Печальная история Медузы Горгоны глазами художников разных времён
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В Древнем мире это завораживающее изображение можно было бы найти в качестве украшения на колеснице в I-II веках н. э. Провокационный взгляд украшал шест колесницы, соединяющий два колеса. Представьте себе эффект: колесо вращается в быстром размытом пятне, в то время как голова Медузы в центре остаётся стоической и твёрдой. Хаос движения окружает Медузу, когда её пристальный взгляд постоянно привлекает внимание аудитории, следящей за человеком на колеснице.
Археологи полагают, что это изображение с Медузой, вероятно, украшало церемониальную колесницу, а не гоночную. Поэтому вполне вероятно, что колесница везла важного человека, который хотел бы излучать такое же очарование. Голова Медузы была популярным выбором декора из-за замечательного мифа о ней.
Афина прокляла Медузу за осквернение её священного храма, и богиня превратила её в Горгону. Когда появился греческий герой Персей и убил её, он отдал голову Медузы Афине в качестве дани. Затем Афина взяла голову Медузы и положила её на свой щит, или, в некоторых вариантах, на нагрудник. Таким образом, убитая голова Медузы стала символом победы Афины.
Когда люди решали украсить свои одежды и предметы одежды головой Медузы, они вызывали тот же триумф, который Афина испытала после её смерти. Глаза Медузы в этом произведении искусства кажутся ярче, чем остальная часть артефакта, и поэтому её пронзительный взгляд был сохранён.
Это произведение искусства Медузы было недавно найдено в древнем Одеоне (театре) в Кибрии, Турция, и оно может датироваться I веком н. э. Из того, что было обнаружено в ходе реставрации, мы видим, что это прекрасное произведение искусства Медузы сосредоточено на её глазах и выражении лица. Волосы Медузы и внешняя форма её лица размыты, и они сливаются с искаженным, но красочным фоном.
Этот тип мозаики необычен и привлекателен, а узор в сочетании с ярким цветом усиливает динамичное изменение от лица к его окружению. Он отражает силу взгляда Медузы, которая притягивает аудиторию, чтобы посмотреть на источник силы – глаза, к которым зритель будет вечно прикован. Сосредоточив взгляд, она усиливает выражение страдания и боли, её страдание проявляется в сведённых бровях и скрученной шее. Она олицетворяет трагедию, подходящую тему для театра.
У греков в театре было две основные темы: трагедия и комедия. Медуза — идеальный предмет для театрального декора, потому что собственный миф Медузы — трагедия. Бог Посейдон изнасиловал её в храме Афины, что нарушило его святость. Афина была в ярости на Посейдона, но не могла отомстить ему из-за его статуса бога, поэтому её гнев пал на незаслуженную жертву: Медузу.
Стиль мозаики усиливает иллюстрацию того, как Медуза попала в ловушку проклятия. Она полна шока и боли. Пристальный взгляд в глаза Медузы вызывает трюк иллюзиониста, так как во время него окружающая мозаика, кажется, слегка пульсирует. Её страдальческое лицо создаёт сцену для зрителей театра, чтобы сопереживающе разделить её трагедию.
Знаменитая голова Медузы Бернини великолепна для созерцания. Бернини создал эту скульптуру, вдохновлённый «Метаморфозами» Овидия и стихотворением Джамбаттиста Марино о Медузе. «Метаморфозы» — это сборник мифов о переходе существ из одного состояния в другое, и сама Медуза превращается из красивой женщины в страшную Горгону в одном замечательном отрывке. С другой стороны, стихотворение Марино следует читать с точки зрения самой Медузы:
«Я не знаю, изваял ли меня таким смертный резец / или, отражаясь в прозрачном стекле, вид самой себя сделал меня таким»
(из Галереи, 1630)
В результате Голова Медузы работы Бернини поражает своей метафорической способностью представлять возможность скульптора «окаменеть» тех, кто восхищается его мастерством. Скульптура изображает момент, когда Медуза смотрит в воображаемое зеркало и с ужасом превращается в камень. Медуза в искусстве иллюстрирует не только способность богини Афины превращать человека в чудовище, но и способность скульптора превращать камень в реалистичный шедевр.
