Левополушарные дети эмоциональное развитие

Консультация для родителей. Знаете ли Вы своего ребенка? Различие левополушарных и правополушарных детей.

Елена Рябкова
Консультация для родителей. Знаете ли Вы своего ребенка? Различие левополушарных и правополушарных детей.

И. соньер:
Обучая левое полушарие,

вы обучаете только левое полушарие.

Обучая правое полушарие,

вы обучаете весь мозг!

В человеческой психике существуют механизмы, посредством которых человек воспринимает информацию и меняется под ее воздействием. Но также существуют механизмы, обеспечивающие независимость от внешних воздействий. Как ни странно это прозвучит, но природа «лучше знает», что полезно, а что нет для данного организма и для данной психики, и сопротивление внешним воздействиям, если они не полезны для индивида, особенно сильно работает на первых порах жизни. Это часто является причиной поведения ребенка, которое взрослые интерпретируют как непослушание, лень, упрямство.

В чем заключаются различия между людьми и откуда они проистекают? Вот как отвечает на этот вопрос современная типология. Отделы мозга, которые обеспечивают всю жизнедеятельность человека, развиты у каждого человека неодинаково. Одни отделы являются ведущими, как говорят ученые, доминирующими, другие функционируют слабее. Первую линию, которая определяет различия на этом основании, можно провести между людьми, с доминирующей правой или левой половиной мозга. Так как правое и левое полушария отвечают за разные функции, понятно, что люди с разной доминантой существенно различаются между собой. Причем, эти различия проявляются абсолютно во всех сферах жизнедеятельности.

Левополушарные дети

В раннем детстве кажутся тихими, спокойными. Если требования со стороны всех членов семьи непротиворечивы, они быстро усваивают правила и с легкостью их выполняют. У них быстро и крепко формируются навыки самообслуживания. Они терпеливо выслушивают объяснения взрослого, принимают подсказки. Рано начинают интересоваться буквами и цифрами, рано начинают ими оперировать и овладевают элементарными операциями. Но в чтении их привлекает сама техника. Научившись, любят читать вслух, но порой не могут пересказать, объяснить прочитанное.

Такие дети рано начинают занимать сами себя, они подолгу могут заниматься в одиночестве чем-то для себя интересным. В общении с другими детьми не являются инициаторами, чаще отвечают на чьи-то предложения играть вместе. Левополушарные дети плохо ориентируются в новой обстановке, хуже привыкают к новым взрослым (например, при смене воспитательницы в детском саду, учительницы). Они плохо выполняют задания, носящие комплексный характер, а хорошо — четкие последовательные небольшие поручения.

Правополушарные дети

Внешне ярче выражают эмоции, они более шумные, более подвижные. Им трудно быть долго сосредоточенными на чем-то одном. Они лучше чувствуют себя среди обилия вещей, поэтому их труднее приучить к порядку. Они более привязаны к родителям, к тому из взрослых, кто проводит с ними больше времени. Они болезненно реагируют, когда в семье появляется младший ребенок и мама вынуждена делить свое внимание между двумя детьми. Вообще у них много способов успешно манипулировать родителями и добиваться того, чего они хотят.

Такие дети хорошо развиваются, когда их свобода не ограничена, когда взрослые не злоупотребляют указаниями и инструкциями. Метод проб и ошибок самый действенный при обучении такого типа детей. Нужно меньше давать им указаний, но находить время, чтобы выслушивать их. Такие дети задают вопросы не столько для того, чтобы узнать ответ, но скорее, чтобы поддержать общение. Поэтому не стоит раздражаться: «Спросил, а сам не слушаешь», или переживать, что у ребенка плохое внимание.

У правополушарных детей нет потребности в аккуратности, поэтому многие гигиенические и иные социальные навыки у них долго не формируются и родителям нужно просто самим выполнять за детей эти функции. Зато им небезразлично, как они выглядят, девочки очень любят наряжаться.

