Моим ученикам посвящается
Мои ученики, я Вас люблю!
Я счастлива, что мы творили вместе!
И я сто раз судьбу благодарю
За то, что вас учить дала мне чести.
Не все из вас пошли моим путём,
Но это и не важно, априори:
А важно то, что мы всегда живём
Воззреньями единых категорий.
Вы думаете, Я учила Вас?
Я лишь делилась тем, что Вы не знали…
А Вы – давали больше мне подчас:
Друг друга мы в процессе воспитали.
Вся жизнь моя в кругу из Ваших глаз:
Ни оступиться, ни расслабиться, ни скрыться.
И то, что представляю я сейчас –
Заслуга Ваша, стоило трудиться…
Чтоб воспитать в Вас прилежание и труд —
Немало и себя пришлось заставить.
И на себе и пряники, и кнут
И испытать, и вынесть, и прославить.
Чтоб веру Вам в победу укрепить –
Сама к победе я неслась отважно.
Не ради славы! Чтобы вдохновить
Учеников на выбор в жизни важный…
Я научилась видеть ради Вас
То, что без Вас мне было не доступно.
Возможно, мою душу как-то спас
Пример достойных ученических поступков.
И глядя на своих учеников,
Горжусь, что мне пришлось быть рядом с Вами.
Букет моих неведомых грехов
Растоптан нашими совместными шагами.
Да не бойтесь вы этого страшного слова – педагогика. Слово страшное и наука нелепая: как можно научить любить? Нет такой науки – педагогика. Есть наука – любовь.
Если Вы любите мир, который Вас окружает, Вы обязательно дождетесь взаимности! В мире есть что любить! В мире есть кого любить!
Педагогика — это такая скучная дисциплина в педагогических вузах, что студенты порой кривятся от её догм, постулатов, дидактики, целей, задач, содержания, ожидаемых результатов. Им, студентам, ещё вчерашним детям, всегда непонятно: зачем сравнивать педагогов Спарты и Афин с Кириллом и Мефодием, Дидро и Вольтера с Макаренко и Сухомлинским, Монтессори с Элькониным, Крупскую с Заньковым? Им, студентам, совершенно непонятны психолого-педагогические задачи, которые необходимо решить на контрольном срезе за 15 минут, потому что у них, вчерашних детей, совершенно ещё нет жизненного опыта. Они могут сделать это только по образцу (как делала мама или учительница в школе), но не у всех (далеко не у всех из них!) были идеальными педагогами родители или школьные учителя. Есть ли смысл учить их педагогике? На мой взгляд, гораздо больший результат и смысл — учить любви. Её так не хватает в современной школе. Да и настоящих педагогов — не хватает.
Настоящий педагог — это человек, который. прошёл жизненный путь. Падал, ошибался, раскаивался, разочаровывался, поднимался, снова шёл, и не уставал при этом любить. Воспитал (или не сумел воспитать) сотни душ, плакал над каждой, и смеялся вместе с ними. Умел прощать. Умел учиться у своих учеников. Умел воспитывать незаметно (не учил грамоте, счёту и письму, а учил любить учиться).
Не сделаю открытие: у педагога нет любимчиков, он одинаково любит и учит всех детей. Но почему-то проходит время, и кого-то из бывших учеников мы невольно забываем, о других говорим с сожалением, а про кого-то вспоминаем чаще других, и рассказываем о них последующим поколениям. И вовсе не обязательно этим самым памятным и незабываемым ученикам становиться во взрослой жизни выдающимися людьми. Они обычные, такие же, как и все, только чуточку добрее, отзывчивее, и смотрят на окружающий мир влюбленными глазами. За многие годы работы учитель видит очень разных учеников. Мимо проходят – тысячи. Шагают рядом – сотни. А в сердце остаются – только некоторые. Чаще всего это те ученики, личности которых «рождались» на ваших глазах.
В общем, перелопатив за свою жизнь тонны педагогических трудов, ненавидя педагогику как науку, бросая её, и вновь к ней возвращаясь, мы, сами того не замечая, становимся хорошими педагогами, только тогда, когда у нас появляются внуки (не важно — родные ли, или дети Ваших учеников, пришедшие снова к Вам).
Не претендуя на уникальность, замечу, что наибольшее влияние на педагогическую практику моего окружения (семьи, друзей, коллег и меня лично) оказали такие великие педагоги, как:
— Иоганн Генрих Песталоцци, с его принципом природосообразности (с ним мы познакомились ещё в студенчестве, на лекциях по педагогике, и смело воплощали его идеи в педагогической практике студентов);
— Борис и Елена Никитины со своей методикой закаливания и физического развития (это когда у нас или наших друзей и коллег появлялись собственные дети в 80-х);
— Владимир Иванович Вернадский, с его принципом культуросообразности и учением о ноосфере (о нём широко заговорили в педагогике 90-х);
— Шалва Александрович Амонашвили с его принципами гуманной педагогики (личное знакомство в 2000 г. оставило незабываемое впечатление и колоссальнейшее влияние на многих моих единомышленников, и на меня в том числе).
