Мир эмоций глазами детей проект

Проект «Мир эмоций»
проект (подготовительная группа) на тему

Проект «Мир эмоций»

Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния. Изучение эмоционального состояния детей.

Скачать:

Вложение Размер
Проект «Мир эмоций» 18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мир эмоций»

Цель проекта : Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния. Изучение эмоционального состояния детей.

  1. Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
  2. Сформировать представления о положительных и отрицательных эмоциях.
  3. Развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции.
  4. Развивать мимику и пантомимику детей.
  5. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.
  6. Развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.
  7. Научить соотносить эмоции с цветом, музыкой, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
  8. Учить сотрудничать при выполнении совместных задач.

Вид проекта : практико-ориентированный.

По продолжительности проведения – среднесрочный октябрь – ноябрь.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста — подготовительная группа.

Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов.

Основная направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных детей развита слабо. Часто можно наблюдать негативные проявления эмоционально-личностной сферы ребенка. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.

Чтобы помочь преодолеть эти трудности, научить детей адекватно реагировать на ситуации, события, ориентироваться в состояниях, настроениях окружающих людей, научить регулировать свое эмоциональное поведение, мною был разработан проект «Мир эмоций», как компонент валеологического воспитания в системе работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников нашего ДОУ.

Обогащение эмоционально-оценочного словаря дошкольников, развитие эмоциональной сферы детей, обучение различению эмоций дошкольниками и способам их выражения и контроля.

Дети должны знать:

-эмоции радость, грусть, удивление, удивление, вину, стыд обиду, страх, злость;

— о существовании индивидуальных особенностей своих и своих сверстников;

Дети должны уметь:

— понимать и описывать свои желания и чувства;

— подбирать ассоциации к эмоциональным проявлениям;

— осознавать и описывать свои физические и эмоциональные ощущения;

— воспроизводить выразительные позы и движения;

— уступать друг другу в конфликтных ситуациях;

— передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики;

-устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни;

— умение чувствовать настроение в музыке и цвете.

-Конспект проекта «Мир эмоций»

-Картотека игр для воспитателей на развитие эмоциональной отзывчивости, игровые упражнения по развитию мимики, игры на развитие эмоциональной сферы ребенка.

-Презентация занятия «Путешествие по стране эмоций» для педагогов ДОУ, конспект занятия.

— Создание мини — книжки «Калейдоскоп эмоций» продуктивная деятельность детей для пользования на занятиях

— Результаты диагностики на определение эмоционального состояния ребенка в ДОУ.

— Эксперименты «Раскрась музыку» умение чувствовать настроение музыки и показать эмоциональный отклик через цвет.

-Эксперимент «Раскрась свои чувства» на определение эмоционального состояния ребенка.

— Эксперемент «Разноцветная игра» на умение соотносить цвета с чувствами и эмоциями

— Картотека худ. произведений (сказок и рассказов) для занятий тетрализации, обсуждения, игр и т.п.

— Изготовление «Дерева эмоций» продуктивная деятельность детей

— Карточки с эмоциями формат А-4, карточки для ипользования на занятиях для каждого ребенка

— Изготовление стенда «Уголок настроения» для КПР.

Ключевые моменты проекта:

— подбор методической литературы, наглядности;

2. Практический этап:

— чтение художественной литературы;

— рисование, изготовление мини –книжки «Калейдоскоп эмоций», «Дерево эмоций»;

3. Заключительный этап:

— итоговое мероприятие «Путешествие по стране эмоций»,

— обогащение образовательной среды (создание стенда «Уголок настроения»)

— ознакомление родителей с результатами проводимых методик, индивидуальные консультации.

Материально – технический ресурс:

1.Художественная литература сказки, рассказы.

2.Карточки с изображением героев литературных произведений, кубик с изображением эмоций, пиктограммы, индивидуальные карточки для ответов с пиктограммоми.

3.Цветные карандаши для раскрашивания пиктограмм для мини – книжки «Калейдоскоп эмоций», для методики «Раскрась свои чувства» и бланки с изображением человека.

4.Краски, вода, прозрачная емкость, кисточки для эксперимента «Разноцветная игра», «Раскрасим музыку».

5.Бланки для методики «Определение ребенком эмоциональных состояний человека».

6.Картотека игр на развитие эмоциональной отзывчивости, игровые упражнения

по развитию мимики, игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

7.Музыкальное сопровождение, подборка музыкальных произведений.

