Методика соревновательные стресс ситуации р фрестера

К вопросу о состоянии фрустрации у спортсменов

Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, Левитов Н.Д., дает ей такое определение: «фрустрация – состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи».

Б. Кретти, Р. Мартенс, Д. Джил, Дж. Силва, Р. Уэйнберг и Д. Гоулд установили, что спортсмены находятся в состоянии фрустрации, когда: 1) проигрывают; 2) воспринимают судейство как несправедливое; 3) испытывают беспокойство; 4) испытывают физическую боль; 5) выступают ниже своих возможностей.

При низком фрустрационном пороге (низкой толерантности) проявляется деструктивное воздействие этого психического состояния на спортсмена: нарушается тонкая координация, когнитивная ограниченность (спортсмен не видит альтернативных путей или другой цели), эмоциональное возбуждение с частичной утратой контроля над собой и ситуацией, генерализуется агрессия.

Для выявления наиболее стрессогенных соревновательных ситуаций, вызывающих фрустрацию, было проведено исследование с участием 40 спортсменов: из них 20 девушек в возрасте 16-20 лет и 20 юношей в возрасте 16-21 года. Исследование проводилось с помощью методики Р. Фрестера «Соревновательные стресс-ситуации» и «Метода рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. «Методом рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга установлено, что у юношей доминирующим направлением реакции во фрустрирующей ситуации является импунитивная (фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем», обвинение окружающих или самого себя отсутствует).

У девушек доминирующим направлением реакции во фрустрирующей ситуации является также импунитивная.

Используя методику Р. Фрестера «Соревновательные стресс-ситуации» выявлено, что у юношей наиболее стрессогенными соревновательными ситуациями (12,35±0,51) являются объективные ситуации соревнования, влияние которых растет с повышением мастерства и соревновательного опыта спортсмена (незнакомый соперник, плохое оснащение соревнований, отсрочка старта, неожиданно высокие результаты соперника, зрительные, акустические и тактильные помехи, неудача на старте).

У девушек наиболее стрессогенными соревновательными ситуациями (12,9±0,42) являются ситуации «успеха-неудачи» и стабильности вегетативных функций (предыдущие неудачи, предшествующие поражения от данного соперника, чрезмерное волнение перед соревнованием, плохой сон накануне, плохое физическое самочувствие).

Исходя из полученных данных можно сказать, что юноши более устойчивы к воздействию соревновательных стресс-факторов, так как набрано меньшее количество баллов по шкалам методики Р. Фрестера.

Доминирующая импунитивная реакция во фрустрирующих ситуациях, как у юношей, так и у девушек свидетельствует об адаптации к соревновательным условиям.

Фрустрация – состояние неприятное и напряженное, следовательно, есть стремление избавиться от него. Для этой цели человек чаще всего использует защитные механизмы психики. Одним из механизмов является воображение. Спортсмен, потерпев неудачу в процессе осуществления своих целей, может создавать воображаемые ситуации, в которых осуществляет свои желания и цели. Компенсаторная функция воображения помогает сохранить психическое здоровье. Другая форма защиты – регрессия, заключается в том, что спортсмен бессознательно стремится вернуться к предыдущим уровням своего развития, ищет в них защиты от фрустратора. Одним из важнейших и повседневно используемых людьми защитных механизмов является реакция вытеснения из сферы сознания неприемлемых для моральных установок личности мыслей и желаний, неприятных событий. Защитным механизмом может выступать агрессия. Выражением слабости фрустрированной личности является механизм идентификации с агрессором, фрустрирующее влияние которого человек не в состоянии устранить. Важным механизмом защиты является рационализация, псевдопереосмысление ситуации. Если нет возможности достичь целей, человек успокаивает себя, «усматривая» в недостигаемых целях массу недостатков, которые раньше игнорировались, или отказывается от них как недостойных столь больших трат.

Стратегия преодоления фрустрации характеризуется быстрым переходом от спокойного рационального анализа ситуации к энергичным действиям по достижению цели. Успешному разрешению ситуации способствует устранение избыточной реакции на неудачи и внушение уверенности в своих силах. Для этого используется самовнушение и самоубеждение.

