Методики стресс менеджмента включают

Стресс на рабочем месте и стресс-менеджмент

Стресс сопровождает людей как на работе, так и при других обстоятельствах. Большое количество важных дел, которые необходимо вовремя выполнить, подписание бумаг, строгий начальник, а также незначительные неурядицы на работе – все это лишь небольшая часть причин, способных негативно сказываться на эмоциональном здоровье человека.

Тем не менее, вопрос стрессоустойчивости беспокоит не только рядового сотрудника, но и начальника или менеджера, на котором лежит основная задача – правильно и полноценно организовать работу коллектива. Борьба со стрессом на рабочем месте стала причиной того, что психологи разработали такой метод, как «стресс-менеджмент».

В этой статье вы сможете прочесть, что из себя представляет данное понятие, как такой менеджмент влияет на сотрудников, какие меры предпринимаются, чтобы снизить напряжение и поддерживать продуктивность.

Что такое стресс-менеджмент

Сам по себе стресс является реакцией организма на определенные события, которые затронули человека физически или морально. Стресс-менеджмент же направлен исключительно на борьбу со стрессовым состоянием, которое возникает на рабочем месте. Согласно статистике, наличие такого стресса – самый распространенный вариант.

Термин «стресс-менеджмент» является в России достаточно новым понятием и пришло оно из-за границы. Какого-то единого определения этот термин не имеет, но можно отметить, что психологи расценивают стресс-менеджмент, как ряд мероприятий, позволяющих справиться со своими негативными эмоциями и преодолевать последствия стресса.

Управление стрессом состоит из 3-х этапов, которые помогают справиться с ситуацией, среди них:

  • проведение профилактических мероприятий, которые предотвращают появление стрессовых ситуаций;
  • снятие напряжения в связи с появлением стресса;
  • помощь в преодолении последствий, которые повлек за собой стресс.

Так как стресс-менеджмент больше направлен на рабочую обстановку, следует говорить о том, что он имеет 2 уровня:

  • борьба со стрессом при помощи организованной работы;
  • борьба со стрессовыми ситуациями на личностном уровне.

Далее стоит поговорить более подробно о каждом из этих уровней.

Управление стрессом на организационном уровне

В данном случае речь идет о профилактике и поддержке сотрудников, которые существенно поддаются стрессовым ситуациям посредством специализированных программ. Такая техника помощи требует от организаторов и руководителей немалых знаний, чтобы они могли максимально правильно составить план действий оказания помощи. Основная задача стресс-менеджера заключается в организации и формировании благоприятного климата на рабочем месте, что повлечет за собой исключительно пользу.

В случае возникновения стрессовой ситуации, климат способен либо усилить ее, либо сплотить коллектив. Стоит отметить, что некоторые стрессовые ситуации, происходящие на работе, могут наилучшим образом отразиться на сотрудниках. Однако для создания благоприятной почвы, необходимо следовать определенным правилам:

  • наличие доступных корпоративных средств связи с бесперебойной работой;
  • привлечение сотрудников для решения важных рабочих вопросов;
  • наличие командной работы в компании, основа которой лежит в сплочении коллектива.

Достаточно часто на сегодняшний день многие руководители прибегают к сплочению коллектива за счет развлекательных мероприятий, однако, такой современный способ является стандартным и не всегда может дать положительный результат. Куда гораздо более важным является благоприятный климат в офисе в рабочее время.

Также стресс-менеджер часто использует технологию, которая позволяет сотрудникам самостоятельно принимать решения, что способствует уменьшению стресса. Не менее важным моментом можно считать перераспределение обязанностей. Например, это можно использовать после увольнения одного из сотрудников, распределив его обязанности между другими коллегами и сделав их работу более занимательной, а также не такой рутинной.

Еще одним фактором, положительно влияющим на психоэмоциональное состояние является гибкий график работы хотя бы части сотрудников. Это позволяет минимизировать стрессовые ситуации. Следуя некоторым данным, зарубежные психологи пришли к выводу, что организованные фитнесс-программы, а также различные тренинги и мастер-классы отлично влияют на настроение работников, помогая им справиться со стрессом и минимизировать последствия.

Управление стрессовой ситуацией на личностном уровне

Минимизация негативных последствий, связанных со стрессом, на уровне личности достигается путем прохождения различных тренингов и семинаров. Такие мероприятия организовываются при помощи руководства компании или же индивидуально сотрудниками. Наиболее популярными методами являются модификация поведения или релаксация.

Первый вариант борьбы со стрессом подойдет для пробивных и напористых людей. Он направлен на то, что человек должен начать иначе реагировать на различные факторы и обстоятельства. Обучение модификации поведения происходит за счет видео-тренингов, специальных обучающих аудиокниг и другой литературы. Второй вариант — релаксация, прекрасно подходит всем сотрудникам. Он включает в себя медитацию и аутотренинг.

