Меры профилактики школьного стресса

«Сохранение психологического здоровья обучающихся: профилактика школьного стресса». Сообщение для педагогов

Ольга Чурилова
«Сохранение психологического здоровья обучающихся: профилактика школьного стресса». Сообщение для педагогов

«Сохранение психологического здоровья обучающихся:

профилактика школьного стресса».

Сообщение для педагогов

Одним из важнейших условий создания здоровьесберегающей среды в лицее является обеспечение психологического комфорта в процессе обучения, что реализуется через содействие успешной социально-психологической адаптации обучающихся и сохранение их психологического здоровья. В рамках этого направления очень важно вести работу по профилактике и преодолению школьного стресса обучающихся как варианта нарушения психологического здоровья.

Виды стресса.

Следует различать виды стресса:

• кратковременные и долгосрочные (со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.);

• физиологические и психологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов. Например, когда ребенок долго или часто испытывает чувство голода, холода, жажды, физические перегрузки.

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, например, когда школьника обманули, обидели, угрожали физически или морально, если он испытывает сильные информационные перегрузки.

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда ребенок, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности школьника, его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (семейные проблемы, ссоры и т. п.).

Коммуникативный стресс возможен при неспособности ребенка общаться с одноклассниками или учителями, при неумении налаживать межличностные отношения.

Симптомы стресса.

Симптомами стресса могут быть: утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боль в животе. Может появиться капризность, плаксивость, снижается аппетит, обостряются хронические заболевания, ослабляется иммунная система. Ребенок, находящийся в состоянии стресса, может отказаться не только делать уроки, но и вообще идти в школу, причем отказ может выражаться в форме бурного протеста. Если ребенку не удается преодолеть школьный стресс, то он может перерасти в невроз, с такими проявлениями как истерика, повышенное упрямство, мышечные подергивания, заикание и т. д.

Причины стресса.

• Начало школьного обучения. Трудности адаптации ребенка во многом зависят от того, на сколько домашняя обстановка отличается от школьной, на сколько ребенок достиг функциональной готовности к учебе, как быстро он усваивает материал.

• Учебные перегрузки. Причиной перегрузок во многом является острая нехватка времени, которая связана во многом с неэффективными методами учебной работы школьников, когда успешность обучения связывается не с качественными, а с количественными показателями усвоения знаний.

• Страх перед экзаменом, например, боязнь не сдать ЕГЭ.

• Задержка развития, нарушения перцепторно — двигательных функций, воспитание ребенка в неблагоприятной социально-культурной среде.

• Фактор соревновательности, следствием которого является ориентация учащихся на высокие показатели. Отстающих как правило, осуждают. У таких детей легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, формируется заниженная самооценка: они смиряются с ролью неудачников, неуспевающих, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

• Отсутствие дружеских отношений, неприятие детским коллективом, проявляющееся в оскорблениях, издевательствах, угрозам, — все это приводит к возникновению личностных конфликтов, доходящих до прямых столкновений между отдельными детьми или их группами с различными негативными последствиями.

• Смена школьного коллектива. Включение в школьный коллектив может стать для ребенка непосильной задачей. Очень часто трудной проблемой для ученика становится негативное отношение учителя или несдержанное, грубое поведение невротичного воспитателя, пытающегося справиться с детским коллективом с позиции силы.

• Педагоги. Авторитарный учитель, считающий знание своего предмета самой главной целью обучения детей, как и педагоги с синдромом эмоционального выгорания представляют серьезную опасность для психологического здоровья школьников.

• Семья. Неблагоприятные семейные факторы такие как: воспитание ребенка одним родителем, воспитание ребенка приемными родителями, воспитывающий родитель чувствует себя несчастным, вследствие чего не способен создать ребенку необходимые условия для формирования позитивных чувств и отношения к жизни.

Какие же условия необходимо создать для комфортной образовательной среды?

1. Адресная помощь ребенку в решении актуальных задач обучения и развития (собственно учебные затруднения, личностные и межличностные проблемы)

2. Активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в процессе обучения.

3. Эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стресса.

4. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей и самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стресса.

Экспресс – помощь при стрессе: рекомендации педагогам.

