Медлительность устойчивость слабая внешняя выраженность эмоциональных состояний

Эмоционально неустойчивое расстройство личности

Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию, содержащую основные правила оказания этой помощи, информацию об эффективности современных методик, а также ответы на все вопросы. Обладая всей информацией по столь щекотливой и важной проблеме, мы гарантируем, что вы не ошибетесь, когда придет время действовать быстро.

Тем более, необходимо звонить, если нужна
экстренная помощь

Проверял Еремин Алексей Валентинович

Эмоционально неустойчивое расстройство личности (ЭНРЛ) – психическое нарушение, при котором человек импульсивен, имеет слабый самоконтроль, неуравновешен в словах и действиях. Состояние требует назначения длительной психотерапии, при которой специалист определяет причины развития патологии и корректирует их.

Пройти лечение эмоционально неустойчивого расстройства личности в Москве предлагает психиатрическое отделение клиники доктора Исаева. Здесь практикуется тщательная диагностика, на основе результатов которой составляется индивидуальная программа коррекции. Терапевтический курс включает традиционные методы психотерапии, инновационные авторские методики. При необходимости применяется фармакология. Итогом становится устойчивое состояние ремиссии, нормализация психических процессов и эмоциональной сферы.

Причины развития заболевания

Частота встречаемости ЭНРЛ в популяции – 2-4%. Преимущественно оно выявляется у женщин. Однозначная причина развития патологии неизвестна. Однако у многих пациентов отчетливо выявляется наследственная предрасположенность.

К факторам риска развития патологии относят:

  • Органические нарушения в головном мозге: последствия черепно-мозговых травм, злокачественные новообразования и другие поражения.
  • Минимальная мозговая дисфункция, возникающая в детском возрасте. Состояние характеризуется временным нарушением кровоснабжения структур центральной нервной системы.
  • Негативная эмоциональная атмосфера в семье, в том числе агрессивность или жестокость родителей, авторитарный стиль воспитания, требование тотального послушания от детей.
  • Дефицит родительского внимания и ласки в детстве.

Как правило, у больных с эмоционально неустойчивым расстройством личности выявляется несколько факторов риска.

Клинические проявления

ЭНРЛ у людей может протекать в двух вариантах – пограничном и импульсивном. Импульсивный тип характеризуется нарушением собственного Я. Это приводит к неопределенности намерений и внутренних предпочтений. Первые признаки нарушения появляются в подростковом возрасте. К ним относят:

  • Частое фантазирование. Фантазии имеют различный характер, нередко связаны с семьей и близкими людьми больного.
  • Беспричинная смена настроения. Эмоциональная лабильность прогрессирует с течением болезни.
  • Подросток часто меняет увлечения, например, посещаемые кружки и секции.
  • Несоблюдение правил, установленных в коллективе, наплевательское отношение на нормы и правила, царящие в школе, колледже, университете, дружеской компании и других социальных институтах.
  • Отношения с окружающими носят нестабильный характер. У ребенка нет постоянных друзей, и он не может закрепиться в коллективе.
  • Нормальный уровень интеллекта сопровождается плохой успеваемостью в учебных заведениях.

При взрослении больного с пограничной формой эмоционально неустойчивого расстройства личности клинические проявления меняются. На первый план выходят следующие симптомы:

  • Человек старается выполнить свою работу максимально хорошо. Перфекционизм может приводить к тому, что больной саботирует свою же деятельность и срывает сроки.
  • Эмоциональные реакции имеют вычурный и гиперболизированный характер.
  • Нарушается самоопределение, страдает самоидентификация. Человек испытывает сомнения по поводу выбранного учебного заведения, работы или собственной личной жизни. Ему постоянно кажется, что он совершает ошибку, которая способна испортить ему жизнь.
  • Жизненные цели, ценности, моральные установки постоянно меняются.
  • Появляется тяга к психоактивным веществам, алкоголю, психоактивным препаратам.
  • Больному легко внушить какие-либо идеи, преподнеся их «под нужным соусом».
  • Появляется склонность к суициду.

