Мастер класс синдром эмоционального выгорания

Мастер-класс «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ»
методическая разработка по теме

Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, бойлер, микроволновка, миксер, фен, утюг… Напряжение в сети огромно, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки. С эмоциональным выгоранием ситуация похожа: чрезмерное напряжение приводит к тому, что человек «выключает» все то, чем он горел долгое время. И, как в случае с пробками, это, в первую очередь, защита от пожара.

В общем и целом описать эмоциональное выгорание можно так: человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь все больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, циничным, неудовлетворенным ни собой, ни работой. Он не видит перед собой перспектив, качество его труда падает

И сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной проблеме.

Скачать:

Вложение Размер
master-klassword.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, бойлер, микроволновка, миксер, фен, утюг… Напряжение в сети огромно, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки. С эмоциональным выгоранием ситуация похожа: чрезмерное напряжение приводит к тому, что человек «выключает» все то, чем он горел долгое время. И, как в случае с пробками, это, в первую очередь, защита от пожара.

В общем и целом описать эмоциональное выгорание можно так: человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь все больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, циничным, неудовлетворенным ни собой, ни работой. Он не видит перед собой перспектив, качество его труда падает

И сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной проблеме. Итак, тема моего мастер-класса:

« Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ».

– Маски релаксации для мышц лица (мышечное дыхание).

Теперь нам хотелось бы предложить Вам несколько приемов, которые помогли бы Вам снять мышечные зажимы лица и лучше управлять своей мимикой в процессе работы. Предлагаю Вам встать.

1. Маска удивления. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И.П.: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряженные мышцы.

Методика «Домик для эльфа».

Цель : узнать отношение педагогов к окружающему миру.

Инструкция : Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача проста – нарисуйте ему дом!

Прежде всего, посмотрите, где именно вы нарисовали домик для эльфа. Выбор места очень важен, он показывает, как вы относитесь к людям, доверяете вы им или нет.

Если вы нарисовали ДОМИК НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА подобно скворечнику, то это говорит о вашей открытости миру, по натуре своей вы оптимист и искренне верите в то, что хороших людей в мире куда больше, чем плохих.

Если ваш ДОМИК ВИСИТ НА ВЕТКЕ, как гамак или авоська, то это показывает вашу готовность идти на контакт, вашу веру в порядочность людей. Однако при всем при этом вы допускаете мысль, что в мире существует и подлость и что злых людей на свете не так уж мало. Ваш принцип: доверие – вещь хорошая, но без осторожности не обойтись.

Если вы сделали эльфу ДОМИК ВНУТРИ ГРИБА, это говорит о вашей осторожности и благоразумии, вы никогда не пуститесь ни в какую авантюру, у вас мало друзей, зато это настоящие друзья, проверенные временем и совместными испытаниями. Если в доме – грибе НЕТ ОКОШЕК, то это свидетельство вашей нелюдимости, вы предпочитаете одиночество шумным компаниям. К миру вы относитесь с нескрываемым подозрением, как будто ждете подвоха. Если же ОКОШКО ЕСТЬ, то это говорит о том, что вы не против общения с людьми. Чем окошек больше, тем с большей готовностью вы заводите друзей.

ДОМИК У РЕКИ говорит о вашей романтичности и сентиментальности. Вы смотрите на мир сквозь розовые очки, все люди кажутся вам добрыми и красивыми, вы полны иллюзий и верите во все самое лучшее и светлое. К сожалению, вы часто разочаровываетесь в людях.

Если вы установили ДОМИК В ТРАВЕ, то можно предположить, что вы практичный и уверенный в себе человек, вы знаете, чего вам ждать от жизни, и не строите иллюзий. Вы умеете преодолевать сложности и не боитесь жить.

Если вы сделали эльфу ЗЕМЛЯНКУ, устроив ДОМИК В ХОЛМЕ, то это явный признак вашей скрытности и замкнутости. Вероятнее всего, это ваши не природные качества, а приобретенные вследствие некоего отрицательного жизненного опыта. Возможно, вас когда-то обманули, предали или обидели, и с тех пор вы перестали доверять людям. Однако если вход в землянку достаточно широк и присутствуют окна, то это значит, что вы уже на пути к душевному выздоровлению.

Упражнение «Мимика лица» (снятия напряжения с мышц челюсти, шеи).

Участники выполняют активно жевательные движения, стараясь проговаривать скороговорку «Ехал Грека через реку, видит Грека в речке рак, сунул Грека руку в реку рак за руку Грека цап», как будто во рту каша. При этом рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть подвижна.

