Методика определения пластичности ригидности эмоциональной сферы

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Методика «Диагностика ригидности» (Айзенк)
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Теоретическое обоснование. Методика разработана Г. Айзенком. Ригидность существенно влияет на процесс мотивации, особенно если требуется корректировать этот процесс в связи с изменившейся ситуацией, при появлении новых обстоятельств. Ригидный человек с трудом отказывается от сложившейся у него стратегии поведения, поэтому принимаемое им решение и формируемый мотив не всегда адекватны ситуации.
Цель. Выявление ригидности у испытуемых.

Инструкция. Если испытуемый согласен с утверждениями по тем или иным особенностям поведения, представленными в опроснике, то рядом с номером утверждения ставит 2 балла, если согласен в принципе — 1 балл, если не согласен — 0 баллов.
Тестовый материал.
1. Мне трудно менять привычки.
2. Я с трудом переключаю свое внимание.
3. Я очень настороженно отношусь ко всему новому.
4. Меня трудно переубедить.
5. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
6. Я трудно сближаюсь с людьми.
7. Меня расстраивают даже незначительные изменения плана.
8. Я нередко проявляю упрямство.
9. Я неохотно иду на риск.
10. Я остро переживаю отклонения от принятого мною режима.

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов, поставленных в соответствии с инструкцией.
Интерпретация результатов.
При сумме 0—7 баллов ригидности нет, человеку присуща легкая переключаемость с одной установки на другую; сумма 8—14 баллов означает средний уровень ригидности; при сумме 15—20 баллов отмечается сильно выраженная ригидность: принятый человеком план действий меняется им под влиянием новых обстоятельств, но с большим трудом.

Источник

Лабораторная работа № 11

Тема: Исследование пластичности-ригидности по психомоторным признакам (по Кеттелу)

Цель: Определить пластичность, как одно из основных свойств нервных процессов, с помощью психомоторных показателей.

Основные теоретические положения. Пластичность – это способность нервных элементов перестраивать функциональные свойства под влиянием внешних факторов. Существуют синаптические, мембранные, молекулярные и морфологические механизмы пластичности. Пластичность нервных элементов является рабочим механизмом обучения.

Пластичность может проявляться как на уровне отдельной клетки, так и на уровне интегративной нервной деятельности (доминанта, мотивация, обучение, адаптация).

В основе способности приспосабливаться к условиям деятельности, которые изменяются, лежит свойство нервной системы пластичность-ригидность.

Когда говорят о высокой пластичности, это значит, что человек может легко переключаться с одного вида деятельности на другой, он легко обучается, легко изменяет алгоритм действий. Противоположной по полярности является ригидность. Такому работнику трудно переключаться с одного вида деятельности на другой.

Методика. Исследуемому предлагается написать с максимальной скоростью разными способами одну и ту же фразу: «В поле уже тает снег». Весь эксперимент состоит из четырех этапов. На первом этапе исследуемый должен написать фразу обычным почерком. На втором печатными буквами. На третьем — с чередованием прописных и печатных букв. На четвертом – удвоенными буквами обычным почерком. На исполнение каждого этапа предоставляется 30 секунд. На рисунке показан образец исполнения задания.

Инструкция для выполнения первого этапа. «Вы должны за 30 секунд написать своим обычным почерком как можно больше фраз «В поле уже тает снег». Писать нужно так, чтобы каждая фраза занимала отдельную строку. Начнете писать после моей команды. После команды «Стоп» Вы должны прекратить работу на той букве, на которой эта команда прозвучала».

Экспериментатор дает команду исследуемому начать работу и включает секундомер. Через 30 секунд дается команда «Стоп». В большинстве случаев после выполнения задания исследуемый находится в возбужденном состоянии. Экспериментатор должен дать исследуемому время для того, чтобы он отдохнул и успокоился, а потом объяснить инструкцию к второму заданию.

Инструкция для выполнения второго этапа. «Сейчас Вы должны написать ту же фразу, в том же темпе, но только печатными буквами. Остальные требования к выполнению задания остаются предыдущими».

По команде экспериментатора исследуемый приступает к выполнению задания и по команде заканчивает его.

Инструкция к третьему этапу. «А сейчас выполним более сложное задание. Вы должны написать ту же фразу комбинированным способом – чередуя прописные и печатные буквы. То есть, первая буква должна быть прописной, вторая – печатная, третья – прописная, четвертая – печатная и т.д.».

Инструкция к четвертому этапу. «Сейчас будет последнее задание. Известную Вам фразу необходимо писать обычным почерком, но при этом каждая буква должна повторяться дважды. Темп не сбавлять. Все понятно? Начали!».

1. В поле уже тает снег В поле уже тает снег В поле уже тает снег 3.В ПОЛЕ УЖЕ ТАЕТ СНЕГ В ПОЛЕ УЖЕ ТАЕТ СНЕГ В ПОЛЕ УЖЕ ТАЕТ СНЕГ
2. В ПОЛЕ УЖЕ ТАЕТ СНЕГ В ПОЛЕ УЖЕ ТАЕТ СНЕГ В ПОЛЕ УЖЕ ТАЕТ СНЕГ 4.Вв ппооллее уужжее ттааеетт ссннеегг Вв ппооллее уужжее ттааеетт ссннеегг Вв ппооллее уужжее ттааеетт ссннеегг

Рис.1 – Пример выполнения задания при определении психомоторной пластичности-ригидности.

