Общепедагогические методы обучения
· Рассказ — словесный метод эмоционального изложения с незначительной долей новой информации.
· Лекция (от лат. «чтение») — словесный метод изложения со значительным содержанием новой информации (до 85%) (Пак М.С.).
· Лекция– это последовательное изложение учебного материала с соблюдением требований научности, доступности, эмоциональности, связи с другими организационными формами обучения (Зайцев О.С.).
· Повествование – описание конкретных научных химических фактов, развёртывающихся во времени (например, история открытия различных химических объектов).
· Рассуждение– изложение с последовательным развитием положений, доказательств, подводящих учащихся к определённым выводам и заключениям.
· Беседа– словесный метод в вопросно – ответной форме с постановкой вопросов и нахождением ответа на них.
Образовательный стандарт — нормативный документ, определяющий содержание и уровень образования, а также требования к результатам усвоения. Логику построения курса, используемые учебники и программы стандарт не определяет.
Олимпиада химическая — форма эпизодической внешкольной работы по предмету. Выделяют этапы олимпиады (для Москвы): школьный, межшкольный (или районный), окружной, городской теоретический, городской практический, заключительный Всероссийский.
Основная школа — часть общеобразовательной школы, включающая 5-9 классы. Выпускники основной школы получают неполное среднее образование.
Отметка– количественное выражение результата обучения.
Оценка– процесс диагностики и выставления отметки
Обязательный минимум содержания – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано представить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.
Педагогический тест – множество заданий специфической формы, позволяющее объективно измерять уровень подготовленности испытуемого по определенной области знания.
Педагогическая технология – совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
План занятия– краткое обозначение основных элементов базовой, дидактической и методической структур занятия, системный перечень действий педагога и обучающихся.
Предметные результаты образовательной деятельности — Конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
Принцип вариативности — предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно – ориентированный урок.
Понятие — форма знания, логически оформленная общая мысль о предмете. В школьном курсе химии формируются три основные системы понятий: о веществе, о химических реакциях, о растворах.
Поурочное тематическое планирование — документ, отражающий определенную систему уроков, соответствующую программе, распределенных по темам и объединенных поставленными задачами обучения. Примерное поурочное планирование составляется автором программы или методистом. Поурочное планирование учителя составляется на основе примерного планирования.
Программа учебная — это основной научно-методический документ, определяющий содержание, логическую структуру, распределение времени обучения по темам, а также требования к результатам усвоения.
Представления — это чувственные образы (мысленные картины) географических объектов. Разделяются на представления памяти и воображения.
Причинно-следственные связи— выражают причинные отношения между объектами, явлениями, процессами.
Принципы обучения – основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса.
Профильная — часть общеобразовательной школы, включающая в себя 10-11 классы. В соответствии с концепцией «О профилизации старшей ступени образования» изучение химии в профильной школе может осуществляться на базовом, профильном и углубленном уровнях. Вместо курсов химии, физики и биологии в профильной школе может изучаться курс «естествознание» (3 часа в неделю).
Общие понятия— это класс однородных предметов и явлений, носящих одно и то же наименование (главные и подчиненные).Прием — это элементы, составные части, из которых складываются методы обучения (беседа, рассказ, объяснение, нанесение на контурную карту, сравнение и т.д.). Одни и те же приемы могут быть составной частью разных методов.
Проблемное изложение — назначение этого метода — показать образец доказательного решения проблемы.
Репродуктивный метод— основное назначение — научить школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации или по образцу.
Специфические методы в химическом образовании:
· Наблюдение химических объектов –метод целенаправленного восприятия химических объектов или специально приготовленных образовательных средств органами чувств.
· Моделирование химических объектов –метод изучения химических объектов с помощью моделей.
· Модель –образец, отображающий или воспроизводящий существенные признаки или свойства оригинала химического объекта.
· Описание химических объектов –метод изложения с последовательным раскрытием признаков и особенностей химического объекта.
· Объяснение –метод изложения, раскрывающий сущность химических объектов, связи между изучаемым и теми теоретическими положениями, истинность которых доказана.
· Предсказание –метод, выполняющий прогностическую функцию на основе важнейших химических понятий, законов, теорий химии и её ведущих идей.
К этой же группе относятся химический эксперимент и решение химических задач.
· Эксперимент химический школьный — вид содержания и метод обучения. Подразделяют на: демонстрационный эксперимент, лабораторные опыты и практические занятия.
Средства обучения— материальные объекты, способствующие выполнению целей и задач обучения, многогранный комплекс объектов, предметов, приборов, приспособлений и т.п. Для школьной химии к средствам обучения относятся: учебные программы, учебники, книги, таблицы, схемы, диаграммы, макеты и модели, диапозитивы и диафильмы, кинофильмы и телепередачи, компьютерные программы, школьная химическая лаборатория и др.
Содержание образования— педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем.
Типовая (примерная) образовательная программа – программа, которая утверждается Министерством образования РФ, является базисной в работе по данному профилю и может быть рекомендована в качестве примерной по той или иной образовательной направленности.
Термин — слово, которым обозначается понятие.
Тест — в психологии и методике система стандартизированных заданий определенного содержания и обладающих определенной статистической характеристикой. По результатам выполнения заданий теста судят об определенных характеристиках личности, о сформированности знаний и умений и т.п.
Тестовое задание — задание, включенное в тест. Различают задания с закрытой формой ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом.
Теория — система научных принципов, отражающих понимание сущности объективной реальности вид содержания обучения. В химии: атомно-молекулярная теория, теория строения атома и химической связи и др.
Тип урока — элемент классификации уроков. Уроки различных типов характеризуются различными наиболее существенными дидактическими задачами, связанными с объяснением нового материала, совершенствованием ранее полученных знаний или с контролем знаний.
Традиционный курс химии — систематический курс химии, логика которого подчиняется развитию системы понятий о веществе. Критерием истинности знаний в традиционном курсе химии служит эксперимент, а не учитель и учебник. В традиционном курсе обобщение происходит на основе изученных фактов.
Универсальные учебные действия— способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Упражнение — вид задания нацеленного на закрепление полученного умения.
Уровень изучения химии — глубина объяснения сущности химических явлений, определяемая изучаемым теоретическим материалом. Различают эмпирико-аналитический, атомно-молекулярный, периодического закона, теории строения атома и др. уровни.
Урок химии — это 40-45 минутное занятие по химии с постоянным составом учащихся (классом) в процессе которого учитель реализует поставленные задачи обучения, развития и воспитания учащихся.
Учебное занятие– промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенным учебным предметом (Л.В. Егорова).
Учебная задача — химическое задание, которое требует выполнения конкретных учебных действий в соответствии с установленным самостоятельно способом решения.
Учение – специфическая форма управляемой или полностью самостоятельной познавательной деятельности человека, направленная на овладение опытом предшествующих поколений.
