- Вопрос-ответ. «Таблица чувств»: как помогать ребенку с аутизмом с эмоциональной саморегуляцией
- Таблица чувств в вашем классе
- Пример из личного опыта
- Образец таблицы чувств
- Как использовать таблицу чувств в классе
- Конспект занятия «5 органов чувств»
- Задачи
- Словарная работа
- Предварительная работа
- Оборудование
- Предполагаемый результат
Вопрос-ответ. «Таблица чувств»: как помогать ребенку с аутизмом с эмоциональной саморегуляцией
Описание методики для профилактики нервных срывов у ребенка и того, как применять ее с учениками школьных классов
Взрослые могут остановить эскалацию негативных чувств у ребенка, при условии, что тот может им о них сообщить. Для этого можно поговорить с учеником о проблеме или предоставить ему возможность заняться чем-нибудь успокаивающим. Однако очень часто ученикам с РАС трудно выразить свои чувства, и окружающие ничего о них не знают до тех пор, пока не станет слишком поздно. «Таблица чувств» может стать эффективной визуальной подсказкой для выражения своих эмоций. Очень часто дети могут воспользоваться такой таблицей даже без слов.
Таблица чувств в вашем классе
Для того, чтобы таблица чувств стала эффективной стратегией, нужно объяснить ребенку, какое именно чувство представлено на каждом уровне. В чем разница между «все отлично» и «у меня проблема»?
Для того, чтобы связать каждый пункт таблицы с чувством, вам нужно прибегнуть к прямым объяснениям. Занятия с такими объяснениями можно проводить по-разному, в том числе, можно использовать различные предметы, фотографии самого ребенка и других людей.
В начале такого занятия вы можете описать определенное чувство или эмоцию с помощью изображений людей, сценариев каких-то конкретных ситуаций или видеороликов. Во время такого занятия ученики могут отвечать на вопросы или проигрывать различные сценарии.
Затем педагог может проверить, хорошо ли его поняли. Например, он может поставить пять корзинок с надписями из таблицы, а затем попросить ребенка бросать мячики или мешочки с крупой в нужную корзинку в ответ на изображение, описание ситуации или видео.
Как только ученики поймут смысл каждой графы, они смогут использовать таблицу наиболее эффективно.
Пример из личного опыта
Когда я пришла для консультации в незнакомый класс, учительница сказала, что один из детей часто и сильно расстраивается, но она не понимает, что с этим делать. Я никогда не встречала этого ученика, но я положилась на визуальную поддержку, чтобы оценить ситуацию и определить наилучшие шаги.
Я открыла свой компьютер и показала ученику таблицу чувств, кратко объяснив значение каждой графы. Потом я спросила его, какой уровень соответствует тому, что он сейчас чувствует. В шкале от 1 до 5, где 5 – это самые сильные негативные эмоции и близость к нервному срыву, он выбрал цифру 4. Дословно он сказал: «Я на цифре 4, и я понятия не имею, что делать».
Этот мальчик не кричал, никого не бил и не разбрасывал вещи. Но внутренне он был на четвертом уровне – очень высокой степени фрустрации.
На этом примере вы видите, что таблица чувств выполняет две цели:
1. Помогает ученику сообщить, что он сейчас чувствует, и, что еще важнее,
2. Помогает ученику определить, какую стратегию выбрать, чтобы успокоиться.
Даже в подобном взбудораженном состоянии этот мальчик смог перечислить несколько стратегий, которые помогают ему успокоиться. Мы записали эти действия с столбик рядом с колонкой чувств. Мальчик выбрал следующие стратегии:
почитать книгу о планетах, потеребить что-нибудь в руках, попить воды. Так таблица чувств превратилась не просто в способ коммуникации, но и в подсказку о том, что можно сделать с этими чувствами.
Образец таблицы чувств
Вы можете оформить таблицу чувств в любом текстовом редакторе. Образец таблицы в формате pptx можно скачать здесь.