Обработка результатов. Для определения показателя пластичности-ригидности исследуемого сначала подсчитывается количество знаков (букв), написанных исследуемым на каждом этапе работы отдельно. Результат (сумма знаков) первого этапа принимается фоновым (Мф). Потом рассчитывается средний результат выполнения модифицированных заданий (второго, третьего, четвертого этапов):

где: Мср – средний результат модифицированных заданий;

М2 – результат второго этапа;

М3 – результат третьего этапа;

М4 – результат четвертого этапа.

Показателем пластичности-ригидности служит коэффициент ригидности (Р), который определяется как соотношение среднего результата выполнения модифицированных заданий (Мср) и результата выполнения фонового задания (Мф):

Коэффициент ригидности может изменяться в пределах от 0 до 1. Для визуального представления результата тестирования можно использовать шкалу с интервалом 0,1, в которой значения, близкие к нулю, обозначают ригидность, а близкие к 1 – пластичность. Результат с коэффициентом 0,5 считается средним.

Источник

II. Изучение пластичности-ригидности мышления

Вводные замечания. Принятый в психологии термин «ригидность» (от лат. Rigidus – жесткий, твердый) означает затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении мыслимой программы деятельности человека в условиях объективно требующих ее перестройки. Пластичность же в отличие от ригидности предполагает легкость такой перестройки.

Согласно современным нейрофизиологическим данным, ригидность обнаруживает значимые отрицательные корреляции с таким первичным свойством нервной системы, как подвижность – способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде, которая диагностируется по скорости возникновения и прекращения нервного возбуждения в ответ на раздражитель. Ригидность положительно коррелируется с инертностью нервных процессов.

Различают три типа ригидности: когнитивную (познавательную), аффективную (неготовность к изменениям в связывании тех или иных событий с определенными аффективными реакциями. Проявляется в затруднениях при эмоциональном научении, в излишней фиксированности на объектах, константность эмоциональной оценки тех или иных событий, также в образовании сверхценных идей) и мотивационную (неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения или к принятию новых мотивов. Может находить проявление в образовании сверхценных идей). Когнитивная ригидность связана с трудностями в перестройке привычных восприятий, представлений и мыслей в измененной ситуации и, как следствие, выражается в задержке (просрочке) своевременного и адекватного ситуации принятия решений. Данное задание изучает когнитивную ригидность мышления.

Уровень ригидности, проявляемый спортсменом в различных ситуациях, — это индивидуальный показатель его внутренних трудностей умственной адаптации к изменившимся условиям спортивной деятельности, требующих смены тактической установки ведения соревновательной борьбы, что в значительной мере обусловлено особенностями его личности – спортивным опытом, мотивацией, состоянием, самооценкой и внешними факторами соревнования.

Методика работы.Одним из простейших способов измерения уровня когнитивной ригидности является методика А.С. Ланчинса. На выполнение каждого упражнения дается 90 с. Руководит опытом экспериментатор, он же включает и выключает секундомер. Первичную обработку данных проводит испытуемый под руководством экспериментатора.

Предварительная инструкция.Возьмите чистый лист бумаги, ручку, секундомер. Вам будет предложено четыре упражнения – написать фразу : «В поле уже таял снег» четырьмя разными способами после того как секундомер будет включен. Постарайтесь работать как можно быстрее.

Упражнение 1.

Инструкция. После команды «начали!» напишите своим привычным и разборчивым почерком фразу: «В поле уже таял снег» столько раз, сколько успеете до команды «стоп»!

Упражнение 2.

Инструкция.После команды «начали!» напишите фразу: «В поле уже таял снег» печатными буквами столько раз, сколько успеете до команды «стоп»!

Упражнение 3.

Инструкция.После команды «начали!» напишите фразу: «В поле уже таял снег» печатными буквами столько раз, сколько успеете до команды «стоп»! следующим образом: первая в каждом слове и все нечетные буквы в каждом слове должны быть письменными и заглавными, а вторая и все четные должны быть маленькими и печатными.

Упражнение 4.

Инструкция.После команды «начали!» напишите своим привычным и разборчивым почерком фразу: «В поле уже таял снег» столько раз, сколько успеете до команды «стоп»!, но при этом повторяйте каждую букву в каждом слове два раза подряд.

Обработка и анализ данных.

  1. Подсчитайте количество букв в каждом упражнении: М1, М2, М3, М4
  2. Суммируйте количество букв в трех упражнениях кроме первого и высчитайте среднее значеие этих трех упражнений: Мср. = (М2+М3+М4)/ 3
  3. Определите коэффициент когнитивной ригидности: Криг. = Мср./М1

Интерпретация полученных данных.

