Метод эмоционально образного перевоплощения

Метод эмоционально образного перевоплощения

Упражнение 1 (тренировочное)

Представьте себе определенные вещи. Если образ будет очень отчетливым, поставьте себе 4 балла, если отчетливость будет средней, вы полу-чаете 3 балла, если относительной — 2, и если образ будет неотчетливым — 1. Если же перед вашим мысленным взором не появится никакого образа или он будет совсем нечетким — получаете 0. Прочтя каждое из заданий, закройте глаза, попытайтесь представить себе образ насколько возможно отчетливо, а затем запишите оценку, которую себе поставили.

Начнем. Подумайте о своем близком родственнике или друге.

1. Представьте, что он или она стоит перед вами.
2. Представьте себе этого человека смеющимся.
3. Представьте его глаза.
4. Представьте себе вазу с фруктами.
5. Вообразите, что вы едете по сухой пыльной дороге.
6. Представьте себе, что бросаете мяч.
7. Представьте себе дом, в котором жили в детстве.
8. Вообразите, что смотрите на витрину магазина.
9. Представьте себе белый песчаный пляж.
10. Представьте себе телевизионный экран без изображения.
11. Услышьте собачий лай.
12. Представьте себе звук взрывающейся хлопушки.
13. Почувствуйте тепло горячего душа.
14. Представьте себе, что проводите пальцем по куску наждачной бумаги.
15. Представьте себе, что вы поднимаете тяжелый предмет.
16. Вообразите, что поднимаетесь по крутой лестнице.
17. Представьте вкус лимонного сока.
18. Вообразите, что едите мороженое.
19. Представьте себе запах тушащейся капусты.
20. Представьте, что нюхаете розу.

Если вы набрали высшую сумму баллов — 80, значит, за каждое из заданий вы поставили себе 4 балла и все образы вы представляли себе очень отчетливо. Это мало кому удается. Если вы набрали 60 и более баллов, это говорит о хорошо развитом воображении. Если набранные вами баллы в сумме составили менее 30, то по мнению А. Лазаруса вряд ли данный метод вам поможет.

Можно также воспользоваться упражнением, направленным на создание образов эмоциональных состояний. Придумайте серию образов, соответствующих словам радость, тоска, счастье, печаль, нежность, тревога, доброта и т.д. Старайтесь создавать образы спонтанно, что пришло первое в голову, то и хорошо. Подберите звук и осязательное ощущение под каждый образ. Можете нарисовать возникшие образы. Сделайте перерыв и снова создайте образы на те же темы, сравните первые и вторые образы.

Расслабление по системе йоги

Упражнение можно выполнять лежа или сидя в кресле, в котором можно удобно положить голову на спинку, но успешно проводится и на неудобных для этой цели стульях, на которых сидят на лекциях студенты.

Сильно напрягите все тело на 5 секунд, затем отпустите напряжение всех мышц. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

Напрягите одну ногу (левую для мужчин, правую — для женщин), расслабьте ее. Напрягите другую ногу — расслабьте. Напрягите ягодицы — отпустите напряжение. Напрягите область поясницы — отпустите. Середину спины… — отпустите. Верх спины… — отпустите. Плечевой пояс… — отпустите. Напрягите руки — расслабьте. Шею… — расслабьте. Затылочную часть головы — расслабьте. Представьте, что вы напрягаете теменную часть головы — расслабьте. Височную область — расслабьте. Лоб. Глаза. Нос и скулы. Рот. Нижнюю челюсть. Шею. Грудь. Диафрагму. Живот. Тазовую область. Наружную поверхность ног. Ступни. Нижнюю поверхность стоп.