В мифе о Медузе нет никаких записей о том, что сама Медуза превратилась в камень. Бернини и другие художники создали интригующие сюжетные линии «что, если?», продолжая миф о Медузе в художественных адаптациях. Она продолжала вдохновлять творческих людей и художников-интроспективистов на протяжении всей истории.
Это произведение искусства Медузы — гравюра Александра Рансимана, и эффект среды размывает изображение в туманную картину из мифа. В этом произведении голова Медузы не находится в центре внимания, а является частью динамики, иллюстрирующей насилие и уязвимость. Её голова запрокинута назад, обнажая горло, возле которого меч Персея в нескольких мгновениях от смертельного удара. Чрезмерный акцент на телосложении Персея в отличие от уязвимой спящей формы Медузы ещё больше указывает на дисбаланс сил. Фигура Персея активная и прямая, легко защищаемая, в то время как Медуза раскинула руки, обнажила грудь и лежит незащищённая.
Что особенно интересно, так это то, что змеи спят, а её взгляд обращён в сторону. Голова Медузы маленькая и совсем не конфронтационная, в отличие от других произведений искусства. Глаза Медузы закрыты — её оружие, или её проклятие — это взгляд, который превращает людей в камень, и поэтому в этом произведении искусства её средства защиты были сведены на нет. Без силы своего проклятия за спиной она просто спящая женщина. Возможно, это произведение искусства должно заставить воспринимающего задуматься, какому герою аплодируют за убийство спящей женщины? В нём Медуза изображена жертвой проклятия и мужского насилия.
Это произведение искусства Медузы Франца фон Штука было создано пастелью на бумаге. Фон Штук следовал популярному движению в стиле модерн и символизма своего времени. Эти стили искусства отдавали предпочтение изображению мистического и сказочного, с акцентом на плавные формы и линии. На этой картине змеи, окружающие бледное лицо Медузы, образуют извилистый поток тьмы.
В отличие от рептильной тьмы, яркие глаза Медузы вспыхивают. Бледность и напряжённость лица и глаз придают Медузе гипнотический, сияющий взгляд. Это соответствует сновидческому искусству, которое поощрял символизм. Греческая мифология была популярной темой для художников в движении символизма. Вместо того, чтобы изображать реалистичные и естественные образы, символисты опирались на идеи, в которых фигурировали любопытные и странные.
Искусство Медузы запечатлело эмоции страха, тоски и ужаса, а также печали и меланхолии — подходящее исследование для символиста. Искусство Франца фон Штука «Медуза» вызывает у зрителя скорее беспокойство, чем сочувствие. На этом изображении Медуза предстает волевым хозяином своей новой силы превращать зрителя в камень.
Медуза действительно стала чудовищем, приняв своё проклятие.
В свете движения #MeToo эта статуя Лучано Гарбати привлекла большое внимание. Это в высшей степени ревизионистская работа, которая переворачивает повествование о мифе о Медузе. В то время как в мифе Персей убивает ничего не подозревающую Медузу во сне и использует её голову в качестве трофея, в этом произведении искусства Медузы роли меняются местами. Медуза торжествующе стоит с убитой головой Персея в руке, с решительным взглядом, который многие приняли за символ «женской ярости» против угнетения. Вместо того, чтобы изображать только голову Медузы, это произведение искусства объединило обезглавленную голову с телом.
Это необычное произведение искусства возвращает Медузе всю её форму и силу, которая приходит с её телом, вместо того, чтобы изображать её в момент поражения в виде отрезанной головы. Вместо того, чтобы быть трофеем и подвергаться вечным мучениям в качестве украшения, эта Медуза повторяет призыв к переменам и выдвигает новые перспективы в обществе, чтобы не относиться к женщинам как к монстрам или трофеям. Статуя была установлена в парке рядом с Уголовным судом округа Нью-Йорк, где рассматривается множество дел, связанных с насилием в отношении женщин.