На плечи стресс-менеджера в данном случае возлагается 2 важнейших задачи – подобрать определенный состав сотрудников для прохождения тренингов, а также подобрать программу, по которой будет происходить обучение. Кроме того, следует отметить, что сотрудник, ведущий здоровый образ жизни, менее подвержен стрессам. Именно поэтому работники, посещающие тренажерные залы и не злоупотребляющие вредной едой и алкоголем, отличаются высокой стрессоустойчивостью.

Подводя итоги, следует отметить, что каждый человек способен испытывать стресс на рабочем месте, а задача руководителя и стресс менеджера минимизировать негативные последствия. Можно попытаться и справиться самостоятельно, научившись избавляться от стресса за 10 уроков курса «Детоксикация мозга».

Источник

Стресс-менеджмент технология управления стрессом в профессиональной деятельности

«Управление персоналом», 2007, N 9

Изучение и преодоление стресса, или стресс-менеджмент, является одной из самых частых тем как научных изданий, так и популярной периодики. Этот факт говорит о том, что понятие стресса вышло за рамки сугубо профессиональной лексики, став достоянием массового сознания. Несмотря на такую «общедоступность», его содержание имеет глубокие научные корни.

Впервые понятие «стресс» было введено в науку около 70 лет назад Гансом Селье, одним из крупнейших физиологов прошлого века. Селье назвал так открытый им общий адаптационный синдром, описывающий характерную защитную реакцию живого организма на любое чрезвычайное затруднение или экстраординарное воздействие. По своей сути эта реакция отражает экстренную мобилизацию внутренних ресурсов организма для того, чтобы преодолеть препятствие, справиться со сложной ситуацией или защититься от вредоносного влияния. Именно она, прежде всего, и позволяет организму выжить в постоянно меняющейся, далеко не всегда благоприятной среде.

Объективное и субъективное в стрессе

Главный практический вопрос состоит в том, как используется нами этот потенциал и достаточно ли его для преодоления возникших затруднений. Опасным для здоровья и жизнедеятельности стресс становится только на определенных стадиях своего развития, например когда сила воздействия первоначально явно превышает актуально доступные ресурсы, или на последней стадии («стадии истощения»), когда, несмотря на мобилизацию всех резервных ресурсов, устранить влияние стресс-фактора не удается. Поэтому психологи говорят о разных формах стресса. Продуктивный, или эустресс (eustress), позволяет не только справиться с затруднением, но и накопить полезный опыт по преодолению сходных «трудных» ситуаций. Деструктивный, или дистресс (distress), разрушает поведение, является источником многочисленных неприятных переживаний и болезней. Бороться с его внешними проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Дистресс нужно стараться предотвратить, или, если человек уже оказался в состоянии дистресса, его необходимо лечить.

В научной литературе существуют две базовые концепции стресса. Сторонники первой утверждают, что стресс — это определенная объективная ситуация, которая влияет на человека, а его личностная реакция является следствием воздействия данных внешних факторов. Согласно второй точке зрения стресс есть субъективное состояние, которое переживает человек. Исходя из приверженности той или иной теории специалисты пытаются изучать и во все большей степени управлять стрессом. Как часто бывает, истина, скорее всего, находится где-то посередине. Стресс — это и сложная ситуация, и переживания человека, причем и то и другое имеет свою динамику. Вопрос в том, когда и каким образом обстоятельства становятся для человека по-настоящему стрессогенными.

Любая ситуация определенным образом воспринимается человеком и субъективно оценивается им. Часто эта оценка бывает не столько рассудочной, сколько эмоциональной. Два человека, оказавшиеся в одной и той же ситуации, будут реагировать на нее по-разному, в зависимости от характера, опыта, эмоционального настроя и других факторов. Один не увидит в ситуации никакой угрозы для себя и останется спокоен, тогда как у другого возникнет ощущение безотчетной тревоги или явного страха. Стресс возникает в том случае, если обстоятельства субъективно воспринимаются как угрожающие. При этом неважно, реальная это угроза или мнимая — важно то, что угроза психологически существует для человека, который начинает искать способы выхода из положения. Формы преодоления трудных ситуаций, или копинг-стратегии (от англ. глагола to cope — «справиться», «совладать»), могут быть самыми разными, такими как бурный аффект (гнев, агрессия, слезы, смех), переосмысление ситуации (новая интерпретация значимости событий, попытка увидеть их «в другом свете», рационализация) и действия, непосредственно направленные на разрешение проблемы.

Чем грозит дистресс?

В зависимости от того, насколько эффективна выбранная копинг-стратегия, проблемная ситуация с успехом преодолевается или же, напротив, усугубляется еще больше. В первом случае переживания стресса заканчиваются, пополнив «копилку» полезного опыта, во втором — нарастают и переходят в деструктивную, потенциально опасную для здоровья форму. У каждого из нас в запасе имеется достаточно большой набор способов преодоления стресса. Он пополняется в течение всей жизни и во многом определяет стереотипы нашего поведения, привычки, стиль жизни, особенности характера и взаимоотношения с окружающими. К сожалению, далеко не всегда новый опыт развивает наш внутренний потенциал и повышает устойчивость к стрессу. Часто использование стратегий и тактик, позволяющих добиться нужного результата «любой ценой», фиксируется в форме устойчивых поведенческих стереотипов, ведущих к дополнительным рискам для здоровья и саморазрушению.