Как использовать таблицу чувств в классе
Когда вы уже сделали индивидуальную таблицу чувств для аутичного ребенка, то нужно регулярно использовать ее для профилактики нервных срывов и проблемного поведения, а также для деэскалации поведенческих взрывов.
Как и в случае любой другой стратегии, важно обучать тому, как ею пользоваться, и регулярно возвращаться к ей. Причем важно делать это, когда ребенок спокоен, и у него нет проблем в данный момент.
Важно, чтобы ребенок привык работать с таблицей, когда его мозг в «хорошей форме», и он может рассуждать рационально. В противном случае таблица будет ассоциироваться с проблемными ситуациями, и она будет вызывать негативные чувства.
– Обычно лучшее время для применения таблицы чувств – утром, до начала уроков. Если у ребенка не возникло проблем дома или по дороге, это обычно лучшее время для определения «отправной точки».
– В зависимости от возраста и навыков ребенка, можно оформить таблицу чувств как отдельную папку с описанием чувств, или же это может быть отдельный листок в рабочей тетради ребенка. Можно совместить эти два способа оформления.
– Можно ежедневно повторять с ребенком его стратегии для самоуспокоения, для закрепления их можно сопровождать проигрышем по ролям.
С помощью «таблицы чувств» учитель с утра может оценить, в каком состоянии находится ученик, и действовать соответственно.
В ответ на результат таблицы учитель может поощрять и акцентировать позитивные чувства или же оказать поддержку, если есть проблема. В последнем случае помогите ученику выбрать одно из успокаивающих занятий, которое лучше всего подходит для нынешней ситуации.
В течение дня находите возможности для использования таблицы чувств, чтобы предотвратить потенциальные проблемы.
По моему опыту работы со шкалой от 1 до 5 (где 1 – быть очень спокойным и счастливым), как только ученик доходит до 4 или 5, успокоиться ему уже будет очень сложно. Так что очень важно вмешиваться, как только ученик доходит до 3, когда вероятность, что он сможет успокоиться, еще очень высока.
Таблицу чувств также можно использовать для подведения итогов в конце дня. На основе таблицы можно обсуждать с учеником, что сработало, а что нет, и составлять улучшенные планы на следующий учебный день.
Помните, что важно обращаться к таблице чувств, кода ученик спокоен и доволен. Чем чаще мы отмечаем и акцентируем такие моменты, тем проще нам поддерживать более позитивный настрой.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник
Конспект занятия «5 органов чувств»
Евгения Валькова
Конспект занятия «5 органов чувств»
Интегрированное занятие в подготовительной группе
Интеграция проходит по следующим областям: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие (музыка, физкультурно-оздоровительная работа.
Закрепить представления детей об основных органах чувств у человека.
Задачи
1. В ходе игровой деятельности детей, расширить знания о функциях органов чувств.
2. Привлечь к бережному отношению к своему телу, здоровью;
3. Помочь детям увидеть и услышать красоту окружающего мира, ориентироваться в нем;
4. Развиваться, общаться, ценить то, что имеешь;
5. Применять новые слова в повседневной жизни.
Словарная работа
органы чувств рецепторы
части тела азбука Брайля
аппликатор Кузнецова жесты
ощупь тактильный шрифт
аромат, вонь безвкусный
Предварительная работа
Подвижные игры в повседневной деятельности; в Дни Здоровья обговаривание правил и мер предосторожности к ушам, глазам, носу. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай по звуку» — знание музыкальных инструментов (кружок «Хрустальный голосок»). Экспериментирование в режимных моментах (соль, сахар, мука, лимонная кислота)
Оборудование
Карточки с изображением: уха, носа, рук, рта, глаз. Мольберт, лист А3 с двумя колонками, духи. Карточки Брайля; образцы тканей, аппликатор Кузнецова, лед, горячая вода. Пакетики под номерами, сахарная пудра, соль, мука, лимонная кислота; разрезная радуга; звукозапись шум моря, капели, дождя, пение птиц, музыкальные инструменты, ширма.