Как видите, Макаренко среди них нет 🙂 Не потому, что его педагогика хуже или лучше. Пантелеевская «Республика ШКИД» была прочитана ещё в школе, примерно классе в шестом-седьмом. (Я это к тому пишу, что многие, услышав слово «педагогика» немедленно ассоциируют его со словом «Макаренко», как будто бы других педагогов и не существует вовсе). Но поколение нынче — совсем другое. И чтобы воспитывать учеников, хорошо бы запастись всем арсеналом методик, рекомендаций, советов, и не в виде научных статей, а в виде простых рассказов из жизни. Кому-то — подойдёт спартанский стиль воспитания, а кто-то требует к себе индивидуального подхода. Менять методики и стили, переворачивать с ног на голову все свои и не свои педагогические приёмчики, меняться самому — то становиться непримиримым, требовательным и грозным, то докучливым занудой, то бесшабашным и беспечным вожаком-сорвиголовой, то старшим приятелем, заговорщиком с секретами и тайнами, то.
Как и многие выпускники педагогических вузов, получая диплом, мы, конечно же, не собиралась быть ни учителями, ни педагогами. Ну, как минимум, композиторами или учёными :-).
Но кем бы Вы не стали по жизни, педагогом Вам всё равно придётся стать, как ни крути, особенно, после рождения собственных детей.
За много лет путешествий выработалась стойкая привычка — писать походные дневники. Перелистав их, спустя десятилетия, мне стало ясно, что эти записки могут быть интересны всем, кто воспитывает детей. Иногда — глупые ошибки, иногда — везение, иногда — бесполезный, казалось бы, труд, иногда — беспомощность, иногда — непонимание и боль, иногда — радость сотворчества, иногда. Да много разных иногда. Но чаще — дети воспитывают нас, а не мы их.
Стоп. Многие из молодого поколения сейчас спросят: а причём тут педагогика? Ведь в последнее десятилетие в школе происходит всё больше заметный «крен»: теперь на первом месте стоит образование, а воспитывать школе стало некогда. «Вести ребёнка по жизни» (а ведь именно это означает слово «педагог») стало некому. Все заняты «вдалбливанием» знаний в головы детей. А воспитание — теперь удел только родителей. А если родители не могут? Не хотят, не умеют, не считают нужным, или им самим требуется воспитание? А если родителей нет? Бедное поколение. Остаётся только уповать на систему дополнительного образования (кружки, секции, клубы по интересам), там ещё пока не существует ЕГЭ, нет гонки образовательных программ и подгонки мозгов детей под общий стандарт. Там ещё пока педагоги могут позволить себе уделить внимание душам детей.
Эту книгу я посвящаю всем своим младшим друзьям, с которыми мы вместе ходили в походы. Даже не туристам. Даже не музыкантам. Даже не школьникам, и даже не студентам. Даже тем, кто не считает себя моим учеником. Пусть она станет пособием по приобретению педагогического опыта на чужих ошибках, а не на своих, а если найдёте здесь что-то удачное — используйте и повторяйте (или не повторяйте!)
Источник
Мои ученики моя радость
Дополнительные скидки при оплате от двух курсов и для коллективов.
Подарок каждому слушателю! Свидетельство о развитии профессиональной компетенции.
Получите новую квалификацию по самым выгодным ценам.
Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014
Зачем размещать разработки
у нас?
- Свидетельство бесплатно
- Нам доверяют
- Нужно использовать при аттестации
Свидетельство о публикации
в СМИ
Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность
Оформить бесплатно документ можно здесь
ЭССЕ «Ничто не побуждает стать лучше ,как горящие глаза моих учеников»
Понимаешь, мама, я – учитель!
Видишь, я вхожу, волнуясь, в класс.
Это мне решили поручить их
40 душ и 80 глаз…
Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,
То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в тои вверяют руки.
И помни, ты несёшь за всё ответ: за их печали, радости, невзгоды.
И каждый твой урок и твой совет ученики проносят через годы.
Каждый из нас волен выбирать свой путь, свою дорогу в жизни и все мы делаем это по-разному: у кого-то получается этот выбор сразу после вступления во взрослую, сознательную жизнь, а кому-то приходится пройти половину своего жизненного пути, прежде чем он остановится на своем главном в жизни выборе, выборе своей деятельности.
«Все профессии хороши – выбирай на вкус». Под таким призывом всегда неизменно вставал вопрос о выборе будущей профессии, пожалуй, перед каждым выпускником школы. И к этому серьезному вопросу многие подходят обдуманно, осознавая, что от правильного выбора будущей профессии зависит то, с какой отдачей человек будет заниматься той или иной деятельностью. . Очень важно в начале педагогического пути чувствовать поддержку опытных коллег, обратиться за помощью и знать, что тебе не откажут.
