Методика эмоционального развития для дошкольного возраста

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Захарова Ольга Юрьевна
Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Эмоция – это сильное, обычно кратковременное переживание, ответ человеческого организма на изменения, происходящие в окружающем мире. При возникновении как положительных, так и отрицательных эмоций усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, органов чувств, в кровь выделяется адреналин, замедляется работа органов пищеварения.

Выделяют четыре базовые эмоции: печаль (грусть, радость, страх, гнев. Эмоцию можно выразить через мимику, жесты, позу. Можно рассказать про свою эмоцию, описать её: «Мне было так грустно, что хотелось просто посидеть, помолчать»; «Я так обрадовалась, что даже запрыгала от радости». Эмоцию можно передать с помощью слов. Недаром эмоцию часто называют душой слова. Мы знаем, что словом можно убить, а можно и вылечить. Мы ожидаем, «как слово эхом отзовётся». [ 3, c.51]

В дошкольный период происходят интенсивное интеллектуальное развитие и рост ребенка. Именно в это время формируется его умственный и эмоциональный интеллект – основа для дальнейшей успешной адаптации в социуме.

Понятие эмоционального интеллекта новое для психологии и педагогики. Проблему развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте исследовали такие отечественные педагоги и психологи, как А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др. Л. С. Выготский, считал, что эмоциональную сферу личности ребенка составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля [2,c.50]

Чтобы воспитатели использовали достижения учёных в образовательной деятельности и знали, что и для чего они делают, нужно разграничить и сравнить понятия «эмоциональная сфера» и «эмоциональный интеллект». Сравнение данных понятий даст обоснованную теоритическую базу для практической работы по эмоциональному развитию дошкольников.

В настоящее время понятие «эмоциональный интеллект» не имеет общепринятого определения. Российский ученый Д. В. Люсин сформировал структуру эмоционального интеллектаи выделил 2 измерения:

• направленность на собственные эмоции и эмоции других людей;

• линию понимания эмоций и линию управления ими. [1,c.21]

Пересечение этих измерений даёт 4 вида эмоционального интеллекта: понимание собственных эмоций; понимание эмоции других людей; управление собственными эмоциями; управление эмоциями других людей.

При этом первый и третий вид составляют внутриличностный эмоциональный интеллект, второй и четвертый – межличностный. Данная структура поможет педагогам сформировать представление об эмоциональном интеллекте как системе.

Классик отечественной психологии А. Н. Леонтьев выделил основные составляющие эмоциональной сферы человека.

Аффекты — это сильные относительно кратковременные эмоциональные переживания, возникающие внезапно. Они не контролируются ребенком (например, аффекты гнева).

Собственно эмоции — более длительные по сравнению с аффектами эмоциональные переживания. Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают личную оценку, отношение человека к складывающейся ситуации и своим проявлениям в ней.

Чувства — устойчивые эмоциональные переживания независимые от ситуации.Они направлены:

-на человека (любовь к матери и т. д.)

-объект (любовь к родине, предметам искусства)

-деятельность (любовь к занятию спортом, пению, рисованию и т. д.)

Настроение — общий, фоновой эмоциональный настрой человека. [1,с. 22]

Современные ученые выделяют также эмоциональные состояния – более длительные по сравнению собственно эмоциями переживания. Они могут длиться часами, днями, неделями, месяцами. Эмоциональная сфера человека – сложная система эмоциональных переживаний. Эмоции в этой системе -важная, но не единственная составляющая. Поэтому понятие «эмоциональная сфера» более широкое. Оно включают значимые для человека эмоциональные переживания. Понятие «эмоциональный интеллект» касается лишь части эмоциональной сферы. В системе современного дошкольного образования воспитание чувств должно быть должно, быть приоритетным направлением в работе с эмоциональной сферой детей. Ведь любовь к Родине, природе родного края, городу, культуре — основа патриотизма. Воспитание интеллектуальных чувств – любви к пониманию — основа познавательной активности человека, его готовности учиться, изучать, исследовать и созидать.