Кэрол Энн Даффи, английская поэтесса-лауреат, написала стихотворение «Медуза». В её стихотворении освещается аналогичная тема насилия в отношении женщин и выявленная модель обвинения жертв.
Заключительные строки стихотворения таковы:
«И вот ты приходишь
со щитом вместо сердца
и мечом вместо языка.
Посмотри на меня сейчас…»
Медуза за преступления Посейдона была наказана проклятием превращения в Горгону. Её несправедливо обвинили в насильственных действиях мужчины, а стихотворение Даффи и Статуя Гарбати подчёркивают эффект продолжающегося насилия в отношении женщины, которая изначально была хорошей, но из-за повторяющихся обстоятельств превратилась в мстительного монстра.
Последняя строка стихотворения «посмотри на меня сейчас» имеет двоякий смысл. Неужели Медуза приказывает зрителям смотреть на неё, чтобы она могла сердито бросить на них окаменевший взгляд? Или последняя строка Медузы в стихотворении — это крик отчаяния за свою жизнь, какой она была когда-то до насилия? Внушительный взгляд статуи Гарбати демонстрирует ту же силу противостояния, требуя, чтобы воспринимающий смотрел и видел то, что хочет увидеть…
В следующей статье, читайте также о том, кем была Гипатия Александрийская и почему многие готовы были избавиться от неё в то время, как другие буквально боготворили.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Образ Медузы Горгоны в скульптуре, лепнине и других проявлениях искусства
Медуза Горгона – одна из самых узнаваемых фигур древнегреческого искусства. Голова Горгоны стала настоящим символом, который активно использовался художниками, скульпторами и декораторами во все времена. Учитывая магическую способность Медузы превращать все, на что обращается ее взгляд в камень, во многих философиях Медуза Горгона стала апотропеическим символом для защиты от негатива и сглаза.
Именно с этой целью большинство скульпторов и архитекторов использовали лепное изображение головы Горгоны при создании скульптурных композиций.
Роль Медузы Горгоны в греческой мифологии и искусстве
В греческой мифологии были известны три Горгоны – сестры-чудовища, дочери морских божеств Форкии и Кето. Сестры не были рождены чудовищами. Когда-то они были прекрасными девушками, которые своей красотой восхищали людей и богов. Младшая сестра по имени Медуза согласно легенде была настолько красива, что ей увлекся бог морей Посейдон.
Он возжелал прекрасную девушку, однако выбрал для этого священное место — храм Афины. Гнев богини был настолько суров, что раз и навсегда изменил судьбу молодой девушки Медузы.
Афина превратила Горгону в крылатое чудовище, уродливое и страшное. Волосы Медузы превратились в клубок извивающихся змей, тело покрылось чешуей, а лицо исказилось злобой и негодованием. Кроме того, Афина наделила Медузу страшной магической силой — превращать любого, на кого она смотрела, в камень.
Наказание с Медузой разделили и ее сестры, которые тоже были изуродованы и вынуждены сбежать от людей «на край света» на безлюдный остров. При этом Медуза была смертна, а остальные сестры — Стено и Эвриале сохранили свое бессмертие.
Слава о трех сестрах-чудовищах быстро разнеслась по всей Греции, вселяя ужас в людей. Царь Полидект предлагает вознаграждение тому, кто совершит убийство младшей смертной сестры Медузы и принесет ему ее голову. Так родился самый известный греческий миф, который рассказывает о роковой встрече Медузы Горгоны с греческим героем Персеем.