Эти дети рано начинают говорить, вообще у них дар языка, в будущем они легко будут усваивать иностранные языки, чувствовать художественное слово. Они любят сочинять, некоторые их сочинения взрослые называют враньем или обманом, сами дети, начиная рассказывать о чем-то из реальной жизни, не замечают, как переходят в область фантазирования.

Тест для родителей на определение психотипа ребенка

Авторский тест ДДТ им. В. Дубинина

Отметьте номера тех особенностей, которые характерны для вашего ребенка

1. Всегда веселый, активный, шумный.

2. Ответственный, обязательный.

3. Вечно что-то копит, собирает.

4. Очень рано начал говорить полными предложениями (до года).

5. Любит соревноваться.

6. Аккуратен с одеждой и другими своими вещами.

7. Серьезный – «маленький ученый».

8. Постоянно сочиняет и рассказывает истории.

9. Любит веселить, развлекать других.

10. Хорошо себя ведет, за него никогда не стыдно.

11. Рано стал проявлять интерес к технике или естествознанию.

13. Болезненно и бурно реагирует на надзор, запрет.

14. Послушный, легко управляемый.

15. Быстро и глубоко усваивает информацию.

16. Неодобрение близкого взрослого «парализует», вызывает слезы.

18. Любит читать кому-то вслух.

19. Настроение стабильное, резко не меняется.

20. Соревноваться не любит, избегает участия.

21. Хороший аппетит, любит поесть, но и побаловаться за столом.

22. Любит праздники, к которым надо много готовиться.

23. Рано начал ходить.

24. Миротворец, не любит ссор.

25. Не любит убирать за собой.

26. Хорошо ладит с любыми взрослыми, да и они с ним.

27. Рано начал читать.

28. Любит читать или слушать книги для возраста старше своего.

29. Ничего не доводит до конца.

31. Обиду за наказание переживает глубоко, но в себе, не замыкается.

32. Любит играть с игрушками, которые можно «оживить», играет по ролям.

33. Совсем не выносит монотонной, требующей сосредоточенности, работы.

34. Когда мастерит (лепит, рисует, всегда доводит до конца, важен конечный продукт.

35. Не очень чувствителен к переживаниям других, порой кажется черствым.

36. Очень уступчив, не спорит.

37. Любит только подвижные игры.

38. Любит, чтобы его поделка, подарок были на видном месте.

39. Очень усидчив тогда, когда ему интересно.

40. Преимущество хорошее, жизнерадостное, «светлое» настроение.

41. В игре самое главное для него – выиграть.

42. Любит и сам поддерживает порядок.

43. Любознательность ведет прямо к действию (часто ломает, желая починить или посмотреть, что там внутри).

44. Ласковый, нежный.

45. Физически развит, сильный, выглядит старше своих лет.

46. Очень чувствительный, переживает, когда в семье ссоры.

47. При групповой работе часто рассеян, успевает меньше, чем другие.

48. Богатое воображение.

49. Неаккуратен в одежде, своих вещах.

50. В играх со сверстниками любит делать им замечания, говорить назидательным тоном.

51. Есть любимые занятия (кроме ТВ, которыми занимается часто и подолгу.

52. Хорошо и с удовольствием запоминает иностранные слова, точно воспроизводит звучание иностранных слов.

Ярко выраженная правополушарная доминанта: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52.

Ярко выраженная левополушарная доминанта: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, 42, 46, 50.

Если преимущественно вы обозначили другие номера, значит, у вашего ребенка доминанта не ярко выражена, и на формирование тех или иных свойств больше влияния оказывают внешние воздействия – образцы, которые вы сами демонстрируете своему ребенку, система требований (если она последовательна и посильна для выполнения ребенком, соотношение запретов и поощрений в вашей семье.

Памятка для родителей.

Если у ребенка ярко выраженная левополушарная доминанта:

1. Не допускайте у ребенка перегрузки, связанной с мыслительной деятельностью.

2. Даже если ваш малыш уверяет вас в том, что он обожает решать задачки и писать буквы, найдите такое занятие, которое «позволило бы дать передышку его наиболее активному левому полушарию.

