Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы

Содержание
  1. Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми. картотека по теме
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. 2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы
  5. Читайте также
  6. Методика исследования индивидуальных особенностей воображения
  7. 3. Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы
  8. 4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения
  9. 6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы
  10. 7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы
  11. 18.4. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие на общение
  12. Арт-терапия «Коррекция эмоциональной сферы» для детей старшего дошкольного возраста
  13. Коррекция эмоциональной сферы детей, страдающих бронхиальной астмой (дети младшего школьного возраста)
  14. 1.4. Изменения эмоциональной сферы в период взрослости
  15. Методики изучения личностных особенностей
  16. Приложение 2. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин
  17. 3. Методики изучения личностных особенностей, влияющих на принятие решения
  18. 4. Методики изучения особенностей мотивации общения
  19. 7. Методики изучения решительности
  20. Диагностика соответствия действий счастья и индивидуальных особенностей

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.
картотека по теме

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, которое с пользой можно потратить на работу с детьми. А молодым, начинающим специалистам порой бывает действительно непросто сореентироваться. Поэтому я составила данный перечень методик для диагностики эмоционально-личностной сферы дошкольников, их взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми. Пользоваться данной таблицей для планирования работы и непосредственно обследования детей достаточно удобно, так как в ней указаны возрастная категория, для чего конкретно предназначена та или иная методика и есть краткое описание.

Скачать:

Вложение Размер
metodiki_emocialnoy_psihologicheskoy_diagnostiki1.doc 81 КБ

Предварительный просмотр:

Методики психологической диагностики.

Материал подготовлен педагогом-психологом МБДОУ№ 21 города Армавира

Краткое описание методики

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.

«Человек под дождем»

Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

«Домики» Ореховой О. А.

Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:

  • степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
  • актуальные для ребенка ценности;
  • предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
  • варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.

Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.

Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.

Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:

Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен

Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Рисуночный тест Сильвер

(техника стимульного рисования)

Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.

Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.

Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.

Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.

Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью.

Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.

Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите.

Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания.

Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.

Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.

Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.

Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)

Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

ЦТО — Цветовой тест отношений (А.Эткинд).

Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.

  • В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.

Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу».

В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Интервью «Волшебный мир»

Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.

В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.

Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.

Источник

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы

Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович)

Методика направлена на выявление преобладающих у человека эмоций.

Это вопросник, в котором 46 вопросов; на них испытуемые могут дать 4 варианта ответа: «безусловно, да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет» и «безусловно, нет». За первый ответ испытуемый получает 4 балла, за второй – 3 балла, за третий – 1 балл, за четвертый – 0. К каждой эмоции (радости, гневу, страху, печали) относится по 12 вопросов (2 вопроса являются одновременно прямыми для одной модальности (радости или печали) и обратными для другой).

Процедура анкетирования и вычисления индивидуальных оценок по каждой из модальностей такова. Перед анкетированием испытуемому вручается письменная инструкция, вопросник и бланк для ответов, имеющий 4 графы, соответствующие 4 вариантам ответов. Согласно инструкции, испытуемые должны заносить номера вопросов в те графы бланка ответов, которые им наиболее подходят.

Ответы испытуемых оцениваются экспериментатором по 4-балльной системе. Вычисление индивидуальных оценок по каждой из модальностей состоит в суммировании количества ответов каждого из указанных вариантов, умножении их на то количество баллов, которым данный вариант ответа оценивается, и суммировании баллов всех вариантов ответов. Максимально высокая индивидуальная оценка по каждой из модальностей – 48 баллов, минимальная – 0.

Из-за сложности понимания того, как подсчитывать сумму баллов, засчитываемых при ответах «нет», все вопросы подобного типа переделаны мною с отрицательных ответов на утвердительные.

Вопросы этой методики помогают выявлять не собственно эмоции, а настроение, оптимизм или пессимизм, агрессивность и другие характеристики личности, что, собственно, было предопределено целью создания данного опросника: выявить устойчивые эмоциональные переживания обследуемых. Поэтому данную методику в значительной мере можно рассматривать не как выявление в чистом виде переживаемых эмоций (радости, гнева, страха и печали), а как склонность субъекта к оптимистичности или пессимистичности, к позитивному или негативному эмоциональному фону.

Инструкция. Перед Вами вопросник и бланк, на котором предусмотрено 4 варианта ответов на указанные вопросы. Ваша задача – ответить на каждый из вопросов. Это делается таким образом: Вы читаете вопрос, выбираете один из 4 предложенных вариантов ответа («безусловно да» «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «безусловно нет»), отражающий Ваше мнение. Поставьте крестик в соответствующей графе в листке для ответов. Отвечая на вопрос, каждый раз проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с таким же номером в листке для ответов.

Поскольку в разные периоды жизни Вы, возможно, отвечали бы на один и тот же вопрос по-разному, при ответе исходите из того, что характерно для Вас сейчас, в настоящее время.

Дальше Вы так же поступаете со всеми остальными вопросами, всякий раз тщательно обдумывая, какой из 4 вариантов ответа Вам больше всего подходит.

