Оскорбление чувств. Кто и чем задевал христиан, мусульман, иудеев и буддистов в России
Первое уголовное дело об оскорблении чувств атеистов, которое открыли в России в 2017 году, завершилось, не дойдя до суда. Следователи согласились, что стихи Максима Дроздова, из-за которых у него и начались проблемы, не были направлены на разжигание ненависти и вражды.
После скандального дела Pussy Riot Уголовный кодекс пополнила новая редакция статьи 148, которая предполагает, что за оскорбление чувств верующих могут дать до трех лет. За «возбуждение ненависти либо вражды» (статья 282 УК) на религиозной почве тоже предусмотрены реальные сроки.
Чаще всего в России, где христианство — самая распространенная религия, говорят об оскорблении чувств православных. Но в уголовных делах (или как минимум жалобах) упоминаются и другие конфессии. RTVI решил напомнить о самых показательных историях, связанных с разными религиями.
Христиане
В мае 2016 года суд в Кировской области вынес приговор двум местным жителям — Константину Казанцеву и Рустему Шайдуллину. Как можно узнать из материалов дела, мужчины, «преследуя цель надругаться над почитаемой верующими религиозной святыней — православным крестом, как символом веры, на котором принял мучительную смерть Христос», приехали в деревню Старая Малиновка, сделали чучело с маской клоуна и повесили его на православный крест. При этом на самом кресте они оставили оскорбительную надпись.
Позже мужчины раскаялись и извинились перед жителями деревни. Суд назначил им по 230 часов обязательных работ.
В мае 2017 года блогера из Екатеринбурга Руслана Соколовского приговорили к 3,5 годам условно. Его признали виновным, в частности, по двум «религиозным» статьям УК (282 и 148).
Дело на Соколовского завели после того, как блогер выложил ролик, на котором он играет в Pokémon Go в одном из храмов Екатеринбурга. Соколовского обвиняли, например, в том, что он отрицал существование бога и наделял Иисуса Христа «качествами покемонов и зомби».
В июле 2017 года приговор блогеру немного смягчили: условный срок снизили до двух лет и трех месяцев.
- Прикуривание от церковных свечей
В мае 2017 года суд в Белгороде вынес приговор 22-летней местной жительнице, которая прикурила сигарету от свечи в церкви. Ей назначили штраф в 15 тысяч рублей. Суд учел смягчающее обстоятельство: а именно то, что она недавно стала матерью.
Белгородская история оказалась не единственной в своем роде: весной 2017 года следователи в Кемеровской области объявили о проверке из-за фотографии с другой девушкой, которая тоже прикурила сигарету от свечей в храме. Чем эта проверка закончилась — неизвестно.
О последнем похожем случае стало известно меньше недели назад: в МВД по Челябинской области рассказали о девочке-подростке, которая пыталась прикурить сигарету от горящей свечи в храме Магнитогорска.
- Карикатуры и комментарии в соцсетях
Большое число дел об оскорблении верующих связано с публикациями в соцсетях.
Одним из таких дел стал процесс неоязычницы Натальи Телегиной, которую судили в Барнауле. Поводом стали несколько картинок в соцсети «ВКонтакте». При этом заявление на Телегину написал ее единоверец, который решил, что она разжигают вражду между язычниками и христианами.
Приговор Телегиной вынесли в декабре 2017 года. Она получила два года условно.
Источник
Что не так со статьей за оскорбление чувств верующих
Статья 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». В народе эта статья Уголовного Кодекса называется «Статья за оскорбление чувств верующих». Интересная статья. Сама ее суть и первопричина ее существования — это создание возможности для каждого человека свободно и открыто исповедовать любую неэкстремистскую религию. Заметьте — ЛЮБУЮ религию, если она не запрещена законом. Никто не имеет права оскорблять или выражать явное неуважение к человеку или обществу за его религиозные убеждения, препятствовать ему в осуществлении религиозной деятельности. С одной стороны это кажется хорошая и нужная статья, вроде бы служащая дополнительной защитой прав человека. С другой стороны — лично я не вижу в ней логики.
Давайте прикинем. Чем приверженцы какой-либо религии с точки зрения субъекта (или объекта. как там оно правильнее) гражданского права отличаются от сторонников… скажем политической партии или идеологии? Или представителей какой-либо профессии?
Чем оскорбление чувств верующих принципиально отличается от оскорбления чувств социалистов? Или капиталистов? Или монархистов?
И чем оскорбление чувств верующих отличается от оскорбления чувств рабочих людей и служащих, получающих низкую зарплату?
Подходишь такой к учителю, и говоришь ему: «Почему ты так мало зарабатываешь? Ты же понимаешь, что у тебя работа неблагодарная? Бросай ее, иди в бизнес!» А он тебе в ответ иск за оскорбление его чувств. Глупо, да?