Учебные пособия – печатные, графические, изобразительные и др. материалы, предназначенные для обеспечения доступного и наглядного восприятия учащимися изучаемых предметов и явлений. К учебным пособиям относятся словари, справочники, таблицы, карты, картины, макеты, модели, коллекции минералов и т.п.
Цели образования— заключаются в общекультурном, личностном и познавательном развитие учащихся, обеспечивающим такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Частично-поисковый метод — назначение — постепенное приобщение школьников к творческой деятельности.
Эксперимент в образовании – научно обоснованная и корректно поставленная проверка выработанной в результате теоретического поиска гипотезы, направленная на повышение эффективности образовательной деятельности.
Методическое издание
«Теория и методика обучения химии»
Источник
«МАРИЯ С. ПАК ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена УДК . »
3.Принцип оптимальности (предполагает соответствие химической науке, международному стандарту образования, школьным условиям, учебному времени, учебным возможностям и возрастным особенностям учащихся);
4.Принцип историзма (предполагает раскрытие знаний, учебных проблем в трех аспектах – ретроспективном, современном, перспективном – и достижений науки как результата длительного ее исторического пути);
5.Принцип интеграции и дифференциации ( предполагает целостное объединение разобщенных ранее разнородных и однородных компонентов и синхронное отчленение нового образования);
6.Принцип инновации (предполагает введение новых идей, понятий, законов, теорий при отборе содержания; реализацию новых действий, средств, методов и способов деятельности);
7.Принцип ведущей роли теорий (предполагает по возможности ранее изучение теорий с целью оптимизации их объяснительной, обобщающей и прогностической функций);
8.Принцип разделения трудностей (предполагает равномерное распределение ведущих концептуальных теорий по учебным годам обучения, приближение теорий к началу курсов);
9.Принцип развития химических понятий (предполагает преемственное раскрытие и расширение объема и содержания их посредством методов углубления, конкретизации, обобщения, систематизации и интеграции);
10.Принцип целостности (предполагает системную связь и взаимосвязь всех компонентов и дидактических единиц содержания, реализацию не только содержательно-логических, но и структурно-функциональных связей на основе научных теорий и ведущих идей).
Для чего? Что дают?
Основы (пример) Методолого-теоретические (методологи- обеспечивают направления и способы перехода ческие подходы, теория познания) от незнания к знанию Психолого-педагогические (теории воспита- обеспечивают решение задач воспитывающего, ния и развития личности, основы учения, развивающего характера, культуротворчества понимания, мышления, творчества) Научно-теоретические (научно-теоретичес- обеспечивают фундамент химического образокие концепции химической науки и химиче- вания, построение курса химии, решение задач ского образовании) химического образования (и обучения химии) Методолого-теоретические основы необходимы для обеспечения общеметодологических и теоретических средств перехода от незнания к знанию, созидания и приращения новых знаний и способов действий, рационализации способов деятельности, ее фундаментальных видов (труда, познания и общения).
К важнейшим методолого-теоретическим основам относятся: 1) диалектика познания (в противоречивом единстве, во взаимосвязи и взаимообусловленности, в развитии); 2) интегративная методология (включающая в своей инфраструктуре разнообразные методологические подходы: интегративный, системный, комплексный, деятельностный, инновационный, компетентностный, аксиологический, адаптивный, интерактивный и др.), 3) теория познания.
Психолого-педагогические основы необходимы для оптимального решения задач воспитания и развития обучающихся. К важнейшим психологопедагогическим основам относятся традиционные и новые теории воспитания и развития учащихся, оправдавшие себя в образовательной практике.
Научно-теоретические основы необходимы для построения школьного курса химии и обеспечения научно-теоретического фундамента для химического образования подрастающего поколения. К важнейшим научнотеоретическим основам относятся научно-теоретические концепции в форме учений, теорий, фундаментальных законов (атомно-молекулярное учение, периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, теория строения атома, учение о химической связи и строении вещества, теория электролитической диссоциации, современная теория химического строения органических веществ, концепции современного химического образования).
Научно-теоретические основы обеспечивают решение задач химического образования на всех его этапах, неуклонно повышая уровень химической образованности учащихся от атомно-молекулярных представлений до сложных современных электронно-пространственных представлений, от теории учения до современных концепций химического и химико-педагогического образования в средней и высшей школе.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Как соотносятся между собой понятия «содержание химического образования» и «содержание обучения химии». Какое понятие более емкое?
Какие компоненты необходимо выделить в структуре содержания обучения химии?
Что собой представляют дидактические единицы в обучении химии?
Какие важнейшие основы построения школьного курса химии принято обязательно выделять и учитывать?
Какие научно-теоретические основы построения школьного курса химии вам известны?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Изучите школьную программу по химии и составьте годовой календарный план изучения химии в 8 (9, 10 или 11 классе).
2. Разработайте с учетом современных требований поурочное планирование темы 3 (или по своему усмотрению) для 8 (9, 10 или 11 класса).
4. В «Методике преподавания химии» (М.: Просвещение, 1984) изучите главу 4 («Содержание и построение курса химии в средней школе»), написанную профессором Н.Е.Кузнецовой. Раскройте сущность понятий: «содержание химического образования», «содержание обучения химии», «основы химии», «школьный курс химии», «содержание учебного предмета».
5. Какие предметные компетенции по химии выделены в новом ФГОС среднего (полного) общего образования?
6. Назовите системы знаний, умений и ценностных отношений, которые должны быть, на Ваш взгляд, учтены в содержании химического образования.
7. В «Основах методики обучения химии» (М.: Просвещение, 1987) профессор Г.М.
Чернобельская приводит примеры дидактических единиц, раскрываемых при изучении химии. Приведите примеры дидактических единиц, реализуемых Вами при раскрытии содержания химического образования в средней школе.
8. Какими принципами Вы бы руководствовались при отборе содержания обучения химии в том или ином классе?
9. В чем заключается дидактическое назначение методологических, психологопедагогических и научно-теоретических основ построения школьного курса химии? Какие педагогические теории Вам известны?
10. Какие основные научно-теоретические концепции используются в школьном курсе химии с целью формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, а также постепенного повышения уровня химической образованности учащихся?
ГЛАВА 5. МЕТОДЫ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Знать: сущность понятий «методы обучения», «методы обучения химии», «методы химического образования», классификация методов обучения химии.
Уметь: применять интегративный подход при выборе и реализации методов; применять общелогические, общепедагогические и специфические методы в процессе обучения (и изучения) химии.
Владеть: способностью использовать не только методы обучения, но и методы воспитания и методы развития в процессе химического образования.