Больные сохраняют способность к социальной адаптации. При компенсированном нарушении у пациентов отмечается хорошее настроение и повышенная работоспособность. Однако вскоре развивается дистимия. Это состояние, характеризующееся эмоциональной лабильностью и прогрессирующей депрессией.

Импульсивный вариант

Импульсивный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности манифестирует в дошкольном возрасте. Он проявляется повышенной эмоциональной возбудимостью и склонностью к разного рода действиям без оценки их последствий. Дети с заболеванием отличаются агрессией, часто повышают голос, озлоблены по отношению к окружающим людям. Для них характерны следующие симптомы:

  • дети капризны, легко обижаются на любые слова родителей или сверстников;
  • раздражительность и жестокость по отношению к людям, больные злопамятны и мстительны;
  • преобладает мрачное настроение, отрицательные эмоции;
  • больной старается быть лидером в коллективе, в противном случае, он проявляет агрессию;
  • склонность к конфликтам, неуступчивость;
  • учеба и работа не вызывают интереса, становятся неинтересными.

Для импульсивного типа нарушений характерны аффективные расстройства. Они проявляются вспышками жестокости и агрессии. Пациенты не думают о последствиях своих действий. Как правило, поступки больных опасны для окружающих. У людей с эмоционально неустойчивым расстройством личности часто наблюдаются сексуальные отклонения.

Осложнения заболевания

В отсутствии терапии, а также при попытках самостоятельного лечения ЭНРЛ может привести к негативным последствиям. У больных часто формируются химические зависимости – алкоголизм и прием наркотических веществ. Эти привычки приводят к быстрому прогрессированию расстройств, резкому усилению симптоматики. В результате в нервной системе и внутренних органах развиваются органические нарушения.

Длительно текущее личностное расстройство может стать причиной депрессии. Такие нарушения имеют тенденцию к прогрессированию, постепенно приводят к снижению качества жизни больного. Для их лечения требуется назначение антидепрессантов. Больные с эмоционально неустойчивыми личностными расстройствами представляют угрозу для себя самих и окружающих людей.

Для предупреждения осложнений, рекомендуется всегда обращаться за профессиональной помощью к врачу. Можно вызвать психиатра на дом или посетить консультацию непосредственно в клинике. Специалист способен поставить точный диагноз, назначить эффективную терапию.

Диагностика при эмоционально неустойчивом расстройстве личности

Выявление ЭНРЛ требует комплексного обследования у психиатра. Специалист беседует с человеком, выясняет у него информацию об образовании, опыте работы и общении с другими людьми. При эмоционально неустойчивом расстройстве личности рекомендуется провести беседу с родственниками или друзьями пациента. Сами больные могут отрицать у себя какие-либо нарушения. Часто они хитрят, пытаясь скрыть истинную картину происходящего.

Для постановки диагноза у больного должно быть выявлено минимум 5 симптомов из этого списка:

  • Нарушения самоопределения. Больной не имеет стабильного образа собственного «Я». Образ собственной личности размыт, детали в нем плохо стыкуются между собой.
  • Человек избегает одиночества. Он совершает чрезмерные усилия, часто необдуманные действия для привлечения внимания к себе.
  • Наличие нестабильных и напряженных близких отношений, которые сопровождаются идеализацией или обесцениванием другого человека.
  • Психологическая импульсивность в любых двух сферах жизни человека: бездумное использование денег, взятых в кредит, алкоголизм и другие крайности.
  • Эмоциональная нестабильность, неуравновешенность.
  • Суицидальное поведение, в том числе намеки и угрозы на акт самоубийства, его подготовку, осуществление планов.
  • Постоянное ощущение опустошенности, разбитости, упадка сил.
  • Идеи параноидного содержания или симптомы диссоциации личности.
  • Аффективные нарушения с внезапными вспышками гнева и ярости.

Для исключения повреждений головного мозга больным проводят электроэнцефалографию. Этот метод оценивает электрическую активность отдельных структур ЦНС, позволяет без затруднений выявить их повреждения. При подозрениях на опухоли, энцефалит и другие органические нарушения выполняется компьютерная или магнитно-резонансная томография. Результаты обследования интерпретирует только лечащий врач.

