Методы изучения эмоций и чувств ребенка (часть 2)
Анна Маркарян
Методы изучения эмоций и чувств ребенка (часть 2)
Как изучить эмоциональную сферу ребенка? Не будем забывать, что на первых ступенях жизни он непосредствен, открыт в выражениях своих переживаний. Воспользуемся этим.
На начальных этапах реакции ребенка на внешний мир носят преимущественно двигательный характер, затем начинают протекать на фоне переживания удовлетворенности или неудовлетворенности, выражаясь через улыбку или беспокойство.
Такие особенности эмоций ребенка, как нерасчлененность, слитность, многообразие, подвижность, вызывают определенную трудность в изучении эмоциональной сферы. Поэтому ее рекомендуется изучать в деятельности или через деятельность, в ходе исследования познавательных процессов, поведения личности ребенка в целом.
Следует напомнить нормативные показатели уровня развития эмоций ребенка: 6-7 месяцев — тянется к игрушкам, улыбается им, оживленно реагирует на лицо матери; 8-10 месяцев — положительное отношение вызывают дети его же возраста, реагирует на изменение лиц близких ему людей (улыбка вызывает радость, гримасы -страх, слезы); 1 -1,2 года — дифференцирование относится к окружающим предметам (к одним тянется, другие отвергает, начинает понимать нормы через «можно» и «нельзя», радуется, произнося слова.
Характерная особенность эмоций детей этого возраста — легкая «заражаемость чувствами» других людей на этой основе — формирование сопереживания. Так, плач сверстника вызывает у ребенка слезы. С полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится источником его переживаний, поэтому он часто пытается заслужить положительную оценку окружающих. В этом возрасте у детей формируется чувство стыда под влиянием порицания взрослых.
К 1,5-2 годам у детей формируются симпатии и антипатии к отдельным людям, закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих. В этом же возрасте возникают зачатки интеллектуального чувства в виде любознательности, эстетического — в виде стремления повторить знакомые мелодии, элементы танца, рассматривать иллюстрированные книги.
В 2-3 года у ребенка под влиянием коллективных игр и занятий в детском саду начинают формироваться общественные чувства. В этом возрасте радость и нежность вызывает поведение животных. На дальнейшее развитие интеллектуальных чувств указывает обилие задаваемых ребенком вопросов «что?», «почему?». Продолжают развиваться эстетические чувства; можно наблюдать интерес детей к явлениям природы.
В 3,5-4 года чувства к близким и знакомым ребенок переносит на персонажи сказок. Дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремятся «оказать помощь». В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей.
В 4-5 лет получает дальнейшее развитие чувство привязанности к сверстникам. Новым в этом возрасте является чувство юмора, понимание комического. Дети понимают шутки и сами любят шутить. В эти годы формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций. Однако эмоции детей в целом остаются импульсивными, что в физиологическом плане определяется преобладанием возбуждения над торможением.
В 5-6 лет дети начинают по-разному реагировать на приближение времени поступления в школу: у некоторых это вызывает чувство тревоги, у некоторых — радости (дети любуются школьными принадлежностями, имитируют свои ответы учителю).
Рассмотренные свойства и возрастные особенности эмоций дают возможность говорить о сложности и трудности диагностики.Облегчает решение диагностических задач ориентация на определенные показатели:
1) эмоциональная возбудимость (невозбудимость) личности, о которой судят по тому, какие минимальные возбудители вызывают бурные эмоциональные реакции;
2) неустойчивость (устойчивость) эмоций личности, которая проявляется в быстрой смене настроений, переживаний;
3) тревожность личности, проявляющаяся в сомнениях, беспокойстве, боязливости;
4) направленность действий, поступков при фрустрациях (на себя, на других, на предметы или ситуации);
5) глубина переживаний.
Среди диагностических методов для изучения эмоциональной сферы широкое применение получили прожективные тесты. В числе таковых прожективный тест школьной тревожности Амена. Суть его заключается в следующем. Ребенку последовательно предлагается 10 картинок, на которых изображен его сверстник (пол которого соответствует полу испытуемого) в разных ситуациях, связанных с учебой (на занятии, во время общения со взрослыми в школе). Лицо главного героя дано в контурах. Испытуемый должен ответить, какое лицо у ребенка на картинке (веселое, грустное) и почему.