5.1.Понятие «методы обучения»
Название «методика» происходит от слова «метод» (от греч. methodos – исследование, путь к чему-либо). В философском словаре метод раскрывается как способ достижения цели, как определенным образом упорядоченная деятельность. Следовало ожидать, что понятие «методы обучения» будет раскрыто с предельной ясностью. В действительности же проблема методов образования и обучения оказывается недостаточно разработанной не только в теории и методике обучения химии и другим учебным предметам, но и в дидактике. Не существует четкого определения понятия «методы обучения» и тем более общепризнанной их классификации и группировки.
В дидактике под методами обучения понимают упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Г. И. Щукина рассматривает методы обучения как сложнейший компонент учебного процесса, обслуживающий множественные связи и зависимости в них. В методах обучения она выделяет четыре аспекта (гносеологический, логико-содержательный, психологический, педагогический) и четыре функции (побуждающий, обучающий, развивающий, воспитывающий). Осложняет определение методов обучения М. И. Махмутов. Он считает их системой дидактических принципов и правил определения способов образовательной деятельности.
В теории и методике обучения химии до сих пор нет общепризнанного определения понятия «методы обучения химии». И. Н. Борисов методами обучения называет совокупность средств и приемов, при помощи которых учитель вооружает учащихся знаниями и умениями, а также формирует мировоззрение, С. Г. Шаповаленко считает методы обучения химии формой внутреннего самодвижения содержания обучения и образования. Д. М. Кирюшкин и В. С. Полосин под методами обучения понимают виды объединения деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение какой-либо учебной цели. Как видим, определения И. Н. Борисова больше общедидактическое, чем методическое. В определении С. Г. Шаповаленко нет характеристики деятельности учащихся. Д. М. Кирюшкин и В. С. Полосин не учитывают самодвижение содержания образования и обучения.
В. П. Гаркунов рассматривает методы обучения химии как сложнейшее педагогическое образование, состоящее из многих компонентов. Он выделяет три важнейших аспекта: познавательно-исследовательский (отражающий самодвижение содержания учебного предмета), логический (характеризующий внутреннюю сторону методов обучения химии, формы самодвижения содержания), организационный (характеризующий внутреннюю сторону методов обучения химии, методы изложения, самостоятельную работу).
Трудным для решения остается вопрос о классификации методов обучения. Многообразие классификационных систем обусловлено различными подходами к выбору их обоснования.
Дидакты и методисты-химики в качестве основания для классификации методов обучения рекомендуют источники знаний (Е. А. Голанд, С. И. Перовский, П. И. Груздев, С. Г. Шаповаленко), дидактические цели (М. А. Данилов, М. М. Левина, Д. М. Кирюшкин, В. С. Полосин), уровни познавательной активности учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов, М. И. Лахметкин). С целью классификации методов обучения ученые рекомендуют бинарные схемы на основе источников знаний и логических оснований (Н. М. Верзилин, Е. П. Бруновт, Б. Е. Райков, Р. Г. Иванова, М. М. Левина); на основе источников знаний и характера деятельности учащихся (Р. Г. Иванова); трехмерные схемы на основе источников знаний, уровня познавательной активности учащихся и логического пути познания (В. Ф. Паламарчук, В. И. Паламарчук, М. И. Лахметкин); тетраэдрическая схема (С. Г. Шаповаленко).
Ю.К.Бабанский, используя деятельностный подход в процессе классификации методов обучения, вычленяет следующие группы методов; 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Структурно-функциональный и уровневый подходы реализует в своей классификации методов обучения В. П. Гаркунов. Он, рассматривая методы как функциональные элементы процесса обучения, обусловливающие его функционирование и динамику, в качестве основания для классификации выделяет три важнейших критерия: динамическая структура процесса обучения химии, его содержание и взаимная деятельность учителя и учащихся. В соответствии с этим В. П. Гаркунов различает три группы методов: 1) общелогические, 2) общепедагогические, 3) специфические (химического исследования). Поскольку динамическую структуру процесса обучения определяют логические отношения (от частного к общему, от общего к частному, от частного к частному), то адекватными им методами являются методы индукции, дедукции, аналогии (т.е.
общелогические методы). Действенную сторону методов обучения химии составляет взаимная деятельность учителя и учащихся, поэтому на общепедагогическом уровне необходимо различать следующие методы: лекцию, рассказ, беседу, самостоятельную работу (т.е. общепедагогические методы). Содержательную сторону методов обучения составляют методы самой химической науки: наблюдение, моделирование, описание, объяснение, предсказание химических объектов, химический эксперимент (т.е. специфические методы).
Р. Г. Иванова в системе методов обучения химии выделяет общие методы (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и исследовательский), группы частных методов (словесные, словесно-наглядные, словесно-нагляднопрактические) и методические приемы. Каждая группа частных методов имеет определенную совокупность методических приемов. Например, группа словесных методов включает изложение, беседу, самостоятельную работу с текстом;
группа словесно-наглядных методов – изложение с демонстрацией, беседу с иллюстрацией, самостоятельную работу с текстом и наглядным пособием. Группа словесно-наглядно-практических методов включает работу учащихся с раздаточным материалом, химические опыты, конструирование приборов, моделирование, выполнение письменных и графических работ.
Все вышеизложенное свидетельствует о широком спектре мнений и суждений по данной проблеме. Наличие широкого круга мнений и суждений некоторые воспринимают как кризис теории методов. Такая оценка, безусловно, глубоко ошибочна. Разнообразие и многочисленность суждений говорит о многоаспектности и многосторонности проблемы методов обучения и образования.
5.2.»Методы обучения химии», «методы химического образования» В методической литературе одни авторы (И. Н. Борисов) рассматривают методы обучения химии как совокупность средств и приемов, при помощи которых учитель формирует у учащихся знания, умения и мировоззрение; другие (Д. М. Кирюшкин, В. С. Полосин) – как виды объединения деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение какой-либо учебной цели; третьи С. Г. Шаповаленко) – как внутреннюю форму самодвижения содержания.
В. П. Гаркунов считает, что методы обучения химии – это внутренняя форма самодвижения не только содержания, но и всего процесса обучения в целом, включая, кроме содержания, средства обучения химии, деятельность учителя, направленную на формирование у учащихся системы химических знаний, умений и навыков, а также деятельность учащихся, связанную с освоением знаний, приобретением умений и навыков.
Г. М. Чернобельская определяет метод обучения как вид (способ) целенаправленной совместной деятельности учителя и руководимых им учащихся.
Как видно, каждое определение методов обучения химии имеет свои достоинства. Четко обозначается многосторонний и многоаспектный подход к характеристике сущности методов обучения химии.
Методы обучения химии – это способы достижения целей и задач обучения химии посредством определенным образом упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (М.С. Пак).
Методы химического образования – это способы достижения целей и задач химического образования посредством определенным образом упорядоченной и взаимосвязанной образовательной деятельности учителя и учащихся.
Данное определение является более широким, чем предыдущее, поскольку под образованием понимается целостный процесс обучения, воспитания и развития.