Лечение эмоционально неустойчивого расстройства личности в Москве

Лечение расстройства выбирает психиатр, основываясь на данные анамнеза, информацию о проведенном обследовании. Терапевтический процесс контролируется родственниками человека, так как пациенты самостоятельно забрасывают прием лекарственных средств и посещение психотерапевта. Госпитализация человека не требуется. Он может лечиться дома.

Во время сеансов врач выявляет мысли человека, которые подталкивают его к импульсивным высказываниям и действиям. После их обнаружения предлагаются способы избегания, обхода или замены. Длительная когнитивно-поведенческая терапия позволяет добиться положительного эффекта у большинства больных.

В процессе лечения эмоционально неустойчивого расстройства личности в Москве больной ведет индивидуальный дневник. Он позволяет систематизировать работу над ощущениями. Специалист разделяет психотерапевтический сеанс на три этапа:

  • обсуждение поведения и действий, которые представляют угрозу для жизни человека и окружающих его людей;
  • беседа о поведении, которое ведет к снижению качества жизни и уменьшению эффективности психотерапии;
  • обучение конструктивным моделям поведения.

Последний этап закрепляется на групповых сессиях, которые продолжаются до 1,5-2 часов. Используют ролевые игры, специальные упражнения. После занятий всем больным с ЭНРЛ выдается домашняя работа. Когнитивно-поведенческую терапию считают наиболее подходящим методом для устранения признаков эмоционально неустойчивого расстройства личности. Метод подходит большинству пациентов и не имеет противопоказаний. Единственный недостаток подхода – длительность психотерапии, которая может достигать нескольких лет.

При выраженной дистимии, сопровождающейся депрессией, врач подбирает антидепрессанты. Предпочтение отдают препаратам из группы селективных блокаторов обратного захвата серотонина. Они хорошо переносятся больными и редко приводят к побочным эффектам. Кроме них могут использоваться другие группы лекарственных средств: противосудорожные препараты (Фенобарбитал и пр.), соли лития. Они обладают противотревожным действием, нормализуют эмоциональный фон у больного.

При выраженных аффективных нарушениях и гипервозбудимости, пациенту могут быть назначены нейролептики. Например, Рисперидон или Феназепам. Они нормализуют поведение больного и позволяют избежать его агрессии к самому себе и окружающим людям.

Дополнительного положительного эффекта можно добиться при помощи медитации и методов релаксации. При регулярных медитационных практиках уменьшается общий уровень стресса, повышается осознанность действий. Это положительно сказывается на самочувствии человека, благоприятно влияет на его отношения с другими людьми.

Профилактика болезни

Специфического способа предупредить эмоционально неустойчивое расстройство личности нет. Это связано с тем, что конкретная причина патологии не установлена. Профилактику заболевания разделяют на первичную и вторичную. Первичная профилактика проводится у здоровых людей, которые имеют факторы риска развития болезни.

К ней относят следующие действия:

  • Избегание физических наказаний ребенка.
  • В семье должны поддерживаться положительные, доверительные отношения. Любая агрессия и жестокость полностью исключаются.
  • В общении с ребенком необходимо поддерживать его самостоятельность и помогать идентифицировать собственное «Я».

Вторичная профилактика проводится для больных с диагностированным эмоционально неустойчивым расстройством личности. Она позволяет предупредить прогрессирование патологии и развитие осложнений. Для этого человек должен придерживаться следующих рекомендаций:

  • Снизить уровень стресса в жизни. Для этого рекомендуется исключить стрессовые ситуации и регулярно медитировать.
  • Исключить вредные привычки, в первую очередь алкоголизм и прием наркотических средств.
  • Соблюдать врачебные назначения.
  • Сменить работу при чрезмерной нагрузке и «токсичном коллективе.

При появлении любых симптомов личного расстройства необходимо сразу же обратиться к психиатру. Специалист проведет обследование, своевременно подберет комплексное лечение.