Основное условие нашего эксперимента – Ваша добросовестность и искренность. Если Вам непонятна инструкция, прочтите ее еще раз. Итак, начинайте работу!

1. Вы не решитесь пойти ночью в любое страшное место, даже если дело идет на спор?

2. Часто ли у Вас портится настроение, находит уныние, хандра?

3. Можно ли сказать, что Ваше настроение бывает чаще всего веселым и бодрым?

4. Страшно ли бывает Вам идти по темной, пустынной улице?

5. Страшно ли Вам смотреть вниз с большой высоты?

6. Часто ли Вы испытываете чувство неудачи, неудовлетворенности собой, разочарования в себе?

7. Если над Вами зло подшутили, привело бы это Вас в состояние гнева?

8. Овладевает ли Вами негодование, если не выполняются Ваши требования?

9. Легко ли Вы заражаетесь радостным настроением окружающих?

10. Можно ли о Вас сказать, что Вы не верите в свои силы?

11. Считаете ли Вы, что Ваши жизненные обстоятельства дают Вам много поводов для негодования, возмущения?

12. Вызывают ли у Вас страх страшные сцены в кинофильмах?

13. У Вас часто появляется желание с кем-нибудь поссориться?

14. Можно ли сказать, что у Вас преобладает радостное мироощущение?

15. Можно ли назвать Вас несмелым человеком?

16. Может ли небольшое затруднение в деятельности вызвать у Вас раздражение?

17. Испытываете ли Вы боязнь, когда Вам необходимо обратиться к начальнику, вышестоящему лицу?

18. Бываете ли Вы активным участником веселья в компаниях?

19. Вас легко рассердить?

20. Можно ли сказать о Вас, что Вы человек печальный?

21. Можно ли о Вас сказать, что у Вас преобладает грустное и унылое настроение?

22. Вам свойственно состояние удовлетворенности жизнью?

23. Боитесь ли Вы темноты в незнакомой обстановке?

24. Считаете ли Вы себя веселым человеком?

25. Вы не склонны предаваться невеселым, мрачным мыслям?

26. Вами овладевает неприятное чувство в лифте, в тоннеле?

27. Часто ли неудачи приводят Вас в отчаяние?

28. Можете ли Вы сказать про себя, что Вы по своей натуре оптимист?

29. Вызывают ли у Вас чувство тоски книги с плохим концом?

30. Боитесь ли Вы выходить на сцену, трибуну?

31. Вы неуступчивы?

32. Вами овладевает злость, если Вы очень торопитесь, а Вам помешали?

33. Когда на Вас кричат, вам хочется ответить тем же?

34. Свойственно ли вам переживать чувство страха при сильной грозе?

35. Если Вы терпите поражение в споре, овладевают ли Вами раздражение и злость?

36. Испытываете ли Вы радость, когда находите решение важной для Вас задачи?

37. Можете ли Вы присоединиться к мнению, что в жизни больше невзгод и печалей, чем радостей?

38. Кажется ли Вам будущее бесперспективным и мрачным?

39. Может ли небольшое препятствие, мешающее достичь желаемого, вызвать у Вас чувство подавленности?

40. Любите ли Вы веселое оживление и суету вокруг себя?

41. Легко ли Вы ощущаете чувство потери чего-то?

42. Овладевает ли Вами раздражение, если, как Вам кажется, Вас не понимает близкий человек?

43. Обычно по утрам у Вас бодрое и радостное настроение?

44. Овладевает ли Вами гнев так сильно, что Вы долго не можете успокоиться?

45. Вы, вероятно, отказались бы заниматься каким-либо опасным видом спорта?

46. Бывает ли у Вас чувство страха при необходимости посетить зубного врача или сделать укол?

Ключ. Радость . «Да» – номера вопросов: 3, 9, 14, 18, 22, 24, 25, 28, 36, 37, 40, 43.

Гнев . «Да» – номера вопросов: 7, 8, 11, 13, 16, 19, 31, 32, 33, 35, 42, 44.

Страх . «Да» – номера вопросов: 1, 4, 5, 12, 15, 17, 23, 26, 30, 34, 45, 46.

Печаль . «Да» – номера вопросов: 2, 6, 10, 20, 21, 25, 27, 29, 37, 38, 39, 41.

Количество баллов за каждый ответ: «безусловно да» – 4, «пожалуй, да» – 3, «пожалуй, нет» – 1, «безусловно нет» – 0.

Бланк для ответов:

Методика «Определение эмоциональной возбудимости» (П. В. Симонов)

Методика основана на определении сдвига электрокожного сопротивления (КГР) при эмоциогенном раздражителе. Измеряются:

– абсолютная величина КГР в состоянии покоя,

– величина КГР при воображаемом болевом раздражителе,

– величина КГР при ожидании болевого раздражителя.

Измерение этих показателей производится по Фере благодаря электронному потенциометру с записью КГР через усилитель на самопишущий прибор.

Методика «Эмоциональная возбудимость – уравновешенность» (Б. Н. Смирнов)

Инструкция. Вам предлагается ответить на несколько вопросов. Отвечайте на каждый вопрос «да (+) или «нет» (-), ставя свой ответ рядом с номером вопроса. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская.