3. Сделайте так, чтобы подвижные игры, катание с горки на санках, выезды на природу и т. п. стали частыми способами отдыха для вашего малыша.

4. Научите ребенка устанавливать контакты со сверстниками, дружить и общаться.

5. Развивайте у ребенка гибкость во взаимодействии с окружающими, спонтанность и непосредственность.

6. Неуверенность и нерешительность – это те качества, Которые могут помешать вашему ребенку реализоваться в жизни. Помогите малышу научиться преодолевать их.

7. Поддерживайте эмоциональные проявления у ребенка, для нормального психического развития полезно переживать как положительные, так и отрицательные эмоции

Памятка для родителей.

Если у ребенка ярко выраженна правополушарная доминанта:

1. Спокойно относитесь к тому, что ваш малыш может не проявлять интереса к освоению букв и цифр. Задумайтесь над тем, что, когда ребенку будет 10, 15 или 20 лет, никто и не вспомнит, во сколько лет он научился читать и писать. Важнее будет его отношение к чтению и к обучению.

2. Не форсируйте время начала обучения (особенно при левополушарном характере обучения).

3. Терпимо откоситесь к тому, что в начале обучения чтению и письму ребенок может писать или читать «наоборот», пропускать буквы, не заканчивать слова.

4. Помните, что возможные затруднения при изучении русского языка и математики будут усиливаться при давлении, жестком контроле и чрезмерных требованиях со стороны взрослых.

5. Знайте, что яркие впечатления, положительные эмоции, возможность адекватным способом выплеснуть накопившееся напряжение – все это оказывает благотворное влияние на психическое здоровье ребенка.

6. Включайте в обучение ребенка наглядность: яркие схемы, модели, макеты.

7. Будьте терпеливы к своему ребенку, оберегайте его от чрезмерных нервных нагрузок. Ваш ребенок обладает уникальными задатками, не погубите их!

«Ребёнок-левша». Консультация для воспитателей Ребёнок — левша. Почему возникает такое явление? Что делать, если ребёнок левша? Если родители заметили, что ребёнок с раннего возраста.

Консультация для родителей «Прочти, подумай, сделай!» Консультация для родителей Воспитатель I категории Милованова Елена Георгиевна МБДОУ ЦРР детский сад №14 Город Кропоткин Прочти, подумай,.

Источник

ОСОБЕННОСТЬ ЛЕВО- И ПРАВОПОЛУШПРНЫХ ФУНКЦИЙ У СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ДЕТЕЙ

Фотекова Т.А.

Доктор психологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им.Н.Ф.Катанова»

Публикация подготовлена при поддержке фонда РГНФ, грант № 14-06-00293

ОСОБЕННОСТЬ ЛЕВО- И ПРАВОПОЛУШПРНЫХ ФУНКЦИЙ У СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ДЕТЕЙ

Аннотация

В статье рассматриваются результаты нейропсихологического обследования 70 второклассников, живущих в селе, 70 детей того же возраста, проживающих в городе. Выявлено, что городские условия проживания стимулируют развитие функции левого полушария мозга, у сельских младших школьников, напротив, лучше сформированы правополушарные функции.

Ключевые слова: высшие психические функции, социокультурные факторы, лево- и правополушарные функции

Fotekova T.A.

Doctor of Psychology, Associate Professor, FSBEI HPE “N.F. Katanov Khakass State University”

THE FEATURES OF THE LEFT AND RIGHT HEMISPHERE OF RURAL AND URBAN CHILDREN

Abstract

The total neuropsychological study has been conducted among 70 second-class pupils living in the country, 70 children of the same age living in the town. The results indicate that the type of settlement influences the formation of higher mental functions. In the city more successful left-brain functions, in the village – right hemisphere

Keywords: higher mental functions, socio-cultural factors, left and right hemisphere functions

Функциональная асимметрия является одним из основных принципов мозговой деятельности и проявляется в различных психических функциях. Мозг – это парный орган, при этом каждое полушарие имеет свой язык, свои способы переработки информации и знаковые системы. А.В.Семенович так характеризует когнитивные стратегии, обусловленные функциональной специализацией полушарий: «Одна из них – правополушарная – в качестве точки отсчета (и критериев оценки полученного результата) использует внутренние, невербализуемые, чувственные соматогностические состояния. Другая – левополушарная – социокультурные, то есть из вне приобретенные и усвоенные, вербализованные…» [6, с.30]. Особенности преобладания лево- или правополушарных стратегий связаны с профилем латеральной организации, который является важной характеристикой индивидуальности человека и синдромообразующей особенностью мозга.

