Медлительность устойчивость слабое внешнее выражение эмоциональных состояний
вул. Дівоча, 12, м. Харків
+380950421854 +380972465054
Тип темперамента и стиль поведения
Темперамент – одна из ярких характеристик человека, которая проявляется в его деятельности и поведении. Зная темперамент человека, можно с высокой долей вероятности прогнозировать его работоспособность, поведение в различных ситуациях и реакцию на происходящие события.
САНГВИНИК
Сангвиник жизнерадостен, быстро ориентируется в новой обстановке, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Речь сангвиника быстрая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. В новой обстановке сангвиник проявляет себя как человек деятельный и энергичный, рутина же вызывает у него безразличие, скуку и вялость.
Можно сказать, что сангвиник – натура увлекающаяся, способная к быстрым переключениям. Даже если у него что-то не складывается в соответствии с его желаниями, сангвиник быстро переключается на другое, что позволяет ему практически в любой ситуации сохранять положительный эмоциональный фон. Все происходящее сангвиник принимает легко, он неспособен долго предаваться мрачным мыслям, тревогам или страху.
Сангвиник – мастер налаживания контактов, он не переносит одиночества и лишение общение для него – суровое наказание. Выдвигая идеи, сангвиник не слишком обеспокоен их достоверностью и реализуемостью. Ему скорее нравится сам процесс использования своей фантазии. У сангвиника развиты чувства своей значимости, достоинства и уверенности в себе, что позволяет ему сохранять самообладание и самоконтроль в трудных ситуациях.
ХОЛЕРИК
Холерик — эмоционален, склонен к порывистым действиям, энергичен и инициативен. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное холерику, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости и раздражительности. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения.
Чувства и эмоции холерика сильные, быстро возникают и ярко проявляются, настроение резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко проявляется в его деятельности: он со страстью берется новое за дело, работает с подъемом, легко преодолевая трудности. Это делает его успешным в решении ударных жизненных задач, при решении которых сангвиник чувствует себя как «рыба в воде». Рутина же вызывает у него резкий спад: подъем и воодушевление исчезают – настроение резко падает.
В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность и эмоциональную несдержанность. Его излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость и нетерпимость часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Конфликты, возникающие вокруг холерика усугубляются еще и тем, что в действиях он любитель приключений и его постоянно тянет к риску, часто не оправданному.
Высокая скорость психических процессов позволяет холерику оперативно справляться со сложными задачами в условиях дефицита времени, что существенно отличает его от представителей других темпераментов. К важным отличиям холериков надо отнести незлопамятность и легкую переносимость критики.
ФЛЕГМАТИК
Флегматик — человек спокойный и ровный, редко выходит из себя, к бурному выражению эмоций не склонен. В деятельности проявляет основательность, продуманность и упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Поведение флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности, трудностью переключений и медлительностью.
Флегматика нелегко вывести из себя или задеть эмоционально. В целом он терпеливый, спокойный и доброжелательный человек. Лучше всего флегматик чувствует себя, когда все идет как всегда. Флегматик – самый надежный из всех видов темперамента. Медлительность психических процессов, присущая флегматику, не позволяет ему действовать под влиянием эмоций и сиюминутных факторов.
Флегматика нельзя назвать «человеком легким в общении». Из-за его длительных пауз перед ответом окружающим порой кажется, что происходящие вокруг события нисколько не интересуют флегматика. В отличие от представителей других темпераментов, в дискуссиях и переговорах убедить флегматика эмоциями невозможно, он воспринимает только доводы и факты. Идеи флегматика в большей степени продуктивны, он способен преодолевать значительные трудности на длительном пути к решению задачи.
МЕЛАНХОЛИК
Меланхолик — человек чувствительный и утонченный. Для меланхолика характерна сдержанность и приглушенность моторики и речи, глубина и устойчивость чувств при их слабом внешнем выражении. Эмоции у меланхолика преимущественно негативные, и доминирует среди них склонность к печали.
В работе меланхолик, как правило, пассивен. Чувства и эмоциональные состояния у него отличаются глубиной и длительностью – меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды и огорчения. Меланхолик склонен к замкнутости и одиночеству, в обществе новых или малознакомых людей часто смущается и проявляют большую неловкость. Все новое и необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Общение для меланхолика затруднено его обидчивостью и мнительностью.
Меланхолик плохо переносит стресс, реакция на дефицит времени у него травматическая – он устает уже от одной мысли о жестких сроках. Обстановка конфликта для меланхолика просто невыносима.
При этом привычной и спокойной обстановке меланхолик чувствует себя спокойно и работает очень продуктивно. Он не просто человек слова, он суперобязателен.