Речь идет не просто о вредных привычках, но и о значительно более сложных индивидуальных особенностях поведения. Так, в психологии стресса давно изучается так называемый тип «А» поведения, свойственный бизнесменам, менеджерам высшей квалификации, представителям творческих профессий. Это хорошо знакомый тип современного профессионала, много успевающего и постоянно устремленного в будущее. Только одно обстоятельство серьезно омрачает эту картину — повышенный риск возникновения сердечно-сосудистых патологий у данной категории лиц. Уже на первом «пике» профессиональной зрелости, а именно в возрасте 35 — 40 лет, вероятность инфарктов и развития тяжелых форм гипертонии у них в 4,5 — 6 раз выше, чем у людей с более сбалансированным типом поведения. Понятно, что этим людям необходима помощь, причем не столько медицинская, сколько психологическая.

В ряде других случаев постоянное использование неадекватных копинг-стратегий ведет к серьезным личностным нарушениям, которые мешают человеку нормально взаимодействовать с окружающим миром. Развиваются повышенная тревожность, агрессивность, эмоциональная нестабильность, депрессия, эгоцентризм. В последнее десятилетие большое внимание уделяется одному из комплексных расстройств такого рода — синдрому профессионального выгорания (burnout syndrome). Ему подвержены лица, по роду деятельности много общающиеся с другими людьми, — менеджеры, врачи, педагоги, социальные работники. Признаки синдрома выгорания весьма характерны. Это ощущение эмоционального истощения, опустошенности, неприязни к окружающим, повышенная конфликтность, цинизм, разочарование в выборе профессии, общая неудовлетворенность и нежелание продолжать работу. Следует отметить, что синдром выгорания — это отнюдь не «болезнь новичков»; он возникает у вполне сформировавшихся специалистов с 8 — 12-летним стажем работы. Как правило, эти люди покидают профессию.

Как бороться с негативными последствиями стресса?

В рамках программ стресс-менеджмента выделяются два основных направления работ: профилактика стресса и его коррекция. Эти направления, естественно, дополняют друг друга, но каждый из них имеет свою специфику. Что касается профилактики, то она ориентирована, прежде всего, на устранение потенциальных источников стресса не только во внешнем мире, но и внутри человека. В связи с этим важно с помощью психолога овладеть методами, позволяющими правильно анализировать жизненные ситуации, давать им реалистические оценки и обогащать свой поведенческий репертуар. Особое значение имеет обучение навыкам психологической саморегуляции состояний. При грамотном применении они позволяют повысить уровень работоспособности человека и восстановить затраченные ресурсы. Использование психопрофилактических методов за счет формирования более совершенных копинг-стратегий существенно повышает общую устойчивость человека к стрессу.

Психологическая коррекция стресса часто связана с исправлением сложившегося дисбаланса стратегий преодоления. Коррекция включает специализированные методы разрешения кризисных ситуаций, «разрушения» опасных поведенческих стереотипов и восстановления деформированных личностных качеств. На практике это означает глубокую проработку индивидуальных и групповых проблем, невозможную без специальных обследований и психотерапевтических консультаций. Для усиления коррекционного эффекта используются такие дополнительные средства, как, например, общеоздоровительные мероприятия, рефлексотерапия и суггестивные воздействия, которые вписываются в единый комплекс восстановительных процедур. Однако перед этим необходимо определить, какая именно форма стресса возникла у данного человека или группы людей, учитывая особенности каждого конкретного случая.

Комплексная психологическая технология управления стрессом

Для реализации такой программы действий в Проблемной лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ была разработана комплексная система диагностики и коррекции стресса (Интегральная диагностика и коррекция стресса, ИДИКС). Это экспертная система, в которой на основе детального анализа причин, отношения человека к ситуации и индивидуальных проявлений острого и хронического стресса можно выделить основные «болевые точки» в синдроме стресса, целенаправленно выбрав наиболее подходящие способы коррекции.

Апробация этой системы проводилась нами при массовых обследованиях разных профессиональных контингентов. Так, например, нами был проведен систематический анализ особенностей профессионального стресса и факторов риска для его развития у управленческого персонала ряда организаций г. Москвы. В исследованиях приняло участие более 130 человек: 46 менеджеров высшего звена (директоров и членов совета директоров, а также руководителей департаментов крупных организаций) и 85 менеджеров среднего звена (руководителей отделов и рабочих групп).

Полученные результаты дали возможность выделить не только основные особенности переживания стресса, присущие управленческой деятельности в целом, но и определить специфику проявлений стресса в каждой группе — менеджеров высшего и среднего звена (см. рис. 1).

Профили стресса по системе ИДИКС в группах менеджеров

Источник

Оцените статью