Отзывы о лечении в клинике доктора Исаева

На этой странице вы найдете отзывы о лечении эмоционально неустойчивого расстройства личности в клинике доктора Исаева. Внимательно ознакомьтесь с информацией, чтобы принять взвешенное решение об обращении к нам. Если у вас остались вопросы, задать их можно по телефону горячей линии или на приеме у врача.

Источник

Медлительность устойчивость слабая внешняя выраженность эмоциональных состояний

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Коррекция эмоциональных нарушений методами арт-терапии у детей дошкольного возраста

«Фобическая семья». Возможности системного семейного консультирования в работе с тревожно-фобическими* и соматоформными** расстройствами

ВЕБИНАР: Счастливы в браке или, Как сохранить отношения на долгие годы

Скоро

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Типы нервной системы и темперамента и стиль учебной деятельности

Авторы

В современной системе образования школьная психологическая служба, сегодня называемая «Практическая психология образования», в качестве перспективных направлений своей деятельности рассматривает развитие индивидуальности каждого ребенка, научное обоснование и операционализацию путей и средств индивидуального подхода к любому ребенку в контексте его индивидуального варианта возрастного развития с целью реализации ресурсов его творческого и нравственного потенциала в образовательных учреждениях различного типа и уровня [5], поскольку «формирование творческой личности предполагает учет как ее собственных индивидуальных возможностей, так и требований самой деятельности» [1; 2].

С этих позиций в данной статье освещаются вопросы о том, как раскрываются, проявляются и развиваются у школьников природные предпосылки их психофизиологического и личностного развития в учебной деятельности и жизнедеятельности.

1. Общая характеристика свойств нервной системы и темперамента человека

Как известно, на Земле нет двух людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей — личность каждого человека уникальна и неповторима.

Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности, которые проявляются в поведении, в деятельности, жизнедеятельности, в различных видах активности: эмоциональной, интеллектуальной, волевой, моторной, коммуникативной и т.д. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, «вырастают» свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные.

Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения индивидуальными свойствами являются физиологические свойства типа нервной системы и их психологические проявления — свойства темперамента. В чем заключается их своеобразие? Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.

Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и холоден, движения скупы и целесообразны. Попадая в трудные обстоятельства или в «смешное « положение, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены. Речь их порывистая и страстная, движения хаотические, мимика богатая и разнообразная. Нередко даже в обычном разговоре их слова сопровождаются жестами — человек машет руками, притопывает ногами. Они всегда суетливы и нетерпеливы. Другими словами, свойства нервной системы и темперамента и есть те природные, т.е. врожденные, свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека [4].

Научное объяснение их природы дал академик И.П. Павлов в учении об основных свойствах нервной системы. Он выделил три следующих основных свойства: 1) силу процесса возбуждения и торможения, зависящую от работоспособности нервных клеток; 2) уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс); 3) подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением, и наоборот. И.П. Павлов выяснил, что темперамент зависит не от одного какого-либо из этих свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности, и темперамент, он назвал типом нервной системы. И.П. Павлов различал четыре основных типа нервной системы:

  1. сильный, неуравновешенный (с преобладанием процесса возбуждения),
  2. сильный, уравновешенный, подвижный,
  3. сильный, уравновешенный, инертный,
  4. слабый.

Выявленные И.П. Павловым основные комбинации свойств, или типов, нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Эти общие типы нервной системы лежат в основе четыре х традиционных типов темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического, которые достаточно отчетливо выражены уже в школьном возрасте.

Сангвиник.

Это субъект c сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Сангвиник отличается повышенной реактивностью, которая проявляется в той живости, с какой откликается на все его эмоциональная натура. Ему присуща большая активность — он способен проявлять значительную энергию, работоспособность и настойчивость. Активность и реактивность у сангвиника уравновешены — он может сдерживать чувства, волнения. Темп реакции довольно высокий, поэтому он любит быстрые движения. Сангвинику свойственны высокая пластичность и экстраверсия, вследствие чего он общителен, легко привыкает к новым людям и условиям, легко переходит от одного вида деятельности к другому, но недостаточно усидчив и сосредоточен, особенно в условиях однообразной работы. В процессе обучения быстро схватывает основные моменты, но допускает ошибки. Не любит кропотливой и длительной работы по усвоению сложных знаний или формированию умений и навыков. Достаточно работоспособен, уверен в себе, результаты его деятельности стабильны и, как правило, в ответственных ситуациях (экзамен, соревнования и т.п.) бывают выше, чем в ситуации обычного урока или тренировки.