Учащимся дается бланк ответов, либо они его заготавливают сами, записывая числа от 1 до 15 тремя столбиками по 5 чисел в каждом.

Текст опросника:

1. Часто ли Вас терзает чувство вины?

2. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

3. Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения?

4. Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний?

5. Часто ли чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут ободрить и утешить?

6. Возникают ли у Вас такие мысли, что Вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?

7. Вспыльчивы и легко ли Вы ранимы намеками и шутками над Вами?

8. Вы любите подшучивать над другими?

9. Вы принимаете все близко к сердцу?

10. Возникало ли у Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к родителям?

11. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

12. У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?

13. Вас можно быстро рассердить?

14. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

15. Часто ли Вам снятся кошмары?

Обработка результатов. За ответ «да» на вопрос 15 начисляется 1 балл, на вопросы 3 и 5 – по 2 балла, на остальные вопросы (1, 7, 9, 11, 13, 14) – по 3 балла. В результате подсчитывается общая сумма.

Искренность определяется по ответам на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14. За ответ «да» на вопросы 6 и 8 начисляется 1 балл; 2 и 4 – по 2 балла; 10,12,14 – по 3 балла. Подсчитывается сумма всех баллов. Если опрашиваемый набирает в итоге 1-7 баллов, то искренность его ответов низкая, как низка надежность и диагностики эмоциональной возбудимости.

Интерпретация результатов. Эмоциональная возбудимость:

– очень высокая – 18—20 баллов,

– высокая – 14—17 баллов,

– средняя – 8-13 баллов,

– низкая – 4-7 баллов,

– очень низкая – 0-3 балла.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Методика исследования индивидуальных особенностей воображения

Методика исследования индивидуальных особенностей воображения Применяется для обследования лиц любого возраста. Цель: определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности

3. Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы

3. Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер)Методика позволяет выявлять направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. На основе шкалы локуса

4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения

4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек)Метод для исследования у взрослых людей интерперсонального поведения (типа отношений с другими людьми). Выделяют восемь типов:– I –

6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы

6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы Опросник для самооценки терпеливости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко)Инструкция. Ответьте, согласны ли Вы с предложенными Вам утверждениями. Если согласны, то рядом поставьте знак «+», если не согласны – знак

7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы

7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы Со времен И. П. Павлова, использовавшего только один метод диагностики свойств нервной системы – условно-рефлекторный, многое изменилось. На смену старым «классическим» методикам,

18.4. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие на общение

18.4. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие на общение Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны

Арт-терапия «Коррекция эмоциональной сферы» для детей старшего дошкольного возраста

Арт-терапия «Коррекция эмоциональной сферы» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная запискаПроцесс арт-терапии с элементами релаксации позволяет детям:• облегчить выражение эмоций;• получить ощущение принадлежности к группе;• получить возможность

Коррекция эмоциональной сферы детей, страдающих бронхиальной астмой (дети младшего школьного возраста)

Коррекция эмоциональной сферы детей, страдающих бронхиальной астмой (дети младшего школьного возраста) Пояснительная запискаБронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные

1.4. Изменения эмоциональной сферы в период взрослости

1.4. Изменения эмоциональной сферы в период взрослости Изменения эмпатии. Возрастные изменения уровня эмпатии у женщин и мужчин по данным Е. П. Ильина и А. Н. Липиной представлены в табл. 1.4.Уровень эмпатии неуклонно повышается от юношеского возраста, достигая максимального

Методики изучения личностных особенностей

Методики изучения личностных особенностей Каким бы глобальным и важным ни было понятие удовлетворенности жизнью, оно определяет лишь один из аспектов личности взрослого человека. Методики, к рассмотрению которых мы сейчас приступим, направлены на измерение

Приложение 2. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин

Приложение 2. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин Шкала «Маскулинность – фемиминность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI)ИнструкцияВам предлагается ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том,

3. Методики изучения личностных особенностей, влияющих на принятие решения

3. Методики изучения личностных особенностей, влияющих на принятие решения «Измерение рациональности» Методика состоит из двух частей — А и Б. Она построена как элемент техники массового социологического опроса и предназначена для оценки способа принятия и выдвижения

4. Методики изучения особенностей мотивации общения

4. Методики изучения особенностей мотивации общения Методика «Конфликтная личность»[33] Методика позволяет оценить степень конфликтности или тактичности человека.ИнструкцияВам предлагается ряд утверждений. Выберите один из трех предложенных вариантов,

7. Методики изучения решительности

7. Методики изучения решительности Методика «Шкала: робость, стеснительность» Инструкция. Прочитайте утверждения вопросника и в случае согласия с ними поставьте рядом знак «+», при несогласии — знак «—».Текст опросника:1. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором

Диагностика соответствия действий счастья и индивидуальных особенностей

Диагностика соответствия действий счастья и индивидуальных особенностей Стратегий счастья очень много, и это все усложняет. Возникает вопрос: как выбрать действия, которые лучше всего подходят именно нам? Как добиться совместимости? Ответить на этот вопрос не так уж

Источник

Оцените статью