Методы трансформации образов эмоционально образной терапии

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ: «Просто о сложном или Заметки на полях». Тема «Образы – доступ в бессознательное».

Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) развивается в рамках психодинамического подхода, согласно которому направляющие и движущие процессы, происходящие в психике человека, не подчиняются его воле или разуму и не зависят от внешних обстоятельств, а являются плодом работы внутренних сил психики. По словам З. Фрейда «человек не является хозяином у себя дома», т.е. не сознание руководит его поступками: движущей силой поведения оказываются неосознаваемые импульсы, идущие из глубин подсознания».

Фрейд описал топографическую модель личности, где разделил психику на три уровня: сознание, предсознательное, бессознательное.

Сознание наполняют ощущения и впечатления, которые мы осознаем и контролируем «здесь и сейчас». Кроме того, в сознании мы можем воспринимать прошлое и фантазировать на счет будущего.

Предсознательное называют «доступной памятью», где содержатся воспоминания, которые не осознаются в настоящий момент, но могут быть легко возвращены в сознание (спонтанно или в результате небольшого усилия). Эта область — комната с воспоминаниями, куда вы можете зайти в любой момент по своему желанию.

Бессознательное — это самая обширная область человеческой психики, огромное хранилище, где содержатся наши инстинкты, не доступные сознанию, а также, все привычки, навыки, желания, принятые решения, мысли и чувства, вытесненные на глубину и закрытые для осознавания.

По мнению ученых, сознание контролирует не более 5 процентов восприятия и поведения, тогда как бессознательному отведено не менее 95 процентов. И если первое воспринимает прошлое и будущее, то второе ориентировано только на настоящее.

По Фрейду, между сознанием и бессознательным существует «внутренний страж» — цензор, оберегающий нашу психику от травмирующих переживаний и определяющий, что безопасно для нашего сознания и может туда проникнуть, а что является угрозой и должно быть подавлено или вытеснено в бессознательное. В бессознательном нет понятия времени и все воспоминания о событиях, скрытых в его глубинах, воздействуют на нас косвенным образом, в частности, через сновидения, который Фрейд называл «королевской дорогой к бессознательному».

Образы, явленные нам в снах, представляют собой зашифрованные в символической форме послания бессознательного, прорывающиеся через барьер — «внутреннего стража».

Но бессознательное «стучится» к нам не только через сны, но и через чувства, которые мы можем ощущать через тело, но и придавать им мысленный образ. В речи мы часто используем метафоры говоря о своих переживаниях. Например, «камень на сердце», «гири на ногах», «залиться краской», «вспыхнуть», «не переваривать кого-то или что-то». Все это является ценным материалом для ЭОТ-терапевта.

Спонтанные образы, рождающиеся в процессе ЭОТ, позволяют получить доступ к информации, хранящейся в бессознательном. Процесс работы психотерапевта с клиентом похож на сон наяву. Работа ЭОТ-терапевта базируется на расшифровке скрытого смысла, стоящего за каждым образом, в результате чего рождается гипотеза, позволяющая найти решение для запроса клиента.

Многолетний опыт работы в ЭОТ позволил сформировать целый словарь «говорящих» образов, позволяющих заглянуть в глубины подсознания и безопасно для психики извлечь подавленный или вытесненный материал в сознание. Практика показывает, что каждый образ — это символ, за которым стоит свой собственный смысл, является уникальным носителем информации о прошлом человека и ключом к разрешению его внутреннего конфликта.

Например, «дождь» — непролитые слезы, «цветы» — подавленные или вытесненные чувства, «меч» — утраченная или подавленная мужественность, «вода» — утраченная или подавленная женственность и т.п. Материал, из которого «сделаны», по представлению пациента, образы также имеет значение и дает дополнительную информацию о происходящих в психике процессах. Так, «металлические» образы говорят о подавлении, «пластиковые» и «стеклянные» — об изоляции, «прозрачные» — о вытеснении и т.д.