Второй цикл. Теперь напрягайте мышцы чуть-чуть, совсем немного и сразу расслабляйте. Первую ногу. — расслабьте. Другую ногу. Напрягите ягодицы — расслабьте. Напрягите область поясницы — отпустите. Середину спины — отпустите. Верх спины — отпустите. Плечевой пояс — отпустите. Напрягите руки — расслабьте. Шею… — расслабьте. Затылочную часть головы… — расслабьте. Представьте, что вы напрягаете теменную часть головы — расслабьте. Височную область — расслабьте. Лоб. Глаза. Нос и скулы. Рот. Приоткройте губы — расслабьте их. Мысленно войдите в рот, расслабьте язык. Не напрягайте, только представляйте расслабление. Область гортани. Голосовые связки. Трахея. Легкие. Пищевод. Желудок. Печень. Селезенка. Кишечник. Внутренние органы тазовой области. Половые органы. Постепенно поднимаетесь обратно к гортани, по пути еще больше расслабляя все органы. Перейдите на язык. Выйдите на поверхность губ. Спуститесь по подбородку к шее. Поверхность груди. Диафрагма. Живот. Таз. Наружная поверхность ног. Ступни. Нижняя поверхность стоп.

Третий цикл. Не напрягайте мышцы, только углубляйте расслабление еще дальше. Первую ногу. — расслабьте. Другую ногу. Ягодицы — расслабьте. Область поясницы — отпустите. Середину спины — отпустите. Верх спины — отпустите. Плечевой пояс — отпустите. Напрягите руки — расслабьте. Шею — расслабьте. Затылочную часть головы — расслабьте. Представьте, что вы напрягаете теменную часть головы — расслабьте. Височную область — расслабьте. Лоб. Глаза. Нос и скулы. Рот. Приоткройте губы — расслабьте их. Мысленно войдите в рот, расслабьте язык. Не напрягайте, только представляйте расслабление. Область гортани. Голосовые связки. Трахея. Легкие. Пищевод. Желудок. Печень. Селезенка. Кишечник. Внутренние органы тазовой области. Половые органы. Постепенно поднимаетесь обратно к гортани, по пути еще больше расслабляя все органы. Перейдите на язык. Выйдите на поверхность губ. Спуститесь по подбородку к шее. Поверхность груди. Диафрагма. Живот. Таз. Наружная поверхность ног. Ступни. Нижняя поверхность стоп.

Представьте, что вы медленно взлетаете в прекрасное, голубое, бесконечное небо. Бесконечно спокойное, радостное, полное энергии небо. Станьте такими как это небо. Сделайте пять глубоких вдохов и выдохов. Отпустите все тревожащие вас мысли, не прогоняйте, просто отпустите. Вам совершенно не о чем беспокоиться… Летите в этом прекрасном небе, наслаждайтесь этой красотой, спокойствием и радостью. Может быть по вашему телу пробегают приятные мурашки, как будто легкий ветерок проникает в ваше тело, хотя вы не ощущаете его веса, и свободно летите в голубом, бесконечном небе. Продолжайте спокойно и ровно дышать. (Пауза минут 5).

Теперь сделайте еще несколько глубоких вдохов и выдохов. Постепенно спускайтесь и возвращайтесь сюда, в свое тело, сохраняя полученное приятное состояние. Ощутите себя полностью в своем теле. Только после этого, потянитесь руками над го

Упражнение «Уютное место»

Это упражнение достаточно хорошо известно среди психологов, то есть не является авторским, и используется в несколько различных редакциях.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте, что вы находитесь в каком-то очень приятном и совершенно безопасном месте. Это место целиком ваше, оно создано исключительно для вас. Находясь в нем, вы можете не беспокоиться ни о чем, вас никто не может потревожить, никто за вами не подсматривает, и вы можете делать все, что вам захочется. Вы не должны «делать для кого-то лицо», что-то изображать или как-то стараться. Это место предоставляет вам все те возможности, которые вам необходимы, и вы можете отдыхать, радоваться и получать удовольствие сколько захотите. Это место может быть реальным или придуманным, вы можете поменять его, если первый выбор был не самым желательным. Находитесь там, получайте удовольствие, изучайте это место и не заботьтесь ни о чем, я тоже помолчу, предоставив вам полную свободу. (Пауза 5-10 минут)