Вспомним, как ведет себя кошка, кидаясь на добычу. Покажем, как кошка выпустила когти(показ). Подержите как можно дольше растопыренные, согнутые в суставах пальцы. Кисти рук напряглись, задеревенели. Почувствуйте, как утомительно и неприятно это состояние. А теперь кошка убрала когти! Руки спокойно опустились на колени, пальцы расслабились. Зафиксируйте свои ощущения в расслабленном состоянии. (Упражнение повторяется 2 раза)

Упражнение «Вверх по радуге»

Упражнение способствует стабилизации эмоционального состояния. Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды.

Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).

(Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)

Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды.

Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю вас иметь свой призыв по жизни и предлагаю вашему вниманию Мантру, звуковую вибрацию, древнюю священную формулу, которая несёт в себе мощный заряд положительной энергии . (все присутствующие произносят каждую строчку вслух)

“Мантра от усталости”

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникальна во всей Вселенной.
Я единственная в своем роде и неповторимая.
Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
Я верю в себя и в свое будущее.
Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
Я – хозяйка своей жизни.
Я – свободная личность.

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.

Упражнение «Дружественная ладошка».

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий : Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.

Ведущий: Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают об этой встрече, а может быть и помогают в какой-то сложный момент.

Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!

Источник

Мастер-класс для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Мы такие разные»

Анастасия Чарганцова
Мастер-класс для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Мы такие разные»

Занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Тема: «Мы такие разные

«Как в мире нет одинаковых снежинок, так и нет одинаковых людей»

Цель: осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими; формирование адекватной самоидентификации.

— продолжение работы на формирование интереса к занятиям и сплочение группы;

— обоснование невозможности разделения психологических различий на плохие и хорошие;

— развитие толерантного отношения.

Приветствую вас уважаемые педагоги и хочу предложить вам сегодня поговорить о принятии себя. Как известно профессия педагога эмоционально затратная профессия- как же уберечь себя от такого синдрома как эмоциональное выгорание. Эмоциональное выгорание- это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивный и физической энергии, проявляется в эмоциональном и умственном истощении, физическом утомлении, личностной отстранённости и снижении удовлетворенности своей работой.

Каждый участник рассказывает по кругу: с каким настроением пришли на занятие и что ожидают от занятия.

Природа создала нас непохожими друг на друга.Люди отличаются друг от друга по многим признакам: по типу темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик, по характеру, по социальному положению, по возрасту, по национальной принадлежности, по уровню самооценки (высокий, адекватный, низкий) и др. Говорят, сколько на Земле людей, столько и характеров.

Игра — разминка “Поменяйтесь местами. ”

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем,кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т. п. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим.

Упражнение «Ответы за другого»

Давайте проверим себя насколько хорошо вы уже знаете друг друга, насколько вы можете проникнуть в глубину души человека из нашей группы и понять его вкусы и пристрастия. Способны ли вы на основе той информации, которая у вас уже есть о человеке, предугадать, как он ответит на те вопросы, которые в процессе нашей групповой работы еще не обсуждались? Для этого предлагаю вам следующее упражнение. Возьмите большой лист бумаги, положите его горизонтально и разделите вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбца подпишите свое имя. Над левым столбцом напишите имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего соседа, а следующего за ним. Над правым столбцом – имя человека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Таким образом, у каждого из вас есть два человека, глазами которых вы должны будете посмотреть на мир и, за которых дадите ответы на вопросы, которые я предложу.

Сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.

Возможный перечень вопросов:

2. Ваше любимое мужское имя?

3. Ваше любимое женское имя?

4. С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да,то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок или кого-то другого?

5. Самая неприятная для вас человеческая черта?

6. Самое ценное для вас человеческое качество?

7. Кинофильмы какого жанра вы предпочитаете?

8. Минимальный размер зарплаты, соответствующий вашему труду и устраивающий вас?

Для проверки степени «попадания» после завершения процедуры ведущий предлагает участникам сравнить свои результаты и подсчитать количество совпавших ответов.

Обсуждение: Легко ли было писать о себе, почему? Что нового о себе узнали? Чего опасались отвечая за другого человека?

Игра “Театр Кабуки”

Игра напоминает игру “Камень, ножницы, бумага”.В театре Кабуки есть 3 главные роли:

Принцесса. Чтобы изобразить Принцессу надо присесть,покачивая плечами и сказать: “Хи!”.

Дракон. Вверх поднимают обе руки, изображая когти,и произносят: “Р- р- р!”