В подавляющем большинстве случаев значения символов, «зашитых» в бессознательном, у разных людей совпадают, что позволяет ЭОТ-терапевту быстро построить гипотезу, выбрать направление движения и подвести клиента к новому решению в процессе терапии. Ориентировка бессознательного исключительно на настоящее время является ключом к разрешению конфликта «здесь и сейчас».

Эмоционально-образная терапия одна из наиболее эффективных и быстродействующих методик психотерапии. В Клинике Роса занятия психотерапией проводятся в индивидуальном, семейном и групповом формате.

Источник

2.2 Основные приемы трансформации образов в эот

Охарактеризуем основные методы трансформации образов, приводящие к изменению эмоциональных состояний, которые применимы в психотерапевтической практике, а также некоторые ограничения, на них накладываемые. Прежде всего, следует сказать, что механическое изменение образов ничего не даст, кроме новых иллюзий. В работу следует подключить реальные внутренние силы клиента, трансформация всегда идет через усилие, через интенсивную внутреннюю работу. Через образы ведется работа с глубинными эмоциональными конфликтами, и решить их можно, точно так же как в жизни, затрачивая силы на реализацию правильного решения. Другое дело, что, используя образы, мы создаем ситуацию абсолютной безопасности для клиента, но его переживания столь же реальны, как и в жизни. Кроме того, в отличие от реальной ситуации, образы способны неожиданно и качественно меняться, что вскрывает их истинное содержание. Например, если прикоснуться к страшной паутине, то она может превратиться в серебристый шарик, а если поиграть с грязью, то она может стать прекрасной вазой (см. примеры ниже). Терапевт должен понимать суть происходящих трансформаций и направлять усилия клиента по верному пути.

2.2.1. Созерцание

Самый простой по исполнению метод состоит в том, чтобы сосредоточить свое внимание на тех или иных негативных качествах образа. Достаточно в течение 20-30 секунд ( в сложных случаях от одной до пяти минут) созерцать некоторое нежелательное качество образа, чтобы оно постепенно исчезло, и вместе с ним исчезает соответствующее негативное состояние.

Опасность может заключаться в том, что при созерцании позитивное качество также может исчезать, и тогда состояние ухудшается.

Пример. У одной женщины после лекции почему-то заболело сердце. Я предложил ей представить, на что эта боль похожа. “Боль похожа на небольшую белую кнопку”, — ответила она. Удивившись, что боль выражена явно позитивным цветом, я все же попросил клиентку сосредоточиться и внимательно смотреть на эту белую кнопку. “Кнопка уменьшается в размерах, а боль растет”, — сообщила она. Тогда я попросил уточнить образ боли. “Ну, как же вы не понимаете? Как кнопка дверного звонка — белая кнопка и вокруг черный обод.” — “А-а, — понимающе протянул я, — смотрите тогда на черный обод и очень внимательно смотрите!” Через 20 секунд она сообщила мне, что черный обод растворился, а кнопка увеличилась до размеров тарелки, сердечная боль при этом совершенно прошла. Я предложил ей принять эту “тарелку” как часть своей личности, и на этом сеанс завершился.

Из этого сеанса с очевидностью следует, что необходимо как-то различать негативные и позитивные характеристики образа.

Во-первых, важнейшей характеристикой является цвет. Позитивными цветами по моему опыту являются: белый, прозрачный, серый-искрящийся, голубой, синий, золотистый, серебристый, все цвета, соответствующие природным реалиям (например, зеленая трава, черная земля и т.д.). Негативными цветами являются: черный, коричневый, грязно-зеленый, грязно-желтый, серый как дым и др. Красный, желтый, зеленый и другие тона должны оставаться под подозрением и их субъективный смысл должен уточняться в опыте.

Во-вторых, позитивными следует считать все зрительные признаки, ассоциативно вызывающие приятное кинестетическое чувство: ощущение легкости, нежности, свежести, гладкости и т.д. Негативными же — вызывающие неприятные кинестетические ощущения: тяжести, липкости, жжения, давления, колющие ощущения и т.д.

