Мерцают искры чувства это как

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 189, с. 92 — 93

189. Прочитайте стихотворение С. Маршака. На примере каких однокоренных слов поэт раскрывает мысль о том, что в столбцах словаря «мерцают искры чувства»?

Словарь

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах — события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: — Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

На примере однокоренных слов: век, вековать.

Источник

Мерцают искры чувства это как

Калинковицкая И. Два поэта. —
Иерусалим. — 2007. — С. 126-134.

Слово и время

Точно так же, как лирика пронизывает все книги Маршака, независимо от жанра, вся его лирическая поэзия, независимо от тематики, буквально прошита временем.

«Темы времени, вечности, жизни и смерти на склоне лет все больше занимали Маршака. Из-под его пера вышел довольно большой цикл философских стихов, которые он намеревался издать отдельной книгой. Как-то он даже обсуждал со мной ее название: «Слово и время» 1 .

Стихотворение «Словарь» открывает раздел «Стихи о слове». Но в автографе другое название: «Век».

Сам Маршак считал это стихотворение одним из самых главных, о чем, судя по воспоминаниям, не раз говорил.

Ревностное и пристальное внимание к слову на каком-то чуть ли не генетическом, библейском уровне было свойственно не только Маршаку-поэту, но и переводчику, критику, прозаику, драматургу.

Ст. Рассадин вспоминал о том, что Маршак любил повторять: «Когда слово выбивалось на камне, вот где был лаконизм» 2 .

Для него слово было всегда «вначале», точнее, «началом всех начал». Слово — не просто подручное средство, строительный материал поэзии. Оно и есть поэзия. Оно заключает в себе и веру, и образ, и музыку. Воистину «слово было Богом».

Слово вмещает и время, и пространство. Оно самодостаточно. В нем бездна символов, смыслов, звучаний. Необходимо только научиться извлекать все эти символы, смыслы, звуки.

Именно поэтому Маршак так часто обращается к слову в своих статьях, где названия говорят сами за себя: «Воспитание словом» (это название книги статей), «Мысли о словах», «Слово в строю», «О звучании слова».

В статье «Мысли о словах» он писал: «Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни. Более того, в нем таятся чудесные возможности обращаться к нашей памяти, воображению, самым разным ощущениям и чувствам, вызывая в нашем представлении живую реальность» 3 .

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах — события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой. »
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Самые сокровенные и важные понятия, мысли, чувства отразились в этих стихах. Поэт приглашает своего читателя в увлекательное путешествие по страницам словаря. Тут не должно быть суеты и поспешности, не надо лихорадочно перелистывать страницы в поисках нужного слова, достаточно остановиться на одной из них и начать медленный спуск «в подвалы слов» вслед за автором. И спуск этот покажется легким — слово к слову, ступенька к ступеньке, и огонь в фонаре будет весело потрескивать, отбрасывая тени.

Вот так легко и непринужденно поэт обозначит основной принцип своей поэзии:

«В подвалы слов не раз сойдет искусство, / Держа в руке свой потайной фонарь».

Почему «потайной фонарь»? Самое главное, самое сокровенное не должно быть на поверхности, не предназначено для публичных обсуждений.

Все, что любишь, отчего страдаешь, таится внутри, хранится в подвалах слов, в подвалах памяти и только изредка освещается «потайным фонарем».

«От пламени стены искусства коробиться не должны», — напишет он в другом стихотворении. И уже с полной определенностью это прозвучит в одной из лучших «лирических эпиграмм», написанной в конце жизни.

Старайтесь сохранить тепло стыда.
Все, что вы в мире любите и чтите,
Нуждается всегда в его защите
Или исчезнуть может без следа.

«Потайным фонарем» поэт освещает следующие строфы стихотворения:

На всех словах — события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Слово и время. Слово и вечность. От этого так и веет холодом тысячелетий.

Кей из «Снежной королевы» из льдинок пытался сложить слово «вечность». Это дало бы ему возможность окончательно все забыть и овладеть миром.

Высшая мудрость Андерсена: «Только полное забвение, вечная мерзлота и замкнутое пространство ведут к бесчеловечному стремлению обладать миром».