Эстетические чувства – это любовь к прекрасному, наслаждение прекрасным — дают человеку неисчерпаемый источник позитивных эмоций, обогащают его жизнь, поднимают настроение, способствуют творчеству. Такие социальные чувства, как уважение к людям, уважение и принятие самого себя, нравственные чувства — основа успешного взаимодействия в социуме.

Развитие эмоционального интеллекта — линия тактики, которая формирует у ребенка умение справляться с эмоциями в конкретной ситуации. Развитие у дошкольника социальных переживаний мотивов обеспечивают его деятельность, направленную на благо других людей ближайшего и широкого социума.

Эмоциональный интеллект дошкольника – важное в дошкольной педагогике понятие. Он обеспечивает текущую успешность человека в решении ситуационных эмоциональных задач здесь и сейчас. Для конкретного ребенка и взрослого — это полезный жизненный инструмент.

В своей практике для развития эмоционального интеллекта применяю следующие методы и технологии:

-игра, является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, и она способна осуществлять позитивные изменения в эмоционально сфере ребёнка.

Работу по развитию эмоционального интеллекта у детей провожу не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности.

Важным этапом в работе по развитию эмоционального интеллекта является настрой детей на образовательную деятельность. Для этого были подобраны игры и игровые упражнения, которые направлены на концентрацию внимания, наблюдательности, воображения.Например: «Встаньте все те, кто…», «Что изменилось?», «Что делать, если…», «Опиши друга», «Слушаем тишину», «Найди и промолчи», также игры на снятие эмоционального напряжения например: «Прочитай письмо», «Рисуем на ладошках» «Найди лишнее» «Скажем по кругу друг другу комплимент», «Повтори фразу», «Мыльные пузыри» и т. д. Эти игры способствуют управлять своими эмоциями, различать и понимать эмоции других.

Также во время проведения образовательной деятельности применяла сюрпризный момент. Например, каждый день в группу приходил какой-нибудь герой из сказки Незнайка, Мальвина и т. д и приглашали детей поиграть и рассказать о своём настроении.

-сказкотерапия, уникальность, которой заключается в том, что ребенок воплощает свои мысли через игрушки, героя – открывает сам того не замечая, те эмоции и переживания о которых бы сам никогда не сказал. Читаем сказки, придумываем и проигрываем их с помощью кукольного театра, игрушек.например: «Муха – Цокотуха», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Сказка о самом заветном желании», «Почему Сережа не боится засыпать сам?» и т. д. В таких произведениях добро и зло четко разделены между собой.

-изотерапия, даёт детям возможность снять эмоциональное напряжение и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу. Для рисования использовали

краски, карандаши, восковые мелки. («Рисуем цвет эмоций», «Рисуем линии эмоций»).

-сюжетно-ролевые игры, в которых, примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания. Одна из форм ролевых игр – кукольный театр.

— специальные игрушки. В группе у нас есть игрушка-рукавичка (зайчонок, лягушонок) с карточками, обозначающими эмоции, который, позволяет придумывать вместе с ребятами истории приключений и понимать, что чувствует их герой.

-совместная деятельность. Привлекаю детей к совместным занятиям трудом, творчеством или уходу за домашними питомцами.

Ребята еще не умеют ясно выражать свои мысли, но зато умеют рисовать, лепить, строить, фантазировать, поэтому эти методы и приемы подходят для работы с детьми. Совместное использование помогает уверенность в своих силах, получить положительные эмоции. Нужно выбрать подход с учетом характера ребенка, он не должен быть не слишком сложным, ни слишком простым, чтобы не утомлять. И помните, что каждый ребенок уникален и будет развиваться в своем темпе. Поэтому вариант, который подходит одному ребенку, может быть слишком сложным для другого, и наоборот.

И нужно понимать, что успех занятий с ребенком по развитию эмоционального интеллекта в семье или детском саду обеспечивается за счет создания безопасного пространства, в котором ребенок будет чувствовать поддержку и получать свободу выражать свои эмоции.

