- Любопытство это первое чувство
- Любопытство
- Любопытство – не порок, а… необходимость. Эмоция интереса и ее функции
- Детское любопытство
- Сценарий «Не делай!» и трагические предсказания
- Признаки людей, у которых блокирована эмоция интереса
- Борьба мотивов
- Контролируемый негативный опыт
- Методы развития интереса
- Значение слова «любопытство»
- любопы́тство
- Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Почему люди любопытны — что говорит наука?
- Любопытство, любознательность: можно ли его развить или это врожденное?
- Но только ли дело в мозговой деятельности, в желании?
- Вот что по этому поводу пишут исследователи на страницах livescience.com:
- Кто любопытней всех на свете? Младенцы!
- Животные тоже любопытны, но всех любопытней ворона
- Любознательность — интеллектуальное (эпистемическое) любопытство
- По-научному это звучит следующим образом:
Любопытство это первое чувство
Любопытство — это чувство, когда я желаю чего-то определенного (хотя, может быть и не могу сформулировать чего именно), точно не знаю, как все это получится, но мне интересно и хочется. И я предвкушаю. Это такое побудительное чувство, которое позволяет мне узнавать новое.
Хочу проживать, т.к. это всегда позитивное чувство. Не помню ни раза, чтоб испытывал любопытство из ненависти, скорби или подобных чувств. Негативные переживания приводят меня к изоляции. Любопытство чаще всего говорит о том, что я открыт. Возможно, есть и болезненное любопытство (например, сидеть сутками в социальных сетях), но это скорее можно назвать наваждением. К настоящему любопытству это не имеет отношения.
Глушу не к месту, как мне кажется, прорезавшееся любопытство обесцениванием и маской безразличия (когда, например, мне стыдно показать свой интерес).
Не культивирую. Я хочу чтобы мое любопытство не сводилось к потреблению. Т.е. хочу любопытствовать не только чтобы взять, но и чтобы отдать. Я хочу разумно выбирать предмет своего любопытства, и относиться к нему бережно и терпимо. Не делать скорых выводов и не создавать культов.
Любопытство
Я хочу переживать любопытство — считаю, что это больше состояние, а не чувство. Когда я хочу проживать это состояние, то склоняюсь к оценке себя и других, к сарказму и иронии, критичности. Когда мне что-то любопытно, то я чувствую в себе огромный заряд по энергии и хочу жить и радоваться.
Не хочу испытывать, потому что боюсь нового, отношусь ко всему категорично и консервативно, агрессивно и возбуждённо, у меня завышенные ожидания, и я больше думаю головой, а не сердцем.
Убегаю: переключаюсь на другое, заговариваю, обесцениваю происходящее. Я не всегда признаюсь себе в том, что испытываю любопытство. Разве что когда это безопасное любопытство, которое не причинит вреда ни мне, ни другому человеку. Иногда моё любопытство спроецировано на другого. Оно часто не сказывается на отношениях положительно. Другой человек. Ситуации настоящего. Потому что каждый новый человек — это новый опыт.
Хочу замечать и осознавать чувство сразу, как оно появляется.
Источник
Любопытство – не порок, а… необходимость. Эмоция интереса и ее функции
Каждая эмоция выполняет определенные функции в нашей жизни. Эмоция интереса – одна из важнейших. Она позволяет нам открываться новому, помогает узнавать мир и оживляет взаимодействие с ним. Это базовая эмоция состояния личности «Взрослый» и одна из основных – состояния «Ребенок». (Подробнее о состояниях личности можно прочитать в статье по ссылке)
Интерес не относится к «запрещенным» негативным проявлениям вроде злости или страха, но, тем не менее, активно подавляется нами. Почему? Ответ обычно можно найти в нашем детстве.
Детское любопытство
Если вы вспомните детей, особенно совсем маленьких, то думаю, вспомните также, что им всегда все любопытно. «То хочу, это хочу… тут надо, здесь надо… а это что такое?»
Любознательность от природы есть у каждого. Но, к сожалению, наши родители часто начинают блокировать ее развитие.
