Мир познаваем при помощи чувств

Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект урока по программе «Перспектива»

Скачать:

Вложение Размер
kak_my_obshchaemsya_s_okruzhayushchim_mirom.docx 190.63 КБ
kak_my_poznaem_mir.pptx 1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Урок: Окружающий мир.

Тема: «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств»

Цель : повторить и закрепить понятие «органы чувств», выяснить практическим путем, при помощи каких органов чувств мы познаем окружающий мир.

Задачи: формировать и развивать у детей

  • общепознавательные универсальные учебные действия, на основе овладения ими начальными формами исследовательской деятельности;
  • коммуникативные универсальные учебные действия на основе взаимодействия друг с другом, участия в коллективном обсуждении, умения слушать одноклассников, вступать в диалог (работа в группах);
  • регулятивные универсальные учебные действия (постановка детьми темы и целей урока, прогнозирование, оценка своей деятельности на уроке).

А как мы общаемся с миром?

На доске плакат с изображением человека, но без лица.

-Сегодня на урок к нам пришел человечек, но мне кажется он какой-то странный. Что вы видите в ней странного? Он считает, что они просто ему не нужны.

-А зачем они нужны человеку?

На этом уроке мы попробуем доказать, что он ошибается. Для этого мы станем исследователями и рассмотрим каждый из этих органов и узнаем, для чего они нужны.

Живет мой братец за горой,
Не может видеться со мной.

— Что у меня в руке? (Мяч)
-Какого он размера? (Маленький)
— Какой по форме? (Круглый)
-Какого цвета? ( Синий)
— Какой орган чувств вам помог в данном опыте? (Глаза)

Что можно определить с помощью глаз? Благодаря глазам мы можем читать, видеть красоту природы, различать цвет, размер и форму предмета.

Глаза – орган зрения. Это парный орган, у человека два глаза. У животных тоже есть глаза. Давайте посмотрим глаза разных животных.

Встречаются люди и животные, у которых глаза разного цвета .

Смог ли наш человечек все это увидеть? Конечно, нет. Давайте ему поможем и нарисуем орган зрения — глаза.

Информация, которую мы получаем с помощью зрения, называется зрительной.

Проделаем следующий опыт: закройте глаза
-Учитель рвет бумагу
— Что произошло? ( Порвали бумагу?)
-Учитель стучит по столу?
— Что произошло? ( Стук)
-Как вы догадались? ( Услышали)
— Какой орган в этом вам помог? (Уши)

Уши – орган слуха . Это парный орган, у людей два уха.С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
Информация которую мы получаем с помощью слуха, называется слуховой.
У животных тоже есть уши. Посмотрите, какие уши каким животным принадлежат.

Дорисуйте нашему человечку уши – орган слуха. Благодаря ушам человек различает речь, слышит музыку, шорох листьев и пение птиц.

Проделаем следующий опыт: на тарелке у вас лежат дольки апельсина.

-Завяжите глаза и определите что это за предметы ? (кофе, апельсин, лук, чеснок). С помощью какого органа чувств вы это определили? (нос)
Сможете ли вы почувствовать их запах с помощью изученных органов чувств: слуха, зрения? (Нет)
-А какой орган чувств помогает вам почувствовать запах? ( Нос)
Нос – орган обоняния. Нос у человека один. Обоняние способность чувствовать запахи.
Информация, полученная с помощью носа , называется обонятельной

У животных тоже есть носы. Определим, каким животным принадлежат какие носы.

Через нос мы дышим, можем ощущать различные запахи: приятный и неприятный. Нос помогает также почувствовать запах гари.

Давайте нарисуем нашему человечку нос.

Беседа о языке.
-На подносе у вас стоят стаканы с водой соленой, кислой, сладкой, горячей холодной
— Можете ли вы , используя органы зрения, определить, в какая вода?(Нет)
— Какой орган вы подключите к выполнению этого задания? ( Язык)
-Какой вывод можно сделать? (Язык помогает определить вкус)
Язык – орган вкуса. Он помогает человеку определить вкус пищи, а еще без языка человек не мог бы говорить. Именно с их помощью ты определяешь, что конфета сладкая. А соль соленая.
Информация, полученная с помощью языка, называется вкусовой.

Разные участки языка воспринимают разные вкусы. Кончик языка – сладкое, корень – горькое, бока – кислое, края и кончик – соленое.
Нарисуем нашему человечку ротик и язычок.

— Проведем следующий опыт

Посмотрите на мешочек и попробуйте узнать, что там лежит. Мы не видим этот предмет, не слышим его, он без запаха и вкуса. Тогда как же определить, что лежит в мешочке? А сейчас с завязанными (мячик, кубик, шишка)
— Какой орган чувств помог вам определить предметы ? ( Кожа)
— Какой вывод можно сделать .( Кожа помогает определить предмет)
Кожа-орган осязания. Это чувство называется осязанием.
Информация , которую мы получаем, прикоснувшись к чему-либо, называется осязательной.

Нарисуем нашему человечку кожу.

Теперь наш человечек может тоже познавать окружающий мир с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, языка и кожи.
Эти органы и нам помогают узнать, что происходит в окружающем мире.

Источник

Процесс познания человеком мира

Содержание:

↑ Понятие «познание».

Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.

По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:

Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).

Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).

Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).

Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).

Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).