Холерик.

Обладает сильным, неуравновешенным (с преобладанием возбуждения) типом нервной системы. Для него, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность, активность, быстрый темп реакций. Но реактивность у него преобладает над активностью, в связи с чем в трудной ситуации он легко становится вспыльчивым, резким, быстро выходит из себя. Как и сангвиник, любит быстрые движения, охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом деятельности, но быстро охладевает. Не любит длительную и монотонную работу. Его результаты недостаточно стабильны, ибо он склонен к излишнему возбуждению перед началом ответственной работы, что часто не позволяет ему реализовать полностью свои возможности.

Флегматик.

Это человек с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. В отличие от сангвиника и холерика, обладает малой реактивностью, поэтому его трудно вывести из себя. Незначительная эмоциональная возбудимость позволяет ему оставаться спокойным перед серьезной, ответственной работой. Высокая активность преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку и самообладание. Движения и речь у флегматика медлительные, реакции запаздывающие. Ему присуща ригидность и интроверсия, что определяет устойчивость привычек и навыков, малую общительность.

Меланхолик.

Субъект со слабым типом нервной системы. Наиболее характерна для него высокая сенситивность, проявляющаяся в болезненной чувствительности, ранимости. Малая реактивность и пониженная активность способствуют тому, что он легко «теряется», быстро устает, не уверен в себе. Меланхолик ответственен, но недостаточно работоспособен и малоустойчив к внешним раздражителям. Высокая тревожность нередко порождает неуверенность в себе и низкую самооценку. В ситуации ответственной работы меланхолик, как правило, показывает менее высокие результаты, нежели в ходе повседневной деятельности.

2. Роль свойств нервной системы и темперамента в деятельности человека

Если оценивать приведенные выше характеристики, то можно отметить, что в каждой из них есть как позитивные, так и негативные свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило, осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов «плохих», нет темпераментов «хороших» — каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека — от темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов.

Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования. Эти требования нельзя произвольно изменять, так как они зависят от объективных причин — от содержания деятельности.

Темперамент и тип нервной системы, определяя динамику деятельности, могут влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности их роль неодинакова. В учебной деятельности и в «массовых» профессиях (токарь, слесарь, менеджер, врач, учитель, инженер) одни свойства, необходимые для успешной деятельности и слабо выраженные у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, установлено, что учителям сильного подвижного типа нервной системы (сангвиникам по темпераменту) присущ организационно-коммуникативный стиль деятельности на уроке. Хорошая организация урока обеспечивает его высокую эффективность. У них преобладает дисциплинирование словом, причем непосредственно при возникновении нарушений дисциплины либо после них (легко переносят действие сильных раздражителей), в меньшей степени пользуются при организации учащихся наказаниями, часто вступают в контакт с учащимися и непосредственно с классом с целью передачи учебной информации и дисциплинирования учащихся. Конструктивный компонент деятельности у них менее выражен, чем организаторский и коммуникативный. План урока у них, как правило, свернутый, схематичный. В ходе урока он значительно детализируется, уточняется. Это объясняется тем, что предварительная ориентировка у них почти полностью отсутствует — она происходит в процессе исполнения. Такие учителя очень активны, они могут легко перестраиваться в ходе урока в зависимости от состояния учащихся, степени усвоения ими учебного материала, склонны к экспромту, импровизации, всегда бодры, оптимистичны, жизнерадостны, добиваются успеха за счет хорошей организации и готовности. В этих особенностях деятельности учителя налицо присущие сильному и подвижному типу нервной системы положительные проявления: уверенность, решительность, активность, самостоятельность, оперативность. Отрицательные проявления — торопливость, несдержанность, импульсивность, самонадеянность — компенсируются целесообразными способами действий, педагогическими приемами, а недостаточная заблаговременная подготовка к уроку тем, что эти учителя могут «с ходу» мобилизовать свои знания, умения, навыки, оперативно продумывать сложившиеся ситуации урока и творчески решать их.

Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим. Зависит от темперамента и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива, и влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых напряженной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. Доказано, что повышение или понижение функционального уровня деятельности определяется величиной раздражителя, вызывающего нервно-психическое напряжение.

Величину раздражителя, при которой функциональный уровень повышается, принято называть оптимальной, при которой понижается — пессимальной. Оптимальная и пессимальная величины действующего раздражителя зависят от типа нервной системы и темперамента. Например, замечание учителя, сделанное ученику-сангвинику в резкой форме, лишь дисциплинирует его, а ученика-меланхолика надолго выбивает из колеи. Таким образом, от темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние эмоциогенных раздражителей, трудностей работы, дисциплинарных воздействий и т.д.). Такое регулирование учебной деятельности школьников путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека рекомендуется психологами и применяется (правда, скорее стихийно) учителями-мастерами. Приспособление темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Существует наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Одни и те же задачи и требования учебной деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены посредством различных приемов и способов. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Одно из условий формирования индивидуального стиля — учет свойств типа нервной системы и темперамента. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Например, ученик-меланхолик при выполнении письменной работы из-за неуверенности в себе и тревожности очень много времени тратит на составление черновика, его проверку и исправление и сравнительно меньше — на переписывание начисто. Ученик-сангвиник, наоборот, пишет иногда черновик очень сокращенно или даже вовсе не пользуется им и очень мало проверяет и исправляет свою работу.

Стиль учебной деятельности (СУД) в Пермской психологической школе традиционно является предметом пристального изучения. Была обнаружена и доказана зависимость индивидуального стиля от свойств нервной системы и темперамента [3; 6]. Так, например, младшие школьники сильного, уравновешенного, подвижного типа нервной системы обладают быстрым темпом деятельности, активны на уроках, помимо основных заданий успевают выполнить дополнительные. Для них характерны продуманность ответов, предпочтение выполнять трудные задания, большая сосредоточенность во время уроков, внимание к объяснению материала учителем. Они, как правило, не делают перерывов при выполнении домашнего задания, долго и тщательно проверяют выполненную ими работу, предпочитают выполнять задания самостоятельно, не списывать у товарищей и не пользоваться подсказками.

Подростки с аналогичным типом нервной системы не склонны к длительным и тщательным проверкам выполненных работ, предпочитают заниматься в одиночестве, менее склонны отвлекаться во время уроков. Они на уроке успевают выполнять дополнительные задания, помимо основных, не торопятся, тщательно продумывают свои ответы, у них редко встречаются ошибки, допущенные из-за невнимательности, они внимательны к объяснению урока учителем и своевременно готовят рабочее место к уроку. Обычно они склонны проверять задания только в ходе их выполнения, не осуществляя при этом итоговый контроль [7].

Одно из важнейших условий возникновения индивидуального стиля — сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Индивидуальный стиль возникает только в том случае, если школьники сами ищут оптимальные приемы и способы, помогающие им достигать лучших результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у более успешных учеников и не появляется сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания.

В каждом классе есть дети с разными свойствами нервной системы и темперамента. Те приемы и способы учебной деятельности, которые приемлемы для одного ученика, могут не соответствовать индивидуально-психологическим особенностям другого. В связи с этим одна из задач педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку найти наиболее подходящий для него стиль учения. Для этого необходимо следующее.