Теперь представьте, что к вам в это место пришел какой-то ваш друг, реальный или придуманный. (В некоторых случаях предлагается представить любимое животное.) Это такой друг, который все может понять, который может молча выслушать и своим молчанием поддержать вас и дать совет. Расскажите этому другу обо всех своих трудностях и проблемах. Он ваш друг и благодаря его присутствию вы сами и вниманию, вы что-то поймете важное для вас. Но можете задать вопрос и выслушать его совет. Продолжайте ваше общение столько, сколько вам захочется. (Пауза 5-10 минут).

Теперь мысленно попрощайтесь с этим другом, выразите ему благодарность за помощь и надежду на дальнейшие встречи. Так же попрощайтесь с этим прекрасным местом, с благодарностью и намерением еще встречаться. Сохраните в душе и теле все приятные ощущения, которые вы получили, и возвращайтесь в свое тело, на этот стул, в этой комнате. Сделайте глубокий вдох, потянитесь всем телом, руки над головой, с выдохом опускайте руки и откройте глаза.

Упражнение «Путешествие по дну моря»

Представьте себя на берегу моря. Мысленно подойдите к кромке воды, постепенно заходите в воду все глубже и глубже. Если у вас возникают какие-то опасения, то вы можете воспользоваться любым воображаемым оборудованием: аквалангом, фонариком, мотком веревки и т. д. Но для большинства людей нет никаких проблем погрузиться в глубину моря в своем воображении. Вы погружаетесь так глубоко, как вам захочется, вы начинаете видеть какие-то предметы, растения, рыб, животных. Все, что вы увидите в своем путешествии, вы можете запомнить и в дальнейшем обсудить в группе. Исследуйте все, что вам захочется, самостоятельно. На все путешествие отводится 5 минут. Если вы захотите выйти обратно на берег раньше, то вы можете это сделать. Если же после окончания упражнения, вам захочется какое-то время продолжать свое путешествие, то вы тоже имеете на это право. Выход из упражнения следует совершать плавно и лучше возвращаться назад тем же путем, которым вы вошли в море, а после того, как вы окажетесь на берегу, возвращайтесь уже сюда, в это помещение, в свое тело, глубоко вдохните, потянитесь руками над головой и с выдохом открывайте глаза.

Комментарии. Образ моря всегда связывался психотерапевтами с миром человеческого бессознательного. Путешествуя в его глубинах, можно встретить много своих неосознаваемых проблем, символизируемых теми или иными образами. Эти образы мы используем в дальнейшей работе, помогающей не только осознать проблему, но и решить ее.

Упражнение «Звучание тела»

В этом упражнении можно получить необычный опыт, улучшить свое самочувствие и открыть для себя неосознаваемые чувства и проблемы, связанные с телом. Как уже говорилось, эмоции существуют в теле и нигде в другом месте, а звук является наиболее адекватным выразителем эмоций.

Участникам группы предлагается представить, как звучат те или иные органы тела. Понятно, что имеется в виду воображаемый звук, который ассоциируется с данным органом или участком тела. Прослушивание тела можно начинать в произвольном порядке и не задается список органов, обязательных для прослушивания. Это делается потому, что человек невольно начинает прослушивать те органы, которые связаны с психологическими или соматическими проблемами. Однако это упражнение можно выполнять и более системно, прослушивая все органы тела по очереди, но это требует значительного времени.

Участников предупреждают, что непроизвольно могут возникать и зрительные образы и их тоже следует отмечать. На выполнение упражнения каждым из участников отводится 5 минут, чтобы в дальнейшем было время обсудить полученный опыт.