Почему я выбрала профессию педагога? Этот вопрос я задаю себе постоянно. Что удерживает меня в ней? Каждый день я вижу учеников, которые смотрят на меня широко раскрытыми глазами, ожидая чего-то необычного и интересного. А что я могу дать им? Что вообще может дать один человек другому? Кроме капельки тепла. Что Я могу? И что я хочу?
Еще Конфуций сказал: «Найди себе любимое дело, и тебе не придется работать» Радость, самореализация, любовь к тому что ты делаешь, когда окружающая действительность, мир тебя радуют. Когда видишь счастье в мелочах. Когда долго жизнь шла рутинно и вдруг всё круто поменялось в лучшую сторону. У тебя загораются глаза. И хочется испытывать позитивные чувства снова и снова, хочется достигать новых вершин,идти вперёд, вдохновение переполняет тебя. У тебя вырастают крылья за спиной. Хочется петь, танцевать, радоваться жизни. А секрет счастливых глаз прост — просто делай то что тебе нравится и живи как хочется, будь собой и счастье не заставит себя ждать. Это так клёво заниматься любимым делом. Это драйв. Это жизнь. В этом состоянии наиболее всего чувствуешь себя живой, чувствуешь радость и драйв. И хочется идти вперёд, достигать, становиться лучше.
Во все времена школа приносила людям знания. Школа включает в себя не только обучения, но также новых друзей.
Я воспитывалась в семье, где слово «учитель» произносилось с уважением. Моя мама работала учителем, и я тоже решила стать учителем. Потому что уверена, что именно школа остается сегодня единственным, удивительным местом замечательных человеческих отношений и искренней дружбы .Чем взрослее я становлюсь, тем больше понимаю, что учитель – это не профессия, а образ жизни. Каждый ученик- это как чистый лист. Когда работаю с детьми, я хочу в них вложить новые знания и умения. Работая с ними, я отдаю частичку себя. .
Очень важно в начале педагогического пути чувствовать поддержку опытных коллег, обратиться за помощью и знать, что тебе не откажут.Таким наставником была моя коллега Дунаева Олеся Викторовна.
Она научила меня тому, что настоящий учитель должен обладать трудолюбием, выдержкой, терпением, толерантностью, артистичностью, обаянием, но самое главное, он должен любить детей и владеть собой. Педагог для детей должен быть кумиром, потому что дети подражают ему, они стремятся быть такими же. Хороший учитель – это тот, кто гордится самостоятельными успехами ученика и радуется его новым достижением; плохой учитель – тот, кто не заинтересован в дальнейшем развитии своих учеников
Мне и самой всегда нравились учителя в меру строгие, неравнодушные, с искоркой в глазах и в душе. Ведь ученик всегда безошибочно чувствует, как к нему расположен учитель.
Не зря говорят, что школа – это второй дом, в котором ребенок проводит половину своего детства. А детство – это старт во взрослую жизнь. Хорошо, когда для ребенка школа становится настоящей путевкой в жизнь, когда в школе учат быть подготовленными к взрослой жизни. Безусловно, на учителей возложена серьезная ответственность: выпустить из школьной среды человека не только с определенной базой знаний, но обогащенного внутренней духовно-нравственной культурой. Не зря И.Гете писал: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». Учитель – сложная и ответственная профессия, это человек, который формирует личность, и человек, который может искалечить ее. Ребенок, словно губка, впитывает все, что в него вкладывают. Ребенок – это открытая книга, и только от взрослых зависит то, что будет написано на ее страницах.
Профессия учителя не для равнодушных людей, так как требует много душевных и эмоциональных затрат. Также эта профессия сложна тем, что отнимает много свободного времени. Быть учителем – это значит постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы каждый день.
Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?
Поэтому особенно осознаешь значимость профессии учителя, когда видишь распахнутые глаза детей. Глядя в них, понимаешь, что именно ты закладываешь ростки будущего характера, ведь именно с детства начинается познание окружающего мира, этических и моральных норм поведения. . А ещё стала понимать, что дети и меня учат многому: непосредственности, искренности, справедливости и многим другим качествам, которые мы, к большому сожалению, теряем с годами
« Успех меряется количеством горящих глаз вокруг меня» говорил Бенджамин Зандер.
Но если не горят глаза у учителя, вряд ли ему удастся зажечь интерес, восторг в глазах у детей?.
Ведь работать, видя пустые, ничего не видящие глаза учеников, — это пытка.
Когда я вхожу в класс и начинаю урок, пристально всматриваюсь в глаза ребят. Какие они разные! У каждого свои мысли, идеи, мир, который нельзя разрушить, и всем надо помочь раскрыться, в каждом увидеть лучик, выработать свой маршрут успешности. Понимаю, что от меня зависит будущее этого маленького человека.