Поэтому под методами химического образования следует понимать методы обучения, методы воспитания и методы развития, функционирующие в целостной взаимосвязи. Методы – это способы, а не совокупность, не вид и не форма.
Под определенным образом упорядоченной деятельностью учителя и учащихся понимается, прежде всего, целенаправленная совместная деятельность субъектов образовательного процесса (учителя и учащихся), активное взаимодействие их, адекватность процесса учения учащихся процессу преподавания и наоборот (процесса преподавания процессу учения), обусловленность технологий, форм, средств, содержания и приемов образовательной деятельности целями и задачами химического образования.
5.3.Классификация методов химического образования
Учителю химии (начинающему или опытному) в процессе выбора и реализации оптимальных методов химического образования целесообразно учитывать прежде всего уровни их функционирования:
1. Методологический уровень. На методологическом уровне функционирует, например, интегративный подход. Этот подход целесообразен дидактике и методике обучения химии для реализации ведущей идеи о всеобщей связи и взаимозависимости химических и других объектов познания, идеи о непрерывной интеграции и дифференциации различных форм материи, движения и энергии (в частности, химической), для целостного решения задач естественнонаучного и гуманитарного образования, взаимосвязи химических и других наук.
2. Общелогический уровень. На данном методологическом уровне дидактики и методики обучения химии широко функционируют методы индукции, дедукции, аналогии, анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, конкретизации, абстрагирования, обобщения, систематизации, моделирования, прогнозирования, интеграции.
3. Общепедагогический уровень. На этом уровне в обучении химии (и в химическом образовании) действуют методы изложения (лекция, рассказ, описание, повествование и др.), беседа, самостоятельная работа.
4. Дидактико-методический уровень. На этом уровне функционируют специфические методы обучения химии, методы химического исследования (В.П. Гаркунов). К ним относятся: наблюдение химических объектов и их изображений; химический эксперимент; моделирование химических объектов (статическое и динамическое, структурно-подобное и функционально-подобное, аналоговое и символико-графическое); описание химических объектов; объяснение химических фактов и явлений; предсказание химических объектов.
В образовательной практике обязателен учет 3 уровней функционирования методов (см. схему 5.3.1).
Наряду с указанными выше уровнями целостного функционирования методов, необходимо различать важнейшие классы методов химического образования по характеру выполняемых ими образовательных функций: методы обучения, методы воспитания, методы развития (см. схему 5.3.2).
Заслуживают внимания бинарные методы, предложенные М.И. Махмутовым. Особенность и достоинство данной классификации методов обучения состоят в том, что каждому методу преподавания химии соответствуют адекватные им методы учения. Так информационно-сообщающему методу преподавания соответствует исполнительский метод учения и т.д. (см. табл. 5.3.1).
Методы обучения химии на основе их основного дидактического назначения рекомендуем объединить в группы):
1) организационно-управленческие (ОУ);
2) мотивационно-стимулирующие (МС);
3) контролирующе-оценочные (КО).
Критерии, служащие основанием для классификации методов, а также типы, формы и виды методов обучения химии представлены в таблице 5.3.2.
5.4.Общелогические методы в химическом образовании В настоящее время меняется не только содержание курса химии в средней школе, но и логика изложения учебного материала, меняются возможности использования и оптимального сочетания методов, в том числе и общелогических.
Мы, вслед за В. П. Гаркуновым, считаем, что общелогические методы как функциональные компоненты образовательного процесса обусловливают его динамику. Динамическая структура процесса обучения создается реализацией определенных логических отношений. Приведем их возможные «логические»
схемы в химическом образовании:
Химику-педагогу необходимо знать достоинства и слабые стороны каждого общелогического метода и использовать его дидактические возможности.
Индукция (от лат. inductio – «наведение») – переход от частного к общему.
Первоначальный этап изучения химии в средней школе характеризуется применением индуктивных методов, позволяющих накопить достаточный запас фактического материала о веществах, химических реакциях. На базе полученного материала можно осуществить переход к химическим понятиям, обобщениям.
Индукция как метод опытного изучения химических объектов «наводит» на общее теоретическое положение.
Дедукция (от лат. deductio – «выведение») – переход от общего к частному.
Дедукция и индукция тесно связаны между собой. Дедуктивный метод применяется, как правило, после накопления и теоретического истолкования эмпирического материала (с целью систематизации и более строго последовательного «выведения» всех следствий из него). Дедуктивный метод в химическом образовании широко используется в старших классах, когда учащиеся уже изучили периодический закон, теорию строения атома, учение о химической связи. Исходный базис, представляющий собой систему достоверных терминов и теоретических положений (посылок), позволяет методом дедукции «вывести» утверждения частного характера (следствия). Так, характеристика химических элементов на основании их положения в периодической системе Д. И. Менделеева реализует метод дедукции.
Аналогия (от греч. analogia – «соответствие») – форма умозаключения, при которой на основании сходства определенных признаков делают заключение о возможном сходстве других признаков исследуемых объектов.
Логическая схема метода аналогии следующая. Химический объект А обладает признаками а, б, с, д, е. Химический объект Б обладает признаками б, с, д, е. Следовательно объект Б, вероятно, обладает признаком а. Метод аналогии несмотря на вероятностный характер, играет важную роль при выдвижении учебных гипотез как средство уяснения учебных проблем и направлений их решения.
Приведем пример. Соляная кислота действует на индикаторы, реагирует с цинком, оксидом меди (II), гидроксидом калия, карбонатом кальция. Раствор серной кислоты действует на индикаторы, реагирует с цинком, оксидом меди (II), гидроксидом калия. Вероятно, он взаимодействует и с карбонатом кальция.
Анализ (от греч. analysis – «разложение») и синтез (от греч. synthesis – «соединение») – методы логического (мысленного) или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей. Логический анализ и синтез в химическом образовании совершается при помощи абстрактных понятий (атом, молекула, электроны, химическая связь и т.п.) и тесно связаны с мыслительными операциями (абстрагирование, обобщение и др.).
Приведем пример. Посредством электролиза воды можно проанализировать (расчленить целое на составные части) ее состав.
Сравнение – метод сопоставления химических объектов с целью выявления черт сходства или различия между ними. Метод сравнения играет важную роль в умозаключениях по аналогии, является необходимой предпосылкой обобщения. Сравнение должно быть целенаправленным: необходимо узнать, что следует сравнивать. Для этого нужно выделить сходные или отличительные признаки (например, агрегатное состояние веществ, физические свойства, химические свойства, скорость реакций, обратимость химических процессов и т.п.). Обучая химии, число признаков сравнения надо постепенно увеличивать.
Приведем пример. Алюминий и медь – это металлы, отличающиеся по цвету: алюминий серебристо-белого цвета, а медь красного.