В практике спорта чаще всего используются разновидности психической саморегуляции: аутогенная, психорегулирующая, психомышечная и идеомоторная тренировки. Эффективным средством является быстродействующая, простая и не имеющая противопоказаний методика С-КР, разработанная и апробированная В.Л. Марищуком.

Источник

Программа диагностики стрессоустойчивости у спортсменов различных видов спорта

Теоретическое обоснование методик диагностики стрессоустойчивости у спортсменов. Копинг как осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации. Программа диагностики спортсменов на определение ведущих стресс-факторов.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 14.03.2012
Размер файла 41,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СПОРТА

Общая характеристика работы

Глава 1 Теоретическое обоснование методик диагностики стрессоустойчивости у спортсменов

Глава 2 Описание комплекса методик

Глава 3 Анализ внедрения программы диагностики стрессоустойчивости у спортсменов

Список использованной литературы

Повседневная жизнь современного человека связана со стрессом, который отражается на профессиональной деятельности, снижая производительность труда, может привести к непродуманным, поспешным решениям, приносящим отрицательный результат. Экстремальные условия труда стимулируют развитие стресса. Ученые всерьез задумались о причинах, вызывающих стресс, и о его влиянии на повседневную жизнь человека (Л.Д. Гиссен; Е.П. Ильин; В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов и др.). Стресс представляет собой состояние напряжения, возникающее в организме человека под влиянием неблагоприятных воздействий, называемых — стресс-факторами [2,5,10].

В спорте существует много стрессогенных факторов, которые негативно сказываются на спортивных результатах. Основными источниками эмоциональных реакций являются: необычность, внезапность; интенсивная или избыточная мотивация; сложность выполняемой задачи. Так как спортивная деятельность является экстремальной, то влияние стресс-факторов на спортсменов не исключено. Одним из способов преодоления стресса является копинг-стратегия. Изучение поведения человека в экстремальных ситуациях привело к выявлению механизмов совладания со стрессом, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию.

Копинг рассматривается как осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации. Функции совладения связаны с поддержанием внешнего и внутреннего благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями. Копинг-поведение зависит не только от личности субъекта, ее мыслей, чувств и действий, но и от самой ситуации, что может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровне [3,13].

Прямой обязанностью спортивных психологов является разработка и внедрение необходимых программ для формирования конструктивного копинг-поведения у спортсменов.

Прежде чем приступить к разработке таких программ, необходимо составить программу диагностики спортсменов на определение ведущих стресс-факторов влияющих на спортсменов, а так же на преобладающие копинг-стратегии.

Общая характеристика работы

стресс спортсмен копинг диагностика

Актуальность темы исследования

В спорте существует много стрессогенных факторов, которые негативно сказываются на спортивных результатах. Основными источниками эмоциональных реакций являются: необычность, внезапность; интенсивная или избыточная мотивация; сложность выполняемой задачи. Так как спортивная деятельность является экстремальной, то влияние стресс-факторов на спортсменов не исключено. Одним из способов преодоления стресса является копинг-стратегия. Изучение поведения человека в экстремальных ситуациях привело к выявлению механизмов совладания со стрессом, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию. И прямой обязанностью спортивных психологов является разработка и внедрение необходимых программ для формирования конструктивного копинг-поведения у спортсменов.

Для составления данных программ необходима программа диагностики, направленная на изучение стресс-факторов и доминирующие копинг-стратегии.

Объект исследования: программа диагностики стрессоустойчивости.

Предмет исследования: механизм внедрения программы дианостики в учебно-тренировочный процесс.

Цель исследования: внедрить разработанную программу диагностики в учебно — тренировочный процесс.

Гипотеза: внедрение программы диагностики стрессоустойчивости у спортсменов в учебно-тренировочный процесс прошло успешно.

1.Дать теоретическое обоснование методик диагностики стрессоустойчивости у спортсменов.

2.Охарактеризовать комплекс подобранных методик.

3.Оформить акт внедрения данной программы диагностики.

4.Составить рекомендации по результатам диагностики.

Методы исследования: теоретико-библиографический анализ, психодиагностические методики: копинг-поведение в стрессовых ситуациях (адаптированный вариант Т.А.Крюковой), «Соревновательные стресс — ситуации (Р.Фрестера), «Самочувствие в экстремальных условиях» (А.Волков, Н.Водопьянова).

