PsychologiaGuide
Факторы, влияющие на становление социального интеллекта
Э.А. Минкова [18, с. 162] перечисляет своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций — получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность и т.д.
Академик В.С. Мухина [22, с.34] обращает внимание на серьезные нарушения в формировании структуры самосознания детей — сирот. Исходная позиция исследователя состоит в том, что самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейся, социально обусловленной структуры: 1 — имя собственное плюс личное местоимение (за которым стоят идентификация с телом, с физическим обликом и индивидуальная духовная сущность человека); 2 — притязание на признание; 3 — половая идентификация; 4 — психологическое время личности: самобытие в прошлом, настоящем, будущем; 5 — социальное пространство: долг и права.
В детских домах к детям нередко обращаются по фамилии, имя часто сочетается с фамилией. Часто имя используется для приказа и почти никогда для проявления любви. В результате у ребенка формируется отрицательное отношение к своему имени. Притязания детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа, чаще реализуются в собственной среде через физическую силу, через адекватную для воспитанников агрессию, а порой — через асоциальные формы поведения. Невозможность реализации потребности в признании приводит к аффективным срывам, к ощущениям гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева, к сужению диапазона сопереживания. У воспитанников детских домов разрушено еще одно важное звено самосознания — звено психологического времени личности. Ребенок не в состоянии соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем: индивидуального прошлого они часто не помнят, будущее для них неопределенно. Свою половую принадлежность ребенок из семьи устанавливает рано: на протяжении дошкольного детства он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций. Дошкольники уже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя как мальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия. Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы. Мальчики в детских домах лишены подчас возможности идентификации по полу, потому что здесь мало мужчин, не с кого брать пример. В силу группового «мы» девочки заимствуют агрессивные формы поведения. Это форма выживания, это форма утверждения себя среди таких же обездоленных или среди чужих, которые оцениваются как «они».
Смутное представление о будущей половой роли в семье, отсутствие знаний о различиях полов, равнодушное отношение к своему внешнему виду затрудняют формирование эталонов, полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения. Искаженная и неполная идентификация с образом тела нарушает эмоционально-оценочное отношение к телу, создает одновременно гипертрофированную фиксацию на гениталиях и психологическую напряженность, связанную с этой фиксацией, что в дальнейшем может привести к неадекватному психосексуальному развитию и способствовать психологической незащищенности личности в целом.
Психофизиологическая характеристика аффективного состояния
Аффект. Очень сильная эмоция; чаще под аффектом понимают сильную отрицательную эмоцию. Аффект может проявляться как в виде кратковременной бурной реакции (например, вспышка гнева), так и в виде длительного состояния (например, аффективное отношение к человеку, месту, событию и т. д.). (Н. Толстых) Аффект неадекватности. Проявляется в ф .
Успешные стратегии построения карьеры
Большинство психологов в успешности стратегий построения карьеры первостепенным считают разработку плана карьерного роста. Например, директор Московской компании по развитию персонала М. Вишнякова предлагает в первую очередь разработку оперативного плана построения карьеры, как последовательности проектов, то есть действий с определенны .
Эмпирическое исследование организации педагогической поддержки детей с негативными формами поведения. Организация педагогической поддержки детей дошкольного возраста с негативными формами поведения
Эмпирическое исследование изучения организации педагогической поддержки детей дошкольного возраста с негативными формами поведения проводилось в яслях-саду … В дошкольном учреждении имеется 14 групп, из них 4 группы (80 детей) старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Первоначальной целью являлось изучение системы работы с детьми данной .
Источник
Минкова выделяет черты эмоционального портрета воспитанника детского дома
Особенности межличностных взаимоотношений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
М.С. Джамиева, к.п.н., старший преподаватель кафедры общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «ДГПУ»
Воспитанники детских домов имеют серьезные психологические проблемы. Это, прежде всего проблемы эмоциональной сферы, проявляющиеся в неумении дифференцировать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния окружающих и свои собственные, в неумении любить, в проявлении агрессивности, повышенной тревожности и страхах. Все это ведет к проблемам в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми.
В статье рассматриваются особенности межличностных взаимоотношений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на разных возрастных этапах в условиях закрытого учреждения.
Общение, межличностные отношения, межличностное взаимодействие, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, эмоциональная недостаточность.