В-третьих, негативными могут быть все те признаки, которые неприятны субъекту и усиление которых приводит к усилению нежелательного состояния.

С другой стороны негативные по смыслу образы могут быть таковыми в силу субъективного отношения клиента к ним, но по своему потенциалу они позитивны. Например, образ черного чертенка вроде бы негативен, но скорее всего он символизирует внутреннего ребенка клиента, которого тот отвергает, например, считает хулиганом, безобразником. Поэтому эмоционально-образная терапия занимает гуманистическую позицию по отношению и к негативным образам, которые можно превратить в позитивные теми или иными способами (см. примеры ниже).

Созерцание имеет смысловой оттенок зрительной сосредоточенности, но такими же эффективными могут быть и методы слуховой и кинестетической внимательности к соответствующим качествам образа. Например, можно внимательно слушать воображаемое звучание боли или испытываемого чувства горечи. Результат аналогичен тому, что мы получаем в зрительной модальности. То есть, неприятный вначале звук постепенно исчезает, либо превращается в приятный, а соответствующее ему состояние также возвращается к естественному и позитивному.

Можно воспользоваться даже воображаемым обонянием. Например, очень эффективно его можно применять при сильных сердечных болях. Сосредоточенное обоняние собственной сердечной боли приводит к стойкой и очень реалистичной иллюзии запаха. Например, одна молодая женщина, которая испытала сильную сердечную боль на тренинге, где я также участвовал, при применении этого метода настойчиво спрашивала, не пахнет ли паленой резиной в аудитории. При дальнейшем обонянии (примерно 3-5 минут) этот запах рассеялся и боль прошла.

Этот метод включает бессознательные механизмы саморегуляции и очень эффективен при простых психосоматических проблемах, но может применяться и в сложных случаях, если человек достаточно тренирован. Однако он требует упорства, поскольку в первые мгновения созерцания негативные переживания могут усиливаться, поскольку болевая точка попадает в фокус внимания, но затем они постепенно будут уменьшаться и исчезнут.

Источник

linde_eit

Блог Центра эмоционально-образной терапии Линде Н.Д.

Всё новое и действенное для терапии

© Жарова Т.И.
действительный член ППЛ,
практический психолог,
сертифицированный преподаватель ЭОТ,
адм. директор психологического центра эмоционально-образной терапии Линде Н.Д.,
г. Москва.
Взято с сайта ruspsy.net

В статье рассказывается о влиянии родительских посланий на возникновение психологических проблем у взрослых людей. Особое внимание уделяется запрещающим посланиям деструктивного характера, Кроме того автор рассказывает о принципах работы с запретами методами эмоционально-образной терапии (ЭОТ), подкрепляя их конкретными примерами психотерапевтической работы с некоторыми запретами методом ЭОТ.

Психологи считают, что в самом раннем возрасте, буквально с рождения, родители передают ребенку набор «посланий», на основе которых он делает определенные выводы о самом себе, других людях и мире в целом. Накопленный опыт обобщается в сжатом образе, который не осознается и действует как фильтр, через который пропускается информация.
Решения, которые мы принимаем в ответ на эти послания, служат основной составляющей фундамента нашего жизненного сценария.
Весь этот комплекс из запретов, предписаний, директив и разрешений в сочетании с принятыми на их основе ранними решениями иногда называют собственно сценарием [1].
Первоначально теория сценария была разработана Эриком Берном и Клодом Стайнером в середине 60-х годов. Далее теорию Э.Берна развивали разные авторы, среди которых Роберт и Мери Гулдинг и др. В своей книге «Психотерапия нового решения» они подробно рассматривают и анализируют родительские предписания, обращая особое внимание на те, которые оказывают негативное влияние на жизнь людей.

