Любопытство это какое чувство

Что такое любопытство с научной точки зрения?

Как вы думаете, что значит быть любопытным? Ученые полагают, что любопытство — это одна из черт личности. У каждого из нас она выражена по-своему. Выходит, одни люди интересуются окружающими, знаниями или ощущениями больше, чем другие. Или нет? Любопытство имеет ряд преимуществ, однако оно также связано с риском. Чтобы разобраться в том, что же такое любопытство и какие преимущества оно несет в себе, ученые обратили свой взор на мозг.

Каждый из нас любопытен по-своему

Как связаны любопытство и мозг?

Бывало ли у вас такое, что вы изучали тему, которая не вам не интересна, а потом обнаруживали, что вы о ней ничего не помните? На самом деле этому есть научное объяснение — согласно результатам исследований, пребывание в состоянии любопытства увеличивает нашу способность запоминать интересную информацию. А вот если вам приходится изучать то, что вас совсем не интересует, вспомнить что именно вы изучали будет крайне затруднительно.

А вы считаете себя любопытным? Расскажите о темах, которые вам интересны участникам нашего Telegram-чата и спросите, чем интересуются они.

Это может показаться очевидным. Если вам что-то интересно, вы обращаете на это больше внимания. Что, в свою очередь, облегчает запоминание. Однако влияние любопытства на мозг намного сложнее. Когда что-то кажется нам любопытным, память становится лучше. В результате мы лучше запоминаем даже то, что нам не особо интересно. Не секрет, что любопытство связано с обучением и эту связь можно увидеть. Любопытство приводит к активации нескольких областей головного мозга, известных как гиппокамп (отвечает за память) и черное вещество (отвечает за положительные эмоции).

Связь между страхом и любопытством

Некоторые специалисты в прошлом полагали, что любопытство развилось как инстинкт, который помогает нам адаптироваться к новым условиям, побуждая к исследованию. Однако это, кажется, противоречит другим теориям, предполагающим, что мы боимся нового из-за потенциальной опасности, которую может нести в себе что-то, о чем раньше мы ничего не знали.

Любопытство связано с риском и жаждой острых ощущений

Кажется, что любопытство и страх могут быть спровоцированы одними и теми же ситуациями, причем любопытство иногда перевешивает страх перед исследованием чего-то нового. У некоторых людей страх может частично отвечать за пробуждение любопытства. Мы знаем, что системы в мозге, связанные с получением вознаграждения, активируются, когда нам интересно. Это указывает на то, что любопытство является своего рода жаждой получения дополнительной информации. В тоже самое время любопытство связано с риском, стрессоустойчивостью и поиском острых ощущений.

Что общего между любопытством и типом личности?

Согласно исследованиям, некоторые люди испытывают любопытство чаще или интенсивнее, чем другие. Но разве любопытство — только черта личности? Специалисты предполагают, что все люди одинаково любопытны, однако каждый человек испытывает «индивидуальное любопытство», которое проявляется в интересе к каким-то конкретным вещам или ситуациям. Ученые называют это «типом» любопытства.

    Исследователи выделяют два типа любопытства, которые хорошо исследованы:
  • Эпистемическое любопытство — оно описывает желание человека получать новую информацию, например факты, концепции или идеи. Такое любопытство направлено на удаление пробелов в знаниях.
  • Социальное любопытство — описывает увлечение и привязанность человека к тому, как другие люди думают, действуют и чувствуют.
  • В недавно опубликованном исследовании ученые хотели понять, отличается ли работа мозга у людей с разным типом любопытства. Специалистам также было интересно, вызывает ли момент любопытства активность в тех же самых областях мозга, которые объясняют, насколько любопытен человек в целом.

    Существует несколько типов любопытства: эпистемическое и социальное

    Согласно предварительным результатам ученые определили важную область, связанную с эпистемическим любопытством, но не с другими типами. Это свод головного мозга — структура, которая соединяет гиппокамп и области мозга, связанные с обучением, поиском информации и исследованием. Чем больше нас интересует информация в целом, тем лучше работают связи в мозге, отвечающие за обучение, поиск информации и мотивацию.

    Проверить, какая информация лучше всего утоляет ваше любопытство, можно нашем канале в Яндекс.Дзен.

    Как использовать любопытство?