Вывод о наличии у ребенка «тревожности» делается на основе подсчета «тревожных» ответов, т. е., когда ребенок говорит, что лицо героя грустное («он плачет, потому что получил двойку»). Если будет не менее 70 % таких ответов, значит, в наличии «тревожность». Противоположные результаты будут свидетельствовать о позитивном отношении испытуемого к школе, желании стать ее учеником, отсутствии «тревожности».
Эмоциональная сфера дошкольника изучается и с помощью экспериментальных методов. Так, для изучения отношения детей к героям художественных произведений и влияния этого отношения на восприятие комического Е. А. Бондаренко была разработана экспериментальная методика «Подмена героя». Суть ее заключается в следующем.
Для рассмотрения, последующего сравнения и выбора самого смешного сюжета детям предлагались юмористические картинки и экспериментальные варианты к каждой из них. В экспериментальных картинках, при сохранении в целом характера ситуации, заменялись один или несколько героев, к которым у детей на основе предшествующего знакомства сложились определенные отношения.
В подавляющем большинстве дети отдавали предпочтение тому варианту картинки, где изобретательность и находчивость проявлял герой, к которому у них ранее сложилось положительное отношение.
Ребенку небезразлично, по отношению к кому проявляются хитрость и обман. Эта особенность заметна не только при воспритии сказки, но и при восприятии самостоятельной, не связанной с каким-то определенным литературным произведением, картины.
Имеет значение в художественном восприятии и степень близости, доступности образа. Так, например, младшие дошкольники в ролях юмористических персонажей чаще всего предпочитают видеть животных с антропоморфическими признаками, проявивших себя положительно в знакомых им сказках; средние дошкольники — животных, сказочных человечков, детей-ровесников; старшие — чаще просто наиболее занимательных и находчивых, наиболее веселых персонажей.
Изучить эмоциональную сферу ребенка позволяют и методики, опирающиеся на семантику цвета. В их числе и диагностический цветовой тест М. Люшера и его модификации. Выполняя тестовые задания, предусмотренные этими методиками, дети располагают стандартизированные цвета и их оттенки в зависимости от своего отношения к задаваемой ситуации (общение с взрослым, сверстником, разные виды деятельности и т. д., что позволяет оценить эмоциональное состояние ребенка, его динамику.
При наличии такой информации педагогу легче оказывать направленные воздействия на детей с целью оптимизации эмоциональной сферы своих воспитанников, грамотнее корректировать ее.
«Я и мои добрые куклы!» Целесообразность обучения игру с дошкольного возраста обусловлена тем, что этот период развития ребенка характеризуется интенсивным формированием.
«Волшебный теремок» Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу, заставляя.
Источник
Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития
Дарья Фомина
Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития
Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Нами были выделены следующие критерии и показатели для изучения эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития:
Когнитивный компонент
— представления детей о эмоциональных состояниях человека;
1)«Мимический тест» (Автор Изард. К.)
— понимание ребенком собственных эмоций
2)Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»
Поведенческий компонент
— умение ребенка реагировать на эмоциональное состояние другого;
3)Методика «Что – почему – как».
— умение определять и называть свои эмоции;
4)Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (
— способности к прогнозированию эмоциональных
5)Методика «Ситуация без лица»
Методики исследования:
1. «Мимический тест» (Автор Изард. К.).
Цель методики: выявить степень (уровень) адекватности определения детьми старшего дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица (эмоциональная эмпатия).
Материал: 12 карточек со схематическим изображением лиц, на которых зафиксированы различные степени выраженности фундаментальных эмоций. (приложение 2)
Инструкция: «Посмотрите на изображение лица и определите, какое чувств каждое оно выражает».
Обработка и интерпретация:Правильные ответы:
1 – нейтральное, 2 – огорчение, 3 – радость, 4 – удивление, 5 – гнев,
6 – злость, 7 – сомнение, 8 – хитрость, 9 – усталость, 10 –страх, 11 –жалость, 12 –обида.
Оценка осуществляется на основе положения о зонном характере выраженности эмоций и «смысловых полях» категорий, обозначающих эмоцию:
1 балл – неправильный ответ (название не входит в смысловое поле данной эмоции);
2 балла – частично правильный ответ (косвенная, приблизительная характеристика эмоционального состояния);
3 балла – правильный ответ (но не дифференцирующий данную эмоцию по степени выраженности);
4 балла — ответ правильный (точный, полный, аргументированный, составляющий «смысловое поле данной эмоции»).