Обобщение – логический метод перехода от частного к общему, от менее общего к более общему знанию. Результатом этого метода могут быть: обобщенное понятие, суждение, химические законы, химические теории. Например, при обобщении химических понятий следует стремиться осуществлять переход от видовых понятий к родовому понятию, от видовых признаков к родовому. В этом случае содержание родового понятия становится уже, так как из него исключаются видовые признаки. Например, при переходе от понятия «основные оксиды» к понятию «оксиды» отбрасываются признаки, характерные для основных оксидов.
Абстрагирование (от лат. abstractio -«отвлечение») – метод мысленного отвлечения от ряда признаков химических объектов и выделение какого-либо существенного признака. В химическом образовании широко используются абстрактные понятия (химический элемент, атом, металл, неметалл, модель и др.).
Метод абстрагирования необходим для формирования самых различных химических понятий (химическое равновесие, прямая, обратная реакции, степень окисления, валентность и т.п.).
Конкретизация (от лат. concretus – «сгущенный, сросшийся») – метод чувственного изучения данного многообразия химических объектов (химических элементов, разнообразных неорганических и органических веществ, химических явлений и процессов). В упрощенной логической схеме – изучение конкретного химического объекта (например, железа или серы).
Систематизация (от греч. sistema – «составленное из частей, соединенное») – метод упорядочения химических объектов в некоторую систему с целостными свойствами.
К общелогическим методам относятся: моделирование, предсказание, объяснение. Эти методы, «привязанные» к химическим объектам, становятся специфическими, поэтому они раскрываются (например, В.П. Гаркунов) в соответствующей группе методов.
5.5.Общепедагогические методы в химическом образовании
Методы обусловливают не только динамику образовательного процесса, определяющие его логические отношения, но и обеспечивают его действенную сторону. Такую функцию выполняют общепедагогические методы.
К общепедагогическим методам относятся:
1.Методы изложения (рассказ, лекция, повествование, рассуждение).
3. Самостоятельная работа.
Рассказ – словесный метод эмоционального изложения, с незначительной долей новой информации. Рассказ непродолжителен по времени, содержит в своей структуре завязку, кульминацию и развязку.
Основные требования к рассказу:
1) длительность не более 15 минут:
2) высокая культура речи;
3) эмоциональность изложения.
Приведем пример, который может быть использован при изучении естественной группы галогенов.
«Вдыхание хлора вызывает удушье, тяжелое воспаление дыхательных путей, отек легких и смерть. Хлор впервые был применен 22 апреля 1915 г.
немцами против англо-французских войск на Западном фронте недалеко от бельгийского города Ипра. Первая атака боевого отравляющего вещества совершенно лишила боеспособности целую дивизию. 15 тыс. человек было выведено из строя, из них 5 тыс. навсегда. Через месяц хлор был применен на Восточном фронте против русских войск. На участке фронта в 12 км при ветре, дувшем в сторону русских позиций, немецкий войска выпустили из 12 тыс. баллонов более 150 т ядовитого газа. Русские войска не имели никакой защиты от ядовитого газа и потеряли сразу 9 тыс. человек. Лабиринты окопов и ходов сообщения были завалены трупами и умирающими. От сибирского полка, в котором было более 3 тыс. рослых как на подбор стрелков, через 20 мин после газовой атаки осталось 140 человек.»
Лекция – словесный метод изложения со значительным содержанием новой информации (85%). Лекция продолжительна по времени, включает вступление, основную часть, заключение. Основные требования к лекции:
1) обоснование актуальности темы, формулирование цели;
2) наличие плана лекции для целенаправленного восприятия содержания учащимися;
3) наличие иллюстративного материала;
4) оптимальный темп изложения и установление обратной связи;
5) резюме, содержащее основные идеи и план лекции.
Повествование – описание конкретных научных химических фактов, развертывающихся во времени и пространстве (например, история открытия различных химических элементов, эволюция представлений о строении атомов, история становления химии как науки).
Рассуждение – изложение с последовательным развитием положений, доказательств, подводящих учащихся к определенным выводам и заключениям (например, методом рассуждения доказывается усиление неметаллических свойств химических элементов в пределах периода периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева).
Беседа – словесный метод в вопросно-ответной форме. В структуре метода главное – постановка вопросов и нахождение ответов на них.
Требования к беседе:
1) четкая формулировка цели беседы;
2) конспект основных вопросов, определяющих содержание и структуру беседы;
3) конспект дополнительных вопросов ( с учетом возможных неправильных ответов учащихся) и их связь с основными;
4) четкая реализация плана беседы;
5) подведение итогов беседы и формулировка выводов.
Приведем пример беседы для сопровождения опыта «Разложение основного карбоната меди («малахита»)».
«1. Происходят ли какие-либо изменения с веществом при нагревании? (Да).
2. Как вы узнали о том, что происходят изменения? (По почернению порошка малахита, выделению пузырьков газа и помутнению известковой воды).
3. К каким явлениям – химическим или физическим – вы отнесете эти явления? (К химическим).
4. Почему? (Образуются новые вещества).
5. Еще какое изменение вещества вы наблюдаете? Какое изменение вещества не все учащиеся заметили? (Образование капелек воды в реакционной пробирке).
6. Сколько новых веществ образовалось при нагревании взятого вещества? (Три: оксид меди (II) черного цвета, углекислый газ и вода).
Таким образом, химические реакции, в результате которых из одного вещества образуются два или несколько новых веществ, называются реакциями разложения».
Самостоятельная работа (СР) как метод учебной работы широко используется в процессе химического образования. Классификацию самостоятельной работы мы рекомендуем строить на основании различных критериев (см.
схему-памятку), а именно:
Целевое назначение (изучение, совершенствование, применение, контроль, оценка и т.п.);
Характер деятельности (репродуктивный, эвристический, исследовательский);
Форма организации (фронтальная, групповая, парная и др.);
Типы учебных действий (выполнение, разработка, составление, решение, изготовление, моделирование и т.п.).
Особого внимания в свете ФГОС ОО нового поколения заслуживают 12 типов самостоятельной работы, вычлененных на основании выполняемых учащимися умственных (предметных, межпредметных и универсальных) действий.
4. Типы самостоятельной работы по действиям:
4.1. Работа с учебной, справочной, специальной литературой, с раздаточным, экскурсионным материалом, с наглядным пособием, работа над ошибками.
4.2. Выполнение упражнений, домашнего, индивидуального заданий, практической, письменной проверочной, поисковой работы.
4.3. Составление планов, тезисов, задач, диаграмм, таблиц, схем, календарей, графиков, дидактических игр.
4.4. Оформление химических бюллетеней, стенгазет, словарей, альбомов, выставок-витрин.
4.5. Решение расчетных, экспериментальных, расчетноэкспериментальных задач, ребусов, кроссвордов.
4.6. Изготовление плакатов, стендов, коллекций, тренажеров.