Cписок использованных источников

1. Агафонова И., Князева Н. Что такое эмоциональный интеллект дошкольника / Агафонова И., Князева Н. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №11,ноябрь 2016,-с. 21-24.

2. Иванова Е. Г., Стожарова М. Ю. Формирование эмоционального благополучия дошкольник с ОВЗ/ Иванова Е. Г., Стожарова М. Ю. // Ребенок в детском саду №4,2019 -с. 50-51.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Источник

Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника

Елена Тихомирова
Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника

Хочу представить вашему вниманию доклад на тему

«Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.

цетата Л. С. Выготского

При работе с детьми в данном

направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:

умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;

умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);

— умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

Для развития эмоциональной сферы дошкольника можно использовать следующие методические средства:

психогимнастика, творческие методы, релаксационные, эмоционально-символический и игры.

Можно все игры и упражнения направленные на эмоциональную сферу дошкольников сгруппировать в

Игры и упражнения для развития базовых эмоций

Игры и упражнения для стабилизации в период адаптации

Игры и упражнения для социально-эмоционального развития

Игры и упражнения для снижения уровня агрессии

Релаксационные игры и упражнения

Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы дошкольников

Примеры игр можно получить у Марии Валерьевны.

Методы основанные на творчестве.

(Виды арт-терапевтической деятельности.

Я назвала их методами основанными на творчестве, так как воспитатели не занимаются коррекцией и лечением эмоциональной сферы, то есть терапией. Этим занимаются психологи, психотерапевты и психиатры. Хотя в своей развивающей работе вы используете элементы арт-терапевтических методов и техник.

Музыкотерапия 1.2 Библиотерапия 1.3 Драмотерапия 1.4 Игротерапия 1.5 Изотерапия 1.6 Маскотерапия 1.7 Коллаж 1.8 Песочная терапия 1.9 Цветотерапия 1.10 Сказкотерапия 1.11 Фототерапия 1.12 Глинотерапия

На некоторых из них мы остановимся более подробно

Творческие методывключает в себя различные виды искусства: рисование, танцы, музыку, литературу, фотографию, лепку.

Главная цель этого направления помочь в гармонизации развития личности путем формирования способностей самовыражаться и познавать свой внутренний мир.

Существуют две основные методики этого направления развития личности: пассивная и активная. Пассивный подход заключается в потреблении человеком произведений творчества, созданными другими людьми. Например, РЕБЁНОК может рассматривать созданные кем – то картины, слушать произведения различной художественной направленности, слушать музыкальные произведения.

Активный подход к творчеству основывается на создании данных объективных реальностей самостоятельно.

Важно! При активном способе участия важен сам процесс творческой деятельности, а не его итог.

Давайте более подробно рассмотрим некоторые творческие методы развития эмоциональной сферы.

Прослушивание музыкальных произведений. Основное отличие такой формы музыкального лечения – пассивный (принимающий) характер.

Вокалотерапия, хоровое пение песен.

ритмические движения под музыку,

игра на детских музыкальных инструментах,

С помощью активной музыкотерапии детей учат распознавать собственные чувства и эмоции.

под музыку совершаются дополнительные творческие действия:

Рисование, игра и т. П.

У детей данный метод показывает наивысшие результаты.

Изотерапия — терапия, в первую очередь, рисованием. Занятия не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Для изотерапии подходят все

виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны, засушенные листья. В последнее время очень популярны рисование пальцами, ладонями, пульверизатором, губкой или ватными палочками; рисование на стекле и т. д.

некоторые техники изотерапии.

Техника «Марания», Акватушь, «Монотипия», «Рисование клубком», Ниткография», «Рисование историй», «Рисование по кругу», «Парное рисование», «Каракули или штриховка», «Пластилиновая композиция», «Мандала», «Рисуем эмоции»,

«Рисование пальцами», «Рисование на воде», «Рисование на стекле».

