состояние не является пре­лестью, а испытанием. Помоги вам Господи. Призываю на вас Божие благословение.

— Благословите, отец Рафаил! Как только начинаю поусердней читать Иисусову молитву, тут же приступают всякие скорби. На мой вопрос «по­чему и как дальше быть?» священник в монас­тыре ответил, что это потому, что я занимаюсь молитвой самочинно, а надо, чтобы было руко­водство духовника. Но это в монастыре просто и понятно — выбрал духовника и ходи к нему, и он будет тебя направлять. В приходских хра­мах дело обстоит несколько иначе: один или два батюшки на большой приход, и священник иной раз просто не в состоянии уделить тебе пару минут времени. Так что понятие «духов­ник» ограничивается только исповедью. Ответ Батюшки в монастыре не только не развеял мои сомнения, а еще больше усугубил. Я ста­раюсь читать молитву по дороге на работу и обратно и в течение дня, когда занимаюсь ка­ким-либо механическим трудом. Вообще прекратить читать Иисусову молитву я уже не могу — мне ее как бы не хватает, словно пе­рестаю дышать, в то же время пугают всякие скорбные обстоятельства. Что же делать? По­советуйте, пожалуйста.

— Апостол Павел предупреждает, что после богоугодного дела будут скорби; это как бы соль, которой заканчивают приготовление пищи. Скорби делают молитву еще более глу­бокой и действенной. Преподобный Нил Си­найский пишет: «Когда помолишься как должно, то ожидай того,- чего не должно». Не надо пугаться скорбных обстоятельств, пото­му что Господь в скорбях пошлет духовную ра­дость, а если проявим терпение, то скорби окончатся благополучно. Призываю на вас Божие благословение.

Ответы священнику о молитве

— Вопрос священника. 1) Может ли священник (всего три года в сане) благословлять своих прихожан на какие-то особые молитвы: Бого­родичное правило, Пяточисленные молитвы, молитву старца Парфения Киевского, Иисусо­ву молитву, чтение Евангелия и т.д.? 2) Важно ли, молится он сам ими, или нет? 3) Должен ли священник обладать какими-либо особыми ка­чествами для этого? Я в основном отказывал в подобных просьбах по неопытности, но однажды уговорили благословить читать Еванге­лие за нераскаянного блудника, содержателя дискотеки и т.д. и т.п., но был тихий ужас, и пришлось, извинившись, забрать назад благословение. Сам я несколько лет пытаюсь мо­литься (творить не получается) Иисусовой мо­литвой. Прошу Вашего благословения на Иису­сову молитву.

1) Иисусова молитва и чтение Евангелия заповеданы всем христианам, поэтому, бла­гословляя на Иисусову молитву, вы призыва­ете благодатную помощь на ее совершение. Что касается Богородичного правила, Пяточисленных молитв и молитвы старца Парфе­ния Киевского, то мне кажется, что благос­ловлять не следует, так как благословение священника обязывает исполнять их. В своей юности я просил благословения у митрополи­та Зиновия (в схиме схимитрополита Серафи­ма) на Пяточисленные молитвы, но он бла­гословения не дал, а ответил: «Я почитаю святителя Димитрия Ростовского, но главное для нас — молитвы, благословленные Церковью, и Псалтирь. Когда исполнишь положенное тебе молитвенное правило, тогда можешь иногда прочитать Пяточисленные молитвы». Может быть, и вам следует руководствоваться его советом.

2) Хорошо, но не обязательно, чтобы свя­щенник исполнял то правило, которое дает своим духовным детям, так как сама священ­ническая служба и окормление верующих за­нимает столько времени, что он принужден сокращать собственное правило.

3) Трудно говорить о качествах человека, так как многие святые считали себя неразумными и недуховными людьми и, наоборот, люди не­вежественные и не имеющие правильных ду­ховных понятий приписывали себе все досто­инства. Я думаю, что священник должен в данном случае иметь чистую православную веру, определенный молитвенный опыт, а так­ же стремление поступать во всем по голосу со­вести. Если у вас просят благословения вычи­тывать бесноватого (то есть молиться за него) или совершать особые правила за тяжелого грешника, то лучше порекомендовать обра­титься с этим вопросом к местному архиерею или своему духовнику. Помоги Господи вам и мне учиться Иисусовой молитве, важнее кото­рой, кроме Святого Причастия, нет ничего на свете. Советую вам руководствоваться в этом деле сочинениями святителя Игнатия Брянчанинова. Прошу ваших молитв.

Источник

Оцените статью