Глава 1 Теоретическое обоснование методик диагностики стрессоустойчивости у спортсменов

Любая деятельность человека не происходит изолированно от окружающей среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрицательный характер. Человеку приходится адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.

Экстремальные условия труда и обитания современного человека стимулируют развитие стресса. Это состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Оно нарушает нормальное поведение индивида.

Началом учений о стрессе принято считать статью Г Селье «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», опубликованную в 1936 году. Слово «стресс» в переводе с английского обозначает — давление, напряжение. Термин «стресс» используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры) [1, 6, 7, 12 и др. ].

Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий;

Стресс — это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

При воздействии стрессов происходит снижение некоторых физиологических процессов (стадия «шока»), затем включаются защитные механизмы, организм начинает перестраиваться (стадия «противошока»). После этого наступает стадия повышенной резистентности, когда функциональные возможности организма повышаются выше исходного уровня, но существуют примеры, что при действии очень сильных стрессоров это стадия может не наступить. Следующая стадия истощения, защитные механизмы организма снижаются и если действие стрессоров не прекращается, то может наступить летальный исход.

Многие ученые занимались исследованием стресса: В.Л. Марищук, Л.Д. Гиссен, В.Н.Цыган, В.С. Мерлин и др. «Р. Лазурус развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную» (цит. 4;c.11). При физиологическом стрессе адаптационный синдром возникает только при непосредственной встрече с раздражителем, а при психологическом адаптация наступает заблаговременно.

Психологический стресс отличается от всех других его видов наличием в структуре развития состояния опосредующей переменной — угрозы, т.е. сведений, символов, предвосхищающих будущее столкновение человека с какой-то опасной для него ситуацией. Психологический раздражитель действует опосредованно (через внутренние условия — сознание). Причина психологического стресса — эмоциональное возбуждение, связанное с переживанием эмоций (т.е. эмоции сигнализируют человеку о том, что его ждет в будущем). Психологический стресс возникает заблаговременно (до встречи с раздражителем, например, за неделю, за день…).

Психологический стресс — это состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера[2].

В спорте существует много стрессогенных факторов, которые оказывают влияние на спортивные результаты. По мнению некоторых ученых (Н.И. Наенко, П. Фресс) в спорте основными источниками эмоциональных реакций являются: необычность, внезапность; интенсивная или избыточная мотивация; сложность выполняемой задачи. С точки зрения П.В. Симонова эмоциональное напряжение можно представить в качестве функции двух основных групп факторов: интенсивности мотивации и неопределенности ситуации протекания деятельности. Поэтому есть необходимость изучать влияние стрессовых ситуаций на спортсменов и определять рациональность индивидуального подхода к решению сложных проблем самими спортсменами.

Одним из способов преодоления стресса является копинг-стратегия. Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию. Впервые термин «coping» был использован Мерфи в 1962 г

В преодолении трудной ситуации и эффективной адаптации человеку может помочь совладающее поведение. Во многих литературных источниках копинг рассматривается как осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации[3, 9].

Изучением копинга в отечественной психологии занимались Л.И. Гримако, Л.Г. Дикая, А.Б. Леонова, В.И. Медведева, И.В. Симонова и др.

Функции совладения связаны с поддержанием внешнего и внутреннего благополучия человека. Для этого надо осознать ситуацию, способы ее преодоления и вовремя их применить в своем поведении.

Копинг-стратегии образуются мыслями, чувствами и действиями, и в последующем используются в определенных обстоятельствах.

Копинг направлен на устранение ситуации психологической угрозы. Совладание представляет собой способ взаимодействия человека с ситуацией, учитывая ее собственную логику, значимость в жизни человека и психологическими возможностями самого человека.

Копинг-поведение зависит не только от личности субъекта, но и от самой ситуации и может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровне. Обязательным условием копинга является стресс.

«Психологическая значимость копинга заключается в том, чтобы эффективнее адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и погасить стрессовое действие ситуации. Копинг зависит от трех факторов — личности субъекта, реальной ситуации и условий социальной поддержки» [13;c. 436].