Предполагаемый результат
Занятие позволит детям узнать, закрепить свои знания:
• о запахах, которые нас окружают;
• о тактильных ощущениях нашей кожи;
• о цветовом спектре;
• о бережном отношении к своему телу, здоровью;
• Увидеть и услышать красоту окружающего мира, ориентироваться в нем;
• Позволит развиваться, общаться, ценить то, что имеешь;
• Позволит применять новые слова в повседневной жизни.
Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о нас, как человеке. Наш организм уникален, он может распознать, увидеть все находящееся вокруг. Это происходит за счет наших органов чувств.
Кто назовет мне, какие органы чувств есть у человека? (дети называют: нос, уши, глаза, рот, руки или кожа)
Правильно, сколько органов чувств у нас получилось? (пять)
Воспитатель подытоживает, показывая картинки. Орган обоняния – нос; орган слуха – уши; орган зрения – глаза; орган вкуса – рот, язык; орган осязания наша кожа – руки.
1. Сейчас мы попробуем исследовать наши органы. Первый орган обоняния – нос (выставляется на мольберт картинка).
Все запахи делятся на приятные и не приятные. Давайте попробуем выяснить, вспомнить, какие запахи являются приятными, а какие нет. Выставляется табличка с двумя колонками, в которые кратко, записываются варианты. Воспитатель опрыскивает себя духами, предлагает детям понюхать.
Скажите, ребята, это какой запах? Приятный. А как еще можно назвать приятный запах? Вкусный, хороший, аромат. Что еще имеет приятный запах? Что может иметь неприятный запах? (ответы детей) Как можно назвать неприятный запах? Что им может оказаться? Ответы детей записываются.
Что вам помогает определить запах? (нос)
А теперь скажите, ребята, что необходимо делать, чтобы нос оставался здоровым? (нельзя ничего толкать в нос, одеваться тепло, чтобы не было насморка)
По необходимости можно провести игру-разминку или физминутку.
2. Второе наше исследование орган осязания – руки, кожа.
Наша кожа может определять разные виды ощущений. Это колючий – мягкий; шершавый – гладкий; холодный – теплый. Давайте сейчас это попробуем, определим на ощупь некоторые образцы тканей (гладкий шелк, бархат, шерстяную ткань, мех).
Для определения колючего – предлагается детям ногами походить по колючему коврику (Аппликатор Кузнецова).
Для определения холодного – лед; горячего – вода.
«Лиза, какой был лед (холодный) с помощью чего ты смогла определить, что он холодный?» (с помощью рук, потрогала). «Ваня, что ты почувствовал ногами, пройдясь по коврику?» (он колючий).
3. Следующий наш орган исследования — это рот или язык, и наша игра «Угадай на вкус».
На столах лежат пакетики с сахарной пудрой, лимонной кислотой, солью, мукой, под номерами. Детям предлагается взять пакетики, аккуратно развернуть и попробовать.
У всех детей похожий белый порошок, но разный на вкус. Дети пробуют, говорят какой вкус.
— «Подымите руки, у кого был пакетик с номером один? Что это был за порошок, каким вкусом?»
-«У нас получилось четыре вкуса: соленый, сладкий, кислый, безвкусный. А какой еще вкус мы можем ощущать?» (горький)
-«Какие продукты у нас имеют горький вкус, кислый, соленый, сладкий?» (ответы детей)
Ребята, скажите, а за ртом, языком, зубами надо как-то ухаживать? (варианты ответов детей)
По необходимости можно провести игру-разминку «Покажи, что говорю» или физминутку.
4. Следующий наш орган исследования – это глаза. Поиграем с вами в игру «Зеркало». Первый воспитатель, далее дети, кто лучше показывает. Выполняются движения как в зеркале, точное отражение. (дети садятся)
Наши глаза так устроены, что мы видим все цвета радуги в окружающей нас природе. А кто знает, какие цвета у радуги? Давайте их вспомним с помощью считалки: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. У каждого слова начальная буква говорит нам о цвете.
— «Катя, скажи, слово каждый, о каком цвете нам говорит?» (красном)
Дети на доске выстраивают из полосок – радугу, проговаривая цвет.