    Это исследование может помочь нам понять, как лучше использовать любопытство в реальном мире, например, на работе и в учебных заведениях. Поскольку свода головного мозга связана с улучшенным обучением, это говорит о том, что мы должны стремиться создавать учебную среду, которая способствует исследованию идей и поиску информации. Важно помнить о том, что любопытство делает нашу память и делает работу мозга лучше.

    Источник

    Любопытство это какое чувство

    Любопытство — это чувство, когда я желаю чего-то определенного (хотя, может быть и не могу сформулировать чего именно), точно не знаю, как все это получится, но мне интересно и хочется. И я предвкушаю. Это такое побудительное чувство, которое позволяет мне узнавать новое.

    Хочу проживать, т.к. это всегда позитивное чувство. Не помню ни раза, чтоб испытывал любопытство из ненависти, скорби или подобных чувств. Негативные переживания приводят меня к изоляции. Любопытство чаще всего говорит о том, что я открыт. Возможно, есть и болезненное любопытство (например, сидеть сутками в социальных сетях), но это скорее можно назвать наваждением. К настоящему любопытству это не имеет отношения.

    Глушу не к месту, как мне кажется, прорезавшееся любопытство обесцениванием и маской безразличия (когда, например, мне стыдно показать свой интерес).

    Не культивирую. Я хочу чтобы мое любопытство не сводилось к потреблению. Т.е. хочу любопытствовать не только чтобы взять, но и чтобы отдать. Я хочу разумно выбирать предмет своего любопытства, и относиться к нему бережно и терпимо. Не делать скорых выводов и не создавать культов.

    Любопытство

    Я хочу переживать любопытство — считаю, что это больше состояние, а не чувство. Когда я хочу проживать это состояние, то склоняюсь к оценке себя и других, к сарказму и иронии, критичности. Когда мне что-то любопытно, то я чувствую в себе огромный заряд по энергии и хочу жить и радоваться.

    Не хочу испытывать, потому что боюсь нового, отношусь ко всему категорично и консервативно, агрессивно и возбуждённо, у меня завышенные ожидания, и я больше думаю головой, а не сердцем.

    Убегаю: переключаюсь на другое, заговариваю, обесцениваю происходящее. Я не всегда признаюсь себе в том, что испытываю любопытство. Разве что когда это безопасное любопытство, которое не причинит вреда ни мне, ни другому человеку. Иногда моё любопытство спроецировано на другого. Оно часто не сказывается на отношениях положительно. Другой человек. Ситуации настоящего. Потому что каждый новый человек — это новый опыт.

    Хочу замечать и осознавать чувство сразу, как оно появляется.

    Источник

    Любопытство – не порок, а… необходимость. Эмоция интереса и ее функции

    Каждая эмоция выполняет определенные функции в нашей жизни. Эмоция интереса – одна из важнейших. Она позволяет нам открываться новому, помогает узнавать мир и оживляет взаимодействие с ним. Это базовая эмоция состояния личности «Взрослый» и одна из основных – состояния «Ребенок». (Подробнее о состояниях личности можно прочитать в статье по ссылке)

    Интерес не относится к «запрещенным» негативным проявлениям вроде злости или страха, но, тем не менее, активно подавляется нами. Почему? Ответ обычно можно найти в нашем детстве.

    Детское любопытство

    Если вы вспомните детей, особенно совсем маленьких, то думаю, вспомните также, что им всегда все любопытно. «То хочу, это хочу… тут надо, здесь надо… а это что такое?»

    Любознательность от природы есть у каждого. Но, к сожалению, наши родители часто начинают блокировать ее развитие.

    Почему это происходит?

    • Ребенок бывает очень настойчив со своими постоянными расспросами. И если родители не умеют или не хотят выстраивать общение так, чтобы удовлетворить его интерес и в то же время не уставать самим – они будут стараться ограничивать его. «Сколько можно спрашивать!?» «По кочану!» и прочие «милые» ответы рано или поздно заставят ребенка умерить любопытство – чтобы не получать в ответ негатив и насмешку.
    • Обеспечить безопасность любознательному ребенку сложнее, чем равнодушному. Если ребенок сидит рядом, он под присмотром. А если он постоянно везде бегает и носится, желая все разузнать – за ним приходится следить гораздо внимательнее. И родители приучают его «вести себя прилично».
    • Третья причина – психологическая. Дело в том, что у самих родителей часто есть проблемы с выражением эмоций. Если, например, на тот же интерес стоит запрет, то ребенок, спонтанно проявляя себя, заставляет родителей страдать. Есть такой психологический механизм: когда мы запрещаем себе какие-то чувства, а кто-то рядом с нами свободно их показывает, это может быть болезненно. В отношениях родителей и детей такое происходит сплошь и рядом.