Если величина Криг лежит в пределах 0,5-1,0, то это означает, что испытуемый обладает

достаточно пластичным и гибким мышлением, способен легко и быстро переходить от одного вида деятельности к другому. Если величина Криг меньше 0,5, то это свидетельствует о высоком уровне когнитивной ригидности мышления испытуемого.

Завершение задания.Обсудите с испытуемым возможности повышения пластичности мышления путем специальных упражнений психотренинга тактического мышления и спортивных упражнений игрового характера в своем виде спорта.

Источник

Межличностные отношения

  • Психические состояния / свойства личности
  • Методика измерения ригидности

Методика измерения ригидности

Методика измерения ригидности.

Определение ригидности особой сложности не представ­ляет. Используемый для этого тест-опросник включает пять-десять утверждений, требующих однозначной реак­ции («да» или «нет»). Каждый ответ, совпадающий с клю­чом, кодируется в один балл.

Полезно читать книги, в которых со­держатся мысли, противоположные моим собственным.

Меня раздражает, когда отвлекают от важной работы (например, просят со­вета)

Праздники нужно отмечать с род­ственниками.

Я могу быть в дружеских отношениях с людьми, чьи поступки не одобряю.

В игре я предпочитаю выигрывать.

Когда я опаздываю куда-нибудь, я не в состоянии думать ни о чем дру­гом, кроме как скорее доехать.

Мне труднее сосредоточиться, чем другим.

Я много времени уделяю тому, чтобы все вещи лежали на своих местах.

Я очень напряженно работаю.

Неприличные шутки нередко вызы­вают у меня смех.

Уверен, что за моей спиной обо мне говорят.

Меня легко переспорить.

Я предпочитаю ходить известными маршрутами.

Всю свою жизнь я строго следую прин­ципам, основанным на чувстве долга.

Временами мои мысли проносятся быстрее, чем я успеваю их высказать.

Бывает, что чья-то нелепая оплош­ность вызывает у меня смех.

Бывает, что мне в голову приходят плохие слова, часто даже ругатель­ства, и я не могу никак от них изба­виться.

Я уверен, что в мое отсутствие обо мне говорят.

Я спокойно выхожу из дома, не бес­покоясь о том, заперта ли дверь, вык­лючен ли свет, газ и т. п.

Самое трудное для меня в любом деле — это начало.

Я, практически всегда, сдерживаю свои обещания.

Нельзя строго осуждать человека, на­рушающего формальные правила.

Мне часто приходилось выполнять распоряжения людей, гораздо мень­ше знающих, чем я.

Я не всегда говорю правду.

Мне трудно сосредоточиться на ка­кой-либо задаче или работе.

Кое-кто настроен против меня.

Я люблю доводить начатое до конца.

Я всегда стараюсь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

Когда я иду или еду по улице, я часто подмечаю изменения в окружающей обстановке — подстриженные кусты, новые рекламные щиты и т. д.

Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.

Иногда знакомые подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью.

Если я не прав, я не сержусь.

Обычно меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюб­нее, чем я ожидал.

Мне трудно отвлечься от начатой ра­боты даже ненадолго.

Когда я вижу, что меня не понима­ют, я легко отказываюсь от намере­ния доказать что-либо.

В трудные моменты я умею позабо­титься о других.

У меня тяга к перемене мест, и я сча­стлив, когда брожу где-нибудь или путешествую.

Мне нелегко переключиться на но­вое дело, но потом, разобравшись, я справляюсь с ним лучше других.

Мне нравится детально изучать то, чем я занимаюсь.

Мать или отец заставляли подчинять­ся меня даже тогда, когда я считал это неразумным.

Я умею быть спокойным и даже не­ много равнодушным при виде чужо­го несчастья.

Я легко переключаюсь с одного дела на другое.

Из всех мнений по спорному вопросу только одно действительно является верным.

Я люблю доводить свои умения и на­выки до автоматизма.

Меня легко увлечь новыми затеями.

Я пытаюсь добиться своего напере­кор обстоятельствам.

Во время монотонной работы я не­вольно начинаю изменять способ дей­ствия, даже если это порой ухудша­ет результат.

Люди порой завидуют моему терпе­нию и дотошности.

На улице, в транспорте я часто раз­глядываю окружающих людей.

Если бы люди не были настроены против меня, я бы достиг в жизни го­раздо большего.

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ ИЗМЕРЕНИЯ РИГИДНОСТИ

Ригидность является чертой личности, единодушно относимой психологами к числу важнейших. Она пред­ставляет собой затрудненность (вплоть до полной неспо­собности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее пере­стройки.

Ригидность — тенденция к сохранению своих устано­вок, стереотипов, способов мышления, неспособность из­менить личную точку зрения.

Код ответов

Ригидность: «нет» — 1, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 18, 20, 23, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 38, 39, 40, 43, 44, 46, 48, 50.

«Да» — 2, 3, 5, 7, 10, 12,15, 16, 17, 19, 21, 22, 24, 25, 28, 29, 32, 35, 36, 37, 41, 42, 45, 47, 49.

От 0-13 — мобильный;

14-27 — проявляет черты ригидности и мобильности;

Источник

Читайте также:  Как называют людей без эмоций чувств
Оцените статью