Групповое обсуждение своих ассоциаций имеет большое значение для обогащения опыта участников. Руководитель обращает внимание на «плохие» звуки, которые указывают на те или иные психологические проблемы участника группы. Обычно в тех местах тела, где звуки дисгармоничные и неприятные, человек испытывает какой-то дискомфорт. Это могут быть болевые ощущения, тяжесть, напряжение и т.д. Если участник захочет, его проблемы могут стать предметом терапевтического сеанса.

Большинство участников легко создают звуковые ассоциации, если кто-то упорно ничего «не слышит» это означает, что он либо очень отчужден от своего тела, либо сопротивляется процессу самопознания и терапии. «Новенькие» тоже могут иметь трудности и им необходимо разъяснить, что ничего особенного от них не требуется, что каждый может сказать, что скажем, грузный мужчина ассоциируется с каким-то низким звуком, а хрупкая женщина с высоким. Нет проблем, представить себе звучание красной розы, также можно работать и с собственным телом. Можно провести релаксацию перед началом упражнения, что облегчит выполнение основного задания.

Если в ходе первичного слушания выявились проблемные зоны, в который участники слышат неприятные дисгармоничные звуки, то можно предложить им сосредоточиться только на этой проблемной зоне и упорно прослушивать данный звук и следить за его динамикой. Остальные участники могут продолжать исследование звучания других частей тела.

В ходе прослушивания неприятных звуков, они постепенно начинают меняться в позитивную сторону, становятся менее неприятными или слабыми, затем исчезают или гармонизируются. Некоторые участники спонтанно предпринимают какие-то действия, улучшающие звучание органа тела. При этом исчезает и неприятный психосоматический симптом в данном органе. Таким образом, можно продемонстрировать эффективность метода созерцания. Если такое прослушивание у кого-то не дает эффекта, следует провести подробный психологический разбор его проблемы, но конечно, с его согласия и при его участии.

Можно прослушивать группы органов тела, как маленькие инструментальные ансамбли и все свое тело как единый оркестр. Попробуйте уловить главную мелодию всего тела. Рекомендуемая длительность упражнения также 10 минут.

Попробуйте услышать звучание не только своего тела, но и ближайшего окружающего пространства (в пределах 0,5-1 метра от поверхности тела), услышьте, как звучат другие участники группы. Как звучит комната и здание, в котором вы находитесь, улица, город, страна, другие страны, планета Земля, другие планеты, Солнце, солнечная система, наша галактика, другие галактики, вся Вселенная. Затем вернитесь назад, не пропуская пройденных ранее ступенек. Вселенная, другие галактики, наша галактика, солнечная система, Солнце, планеты, Земля, другие страны, наша страна, ваш город, улица, здание, группа, вы лично. Остановитесь подробнее на прослушивании себя самого, после чего заканчивайте упражнение. Н

Источник

Эмоционально-образная терапия: лучше жить с бабочкой на сердце, чем носить на нем тяжелый камень

В практике любого психолога наступает момент, когда он начинает понимать, что осознание проблемы не решает проблему.

Клиенты могут ходить к психологу годами, работать со своими мыслями, тренировать поведенческие реакции, разбирать по косточками свои детские травмы, и это даже в какой-то степени меняет их жизнь, однако по-прежнему в момент стресса люди возвращаются на исходные позиции, несмотря на свою полную осознанность и психологическую грамотность, приобретенную за время длительной терапии.

Приходилось ли вам слышать от клиента такие слова: «Я все понимаю, но мне это не помогает, мне по-прежнему больно»?

Мне – не раз. После этого признания терапия, как правило, выходит на новый длительный виток.

В итоге создается впечатление, что лечит клиента не работа с психологом, а время, течение жизни. Мне же всегда хотелось помогать людям быстро и качественно, не приводя к эмоциональной зависимости от психолога.

Ко мне пришло разочарование, профессиональный кризис, который, к счастью для меня, стал точкой роста. Именно в этот период я познакомилась со своим учителем – автором метода эмоционально-образной терапии, профессором Николаем Дмитриевичем Линде. И началась моя новая жизнь в профессии.