    Сценарий «Не делай!» и трагические предсказания

    Какими способами родители подавляют в детях эмоцию интереса? Самые распространенные – предостережения об опасности, трагические предсказания и сценарий «Не делай».

    Послание «Не делай» передается тревожными родителями. «Туда не ходи – упадешь, вечером одна не возвращайся – нападут, не катайся на велосипеде, а то собьет машина». Словом, не делай ничего, а то как бы чего не вышло. Все слишком опасно.

    Есть родители, которые опасаются каждого шага. И у их детей впоследствии практически блокированы эмоции интереса и удивления, им свойственны пассивность и нерешительность.

    Трагические предсказания работают примерно так же. «Ты собираешься в Европу? Там же террористы!». «Ты хочешь посещать бассейн? Но ведь можно заразиться!». И так далее.

    Родители, которые таким образом якобы обеспечивают ребенку безопасность, на самом деле заботятся о себе. Они не хотят напрягаться, переживать, следить за тем, что происходит, и гарантируют себе спокойствие запретами.

    Есть и другие причины блокировки интереса, но по моей личной статистике упомянутые выше наиболее распространены.

    Признаки людей, у которых блокирована эмоция интереса

    Функция эмоции интереса в психике человека – уравновешивать осторожность и желание «оставить все как есть». Если она заблокирована, страхи становятся сильнее нас.

    Когда ребенок с подавленным интересом вырастает, у него появляются сложности с принятием решений, радостью жизни в целом, с инициативностью и прочими важными качествами. И конечно, ему очень страшно сделать то, что в детстве он не пробовал – например, рисковать, идти вперед.

    • Люди, которых в детстве оберегали от неприятностей, впоследствии могут быть обескуражены тем, что проблемы вообще существуют. И конечно, они не готовы их решать.
    • Им могут быть свойственны боязнь неудач, неумение видеть перспективы и хорошие варианты, желание гарантий успеха перед началом действий.
    • В любом новом событии есть возможности, а есть риски, есть шанс выиграть и проиграть. Люди такого плана во всем предвидят в первую очередь трагические последствия.
    • Часто есть ограничение активности, отказ от действия, потому что страшно. Проще запретить себе какой-либо интерес, чем рисковать и бояться.
    • Все новое осваивается через тревогу. Чтобы сделать первый шаг, нужен гид, помощник, какой-то толчок извне.
    • Застревание в отношениях, ситуациях – даже таких, которые не нравятся. Просто потому что это привычно, а что-то менять – страшно. Главным приоритетом становится безопасность.
    • Следствием блокировки интереса могут стать также проблемы со здоровьем – потому что зажим в психике обязательно отражается на состоянии тела. Подробнее об этом читайте в статье по ссылке.
    • Очень часто человек начинает путать свои страхи с голосом интуиции, не умеет слушать ее.

    При нормально развитом интересе человек открыт новому, более гибок, смел и в то же время рассудителен. Интерес помогает нам двигаться вперед, общаться.

    Борьба мотивов

    Это ситуация, когда страх силен, но интерес подавлен не до конца. И человек подолгу колеблется, не зная, как поступить. Он ждет каких-то гарантий, что точно все получится – в отношениях, на новом месте работы. И если все-таки что-то предпринимает, то через внутреннюю борьбу. Но порой на нее уходит столько сил, что на само действие ничего не остается.

    Контролируемый негативный опыт

    Правильный подход к воспитанию – дать ребенку контролируемый негативный опыт. Есть известное мнение, что ребенок под присмотром родителей должен получать контролируемый позитивный опыт. И это правда. Но он должен получать и негативный. Благодаря этому он учится сталкиваться со сложностями, преодолевать их. Но главное – он вообще знакомится с тем, что сложности бывают, понимает, что ничего страшного в этом нет.

    Методы развития интереса

    Как развить эмоцию интереса, если она подавлена?

    • Через непосредственную разморозку эмоций, когда мы заново учимся проживать их и чувствовать. Для этого существуют практики, методы проживания эмоций. Подробнее о них можно прочитать в статьях «Как прожить эмоции злости» и «Экологичные способы проживания эмоций»
    • Через работу со сценариями, которые подавляют эмоции. Это глубокая психологическая работа, которую сложно провести самостоятельно, и рекомендуется делать это в группе или индивидуально, но со специалистом.