Герой Маршака совершает нечто противоположное: от величия и холода тысячелетий к теплу и свету, к теплу и боли, к человеку.

Перед нами проносится человеческая жизнь: «Век, от века, вековать, век доживать, Бог сыну не дал веку, век заедать, век заживать чужой. «

Как будто на глазах тают льды бесчеловечности. От «безличности умозаключений» (М. Гаспаров) — к человеческому теплу и глубоко личной трагедии. В год, когда было написано стихотворение (1945), умирал от туберкулеза младший сын Маршака, Яков. Как будто на мгновение приоткрылись какие-то створки и тут же захлопнулись.

О смерти сына были написаны три стихотворения, не предназначенных для печати. О них узнали только после смерти поэта.

Одно из них «Чистой и ясной свечи не гаси». В нем такая боль, такое страдание и такая мольба, вознесенная к Богу!

Чистой и ясной свечи не гаси,
Милого, юного сына спаси.
Ты подержи над свечою ладонь,
Чтобы не гас его тихий огонь.

Вот он стоит одинок пред тобой
С двадцатилетней своею судьбой.
Ты оживи его бедную грудь,
Дай ему завтра свободно вздохнуть.

В трагическом для поэта 1946 году было написано стихотворение «Как птицы скачут и бегут, как мыши. «, в котором так же, как и в «Словаре», в скрытом виде, в данном случае, скрытом с помощью метафоры, отразилась эта трагедия. Это стихотворение было напечатано при жизни поэта. В нем не говорится прямо о смерти сына, но безнадежностью и безвозвратностью веет от этих строк. Интонационно, написанное в том же ритме и размере, оно как бы является продолжением стихотворения «Не маленький ребенок умер, плача», написанном в том же году.

Не маленький ребенок умер, плача,
Не зная, чем наполнен этот свет,
А тот, кто за столом решал задачи
И шелестел страницами газет.

Не слишком ли торжественна могила,
С предельным холодом и тишиной,
Для этой жизни, молодой и милой,
Читавшей книгу за моей стеной?

Как птицы, скачут и бегут как мыши
Сухие листья кленов и берез,
С ветвей срываясь, устилают крыши,
Пока их ветер дальше не унес.

Осенний сад не помнит, увядая,
Что в огненной листве погребена
Такая звонкая, такая молодая,
Еще совсем недавняя весна,

Что эти листья — летняя прохлада,
Струившая зеленоватый свет.
Как хорошо, что у деревьев сада
О прошлых днях воспоминанья нет.

Маршаковский принцип скрытности, зашифрованности при кажущейся прозрачности стиха — далеко не бесспорен. Его так же легко опровергнуть, как и согласиться с ним. Если, например, поэзия Ахматовой его подтверждает, то поэзия Цветаевой полностью опровергает. Хотя, по-видимому, цветаевская страстность, открытость, обнаженность, ранимость были ближе Маршаку, чем некоторая монументальность и царственность Ахматовой.

Но так отчетливо видна,
Едва одета легкой тканью,
Душа, открытая страданью,
Страстям открытая до дна —

так писал Маршак о Цветаевой.

М.Л. Гаспаров эту скрытность назвал безличностью. В статье «Маршак и время» он писал: «Лирика Маршака безлична, и по вариантам видно, как поэт сам стремится к этой безличности. Все, что было личного в его раздумьях, впечатлениях отсеивается на пути к печатному листу, остается лишь общезначимое. Стихи сжимаются в сентенции» 4 .

За внешне бесстрастной констатацией этого факта скрывается некое порицание. Слово «сентенция» в русском языке, обычно, имеет негативный оттенок.

Сентенциозность свойственна некоторым «лирическим эпиграммам», иногда детским стихам, но абсолютно не характерна для его поэзии в целом. Принцип скрытности, утаенности, зашифрованности был свойствен многим поэтам. О «стратегии вытеснения лирического «я» у Бродского» пишет в книге интервью «Иосиф Бродский глазами современников» ее автор В. Полухина. Она задает вопрос по этому поводу известному переводчику, другу И. Бродского Виктору Голышеву.

