Методика исследования эмоционального состояния э т дорофеева для какого возраста

Методика исследования эмоционального состояния э т дорофеева для какого возраста

Если ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.

Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.

Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку — ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (по Э. Т. Дорофеевой)

Цель: Оценка эмоционального состояния ребенка.

Выявляется изменение чувствительности по трем основным цветам, что связано с изменением эмоционального состояния. Ребенку выдают три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) размером 7 х 7 см и предлагают разложить их в порядке предпочтения.

Процедура проводится три раза. При первом предъявлении экспериментатор говорит испытуемому: «Посмотри внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета — красная, синяя и зеленая. Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится». Когда выбор сделан, ребенка спрашивают еще раз: «А теперь какую выберешь по цвету? » Третья, последняя карточка тоже фиксируется в протоколе. При втором и третьем предъявлениях инструкция не изменяется: «Выбери из трех предложенных тебе карточек ту, которая тебе больше всего нравится по цвету. А из этих двух оставшихся тебе какая больше нравится?»

По результатам обследования заполняется протокол на каждого ребенка. В протокол заносится обработка результатов исследования. Для этого необходимо знать оценку (характеристику) эмоционального состояния (табл. 1.1, 1.2) по типу сдвига цветовой чувствительности. (Возможны шесть типов сдвига цветов.)

Источник

Презентация «Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5–7 лет»

Полина Ножова
Презентация «Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5–7 лет»

Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5-7 лет.

По данным медицинской статистики последних лет увеличилось число детей с нарушениями эмоциональной сферы. В 50% случаев у детей, окончивших младшую школу, это выражается уже в развитии нервных заболеваний. Своевременное решение

эмоциональных проблем у детей дошкольного возраста имеет большое значение и может помочь решить ряд проблем в дальнейшей жизни. Среди них можно отметить некоторые проблемы кризиса 7 лет, трудности адаптации к школе, страх отвечать у доски.

Какие же задачи и цель ставит перед собой педагог-психолог, для решения проблем при нарушении эмоциональных состояний у детейстаршего дошкольного возраста:

• изучение эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.

• выделить эмоциональные нарушения, наиболее часто встречающиеся в дошкольном возрасте;

• подобрать диагностический инструментарий для выявления эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста;

• показать эффективные упражнения для коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников.

Для начала вспомним, что же такое «Эмоция»(от лат. — emoveo) –волнение, возбуждение, потрясение.

Исходя из выше сказанного, отслеживать и корректировать эмоциональное состояние ребенка важно на дошкольном этапе.

Существует множество диагностических методик, нацеленных на выявление эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте. Большинство из них – проективные, имеющие как ряд преимуществ, так и недостатков. Главным преимуществом, делающим данные методики незаменимыми в работе с детьми, является возможность выразить свои чувства и свой внутренний мир через рисунок, сказку или игру даже тогда, когда словами это выразить невозможно. В частности, тогда, когда рисунок дошкольника еще не стал стереотипным, как у взрослого, дети действительно рисуют чувства, рисуют свое состояние «здесь и сейчас».

Но, тем не менее, отсутствие единых стандартов и, главным образом, субъективность интерпретации проективных методик, являются большим недостатком использования их в диагностике.

И здесь большим подспорьем могут стать обязательные беседы, проводимые после каждой методики, а также анкеты, заполняемые родителями и воспитателями, тесты. Кроме того, эмпатийное слушание, безоценочность, наблюдательность и интуиция психолога являются инструментами, помогающими проводить диагностику.

Рассмотрим три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы:

• Усиление эмоциональности:

• Понижение эмоциональности:

эмоциональная тупость

— паратимии, или неадекватность эмоций

— Агрессивное поведение: нормативно-инструментальная агрессия, пассивно-агрессивное поведение, инфантильная агрессивность, защитная агрессия, демонстративная агрессия, целенаправленно-вражбедная агрессия.

— Амимия (отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы;

— Гипомимия (легкое понижение выразительности мимики);

— Гипокинезия (понижение моторной активности);

— Акинезия (полное отсутствие движений);

— Паракинезии (ненужные, бессмысленные, часто стереотипные движения, внешне весьма сходные с сознательными произвольными двигательными актами (напр. : перебирание пальцами, сжимание их в кулак, поглаживание, поколачивание);

— Гиперкинезия (большая группа расстройств самого различного происхождения (тремор, фибриллярные подергивания, тики).

Как уже раннее было сказано, что существует множество диагностических методик.Мы сейчас рассмотрим некоторые из них:

1. Методика «Волшебная страна чувств» (Авторская — Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов).

Цель: исследование психоэмоционального состояния (возраст: от 5 до 13 лет) Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает или просит достать восемь разноцветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и бланк методики.

2. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»

Тест тревожности позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.Задачи метода: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне (возраст: от 4 до 7 лет)

3. Методика «Контурный САТ-Н (Детский апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак)

Методика “Контурный САТ-Н” выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы, основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми (родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях.

Методика может быть полезна для определения динамичных факторов, которые обусловливают реакции ребенка в группе, в школе (детском саду) и дома. Она может использоваться непосредственно в терапии или в качестве игровой техники (возраст: от 3 до 10 лет)

4. Цветовой тест Люшера (возраст 0т 3 до 12 лет)

Области применения.Данная методика может быть использована:

— при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду;

— при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;

— при диагностике ситуации в семье;

— для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации;

— для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

5. Методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур)

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, в семье (возраст от 3 до 7 лет).

6. Методика «Два дома»

Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад, предназначена для диагностики сферы общения ребенка.

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).

Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.

(возраст от 3,5 до 6 лет).

7. Методика исследования эмоционального состояния (автор Э. Т. Дорофеева)

Цель: оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам.

Проведение обследования: ребенку выдают три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) размером 7 7 см и предлагают разложить их в порядке предпочтения. Процедура повторяется три раза.

8. «Рисунок Человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф)

Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.

Процедура проведения.Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

После того, как мы провели диагностику и выявили причину эмоционального нарушения, начинаем подбирать для дальнейшей работы с ребенком наиболее подходящие методы психологической коррекции эмоциональных нарушений.

Можно выделить два метода психологической коррекции:

К традиционным методам относят:

— упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;

— мимические и пантомимические этюды;

— элементы психологического тренинга.

— арт-терапия (рисование под музыку);

А теперь дорогие педагоги-психологи предлагаем вам попробовать выполнить упражнение на эмоции традиционного метода психологической коррекции.

Упражнение «ТРЕНИРУЕМ ЭМОЦИИ» (для детей от 4 лет)

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоциональные состояния.

(перед выполнением упражнения можно повторить эмоции по пиктограмме или картинкам)

— как хитрая лиса;

— как радостный ребенок;

— как будто ты увидел чудо.

— ребенок, у которого отняли мороженое;

— два барана на мосту;

— как человек, которого ударили.

— ребенок, потерявшийся в лесу;

— заяц, увидевший волка;

— котенок, на которого лает собака;

— мама после работы;

— человек, поднявший тяжелый груз;

— муравей, притащивший большую муху.

— турист, снявший тяжелый рюкзак;

— ребенок, который много потрудился, но помог маме;

— как уставший воин после победы.

Сейчас перейдем с вами к выполнению задания нетрадиционного метода психологической коррекции.

Задание из области Арт-терапии «ДЕРЕВО ПОЖЕЛАНИЙ»

Цель: создать положительный эмоциональный фон, повысим сплоченность всех участников мероприятия, развитие способности выражать свои чувства и эмоции.

Предлагаем вам выбрать цветную бумагу, обвести на ней свою ладонь, вырезать ее, написать на ней пожелание (например: себе, коллеге и т. д.) и украсить ее с помощью фломастеров или цветных карандашей. Затем свои ладошки мы будем приклеивать к заранее нарисованному на ватмане макету дерева.

Прикреплённые файлы:

k-gmo-07-11_fes2p.pptx | 1696,56 Кб

Агрессивное поведение дошкольников. Причины, диагностика, коррекция Проявление агрессивности у дошкольника является следствием разнообразных причин, из которых можно выделить наиболее значимые: 1) сложности.

Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных состояний Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных состояний Цель: коррекция эмоциональной сферы. Задачи: 1) гармонизация внутреннего.

Презентация «Диагностика по ФЭМП». Пятый год жизни Предназначена для выявления знаний детей пятого года жизни по разделу «Формирование элементарных математических представлений.» Выявление.

Консультация для родителей в младшей группе «Стимулирование эмоциональных контактов взрослых и детей» Консультация для родителей «Стимулирование эмоциональных контактов взрослых и детей». К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится.

Презентация «Коррекция школьных страхов. Проблемы и рекомендации» Коррекция школьных страхов Сегодня практически каждый российский ребенок в возрасте 6-10 лет посещает начальную школу. Задача взрослого.

Презентация «Особенности развития детей 5–6 лет» Как стремительно бежит время. И вот ваш малыш уже почти школьник. Чем же должен овладеть ребенок в этот возрастной период, чтобы можно было.

Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии.

Ранняя диагностика познавательного развития детей 3–4 лет Актуальность проблемы в том, что ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима.

Презентация «Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 — ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» Доклад на педагогическом.

Тренинг для педагогов «Снятие негативных эмоциональных состояний» Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний. Цель: Формирование благоприятного психологического.

Источник

Оцените статью