8. Ноутбук и презентация к занятию «Путешествие по стране эмоций»

9. Ватман, клей, краски, кисточки для изготовления «Дерева эмоций»

Научно – методический ресурс

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб. Изд. СОЮЗ, 1997г.
  2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций – 4-е издание, Айрис Пресс, Москва, 2008г. 11
  3. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения.- Изд. Детство-Пресс, 1998г.
  4. Павлов И. В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб, Речь; М., Сфера, 2008г.
  5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е. К. Игры приветствия для хорошего настроения. Набор развивающих карточек для занятий с детьми. – Изд. Речь, 2011г.
  6. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. – Айрис Пресс, Москва, 2009г.
  7. Буренина А. Музыкальные минутки для малышей, 1998г.

Источник

Проект «Мир эмоций глазами детей»

Как показывают исследования психологов, современный дошкольник испытывает существенные затруднения в развитии эмоциональной сферы в силу таких обстоятельств как дефицит общения со взрослыми, стремление взрослых форсировать интеллектуальное развитие, бедный игровой опыт. Игра — наиболее доступный для ребенка вид деятельности, в процессе которой он входит в окружающий мир, знакомится с ним. Именно в игре дети учатся устанавливать и развивать межличностные отношения. Таким образом, именно в игре у дошкольников формируются умения и качества человека 21-го века: -адаптивность; -коммуникативные умения; -межличностное взаимодействие и сотрудничество.

Скачать:

Вложение Размер
proekt-mir_emotsiy_glazami_detey.docx 22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мир эмоций глазами детей»

«Мир эмоций глазами детей» .

Краткая аннотация проекта

«Почему в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность и почему все понимают одаренность и талантливость приминительно лишь к интеллекту? Но можно не только талантливо мыслить,но и талантливо чувствовать.Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью,как открытие дифференциального исчисления.И здесь и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы…» Мысль эта принадлежит выдающемуся психологу Л.С.Выготскому.Изменился ли с тех пор «односторонний» взгляд на человеческую личность? Практика свидетельствует:психическому развитию ребенка стали уделять внимание и в детском саду и в семье.Основной акцент,как правило,делается на интеллектуальные и волевые качества,однако игнорируется эмоциональная сфера ребенка.Тревогу вызывает позиция,которой придерживаются многие:единственное направление эмоционального развития-воспитание способности контролировать свои чувства.Отсюда вытекает и соответсвующая воспитательная позиция-подавлять любые проявления эмоций.К чему это может привести? Как правило,к формированию личности,неспособной понимать не только чужие чувства, но и свои,не владеющей способами выражения эмоций.Как следствие-психосоматические заболевания, неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями.Как показывают исследования психологов,современный дошкольник испытывает существенные затруднения в развитии эмоциональной сфере в силу таких обстоятельств как дефецит общения со взрослыми,стремление взрослых форсировать интеллектуальное развитие,бедный игровой опыт.Игра-наиболее доступный для ребенка вид деятельности,в процессе которой он входит в окружающий мир,знакомится с ним. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания — характерная особенность детей дошкольного возраста. У дошкольников эмоциональные переживания успешно формируются в игровой деятельности. С одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт. Именно в игре дети учатся устанавливать и развивать межличностные отношения. Таким образом, именно в игре у дошкольников формируются умения и качества человека 21-го века:-адаптивность;-коммуникативные умения;-межличностное взаимодействие и сотрудничество.

Объект исследования -эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования -эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.

Гипотеза -активное включение детей в игровую деятельность будет спрособствовать их эмоциональному развитию.

Цель проекта -развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.

Для реализации цели проекта необходимо решить ряд задач:

1-й блок .Овладение мимикой.Задачи:-учить определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям;-формировать умение выражать свое эмоциональное состояние в рисунке;- развивать способность делиться своими переживаниями,описывать свои эмоции;-закреплять умение передовать эмоциональное состояние с помощью мимики.

2-й блок . Овладение пантомимикой.Задачи:-учить определять эмоциональное состояние по пантомимике;-развивать эмоциональную экспрессию,способность с помощью жестов выражать внутренние переживания.

3-й блок . Закрепление положительных эмоций.Задачи: — формировать умение находить способы улучшения настроения; — учить с помощью изобразительных средств передавать свое настроения; — способствовать повышению положительного эмоционального тонуса.

4-й блок . Развитие навыков произвольности в выражении эмоций.Задачи: — способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами;- активизация словаря эмоциональной лексики; — учить владеть чувсвами.