Вот его ответ: «Я не уверен, стратегия ли это. В этом есть некое целомудрие. Когда я читаю нынешних поэтов, то спотыкаюсь об их «я». Есть какая-то вежливость — нельзя себя очень навязывать. Он, конечно, про себя писал, но старался говорить об этом как бы со стороны. И говорить не о самых мелких подробностях своей жизни, а только о том, что тебя объединяет с другими людьми. Я не знаю, или он это интуитивно понимал, или это действительно такая скромность душевная. Он умел отодвинуться от себя. » 5 .

Похожую мысль встречаем и в книге Льва Лосева «Бродский» (ЖЗЛ). Тут еще любопытно и временное совпадение. «На рубеже 1964-1965 годов Бродский осознал, какие возможности открываются в отчуждении автора от авторского «я» текста» 6 .

Сам Бродский писал об этом так: «Это — лучший метод. Сильные чувства спасти от массы слабых..» 7 .

Как видим, принципы таких разных и таких далеких друг от друга поэтов в чем-то очень сходны.

В стихотворении «Словарь» все наоборот, все «вывернуто наизнанку»: не повесть, состоящая из отдельных слов, а слова, шагнувшие на страницу словаря из повести о жизни: век, от века, вековать, век доживать, бог сыну не дал веку.

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Мир поздней лирики поэта построен не горизонтально, а вертикально. Пространство его стихов сужается, а время становится глубже, объемнее. В стихотворении «Словарь» время пропущено сквозь пространство, где пространством является слово.

Создаются и рушатся континенты, живут и умирают люди. Их судьбы, их страдания, их любовь исчезнут в «неисчеслимых, несознанных веках небытия». Останутся лишь слова — вечные спутники и свидетели жизни человека на Земле…

1. Вл. Николаев. Костер. Я думал, чувствовал, я жил. — М.: Советский писатель.- 1988. — с. 374. ↑

2. Я думал, чувствовал, я жил. — М.: Советский писатель. — 1971. — С. 388. ↑

3. С. Маршак, т. 7, с. 93. ↑

4. Гаспаров М.Л. Маршак и время. — Литературная учеба, 1994, № 6, с. 35. ↑

5. В. Полухина. Иосиф Бродский глазами современников. Книга вторая (1996-2005). — СПб: Звезда. — 2006. — С. 175. ↑

6. Лев Лосев. Иосиф Бродский: опыт литературной биографии. — М.: Молодая гвардия. — 2006. — С. 114. ↑

Источник

Мерцают искры чувства это как

С автором этой работы Таней Шароновой мы познакомились недавно, на IV Всероссийской олимпиаде по русскому языку. Таня учится в 9-м классе, и у нее немало хороших работ. В № 25 за этот год мы опубликовали ее статью о вятских говорах, а сегодня предлагаем вашему вниманию статью, написанную ею в 7-м классе. С этого гимна словарю и началось ее творчество.

Татьяна Шаронова,
Яранская школа-гимназия,
Вятская область

«Усердней с каждым днем
гляжу в словарь»

На уроках русского языка мы работаем с разными словарями: орфографическими и фразеологическими, со словарями синонимов и антонимов, словарем трудностей русского языка. И когда мне попалось на глаза стихотворение детского поэта, талантливого переводчика и драматурга С.Я. Маршака «Словарь», оно заинтересовало меня.

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: « Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать. Век заживать чужой. » —
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Чтобы понять это небольшое стихотворение, тоже нужно обратиться ко многим словарям. Так, значение устойчивых выражений век доживать, Бог сыну не дал веку – я нашла во Фразеологическом словаре Жукова. Укор, гнев, потайной – понять эти слова мне помог Толковый словарь С.И. Ожегова. Но непонятными остались словосочетания в подвалы слов, в его столбцах. Может быть, подвал в значении хранилище, сокровищница языка, а может быть, это термин подвал, который используют редакторы при оформлении страниц газет.

Второе словосочетание помогли разгадать сразу два словаря: Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова и Словарь современного русского литературного языка Академии наук. Оказывается, в них нумеруются не страницы, а столбцы (два столбца на каждой странице): «Век» – см. Ушаков, том 1, столб. 241–242. Вот и стала понятна фраза В его столбцах мерцают искры чувства.