В этой статье мы постараемся рассмотреть тему запретов. Известно, что запрет содержит в себе указание что-то не делать. Запреты могут быть конструктивными, способствующими сохранению жизни и здоровья ребенка, а также регулирующие его поведение в обществе. Или могут быть деструктивными, вступающими в противоречие с естественными потребностями и желаниями ребенка. Такие запреты негативно влияют на развитие человека, могут вызывать суицидальные мысли, формировать дезадаптивное поведение, приводят к несчастьям, негативным эмоциональным состояниям и т.д. Важно также отметить, что запреты относятся к Супер-Эго человека и формируют некоторые моральные принципы.
Роберт и Мери Гулдинг выделяют основной список запретов, имеющих негативное влияние на человека: «не живи» (не будь, не существуй), «не делай» (не действуй), «не будь близким» (не сближайся), «не будь значимым» (не высовывайся), «не добейся успеха» (не достигни этого), «не будь ребенком», «не взрослей» (не расти), «не будь собой», «не будь здоровым», «не связывайся» (не принадлежи, не участвуй), «не чувствуй», «не думай» [1].

Как правило, подобные запреты «закрепляются» в бессознательном ребенка, если он имел опыт воздействия на себя со стороны значимых взрослых в форме отвержения, обесценивания, запугивания и обвинений.
«Эти запреты живут в человеке, хотя он уже взрослый. На их основе он продолжает принимать решения, тем самым искажая свою жизнь. Одной из задач психотерапии является работа с деструктивными запретами с тем, чтобы они перестали осуществлять свое негативные влияние на личность человека и на его жизнь [2].

Для этой цели в арсенале ЭОТ имеется множество практических методов работы, таких как «разрешение», «парадоксальное разрешение», «контрпредписание», «признание важности образа», «поддержка образа Внутреннего Ребенка», «энергетизация слабой части личности», «разрешение выразить чувства», «разрешение иметь свои желания и выражать их», «разрешение образу Внутреннего Родителя проявлять любовь и поддержку образу Внутреннего Ребенка», «разрешение образу Внутреннего Родителя принять своего Внутреннего Ребенка», «возвращение Родителю ответственности», «возвращение Родителю его ожиданий и требований», «возвращение зла, потока критики, унижений» и др. [3]. Клиент сам разрешает своему Внутреннему Ребенку не подчиняться неконструктивным запретам. При этом часто приходится работать с сопутствующими негативными эмоциями.
Эмоционально-образная терапия располагает специальными средствами для выявления и работы с этими эмоциями. Как один из вариантов для этой цели можно использовать провокации: «Вот вы нарушили этот запрет. Что вы при этом чувствуете?»
Приведу случай из практики, где описана психотерапевтическая работа с замужней женщиной 30 лет. Назовем ее К. Причины обращения за помощью к психологу: недовольство собой, апатия, раздражительность, обиды на родственников, частые головные боли, боли в спине. Всего на данный момент было проведено шесть консультаций. В данной статье я опишу три наиболее интересных эпизода терапии с этой клиенткой, в каждом из которых проводилась работа с некоторыми из «токсичных» запретов.

Эпизод 1. «Хороший папа»

Клиентка очень эмоционально жаловалась на постоянную критику и оскорбления со стороны отца. Фактически все претензии отца сводились к одному: «Ты не такая!» Т.е. К. с детства испытывала влияние запрета «НЕ БУДЬ СОБОЙ» [1].
Я предложила представить на пустом стуле образ отца клиентки. Были применены методы «возвращения Родителю его ожиданий и требований», «отказ принимать его критику». Далее образу отца К. было дано разрешение принимать и любить свою дочь, как это положено любящему и заботливому родителю [3]. Тогда образ отца перестал критиковать, но выражать любовь и принятие не желал, и не мог, просто не имея представления, как это делать. Образ отца продолжал сидеть, но теперь уже молча.
То, что происходило с образом отца, указывает на то, что у К. полностью отсутствовал опыт принятия с его стороны. Тогда я предложила ей представить на другом стуле образ такого родителя, который способен выражать любовь своему ребенку. К. вспомнила, что у нее был очень любящий дедушка, который всегда к ней тепло относился. К. увидела большую фигуру мужчины с добрым взглядом. Он с готовностью нежно обнял ее. К. почувствовала, как от него исходит тепло и поддержка. Она заулыбалась, мышцы лица расслабились. К концу сеанса К. отметила, что у нее перестала болеть спина, которая до этого болела постоянно.