1. Прежде чем начать работу по формированию стиля учебной деятельности у конкретного ребенка, педагогу (родителю) в сотрудничестве со школьным психологом следует с помощью наблюдений, различных тестов и опросников исследовать его индивидуально-психологические особенности и проанализировать, какие именно приемы и способы учебной деятельности являются для данного ученика наиболее приемлемыми, благоприятными (в Приложении 1 и Приложении 2 представлены конкретные методики диагностики свойств нервной системы и стиля учебной деятельности у школьников — прим. ПГ). Анализ существующих учебных программ дает основание говорить, что современные условия организации учебной деятельности в целом в большей степени соответствуют индивидуальным особенностям детей с сильным и подвижным типом нервной системы. В связи с этим особое внимание учителей и родителей должно быть направлено на формирование адекватного стиля учебной деятельности у детей со слабым и инертным типом нервной системы. Так, например, при работе с учащимися со «слабой» нервной системой следует помнить, что таких детей крайне нежелательно ставить в ситуацию неожиданного вопроса и немедленного ответа на него, так как для более удачного ответа и (что не менее важно) для большего внутреннего комфорта и эмоционального удовлетворения им требуется больше времени на обдумывание; как правило, такие дети чувствуют себя более уверенно, давая ответы в письменной форме; во время урока их следует как можно меньше отвлекать от работы; к ответственному заданию (экзамену, контрольной работе и т.п.) учеников с подобными природными особенностями следует психологически подготовить, внушить им уверенность в своих силах, научить справляться со своими страхами, тревожностью и т.п. От учеников с инертным типом нервной системы не следует требовать быстрого включения в работу, высокой активности на уроке, им требуется больше времени на подготовку и проверку задания и т.д.

2. Проявление индивидуально-психологических особенностей школьника в учебной деятельности может играть как позитивную, так и негативную роль. Учителю и родителям, помогая ребенку в формировании рационального СУД, не следует навязывать ему те или иные приемы и способы работы. Работа должна строиться таким образом, чтобы он (ребенок) осознавал, что в одних ситуациях его индивидуальные особенности способствуют более высокой успешности деятельности, а в других — некоторым образом препятствуют ей. Умение учащегося строить работу с учетом собственных индивидуальных особенностей поможет ему не только достичь более высоких результатов в учебе, но и избежать нежелательных состояний (перегрузка, эмоциональное перенапряжение, стресс и т.д.).

3. В каждом конкретном случае в зависимости от диагноза намечается процесс индивидуализации в обучении и воспитании школьника в целях их оптимизации. В любом случае желательно проконсультироваться у школьного психолога.

Приложения

Приложение 1. Диагностика жизненных проявлений свойств нервной системы у школьников (Б.А. Вяткин) — скачать в формате pdf

Приложение 2. Пермский опросник стиля учебной деятельности (ПОСУД) (О.С. Самбикина) — скачать в формате pdf

Список литературы

  1. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Психология стилей человека: учеб. пособие / Рос. акад. образования; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. — Пермь: Книжный мир, 2013. — 128 с.
  2. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Человек — стиль — социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве: моногр. — Пермь, 2007. — 108 с.
  3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  4. Мерлин В.С., Вяткин Б.А. Темперамент // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. проф. А.В. Петровского. — Изд-е 2-е, доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1976. — С. 405–421.
  5. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга / под ред. И.В. Дубровиной. — СПб: Питер, 2009. — 400 с.
  6. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. — М.: Смысл, 2011. — 636 с.
  7. Самбикина О.С. Взаимосвязь развития стиля учебной деятельности и интегральной индивидуальности младших школьников и подростков // Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 165–172.

Источник: Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. Вып. 1. С. 81–100.

22 сентября 2021 года — юбилей Оксаны Семеновны Самбикиной, заведующей кафедрой теоретической и прикладной психологии факультета психологии, руководителя магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. «Психологическая газета» поздравляет Оксану Семеновну и желает здоровья, вдохновения и сил для реализации всех творческих и научных планов!

Автор

Вяткин Бронислав Александрович

доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Главный редактор журнала «Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология». Председатель Пермского регионального отделения РПО.

Самбикина Оксана Семёновна

кандидат психологических наук, доцент. Заведующая кафедрой теоретической и прикладной психологии факультета психологии, руководитель магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» ПГГПУ. Практикующий семейный психолог-консультант, системный психотерапевт, психодраматерапевт, арт-терапевт.
Пермь

Источник

Оцените статью