С помощью игры прекрасно можно воздействовать на психическое поле детей.

Игры происходят с помощью специальных персонажей, в качестве которых выступают куклы и различные предметы. Можно выделить следующие методы игротерапии: Песочный, Сказкотерапия, Активный, Пассивный,Куклотерапия, Освобождающий, Структурированный, Терапия отношениями, Музыкальный

Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками.

Формы работы со сказкой:

1. Рассказывание сказки.

2. Чтение сказки.

3. Рисование сказки.

4. Изготовление кукол.

5. Постановка сказки.

Терапия с песком

Методика позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, сблизить его к общению со сверстниками и развить мелкую моторику. Кроме этого, песочная терапия прекрасно развивает воображение, образное мышление и позволяет раскрыть творческий потенциал малыша.

Можно использовать следующие Техники

«Рисование на песке».

«Медитация на песке».

«Ливень из песка»

Прятки. Для того чтобы построить свой мир, ребенку нужно закопать игрушку в песок. После этого требуется отыскать ее и рассказать о том, почему именно эта фигурка оказалась запрятанной. Через игру развивается логическое мышление и выявляются страхи бессознательного характера.

Ливень из песка. С помощью рук ребенок должен формировать небольшой поток дождя, затем в ладони должно поместиться еще больше песчинок. С помощью этой техники у детей снижается психологическая напряженность, агрессия, уходят страхи и появляется понимание сопричастности к происходящим действиям.

Узоры на песке. С помощью пальцев, кистей, ладоней ребенок должен создавать фигуры на поверхности.Потом должен об этих изображениях рассказать: что он видит, чувствует. Упражнение повышает социальную активность малыша, делает его уверенным в себе.

Песочная терапия рекомендуется всем детям без исключения.

Психогимнастика

Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Для этого педагогу необходимо решать следующие методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; учить подражательно воспроизводить чужие эмоции; фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций; повторно воспроизводить эмоции в заданных упражнениях; контролировать ощущения.

Эмоционально-символических метод

Эта группа методов базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. Можно использовать две основные модификации эмоцион ально-символических методов, предложенных Дж.Аланом:

Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения);

Направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.

Релаксационные методы

Релаксация дает возможность успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение, избавиться от скованности, почувствовать легкость тела. Систематические упражнения развивают пластику, гибкость, позволяют ребенку избавиться от эмоционального напряжения и усталости. Правильное полноценное дыхание поможет избавиться от сильного напряжения, снять раздражение.

Использование упражнений, основанных на методе активной нервно мышечной релаксации Э. Джекобсона,

дыхательные техники,

С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок все это способствует развитию эмоциональной сферы ребенка.

Терапия музыкой является системой психологической коррекции не только психического, но и физического здоровья индивида путем музыкально – акустических вибраций. Музыка сама по себе несет множественные терапевтические эффекты и влияет на самочувствие человека. Выделяют групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеансы могут проводиться как сидя, так и лежа, в зависимости от целей поставленных специалистом. Перед началом сеанса направляющий устанавливает психологический контакт с клиентом, объясняет цели, задачи и необходимый итоговый результат. В некоторых случаях может применяться живое исполнение музыки.

Музыка выполняет седативную (релаксационную, стимулирующую и катарсическую функции [3].

Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.

Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональныхвозможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.

Катарсическая функция музыки противостоит седативной и стимулирующей. Суть её — не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении человека от угнетающих его чувств. «Катарсис — от греческого — очищение — первоначально: эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершающуюся его смертью».

Справка. Интеграционная Комплексный арт-терапевтический инструмент, сочетающий музыкальное сопровождение с наглядно-образным восприятием.В этом случае под музыку совершаются дополнительные творческие действия: рисование, игра, пантомима, пластическая драма. Как вариант, пациенты «творят» после прослушивания произведения, выражая впечатление и состояние через поэзию, изобразительное искусство, писательство.

Источник

Оцените статью