    Оба метода можно комбинировать или использовать по отдельности – они могут подходить разным людям.

    Подробнее о функциях эмоций и чувств можно прочитать в статьях «Сила невыраженных эмоций» и «Эмоциональные ловушки».

    Источник

    Любопытство

    Любопы́тство — бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но и многим живым существам. Любопытство является толчком к познанию нового, во многом зависит от внешних факторов, окружающей среды, а также от полученного ранее опыта субъектом познания. Любопытство — интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого познания и являющийся корнем любознательности . Любознательность (любознательность — любовь к знанию) приводит познающие разумные, и осознающие свою разумность, существа к знанию.

    Толковый словарь Ожегова С. определяет любопытство как

    1. Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное л.
    2. Стремление узнать, увидеть что-н. новое, проявление интереса к чему-н. Возбудить, удовлетворить чье-н. л.

    Однако, любопытство далеко не всегда оценивается положительно. Пример тому — две пословицы:

    • Любопытство сгубило кошку (англ.Curiosity killed the cat ).
    • Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

    Часто для усиления положительной коннотации используют термин любознательность.

    См. также

    Интересные факты

    • Марсоход MSL в результате конкурса, устроеного NASA, получил название Curiosity (Любопытство).
    • В Екатеринбурге установлен памятник любопытству, городские скульптуры на эту тему есть в Лос-Анджелесе и Одессе[1]

    Примечания

    Для улучшения этой статьи желательно ? :
    • Добавить иллюстрации.
    • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
    • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое «Любопытство» в других словарях:

    ЛЮБОПЫТСТВО — ЛЮБОПЫТСТВО, любопытства, мн. нет, ср. 1. Стремление, страсть узнать в подробностях что нибудь новое, вновь появившееся, услышанное. Удовлетворить чье нибудь любопытство. Возбудить любопытство. Проявлять любопытство. 2. Неоправдываемое разумными… … Толковый словарь Ушакова

    любопытство — взяло • действие, субъект любопытство пересилило • субъект, победа любопытство превозмогло • субъект, победа разбирает любопытство • действие, субъект … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    Любопытство — Любопытство ♦ Curiosité Стремление узнать что то, знать чего не имеешь права, или нечто бесполезное. Любопытство – это любовь к неведомой истине, и чем надежнее сокрыта эта истина, тем сильнее любовь. Любопытство породило науку и привычку… … Философский словарь Спонвиля

    любопытство — см. интерес Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. любопытство сущ. • любознательность • пытливость … Словарь синонимов

    ЛЮБОПЫТСТВО — Чем тоньше лед, тем больше всем хочется убедиться, выдержит ли он. Генри Уилер Шоу Наберите команду плыть в рай и попробуйте сделать стоянку в аду на какие нибудь два с половиной часа, просто чтобы взять угля, и будь я проклят, если какой нибудь… … Сводная энциклопедия афоризмов

    любопытство — жадное (Сологуб, М. Сибиряк, А.Федоров); нестерпимое (Куприн); обжорливое (А.Яблоновский) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913. любопытство Активное … Словарь эпитетов

    ЛЮБОПЫТСТВО — ЛЮБОПЫТСТВО, а, ср. 1. Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное л. 2. Стремление узнать, увидеть что н. новое, проявление интереса к чему н. Возбудить, удовлетворить чьё н. л.… … Толковый словарь Ожегова

    Любопытство — Предположительно врождепная склонность организмов искать новое в своем окружении. «Маленький Альберт» Исследование по классическому сформированию условных рефлексов, проведенное в 1920 году Уотсоном и Рейнером. Каждый раз, когда девятимесячный… … Большая психологическая энциклопедия

    любопытство — • безграничное любопытство • величайшее любопытство • дикое любопытство • жгучее любопытство • жуткое любопытство • излишнее любопытство • мучительное любопытство • неистощимое любопытство • неистребимое любопытство • ненасытное любопытство •… … Словарь русской идиоматики

    Любопытство — – интерес к чему л. без цели и пользы, желание все видеть и знать, «предрасположенность к поиску нового» (Ребер). Возможное проявление – более, чем обычно, раскрытые глаза (ср. пялить глаза), застывшая поза, затаенное дыхание. Типичная реакция на … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Источник

    Оцените статью