- СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ОТПУСКЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ (45-50)
- Эмоциональное выгорание родителей: как бороться с усталостью и апатией
- Про эмоциональный ресурс
- Стадии эмоционального выгорания в родительстве
- Стадии СЭВ
- Эмоциональное истощение: чувство перенапряжения и исчерпания ресурсов
- Дегуманизация — снижение интереса к родительским задачам, эмоциональная отстраненность от ребенка
- Синдром «плохого родителя» — падение самооценки
- Симптомы эмоционального выгорания в родительстве
- Причины эмоционального выгорания в родительстве
- Сильная зависимость самооценки родителя от поведения ребенка
- Высокая ценность хороших отношений с ребенком
- Отсутствие энергообмена
- Высокая ответственность за результаты
- Нечеткое распределение обязанностей
- Увлеченность и идеализация
- Высокий уровень принуждения
- Отсутствие полноценного результата, низкая благодарность, обесценивание материнского труда
- Невозможность полноценного творчества
- Недоучет индивидуального склада личности
- Профилактика СЭВ в родительстве
- Родительские ресурсы
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ОТПУСКЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ (45-50)
Козьяков Роман Валерьевич, доцент кафедры психологии и педагогики ГГУ, доцент, кандидат психологических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет».
K ozyakov Roman Valerievich, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of the State University, Associate Professor, Candidate of Psychology, Federal State Budgetary Institution of Higher Education «Gzhel State University».
Синдром эмоционального выгорания у женщин среднего возраста в отпуске по уходу за ребенком
Burnout syndrome in middle-aged women on maternity leave
Аннотация. В статье проанализированы психологические особенности синдрома эмоционального выгорания женщин среднего возраста, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. В исследовании приняли участие 60 замужних женщин в возрасте от 20 до 45 лет, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, которые откликнулись на объявление об исследовании-онлайн в сети Интернет. В исследовании были использованы методики: исследование «родительского выгорания» (MBI К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Водопьяновой Н. Е., в модификации Ефимовой И. Н.), «Фрайбургский многофакторный личностный опросник» (FPI форма B) (адаптация и модификация А. А. Крыловым и Т. И. Ронгинским). В работе проанализирована взаимосвязь между личностными особенностями эмоциональной сферы женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, и наличием у них эмоционального выгорания. В работе представлены рекомендации, по коррекции и профилактике синдрома эмоционального выгорания с учетом выявленных в исследовании особенностей.
Annotation. The article analyzes the psychological characteristics of the emotional burnout syndrome of middle-aged women who are on maternity leave. The study involved 60 married women aged 20 to 45 who were on maternity leave, who responded to the online study announcement of the study. The study used methods: the study of «parental burnout» (MBI K. Maslach and S. Jackson, in the adaptation of N. Vodopyanova, modified by I. Efimova), «Freiburg multifactorial personality questionnaire» (FPI form B) (adaptation and modification of A. A. Krylov and T. I. Ronginsky). The paper analyzes the relationship between the personality characteristics of the emotional sphere of women on maternity leave, and the presence of their emotional burnout. The paper presents recommendations for the correction and prevention of burnout syndrome, taking into account the features identified in the study.
Ключевые слова: женщины, эмоциональное выгорание, отпуск по уходу за ребенком, стресс, личностные особенности женщин, эмоциональный синдром.
Key words: women, emotional burnout, parental leave, stress, women’s personality characteristics, emotional syndrome.
На современном этапе развития общества, в веке постоянной спешки и гонок, где стресс и давление на людей усиливаются, проблема эмоционального выгорания стоит остро. Исключением не являются и молодые матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Постоянные недосыпы, повышенная тревожность, усталость, стремление к идеалу, оглядка на других мам, ограничение социальной жизни, а также вмешательство общества и многозадачность заводят молодых женщин в тупик, приводят к самому настоящему эмоциональному истощению.