На отдаленный безлюдный остров Персей отправился с помощью богов, которые предоставили ему божественные инструменты — отполированный щит Афины, чтобы увидеть отражение ужасного лица Медузы и избежать ее страшного взгляда, превращающего в камень, шапку невидимку бога Аида и острый кривой меч Гермеса. Вооружившись этими божественными атрибутами, Персей прибыл на остров, застал спящих сестер и отрубил Медузе голову. Из обезглавленного тела Медузы хлынула кровь, появился ослепительно белый конь Пегас и Хрисаор с золотым мечом в руках. Их считают детьми убитой Медузы. Кровь Горгоны по легенде собрала Афина и передала прославленному врачевателю Асклепию, который использовал ее для воскрешения и умерщвления людей. Голову чудовища забрал с собой Персей.
Фото: источник
Когда сестры Медузы проснулись, они увидели ее обезглавленное тело и пустились в погоню за Персеем. Но при помощи божественных атрибутов герой ушел от погони. Даже после отсечения, голова Медузы Горгоны сохранила свою способность «окаменять» окружающих. Во время своих путешествий Персей использовал голову, чтобы превратить врагов в камень и спасти принцессу Андромеду от морского монстра. Далее она была передана Афине, которая прикрепила голову к своему щиту, что помогало ей повергать врагов.
Хотя эти истории сегодня звучат фантастически, для древних греков они были квазиисторическими. Мифы, а также истории, написанные Гомером и Гесиодом, считались частью потерянного героического прошлого, когда мужчины и женщины могли взаимодействовать с героями, богами и сверхъестественными силами. Таким образом, Медуза для древних греков была не просто фантастическим чудовищем, а частью реальной истории. В античные времена она символизировала историческую угрозу. История о том, как Персей победил и использовал энергию этого фантастического существа, была не просто мифом, а важной главой общего аллегорического и исторического повествования греков.
Медуза Горгона в мировой скульптуре и лепнине
Медуза Горгона очень неоднозначная фигура в мифологии. Ни в чем не повинная молодая девушка была превращена в чудовище, обладающее страшной силой. Именно в связи с этой неоднозначностью художники и скульпторы всегда по-разному изображают Горгону – некоторые страшной и жестокой, другие несчастной и измученной.
Ее внешность неоднократно менялась на протяжении веков, но она всегда узнаваема благодаря своей поразительной фронтальности. В греческом искусстве редко можно встретить фигуру в анфас, но все скульптуры и лепные композиции изображают Медузу, решительно смотрящую вперед.
Фото: источник
Голова Медузы так часто использовалась как декоративный мотив в лепных и художественных композициях, что в искусстве появился отдельный термин – горгонейон. Со времен античности архитекторы и скульпторы всех времен и национальностей вдохновлялись этим великолепным символом и включали его в свои лепные работы. Горгонейон был широко распространен в убранстве храмов архаического периода (700–480 гг. до н.э.).
Один из самых знаменитых примеров храм в Селинунте на юго-западе Сицилии (построенный около 540 г. до н.э.). На фасаде здания две монументальные Горгоны, на востоке и на западе, доминировали над фронтонами храма.
Облик Медузы также использовался для украшения небольших архитектурных элементов. В Сицилии, южной Италии и материковой Греции храмы были украшены многочисленными антефиксами (декоративными крышами из терракотовой черепицы), на которых устанавливалась скульптура Горгоны. Это явление было особенно распространено в период архаики. В то время Медуза всегда изображалась как монстр. У нее было круглое лицо, борода, широкие глаза, устрашающая «змеиная грива» и зияющая пасть с расщепленным языком и острыми зубами.
Медуза оставалась популярным лепным и скульптурным изображением и на более поздних этапах развития архитектуры, но ее форма определенно становилась более женственными и «человечными». Она теряет ужасные зубы и бороду, но все еще узнаваема в классических и эллинистических работах по диким волосам-змеям и конфронтационному взгляду.
