Учебное пособие Балашов 2007 удк
Саратовского государственного университета
им. Н. Г. Чернышевского
Психология травматического стресса
Доктор психологических наук, профессор
Смоленского гуманитарного университета
Кандидат психологических наук, доцент Балашовского филиала
Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского
О. П. Болотникова.
При финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации по государственной поддержке молодых ученых — кандидатов наук и их научных руководителей, грант МК-2557.2007.6.
Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом
Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.
П99 Психология травматического стресса : учеб. пособие / Е. В. Пятницкая. — Балашов : Николаев, 2007. — 140 с.
Учебное пособие включает лекционный материал по курсу «Психология травматического стресса». В издании обобщен накопленный теоретический и практический опыт отечественных и зарубежных авторов, изучающих проблемы стрессов.
В книге рассматриваются ситуации, вызывающие стрессовые расстройства
у детей и подростков. Проанализировано не только влияние экстремальных ситуаций на психику ребенка, но и обстоятельств постоянного и повторяющегося воздействия травматического стрессора — насилия, жестокого обращения с ребенком и др.
Пособие содержит приложение, в котором подробно описаны психодиагностические методики, применимые для исследования личностных особенностей, сформированных в условиях психотравмы и методики выявления посттравматических стрессовых расстройств у детей.
Представленные материалы будут интересны не только студентам педагогических и психологических специальностей, но и всем представителям помогающих профессий.
ISBN 978-5-94035-312-6 © Пятницкая Е. В., 2007
О г л а в л е н и е
1. Стресс, травматический стресс, посттравматическое
стрессовое расстройство: соотношение понятий 8
1.1. Концепция стресса Г. Селье 8
1.2. Понятия «травма», «травматический стресс»,
«посттравматическое стрессовое расстройство» 10
2. Диагностические признаки ПТСР
и психологические особенности травмированной личности 16
2.1. Диагностические признаки ПТСР 16
2.2. Типы травматических ситуаций
и посттравматических стрессовых реакций 23
2.3. Психологические особенности
травмированной личности 26
3. Особенности переживания
травматического стресса детьми и подростками 31
3.1. Особенности реагирования детей
на различные типы экстремальных ситуаций 31
3.2. Специфика протекания
посттравматических стрессовых расстройств у детей 35
4. Неблагополучная семья
как фактор травматизации психики ребенка 40
4.1. Определение, типы и функции семей 40
4.2. Неблагополучные семьи
и их влияние на психику ребенка 42
4.3. Роли, навязываемые ребенку
в неблагополучной семье 47
5.Эйдемиллер, Э. Г. Системная семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер. — СПб. : Питер, 2002. — 368 с. 53
5. Психическая травматизация ребенка
в условиях социального сиротства 54
5.1. Факторы повышенного риска
психической травматизации ребенка 54
5.2. Последствия психической травматизации ребенка,
воспитывающегося в условиях школ-интернатов 59
6. Защитные механизмы личности,
формирующиеся в условиях психотравмы 65
6.1. Общее понятие о механизмах
психологических защит личности 65
6.2. Классификация и содержательная характеристика
видов психологических защит личности 68
6.3. Защитные механизмы личности
и психотравма 72
7. Жизненный сценарий и психотравма 76
7.1. Понятие «жизненный сценарий»,
происхождение сценария 76
7.2. Виды жизненного сценария,
способы его воплощения в жизнь 78
7.3. Сценарные послания, запреты и решения 80
Список использованной литературы 90
Приложение 1 94
Полуструктурированное интервью
для оценки травматических переживаний детей 94
Родительская анкета
для оценки травматических переживаний детей 105
Приложение 2 111
Методика сокращенного многофакторного обследования
личности (СМОЛ) 111
Тест-опросник самоотношения В. В. Столина 128
Методика «Человек под дождем» 135
Методика «Рисунок семьи в образах животных» 139
Методика «Метафорические автопортреты» 145
Предисловие
За последнее десятилетие вопросы изучения травматического стресса стали особенно актуальными. Возникновением подобного интереса данное направление обязано, прежде всего, негативным плодам цивилизации — техногенным катастрофам, военным действиям, авариям и пр. Особенно тяжело эти ситуации переживают дети. Именно на анализе детских
и подростковых способов реагирования на стресс акцентируется данное пособие. В книге подробно разбираются различные ситуации, вызывающие стрессовые расстройства у детей и подростков. Рассмотрено не только влияние экстремальных ситуаций на психику ребенка, но и ситуаций постоянного и повторяющегося воздействия травматического стрессора — насилия, жестокого обращения с ребенком, социального сиротства. Принципиальным отличием этого пособия от других изданий является попытка глубоко проанализировать последствия влияния травматического стресса на психику ребенка. Особое место в пособии занимает рассмотрение проблем семьи, изучение неблагополучной семьи и внесемейного воспитания как стрессогенных факторов. Проанализированы также особенности влияния психотравмирующих событий на формирование жизненного сценария и психологических защит у детей.