Понятие эмоциональное выгорание появилось относительно недавно — в 1974 году. Чаще всего этот термин применим к работающим людям, особенно к представителям профессий, связанных с постоянным общением. Но в XXI веке, в веке Интернета и цифровых технологий, в веке постоянной спешки и гонок, где стресс и давление на людей усиливаются, проблема эмоционального выгорания стоит остро. Исключением не являются и молодые матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Рождение ребенка – радостное событие в жизни любого человека, но это событие таит в себе и негативные моменты, к которым молодые родители бывают не готовы. Постоянные недосыпы, повышенная тревожность, усталость, стремление к идеалу, оглядка на других мам, ограничение социальной жизни, а также вмешательство общества (родных, друзей, соседей и др.) и многозадачность заводят молодых женщин в тупик, приводят к самому настоящему эмоциональному истощению. Взаимодействие с ребёнком приносит матери не только позитивные эмоции, но и часто вызывает в ней негативные состояния, которых она пугается, стесняется и которые тщательно пытается скрыть. Это гнев, раздражение, плаксивость, агрессия, усталость, безразличие. Если негативное состояние затянулось, то можно говорить об эмоциональном выгорании матери. И женщине, конечно же, нужна помощь, чтобы выбраться из этого состояния.
Но, самое главное, на женщине лежит большая ответственность – это воспитание ребенка. Психическое здоровье и состояние ребенка зависит от психического состояния матери, и именно для этого мама должна находиться в состоянии баланса, в состоянии спокойствия, духовного и психического равновесия. В последнее время участились случаи, когда матери в состоянии аффекта выкидывали своих детей из окон или убивали каким-то другим образом. Именно поэтому, чтобы избежать подобных ситуаций в наше современное непростое время термин эмоциональное выгорание необходимо применять и к матерям и проводить исследования в этой области.
Теоретико-методологические основы исследования составили работы следующих авторов: Братуся Б.С. [2], Екимовой В.И. [1], Журавлева А.Л [3], Зинченко Ю.П. [4], Костюка Г.П. [7], Петровой Е.А. [8].
По мнению Карвасарского Б.Д. [6] эмоциональное выгорание является «симптомокомплексом психического расстройства, включающим: 1. эмоциональное и/или физическое истощение; 2. деперсонификацию, в данном контексте обозначающую ощущение обезличенности людей, потери способности адекватно реагировать на их эмоциональные проявления и 3. снижение работоспособности. Чаще выявляется у женщин в возрасте после 30-40 лет. Значимость данного расстройства как в индивидуальном, так и в общесоциальном плане явно недооценивается. Основное значение имеет профилактика расстройства, разумное отношение к профессиональной деятельности»
С целью выявления взаимосвязи личностных особенностей эмоциональной сферы женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, с их эмоциональным выгоранием было проведено эмпирическое исследование.
- Исследование проводилось в сети Интернет. Опросники были размещены на портале «Google Формы». В исследовании приняли участие 60 замужних женщин в возрасте от 20 до 45 лет, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, которые откликнулись на объявление об исследовании-онлайн в сети Интернет. В исследовании были использованы методики: методика исследования «родительского выгорания» (методика MBI К. Маслач и С. Джексон, адаптированная Водопьяновой Н. Е., модифицированная Ефимовой И. Н.) [5], «Фрайбургский многофакторный личностный опросник» (FPI форма B) (адаптирован и модифицирован А. А. Крыловым и Т. И. Ронгинским)[9].
С помощью методики «Родительское выгорание» Ефимовой И. Н. все респонденты были поделены на три группы по фазам выгорания (эмоциональное истощение, депересонализация, редукция родительских достижений), согласно ключу, на женщин с низким уровнем выгорания («невыгоревшие»), средним уровнем выгорания (частично «выгоревшие») и высоким уровнем выгорания («выгоревшие»). В первую группу («выгоревшие») вошли женщины с высоким уровнем эмоционального выгорания (28,3%).
Во вторую группу (частично «выгоревшие») вошли женщины с показателем эмоционального выгорания, сформировавшимся частично (по отдельным симптомам) на среднем уровне выраженности (46,7%).