Что мне дала эта встреча и дальнейшая учеба у мастера? Новое понимание психотерапии. Новый современный инструмент для помощи клиентам. Возможность творчества и ежедневных открытий. Что все это значит? Сейчас объясню.

Что такое эмоционально-образная терапия (ЭОТ)

Для начала, важно понимать, что родилась эмоционально-образная терапия (ЭОТ) не на пустом месте. В ее фундаменте – главные достижения психологии на сегодняшний день:

  • Психоанализ З. Фрейда
  • Индивидуальная психология А. Адлера
  • Транзактный анализ Э. Берна
  • Гештальт-подход Ф. Перлза
  • Символдрама Х. Лернера
  • Психология нового решения Гулдингов

Эмоционально-образная терапия опирается на завоевания предшественников, но создателю метода удалось двинуться дальше, осуществив прорыв в психологию будущего. Ему удалось найти тот элемент, который позволил сделать терапию быстрой, не теряя при этом ее глубины и сохраняя бережность к клиенту. Это – действие. Поэтому ЭОТ еще называют аналитически-действенной терапией.

Где и как будем действовать?

Если стало понятно, что осознание проблемы не решает, значит, корни проблемы глубже: они в бессознательном клиента.

Сознание – лишь малая часть психики человека. Все его комплексы, травмы, внутренние конфликты укрыты в зоне его бессознательного и определяют его эмоциональное состояние. Вот оно и управляет жизнью человека.

Согласитесь, когда вы угнетены и несчастны, к вам приходят соответствующие драматические мысли. Мысли вытекают в поступки, которые определяют вашу судьбу. Когда вы счастливы и свободны, ваше мышление расширяется, вы находите выход из любой самой драматической ситуации и судьба меняет свой вектор.

Негативное эмоциональное состояние имеет свою основу: травмы, ограничивающие родительские предписания, внутриличностные конфликты. Все они выявляются в процессе анализа уже на первой клиентской сессии. Там, где классический психоанализ работает год, эмоционально-образная терапия справится за одну сессию.

Как это происходит? Анализ в ЭОТ

Пришло время раскрыть основную идею эмоционально-образной терапии. Она заключается в том, что любое эмоциональное состояние клиент может ощутить в теле и представить в виде образа. Эмоции не живут вне человека, все что происходит в нашей эмоциональной сфере оставляет следы в теле. Это начало нашего исследования. Локализация в теле и внимание к телесным ощущениям помогают точному созданию образа.

Мой первый вопрос к клиенту, после того как он изложил суть проблемы будет: «Что вы чувствуете по этому поводу?»

Не всегда на этот вопрос найдется точный ответ, ведь у любого чувства есть множество оттенков. И тогда все прояснит вопрос: «Что вы чувствуете в теле, когда говорите об этом?»

Часто клиент начинает сразу говорить, используя образы: комок в горле, обруч сжимает голову, трепет в груди. Он может сказать и по-другому: одиночество, злость, брошенность, ненужность. И эти эмоциональные состояния тоже имеют свою локализацию. Это уже начало работы.

Теперь вы можете предложить клиенту представить эмоциональное состояние отдельно от себя. Этот шаг позволит выделить его актуальное переживание. С ним вы будете работать. Ни одно действие в эмоционально-образной терапии не происходит без тщательного анализа. От этого зависит точность и экологичность вашей работы.

Анализ в ЭОТ происходит через идентификацию с образом и разговор с ним. Здесь вскрываются причинно-следственные связи.

Первый пример анализа

Клиент: Я рассталась с парнем и это меня убивает.

Терапевт: Что вы чувствуете по этому поводу?

Клиент: Ужасное одиночество.

Терапевт: Где вы его чувствуете.

Клиент : Словно что-то скребется внутри.

Терапевт: Давайте представим отдельно на стуле, то, что скребется.