— Сколько у нас получилось цветов? (семь)
Ребята, теперь закройте глаза, видите, что я показываю (нет).
Есть такие люди с рождения или по другим причинам, которые не видят. Как их называют? (слепые) Как вы думаете, как они читают? (предположения детей) Эти люди изучают специальную азбуку Брайля. Читают пальцами, каждая буква, это определенная последовательность выпуклых точек, тактильный шрифт (показ карточек на примере).
А теперь, скажите, что необходимо делать, чтобы глаза оставались здоровыми? (не смотреть много телевизор, планшет, делать гимнастику для глаз….)
5. И последний наш орган чувств – это слух, ухо. Выставляется картинка уха.
Детям предлагается послушать звукозапись шума моря, дождя, капели, пение птиц.
— «Что вы сейчас услышали?» (дети перечисляют) Смотрите, вокруг нас ничего этого нет, мы не видим, но слышим. Какой орган нам помог это сделать? (уши)
Есть люди, которые ничего не слышат, как их называют? (глухие) Если человек ничего не слышит, то он и не может говорить. Еще таких людей называют глухонемые. Они общаются между собой с помощью жестов. Например, спасибо они показывают вот так. Воспитатель показывает детям, они повторяют.
— А сейчас еще попробуем исследовать ваш слух. Определите на слух, какие музыкальные инструменты играют? Вызывается ребенок, который за ширмой по очереди звучит музыкальными инструментами (муз. треугольник, бубен, барабан, маракас, металлофон). Дети угадывают.
-Ребята, сколько прозвучало музыкальных инструментов? (называют число)
— Максим, а теперь поиграй на любом инструменте, но тихо. Еще одним – громко.
— Ребята, какой инструмент звучал тихо, а какой громко? (ответы детей)
И еще одна игра, с помощью которой хочу проверить ваши ушки «Посчитай и скажи». Детям предлагаются простые примеры на правильный и быстрый счет.
*Сколько рук у человека, сколько ног у человека, сколько ушей у двух человек, сколько ног у пяти человек, сколько глаз у человека, у двух человек и т. д.
Скажите, ребята, что необходимо делать, чтобы наши уши оставались здоровыми? (не говорить громко, ничего не толкать в уши, чистить)
Вот и подошло к концу наше исследование по органам чувств. Назовите мне их еще раз. Сколько их? Молодцы!
Конспект занятия «Мои помощники — органы чувств. Уши» (вторая младшая группа) ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ презентация ТЕМА: «МОИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ УШИ» Детский сад «Дружба» Брянского района. Подготовил: Воспитатель.
Конспект занятия «Мы знаем органы чувств» Цель: Закрепить элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; — обсудить вопросы гигиены органов слуха,.
Конспект занятия «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Работа по теме самообразования «Формирование патриотических чувств у детей дошкольников через разные виды деятельности и работу с семьей.
Конспект открытого занятия по валеологии на тему «Органы чувств» в средней группе. воспитатель Савченко Г. Н. Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека. Задачи: Образовательные задачи: — уточнить и закрепить.
Конспект открытого занятия «Наши помощники — органы чувств» в подготовительной группе Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Организационная информация Примечание.
Конспект занятия для детей средней группы «Органы чувств человека» Тема: Органы чувств человека Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Задачи: Помочь.
Конспект занятия «Мои помощники — органы чувств» Пояснительная записка. Занятие по программе «Мир вокруг нас» на тему «Мои помошники-органы чувств» разработано для дошкольников 6-7 лет.
Конспект занятия по развитию сенсорных способностей у детей подготовительной группы «Органы чувств» Конспект занятия по развитию сенсорных способностей у детей подготовительной группы «Органы чувств» Цель: развивать сенсорные способности.
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Тело человека. Органы чувств» Конспект занятия по валеологии в старшей группе: «Тело человека. Органы Чувств». Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших.
Занятие в средней группе по формированию представления у детей о функциях органов чувств человека «В волшебном лесу» Задачи: — формировать представление у детей о функциях органов чувств человека; — развивать умение использовать органы чувств для познания.
Источник