Комментарий. В соответствии с теорией Вильгельма Райха о мышечных зажимах, этот случай подтвердил тот факт, что боли в средней части спины чаще всего связаны с отсутствием поддержки и опоры, которые девочка не получала от своего отца. Когда К. получила такую поддержку через образ «любящего родителя», то мышцы спины расслабились, и боль прошла [4].

Эпизод 2. «Гопник»

На одном из последующих сеансов К. попросила поработать с негативным состоянием, которое она не могла точно назвать. Состояние сопровождалось раздражением, недовольством собой и окружающими. Образ состояния – подросток-гопник.

Комментарий. Образ подростка, как правило, символизирует мятежного Внутреннего Ребенка [3].

Гопник протестовал против того, что его никто не понимает. На вопрос: «Кто его не понимает?» — снова проявился образ отца. Вспомнились ситуации, когда он на просьбы дочери о поддержке говорил: «Ты что, не можешь за себя постоять!» А когда К. реально стала себя защищать, отец язвительно заметил: «Ну ты прямо как не девочка!»

Комментарий. Снова прослеживается влияние запрета «НЕ БУДЬ СОБОЙ» [1]. Образ подростка мужского пола – это признак того, что К. не принимает свою женственность и одновременно выражает протест как способ защиты.

По отношению к образу гопника был использован метод выражения принятия, признания его права испытывать любые чувства. Далее подростка спросили, какую часть личности К. он защищает. Это оказалась молодая девушка с длинными волосами.

Комментарий. Это подтверждает теорию о том, что девочка, не получившая поддержки и защиты от отца, не получившая признания ценности своей женственности, вынуждена развивать в себе мужские черты [3].

Подростку выразили благодарность за все его старания, что его усилия не были напрасны, так как он защищал женскую часть К., которая является огромной ценностью.
Образ подростка исчез, а клиентка с готовностью «приняла» (соматизировала) образ молодой, уже уверенной в себе девушки, в свое тело [3]. В конце этого сеанса головная боль ушла. К. отметила, что ее состояние изменилось, она почувствовала спокойствие и уверенность. Ее невербальные проявления подтверждали этот результат.

Эпизод 3. «Поношенный ботинок»

На очередном сеансе была заявлена проблема К., связанная с тем, что она «забросила» свои занятия рисованием, так как постоянно была недовольна своими работами. Вот как происходил наш с ней диалог:
— Как выглядит та часть личности, которая недовольна?
— Это снова отец.
Комментарий. Такая критичная позиция отца клиентки, по моему мнению, отражает его критичное отношение к самому себе. Гипотеза: это влияние запрета «НЕ ДОБЕЙСЯ УСПЕХА» [1].
— А как выглядит то, что заставляет его критиковать Вас?
— Это старый, грязный ботинок.

Комментарий. В этот момент я почувствовала, что этот образ, возможно, связан с влиянием людей из далекого прошлого. В моей голове возникла известная всем цитата, принадлежащая перу В.И.Ленина: «Каждая кухарка может управлять государством».

— Вы согласны с тем, что старый ботинок – это достаточно компетентный объект, способный оценить продукты Вашего творчества?
— Нет.
— А кто действительно может оценить по достоинству Ваши работы?
— Это мой учитель по рисованию.
— Что он говорит Вам, если Вы представите его образ на соседнем стуле?
— У Вас все получается!
— Можете ли Вы теперь сказать ботинку: «Я разрешаю тебе заняться СВОИМИ делами!»
— Тогда он уходит.
— А что делает образ отца после этого?
— А он тоже уходит.