И.М. Никольская и Р.М. Гранковская, предлагают делить стратегии совладания на три группы: поведенческие, эмоциональные, познавательные. Первый тип объединяет поведенческие стратегии снятия очага напряженности, по средствам внешних и внутренних факторов. Ко второму относится эмоциональная разрядка с целью снятия очага напряжения или поиска социальной поддержки. Третий включает в себя стратегии, позволяющие нейтрализовать напряженность стресса через изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня контроля [13;c.436].

Проанализировав литературные источники можно выделить более эффективные копинг-стратегии и менее эффективные копинг-стратегии.

К более эффективным можно отнести попытки решить проблему самостоятельно, изменение собственных установок в отношении ситуации, поиск информации, объективная оценка ситуации, вмешательство в ситуацию, самоконтроль, принятие ответственности.

К менее эффективным относят закрытость для информации, избегание, самообвинение, отвержение проблемы, уход от социальной поддержки, признание своего поражения.

«Оценивать эффективность копинга следует при его завершении, в том случае, если стрессовая ситуация для индивида становится незначимой как раздражитель и освобождается энергия для решения новых задач. В большинстве психологических источников критерий эффективного совладания связывается с психологическим благополучием человека, что выражается в снижении уровня тревожности, раздражительности, психосоматической симптоматики, депрессивных показателей» [цит. 13; с. 437-438].

Так как в спорте очень много стресс-факторов, то прямой обязанностью спортивных психологов является разработка и внедрение необходимых программ для формирования конструктивного копинг-поведения у спортсменов.

Для создания таких программ необходимо выяснить какие копинг- стратеги использует тот или иной спортсмен для преодоления стресса. Для этого можно использовать методику «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированная Т.А.Крюковой). Адаптированный вариант опросника содержит перечень умственных и поведенческих действий в стрессовых ситуациях. Опросник позволяет определить доминирующие копинг-стратегии: ориентация на задачу или проблему; эмоционально — ориентированная стратегия; социальное отвлечение, поиск социальной поддержки.

Так же необходимо знать какая ситуация наиболее сильно влияет на спортсмена. Это можно определить при помощи методики «Соревновательные стресс-ситуации» (ССС Р.Фрестера). По результатам данной методики выявляется три фактора:

I фактор — ситуации, характеризующие социально-психологические влияния;

II фактор — объективные ситуации соревнований;

III фактор — ситуации «успеха-неудачи» и стабильности вегетативных функций.

Для более четкой картины исследуемых факторов следует продиагностировать спортсменов по методике «Самочувствие в экстремальных ситуациях» (А.Волков, Н.Водопьянова). Симптоматический опросник был разработан для выявления предрасположенности к патологическим стресс-реакциям в экстремальных условиях. Он позволяет определить предрасположенность к патологическим стресс-реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях по следующим симптомам самочувствия: психофизическое истощение (сниженная психическая и физическая активность), нарушение волевой регуляции, неустойчивость эмоционального фона и настроения (эмоциональная неустойчивость), вегетативная неустойчивость, нарушение сна, тревога и страхи, склонность к зависимости.

Проведя диагностику и получив ее результаты, составляется программа формирования продуктивных копинг-стратегий по преодолению стресса. Далее данная программа проводится с теми спортсменами, которые склонны прибегать к непродуктивным копинг-тратегиям.

После пройденного курса следует провести повторную диагностику, для определения динамики изучаемых факторов.

Глава 2 Описание комплекса методик

В программу диагностики стрессоустойчивости у спортсменов входят следующие методики:

1- Копинг-поведение в стрессовых ситуациях

Методика состоит из 48 утверждений характеризующих возможное поведение человека в стрессовых ситуациях. Испытуемый должен оценить свое поведение по пяти оценкам: никогда — 1 балл, редко — 2 балла, иногда — 3 балла, чаще всего — 4 балла, очень часто — 5 баллов. Результаты подсчитываются по трем параметрам: 1) копинг направленный на решение задач — отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, 2) копинг направленный на эмоции — и , 3) копинг направленный на избегание — позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации.

Для проведения диагностики использовался следующий бланк:

ФИО Возраст пол , спорт. квалификация вид спорта

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях

Типы поведения и реакции в стрессовых ситуациях

Частотность использования заданных типов поведения

Источник

Оцените статью