Для релаксации наиболее приемлемым является полное дыхание.

1. Сядьте на стул. Медленно через нос начинайте вдох.

2. Пусть сначала воздухом наполнится нижняя часть легких. Он находится в районе диафрагмы. Внешне это выглядит как небольшое вздутие живота.

3. Потом воздухом наполняется средняя грудная часть. В этот момент грудная клетка расправляется, раздвигаются плечи.

4. Последняя фаза вдоха — наполнение воздухом верхней части легких. Можно почувствовать, как слегка приподнимаются плечи.

5. Теперь на некоторое время необходимо задержать дыхание. Это всего лишь 2–4 секунды.

6. Выдох производится в обратной последовательности: плечи, грудь, живот. Выдыхать необходимо примерно в полтора раза дольше, чем вдыхать.

7. Опять необходимо задержать дыхание. Пауза после выдоха должна быть в полтора раза длиннее паузы после вдоха.

Получается «волна»: сначала снизу вверх, потом сверху вниз. Дышать необходимо естественно, не затягивая и не увеличивая искусственно продолжительность фаз дыхания. Дыхание должно быть ритмичным, сочетаться с позой. За основу можно взять ритм биения сердца или просто считать про себя секунды. Дышать надо носом, а не ртом.

Птица, расправляющая крылья

Представьте, что вы птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так крепко, насколько можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, плавно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление. Повторите упражнение.

Сядьте, так как Вам удобно, комфортно. Закройте глаза. Сделайте вдох и задержите его, по крайней мере, на 6 секунд. А теперь в три приема выдохните. Представьте, что у Вас в ведущей руке лимон, а в нем дырка. Начинайте выжимать из лимона сок. Представьте, как он льется. Нажмите еще сильнее. Выжимайте лимон, пока в нем не останется ни одной капли сока. Вы испытываете напряжение. А теперь пусть пальцы разожмутся, освободятся. Лимон выпал. Вы испытываете легкость в ладонях, пальцах. Затем повторите то же самое с другой рукой и другим лимоном.

Во время стресса идет «разбалансировка» работы полушарий мозга. Чтобы восстановить гармонию, походи, переваливаясь с ноги на ногу – как пингвины. Можно также подвигать глазами, смотря резко то вправо, то влево.

Потрите ладони друг о дружку и положите теплые руки на лицо – это позволит почувствовать себя в безопасности и успокоиться. Потрите голову и ощупайте всю ее подушечками пальцев.

Источник

10-я городская поликлиника

По утверждению врачей, любую болезнь, в том числе вирусного происхождения, провоцирует нервное перенапряжение, являющееся следствием целого комплекса неблагоприятных факторов и в том числе учебной перегрузки. Помимо школы дети и подростки зачастую занимаются в музыкальных школах, кружках и секциях с преобладанием интеллектуального компонента, пользуются услугами репетиторов, а ведь нужно еще и уроки выучить. Можно ли уберечь детей от учебных перегрузок?

Очень многое зависит от родителей и самих детей. Многие школьники игнорируют необходимость выполнения режима дня, у них отсутствуют навыки культуры умственного труда, организации самостоятельной работы.

Совет первый. Для сохранения здоровья школьнику любого возраста необходим продолжительный, не менее 2 часов, отдых после уроков, перед приготовлением домашних заданий. Прогулки, игры и спортивные занятия на свежем воздухе — вот лучший отдых после школьных занятий, которого так не достает большинству детей в учебное время. С поступлением ребенка в школу общая двигательная активность детей падает почти на 50%. Особенно мало школьники бывают на свежем воздухе осенью и зимой. А ведь, например, для удовлетворения физиологических потребностей в движениях учащемуся 5-го класса необходимо пробежать, попрыгать в день 7 км и половину из них — в школе. Длительность пребывания детей на свежем воздухе должна быть не менее 3 часов в день. Солнечный свет и свежий воздух необходим ребенку так же, как и растению. Благодаря световой энергии ребенок растет. Световой поток, попадая через зрачок глаза, определенным образом воздействует на структуры мозга, которые «ведают» процессами роста и обмена веществ.