4.7. Конструирование моделей, приборов, макетов, аппаратов.
4.8. Подготовка сообщений, докладов, выступление с ними.
4.9. Помощь учителю в подготовке уроков, химических опытов, помощь отстающим товарищам.
4.10. Рецензирование устных и письменных ответов своих товарищей, качества выполнения ими химического эксперимента.
4.11. Написание рефератов, химических сочинений, конспектов, сценариев, статей, отчета о практической работе.
4.12. Защита реферата, индивидуальной творческой работы.
5.6.Специфические методы в химическом образовании К специфическим методам относятся такие методы, которые обусловливают функционирование предметного (химического) содержания обучения, а именно:
* Наблюдение химических объектов и их изображений.
* Моделирование химических объектов.
* Описание химических объектов.
* Объяснение химических фактов и явлений.
* Предсказание химических фактов и явлений.
* Решение химических задач.
Наблюдение химических объектов и их изображений – метод целенаправленного восприятия химических объектов или их образов (специально приготовленных для решения образовательных задач) органами чувств.
Основные требования к наблюдению:
1) преднамеренность (решение определенной, четко поставленной дидактической задачи);
2) целенаправленность (сосредоточение внимание на заданных явлениях и отдельных сторонах химического объекта);
3) планомерность (фиксация главного, существенного по заранее намеченному плану);
4) активность наблюдения (поиск нужного на основе использования знаний, а не только восприятия);
5) систематичность (в самых разнообразных условиях по определенной системе);
6) использование средств наблюдения (зеркало, графопроектор, электронные обучающие средства, лупа и др.);
7) контрастность цветов наблюдаемого объекта и фона (например, желтый осадок на красном фоне, розовый осадок на синем фоне, красный осадок на зеленом фоне, белый осадок на черном фоне).
Моделирование химических объектов – метод, суть которого в изучении химических объектов с помощью моделей, отображающих их существенные свойства. Модель (от франц. modele – образец) – образец, отображающий или воспроизводящий существенные свойства оригинала (химического объекта).
Различают две группы моделей: материальные или идеальные. Материальные модели подразделяют на структурно-подобные (кристаллические решетки веществ, макеты химических производств) и функционально-подобные (действующие модели химических производств). Идеальные модели подразделяют на знаковые модели (с помощью химических символов, формул, уравнений) и аналоговые модели (например, в микромире модельные представления в форме электронных облаков).
Описание химических объектов – метод изложения с последовательным раскрытием признаков, особенностей химических объектов и явлений.
Метод описания применяется, если:
* химический опыт не раскрывает внутреннюю сущность явления;
* осуществляется экскурс в историю химии;
* нужно создать эффект присутствия;
* изучаемый объект целесообразно представить в динамике, во времени и в пространстве.
Приведем пример. Учащиеся, наблюдая процесс «схватывая» гипсового теста на уроке химии, не могут представить весь процесс полностью. Что же происходит внутри этого «теста»? В. П.
Гаркунов советует применить метод описания в виде определенной динамической (мыслительной) модели:
«Когда полуводный гипс замешивается с водой, происходит его гидратация. Процесс гидратации сопровождается выделением тепла. При нагревании растворимость двуводного гипса уменьшается, и он начинает кристаллизоваться. Мягкое, пластичное гипсовое тесто прорезается кристаллами и вскоре превращается в каменный монолит. Процесс кристаллизации гипса сопровождается увеличением объема массы. Масса плотно заполняет форму, в которую было помещено гипсовое тесто до кристаллизации».
Характеристика – разновидность описания существенных черт и особенностей химического объекта.
Приведем пример. Характеристика азота на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева, используя план характеристики химического элемента, рекомендуемый Н.П. Гаврусейко.
1. Положение в Периодической системе, строение атома: 1) порядковый номер, заряд атомного ядра, число протонов и нейтронов в ядре, электронов в атоме; 2) номер периода, в котором расположен элемент, число электронных оболочек (слоев, уровней) в атоме; 3) номер группы, число валентных электронов в атоме; 4) положение элемента в главной или побочной подгруппе, число электронов на внешней электронной оболочке атома; 5) схема строения атома, распределение электронов по уровням, по подуровням (электронная формула), условная ячеистая схема распределения электронов по подуровням (с учетом направленности их спинов).
2. На основании строения атома вывод о свойствах элемента (металл, неметалл, переходный, инертный газ); валентность в соединениях, степени окисления.
3. Важнейшие соединения: 1) оксиды, их состав, характер (основной, кислотный, амфотерный), вид связи; 2) гидроксиды, их характер (основание, кислота, амфотерность);
3) водородные газообразные соединения, их состав, вид связи, характер водного соединения (нейтральный, щелочной, кислотный).
Объяснение – метод изложения, раскрывающий сущность химических объектов, связи между изучаемым учебным материалом и теми теоретическими положениями, истинность которых уже доказана.
Метод объяснения применяется тогда, когда необходимо:
* установить причинно-следственные связи, * функциональные зависимости, * генетические связи.
Этот метод включают в «работу», если надо ответить на вопрос «почему?» Приведем пример. Относительная молекулярная масса воды равна 18, сероводорода – 34. Почему вода, у которой более «легкие» молекулы, при обычных условиях находится в жидком состоянии, а сероводород, у которого более «тяжелые» молекулы – в газообразном состоянии? (Это объясняется наличием водородных связей между молекулами воды).
Предсказание – метод (на основе важнейших химических понятий, законов, теорий химии и ведущих идей), выполняющий прогностическую функцию.
Так, на основе знаний важнейших химических понятий, законов и теорий можно предсказать:
1) состав, строение, структуру, свойства веществ;
2) принадлежность веществ к тем или иным классам;
3) формы их нахождения и распространенность в природе;
4) области применения химических объектов;
5) методы получения веществ и материалов с заданными свойствами;
6) направления протекания и условия химических реакций;
7) устройство и принципы работы аппаратов, в которых реализуются химико-технологические процессы;
8) существование новых химических элементов и др.
Специфичность, уникальность, «имидж» химии как учебного предмета обеспечивает химический эксперимент.
5.7.1. Функции, формы и типы химического эксперимента Химический эксперимент выполняет триединую образовательную функцию (обучения, воспитания и развития учащихся). В процессе обучения химический эксперимент служит источником познания, выполняет функцию метода (познания химических объектов, решения учебных проблем, проверки учебных гипотез), функцию средства обучения (иллюстрации, исследования и т.п.), а также средства воспитания и развития обучающихся.
Различают 3 основные формы химического эксперимента (ХЭ):
*.Натуральный ХЭ (которому рекомендуется отдавать предпочтение);
* Электронный вариант натурального ХЭ (разработанный, например, под руководством профессора МГУ им. М.В.Ломоносова В.В.Загорским);
* Виртуальный ХЭ (нуждающийся в дальнейшем совершенствовании).