↑ Процесс познания

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

↑ Эмпирический уровень познания

Эмпирический уровень познания (чувственное познание) — начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:

  • они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
  • они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;
  • без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;
  • они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.

Формы чувственного познания:

1) Ощущение — это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.

2) Восприятие — это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.

3) Представление — это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.

Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.

↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)

Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Теоретический уровень познания (рациональное познание) — это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.

Формы рационального познания:

1) Понятие — это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.

Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие — это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.

2) Суждение — это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.

Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».

3) Умозаключение — это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.

Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод — это результат умозаключения. Например:

  • Все адвокаты — юристы (посылка).
  • Петров — адвокат (посылка).
  • Следовательно, Петров — юрист (вывод).

Умозаключение может быть:

  • индуктивным (от частного к общему)
  • дедуктивным (от общего к частному)
  • получаемым по аналогии

↑ Интуиция

Интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.

Интуиции в познании большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.

Источник

Чувственный опыт как путь к достоверному познанию

До этого момента мы всё время говорили о том, что основой верного познания являются рациональные знания, т.е. знания, полученные от разума. И более того, на чувственные знания опираться ни в коем случае нельзя, ведь они ведут нас к видению искаженной картины миры. Надеюсь, Вы запомнили этот блок и поняли, почему разум побеждает чувства. Если нет, то стоит вернуться к двум предыдущим темам.

Если Вы хорошо поняли материал, но в корне не согласны с этой философской традицией, то я Вас обрадую. Существует философское учение, которое ставит чувственное познание превыше всего, а опыт определяет как единственный источник познания. Речь идёт об эмпиризме – философском учении, зародившемся в XVII в. Его ярчайшими представителями являются Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Томас Гоббс, Джордж Беркли и Дэвид Юм.

Источником познания для эмпириков является опыт, получаемый с помощью ощущений. И ведь правда, изначально мы познаем предмет с помощью наших органов чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

«Хотя всякое наше знание начинается с опыта, – писал Иммануил Кант. – отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. – продолжал философ»[1]. Остановимся пока на первой части цитаты. Более полный анализ высказывания проведем в следующей части курса.

Итак, познание происходит из чувственного опыта, сформированного с помощью ощущений. Звучит всё очень логично и убедительно, но что же так не нравилось рационалистам?

Рационалисты критиковали эмпириков и были убеждены в том, что чувства искажают наше понимание мира, обманывая нас этим, и только лишь разум способен выявить эту ложь и показать истинный образ мира. Однако эмпирики были несогласны с этими утверждениями и считали, что именно чувства подсказывают нам, каков мир есть на самом деле. Также эмпирики акцентировали внимание на том, что именно разум, а не ощущения, даёт нам ложные сведения.

Например, Ф. Бэкон в своей философии называл такие сведения разума заблуждениями, выделяя 4 идола разума: идол рода, идол театра, идол рынка и идол пещеры. Для того, чтобы понять, что эти идолы из себя представляют, обратимся к инфографике.

[1] Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н.О. Лосского. М.: Эксмо, 2015.

Как видно на инфографике, разум формирует такие заблуждения, которые «сбивают» нас с пути верного познания, поэтому мы не можем доверять нашему разуму полностью. Бэкон убеждён, что 4 идола разума может разрушить только наш чувственный опыт.

Попробуем рассмотреть это на примере из жизни. В Вашей семье существует убеждение, что «грибы – это невкусный продукт». Вы принимаете это как данность и живете с этим идолом площади до тех пор, пока не попробуете эти самые грибы. Получается, что, обращаясь к опыту, Вы разрушаете свои собственные мифы и мифы других.

Можно бесконечное количество раз размышлять и анализировать вкус и полезность грибов, но Вы никогда не узнаете правду, пока не прочувствуете это на собственном опыте. Теперь мы выяснили, что разум не такой уж чистый источник познания, т.к. и он содержит предрассудки и ложные знания о предмете.

Бэкон утверждал, что с этими идолами бороться можно и нужно, однако труднее это сделать с врожденными идолами. В процессе познания мира необходимо учитывать факт существования этих заблуждений и избегать их, прислушиваясь к своим чувственным данным.

В первой части курса мы узнали, что существуют такие знания, которые душа помнит, но забыла при новой жизни, и происходит припоминание (анамнезис) в процессе жизни, в результате которого душа вспоминает то, что знала в предыдущей жизни – так утверждал Платон.

Во второй части мы обсуждали философию Декарта, который утверждал, что человек рождается с врожденными идеями, на основе которых мы владеем базовыми сведениями об окружающем нас мире.

Эмпирики же мыслили совсем иначе. Одним из выдающимся представителем эмпиризма является Дж. Локк. Он утверждал, что человек рождается без врожденных идей — его ум вначале подобен «чистой доске» («tabula rasa»). Мы ничего не знаем и не можем знать о предметах, а получаем все сведения об объектах через опыт, и путем накопления этого опыта, мы формируем в нашем сознании образ мира.

Итак, всё начинается с ощущений, и ни один предмет не дан нам вне опыта.

«Но почему же, – спросите Вы, — нельзя объединить два компонента (чувства и разум) в одном процессе познания? Ведь тогда мы и сможем получить настоящую полную картину мира». Вероятно, именно так и стоит сделать, но об этом в следующей части, посвященной теории познания Канта.

Источник

Оцените статью