Почему это происходит?
- Ребенок бывает очень настойчив со своими постоянными расспросами. И если родители не умеют или не хотят выстраивать общение так, чтобы удовлетворить его интерес и в то же время не уставать самим – они будут стараться ограничивать его. «Сколько можно спрашивать!?» «По кочану!» и прочие «милые» ответы рано или поздно заставят ребенка умерить любопытство – чтобы не получать в ответ негатив и насмешку.
- Обеспечить безопасность любознательному ребенку сложнее, чем равнодушному. Если ребенок сидит рядом, он под присмотром. А если он постоянно везде бегает и носится, желая все разузнать – за ним приходится следить гораздо внимательнее. И родители приучают его «вести себя прилично».
- Третья причина – психологическая. Дело в том, что у самих родителей часто есть проблемы с выражением эмоций. Если, например, на тот же интерес стоит запрет, то ребенок, спонтанно проявляя себя, заставляет родителей страдать. Есть такой психологический механизм: когда мы запрещаем себе какие-то чувства, а кто-то рядом с нами свободно их показывает, это может быть болезненно. В отношениях родителей и детей такое происходит сплошь и рядом.
Сценарий «Не делай!» и трагические предсказания
Какими способами родители подавляют в детях эмоцию интереса? Самые распространенные – предостережения об опасности, трагические предсказания и сценарий «Не делай».
Послание «Не делай» передается тревожными родителями. «Туда не ходи – упадешь, вечером одна не возвращайся – нападут, не катайся на велосипеде, а то собьет машина». Словом, не делай ничего, а то как бы чего не вышло. Все слишком опасно.
Есть родители, которые опасаются каждого шага. И у их детей впоследствии практически блокированы эмоции интереса и удивления, им свойственны пассивность и нерешительность.
Трагические предсказания работают примерно так же. «Ты собираешься в Европу? Там же террористы!». «Ты хочешь посещать бассейн? Но ведь можно заразиться!». И так далее.
Родители, которые таким образом якобы обеспечивают ребенку безопасность, на самом деле заботятся о себе. Они не хотят напрягаться, переживать, следить за тем, что происходит, и гарантируют себе спокойствие запретами.
Есть и другие причины блокировки интереса, но по моей личной статистике упомянутые выше наиболее распространены.
Признаки людей, у которых блокирована эмоция интереса
Функция эмоции интереса в психике человека – уравновешивать осторожность и желание «оставить все как есть». Если она заблокирована, страхи становятся сильнее нас.
Когда ребенок с подавленным интересом вырастает, у него появляются сложности с принятием решений, радостью жизни в целом, с инициативностью и прочими важными качествами. И конечно, ему очень страшно сделать то, что в детстве он не пробовал – например, рисковать, идти вперед.
- Люди, которых в детстве оберегали от неприятностей, впоследствии могут быть обескуражены тем, что проблемы вообще существуют. И конечно, они не готовы их решать.
- Им могут быть свойственны боязнь неудач, неумение видеть перспективы и хорошие варианты, желание гарантий успеха перед началом действий.
- В любом новом событии есть возможности, а есть риски, есть шанс выиграть и проиграть. Люди такого плана во всем предвидят в первую очередь трагические последствия.
- Часто есть ограничение активности, отказ от действия, потому что страшно. Проще запретить себе какой-либо интерес, чем рисковать и бояться.
- Все новое осваивается через тревогу. Чтобы сделать первый шаг, нужен гид, помощник, какой-то толчок извне.
- Застревание в отношениях, ситуациях – даже таких, которые не нравятся. Просто потому что это привычно, а что-то менять – страшно. Главным приоритетом становится безопасность.
- Следствием блокировки интереса могут стать также проблемы со здоровьем – потому что зажим в психике обязательно отражается на состоянии тела. Подробнее об этом читайте в статье по ссылке.
- Очень часто человек начинает путать свои страхи с голосом интуиции, не умеет слушать ее.
При нормально развитом интересе человек открыт новому, более гибок, смел и в то же время рассудителен. Интерес помогает нам двигаться вперед, общаться.