Совет второй. Крайне важно соблюдать важнейшие физиолого-гигиенические правила в отношении ежедневного сна. Из-за учебных перегрузок, длительного просмотра телепередач, занятий на компьютере многие из школьников сокращают продолжительность ночного сна на час-два, а иногда и более. Известно, что наиболее часто детские неврозы развиваются в результате недосыпания. Чем младше по возрасту ребенок, тем больше времени требуется его мозгу и всему организму для того, чтобы полностью восстановить работоспособность. Особенно это актуально в зимнее время, когда потребность во сне увеличивается по сравнению с летним временем.

Продолжительность ночного сна для детей 6-10 лет должна быть не менее 10 часов, для подростков 11-17 лет – 8-9 часов. Соответственно возрасту устанавливается время отхода ко сну: в 21.00 – для школьников 6-10 лет; 21.30 – для школьников 11-14 лет; 22.00-22.30 – для подростков 15-17 лет. Подъем ранее 7 часов отрицательно сказывается на самочувствии детей. Кроме того, сон должен проходить без внешних раздражителей, в проветренном помещении.

Совет третий. Утренняя зарядка с водными процедурами, горячий завтрак являются лучшим рецептом для восстановления физиологических ритмов организма и работоспособности учащихся после ночного сна. Быстрота этого процесса зависит от правильной организации режима в утренние часы.

Кроме того, очень важен положительный эмоциональный настрой на учебу.

Совет четвертый. На выполнение домашних занятий учащийся начальной школы должен тратить не более 1,5 часов, 5-6 класса – 2 часа, старшеклассники от 2,5 до 3 часов. Если ваш ребенок не укладывается в отведенное время, то вы должны попытаться разобраться в причинах. Может он просто не умеет организовать свой рабочий день.

Совет пятый. Школьник должен знать, сколько времени ему можно работать за компьютером, когда сделать перерыв. Детям младшего школьного возраста можно разрешить работать за компьютером до 30 минут в день, а детям с 5-6 классов до 1 часа, но при этом недопустимо время всего занятия использовать для игры в навязанном темпе и ритме. Важным условием для работы является хорошее освещение. Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, неправильное расположение экрана. Экран видеомонитора должен находиться от глаз ребенка на расстоянии 600-700 мм, а уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана.

Работа за компьютером по вечерам без дополнительного освещения недопустима. Конструкция с игровыми комплексами должна состоять из двух частей: на одной поверхности стола располагается видеомонитор, на другой – клавиатура. Стул обязательно должен быть со спинкой.

Совет шестой. Укрепите ослабленный усталостью иммунитет ребенка. Особенно важно, чтобы ваш ребенок получал полноценное питание, богатое белками, необходимыми витаминами и микроэлементами. В рационе ребенка обязательно должны быть полноценные животные белки – мясо, яйца, рыба и морепродукты, молоко и молочные продукты, которые являются источником полноценного белка. По содержанию полезных веществ рыба и морепродукты намного превосходят мясо. В них кроме белка и углеводов высокое содержание минеральных веществ: калия, кальция, магния, фосфора, хлористого натрия и железа, а также витаминов А, Е, D, группы В, которые поддерживают на нужном уровне защитные силы организма и помогают противостоять инфекциям и воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Широко используйте овощи, фрукты и ягоды в сыром, отварном, тушеном, запеченном виде. А вот в консервированных овощах процент полезных веществ невысок – клетчатка, витамины, микроэлементы и белки при температурной обработке частично разрушаются. Ребенку необходимо ежедневно употреблять до 500г. свежих овощей, не менее 150 г. фруктов и стакан натуральных соков. Не нагружайте печень и поджелудочную железу мучными углеводистыми продуктами, это снижает и без того ослабленный организм ребенка.

Источник

Что такое школьный стресс и как с ним бороться?

Три пика школьного стресса

Стресс — естественная реакция организма на изменения внешней среды, необходимая для адаптации. Ничего плохого в самом стрессе нет: происходит выброс гормонов, и повышается наша способность к действию. Другое дело, когда такое состояние длится долго, переходит в фазу дистресса и начинает вредить здоровью.

В стрессе организм работает на пике возможностей, поэтому с течением времени происходит истощение ресурсов, снижается работоспособность, увеличивается время реакции.