Функциональная специфика мозговых структур и специализация полушарий с одной стороны генотипически обусловлена, с другой стороны формируются прижизненно [7]. Развитие полушарий происходит неравномерно. Считается, что к моменту рождения правое полушарие развито в большей степени, чем левое, и на ранних этапах онтогенеза оно продолжает опережать левое, и сохраняет ведущие позиции. Обсуждая механизмы лежащие в основе этого явления, Н.Г. Манелис указывает на связь правого полушария с диэнцефальными структурами, отвечающими за вегетативную регуляцию и гомеостаз, которые являются жизненно важными, следовательно, приоритетными задачами постнатального развития. Активность гипоталамо-диэнцефальных структур стимулирует развитие связанного с ними правого полушария [4]. Таким образом, существует тенденция развития справа на лево, однако «…в отношении каждой конкретной функции на определенных этапах онтогенеза становление идет от доминантного по ней полушария к субдоминантному». [4, с. 24.].

Поскольку процесс функциональной специализации полушарий протяжен во времени и завершается, вероятно, лишь к окончанию подросткового возраста, на него должны влиять обучение, условия жизни и развития, т.е. различные социокультурные факторы. Одним из таких факторов может выступать городской или сельский тип поселения. В.М.Поляков изучал сельских и городских детей в рамках скринингового популяционного исследования, где основное внимание уделялось латеральным признакам асимметрии мозга. Было выявлено накопление праволатеральных признаков, указывающих на ведущую роль левого полушария, у городских детей и амбилатеральности у сельских. Эта особенность закономерно сочеталась с большей успешностью слухоречевых функций у детей, живущих в городе, дети из села лучше справлялись со зрительной информацией [5].

В нашем исследовании анализируются результаты нейропсихологического изучения 140 второклассников, 70 их которых проживают в сельских районах Республики Хакасия и 70 – в г. Абакане.

Были использованы методы, разработанные А. Р. Лурией [3] и адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством Т. В. Ахутиной [2]. Обработка данных осуществлялась с применением пакета программ IBM SPSS Statistics 20. Применялся t-критерий Стьюдента.

Среди параметров выполнения нейропсихологических проб можно выделить такие, которые свидетельствуют о качестве переработки информации преимущественно по лево- или правополушарному типу [1,2]. К «левополушарным» были отнесены показатели праксиса позы пальцев правой руки, орального праксиса, грамматического и лексического оформления текста, понимания названий предметов и действий, близких по звучанию и значению, понимания пассивных логико-грамматических конструкции, объема кратковременной и долговременной слухоречевой памяти. В качестве штрафных оценок учитывались общий показатель «левосторонних» ошибок в пробах на зрительно-пространственную память («обтаивания» фигур, «улучшение» гаштальта, упрощения фигур), количество звуковых замен и замен слов по семантическому сходству при запоминании, число вербально-перцептивных ошибок в пробах на зрительный гнозис.

Состояние правополушарных функций оценивалось на основе показателей праксиса позы пальцев левой руки, оценок копирования стола, опознания недорисованных изображений, объема непроизвольной слухоречевой и зрительно-пространственной памяти. Принимались во внимание также штрафные параметры: количество перцептивно близких, перцептивно далеких ошибок и ошибок фрагментарности в пробах на зрительный гнозис; количество случаев выхода за границы изображения при работе с кубиками Коса; количество координатных ошибок при копировании стола; общий показатель «правосторонних» ошибок в пробах на зрительно-пространственную память (комплексные искажения фигур, «разложение» гештальта, дизметрии); количество искажений слов в пробах на слухоречевую память.