В третью группу («невыгоревшие») вошли женщины с низким уровнем эмоционального выгорания (25%). Сравнивая полученные средние результаты с оценкой уровней выгорания методики «Родительское выгорание», видно, что по всем фазам выгорания «выгоревшие» матери имеют высокий уровень по всем субшкалам: эмоциональное истощение = 35,7 (высокий уровень — 25 и больше), деперсонализация = 12,3 (высокий уровень – 11 и больше), редукция родительских достижений = 26,6 (высокий уровень – 30 и меньше).
Средние показатели частично «выгоревших» матерей соответствуют средним значениям оценки уровней выгорания по: эмоциональному истощению = 23,6 (средний уровень – 16-24), редукции родительских достижений = 33,1 (средний уровень – 36-31), только деперсонализация соответствует низкому уровню = 5,0 (средние значения 6-10). Это связано с тем, что в группу со средним уровнем эмоционального выгорания вошли женщины, у которых показатели эмоционального выгорания, сформированы частично (по отдельным симптомам) на среднем уровне выраженности. Можно сделать вывод, что, в общем, женщины с частичным выгоранием, имеют низкий уровень деперсонализации, что проявляется в позитивном отношении к реципиентам, к их чувствам и переживаниям.
Средние результаты «невыгоревших» матерей полностью соответствуют низкому уровню выгорания: эмоциональное истощение = 13,5 (низкие значения – 0-15), деперсонализация = 2,1 (низкие значения – 0-5), редукция родительских достижений = 38,3 (низкие значения – 37 и больше).
Вся выборка, а также выборка отдельно по группам были проверены на нормальное распределение по одновыборочному критерию Колмогорова-Смирнова
Методика «Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI (форма B) была использована для выявления взаимосвязи личностных особенностей эмоциональной сферы женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, с их эмоциональным выгоранием.
По экспериментальным данным получены значимые прямые корреляции между такими факторами, как невротичность, депрессивность, открытость, эмоциональная лабильность, раздражительность, застенчивость и фазами эмоционального выгорания. Выше сказанное показывает, что чем выше эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция родительских достижений, тем сильнее проявление этих факторов, и, следовательно, тем выше уровень эмоционального выгорания.
Общительность и уравновешенность отрицательно связаны с эмоциональным истощением и деперсонализацией. Следовательно, чем меньше женщина эмоционально истощена, тем она общительнее и уравновешеннее, чем больше женщина уравновешена и общительна, тем меньше она обесценивает свои отношения к детям, к их чувствам и переживаниям, проявляет больше эмпатии, соучастия и отзывчивости. Также общительность и уравновешенность отрицательно связаны с редукцией родительского достижения, т.е. чем выше редукция родительских достижений, тем менее общительны и уравновешены женщины, и, наоборот, чем ниже редукция, тем уравновешеннее и общительнее женщины.
Согласно полученным корреляциям, такие факторы, как невротичность, депрессивность, открытость, эмоциональная лабильность, раздражительность и застенчивость имеют прямую значимую связь со всеми фазами эмоционального выгорания, что означает, что чем выше эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция родительских достижений, тем сильнее проявление этих факторов, и, следовательно, тем выше уровень эмоционального выгорания.
Сравнив средние значения по каждому фактору во всех выделенных нами группах, было обнаружено, что «выгоревшие» женщины отличаются от остальных групп самыми высокими показателями (высокие оценки 7-9 баллов) по таким факторам, как невротичность (М=6,9), депрессивность (М=7), раздражительность (М=7,2), застенчивость (М=6.9), эмоциональная лабильность (М=7,4), и самыми низкими по таким факторам, как общительность (М=2,9), уравновешенность (М=2,7).
В группе частично «выгоревших» женщин все показатели не выходят за пределы среднего (средние оценки 4-6 баллов), кроме показателя открытости (М=7,5), он соответствует высокой оценке, что свидетельствуют о стремлении женщин данной группы к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.
«Невыгоревшие» женщины отличаются от остальных групп самым высоким показателем по такому факторам как, уравновешенность (М=6,8), самыми низкими (низкие оценки 1-3 балла) по таким факторам, как спонтанная агрессивность (М=3,7) и депрессивность (М=3,7). Что указывает на то, что невыгоревшие женщины более уравновешены, по сравнению с «выгоревшими», менее импульсивны, более сдержанны, более жизнерадостны и энергичны.