Традиционно различают следующие типы школьного химического эксперимента:
1.Демонстрационный химический эксперимент.
2. Лабораторные химические опыты.
3. Лабораторная работа.
4. Практическая работа.
5. Лабораторный практикум.
6. Домашний химический эксперимент.
7.Натуральный химический эксперимент в видеозаписи.
8. Виртуальный химический эксперимент Важнейшие типы школьного химического эксперимента и их дидактические особенности отражены в табл.5.7.1.
5.7.2. Демонстрационный химический эксперимент: задачи и требования к нему Демонстрационный химический эксперимент проводит сам учитель, иногда учащийся (специально подготовленный к нему).
Основные задачи демонстрационного эксперимента:
* раскрытие сущности химических явлений;
* ознакомление учащихся с лабораторным оборудованием (с приборами, установками, аппаратами, химической посудой, реактивами, материалами, приспособлениями);
* раскрытие приемов экспериментальной работы и правил безопасности труда в химических лабораториях.
Требования к демонстрационному эксперименту впервые сформулированы В.Н. Верховским.
В процессе демонстрационного эксперимента необходимо реализовать следующие требования:
1) обозреваемость (обеспечение хорошей видимости всем учащимся);
2) наглядность (обеспечение правильного восприятия учащимися);
3) безукоризненная техника выполнения;
4) безопасность для учащихся и учителя;
5) оптимальность методики эксперимента (сочетания техники эксперимента и слова учителя);
6) надежность (без срывов);
7) выразительность (раскрытие сущности объекта при минимальной затрате усилий и средств);
9) убедительность (однозначность и достоверность результатов);
11) эстетичность оформления;
12) простота техники выполнения;
13) доступность для понимания;
14) предварительная подготовка эксперимента;
15) репетиция методики эксперимента.
Студентам для подготовки к предстоящей педагогической практики в общеобразовательной школе необходимо освоить следующие демонстрации:
Взаимодействие натрия с водой. Образцы щелочных металлов и галогенов (8 класс).
Образцы металлов, изучение их электропроводности. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой (9 класс).
Взаимодействие стеариновой и олеиновой кислот со щелочью (10 класс).
Внепрограммный демонстрационный эксперимент следует использовать в том случае, если:
нет необходимого количества оборудования для лабораторных опытов;
учащиеся еще не овладели техникой эксперимента;
химические опыты представляют опасность для учащихся;
необходимо увеличить темп учебной работы;
опыты в малом количестве не дают нужно образовательного эффекта.
5.7.3. Ученический химический эксперимент: формы, цели, содержание
Ученический химический эксперимент как метод учебной работы функционирует в форме:
1) демонстрационного химического эксперимента,
2) лабораторных химических опытов,
3) лабораторной работы,
4) практического занятия,
5) лабораторного практикума,
6) виртуального химического эксперимента,
7) видеозаписи натурального химического эксперимента,
8) домашнего химического эксперимента,
9) исследовательского химического эксперимента.
Каждая из этих форм имеет свои специфические учебные цели.
* Демонстрационный ученический эксперимент позволяет увидеть не только внешнюю сторону химических объектов, но и проникнуть во внутреннюю их сущность.
* Лабораторные опыты помогают изучить отдельные стороны химического объекта.
* Лабораторная работа (включающая специально подобранные опыты) помогает изучить многие стороны химического объекта * Практические занятия способствуют применению знаний, формированию экспериментальных предметных умений и действий.
* Лабораторный практикум (комплексного характера) способствует формированию обобщенных знаний, химико-экспериментальных умений и действий.
* Виртуальный химический эксперимент способствует усвоению алгоритма экспериментальных действий, перечня необходимого оборудования, реактивов и приспособлений для химического опыта.
* Видеозаписи натурального химического эксперимента содействуют формированию истинных (адекватных химическим объектам) представлений о веществах, химических реакциях, условиях их протекания, химической безопасности, а также формированию химико-экспериментальных умений.
* Домашний химический эксперимент содействует удовлетворению познавательных интересов и потребностей учащихся.
* Исследовательский химический эксперимент, способствует развитию опыта творческой (исследовательской, проектной) деятельности.
С целью успешной профессиональной химико-экспериментальной подготовки к педагогической практике будущие учителя должны целенаправленно осваивать технику и методику школьного химического эксперимента к конкретным урочным и другим (внеурочным, факультативным) занятиям по химии.
Практическое занятие: «Решение экспериментальных задач по теме «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений». Лабораторные опыты; «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей» (8 класс).Лабораторный опыт: «Рассмотрение образцов металлов» (9 класс).
Лабораторные опыты: «Окисление муравьиного или уксусного альдегида оксидом серебра (I) и гидроксида меди (II). Окисление спирта в альдегид».
Практическое занятие 3: «Получение и свойства карбоновых кислот. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ» (10 класс).
Приведем примеры экспериментальных задач для 8 класса (Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман).
Задача 1. Опытным путем докажите, в каких приборах содержатся растворы: а) хлорида натрия, б) гидроксида натрия, в) соляной кислоты.
Задача 2. В одной пробирке находится дистиллированная вода, а в другой
– раствор хлорида калия. Выясните, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ.
Задача 3. В одной пробирке находится оксид кальция, в другой – оксид магния.
Определите, в какой пробирке находится каждое из этих веществ.
Задача 4. Получите гидроксид магния, исходя из металлического магния.
Задача 5. Дан оксид меди (II).
Получите гидроксид меди (II).
Задача 6. Дан раствор гидроксида кальция (известковая вода).
Получите карбонат кальция, а из него – раствор хлорида кальция.
Задача 7. Получите из хлорида железа (III) оксид железа (III).
Задача 8. Дан кристаллический хлорид магния.
Получите гидроксид магния.
Задача 9. Из сульфата меди (II) получите раствор хлорида меди (II).
Задача 10. Осуществите следующие превращения: карбонат меди (II) хлорид меди (II) гидроксид меди (II) оксид меди (II).
Практическое занятие по решению подобного рода задач способствует формированию умений применять полученные химические знания на практике, развитию экспериментальных умений и исследовательских действий.
5.7.4. Организация и безопасность химического эксперимента
Организация химического эксперимента – это процесс упорядочения деятельности учителя, учащихся и лаборанта при подготовке и проведении химического эксперимента. Приводим памятки, раскрывающие алгоритмы и действия, осуществляемые при подготовке химического эксперимента.
Подготовка демонстрационного эксперимента (памятка 5.7.4.1.).