А попробуйте нечто подобное сказать верующему, но не в личной беседе, а публично, на каком-нибудь форуме. Попробуйте покритиковать его религию, указать на недочеты, несостыковки и заблуждения. Уже как то боязно, да? Вероятность уголовной ответственности вполне реальна.
Почему так? Потому что есть конкретная статья, и ее можно применять.
А я вот может тоже хочу, чтобы мои чувства либерала и социалиста защищала такая же статья! Говорит мне какой-нибудь оппонент, что Ленин — «редиска», а Навальный — «изменник родины», а я ему УК в морду. А он такой сразу бледный становится и извиняться начинает. Красота!
Только какой я после этого буду социалист и либерал?
Кстати, еще один интересный момент. Саму РПЦ можно привлекать к ответственности по этой статье. Ведь нередко из уст официальных представителей РПЦ можно было слышать критику в адрес язычества и язычников. Как только не называли их: и безбожники, и диаволопоклонники, и сатанинские угодники и т. п. Мол, язычество — это сатанинские культы, отвращающие человека от истинной веры.
Тут можно конечно возразить — мол, язычники не являются представителями официальной религии, они никто и звать никак, и вообще это не религия. В принципе так к ним и относятся «законные верующие».
И правда, статья за оскорбление чувств верующих защищает официальные, зарегистрированные в установленном порядке религиозные организации и объединения, и их представителей и сторонников. То есть, как бы не только РПЦ и народ православный является объектом защиты УК, но и мусульмане, иудаисты, буддисты, зороастрийцы, индуисты и многие другие. Все эти верования являются как бы законными и оформлены в виде соответствующих религиозных организаций и объединений. А также, внимание — язычники тоже. Да да, язычники тоже имеют свои официально зарегистрированные организации. То есть формально, язычество является официальной религией. Для небольшого количества людей, но все же…
По данным Росстата на 1 января 2015 года было зарегистрировано 10 религиозных организаций языческого толка.
Данные конечно немного устаревшие, сейчас может быть их число изменилось. Я не стал проверять. Это не имеет принципиального значения. В любом случае, само язычество никто еще не запрещал, соответственно оскорблять язычников, называя их безбожниками и сатанистами никто не имеет права, ни рядовой верующий, ни глава церкви.
Вот такой вот казус. Ведь, по логике вещей и теоретически, закон об оскорблении чувств верующих, он же защищающий право человека на вероисповедание, может быть серьезной помехой в критике язычества Церковью. На протяжении тысячи лет Церковь боролась с язычеством. И сегодня, в 21 веке, не имеет права продолжать эту борьбу. Ни физически, ни идеологически. Даже критиковать не имеет права. Даже подвергать сомнению правильность и истинность язычества, равно как и любой другой религии, не задевая при этом чувств верующих язычников.
Ведь никто сейчас не может критиковать Православие и подвергать сомнению его истинность, не задевая при этом чувств православных верующих.
Кстати, по логике закона о защите чувств верующих, из церковной риторики РПЦ необходимо убирать такие слова, как «истинная вера» и т. п. Ведь это является оскорблением чувств мусульман и др. Типа, их вера — не истинная? Тоже самое относится и к мусульманской церкви в России.
Одним словом куда ни кинь — всюду клин. Логически и объективно не работает данный закон. Он работает лишь субъективно, по крайней мере при нынешнем традиционном укладе.
Поэтому не должно быть такой статьи. Нельзя рассматривать в качестве объекта защиты чьи-либо чувства и убеждения, так как чувства, убеждения, мировоззрение, идеология не являются неотъемлемым признаком человека, в отличие от его внешности, веса, роста, национальности и т. п. Чувства и убеждения имеют обыкновение мгновенно меняться по прихоти их носителя. Допустим, сегодня я невольно задел чувства православного верующего, и был привлечен к ответственности по закону. Возможно, например даже выплатил ему компенсацию за моральный ущерб. А потом этот православный верующий через годик возьми и перейди из православной веры в мусульманскую. По идее я должен быть оправдан и бывший оскорбленный должен будет вернуть мне деньги? Как то так?
Государственная защита религии приведет лишь к ее деградации и упадку. Без испытаний критикой религия превратится в набор неоспариваемых догм. Эти тепличные условия только лишь развратят Церковь.
Настоящая вера не боится критики. Настоящий верующий не нуждается в покровительстве закона. Речь не идет о гонениях на верующих, имевших место в прошлом, потому что сейчас это невозможно в гражданском обществе, благодаря другим законам, защищающих жизнь, здоровье и достоинство человека, а также антидискриминационным законам.
Настоящий верущий — он верит, невзирая и не боясь критики; он находит успокоение в своей Вере; он не сомневается в ней, и он готов отстаивать ее. Он не следует слепым и устаревшим догмам, но напротив — смотрит в самую суть веры, обретая свое предназначение.