В конце сеанса К. приняла решение снова возобновить занятия рисованием у себя дома. Результат этого сеанса мы договорились с К. проверить на практике и обсудить позже.
Неожиданные последствия
Накануне очередной сессии я получила письмо от К. в скайпе. Я считаю важным представить вашему вниманию выдержки из этого длинного письма (лексика автора сохранена). Эти данные размещаю здесь с согласия клиентки.

«…Нам надо отменить встречу… В субботу поздно вечером мы с мужем смотрели сериал и грызли арахис, а потом я подумала: «А что я, собственно, тут делаю? У меня бронхит, а в Краснодарском крае солнечно, и море еще теплое. …или завтра вечером я буду купаться в море, или опять буду тут в тошнотворном состоянии тревожности и недовольства бултыхаться, от болезненного осознания, что жизнь проходит мимо, я упускаю важное, я чувствую душевную тесноту и боль. . В общем, мы купили билеты, побросали вещи в рюкзаки и уже через 8 часов тряслись в скоростном поезде до Туапсе.
…Если сказать пафосно, то поехала за духовным прорывом. Хотя страх, беспокойство и неуютность внутри начались уже после покупки билетов, а закончились вот только сейчас утром… …Можно же было поддаться панике и неуверенности и вернуть билеты (КАК Я ОБЫЧНО И ДЕЛАЛА — БРОСАЛА НА ПОЛПУТИ!), но я боролась с этим негативом, хотела увидеть предел страха, и что случится, если не поддаться. И ничего страшного не случилось. НИЧЕГО…
…У меня одна жизнь, она моя и такая короткая, я могу делать то, что мне хочется, а пока я только чувствовала, что подчиняюсь каким-то стандартам, оправдываю ожидания или лгу. У меня свои приоритеты. Я имею Право Жить Свою ЖИЗНЬ. … Теперь я говорю: «Да нифигашечки! Надо искать свой город, свое место, свое море или озеро, лес или горы, открывать и создавать новое внутри себя, оставляя ненужное…
…Вычитала однажды: «Куда бы мы ни уезжали, мы всегда с собой берем себя», — то есть если ты недоволен и хмур, зол и несчастлив, то хоть в Городе, хоть в Деревне, ты будешь злой и недовольный. Раньше мое поведение оправдывала эта мысль, она находила отклик, потому что так меня воспитали, цитирую отца: «В твой день рождения даже погода плохая, как мы теперь пойдем под ливнем!» — как будто я выбирала день рождения, погоду, и почему он вбил мне в голову мысль, что все то плохое объективно, что есть вокруг — это моя Вина?

…Да, можно расти, страдая, борясь с собой и злясь, как папа (рост ли это??)… А я вот не хочу страдать и оправдывать папиных ожиданий, когда можно ПОЗВОЛИТЬ себе быть разной и не гнобить себя за то, что не любишь желтые листья, ветер и насморк. Они мне не нравятся, мне нравится море».

Последняя фраза в письме звучит так: «Правильно говорят: «Буду слушать твои советы, когда захочу жить, как ты. Я не слушаю маму и папу, открыв рот, как раньше, я фильтрую, но и не убиваюсь от чувства вины, как раньше. Слушаю советы и доверяю… тем, кому доверяю».
Заключение
Это письмо К. для меня является подтверждением того, что она перестала бессознательно следовать тем негативным посланиям родителей, которые они транслировали ей в силу своих нерешенных психологических проблем, страхов, неуверенности в себе и т.п. Благодаря применению метода ЭОТ К. смогла увидеть и осознать связь между родительскими запретами и своими негативными эмоциональными состояниями. Через работу с образами К. отказалась от прежних деструктивных и неэффективных убеждений и жизненных стратегий. Клиентка фактически приняла новые решения, на основании которых начала реализовывать свой собственный стиль жизни, формировать новые ценности и обретать новые смыслы.

1.Гулдинг Роберт. Психотерапия нового решения. Теория и практика. – М., 1997.
2.Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. – М., 2013.
3.Линде Н.Д. Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия: чувство — образ — анализ — действие. – М., 2015.
4.Райх Вильгельм. Характероанализ. Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. – М., 2006.

Источник

Оцените статью