Личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого

Статья Подходы к преподаванию истории в условиях профстандарта «Педагог». Автор: Лемешкина Алла Аркадьевна

Автор: Лемешкина Алла Аркадьевна
В работе определяется роль профстандарта в определении ответственности педагога за результаты его труда на примере формирования навыков работы учащихся с исторической картой. Раскрыты требования профстандарта, определены методологические основы преподавания, современные подходы к преподаванию, виды учебных действий. Особое внимание уделено формированию картографической грамотности выпускников, реализуемое учителем с 5 по 11 класс и проверяемое на едином государственном экзамене по истории в разных типах заданий.

Автор: Лемешкина Алла Аркадьевна

Современные подходы и актуальные проблемы в преподавании

истории и обществознания в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и введения профессионального стандарта «Педагог».

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Согласно профстандарту учитель должен:

Уметь разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Осуществлять профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

Уметь объективно оценивать знания учеников, используя

разные формы и методы контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

и формировать навыки, связанны

с информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ)

мотивации к обучению

Методологическая основа преподавания курса истории в школе в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основывается на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

— принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований,

— многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

— многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества,

— исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с предметами социально-гуманитарного цикла,

— антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого,

— историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников.

Особо можно выделить:

Методической основой курса истории сегодня является деятельностный подход. Он лежит в основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Деятельностный подход в обучении — это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат.

Сегодня основные цели современного образования можно сформулировать следующим образом:

1) формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность и ее результаты (рефлексию),

— формирование системы ключевых компетенций и их проявлений в личностных качествах,

— формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Деятельностный подход создает все условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов. Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности.

Деятельностный подход обеспечивает включение детей на уроке в:

— целеполагание и мотивацию на этапе постановки учебной задачи,

Читайте также:  Если покажешь это чувство

-прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что повышает прочность знаний,

— учебные действия детей на этапе «открытия» нового знания,

— действия самоконтроля и самооценки – в ходе выполнения самостоятельной работы.

К видам учебных действий можно отнести

— работу со справочной и учебной литературой

— составление опорных конспектов в виде графиков, планов, схем, диаграмм, рисунков,

— составление биографических справок,

— создание древа понятий (от более общих к частным и наоборот),

— работа с исторической картой, на которой я остановлюсь подробнее,

— анализ исторических источников (документов),
— подготовка и оформление сообщения, доклада и др ,

— подготовка и публичное выступление на семинаре и др ,

— само- и взаимооценка учебной деятельности,

Требования школы 21 века к картографической грамотности выпускников подразумевают, прежде всего, наличие практических картографических навыков, необходимых в повседневной жизни. Работа с исторической картой позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве. Представление об историческом пространстве относится к важнейшим компонентам исторических знаний. Категория «историческое пространство» является одной из содержательных линий школьного курса. Она предусматривает изучение исторической карты России и мира в динамике отраженных на карте географических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. Сегодня работе с картой должно быть уделено значительное место, так как карта – это не только источник знаний, но и средство развития критического мышления учащихся. Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

Примерная основная образовательная программа общего среднего образования предусматривает, что в результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится, то есть сформирует умение – читать легенду исторической карты; получит возможность научиться – использовать картографические источники для описания событий и процессов отечественной истории и привязки их к месту и времени; — представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др ., заполнять контурную карту.

И если в 5 классе – это элементарные знания по чтению исторической карты, в 6 классе – закрепление действий, необходимых для чтения исторической карты, то в 7-8 классах – это закрепление и развитие знаний и умений по работе с контурными картами, в 9 классе – поиск необходимой информации на основе 1-2 карт, анализ и систематизация их данных, сравнение данных разных карт, выявление сходства и различий.

Успешному формированию метапредметных учебных действий способствует алгоритмизация процесса обучения, которая развивает последовательность операций по решению учебной задачи, поставленной учителем. Применение алгоритмов обеспечивает не только усвоение предметных знаний, но и организует процесс усвоения, способствуя механическому переносу усвоенной схемы с одной учебной ситуации на другую. Они помогают формировать культуру умственного труда. Алгоритмизация позволяет упростить учебно-познавательную деятельность ученика. Для этого используются памятки и полезные советы.

Памятка для работы с картой:

Покажи на карте необходимую территорию и опиши ее словами.

Воспользуйся легендой карты (то есть условными обозначениями) и расскажи, о чем «говорит» карта.

Продемонстрируй на карте места событий, о которых говорится в тексте учебника.

Памятка для оформления контурной карты по истории:

Напишите название работы в левом верхнем углу.

Найдите объект в атласе (на карте в учебнике), используя ориентиры; нанесите на контурные карты.