Отличительной чертой меланхолика является его умение распределять внимание в пространстве, что является его преимуществом перед представителями других темпераментов.
В описаниях четырех типов темперамента, возможно Вы узнали себя. Нельзя однозначно ответить на вопрос: «Представители какого из типов темперамента лучше приспособлены к жизни?» У каждого из них существуют сильные и слабые стороны. Холерик хорошо ориентируется в быстро меняющихся ситуациях, легко переключается с одного вида работы на другой, а флегматик, наоборот, легко справляется с длительной однообразной работой, а частые переключения для него сложны. Меланхолик хорошо ориентируется в тонких нюансах человеческих переживаний, но недостаточно устойчив к стрессу. Сангвиник же к стрессу устойчив, зато для него характерна некоторая поверхностность.
Советы, приведенные ниже, помогут представителям различных темпераментов действовать эффективно в различных ситуациях.
Если Вы сангвиник, Вам не помешает коррекция склонности к положительному прогнозу. Бдительность и контроль ситуации не будут Вам помехой. Доведение начатого до конца, к сожалению, не является Вашей сильной стороной. Поэтому, перед тем, как приступать к делу — проверьте, есть ли у Вас четкий план его выполнения, разбейте задачу на короткие отрезки и старайтесь не браться за несколько задач одновременно.
Эффективность деятельности холерика намного увеличится, если он будет ставить перед собой конкретные задачи, дробя их на части для того, чтобы избежать монотонности работы. Если Вы холерик — Вам не помешает внимательность к мелочам, контроль доведения начатого до конца и внимание к чувствам других. Помните о том, что Ваши резкие слова, брошенные «сгоряча», могут обидеть Вашего собеседника.
Для флегматика необходимо выделение необходимого времени для того, чтобы сменить вид деятельности. Поэтому Вам будет намного легче справляться с заданиями, если Вы выработаете у себя привычку представлять себе каждую новую задачу как продолжение предыдущей.
Если Вы меланхолик – не стремитесь делать все идеально. Помните о том, что окружающие Вас люди, так же как и Вы несовершенны. Не переоценивайте негативные события, мысли и оценки и больше доверяйте себе.
И, главное, помните — нет такого тип темперамента, который бы помешал достигать целей и быть счастливым!)))
Источник
Медлительность устойчивость слабое внешнее выражение эмоциональных состояний
выберите материал, раскрывающий волевую сторону личности учащихся;
определите, какие волевые свойства представлены у того или другого школьника:
раскройте с помощью материала характеристик общую структуру воли каждого ученика.
XIII. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Узловые вопросы темы
1. Понятие о темпераменте и его типах.
2. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент.
3. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.
4. Общее понятие о характере и его природе.
5. Структура характера.
6. Формирование характера.
7. Понятие о способностях.
8. Структура способностей.
9. Врожденное и приобретенное в способностях.
10. Диагностика способностей.
Основные психологические понятия
по темам «Темперамент» и
Абулия — болезненное безволие, проявляющееся в неспособности принять самое простое решение.
Интровертированностпь — термин введен Айзенком для обозначения типа личности. И. проявляется в необщительности, замкнутости, отсутствии интереса к другим и склон-
ности к углубленному самоанализу.
Меланхолик — тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события.
Сензитивностпь — повышенная чувствительность к различным воздействиям.
Сангвиник — тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью.
Тип высшей нервной деятельности — устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и др.), определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы.
Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
Флегматик — тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний.
Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических осо-
бенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.
Холерик — тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности.
Экстравертированность — характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.
Основные психологические понятия по теме «Способности»
Гениальность — высшая степень творческих проявлений личности.
Дифференциальная психология — раздел психологической науки, изучающей индивидуально-психологические различия между людьми.
Задатки — некоторые генетически детерминированные анатомо-фи-зиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей.
Коммуникативные способности— способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую зовместимость в совместной деятельности.
Одаренность общая — единство >бщих способностей человека, обус-ювливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и :воеобразие его деятельности.
Олигофрения — слабоумие, недо-жзвитость психических функций.
особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.
Талант — высшая степень способностей личности к определенной деятельности.
Тест — краткое стандартизированное психологическое испытание с целью определения индивидуальных особенностей и уровня развития.
Френология — теория, согласно которой по строению черепа можно судить о развитии тех или иных способностей. Предложена австрийским врачом Ф. Галлем.