В жизни школьников есть три момента, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию: поступление в первый класс, переход в пятый, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Не стоит оставлять первоклассника на продлёнке, особенно в первый месяц учёбы

Первый класс

Новый коллектив и строгие школьные правила, изменение привычного распорядка дня — неудивительно, что поступление в школу вызывает сильнейший стресс. Обычно адаптация занимает 1–2 месяца. Если ребёнок идёт в школу через не хочу, но возвращается довольным, всё в порядке, малышу просто нужно время. Но если у первоклассника каждый день плохое настроение, он не хочет идти в школу, просыпается в слезах и с температурой, жалуется на боль в животе и тошноту, уходит несчастным и возвращается тоже несчастным, то это явные сигналы тревоги.

Профи для любой задачи

Анастасия Пахомова советует поговорить со школьным учителем или поменять график — иногда этого достаточно. Лучше приучать ребёнка к новому режиму заранее: перейти на ранние подъёмы и отход ко сну уже летом. Некоторым детям дневной сон нужен даже в школе.

В начальной школе появляются и первые признаки травли. Обычно учитель в младших классах вовремя вмешивается в ситуацию, но для родителей это — сигнал тревоги. Конечно, первая реакция — защитить и «показать этим злым детям». Но всегда нужно разбираться, смотреть, как в целом выстраиваются отношения в детском коллективе. Возможно, у ребёнка проблемы с социализацией, и ему нужна помощь психолога, а бывает, что и врача.

Избирательность в общении или отсутствие лидерских качеств, но без проблем со сверстниками — это один разговор. И совсем другой, когда ребёнок практически ни с кем не может выстроить отношения. В ситуации с травлей обязательно нужно выяснить, чем ребёнок провоцирует такое отношение.

Пятый класс

С переходом в среднюю школу правила игры меняются: вместо знакомых учителей сразу несколько новых педагогов, к каждому требуется свой подход. Часто пятиклассники не могут найти нужный класс, если до этого занимались в одном кабинете. Адаптация длится 1–2 месяца, а стресс растягивается на весь учебный год, поэтому и падение успеваемости — дело обычное.

Психолог Анастасия Пахомова советует поддержать ребёнка, не ругать за отметки: «К 6–7-му классу всё наладится, и успеваемость улучшится. Если с кем-то из учителей не сложились отношения, не ждите вызова в школу, идите сами и спокойно разговаривайте тет-а-тет. Помните, в конфликте виноваты обе стороны, а дети часто боятся признаться родителям в некрасивом поведении, преуменьшают свою вину. Если не получится найти общий язык с учителем, идите к завучу, переводите ребёнка в другой класс. Но это случай исключительный, и менять класс из-за одной тройки — недопустимо».

9–11-й класс

Основная причина стресса в 9-м классе и старшей школе — это, конечно, предстоящие экзамены. Волнение достигает пика накануне и в день испытания. Некоторые выпускники даже начинают задыхаться: в стрессовых ситуациях дыхание учащается, тело напрягается, дыхательные пути не работают в полном объёме. Организму не хватает кислорода, и мозг начинает хуже работать.

Накануне экзамена представьте, что всё уже позади и получилось, или пройдите по шагам весь путь: что брать с собой, как ехать. Станет не так страшно. Во время экзамена попробуйте сознательно расслаблять плечи и верхние мышцы груди при каждом выдохе. Дышите медленно и глубоко, через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Чтобы расслабить тело, сначала на 10–15 секунд сильно напрягите мышцы, а затем в течение 15–20 секунд сконцентрируйтесь на возникшем в них чувстве расслабления.

У многих подростков к стрессу из-за экзаменов добавляются сложности в общении со сверстниками. В изоляции часто оказываются умные дети, с которыми никто не хочет общаться на перемене.

Психолог Анастасия Пахомова советует курсы по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Здесь учат общаться и подавать себя, появляется новый круг общения, друзья. Специалист не видит смысла переводить подростков в другую школу: это лишний стресс, а ситуация может повториться из-за особенностей интеллекта и характера.