Все, что показано на контурной карте, обозначьте и создайте свою легенду карты.

Контурные карты поместите в текст конспекта.

Полезные советы по работе с контурными картами:

В ходе работы с каждой контурной картой необходимо составить «легенду» на специально отведенном в карте месте (обозначьте условные знаки, которые вы применяли при ответе на вопросы, данные к карте, подпишите, что обозначает каждый из условных знаков).

Пишите разборчиво, небольшими по размеру буквами, чтобы они не занимали много места на карте. Названия рек не должны закрывать собой ее течение или пересекать его. Названия городов следует располагать поблизости от условного знака, который обозначает город – кружка.

В старших классах карта все больше должна выполнять роль источника знаний, поэтому задания учащимся должны иметь все более глубокий, аналитический характер. Целесообразно применение проблемных заданий по карте, проведение уроков-практикумов на решение картографических задач, использование игровых ситуаций по сбору разрезанной на части карты (принцип пазла ) сравнению на временном интервале, выявлению особенностей развит ия .

Читайте также:  Как жить с эмоциональным выгоранием

Вызывают недоумение ситуации, когда, придя в 10-й класс (а на нашей площадке лицея при УлГТУ обучаются ребята, все пришедшие из других школ микрорайона), неплохие ученики не знают, что такое легенда карты. С трудом ориентируются в сторонах света. Поэтому у них всегда перед глазами на стенде контурная физ ическая карта европейской части страны и ключевыми точками являются Белое и Балтийское моря, Черное и Каспийское моря.

И.А. Артасов (зам. председателя комиссии разработчиков ЕГЭ по истории) ежегодно в анализе итогов ЕГЭ по истории отмечает, что среди заданий первой части наиболее сложными оказываются задания на работу с исторической картой

Таких заданий с 2013 года четыре, и выпускники могут получить за их выполнение до 5 первичных баллов. Для выполнения подобных заданий необходимо уметь работать с картографической информацией и знать исторические факты, относящиеся к эпохе, которой посвящена карта (схема), и к обозначенному на карте (схеме) географическому пространству. Результаты из года в год показывают, что у многих выпускников умения работы с исторической картой не сформированы. Есть участники экзамена, которые не обращают никакого внимания на легенду карты, содержащую условные обозначения, необходимые для выполнения заданий (даже когда в самом задании указано на то, что нужный для ответа элемент – условное обозначение и цифра, под которой оно указано – находится в легенде, экзаменуемые все равно его не замечали.

Общими правилами использования исторической карты в обучении остаются:

Проведение всех уроков с использованием карты или других картографических средств, 2) использование карты на всех этапах обучения (в изучении новой темы, при закреплении и обобщении изученного, при проверке знаний и умений школьников), 3)

параллельно с формированием знаний на основе карты должно вестись обучение школьников приемам учебной работы с различными видами картографических пособий, 4) при переходе от одной карты к другой обеспечивается преемственность между ними либо путем соотнесения их с общей картой, либо с помощью характеристики их временных соотношений, 5) работа с настенной и настольными картами по возможности ведется параллельно и

, 6) постоянным компонентом домашних заданий по истории является работа школьников с контурными картами.

Выполнение этих правил обязательно приводит к формированию необходимых умений. Весьма распространенной ошибкой является игнорирование правила 2. Учитель всегда должен привлечь внимание учащихся словами «Смотрите, я показываю на карте». Неплохо сразу вызвать кого-либо из учащихся показать, что показал учитель. Либо предложить тут же это найти на карте в учебнике. Правило 4 тоже нередко игнорируется учителями. Карта, «внезапоно2 появившаяся на уроке при изучении новой темы, не вписанная в структуру картографических знаний учащихся способна помочь в понимании данной темы (например, при изучении Первой мировой войны), но выпускник может спутать ее с похожей. Поэтому при появлении новой карты их важно синхронизировать. Допустим, «Вторая мировая» и «Великая Отечественная войны». Атрибуциями синхронизации могут быть названия государств или городов.