Главное для учителя — быть самим собой, примером для всех. Приятно, когда учащиеся понимают и воспринимают учителя как талантливого, терпеливого, интересного и разностороннего человека. Чтобы понять ученика, нужно представить себя на его место, необходимо постараться думать и мыслить так же, как он. Как же это трудно, но необходимо. Многие ребята боятся и сомневаются в своих способностях — именно в этот момент больше всего им нужна учительская поддержка и внимание. Возможность поверить в свои силы так необходима! Какое счастье — видеть глаза ребенка, получившего признание и одобрение, даже самый маленький успех — это уже победа! Вижу своих учеников, их улыбки, желание постигать новое и неизученное и понимаю, что все не зря, каждый из нас идет к намеченной цели. Бывают такие моменты, что кажется: у меня ничего не получается, и опускаются руки, мучают сомнения… Тогда я начинаю понимать, что права не имею бросить все, бросить именно сейчас, когда мы вместе, и начинаю искать ключик-выход, чтобы всех вовлечь в общее дело. Никто из моих ребят не должен остаться одинок! Зажженная искорка в глазах ребенка, заинтересованный радостный взгляд, улыбка от вовремя сказанных добрых и подбадривающих слов.
Я – учитель русского языка и литературы. Понимаю, что это самая прекрасная профессия, но и самая трудная. Я должна буду отдать ей себя всю – иначе не стоило и начинать. Ведь, пожалуй, ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственное развитие, отношение к людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учителя. Мало иметь только учительский диплом. Надо владеть еще величайшим из искусств – искусством любить детей.
Профессия учителя-словесника привлекает меня также своей гуманностью и благородством. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с урока, не только получив определенный объем знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше.
Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять. И у них, таких маленьких, я тоже многому учусь. Каждый день в школе не похож на другой.
Мне очень хочется научить детей грамотно писать и говорить, оставить след в их душах, породить в них потребность думать, спорить, отстаивать свою точку зрения. Научить их тому, чему другие не научат. Показать, какие возможности перед ними открыты. Помочь определиться в жизни, говорить с ними о том, что волнует их больше всего в их возрасте. И моя специальность учителя-словесника дает мне такую возможность, приводя примеры из классической русской литературы. Где, как не на уроках литературы, говорить о вечных ценностях: доброжелательности, порядочности, милосердии, благородстве, предательстве, лжи? У меня есть замечательные помощники — самые лучшие герои произведений мировой литературы.
Приходя домой, я часто вспоминаю слова Константина Кушнера: «Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Да, иногда нет сил после того, как проведешь семь уроков, но, проверяя тетради, вспоминаешь детей, которые ждут от тебя что-то новое, интересное, их слова, милые лица, восхищенные рассказы, и понимаешь, что все, сделанное тобой, было не зря. Сразу становится легче: как будто крылья вырастают за спиной, хочется дальше творить и работать.
Так кем же для ребенка является учитель? Человеком, который дает знания или человеком, который учит находить новые знания и использовать их в своей жизни? Мне ближе вторая позиция, потому что учитель должен быть не просто «кладезем знаний», а проводником к ним. Человеком, который проживет вместе с учеником счастливые и печальные моменты школьной жизни. Человеком, который поможет найти ответ на любой вопрос, даже самый сокровенный.
Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но любовь и доверие детей невозможно завоевать, вооружившись только современными методиками. Нужен нелегкий и упорный труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает его от других, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности. Одним словом, учитель должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
Учитель – это человек, несущий детям доброе, разумное, вечное. Человек, оставляющий негатив за порогом школы, как бы тяжело не было на душе. Учитель должен помнить народную мудрость: «Как аукнется, так и откликнется». Потому что, от учителя во многом зависит, что нам откликнется в недалеком будущем.
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.
Мое педагогическое кредо: Сделать мир лучше и добрее. Я хочу сделать так, чтобы и мои ученики тоже хотели и могли изменить мир к лучшему! Чтобы люди радовались каждому новому дню, радовались жизни. Чтобы, просыпаясь утром, хотелось улыбнуться, обнять родных и увидеть, что сегодня они здоровы и счастливы и что у них тоже все хорошо.
Очень точно и метко написал об учителе известный писатель С.Л.Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Профессия учителя – это и труд, и призвание.
К сожалению в современном обществе профессия учитель обесценилась,так как даже с высоких трибун нам постоянно твердят,что нужно идти в бизнес.При непомерной заваленностью отчетами,бумагами и прочим никем никогда не читаемым бумагомарательством,ученик становится человеком,который мешает заполнять отчеты.А глаза горят только у чиновников в предвкушении очередного отчета или приказа.
Источник