- Тренинг для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога» методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Психологический тренинг «В мире эмоций» методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога»
методическая разработка по теме
Тренинг для педагогов .
Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_treninga.docx | 37.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.
- создание комфортного психологического климата в группе;
- проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя;
- развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
- тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.
Материалы и оборудование:
Бейджи для всех участников (пустые) для личного заполнения; магнитофон с музыкой среднего темпа; 2 листа ватмана (на 2 команды), фломастеры, маркеры, листы А-4, мольберт.
Ведущий тренинга: Педагог-психолог.
Время проведения: 1 час.
1 упражнение « Знакомство».
Педагог — психолог: Здравствуйте! Я рада Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы нам стоит познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) в бейджи, а также слово, отражающее Ваше настроение или черту характера (например, Наташа — упрямая).
Для того чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами».
Встаньте справа от меня те, кто сегодня в платье и юбке слева те, у кого карие глаза; станьте передо мной те, у кого есть сын; хлопните в ладоши те, у кого есть дочь. Встаньте за мной те, у кого сегодня хорошее настроение.
Педагог – психолог: Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. быть активными.
Педагог – психолог: Сегодня мы поговорим с вами про эмоции. Эмоции это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная « глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.
2 Упражнение « Ассоциации».
Педагог –психолог: Для начала выясним, какие вы знаете основные эмоции. Запишем их на большом листе (участники предлагают названия эмоций педагог – психолог записывает их в столбик).
1 радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)
2 злость (ярость, бешенство, негодование)
3 страх ( боязнь, испуг, ужас, паника)
4 удивление ( изумление, интерес)
5 грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)
6 спокойствие (умиротворение)
— Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте записать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями. (список значительно увеличивается.) Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.
3 упражнение «Интонация».
Педагог – психолог: Знаете ли вы, что произнеся слово « здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации так, чтобы поняли, с каким настроением вы произносите его.
С интересом (Удивлением)
Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции .
4Упражнение «Произнесите текст ».
Педагог – психолог: Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).
«Зайку бросила хозяйка»
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.
5 упражнение «Взгляд».
Педагог – психолог: Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?
Взгляд — один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз .
Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние . Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:
- с укоризной,
- с настойчивым запретом,
- с безмерным удивлением,
- с гневом,
- с ожиданием дальнейших действий.
Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.
6 упражнение «Мимика лица».
Педагог – психолог: Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми.
Педагог – психолог: Посмотрите на фотографии эмоций и подумайте, какое их эмоциональное состояние каждая фотография выражает. Подпишите их (30 секунд). Сравните свои результаты.
7 упражнение «Заколдованный человек».
Педагог – психолог: Для того чтобы закрепить услышанное сегодня, мы попробуем изобразить слово « счастье» на бумаге. Все необходимое у вас в корзинке, главное правило не использовать речь. Договориться можно жестами и мимикой.
Источник
Психологический тренинг «В мире эмоций»
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskiy_trening_v_mire_emotsiy.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия №1
«Путешествие в мир эмоций»
«Путешествие в мир эмоций»
— отработать навык выражения своих чувств и эмоций, проявлять и показывать свой эмоциональный мир.
— познакомить с различными эмоциональными состояниями;
— развить способности понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать своё состояние;
— снять эмоциональное напряжение.
Ведущий: День добрый! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям. Поскольку эмоции играют важную роль в жизни человека: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.
Что такое эмоция? Эмоции возникают в результате общения человека с другими людьми. Эмоции – это средство, с помощью которого мы контактируем друг с другом. Это реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Содержательную сторону эмоций выражают чувства – э то выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.
Какие вы знаете эмоции? Игра «Буквы алфавита»
Б – блаженство, беспомощность, безмятежность, бодрость, беспечность.
В- восхищение, восторг, воодушевление, высокомерие.
Г – гнев, горе, грусть.
Д- досада, депрессия.
З – злость, замешательство.
И – игнорирование, изворотливость, инертность.
К – критиканство, колкость.
Л – ликование, любовь.
М – месть, монотонность.
Н – надменность, настороженность.
О – оптимизм, опасение, отчаяние, отвержение, отвращение.
П – предвкушение, паника, покой,
Р – радость, решимость,
С – страх, скука, страсть, смятение, сожаление, симпатия.
Т – тревога, тяжесть.
У – удивление, ужас, уверенность, утомительность.
Х – хандра, холодность.
Э – энтузиазм, эмпатия, эгоизм.
Я – ярость, язвительность.
Эмоции делятся на положительные и отрицательные :
Управление сильными эмоциями.
Ведущий: Сильные положительныеэмоции, как и отрицательные эмоции приносят стресс для нервной системы. Временное игнорирование эмоций может принести пользу, но хроническое блокирование эмоций никак нельзя назвать полезным для здоровья.
Способы позволяющие справится с неопределёнными эмоциями.
- Прослушивание приятной музыки
- Прогулки по живописным местам
- Общение с друзьями.
- Просмотр хорошей комедии и мелодрамы.
- Покупка любимых цветов.
- Приём ванны
- Сон.
- Размышление о смысле жизни.
Ведущий: А сейчас вы сами оцените своё психическое состояние.
(раздача бланков теста)
Самооценка психических состояний (по Айзенку)
Инструкция. Вам предлагается описание различных психических состояний. Если с утверждением Вы полностью согласны, то напротив варианта поставьте букву «А» » если не очень, то напротив варианта поставьте букву «Б» если совсем не согласны, то напротив варианта поставьте букву «В»
- Не чувствую в себе уверенности,
- Часто из-за пустяков краснею. .