Самурай.Выхватывают воображаемый меч и резко произносят: “Ха!”

Участники делятся на 2 команды. Каждая из команд, посоветовавшись, выбирает себе роль. При этом надо учитывать, что Самурай убивает Дракона, Дракон съедает Принцессу, а Принцесса очаровывает Самурая. Победившая команда получает очко. Игра продолжается до 3 очков.

Водящий выходит за дверь. Группа загадывает одного из участников, которого водящий должен угадать. Вернувшись, водящий задает вопросы членам группы и по их ответам пытается угадать человека. Вопросы задаются на ассоциации,возникающие у каждого члена группы в связи с загаданным человеком: «С каким животным ассоциируется у тебя этот человек? С какой погодой? Растением? Цветом? Музыкой? Сказочным персонажем? и др. Обычно задаются 5 вопросов, и после этого водящий должен назвать того из участников, кого загадали.

В случае верного ответа загаданный становится водящим, в случае неверного – водящий выполняет это упражнение еще раз.

— Легко ли было угадывать?

— С чем это связано?

— Легко ли давать ассоциации на человека?

— Совпадали ли ассоциации у разных участников?

— Как вы думаете, почему?

Упражнение «Я лучше тебя, но хуже тебя …»

Представьте, что все люди были бы одинаковыми, тогда неинтересно было бы жить на свете и поэтому давайте радоваться различиям в нас и принимать людей, такими, какие они есть.Сейчас нужно дополнить фразу: «Я лучше тебя, но хуже тебя …».Вывод: в каждом человеке есть что-то, что он умеет лучше остальных, а что-то – хуже. Идеальных людей не бывает, каждая личность – индивидуальность.

Упражнение «Поиск сходства».

Группа встает в круг.Ведущий берет в руки мяч или небольшую мягкую игрушку и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику,

назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешние (например, цвет волос, потом – общность интересов в какой-то области, совпадение интересов по какому-либо вопросу и т. п.

Вывод: хотя мы все такие разные, сходства между нами гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Послушайте одну притчу: «Притча о принятии себя»

Однажды один человек пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Он спросил их, почему они умирают? Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, человек нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее.После расспросов он получил такой ответ:

— Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда меня сажали, люди хотели получить радость. Если бы хотели дуб, виноград или розу — то посадили бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества. Так и в нашей жизни – Вы можете быть только собой. Вы можете развиваться и радоваться жизни, или можете завянуть, если не принимаете себя. А Вы принимаете себя и свою жизнь?

Выдаётся памятка «Советы психолога»

Предлагается ситуация: «Вы на вечеринке. У Вас праздничная дата. В руках у каждого бокалы. Все по очереди поднимают бокалы и произносят хвалебный тост в свою честь. После каждого тоста все «выпивают» содержимое бокалов в знак согласия с ним».

Советы для сохранения психологического здоровья.

Относительно работы: • Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

Аксиома нормального работника: “Человек имеет право на ошибку, а я — человек! Мои ошибки и промахи, недовольства людей, замечания администрации — это все естественно и не является поводом для серьезных переживаний. Это — жизнь. Это моя естественная среда обитания”.

• Учитесь управлять собственным временем.

Планируйте свою работу так, чтобы самые трудные и неприятные дела выполнить в первую очередь. Раз не хочется, значит надо сделать сразу!

• Умейте отказаться вежливо, но убедительно.

Не попадайтесь в капкан «супервумен», которая успевает всё и вся. Решайте для себя сами, какие приоритеты наиболее важны.

• Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.

Относительно самого себя и своей жизни: • Будьте эгоистом хотя бы иногда.

• Организуйте себе свой День эгоиста, когда можно все время посвятить только себе любимой.

• Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.

• Составьте расписание неотложных дел после работы.

• Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.

• Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Контролировать можно только одного человека — самого себя.

воспитатель Чарганцова А. А

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: — знакомство с понятием.

Использование технологии здоровьесбережения в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Игровой практикум Приветствие: Добрый день, уважаемые коллеги! — Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа” В последнее время много.

Психологический тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов: «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление.

«Здоровый педагог — здоровый ребенок». Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район республики Башкортостан Тренинг для педагогов «Здоровый педагог – здоровый.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.

Тренинг «Использование метода сказкотерапии в профилактике эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг направлен формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОО «Помоги себе сам» В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагогов в детском саду стала особенно острой. Одна из таких.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания «Вернемся ненадолго в детство» Цель: профилактика профессионального эмоционального выгорания; формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья.

Источник

Оцените статью