Стоит отдельно отметить шкалу открытость, эта шкала позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с опросником FPI, что соответствует шкалам лжи других опросников. У «выгоревших» женщин данные по шкале открытость равны 8,1 (М=8,1), что соответствует высоким баллам, и значит, что «выгоревшие» женщины более самокритичны и были более откровенны и менее субъективны при прохождении опросника, чем женщины «невыгоревшие», их средний показатель равен 5,5 (М=5,5), что соответствует средним баллам, и означает, что они были чуть менее откровенны и более субъективны при прохождении опросника.
Дополнительно были проанализированы различия между тремя группами испытуемых. С помощью однофакторного дисперсионного анализа Краскела-Уоллиса были выделены значимые различия в личностных факторах между этими группами. Различия в личностных факторах «выгоревших», частично «выгоревших» и «невыгоревших» женщин обнаружены по тем же шкалам, по которым наблюдались корреляции между всеми фазами выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция родительских достижений) и личностными факторами (невротичность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, застенчивость, открытость, эмоциональная лабильность). По факторам спонтанная агрессивность, реактивная агрессивность, экстраверсия – интроверсия, а также маскулинизм — феминизм значимых различий нет. Показатели депрессивности, уравновешенности, открытости и эмоциональной лабильности имеют максимально значимые различия (p Рубрика: PDF архив Отмечено: 60(6)
Источник
Эмоциональное выгорание родителей: как бороться с усталостью и апатией
Про эмоциональный ресурс
Что нарушается во время синдрома эмоционального выгорания? Конечно же, теряется эмоциональный ресурс — снижаются эмоции. Давайте разберемся, какую роль играет эмоциональный ресурс в родительской жизни.
Во-первых, гармоничное развитие ребенка. Для дошкольников, например, эмоции — основная пища для развития. Детям до трех лет важен телесный контакт и эмоции, после трех и до 10-12 — важны эмоциональный и интеллектуальный факторы.
Во-вторых, собственная родительская самооценка. Нет самооценки — нет ресурса. Особенно это актуально для мам. Потому что женщины проваливаются в такие состояния, в которых обычно ничего не хочется делать.
В-третьих, создание пространства любви в семье. Никто не поспорит с тем, что для любви нужен эмоциональный ресурс.
В-четвертых, профилактика деструктивных отношений в семье. Существует целый комплекс различных деструктивных отношений, который приводит к патологиям. И один из вариантов таких отношений — дефицит эмоций, который может приводить к серьезным отклонениям в поведении детей.
В-пятых, состояние счастья, радости от жизни. Всем хочется, чтобы жизнь была не только полезной и осмысленной, но и наполненной, приносила радость. Ведь даже когда есть повод, но нет сил радоваться — это сигнал, что у человека нет энергии на реализацию каких-то важных задач.
В-шестых, обмен опытом с ребенком. Когда эмоциональная связь родителей и детей недостаточно хорошая, теряется родительская опция — передать что-то жизненно важное собственным детям.
Если нет сил радоваться — это сигнал, что у человека нет энергии на реализацию каких-то важных задач.
Стадии эмоционального выгорания в родительстве
СЭВ (синдрому эмоционального выгорания) предшествует повышенная родительская активность, поглощенность ребенком (детьми), отказ от других потребностей и отсутствие беспокойства об удовлетворении собственных нужд.
Чаще всего, конечно, в такие состояния склонны погружаться женщины. Но если мужчина выполняет в семье близкую к материнской роль, то ему такая предрасположенность тоже свойственна. Это, кстати, очень похоже на эмоциональное выгорание в профессиональном плане — синдромы те же.
Стадии СЭВ
Эмоциональное истощение: чувство перенапряжения и исчерпания ресурсов
Дегуманизация — снижение интереса к родительским задачам, эмоциональная отстраненность от ребенка
Синдром «плохого родителя» — падение самооценки
Симптомы эмоционального выгорания в родительстве
Симптомы могут быть физические, эмоциональные и интеллектуальные. Какой-то один из них может перевешивать — например, физические симптомы. В зависимости от стадии, они будут легче или тяжелее.