В каждом классе имеются дети, так или иначе, столкнувшиеся с сильными стрессовыми ситуациями. Это дети из неполных, неблагополучных семей, дети, пережившие развод родителей, смерть близкого человека
и пр. Нередкое явление современности — это дети, ставшие свидетелями или участниками катастроф, боевых или насильственных действий. Как правило, такие дети имеют специфические личностные особенности,
с которыми при построении учебно-воспитательного процесса приходится сталкиваться каждому педагогу. Помочь педагогу разобраться с этими трудностями — основная цель учебного пособия.
В издании рассматриваются ситуации из практического опыта работы с детьми и подростками, имеющими психотравмирующие переживания. В приложении подробно описаны психодиагностические методики, применимые для исследования личностных особенностей, сформированных
в условиях психотравмы и методики выявления посттравматических стрессовых расстройств у детей.
Представленные в пособии материалы по специальному курсу «Психология травматического стресса» дают возможность будущему психологу и педагогу теоретически и практически подготовиться к работе с данной категорией детей.
Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических и психологических специальностей, а также практикующих психологов, социальных педагогов, учителей. В его основе лежат материалы лекций, проводимых в Балашовском филиале Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, а также собственный эмпирический материал автора.
1. Стресс, травматический стресс, посттравматическое
стрессовое расстройство: соотношение понятий
1.1. Концепция стресса Г. Селье.
1.2. Понятия «травма», «травматический стресс», «посттравматическое стрессовое расстройство».
1.1. Концепция стресса Г. Селье
Начало созданию биологической концепции стресса положил Ганс Селье в 1936 г. Одной из главных функций психики он назвал уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды. Таким образом, центральной в концепции стресса
Г. Селье стала гомеостатическая модель самосохранения организма и мобилизация ресурсов для реакции на стрессор. В этом смысле стресс — это одно из естественных состояний человека. Стресс (от англ. stress — нажим, давление) — это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. Речь идет о совокупности стереотипных, филогенетически запрограммированных реакций организма, вызываемых воздействием различных интенсивных стимулов окружающей нас среды или трудными жизненными ситуациями. По своей начальной сути возникающие реакции организма имеют адаптационный характер. И в этом качестве стресс — неотъемлемое проявление жизни.
Исходными пунктами, вызывающими состояние стресса, являются стрессовые события или стрессоры. Стрессоры обычно делят на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая
и низкая температура и т. п.) и психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т. п.). Последние, в свою очередь, подразделяются на эмоциональные и информационные.
Если рассматривать события в качестве стрессоров, то их можно систематизировать по размеру негативной значимости и по времени, требуемому на адаптацию. В зависимости от этого различают критические жизненные события, травматические стрессы, повседневные стрессоры или хронические стрессоры (Пушкарев А. Л. и др., 2000).
По типу воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды:
Системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т. п.
Психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вызывающих эмоциональную реакцию.
Г. Селье выделяет два вида стресса — эустресс и дистресс . Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным воздействием. Эустресс имеет положительный эффект, т. к. активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер. Эустрессом называется такая потеря равновесия, которая возникает, когда субъект переживает соответствие между требуемыми от него усилиями и имеющимися в его распоряжении ресурсами. Понятие дистресс отражает такие психические состояния
и процессы, при которых, по крайней мере, на какое-то время, соотношение между требуемыми усилиями и имеющимися ресурсами кажется нарушенным, причем не в пользу ресурсов.
Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса:
первая — аларм-стадия, или стадия тревоги,
вторая — стадия резистентности, или сопротивления,
третья — стадия истощения.
На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Эта фаза характеризуется тем, что человек перестает чувствовать заболевания, ощущать симптомы, которые относятся к разряду «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии. Правда,
к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.
Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения.
В это время энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Вновь появляются признаки тревоги.
По образному сравнению Г. Селье, эти три фазы общего адаптационного синдрома напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей сопротивляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью.
Преодоление стресса включает психологические (сюда входят когнитивная, эмоциональная и поведенческая стратегии) и физиологические механизмы. Если попытки справиться с ситуацией оказываются неэффективными, стресс продолжается и может привести к появлению патологических реакций. При некоторых обстоятельствах вместо мобилизации организма на преодоление трудностей, стресс может стать причиной серьезных расстройств (Исаев Д. Н., 2004).
1.2. Понятия «травма», «травматический стресс»,
«посттравматическое стрессовое расстройство»
Научный термин «стресс» уже давно вошел в обиходный язык, о нем пишут в популярной и художественной литературе, ищут способы, как избежать, снять это состояние.
Однако необходимо различать, что есть стресс «нормальный», не нарушающий адаптацию человека, и травматический. Травматическим стресс становится, когда результатом воздействия стрессора является
нарушение в психической сфере.
В начале 80-х гг. возникло самостоятельное исследовательское направление, которое занимается экстремальными перегрузками, их преодолением и последствиями, в результате чего сложились такие понятия, как «травматические перегрузки», «травматический стресс» или, попросту, «психологическая травма». Но понятие травмы, несмотря на его частое употребление, определяется в основном в общих словах: событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности адекватного совладания и превышении приспособительного потенциала индивида, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом (Freedy J. R., Hobfoll S. E., 1995). По DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorder — Классификационный психиатрический стандарт, подготовленный Американской психиатрической ассоциацией). Травматическое событие имеет место тогда, когда оно связано со смертью, угрозой смерти, тяжелым ранением или какой-то другой угрозой физической целостности; причем данное событие может затрагивать человека прямо или косвенно — через значимых лиц. Но иногда травма возникает и из-за того, что человек становится свидетелем угрожающей кому-то опасности, ранения или смерти совершенно чужого ему человека. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса , психологические последствия которого разнообразны.
Травматический стресс — это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на сложные, травмирующие обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (Черепанова Е. М., 1997).
В. Г. Ромек, В. А. Конторович выделяют четыре характеристики травмы, способной вызвать травматический стресс:
1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние.
2. Это состояние обусловлено внешними причинами.
3. Пережитое разрушает привычный образ жизни.
4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.
Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс (Пушкарев А. Л. и др., 2000).
Первая фаза — фаза психологического шока — содержит два основных компонента:
1. Угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизация деятельности.
2. Отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В норме эта фаза достаточно кратковременна.
Вторая фаза — воздействие — характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение — эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы. » и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Данная фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо «процесс выздоровления», либо происходит фиксация на травме и последующий переход постстрессового состояния в хроническую форму. В последнем случае человек остается на второй фазе реагирования. При благополучном эмоциональном отреагировании возникает третья фаза — фаза нормального реагирования. Ее можно представить в виде схемы (рис. 1).
Источник