Греческие вазы, чашки и другие глиняные предметы также нередко декорировались изображением Горгоны. Интересной тенденцией можно считать размещение выпуклого изображение Медузы на дне сосуда для питья, чтобы удивить пьющего. Предметы седьмого и шестого веков до н.э. украшены чудовищной, озлобленной и устрашающей Горгоной. Именно в этот период впервые появилась архаичная техника изображения головы Медузы в круговом очертании. Тенденция использования лица Медузы для украшения керамики продолжилась и в эллинистический период (323–31 гг. до н.э.). Этот символ присутствует как центральное украшение на многих вазах и предметах, а также как повторяющийся орнаментальный мотив.
В архитектуре конца четвертого и третьего веков до н.э. Горгоны эволюционируют в более женственную и реалистичную форму, но при этом сохраняют свое специфическое фронтальное изображение. В V веке до н.э. произошло смещение художественного акцента на идеальные формы. Совершенство и красота стали стандартами нового классического стиля. В этот скульптурный период даже мифические чудовища и монстры стали выглядеть эстетичнее, что не обошло стороной и Медузу Горгону.
Медуза действительно вездесуща – она широко представлена не только в архитектуре и лепном искусстве, но и в металлической ковке. Это особенно заметно в кованом декоре Санкт-Петербурга, где голова Горгоны украшает множество мостов, оград, дворцовых ворот и т.д.
Скульптурные изображения Горгоны и Персея
Горгонейон — не единственное возможное художественное изображение Медузы. Горгона часто изображается в сценах, иллюстрирующих ее убийство Персеем. Чаще всего скульпторы изображают греческого героя с головой Медузы в руках. Ее поверженное тело может лежать поблизости, иногда с Пегасосом и Крисаором. Монументальным примером скульптуры этого типа можно считать центральное украшение Храма Артемиды на Корфу начала VI в. до н. э.
Фото: источник
Другие скульптуры показывают момент предшествующий убийству мифологического чудовища. Скульпторы нередко изображают сцену, в которой Персей держит свой меч на шее Медузы, перед нанесением смертельного удара, отводя глаза, чтобы избежать ее окаменяющего взгляда. В некоторых скульптурных и лепных композициях сюжет включает также фигуру Афины, которая играет в истории одну из важных ролей.
Самая знаменитая скульптура на тему этого мифа — Персей с головой Медузы, выполненная Бенвенуто Челлини в период с 1545-1554 гг. Бронзовая скульптура стоит на квадратном основании с рельефными панелями, изображающими историю Персея и Андромеды. Скульптура расположена на площади Синьории во Флоренции (Италия). Она была выполнена по заказу герцога Козимо I Медичи и входит в большую скульптурную группу, расположенную на площади. Кроме Персея здесь установлены «Давид» Микеланджело, «Геркулес и Какус» Бандинелли и «Юдифь и Олоферн» Донателло.
Персей изображен полностью обнаженным, за исключением крылатых сандалий. Он возвышается на поверженном теле Медузы и удерживает ее отрубленную голову в поднятой руке. Из шеи Медузы извергается кровь. По задумке автора, проектирующего площадь, отрубленная голова Медузы превращает все живое вокруг в камень, что наглядно демонстрируют каменные статуи Геркулеса, Давида и Нептуна, расположенные неподалеку.
Если смотреть на скульптуру со спины, зрители могут увидеть изображение самого скульптора Челлини на задней стороне шлема Персея. Еще одно интересное скульптурное решение автора заключается в том, что лица Персея и Медузы похожи как две капли воды. Они имеют красивые правильные черты, не смотря на то, что Горгона в мифологии представлена чудовищем. Этим скульптор напоминает зрителю, что Медуза не злобный монстр, а невинная жертва обстоятельств.
Тяжелая судьба мифологического героя Медузы Горгоны по-прежнему вызывает живой интерес у ценителей искусства и не только. Современные феминистки активно борются за отказ от использования головы Горгоны в качестве логотипа всемирно известного модного дома Versace, как образа невинно убиенной героической женщины.
Лепнина, украшающая великолепные дворцы Парижа, Рима, Флоренции, Санкт-Петербурга, Афин и других городов очень часто содержит изображения одного из самых узнаваемых мифологических героев – Медузы Горгоны.
Источник