Клиент: Это брошенный облезлый котенок, он никому не нужен.

Терапевт: Пересядьте на место образа и представьте, что вы – это он и есть. Войдите в это состояние, а я поговорю с образом.

Терапевт: Как ты себя чувствуешь? Давно ли ты такой? Сколько тебе лет.

Клиент: Мне 5 лет, я никому не нужна, отец ссорится с матерью и уходит. Мать отправляет меня его догонять. Он меня отшвыривает, как бездомного котенка, и уходит. Я во всем виновата.

Анализ ситуации занимает несколько минут, но он очень точный, поскольку в стрессовой ситуации человек регрессирует, попадает в изначальную травму, и уже через нее вам придется работать. Также с помощью специфических приемов эмоционально-образной терапии.

Второй пример анализа

Клиент: У меня уже много лет болит сердце, врачи ничего не находят, отправили к вам.

Терапевт: На что похожа ваша боль?

Клиент: Словно огромный камень давит мне на сердце.

Терапевт: Представьте этот камень отдельно от себя, на стуле напротив. Какой он?

Клиент: Огромный булыжник с острыми краями.

Терапевт: Сядьте на тот стул и представьте, что этот камень – вы. Войдите в это состояние. А я буду говорить с образом.

Терапевт: Давно ли ты появился?

Клиент: 10 лет назад.

Терапевт: Что тогда произошло.

Клиент: Я поссорилась с сыном и его женой. Они меня ужасно обидели.

В этом случае анализ прояснил ситуацию обиды. Образ камня в практике чаще всего связан с застарелой обидой, подавленным гневом. Заостренные края камня указывают на аутоагрессию.

Если бы мы обращались к сознанию клиента, мы бы долго блуждали в потемках и ничего бы не решили, бесконечно роясь в его мыслях и проясняя ситуацию за ситуацией.

В ЭОТ мы уходим из зоны мыслей в зону эмоциональных состояний через образы, которые рождаются у клиента в зоне его свободного воображения. И когда они становятся видимыми для клиента (представь перед собой это состояние) мы уже можем с ними работать.

Со стороны может показаться, что мы работаем с образами, но на самом деле мы работаем именно с эмоциональными состояниями. Образы выполняют служебную функцию, они дают возможность перехода к тем травмам и конфликтам внутри личности, которые стали их причиной.

Следующий этап – трансформация образа. Или действие

Пример первый (начало выше)

Клиент: теперь я вижу себя в пятилетнем возрасте, я никому не нужна, отец ссорится с матерью и уходит. Мать отправляет меня его догонять. Он меня отшвыривает.

Терапевт: Чего бы тебе хотелось? (Я сознательно перехожу на ты, поскольку разговариваю с клиентом в моменте его идентификации уже с пятилетней девочкой. Это актуальное эмоциональное состояние брошенности. На него мы вышли через образ котенка).

Клиент (из образа ребенка): мне бы хотелось, чтобы до меня было дело, чтобы родители перестали драться, чтобы отец меня не отталкивал.

Терапевт: Я прошу вас вернуться в клиентское место. Здесь вы взрослая. Посмотрите на девочку. Что вы чувствуете?

Клиент: мне ее очень жалко, она виновата, что отец ушел. Она его не удержала.

Терапевт: Скажите этой девочке: Я знаю, что ты хорошая. Ты ни в чем не виновата. Я никогда тебя не оттолкну и не оставлю. Прости, что так долго не приходила за тобой. Я разрешаю тебе больше не удерживать отца. (Клиент повторяет слова терапевта и добавляет свои слова поддержки, адресованные образу себя пятилетней).

Терапевт: Как меняется образ?

Клиент: Я вижу, что девочка плачет и тянет ко мне руки. Ее никто никогда не утешал.

Терапевт: Скажите: «Ты больше никогда не будешь одинока , я буду с тобой, мне до тебя есть дело, ты очень важна».