Материально-техническая подготовка:
1) проверить наличие и исправность приборов (аппаратов, установок); при отсутствии – приобрести, при неисправности – отремонтировать их;
2) проверить наличие и качество реактивов (при отсутствии – приобрести, при плохом качестве – приготовить свежие растворы);
3) проверить наличие различных приспособлений, принадлежностей, материалов, деталей приборов;
4) предусмотреть меры безопасности и ликвидации последствий химических опытов;
5) рационально разместить оборудование и реактивы на демонстрационном столе;
6) соблюдать все требования к демонстрационному эксперименту;
7) провести репетицию техники выполнения эксперимента.
Методическая подготовка:
1) выбрать метод обучения (иллюстративный или исследовательский);
2) выбрать формы сочетания эксперимента со словом (Д.М.Кирюшкин);
3) провести мысленно репетицию методики эксперимента (продукта интеграции техники эксперимента со словом учителя).
Подготовка лабораторных опытов (памятка 5.7.4.2.):
1) проверить наличие и качество комплектов раздаточного материала (на каждый ученический стол);
2) проверить наличие и исправность приборов;
3) проверить наличие и качество реактивов;
4) определить форму записей учащихся о проведенных лабораторных опытах и результатах наблюдения (рисунок, таблица, схемы, уравнения реакций, выводы);
5) подготовить письменную инструкцию к технике проведения лабораторных опытов;
«ВОПРОСЫ КНИГОИЗДАНИЯ УДК 655.1/.3 А.В. Подчиненов РОЛЬ ВУЗОВСКОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА В статье определяется роль учебно-педагогической книги в образовательновоспитательной деятельности современного вуза и основные факторы, влияющие на характер издания и распространения учебной литературы для учреждений высшего профессионального образования. Материалом анализа служит работа издательства Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. »
«Ростовская областная специальная библиотека для слепых МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ БЕЛОЙ ТРОСТИ Материалы к проведению мероприятий ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ МЕСЯЧНИКА «БЕЛАЯ ТРОСТЬ» В БИБЛИОТЕКАХ ОБЛАСТИ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ I. Общие положения Проведение месячника «Белая трость» во многих странах мира, в том числе в Российской Федерации, приурочивается ко дню рождения французского просветителя, основоположника тифлопедагогики, создателя первых учебных учреждений для слепых во. »
«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ХОТЫНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 303930, Орловская область, пгт. Хотынец, ул. Школьная, д.1 тел.: (848642) 2-17-14 Email: hotscool@mail.ru Сайт школы: http://khotynetsschool.ru/ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОСПЕКТ. ПОДГОТОВКА К ОГЭ-2016. Для обучающихся 9 классов и их родителей. 2015/2016 учебный год Информационные сайты по ГИА-9 http://xn80abucjiibhv9a.xnp1ai/ (минобрнауки. рф) 1. »
«Психологические аспекты педагогической деятельности ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Захарова Жанна Анатольевна д-р пед. наук, профессор, заведующая кафедрой ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова» г. Кострома, Костромская область МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИИ «МОЗАРТИКА» В РАБОТЕ С ЗАМЕЩАЮЩИМИ СЕМЬЯМИ Аннотация: автор отмечает, что в России с каждым годом растет число замещающих семей, в которых воспитываются дети, подвергшиеся различным видам. »
«Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Выпуск 1, январь – февраль 2014 Опубликовать статью в журнале http://publ.naukovedenie.ru Связаться с редакцией: publishing@naukovedenie.ru УДК 378 Юрловская Иллона Александровна ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» Россия, Владикавказ1 Доцент кафедры общей и социальной педагогики Кандидат педагогических наук E-Mail: illona1978@mail.ru Проблема. »
«Информация об образовательной программе 09.06.01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 1. Код и наименование направления подготовки: 09.06.01. Информатика и вычислительная техника.2. Направленности (профили) образовательной программы (шифр, наименование): Направленность «Системный анализ, управление и обработка информации» (05.13.01), «Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления» (05.13.05). «Математическое и. »
«Практическое пособие для родителей Родительский свод требований или Законы разумного организованного семейного воспитания школьников Кандидат педагогических наук П.И.Щербань Помните, что учениеодин из самых тяжёлых видов труда, а 1. умственные силы и возможности детей неодинаковы. Нельзя требовать от ученика невозможного. Важно определить 2. на что он способен в данный момент учебной деятельности, как развивать его умственные способности. Самый простой метод воспитания, не требующий ни 3. »
«ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ © Камалова Н.В. Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург Что-то происходит с людьми, их желаниями, ценностями и целями. Основной движущей силой жизнедеятельности человека является стремление к значимости собственного «Я». Значимость собственной личности познается в процессе развития. Свобода может рассматриваться как необходимая основа развития. »
«Тишина Ирина Юрьевна ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 13.00.07 – «Теория и методика дошкольного образования» АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Челябинск – 2009 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Аменд Александр. »
«Наукові записки Бердянського державного педагогічного університету. – 2014. – Випуск ІІІ. УДК 821.111–321.4 Тытюк А. К., аспирантка, Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара ПИСАТЕЛЬНИЦЫ ДЕТЕКТИВНЫХ РОМАНОВ И ИХ ЖЕНСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Следует отметить, что большое количество женских имен среди создателей детективов не может не обращать на себя внимание. О значимости и популярности женских детективных романов пишет Кэтлин Грегори Клейн, которая считает, что “любой писатель. »
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 850.007.03 НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПО ДИССЕРТАЦИИНА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК аттестационное дело №_ решение диссертационного совета от 7 октября 2015г. № 230 О присуждении Федосеевой Марине Васильевне, гражданке Российской Федерации, ученой степени кандидата педагогических наук. Диссертация сообщества как средство. »
«Автор-составитель: Мамедова Т.Ш., к.ф.н., доцент, доцент Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Психология и педагогика». Психология и педагогика входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических и изучается по выбору: 070601 дизайн © Российский государственный торгово-экономический университет, 2009. »
«Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» Воспитательная программа по профилактике употребления психоактивных веществ «Мы выбираем» предназначена для обучающихся в возрасте от 15 до 22 лет Cрок реализации – 4 года Курган 2015 Паспорт программы «Мы выбираем» воспитательная программа по профилактике Наименование программы: употребления психоактивных веществ среди обучающихся КГК в возрасте от 15 до 22 лет Авторский коллектив ГБПОУ. »
«НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ Блох Марк Яковлевич ФГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет» УДК 37.0 ББК 74.0 ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В статье обсуждается вопрос об административном введении возрастного ценза (предельно допустимое число лет) для занятия руководящих постов работниками науки и образования. Демонстрируется несоответствие этой практики ни конституционному законодательству, ни общей тенденции к значительному удлинению среднего срока умственной. »
«ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию по теме: «Профессионально-прикладная направленность обучения математике как средство формирования математической компетентности(на примере аграрного вуза)», представленной на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика) Васильевой Марины Александровны. Диссертация Васильевой М.А. представляет собой научноквалификационную работу, в которой поставлена и решена. »
2016 www.os.x-pdf.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Научные публикации»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник