Мастер-класс Развитие эмоционального интеллекта у детей
Мастер-класс для педагогов Развитие эмоционального интеллекта у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс развитие эмоциоанльного интеллекта у детей | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 158
«Развитие эмоционально-интеллектуальной образовательной среды в дошкольной образовательной организации».
Педагог-психолог Батищева Е.Я
город Тюмень 2017
Рассмотреть новые возможности для формирования и обогащения эмоционально интеллектуальной среды образовательного учреждения.
- Раскрыть понятие эмоционально-интеллектуальная образовательная среда, её структуру и компоненты, значение для развития личности дошкольника.
- Рассмотреть различные приёмы, методы, методические разработки для развития эмоционального интеллекта дошкольников.
— шерсть для творческих занятий с детьми
-планшеты по количеству участников
— Здравствуйте уважаемые руководители! Меня зовут Елена Ярославовна. Рада приветствовать вас на мастер-классе, посвящённом развитию эмоционально-интеллектуальной образовательной среды в дошкольной образовательной организации».
Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.
- Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
- Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».
- Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
- Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
- Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо».
- Руки на поясе, делая наклоны вправо — влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
- Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен — и я прекрасна».
- Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
- Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».
(Как 2 вариант психологической разминки, настроя на совместную работу)
Упражнение «Морщинки». (Цель — снятие психологического напряжения, настрой на совместную работу)
Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз — вдох-выдох. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь — соседу слева. Наморщите лоб — удивитесь, нахмурьте брови — рассердитесь, наморщите нос — вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!
Цель: исследование особенности самовосприятия, осознание участниками индивидуальности и ценности своего взгляда на обсуждаемую тему через использование метафорического образа.
Для проведения этого упражнения необходимы яблоки (примерно одного размера и цвета) по количеству участников. Психолог выкладывает яблоки в центр круга и просит каждого взять себе одно. Некоторое время участники внимательно рассматривают своё яблоко, изучают его структуру, стараются запомнить цвет, форму. Затем яблоки складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова выкладываются в центр круга. Задача каждого участника – найти своё яблоко.
Как правило, «своё» яблоко узнается с первого взгляда. После того, как все яблоки нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как запоминал своё яблоко, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все яблоки очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать своё яблоко с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять. Иногда, в силу различных причин, человек перестаёт помнить, чувствовать свою индивидуальность, и начинает говорить и думать о себе по принципу «Я как все». Для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка важно чтобы дошкольник ощущал свою индивидуальность, умел с уважением к достоинству другого ребёнка эти знания применить, а также формировал собственный взгляд на окружающую действительность. В полной мере реализовать эти задачи невозможно без развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Актуальна эта позиция и при формировании эмоционально интеллектуальной образовательной среды образовательного учреждения. У каждого учреждения свою история, особенности, ресурсы – соответственно и своё видение ситуации
Упражнение «моя эмоция» с помощью авторского пособия «Колесо эмоций».
Участникам предлагается выбрать карты, соответствующие их текущему настроению или эмоции, которая вызвана данная тема и описать его.
« Радость — это когда. »
«Печаль — это когда. »
«Страх — это когда. »
«Гнев — это когда. »
«Обида — это когда. »
«Стыд — это когда. »
Положительное эмоциональное состояние детей относится к числу важнейших условий развития личности.
Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного и школьного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.
Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, пре-невротические состояния и др.
В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов (А. В. Запорожец с соавторами, А. И. Захаров и др.).
Проблема эмоциональных нарушений детей всегда стояла остро и на сегодняшний день является одной из самых актуальных.
В зарубежной и отечественной психологии используются разнообразные методы, помогающие корректировать эмоциональные нарушения у детей. И одним из таких методов, является использование эмоционально-двигательной психотехники . Это комплекс разнообразных упражнений, направленных га развитие внутренней свободы, уверенности, естественности, спонтанности поведения ребёнка. Также упражнения направленны на развитие произвольной регуляции мышечного напряжения.
В этих упражнениях в отличии от театрализованной деятельности, драматизации, не ставиться главной целью выразительное повторение ребёнком движений.
Показатель того, что выполненное упражнение достигает нужного эффекта – положительный эмоциональный фон ребёнка, желание повторять упражнение, отсутвие сопротивления в виде мышечного напряжения.
В зависимости от принципа построения все упражнения можно разделить на три группы от простых к сложным:
- Динамические; (качания, трясения, потягивания, маховые движения)
- Упражнения на непроизвольное расслабление мышц; (непроизвольное напряжение – расслабление)
- Упражнения на произвольное расслабление (релаксационные упражнения).
- Упражнение на развитие уверенности, расширение личного пространства, упражнение на «основные опоры» — основной принцип контрастное сопоставление максимально свёрнутого и максимально развёрнутого положения тела, с постепенным переходом от первого к второму – разворачивание себя, расширение себя вовне.
Эмоциональный интеллект – способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные; способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач.
Эмоциональный интеллект содержит 4 компонента:
— самовосприятие – способность осознавать свои эмоции и причины их возникновения;
— управление собой – навык действовать или воздерживаться от действия, учитывая свои эмоции;
— социальная восприимчивость – умение определять эмоции окружающих и причины их возникновения;
— управление отношениями .
Определение эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект – понятие интегративное и включает множество разнообразных способностей, знаний и умений. Исследователи предлагают различные варианты структуры эмоционального интеллекта. Нам наиболее близка позиция Р. Бояцис и Д. Гоулман, которые выделяют следующие компоненты эмоционального интеллекта:
1) самосознание (эмоциональное осознание себя, точная самооценка, уверенность в себе);
2) социальное осознание (эмпатия, организационное осознание, ориентация на обслуживание);
3) социальные навыки (развитие других, лидерство, влияние, коммуникация, катализация изменений, разрешение конфликтов, работа в составе группы, создание связей).
Источник
Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста посредством сказкотерапии»
Лина Дурова
Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста посредством сказкотерапии»
Тема: «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста посредством сказкотерапии».
Информация об авторе: педагог-психолог первой квалификационной категории Дурова Л. С., МБДОУ д/c № 58 «Центр развития ребёнка» г. Белгорода.
Актуальность: развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста является фактором, укрепляющим психическое и эмоциональное здоровье ребенка, это основа развития положительной адаптации и социализации в детском коллективе и в обществе в целом. Ребенок учится выражать чувства с помощью интонации, мимики, пантомимики; понимать переживания другого человека; управлять своими эмоциями в трудных ситуациях. Положительное эмоциональное состояние детей относится к числу важнейших условий развития личности.
Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность детей дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других — чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.
Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
Ранний возраст — время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств и эмоций, ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Только благодаря положительным эмоциям, совершенствуется способность запоминать информацию и говорить.
Ход мастер-класса
Тема мастер-класса: «Сундучок народных сказок».
Цель: расширить представления родителей о современных эффективных формах развития эмоционального интеллекта детей раннего возраста с использованием настольного театра по сказке «Курочка Ряба».
• раскрыть преимущества использования сказок – инсценировок для развития эмоционального интеллекта у детей раннего возраста;
• раскрыть основные приёмы и техники сказкотерапии;
• обучить родителей практическим навыкам использования сказок-инсценировок, как одного из эффективных способов развития эмоционального интеллекта у детей раннего возраста.
Ожидаемый результат: повышение родительской компетенции в вопросах развития эмоционального интеллекта детей раннего возраста с помощью сказок-инсценировок.
Аудитория: родители воспитанников группы
Регламент: 20 минут.
Оборудование: текст русской народной сказки «Курочка Ряба», иллюстрации к сказке, куклы — марионетки, игрушки (баба, дед, курочка, яичко, мышка).
Приветствие участников мастер-класса. Организация рабочего пространства.
Психологическая разминка, игра «Шкатулка эмоций».
Педагог обращается к участникам:
— Возьмите, пожалуйста, любую карточку из «Шкатулки эмоций».
— На карточках изображены пиктограммы эмоций.
— Изобразите эмоцию мимикой.
— Изобразите эмоцию «радость».
1 этап – Введение в ситуацию.
Раздаётся стук в дверь, входит педагог с корзинкой. В корзинке — Курочка.
— Здравствуйте, дети! Хотите посмотреть, что я вам принесла? Кто пришел к вам в гости?
— Верно, Курочка. Смотрите, дети, какая она красивая. Психолог читает потешку про Курочку.
Зачем тебе водичка?
Как цыплята просят пить?
Вопросы участникам: Вы любите сказки? А какая сказка нравится больше всего?
А вы хотите послушать сказку про курочку Рябу?
Итак, мы прошли первый этап — «Введение в ситуацию», где создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. Для этого педагог включает их в беседу, обязательно личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом.
Включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?» Важно понимать, что детская цель не имеет ничего общего с программными задачами. Задавая такие вопросы, педагог формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом дает понять, что и он в них верит. Таким образом, на этом этапе полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации (надо-хочу-могу).
2 этап — Актуализация знаний.
На столе установлены декорации для театрализованного показа сказки «Курочка Ряба» и расставлены фигурки героев представления.
Педагог обращается к участникам:
Сегодня мы вспомним русско-народную сказку, которая вам очень известна.
Вопросы: Посмотрите, кто это на картинке?
Педагог обращается к участникам:
Правильно. Это курочка-хохлатка, Детки у нее — цыплятки.
Они ходят все гулять,
Вместе зернышки клевать.
Конечно, это «Курочка Ряба». Давайте расскажем её вместе.
3 этап — Практическая часть. Открытие нового знания.
Педагог рассказывает сказку, используя настольный театр «Курочка Ряба».
— Жили – были дед да баба.
— Была у них Курочка Ряба.
— И снесла однажды Курочка – ряба яичко! Не простое, а золотое!
— Дед бил-бил, не разбил.
— Баба била — била, тоже не разбила.
Педагог показывает (кулачком по кулачку стучат, приговаривая тук – тук- тук).
— Но тут мимо бежала … кто?
Родители: Мышка.
По столу хвостом махнула, и яичко на пол стряхнула «Бух!»
— Дед плачет: О –о –о –о!
— Бабка плачет: А – а – а – а!
— А Курочка кудахчет: Ко – ко – ко.
Не плачь, дед, не плачь, баба. Я вам новое яичко снесу, не золотое, а простое.
4 этап — «Осмысление».
— А как кудахтала курочка? (ко-ко-ко)
-Как дедушка с бабушкой стучали по яичку? (тук-тук)
-Как мышка пропищала? (пи-пи-пи)
-Как упало яичко? (бух)
-Как плакали дедушка и бабушка? (а-а-а-, ай-ай-ай, ой-ой-ой)
-А как они обрадовались новому яичку? (улыбнулись, захлопали в ладоши)
Дать возможность проявить эмоции: погладить, пожалеть, обнять, одеть, уложить спать, сделать домик, накормить, постирать…что-то для героя сделать хорошее.
К аудитории: для малыша развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части его тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.
Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.
Педагог обращается к участникам:
-Было ли вам интересно?
— Что полезного вы узнали?
— Считаете ли вы развитие эмоционального интеллекта важным для формирования гармонически развитой личности ребёнка?
Родителям предлагается раскрасить радугу эмоций.
Какого цвета радость, а какого — удивление?
Как выглядит грусть, а как — сомнение?
А ваши эмоции, какого цвета? Создайте свою радугу эмоций!
1. Кряжева Н. Л., «Развитие эмоционального мира детей»,Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с.
5. Читаем малышам «Курочка Ряба», М. : Искатель, 2017.
Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.
Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.
Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! — Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.
Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер — класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.
Источник