Клиент: Да, я сказала. Мне хочется ее обнять.

Терапевт: Мы в зоне свободного воображения, здесь все возможно. Представь, что ты ее обнимаешь.

Клиент: Да, теперь она не плачет, она рада, что со мной, что не одинока, и я смогу о ней позаботиться.

Здесь я остановлюсь для прояснения ситуации.

Вся история происходит в зоне свободного воображения клиента. Действие клиента – оказать поддержку своей травмированной детской части, своему одинокому внутреннему ребенку.

Это действие – поддержка – должно быть очень точным, поэтому мы проясняем потребности: не быть одной, чтобы до меня было дело, удержать отца по приказу матери (что невозможно, поэтому разрешаем отпустить и не быть виноватой). Точность воздействия зависит от качества анализа, который вы провели на предыдущем этапе.

Итак, образ брошенного котенка трансформировался в девочку, до которой есть дело и она уже не одинока. Это совсем другое эмоциональное состояние, и пришло время его соматизировать.

Терапевт: Посмотрите на девочку, что вы к ней чувствуете?

Клиент: Мне она очень нравится. Я хочу быть с ней и заботиться о ней.

Терапевт: Разрешите образу занять в вашем теле столько места, сколько нужно. Примите на вдохе.

Клиент (делает глубокий вдох и обнимает себя за плечи): Я чувствую тепло и покой, я вижу все вокруг себя на много ярче. Словно ко мне вернулись сразу зрение, обоняние и слух.

Терапевт: Представьте теперь перед собой образы своих родителей и скажите им: «Я разрешаю вам драться, ругаться столько, сколько вы хотите. Я не участвую в вашей войне». Что происходит?

Клиент: Они перестали ругаться и пригорюнились. О чем-то шепчутся.

Терапевт: Разрешите им быть свободными скажите, что не будете удерживать.

Клиент: Они уходят в разные стороны. Мне спокойно.

В этом отрывке я показала некоторые приемы из тех, которые мы используем в ЭОТ.

Все разрешения, поддержку слабой части дает сам клиент. Только у него есть доступ к образам своего бессознательного. И только он сам может помочь себе. Терапевт его направляет. ЭОТ достаточно директивный метод, но его директивность основана на понимании образов, их взаимодействия в образной системе.

В случае с обидой – другая история

Образ камня нам сразу говорит о том, что мы имеем дело с подавленными чувствам.

О подавлении чувств, как правило, расскажут и образы, связанные с металлом, деревом (образ деревянного Буратино – частый гость в сессиях). Конечно, и камни, каменные плиты, бетонные блоки, проявляющиеся в воображении клиента, тоже расскажут вам о том, что в какой-то момент жизни клиенту пришлось подавлять свои эмоции, что привело к спазмам и мышечным блокам или к выходу из контакта с близкими людьми.

А в какой именно момент это произошло, вы узнаете, когда произойдет идентификация клиента с образом. Он сам вам сообщит об этом. В нашем случае с обидой – 10 лет назад. В случае подавления мы, конечно, будем работать на высвобождение этих чувств.

Клиент: Я поссорилась с сыном и его женой. Они меня ужасно обидели. Мы не общаемся 10 лет. Но я не думала, что сердце болит из-за этого.

Терапевт: Сядьте на клиентское место и посмотрите на образ камня еще раз. Он изменился?

Клиент: Нет такой же тяжелый и большой.

Терапевт: Обратитесь к образу камня: «Я тебя вижу, я не буду тебя отвергать, я не буду тебя подавлять, я разрешаю тебе выразить все чувства, которые в тебе заключены». А теперь наблюдайте за изменениями образа.

Клиент: Из него посыпались искры, его трясет, много искр, прямо огонь. А теперь он раскололся и из него потекла вода, много воды. И я почему-то плачу.

Терапевт: Разрешите воде пролиться, скажите: «Я разрешаю выразиться всем чувствам, которые там есть».