Orphanages have serious psychological problems. This, above all the problem of the emotional sphere, manifested in an inability to differentiate and respond to the emotional states of others and their own, in the inability to love, in the manifestation of aggression, increased anxiety and fears. All this leads to problems in communication, both with peers and with adults.
The article discusses the features of interpersonal relationships for orphans and children left without parental care at different age levels in a closed institution.
Communication, interpersonal relations, interpersonal interaction, orphans and children left without parental care, emotional failure.
Одним из важнейших факторов развития личности является межличностное общение . Общение играет ведущую роль в процессе социализации личности. В процессе общения человек познает мир, других людей, самого себя. Отсутствие общения или его недостаток в детском возрасте приводят к очень тяжелым последствиям.
В отечественной науке понятие «общение» трактуется как процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие [3, С.7].
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей. Межличностные отношения сконцентрированы в основном вокруг психологических проблем, интересов и потребностей, которые касаются личности человека. Как известно, личные отношения могут быть как положительные (симпатия, дружба, любовь), так и отрицательные (неприязнь, антипатия, ненависть, вражда).
В практике общения между людьми зачастую возникает недопонимание, порождаемое возрастными, социальными, психологическими, коммуникативными барьерами. Барьеры психологического характера возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений.
Первый опыт отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его личностное и социальное развитие.
Общение ребенка воспитывающегося в условиях детского дома очень специфично. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей свойственно общее отставание в психическом развитии, которое охватывает, интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферы.
Воспитанникам детских домов свойственна эмоциональная глухота, по отношению к другим людям, они не умеют видеть эмоциональные состояния других и адекватно на них реагировать. Контакты со сверстниками носят кратковременный, по большей части «деловой» характер. В то же время дети все время требуют внимания к себе со стороны взрослого. Неумение общаться, на наш взгляд, одна из причин сильно мешающих дальнейшей социализации выпускников детских домов в самостоятельной жизни.
В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях изучена динамика развития потребности ребенка в общении со сверстниками и взрослыми и основные этапы данного вида деятельности на протяжении всего детства. Однако особенности общения детей, воспитывающихся в условиях детского дома, недостаточно изучены.
В работах, характеризующих детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исследователями зафиксированы нарушения в эмоциональной, интеллектуальной и личностной сферах воспитанников учреждений для детей-сирот (Л.Н. Галигузова, И.В. Дубровина, И.А. Залысина, И.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, А.Г. Рузская, Н.Н. Толстых, А.Ш. Шахманова и др.).
Нарушения в сфере общения у детей-сирот были ими зафиксированы уже в доме ребенка — у детей раннего возраста. Такие нарушения замечены и у детей дошкольного возраста, для которых другие дети являются лишь монотонным фоном их жизни.
У младших школьников отмечается неспособность выходить из конфликтной ситуации, враждебность, агрессивность по отношению к окружающим (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых).
Изучению собственно межличностных отношений воспитанников детского дома были посвящены работы Н.В. Репиной и Е.В. Виноградовой.
По мнению А.Ш. Шахмановой дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, являются носителями комплекса специфических качеств и особенностей. У детей-сирот отмечается отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональных привязанностях, трудности в общении с окружающими, такие дети реже проявляют сочувствие, сопереживание; им свойственна повышенная агрессивность, высокий уровень тревожности. У них ярко проявляется деформация личности, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению серьезных проблем в сфере эмоционального развития. Этим детям мало знаком язык жестов и мимики, изменчивых интонаций. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми. Им зачастую свойственны замкнутость, упрямство, заторможенность и негативизм [5, С 38.].
В исследовании Э.А. Минковой представлен эмоциональный портрет воспитанника детского дома, который характеризуется следующими чертами:
«Пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию. Повышенная склонность к страхам, тревожности, беспокойству. Основная направленность положительных эмоций — получение все новых и новых удовольствий. Нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнеров по игре) и др.» [2, С.9-10].
Исследования, проведенные А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых показали, что своеобразие картины общения со сверстниками у детей, растущих вне семьи, можно видеть уже в дошкольном возрасте: контакты выражены гораздо слабее, чем у их ровесников из детского сада, они очень однообразны,
малоэмоциональны сводятся к простым обращениям и указаниям. В основе отставания лежит отсутствие эмпатии, т. е. сочувствия, сопереживания, умения и потребности разделить свои переживания с другим человеком [4; С. 56].
Сиротство как социальный фактор разрушает эмоциональные связи ребёнка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников.