Борьба мотивов
Это ситуация, когда страх силен, но интерес подавлен не до конца. И человек подолгу колеблется, не зная, как поступить. Он ждет каких-то гарантий, что точно все получится – в отношениях, на новом месте работы. И если все-таки что-то предпринимает, то через внутреннюю борьбу. Но порой на нее уходит столько сил, что на само действие ничего не остается.
Контролируемый негативный опыт
Правильный подход к воспитанию – дать ребенку контролируемый негативный опыт. Есть известное мнение, что ребенок под присмотром родителей должен получать контролируемый позитивный опыт. И это правда. Но он должен получать и негативный. Благодаря этому он учится сталкиваться со сложностями, преодолевать их. Но главное – он вообще знакомится с тем, что сложности бывают, понимает, что ничего страшного в этом нет.
Методы развития интереса
Как развить эмоцию интереса, если она подавлена?
- Через непосредственную разморозку эмоций, когда мы заново учимся проживать их и чувствовать. Для этого существуют практики, методы проживания эмоций. Подробнее о них можно прочитать в статьях «Как прожить эмоции злости» и «Экологичные способы проживания эмоций»
- Через работу со сценариями, которые подавляют эмоции. Это глубокая психологическая работа, которую сложно провести самостоятельно, и рекомендуется делать это в группе или индивидуально, но со специалистом.
Оба метода можно комбинировать или использовать по отдельности – они могут подходить разным людям.
Подробнее о функциях эмоций и чувств можно прочитать в статьях «Сила невыраженных эмоций» и «Эмоциональные ловушки».
Источник
Значение слова «любопытство»
ЛЮБОПЫ́ТСТВО, -а, ср. Стремление узнать, услышать что-л. во всех, даже несущественных, подробностях. Она не могла противиться влечению женского любопытства, — подкралась к дверям опочивальни и не пропустила ни одного слова из всего ужасного разговора. Пушкин, Арап Петра Великого. || Любознательность, пытливость. Он любил людей со всем своим никогда не погасавшим любопытством к творческим возможностям, скрывающимся в них. А. Н. Толстой, Русский богатырь. || Проявление интереса к чему-л. Быков подошел к аэроплану. Мужики с любопытством рассматривали диковинную машину. Саянов, Небо и земля. Мальчик все вокруг воспринимал с жадным, даже несколько восторженным любопытством. Катаев, Святой колодец.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Любопы́тство — бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но и многим живым существам. Любопытство является толчком к познанию нового, во многом зависит от внешних факторов, окружающей среды, а также от полученного ранее опыта субъектом познания. Любопытство — интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого познания и являющийся корнем любознательности . Любознательность (любознательность — любовь к знанию) приводит познающие разумные, и осознающие свою разумность, существа к знанию.
Толковый словарь Ожегова С. определяет любопытство как
1. Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное л.
2. Стремление узнать, увидеть что-н. новое, проявление интереса к чему-н. Возбудить, удовлетворить чье-н. л.
Часто для усиления положительной коннотации используют термин любознательность.
ЛЮБОПЫ’ТСТВО, а, мн. нет, ср. 1. Стремление, страсть узнать в подробностях что-нибудь новое, вновь появившееся, услышанное. Удовлетворить чье-н. л. Возбудить л. Проявлять л. 2. Неоправдываемое разумными целями стремление знать, видеть, слышать всё, что окружает человека в быту, вплоть до мелких, несущественных подробностей. О событии уже знали на базаре, праздное любопытство было возбуждено. М. Грькй.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
любопы́тство
1. стремление узнать, увидеть что-либо новое, проявление интереса к чему-нибудь
2. бессознательное стремление к познанию, присущее человеку и многим живым существам
3. мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: богоравный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Почему люди любопытны — что говорит наука?
Любопытство, любознательность: можно ли его развить или это врожденное?
Жажда знаний и любопытство является движущей силой человеческого развития и успеха во всех без исключения направлениях жизнедеятельности. Но безудержное любопытство, как известно, может стать причиной проблем: не суйте нос не в свои дела, говорит всем известная пословица.