Каждая критика религии, в спорах и диспутах — лишь проверяет на прочность веру человека. И если он под напором аргументов, доводов и разоблачительных фактов все равно продолжает верить, то значит ему так нужно, и вера его крепка, и никакой дополнительный защищающий закон ему и так не нужен.
Источник
Оскорбление чувств верующих
Законодательство Российской Федерации предусматривает правовое регулирование в области чувств верующих той, либо иной религии. Эта статья рассказывает о том, что является оскорблением религиозных чувств граждан и какое за это предусмотрено наказание. Изменения в законодательстве РФ в отношении религии вызывало большое количество рассуждений, мнений и комментариев.
Законодательная база
Согласно законодательству, в Уголовном кодексе Российской Федерации в Статье 148 существует формулировка «оскорбление чувств верующих», которая предусматривает наказание за подобные деяние. Согласно этой статье преступными считаются действия совершенные публично и направленные на оскорбление чувств верующих, с выражением к ним открытой неприязни, как к гражданам со своими убеждениями. Также предусмотрена ответственность за препятствование проведения обрядов верующими, а также попытку воспрепятствовать деятельности организаций религиозного толка.
Само по себе оскорбление религиозных чувств это неуважение к религиозным канонам, догмам, высмеивание их. Это могут быть устные высказывания, оскорбление в социальных сетях, с помощью средств массовой информации и т.д. Также может быть осквернение, либо уничтожение религиозного атрибута.
Объектом злодеяния в подобных случаях УК считает религиозное мировоззрение. В законе не прописывается конкретная конфессия, а значит он распространяется на все. Однако считается, что религиозное сообщество должно быть корректно зарегистрировано и не противоречить законодательству Российской Федерации.
Помимо Статьи 148 УК РФ существует также Статья 213, которая несет в себе наказание за хулиганство. Причём Пункт 2 Части 1 этой статьи предусматривает наказание за совершение хулиганства в связи с религиозной ненавистью.
Помимо этого существует Статья 282 УК РФ которая предусматривает ответственность за унижение достоинства по мотивам вероисповедания. А также существует Статья 214 УК РФ за вандализм.
Признаки преступления
Считается, что оскорбление чувств верующих должно нести в себе следующие признаки:
1. Целью действия преступника должно быть именно оскорбление. И это должно быть доказано.
2. Преступник должен выражать недвусмысленное неуважение к обществу в целом.
3. Преступление должно быть совершено публично. Высказывать свое мнение наедине, либо в кругу своих единомышленников разрешено.
4. Негативные высказывания должны характеризовать личность потерпевших.
5. Оскорбительные высказывания должны быть обращены к конкретным лицам и рассчитаны на то, что они будут доведены до их сведения.
Помимо прочего, как правило подобные преступления совершаются в священных для приверженцев данной религии местах. Также, как правило подобные преступления сопряжены с насилием, либо угрозой насилия. Что является отягчающей характеристикой.
Обязательным при рассмотрении подобного дела будет доказательство того, что преступление было совершено с прямым умыслом, а не косвенным. А именно преступник ставил своей целью именно оскорбления конкретных верований человека.
Под честью и достоинством гражданина понимают оценку человека с точки зрения морали, как самого себя, так и окружающими. Форма в которой было высказано оскорбление должна быть именно неприличной не соответствующие нормам морали.
Источник
Лурк оскорбление чувств верующих
Ни один из участников скандальной фотосессии, оскорбляющей чувства верующих, не уйдет от возмездия – так полагают интернет-пользователи.
Как следует из телеграм-канала Readovka, тиктокерша Анастасия Акимова (Чистова) задержана правоохранителями на 10 суток. В качестве основания для задержания авторы канала называют сопротивление полиции.
Данный пост породил множество комментариев неравнодушных пользователей мессенджера. Ряд их считают, что тиктокерша (по некоторым данным являющаяся на деле эскортницей) должна получить заслуженное наказание, не ограничивающееся полуторанедельным арестом, а сочувствия она не вызывает никакого.
«Отправьте ее вместе с ним в Таджикистан. пусть там пранки снимают», – самая мягкая мера наказания из предложенных комментаторами.
Мечтающая о популярности Акимова «прославилась» тем, что приняла участие в откровенно похабной фотосессии на Красной Площади совместно с таджикским блогером Русланом Бобиевым. После появления отвратительных кадров в Сети на парочку обрушился закономерный гнев интернет-пользователей, справедливо увидевших в данном «перформансе» оскорбление чувств верующих. Именно по этой причине Бобиев вскоре был задержан правоохранителями, после чего с блогера резко слетела былая «смелость», и он стал умолять о депортации, дабы избежать полагающегося по закону лишения свободы.
По поводу «раскаяния» потерявшего спесь похабника метко выразился журналист Илиас Меркури. По его словам, блогер из Таджикистана так легко не отделается, и ему непременно грозит уголовное наказание, которого он в полной мере заслуживает.
Источник