В исследовании М.К. Бардышевской представлены группы детей, воспитывающиеся в условиях детского дома и различающиеся по степени эмоциональной недостаточности.
К ним относятся «избегающие» дети, которые характеризуются наиболее тяжелым эмоциональным состоянием воспитанников. Их раннее развитие, как правило, протекало в очень тяжелых условиях. Поэтому «избегающие» дети очень трудно привыкают к жизни в группе: они не умеют общаться с другими детьми, избегают общения со взрослыми и чаще всего стремятся к уединению. Если такому ребенку приходится находиться в обществе других людей, он реагирует на них импульсивной агрессией. Но, со временем, «избегающий» ребенок начинает позволять взрослому, который ухаживает за ним, устанавливать с ним эмоциональный контакт.
Следующей группой являются «цепляющиеся» дети, которые находятся в более благополучном эмоциональном состоянии, чем «избегающие». Это отказные дети с рождения. Они постоянно стремятся к контакту со взрослыми и доверяют им, даже малознакомым. Такие дети способны обеспечить себе минимальную безопасность за счет привязанности к взрослому, в котором он ищет источник эмоционального тепла и защиты.
Самая большая группа детей с «недифференцированными» привязанностями. Для ребенка этой группы привязанность к другим детям и осознание себя в их окружении являются более надежными источниками чувства безопасности и уверенности, чем привязанность к взрослому. Хотя способы общения со взрослыми у этих детей достаточно развиты и разнообразны, но они не используются для образования более глубоких и устойчивых связей. Такая двойная привязанность обеспечивает детям с «недифференцированными» привязанностями удовлетворительный уровень адаптации в условиях детского дома.
В группу «амбивалентных» входят дети с противоречивой, конфликтной привязанностью к взрослому. Формирование привязанности таких детей к взрослым происходит поэтапно: вначале ребенок, проявляя к взрослому интерес, все же сохраняет дистанцию. Затем ребенок начинает узнавать знакомого взрослого, радуется ему, однако тактильному контакту предпочитает зрительное и речевое общение. Эмоциональная связь со взрослым не дает ребенку ощущение безопасности. Привязанность «амбивалентного» ребенка к взрослому является более зрелой по сравнению с привязанностями большинства отказных детей [1, С.24].
Эти особенности сказываются на всех сторонах развития личности ребёнка и, конечно же, проявляются в специфике общения со сверстниками.
Известно, что развитие личности и межличностных отношений детей в условиях закрытого учреждения происходит иначе, чем в семье, что объясняется ситуацией депривации, также социальной изолированностью от общества. Установлено, что чем раньше ребенок остается без семьи, тем разрушительнее это сказывается на его развитии. Наиболее серьезные проблемы испытывают дети, которые вообще не знали, что такое материнская любовь и были брошены сразу же после рождения. Как правило, у таких детей наиболее серьезные личностные проблемы, которые, по мнению многих исследователей, коррекции в дальнейшем поддаются трудно.
У детей, оставленных в более позднем возрасте, также прослеживается целый комплекс серьезных нарушений личностного развития.
В результате в следующем возрастном периоде также наблюдаются нарушения: снижен интерес к общению, меньше речевых обращений к взрослому, невнимание к сверстникам, к их играм, меньше инициативности, открытости, дружелюбия, часты проявления агрессивности.
У дошкольников детских домов в конфликтных ситуациях проявляется агрессивность, неумение и нежелание признать свою вину и, соответственно, неспособность продуктивного, конструктивного разрешения конфликта.
Для подросткового возраста характерно отсутствие дружеских групп, как у девочек, так и у мальчиков, а если они возникают, то существуют не долго. Для подростков сиротских учреждений характерна малая расположенность к доверительному общению со сверстниками и еще меньше – со взрослыми.
В детском доме воспитанники имеют неограниченные возможности для общения со сверстниками, для налаживания самых близких и разнообразных отношений с другими детьми. Кроме того, здесь дети живут общей жизнью: у них общие предметы, общие занятия, единое пространство жизнедеятельности, одни и те же воспитатели. Казалось бы, все это должно связывать и объединять детей. Однако сама по себе среда, обеспечившая богатые возможности для общения со сверстниками не ведет к развитию содержательного эмоционального общения.
На взаимоотношения воспитанников детских домов оказывают влияние и жесткая регламентация деятельности детей и персонала. Акцент на дисциплинарные моменты и замкнутость детей в рамках одного учебно-воспитательного заведения влечет за собой ограниченность контактов воспитанников, определенную обязательность общения и очень малую возможность выбора партнеров по общению, невозможность уделять каждому ребенку достаточно внимания воспитателем.