Для решения поставленных задач необходимо использовать комплекс взаимодополняющих методов:

-теоретический : анализ психологической,педагогической литературы,программ и технологий развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

— практический : анкетирование,тестирование,интервью,карта эмоционального состояния, эмоциональные игры,занятия-минитренинги,тематическое рисование.

Реализация проекта осуществляется на основе принципов,обеспечивающих развитие личности дошкольника:

— позитивности( создание поддерживающей,доброжелательной атмосферы помощи,сотрудничества )

— индивидуального подхода ( учетпсихрологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка)

— поощрение достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;

— обеспечения в процессе игровой деятельности и работы на занятиях условий,актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Продолжительность проекта – долгосрочный (срок реализации составляет один год)

Участники проекта – дети подготовительной группы,педагоги,родители.

Предпологаемые итоги реализации пректа

— повышение уровня эмоционального развития детей;

— заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;

— эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Критерии оценки реализации пректа

— уровень эмоционального развития детей;

— показатель удовлетворенности родителей совместной работой.

Основополагающий вопрос Зачем мы играем?

— Как игра может выразить чувства?

— Как игра может понять чувства другого?

— Как мы учимся общаться в игре?

— Что такое эмоции?

— Какие бывают эмоции?

— Как эмоции проявляются в поведении?

— Каковы особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста?

— Может ли игра научить ребенка владеть своими чувствами?

— Как игра помогает ребенку понимать свои и чужие эмоции?

План проведения проекта

— формулирование гипотизы проекта,его цели изадачи;

— подбор картотеки детских эмоций,игр,занятий-тренингов,стихов ,тестов,интервью, карты эмоционального состояния,творческих заданий для организации совместной деятельности с детьми;

— подготовка презентации проекта педагогам и родителям;

— изучение представлений родителей об игровой деятельности и ее влияние на эмоциональное развитие детей (анкетирование);

— подготовка буклета и публикации для воспитателей;

— подготовка буклета,теста и публикации для родителей ;

— подбор программы тематического родительского клуба;

— подбор спектакля и тренинга для педагогов.

— организация совместной деятельности с детьми над проектом;

— организация и проведение заседания тематичского семейного клуба для родителей;

— оформление результатов работы над проектом.

— презентация результатов работы над проектом для педагогов и родителей;

— просмотр видиоролика «Калейдоскоп эмоций»;

— выставка детских творческих работ « Чувство радости» (индивидуальная работа);

— коллаж «Настроение группы» (командная работа);

— итоговая самооценка детей по теме проекта «Мир эмоций глазами детей»;

— открытое итовое занятие «Круиз по морю эмоций».

Материалы по сопровождению и поддержке проективной деятельности

— Консультация для педагогов «Роль подвижной игры в эмоциональном развитии дошкольника»

— Программа заседания родительского клуба Волшебная страна внутри нас»

— Сценарий психологического спектакля «Мой мир и я»

— Тренинг для педагогов «Сотворение мира»

— Тренинг для педагогов «Путешествие во внутреннюю страну»

— Цикл занятий – тенингов для детей по программе С.В.Крюковой «Удивляюсь,злюсь,боюсь,хвастаюсь и радуюсь» ( 7занятий по теме «Давайте жить дружно»,6 занятий «Веселые клоуны», 15 занятий «Удивляюсь,злюсь,боюсь,хвастаюсь и радуюсь»).

— Анкеты для детей и родителей.

— Картотека игр ( знакомств, разминок,релаксаций,игр с агрессивными детьми,с тревожными детьми,для снятия мышечного напряжения),картотека стихотворений об эмоциях,картотека эмоций человека.

— Дидактический и наглядный материал символов различных эмоций

— Презентация «Детские эмоции на картинах художников».

— Презентация для педагогов и родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду».

— Буклет для педагогов «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду».

— Буклет для родителей «Сохранить эмоциональное благополучие ребенка:Как?

— Призентация видиоролика «Калейдоскоп эмоций».

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

— Диагностика умения опрознавать эмоции

— Итоги диагностики уровня эмоционального развития детей

— Анкета для родителей

— Результат анкетирования родителей

— Оценка деятельности детей в игровых ситуациях

— Итоги интервью «Мир эмоций» (в роли корреспондента ребенок)

— Оценка изобразительной деятельности детей

— Изучение умения подчинять цветовое решение рисунка задаче выражения его эмоционального состояния

— Итоговая самооценка детей по теме: «Мир эмоций глазами детей.

Источник

Оцените статью