Я убедилась: чтобы лучше понять язык произведений русских писателей и поэтов, чтобы больше узнать об истории нашего русского и родственных ему языков, чтобы узнать об ученых-лингвистах, нужно работать со словарями. Но, оказывается, есть книга, в которой можно найти ответы на все эти вопросы. Это Энциклопедический словарь юного филолога. Составитель его – М.В. Панов, главный редактор – Г.В. Степанов. Словарь этот однотомный, предназначен для среднего и старшего школьного возраста. Хотя эта книга не пособие для тех, кто неумело пишет и говорит, как, например, словарь-справочник, она все-таки помогает сделать речь соответствующей литературным нормам.

Эта книга не скучная, а интересная, и в то же время не развлекательная, читать ее нужно внимательно, вдумываясь в текст, в слова, в которых звучат укор, и гнев, и совесть.

Впервые увидев этот словарь, я обратила внимание на его название: Энциклопедический словарь юного филолога. Загадочные слова. Обратилась к Толковому словарю С.И. Ожегова. Энциклопедия – научное издание, содержащее систематизированный свод знаний.

Филология (греч. фил – любовь, логос – слово) – совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Я так понимаю: словарь юного филолога – это книга-повесть о прошлом и настоящем нашего языка, книга-помощник, так как издана она для того, чтобы с юных лет пробуждать интерес к русскому языку. Этот словарь полезен и школьникам, и взрослым. Многие его статьи помогают глубже изучить школьные темы, подготовиться к ответу на уроке, написать сочинение. Например, статьи «Синонимы», «Неологизмы», «Морфология», «Пушкин А.С. и язык его произведений», «Некрасов Н.А. и язык его произведений» написаны так просто и увлекательно, что листаешь страницу за страницей, а любопытство одолевает: что же дальше? Очень многое можно узнать об истории письменности и языков мира из статей: «История языка», «Кавказские языки», «Письменность острова Пасхи», «Палеоазиатские языки», «Пиктография». Они не менее интересны, чем фантастический роман или приключенческая повесть.

Такие статьи, как «Диалекты и история языка», «Диалектология», «Диалектное слово и реалия», «Цоканье», «Язык фольклора», помогли мне понять, почему мы, вятские, говорим чо, а южане хто. Перелистываешь страницы словаря и видишь: «на всех словах – события печать». Здесь увидишь портреты ученых-лингвистов, узнаешь об их жизненном и творческом пути: М.В. Ломоносов, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, Н.Ф. Яковлев, А.М. Пешковский. Мы знаем имена историков, писателей. Почему бы не поинтересоваться именами тех, кто создал русский литературный язык?! В этом большом словаре можно отыскать и некоторые интересные факты о том, что словарь А.С. Пушкина насчитывал 20 тысяч слов, что бураком на юге России называют свеклу, а на севере – берестяную емкость. Статьи сопровождаются цитатами из русской и зарубежной литературы. От этого они становятся еще интереснее, словно «в его столбцах мерцают искры чувства». Иллюстрирован словарь забавными рисунками, а также репродукциями картин известных художников, на его страницах портреты писателей, поэтов, ученых, о которых здесь рассказывается. Книга становится еще более привлекательной для читателя, так как красочно оформлена.

На последних страницах расположен алфавитный указатель, и поэтому любой без труда найдет ответ на интересующий его вопрос.

Энциклопедический словарь юного филолога выпущен в 1984 году. Тираж – 500 экземпляров, и я рада, что у меня есть эта книга.

Словарь понравился мне своей универсальностью, ведь он совмещает два качества: занимательность и пользу, в нем можно найти ответы на десятки сложных и интересных вопросов.

Всем, кто любит русский язык, я советую познакомиться с этой интересной книгой, прочитав которую вы воскликнете: «Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть!»

Потомки, словарей проверьте поплавки!

Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. (Не могу.

Люблю я очень это слово,
Но не могу перевести;
Оно у нас покамест ново,
И вряд ли быть ему в чести.
Оно б годилось в эпиграмме. )

(«Евгений Онегин», гл. 8, строфа XV, XVI)

Пушкин не оказался пророком: слово вульгарный хорошо прижилось в русском языке и обросло производными: вульгарность, вульгаризм, вульгаризировать, вульгаризация.

Источник

Оцените статью