«Лентяй!» — это, наверное, самое частое обвинение в адрес школьников, но тут нужно разбираться

Три претензии родителей

Помимо естественного стресса от учёбы, на ребёнка давят ожидания родителей: школьника дома могут называть ленивым, неорганизованным, обвинять в отсутствии интереса к учёбе. Иногда эти претензии оправданны, но часто так проявляются более глубинные проблемы.

Патологическая лень

Не спешите с приговором «Лентяй!». Если ошибки ребёнка не связаны с усталостью и проявляются сразу в нескольких предметах, речь может идти о незрелости функций мозга. Первые симптомы видны ещё в дошкольном возрасте, но особенно заметны становятся в первом классе: зеркальное написание букв, трудности с чтением. Эти проблемы нельзя «перерасти»: в начальных классах ребёнок не сможет нормально усваивать программу, а в средней школе окружающие будут воспринимать его как неудачника и лентяя.

Обратите внимание, как ребёнок делает домашнюю работу, самостоятелен ли в выполнении трудных заданий, повторяет ли ошибки, насколько успешен, если старается добиться результата. Чем раньше выявите проблему, тем лучше. Профессиональная диагностика позволит понять характер трудностей в обучении, а специальные методики — скорректировать процесс усвоения знаний. Нейропсихолог поможет найти другие подходы к организации учёбы, чтобы ребёнку было проще.

Отсутствие интереса к учёбе

Отсутствие интереса к учёбе может проявиться в любом возрасте. В младших классах причиной могут стать курсы раннего развития: если ребёнок занимается с 3 лет, школа не вызывает чувства новизны. Нет и мотивации: учёба нужна кому-то, не ему самому. Интерес к занятиям можно убить излишней опекой. Когда родители контролируют каждый шаг, делают за ребёнка уроки и живут его жизнью, у школьника не рождается понимания, что учёба нужна ему самому.

Мотивация формируется изнутри. Ребёнок должен учиться не по принуждению и осознавать, что это его работа — как у папы. Предоставьте ребёнку самостоятельность, помогайте ему с уроками, но не делайте домашние задания за него. Покажите пример: ребёнок хорошо понимает разницу между словами и делами.

Если в начальной школе ребёнка ещё как-то можно заинтересовать учёбой, то в подростковом возрасте помогут радикальные меры. Психолог Анастасия Пахомова считает ошибкой старания родителей дотянуть ребёнка до 11-го класса любыми способами: «Потом отдают его в частный вуз и считают, что всё сделали правильно. У меня другой подход: не хочешь учиться — иди работай. Пары лет хватит, чтобы у ребёнка появилось понимание, зачем ему нужно образование. Вернуться к учёбе всегда можно: у нас до сих пор действуют вечерние школы, которые дают неплохое образование. Если понимания не появится, задача родителей всё равно выполнена: ребёнок стал самостоятельным, у него свои деньги, своя жизнь».

Неорганизованность

Умению планировать своё время лучше учиться в начальной школе, но и в 9-м классе не поздно овладеть этим навыком. Тут многое зависит от родителей: именно они должны ввести расписание в жизнь ребёнка. Главное, не относиться к планированию формально, иначе толку не будет.

Психолог Анастасия Пахомова советует научить ребёнка определять время по часам, а потом составить расписание и повесить на видное место. График должен охватывать все сферы деятельности: занятия, время на прогулки, чтение книг, игры. Он должен стать частью жизни: придерживайтесь расписания сами и постоянно обращайте на него внимание ребёнка. Тогда он научится следить за временем».

Если хотите, чтобы ваш ребёнок был организован, — начните с себя. Планируйте день так, чтобы уложить все занятия ребёнка: без спешки, без суеты, без криков. У младшего школьника в расписании должно быть время для отдыха и игр: это не безделье, а важная часть развития. Не нужно бесконечно торопить ребёнка: иногда опоздать или пропустить занятие нестрашно, это учит принимать потери.

Школьные огорчения и тревоги неизбежны, это естественная часть взросления. Разговаривайте с ребёнком, разговаривайте с учителями — чтобы объективно оценить ситуацию. Поддерживайте своего ученика и не давите на него своими ожиданиями. В конце концов, что важнее: отличные оценки или счастливый ребёнок?

Источник

Оцените статью