Итак, вопрос: почему люди так любопытны? И есть ли у ученых объяснение этому феномену, например определение этого врожденного влечения к познанию мира? На этот вопрос отвечает Гранд Кэррин, научный журналист онлайн-издания livescience.com. С оригиналом статьи, которая объясняет основы психологической тяги людей к знаниям, можно ознакомиться здесь
Что касается определения, на самом деле данный тип комплексного поведения людей (в большей степени) и животных (в меньшей) настолько сложен и многообразен, что дать четкое определение данному феномену ученые не могут уже более ста лет.
Так, Уильям Джеймс, один из первых современных психологов, в 1899 году сформулировал любопытство как «импульс к лучшему познанию», подчеркнув, что это желание понять то, что вы знаете, а что — нет.
Иван Петрович Павлов, известный русский и советский ученый, создатель науки о высшей нервной деятельности, определял любопытство у собак как новый спонтанный стимул через рефлекс, который заставляет их сосредоточиться спонтанно на чем-то новом, что приходит в орбиту их исследований.
Несмотря на то что к консенсусу ученые так и не пришли до сих пор, общая теория такова: любопытство — это определенный способ сбора информации, присущий высшим формам жизни на Земле. Психологи также согласны с тем, что любопытство не связано с удовлетворением насущных потребностей, таких как голод или жажда, скорее это внутренне мотивированное желание.
Но только ли дело в мозговой деятельности, в желании?
фото: tominsup / flickr.com
Удивительно, но ученые реально считают, что у людей есть определенный ген или, вернее, набор «генов любопытства». Инструменты взаимодействия их пока не изучены, но примерные рассуждения по этому поводу уже есть, как и их модели.
Вот что по этому поводу пишут исследователи на страницах livescience.com:
«Любопытство включает в себя такой большой набор поведений, что, вероятно, нет и не может быть одного „гена любопытства“, который заставлял бы людей задумываться о мире и исследовать окружающую среду. Тем не менее любопытство имеет генетический компонент. Гены и окружающая среда взаимодействуют многими сложными способами, чтобы формировать и направлять поведение людей, включая их любопытство».
Ученые действительно выявили изменения в конкретном типе гена, который чаще встречается у отдельных певчих птиц, которые особенно заинтересованы в изучении окружающей среды, согласно исследованию 2007 года, опубликованному в журнале Proceedings of the Royal Society B, Biological Science. У людей мутации в этом гене, известном как DRD4, были связаны со склонностью человека искать что-то новое и не уставать от жизни.
Поэтому, формально, можно сказать, что любопытство одних людей отчасти проистекает из их генетических особенностей и (возможно) может передаваться генетическим путем, то есть быть врожденным или даже приобретенным при должном и прилежном обучении. Повторимся, ученые пока знают лишь приблизительный механизм, и все свойства любопытства, а также важность его использования человеком и другими животными.
Кто любопытней всех на свете? Младенцы!
фото: Henley Design Studio / unsplash.com
С другой стороны, младенцы, которым приходится много учиться за очень короткий промежуток времени, независимо от их генетических предрасположенностей, используют любопытство в качестве «инструмента для выполнения задач».
«Если ребенку не любопытно, то развития не происходит», — отмечает Кэтрин, преподаватель по развитию языка и коммуникации в Манчестерском университете (Великобритания).
Множество исследований любопытства младенцев и детей постарше показывали достаточно интересные результаты. Например, исследование 1964 года показало, что младенцы в возрасте от 2 до 6 месяцев стали менее заинтересованы в изучении сложных визуальных паттернов (объектов, вещей).
Через 20 лет исследование 1983 года показало, что младенцы в возрасте от 8 до 12 месяцев буквально тянутся к новым, неизвестным им вещам, но как только привыкнут к ним, объект становится для них не таким притягательным…
Интересно, что такая тенденция, называемая «перцептивной любознательностью» (обусловленной поиском информативной стимуляции), наблюдается не только у младенцев, но и у взрослых людей и животных. Этот механизм побуждает их исследовать новые вещи, пока они в конце концов не потеряют к ним интерес.