С одной стороны у воспитанников обострена потребность во внимании, доброжелательности, положительных, эмоционально насыщенных, устойчивых контактах, а с другой стороны отмечается полная неудовлетворенность этой потребности.
Неудовлетворенность потребности в общении, в любви и признании, эмоциональная нестабильность, жизнь в условиях длительной социальной изоляции — всё это наносит ущерб формированию личности ребёнка.
Эти особенности не могут не отразиться на формировании межличностных отношений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Важнейшая специфическая черта межличностных отношений – эмоциональная основа, то есть они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и чувства. Направленность человека на внешний или внутренний мир является важной характеристикой, влияющей на межличностные отношения.
У воспитанников детского дома отсутствует вовлеченность в действия сверстника, т.е. сверстник не имеет для них субъективной значимости, а является внешним и достаточно безразличным объектом. В отличие от взрослого, который остается для них субъективным центром любой ситуации и от которого они постоянно требуют внимания и доброжелательности.
Интересно, что, несмотря на это, воспитанники детского дома практически никогда не ждут от взрослого оценки своих конкретных действий в отличие от семейных детей того же возраста. Воспитанники детского дома не выделяют своих предметных достижений как воплощения своего «Я», а требуют лишь глобального внимания и расположения к себе. Эти требования особенно ярко обнаруживаются в конфликтах детей, где конкуренция из-за расположения и внимания взрослого является основной причиной детских ссор и вражды.
Основное условие и движущая сила общего психического развития ребенка — его общение со взрослым. Именно через это общение ребенок усваивает основные человеческие способности, ценности и формы деятельности. Поэтому уровень развития общения ребенка с другими людьми можно рассматривать как важнейший показатель его общего психического развития.
Решающую роль для самочувствия детей-сирот имеют их от ношения с воспитателем – тем взрослым, с которым они проводят наибольшую часть времени. Помочь ребенку, находящемуся в детском доме, сможет лишь тот воспитатель, который умеет видеть реальное состояние ребенка, воспринимать его проблемы, ставить себя на его место.
Известно, что предпочтение, которое воспитатель отдает определенным детям, болезненно воспринимается другими, особенно если они принадлежат к так называемым отверженным.
Таким образом, мы можем заключить, что характер общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет следующие особенности:
• Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, проявляют гораздо меньший интерес к сверстникам, чем дети, воспитывающиеся в условиях семьи. Для детдомовских детей характерна «эмоциональная глухота» по отношению к сверстнику. Они как бы не замечают его состояния, не умеют сопереживать, сочувствовать. Им свойственно равнодушное, а иногда пренебрежительное отношение к сверстнику.
• Дети из детского дома слабее и реже выражают в общении свои собственные эмоциональные состояния. Они почти не обращаются к партнеру ради достижения с ним общности мнений, поддержки и обмена впечатлениями, чего не скажешь о детях из семьи.
• Конфликты свойственны как детям из семьи, так и из детского дома. Однако характер их различен. В детском саду дети ссорятся в основном из-за игры и своего места в ней. Основным поводом для конфликта детей, воспитывающихся в семье, является самоутверждение в игре. В детском доме основным поводом для конфликтов являются бытовые проблемы и борьба за внимание и доброжелательность взрослого. У детей в детском доме конфликты менее эмоционально выражены, они имеют более вязкий, как бы «уплощенный» характер, где трудно выделить временные границы между ссорой и примирением, что не свойственно детям из семьи.
• В детском доме дети имеют богатые возможности для общения (совместное проживание, совместные игрушки, один и тот же режим дня и т.д.). Однако сама по себе среда, обеспечившая богатые возможности для общения со сверстниками не ведет к развитию содержательного эмоционального общения. Поэтому очень важна роль воспитателя в создании специальных условий и организации совместной деятельности детей.
1. Бардышевская М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения / В помощь руководителям, воспитателям, специалистам детских домов и школ-интернатов. – Выпуск 4. – М.: ТОО «СИМС», 1995. – 64 с.
2. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Выпуск 4. – М., 1995. с.9-10
3. Панфилова А.П. Теория и практика общения. – М.: Академия. -2009. – 288 с.
4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
5. Шахманова А.Ш. Характерные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Современные проблемы дошкольного воспитания. – М.: МГПУ, 2004. с. 96-111.
Источник