Анализ полученных данных подтверждает наличие выраженных различий между сельскими и городскими детьми по уровню сформированности функций левого полушария мозга (таблица 1)

Таблица 1 – Показатели состояния преимущественно левополушарных функций

Все выявленные различия указывают на то, что в городских условиях левополушарные функции развиваются гораздо успешнее. Из таблицы видно, что все показатели имеют отношение к речи. Это актуализация глаголов и названий растений, объем кратковременной и долговременной слухоречевой памяти и избирательность следов данной модальности, а также способность к формированию связного высказывания и такие параметры импрессивной речи, как понимание фонетически и семантически близких слов, вербальное мышление, способность к четкому установлению связи между зрительным образом и его наименованием, выстраивание послоговой программы при произношении сложных слов. Очевидно, что все эти способности, точнее навыки, формируются в процессе обучения и зависят от социокультурной среды, в которой происходит развитие ребенка. Можно предположить, что речевое окружение ребенка, проживающего в городе, более богато и разнообразно в лексическом и синтаксическом отношении. Вербальным аспектам в обучении городских детей отводится больше места и придается больше значения, чем это делается в селе.

Различия в состоянии правополушарных функций не столь абсолютны и однозначны, но все-таки позволяют говорить о преимуществе сельских школьников (Таблица 2).

Таблица 2 – Показатели состояния преимущественно правополушарных функций

Сельские дети лучше ориентируются в пространстве собственного тела, у них в большей степени сформировано целостное «гештальтное» восприятие, они успешнее копируют трехмерный объект, реже неверно ориентируют рисунок в пространстве листа и не соблюдают строку, лучше опознают недорисованные изображения, имеют больший объем зрительно-пространственной памяти, реже допускают ошибки, обусловленные дефицитом переработки информации по правополушарному типу и по типу зеркальности при воспроизведении невербализуемых фигур. При этом дети из села чаще искажают слова, допускают грубые перцептивно далекие ошибки в пробах на зрительное восприятие, хуже, чем городские дети, понимают логико-грамматические конструкции, передающие взаимное расположение предметов в пространстве. Это как будто противоречит нашим выводам о том, что функции правого полушария мозга у сельских детей сформированы лучше, чем у городских. Но, почти все неуспешные показатели, хотя и являются правополушарными, так или иначе связаны с речью, которая у сельских детей выступает как дефицитарная функция.

Так как правое полушарие в онтогенезе развивается раньше, а созревание левополушарных функций требует больше времени и более явно зависит от обучения, можно сделать вывод о темповых различиях в формировании высших психических функций у сельских и городских детей. Дети, живущие в городе, опережают сельских сверстников, так как более информированы и лучше обучены.

Наше исследование подтверждает, что тип поселения оказывает выраженное влияние на состояние лево- и правополушарных функций младших школьников.

Сельские условия проживания замедляют формирование левополушарных функций. Городские дети по уровню развития левополушарных функций значительно превосходят сельских сверстников, но по степени сформированности правополушарных отстают от них.

Литература

  1. Ахутина Т.В., Меликян З.А., Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития // Методы нейропсихологической диагностики / Под ред. Е.Ю. Балашовой, М.С. Ковязиной. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2009. – С.288-300.
  2. Ахутина Т.В. Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю. Методики нейропсихологического исследования детей // Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М.: Секачев. – 2012. – С.11-33
  3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 3-е изд. М.: Академический проект, 2000. – 512 с.
  4. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. – 1999. – Т.6.- № 1. – С.8-24
  5. Поляков В.М. Нейропсихология в скрининговых исследованиях детских популяций / В.М. Поляков //Доклады второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман. – М.: «Смысл», 2003. С. 198-206.
  6. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005. – 319 с.
  7. Хомская Е.Д. Об асимметрии блоков мозга // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, – – С. 14-27

Источник

Оцените статью