Разберём типичные ошибки выпускников прошлых лет, чтобы не допустить подобных ошибок. Наиболее распространёнными неправильными ответами выпускников на задание 13 были «сорок третьего» и «сорок пятого». Выпускники ошибочно определили период Великой Отечественной войны, к которому относится схема. Чтобы избежать ошибки, необходимо установить, что на схеме изображены события, связанные с освобождением Белорусской ССР и прибалтийских республик, и вспомнить, что эти процессы относятся к 1944 г. Наиболее распространёнными неправильными ответами на задание 14 были «Минск», «Висла», «Берлин» и «Орёл». Все неправильные ответы, в которых указаны названия городов, не соответствуют географическому положению города, обозначенного цифрой «1», а также его расположению относительно линии фронта в конце 1944 г. Ответ «Висла», по-видимому, дали выпускники, которые недостаточно хорошо овладели умением работать с картой: они увидели это название реки рядом с городом, обозначенным цифрой «1», и посчитали, что это и есть название города. Наиболее распространёнными неправильными ответами на задание 15 были «Уран», «Кольцо» и «Тайфун». В данном случае участники ЕГЭ продемонстрировали лишь поверхностное знание истории Великой Отечественной войны: они знают названия военных операций периода Великой Отечественной войны, но не могут определить, какие сражения относятся к каждой из них. Правильный ответ на задание 16 – 456. Если участник экзамена ошибётся в одной из трёх цифр и даст частично правильный ответ, то он вместо 2 баллов за выполнение данного задания получит 1 балл. Частично правильные ответы, которые давали участники экзамена на приведённое выше задание 16 – 145 и 256, а наиболее распространённый неправильный ответ (ошибка допущена в двух и более цифрах) – 135. Ошибочный выбор суждений 1 и 3 связан со слабым знанием истории Великой Отечественной войны. Неправильный выбор суждения 2, как и отсутствие выбора суждения 4, свидетельствует о неумении выпускников работать с картографической информацией: из анализа карты (схемы) следует, что Смоленск был освобождён до начала событий, отражённых на схеме, а Каунас – во время этих событий.

Читайте также:  Дергаются руки при стрессе

13. Укажите век, когда в состав Московского государства вошел город, обозначенный на схеме цифрой «1». Ответ запишите словом. 14. Назовите московского князя, ко времени правления которого относятся события, обозначенные на схеме стрелками. &% 15. Назовите литовского князя, командовавшего войсками, действия которых обозначены в легенде схемы цифрой «6». 16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) На схеме обозначено место битвы, которой посвящено «Сказание о Мамаевом побоище». 2) Цифрой «2» на схеме обозначено сражение, в котором московско-нижегородское войско одержало первую крупную победу над противником в открытом бою. 3) Поход войска, обозначенный в легенде схемы цифрой «4», завершился его победой. 4) На схеме обозначен город, прославившийся семинедельным сопротивлением монгольским завоевателям в 30-х гг. XIII в. 5) В сражении, место которого обозначено на схеме цифрой «3», принимали участие монахи-воины Пересвет и Ослябя . 6) Цифрой «5» в легенде схемы обозначен поход войска хана Батыя.

Приведенные в примере 2 задания 13 и 15 выполнены хуже среднего уровня выполнения данных линий заданий в 2020 г. Для выполнения задания 13 необходимо было определить город по его географическому положению с учетом отраженной на схеме исторической ситуации и указать век, в котором этот город был присоединен к Московскому государству. Трудность данного задания заключалась в том, что отраженная на схеме ситуация относится к XIV в. (причем определение века, к которому относится данная ситуация, не является трудностью, так как годы походов указаны на схеме), а присоединение Твери – к XV в. И хотя на схеме обозначены границы Московского государства в период правления Дмитрия Донского, а Тверь находится за их пределами, многие экзаменуемые дали ответ «четырнадцатый». Трудность задания 15, приведенного в примере 2, состояла в том, что ответ на него был лишь косвенно связан с основным историческим фактом – Куликовской битвой. Дело в том, что в школе подробно изучается ход самой Куликовской битвы, изучаемый материал богат яркими образами, поэтому Куликовская битва остается в памяти школьников. Войско же князя Ягайло не приняло участие в Куликовской битве, этот факт движения этого войска к Куликову полю запоминается хуже. И хотя позиция князя Ягайло отражена в школьных учебниках истории, его поход обозначен в школьных атласах, а в задании имеется подсказка («назовите литовского князя»), большинство выпускников дали неправильный ответ (наиболее распространенный ответ – «Сигизмунд»).

Красочными и в достаточном объеме являются карты учебника для 10 класса в трех частях под редакцией Торкунова .

Учебник Кириллова и Бравиной для 11 класса по истории России хорош наличием схем, иллюстративного материала. Четкой структурой изложения материала. Но в нем нет исторических карт. А ими изобилует материал с древности до конца 19 века. Поэтому на уроках ребята соотносят картографическую информацию из учебника с информацией из карт атласов. При этом развивается внимательность, осознается важность информации, содержащейся в легенде карты, формируется дух поиска, рождаются вопросы проблемного характера. Озвучиваются пожелания сделать презентацию, показывающую изменения территории Русского государства периода централизации. Отрабатываются навыки сравнения при изучении карт русско-турецких войн 18 века .

Задания КИМ ЕГЭ могут быть использованы как проблемные в начале урока или как проверочные в конце урока.

Источник

Оцените статью