- Мой сон беспокоен.
- Легко впадаю в уныние.
- Беспокоюсь о воображаемых неприятностях.
- Меня пугают трудности.
- Люблю копаться в своих недостатках.
- Меня легко убедить.
- Я мнительный человек. .
- Я с трудом переношу ожидания.
- Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
- Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
- При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
- Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
- Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесполезной.
- Я нередко чувствую себя беззащитным.
- Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
- Чувствую растерянность перед трудностями.
- В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.
- Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
- Оставляю за собой последнее слово.
- Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
- Меня легко рассердить.
- Люблю делать замечания другим.
- Хочу быть авторитетом для окружающих.
- Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
- Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
- Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
- У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
- Я мстителен.
- Мне трудно менять привычки.
- Нелегко переключаю внимание.
- Очень настороженно отношусь ко всему новому.
- Меня трудно переубедить.
- Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
- Нелегко сближаюсь с людьми.
- Меня расстраивают даже незначительные нарушения планов.
- Нередко я проявляю упрямство.
- Неохотно иду на риск.
- Резко переживаю отклонения от принятого мною режима -дня.
Обработка результатов. За вариант ответа А ставится 2 балла,
па вариант Б — I балл, за вариант В — 0 баллов.
Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов где:
I группа — I — 10 вопросы — тревожность;
II группа — II — 20 вопросы — фрустрация;
III группа — 21-30 вопросы — агрессивность;
IV группа — 31-40 вопросы — ригидность.
0 . 7 баллов — не тревожные;
8 . 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;
15 . 20 баллов — очень тревожные.
П. Фрустрация: — степень устойчивости к неудачам.
0 . 7 баллов — высокая самооценка, устойчивость к неудачам;
8 . 14 баллов — средний» уровень, фрустрация имеет место быть;
15 . 20 баллов — низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.
0 . 7 баллов — уравновешенность, выдержанность;
8 — 14 баллов — средний уровень агрессивности;
15 . 20 баллов — агрессивность, невыдержанность, есть трудности в работе с людьми.
IV.Ригидность – степень переключения.
0 . 7 баллов — ригидность отсутствует, легкость переключения;
8 14 баллов — средний уровень ригидности;
15 . 20 баллов — сильно выраженная ригидность, противопоказаны смены в учёбе, работе, семье.
Игра «Чувства и животные»
На одном столе лежат карточки с эмоциями. На втором карточки с животными .Задача игрока — пройти по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. Второй игрок должен угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.
Вывод: проявили эмоцию с помощью пантомимики.
Игра «Зеркало» (на развитие наблюдательности и коммуникативных способностей).
Вызываются два участника: один выражает эмоцию, другой должен повторить.(например, гнев — губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты глаза широко открыты), а он попробует придать своему лицу то же самое выражение.
Вывод: проявили эмоцию с помощью мимики.
А ещё с помощью чего можно проявить чувства и эмоции?
Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонаций и тембра голоса.
Игра «Сочини сказку»
Группа делится на команды, каждой команде даётся карточка, на которой написана определённая эмоция. Нужно сочинить сказку, используя эту эмоцию.
Этюд «Охотник » (на выражение чувства уверенности в себе, выработку умения преодолевать страх). Ты охотник на львов и тигров. Опасности грозят со всех сторон: висящая лиана оказывается зашипевшим удавом, а коряга в ручье — это свирепый крокодил. Но отважный охотник , уверен в своих силах. Он преодолевает все препятствия и достигает своей цели: бросившийся на него лев повергнут на землю. Охотник стоит над ним, расправив плечи и выпрямив спину.
Этюд «Таинственная дверца» (на выражение интереса и удивления). Представь себя путешественником. Ты идешь по темной пещере, освещая путь факелом. И вдруг в гранитной скале ты видишь маленькую железную дверь. Ты отодвигаешь засов, медленно открываешь дверь и видишь там. (придумай, что же ты там увидел такое, что тебя это очень удивило).
Упражнение «Эмоциональная гимнастика»
«Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написана определённая эмоция. Постарайтесь выразить эту эмоцию. Вы можете делать любым доступным для вас способом (мимикой, жестами, словами и т.п.). Единственное, чего нельзя делать,- это произносить название эмоции или показывать карточку окружающим. Задача остальных участников группы – назвать эмоцию, которую вы изображаете и придумать ситуации из жизни в которых эта эмоция возникает.
ожидание нетерпение скука волнение суета
возбуждение переживание страх растерянность веселье
напряжение счастье испуг радость
Игра «Эстафета чувств»
Все игроки стоят с закрытыми глазами первый играющий получает карточку с заданной эмоцией. Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передаёт ему пантомимой свой вариант того же чувства.
Упражнение «Выражение настроения»
Игрокам предлагается изобразить походкой состояния: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; гения , получившего Нобелевскую премию; канатаходца.
Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь вы узнали что- то новое и интересное о себе. Мы играли с вами в игры где вы изображали различные эмоциональные состояния. Какую эмоцию было сложнее всего изобразить?
Списаибо всем, пока до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувст.
Важную роль в воспитании ребенка играет семья. Взаимоотношения родителей и детей — это «бумеранг». Каким мы этот бумеранг отправим, таким он к нам и вернется. То же можно сказать и об эмоциях, которые.
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн.
Тест по окружающему миру «Эмоции. Чувства», 4 класс.
Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и.
Тест к уроку окружающего мира «Эмоции.Чувства», 4 класс.
Цель: расширить представление детей об эмоциях и их значении в жизни человека.Задачи:- развивать способность определять свои эмоции и эмоции других;- развивать способность адекватно оценивать свою дея.
Источник