Уровень адекватности определения эмоционального состояния:
Низкий уровень – 12 – 18 баллов;
Средний уровень – 19 – 30 баллов;
Высокий уровень – 31– 48 баллов.
2. Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»
Цель: изучение понимания собственных эмоций.
Стимульный материал: цветные карандаши, альбом.
Порядок проведения. Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда, они испытывали удивление, страх, горе, радость.
Обработка результатов: изучается доступность объяснения своего эмоционального состояния в разных ситуациях.
Уровень понимания собственных эмоций:
Низкий уровень – ребенок не смог объяснить нарисованного;
Средний уровень – ребенок рассказал о нарисованных эмоциях частично;
Высокий уровень – ребенок дал полную характеристику своих эмоций на рисунке.
Особенности выполнения методики. Для большинства детей с ЗПР характерна маленькая величина, схематичность рисунка, создание негативной цветовой гаммы, преобладание тревожного эмоционального фона настроения, что предполагает наличие чувства отверженности, покинутости, враждебности. Дети с ЗПР неточно разграничивают эмоциональные состояния, частично вербализуют эмоции, не понимая инструкции, переходят на рисование.
3. Методика «Что – почему – как»
Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
Инструкция.Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ.Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».
Текст для девочек:
«Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом.
На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться.
Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»
Текст для мальчиков:
«Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь.
В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться.
Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»
Обработка результатов: ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей.
Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера).
Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам?
• 0 баллов – ребёнок не отвечает или даёт такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно».
• 1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам;
• 2 балла – конструктивное решение проблемы.
Варианты конструктивного решения:
— старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям;
— старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо;
— старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться.
«Почему Таня (Юра) так поступила (поступил?»
• 0 баллов – ребёнок не понимает вопроса.
• 1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали».
• 2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются»
Как бы ты поступил (а) в такой ситуации?
• 0 баллов – ответ отсутствует.
• 1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками».
• 2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека.
Уровни развития эмоционального интеллекта:
•Низкий: 0 – 2 балла;
•Средний: 3 – 4 балла;
•Высокий: 5 – 6 баллов.
4. Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций»
Цель: умение определять и называть эмоций.
Стимульный материал: карточки с графическим изображением эмоций (приложение 3).
Порядок проведения: ребенку предлагают по одной карточке с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления,с вопросом: «Какое это лицо?».
Низкий уровень – ребенок не определил не одной эмоции (о баллов)
Средний уровень – ребенок определил 3 эмоции (2 балл)
Высокий уровень – ребенок определил все эмоции (4 балла)
Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР с трудом опознают графические изображения, лучше вербализуют эмоцию радости, хуже — гнева и удивления.
5. Методика «Ситуации без лица».
Цель методики: выявление уровня предикативной эмпатии; способности к прогнозированию эмоциональных состояний героя в разных ситуациях (без изображения лица).
Материал: художественные картинки с изображением человека (детей) без лица в эмоционально значимых для дошкольника ситуациях (приложение 4).
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и ответь на вопрос: что случилось с мальчиком (девочкой) Как ты думаешь, какое настроение (эмоция) сейчас должно быть у него (нее? Выбери одно лицо, которое больше подходит к этой картинке».
— правильность определения эмоциональной ситуации и выбор адекватного выражения лица (эмоции) – 1 балл;
— предвосхищение эмоционального состояния в соответствии с ситуацией – 1 балл.
Уровень эмпатии:
Низкий уровень – 0-10 баллов;
Средний уровень – 11-20 баллов;
Высокий уровень – 21-30 баллов
«Что такое дружба?» Проект для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Авторы: Колпаносова М. В. Дюжева Т. Н Воспитатели Тип проекта: творческий По содержанию: педагог – ребёнок — родитель По числу участников.
Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет Актуальность проекта У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении.
Особенности гендерных проявлений мотивационной готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития В настоящее время, как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития можно.
Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Пряничный домик» Задачи: продолжать работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными; развивать.
Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.
Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мною подобраны и апробированы следующие.
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления пособий для игр-драматизаций Видео Опыт работы воспитателя Егошиной Марии Игоревны Тема: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления.
Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Здравствуйте уважаемые коллеги, родители. Как педагог я хотела бы с вами поделиться опытом по развитию цветововосприятия детей с ЗПР дошкольного.
Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.
Влияние логосреды на формирование социально-нравственных отношений детей с задержкой психического развития В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам,- осознаётся.
Источник