Как показывают эти исследования, младенцы делают это постоянно. Детский лепет является одним из примеров изучения.
Младенцы начинают повторять гласные в течение нескольких месяцев после рождения, но такое «лепетание» также демонстрирует применение перцептивного любопытства. Сначала ребенок начинает издавать анатомически возможные случайные звуки, достигая звука, близкого к звуку его родителей.
В конце концов дети наткнутся на такие звуки, которые наиболее приближены к голосу и тембру их родителей, и подумают: «Это похоже на то, что сделали бы мои мама или папа» и далее закрепят результат и разовьют его, повторяя и произнося звуки, а затем и слова снова и снова. И вот уже маленький человечек глаголет «мама» и «папа» и быстро обучается человеческой речи.
Одним из механизмов развития этого важнейшего навыка коммуникации, на базе которого была построена наша цивилизация, является именно любопытство.
Животные тоже любопытны, но всех любопытней ворона
фото: Pixabay / pexels.com
Среди животных особенно выдающимся любопытством славятся вороны. Они используют это самое перцептивное любопытство в качестве инструмента обучения не хуже, чем младенцы человека. Считается, что именно любознательность и любопытство в изучении окружающей среды помогают воронам искать пути добычи еды крайне нестандартными способами, да и вообще, быть на голову выше многих обитателей города, в том числе хищников вроде кошек.
Видео взято с YouTube-канала «PLOS Media»
Любознательность — интеллектуальное (эпистемическое) любопытство
фото: Kristi Evans / pexels.com
Но неужели любопытство «сидит» в нас на генном уровне и уровне рефлекса? Можно ли развить его в себе? Да, можно и даже нужно!
С другой стороны, что присуще исключительно людям и нет ни у какого другого вида существ на планете, — это так называемое «интеллектуальное (эпистемическое) любопытство».
По-научному это звучит следующим образом:
«Теория эпистемического любопытства (от греч. theoria — исследование и ерistemоlоgia — теория познания) — теория мотивации поведения. В соответствии с ней считается, что внутренняя познавательная потребность возрастает по мере увеличения „понятийного конфликта“, обусловленного противоречиями между „символическими реакциями“ (т. е. мыслями). Объективной мерой любопытства выступает энтропия. По своим физиологическим механизмам любопытство представляет собой активацию ретикулярной формации. Факторами, влияющими на любопытство, признаются: сильные внешние раздражители (прежде всего в аспекте новизны, сложности, неожиданности), внутренняя биологическая потребность, неуверенность. Наличие эпистемического любопытства увеличивает эффективность научения», — такое объяснение дал в 1954 году психолог Б. Берлайн.
Если упростить вышесказанное, то можно выделить следующее: эпистемическое любопытство — это стремление к познанию. Его выявляют с помощью вопросов о том, испытывает ли человек интерес к приобретению новых знаний и когнитивной обработке информации, связанных с новыми, сложными или неоднозначными стимулами. Им можно управлять вполне осознанно.
Остин Фуэнтес, профессор антропологии из Принстонского университета, говорит, что интеллектуальное любопытство — это то, что отделяет людей от других животных, делает из людей настоящих исследователей и развивает технологии…
Но с этим даром стоит обращаться очень осторожно. Иногда проверка новой идеи может привести к катастрофе. «Любопытство, вероятно, привело к вымиранию подавляющего большинства людей», — подытоживает Фуэнтес.
Итого:
Любопытство — это движитель прогресса цивилизации. Оно присуще и людям, и животным с рождения. Без него мы бы не смогли научиться ходить или говорить, а значит, и стать социальными животными. Но ученые выделяют несколько видов любопытства и любознательности, последнее из которого, эпистемическое любопытство, подразумевает возможность осмысленного изучения окружающего мира и его объектов.
Но люди должны знать меру в своем стремлении к изучению, поскольку… любопытной Варваре на базаре нос оторвали!
Источник