Темперамент
В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают динамические различия, которые состовляют основу темперамента. Динамические особенности наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психологическими особенностями человека. Они характеризуются степенью интенсивности психических процессов и состояний, скоростью их протекания, а также импульсивностью. Основными компонентами темперамента являются:
общая психологическая активность;
Темперамент накладывает отпечаток на все действия и поступки человека. Первая попытка объяснить индивидуальные различия между людьми была сделана Гиппократом (V в. до н.э.). Древнегреческая медицина считала, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей в организме (кровь, лимфа, желчь). Пропорцией в смешении этих соков называлась по-гречески словом «кровь». Затем в течение многих лет выдвигались различные новые гипотезы, имевшие целью оценить причину различий по динамическим проявлениям
Рис. XIII.l. Типы темперамента: реакции людей с различным темпераментом на смятую шляпу
Рис. XIII.2. Схема зависимости темперамента от координат типа нервной системы. Координаты ассматриваются как основные характеристики в соотношении ВНД и темперамента
сихики. Так возникла гуморальная еория (основа темперамента — ин-ивидуальные особенности кровообра-
Источник
Тест: Ответы на тест по психологии и педагогике
Тема: Ответы на тест по психологии и педагогике
Тип: Тест | Размер: 12.81K | Скачано: 101 | Добавлен 13.11.15 в 22:40 | Рейтинг: 0 | Еще Тесты
1. Метод психологии, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию соответствующих изменений в поведении объекта — это:
— Социометрия — ВЕРНО!
— Метод семантического дифференциала
— Анализ результатов деятельности
2. Гуманистическая психология — это направление в психологии, ВЕРНО!
— Исходящее из того, что структура личности закладывается в детстве в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие
— Придающее решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания
— Исходящее из того, что основной мотив каждого человека — это стремление к самоактуализации
— Рассматривающее всю психическую деятельность с точки зрения ее непрерывной динамики, активности
— Считающее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними
3. Определите тип темперамента:
— проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний — флегматик
— характеризующийся легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные события — меланхолик
— обнаруживающийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности — холерик
— отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью — сангвиник
ВЕРНО!!
4. Психологические приемы, предназначенные для исследования и качественной оценки уровней умственного развития — это:
5. Бихевиоризм — это направление в психологии: ВЕРНО!
— Придающее решающую роль знаниям в протекании психических процессов и поведения человека, в котором исследуются вопросы организации знаний в памяти, соотношения вербальных и образных компонент в процессе запоминания и мышления
— Считающее движущими силами развития личности инстинктивные влечения (сексуальные и агрессивные)
— Отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций
— Изучающее проблемы личности, ее развития, активности, самоактуализации и самосовершенствования
— Объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации
6. В отечественной психологии личность — это:
— Человек как единичное природное существо, представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного
— Человек, характеризующийся своими отличиями от других людей, индивидуальной и личностной неповторимостью
— Человек, развивающийся в обществе, в системе общественных отношений, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка
— Биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих, для которого характерно прямохождение, высокоразвитый мозг и особое строение тела
— Субъект деятельности, активный преобразователь окружающего мира
— Все перечисленное верно — ВЕРНО!
7. Укажите, каким методам исследования в психологии соответствуют следующие
особенности: ВЕРНО!
— Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт — эксперимент
— Метод психологии, применяемый для опосредованного изучения психологической деятельности путем регистрации актов поведения, физиологических процессов, которые, согласно гипотезе исследователя. выявляют психические процессы — наблюдение
— Получение данных наблюдений субъекта за его собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ним — самонаблюдение
— Краткое, стандартизированное психологическое испытание. в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом — тестирование
8. Дидактика-это.
— Теория и практика обучения — ВЕРНО!
9. Человек как источник познания и преобразования действительности, носитель активности — это: ВЕРНО!
— Человек
— Индивид
— Индивидуальность
10. Определите тип памяти: ВЕРНО!
— Тип зрительной памяти, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого — эйдетический
— характеризующийся исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей — феноменальная память
— при котором лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и др. — словесно-логический типы
— при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства — эмоциональный
— при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, звуки, лица и т. д. — наглядно-образный типы
11. Принципы обучения — это:
— Совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса
— Общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации и методике обучения — ВЕРНО!
12. Направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур — это: ВЕРНО!
— Бихевиоризм
— Гуманистическая психология
— Фрейдизм
13. Экстрасенсорное восприятие
— многими рассматривается как обычная способность — ВЕРНО!
— все ответы верны
— в настоящее время является предметом изучения в психологии
— интересует в равной степени физиков и психологов
14. Основной источник активности индивида, внутреннее состояние нужды, выражающее его зависимость от условий существования — это:
— Все перечисленное верно — ВЕРНО!
15. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости, — это: ВЕРНО!!
— Историографическая психология
— Возрастная психология (если один то нет)
— Дифференциальная психология
16. В качестве субъекта воспитания могут выступать: ВЕРНО!
— Сам человек как развивающаяся индивидуальность
— Руководитель воспитательного процесса
— Все перечисленное верно
17. Центральные категории проблемного обучения — это: ВЕРНО!!
— Проблема
— Социальный контекст проблемы
— Проблемная ситуация
— Проблемная задача
18. Отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с дефектами формирования и функционирования нервной системы — это:
— Патопсихология — ВЕРНО
19. На основе анатомического расположения рецепторов и выполняемой ими функции проведите классификацию ощущений на виды. Ощущения, сигнализирующие о: ВЕРНО!
— внутреннем состоянии организма — интероцептивные
— разных характеристиках внешнего мира — экстероцептивные
— положении различных частей тела и их движении — проприоцептивные
20. Согласно Кольбергу, личность, сообразующая свои поступки с одобрением другими людьми находится на
постконвенциональном уровне развития
конвенциональном уровне развития — ВЕРНО!
преднравственном уровне развития
21. Общая психология — это раздел психологии, изучающий — ВЕРНО!
— Закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных новообразований в ходе обучения и воспитания
— Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включенности в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп
— Процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики
— Вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому
— Закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в процессе труда
— Все перечисленное верно
22. Каким сторонам структуры общения соответствуют нижеприведенные определения? Стороны общения: ВЕРНО!
— заключающаяся в восприятии друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания — перцептивная
— заключающаяся в организации взаимодействия между общающимися, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями — интерактивная стороны общения
— состоящая в обмене информацией между общающимися людьми — коммуникативная
23. Учебный процесс включает следующие уровни — ВЕРНО!
Социальный
Педагогический
Индивидуальный
24. Самосовершенствование включает: ВЕРНО!
— Самостоятельную работу вне учебного времени
— Активное самостоятельное использование личностью всех возможностей всестороннего развития своего творческого потенциала
25. Какое из ниже перечисленных определений относятся к понятиям:
человек, индивид, личность, индивидуальность?
Человек: ВЕРНО!
— Биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих, для которого характерно прямохождение, приспособленность к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг — человек
— как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens продукт филогенетического и онтогенетического развития. единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.) — индивид
— характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей специфичностью психики и личности, ее неповторимостью. Проявляется в чертах — темперамента, характера. специфике интересов, качеств перцептивных процессов — индивидуальность
— вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми при помощи языка — личность
26. Воспитание — это:
— Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта
— Процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта на объект с целью привития определенных качеств — ВЕРНО!
— Процесс усвоения человеком социального опыта, накопленного цивилизацией, обусловленный потребностью общества в подготовке людей к трудовой деятельности
27. Выберите правильный ответ, характеризующий МЕТОД ОПРОСОВ в психологии: Этот метод
— позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции
— верны все ответы — ВЕРНО!
нет — должен применяться на репрезентативных выборках
— использует специально разработанные анкеты
28. Педагогическая психология — это отрасль психологии, изучающая — ВЕРНО!
— Психологические особенности творческой деятельности людей
— Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включенности в социальные группы
— Психологические закономерности управленческой деятельности
— Закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни
— Психологические проблемы обучения и воспитания
29. Каким психологическим понятиям соответствуют данные определения. характеризующие положение личности в группе? ВЕРНО!
— Совокупность мнений об ожидаемом поведении данной личности в данной группе — система групповых ожиданий
— Понятие, обозначающее положение личности в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на их членов — статус
— Член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных — лидер
— Нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от личности, занимающего конкретную позицию в системе межличностных отношений — роль
— Сочетание психологических особенностей каждого члена группы, которое обеспечивает удовлетворенность совместной деятельностью и ее эффективность — групповая норма
31. Направление в психологии, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистичными сознанию психическими факторами — это:
32. По Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызывать восхищение, бывают
следствием ВЕРНО!
— неадекватно разрешившегося эдипова комплекса
— комплекса превосходства
33. Метод психологии, применяемый для изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, которые, согласно гипотезе исследования, выявляют психические процессы — это:
34. Каким индивидуальным особенностям личности соответствуют нижеприведенные определения? ВЕРНО!
— Целостные устойчивые образования личности, определяющие особенности деятельности и поведения человека и характеризующиеся устойчивым отношением к различным сторонам действительности — характер
— Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны ее деятельности и поведения — темперамент
— Индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения — способности
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Источник