Клиент (вытирает слезы): Теперь я вижу бабочку. Она легкая и крылья у нее радужные. Она мне очень нравится.

Терапевт: Разрешите ей занять место в вашем теле.

Клиент: Она залетела и устроилась туда, где раньше был тяжелый камень. Это легкость. Я больше не чувствую боли. Да, лучше жить с бабочкой на сердце, чем носить на нем тяжелый камень.

Думаю, эта сессия тоже требует пояснения.

В этом случае я не интерпретировала образы клиенту, в этом не было необходимости. Достаточно было их трансформации, которая вела к смене эмоциональных состояний, высвобождению подавленных чувств и, как следствие, к снятию сердечного спазма.

Расшифрую: камень – это обида, состоящая из подавленного гнева, за которым прячутся невыплаканные слезы. Действием было разрешение образу камня выразить свои чувства. Искры и огонь – освобождение гнева, вода – освобожденные слезы. Бабочка – новое эмоциональное состояние легкости.

Как видите, на этих двух примерах мы меняем эмоциональное состояние клиента в терапевтическом процесса. Из нового эмоционального состояния клиент начинает думать и действовать по-новому. Для закрепления результата я всегда делаю проверку.

Проверка

В первом случае

Терапевт: Представь, сейчас позвонит твой бывший. Какая твоя реакция?

Клиент: Мне спокойно. Я вдруг вспомнила, сколько у меня своих дел начато и брошено. Я и забыла о них из-за всей этой ситуации. Я хочу заниматься ими. Хочу заниматься собой.

Во втором случае

Терапевт: Как вы сейчас себя чувствуете?

Клиент: Я хочу срочно позвонить сыну. За десять лет чего только не произошло. Я хочу помириться.

И они так и сделали: первая вышла из зависимых отношений, а вторая помирилась с сыном и невесткой.

Изменение эмоционального состояния клиента неизбежно приводит к реальным изменениям в его жизни. И это не занимает много времени при точном подходе. Я считаю, что это честная работа. Она не привязывает клиента к психологу на годы. В эмоционально-образной терапии запрос клиента выполняется в течение одной, максимум десяти сессий.

Причина в том, что мы воздействуем на корень проблемы, эмоциональное состояние клиента. А точность воздействия определяется качеством анализа образов, которые терапевт умеет читать. Опираясь на их значение психолог строит гипотезу и ведет по ней клиента.

Мы сегодня только чуть приоткрыли дверь в терапевтическую кухню психолога, практикующего эмоционально-образную терапию. Бывают сложные сессии с большим количеством образов. Во время трансформации образы раскрываются как матрешки, и за ними вскрываются все новые обстоятельства, в том числе трансгенерационные, перинатальные травмы. Однако и с ними ЭОТ тоже справляется.

Психологу ЭОТ очень важно быть эмпатичным, мягко, но уверенно вести клиента. Мы никогда не ломаем защиты клиента, относимся к ним с уважением. Мягко и бережно их обходим, параллельно укрепляя слабую часть личности, которая в них пока так нуждается.

Поэтому вопрос сопротивления терапии возникает крайне редко, но и в этом случае оно становится нам союзником. Ведь и сопротивление тоже можно ощутить в теле и представить в виде образа, и все тайное становится явным.

Если вы практикуете эмоционально-образную терапию, клиенты не будут к вам ходить годами, но то, что их будет много и благодарных, это точно. Потому что она действительно работает.

Я отдала эмоционально-образной терапии десять лет. И каждый день делаю открытия, она универсальна и раскрывается для меня новыми гранями. Подходит абсолютно для любого запроса.

Этому методу можно научиться, и я с радостью преподаю его в своей онлайн-школе . Я вижу, как меняется профессиональная жизнь моих учеников, как они увлечены своим делом и тоже совершают открытия. Мы развиваемся вместе.

Источник

Оцените статью