Физические симптомы: хроническая усталость и напряжение, неполноценный сон, колебания веса, общее плохое самочувствие, головная боль, частые неполадки со здоровьем.
Эмоциональные симптомы: пессимизм в отношении будущего, душевная черствость в адрес детей, раздражительность, тревожность, чувство педагогической беспомощности, чувство изоляции и одиночества.
Интеллектуальные симптомы: падение интереса к новому, скука при взаимодействии с ребенком, формальное отношение к родительским задачам, снижение социальной активности, предпочтение шаблонов творческому подходу.
Если так происходит по отношению ко всей жизни в целом, то это говорит о депрессии, а не об эмоциональном выгорании в родительстве.
Причины эмоционального выгорания в родительстве
Сильная зависимость самооценки родителя от поведения ребенка
Высокая ценность хороших отношений с ребенком
Отсутствие энергообмена
Высокая ответственность за результаты
Нечеткое распределение обязанностей
Увлеченность и идеализация
Детям полезна плохая мать в дозированных количествах. Если мама будет идеальной, у ребенка возникнет зависимость от нее.
Высокий уровень принуждения
Отсутствие полноценного результата, низкая благодарность, обесценивание материнского труда
Невозможность полноценного творчества
Недоучет индивидуального склада личности
Профилактика СЭВ в родительстве
Помните: профилактику лучше проводить до зачатия ребенка, а не когда он уже родился. Есть такой подход, когда родительство становится способом самореализации человека. Ведь это вполне творческая деятельность! И можно даже не замахиваться на все родительство целиком, а выбрать какую-то одну область и быть в ней профессионалом. Важно не чувствовать себя в рабстве у ребенка. Иначе родительство становится очень похоже на учебу в вузе, в который вы на самом деле не хотели поступать. В родительстве всегда можно найти то, что вам интересно!
А еще помните, что самореализация в другой сфере дает энергию для родительства. На работе вы отдыхаете от семьи, а дома — от работы. Несколько сфер жизни дают нам ресурс на осуществление разных дел. Если вы не можете найти, чему порадоваться в родительстве, возможно, пришла пора пойти на какие-то родительские курсы и увидеть, что еще за этим стоит. И, конечно, важна группа поддержки — муж, другие родители с детьми, друзья, какое-то сообщество, которое, кстати, вы можете создать и сами.
Родительские ресурсы
Есть ресурсы внешние, а есть внутренние. Внешние означают подключение других людей. Внутренние — это те ресурсы, для которых вам никто не нужен, вы реализуете их сами (а если нет — поможет психолог).
Внешние:
- Организация помощи. Например, няни или бэбиситтеры.
- Организация регулярного продуктивного общения, энергообмен с миром. Особенно это нужно женщинам-экстравертам.
- Развитие супружеских отношений.
- Групповая физическая активность. Поход в фитнес-клуб, общение с группой активных людей, с которыми есть позитивная коммуникация.
- Групповая творческая активность — танцы, курсы и т.д.
- Организованное родительское образование. Группа, даже, возможн,о в онлайн-формате, в которой вы учитесь родительству.
Внутренние:
- Преодоление оценочного отношения к себе. Если мы очень критичны, это отнимает наш ресурс.
- Преодоление тревожности и вины.
- Преодоление утилитарного отношения к себе. Иногда родители воспринимают свои функции как неживого инструмента: «я кастрюля — я должна варить!»
- Повышение родительской компетенции. Очень мощный родительский ресурс. Читайте книги по педагогике и повышайте родительские навыки — это поможет взойти на качественно другой уровень родительства.
- Улучшение организации труда, сна и отдыха. Правильное планирование дня для восстановления ресурса.
- Работа с собственными детскими психологическими травмами. Здесь тоже, скорее всего, поможет общение с психологом.
Важно не чувствовать себя в рабстве у ребенка. Иначе родительство становится очень похоже на учебу в вузе, в который вы на самом деле не хотели поступать. В родительстве всегда можно найти то, что вам интересно!
Источник