Психопрофилактика стрессов
ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1993
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета
доктор психологических наук Б. С. Братусь, кандидат психологических наук В. А. Петровский
Леонова А. Б., Кузнецова А. С.
Л47 Психопрофилактика стрессов. 1993.—123 с.
М.: Изд-во Моск. ун-та,
Книга посвящена проблеме психопрофилактики стрессовых и экстремальных состояний. В ней рассматриваются цели и задачи психопрофилактической работы, а также различные способы оптимизации неблагоприятных состояний. Дается подробный анализ средств активного самовоздействия на состояние—методов и приемов психологической саморегуляции. Проанализирован опыт работы кабинетов психологической разгрузки па предприятиях и предлагаются рекомендации
по их организации.
Книга предназначена для психологов, специалистов в области охраны труда, а также для всех интересующихся практическими вопросами оптимизации состояний человека.
В последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из наиболее популярных тем в психологической науке и практике. Актуальность данной проблематики очевидна. Уже не подлежит сомнению, что все возрастающая интенсивность и .напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. В свою очередь это ведет к увеличению риска развития целого ряда заболеваний стрессовой этимологии — так называемых «болезней стресса».
Сформировавшаяся тенденция к усилению роли стрессовых .воздействий как фактора, разрушающего здоровье, хорошо осознается специалистами: если раньше к традиционным «болезням стресса» относили некоторые сердечно-сосудистые заболевания, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и некоторые невротические состояния, то в настоящее время даже высказывается мнение, что до 90% всех заболеваний современного человека могут быть в той или иной степени вызваны стрессом.
В сфере трудовой деятельности стрессовые состояния помимо угрозы здоровью, а часто и жизни человека (достаточно ‘вспомнить хорошо известные данные о снижении возрастных границ возникновения ишемической болезни сердца и инфарктов миокарда) существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: повышение текучести кадров (даже несмотря на вероятность лишиться работы в условиях растущей безработицы), снижение удовлетворенности трудом, деформацию личностных и характерологических качеств человека. Поэтому поиск путей предотвращения производственных стрессов для сохранения физического и психического здоровья, оптимизации функционального состояния работающего человека становится сейчас одним из наиболее важных направлений прикладной психологической работы в данной области.
Источник
Ваш IP заблокирован
Убедитесь, что Вы не используете анонимайзеры/прокси/VPN или другие подобные средства (TOR, friGate, ZenMate и т.п.) для доступа к сайту.
Отправьте письмо на abuse[at]twirpx.club если Вы уверены, что эта блокировка ошибочна.
В письме укажите следующие сведения о блокировке:
Кроме того, пожалуйста, уточните:
- Каким Интернет-провайдером Вы пользуетесь?
- Какие плагины установлены в Вашем браузере?
- Проявляется ли проблема если отключить все плагины?
- Проявляется ли проблема в другим браузере?
- Какое программное обеспечение для организации VPN/прокси/анонимизации Вы обычно используете? Проявляется ли проблема если их отключить?
- Давно ли в последний раз проверяли компьютер на вирусы?
Your IP is blocked
Ensure that you do not use anonymizers/proxy/VPN or similar tools (TOR, friGate, ZenMate etc.) to access the website.
Contact abuse[at]twirpx.club if you sure this block is a mistake.
Attach following text in your email:
Please specify also:
- What Internet provider (ISP) do you use?
- What plugins and addons are installed to your browser?
- Is it still blocking if you disable all plugins installed to your browser?
- Is it still blocking if you use another browser?
- What software do you often use for VPN/proxy/anonymization? Is it still blocking if you disable it?
- How long ago have you checked your computer for viruses?
Источник
Психопрофилактика стрессов. Часть 1
Автор — Гудкова Ольга
О методах психологической саморегуляции своего функционального состояния.
В современном мире особенно в мегаполисах в связи с необходимостью работы с большими объемами информации, построением взаимоотношений со множеством людей, отсутствием времени на отдых человек непременно ощущает сильное напряжение и стресс. Существует много способов совладания со стрессом. Сегодня речь пойдет о комплексе мероприятий, направленных на предупреждение развития или ликвидацию (полную или частичную) возникших стрессовых состояний под влиянием негативных воздействий, так называемого дистресса.
На самом деле, в своей обыденной жизни мы часто интуитивно используем выработанные самостоятельно на своем опыте наборы приемов, позволяющих нам справиться с волнением, побыстрее войти в рабочий ритм или максимально расслабиться и отдохнуть.
В основе методов психологической саморегуляции, обсуждаемых в данной статье, лежит состояние релаксации. Результаты исследований показывают, что, находясь в этом состоянии, человек способен ускорять перестройку некоторых биоритмов, быстро вызывать анестезию некоторых участков тела, быстро засыпать, улучшать способность концентрации внимания, обеспечивать лучшую мобилизацию ресурсов организма.
Итак, существуют разные методы и модификации техник психологической саморегуляции. Основные классы методов:
— сенсорная репродукция образов (метод образных представлений).
Задачи, которые решаются использованием методов психологической релаксации:
1. Оптимизация состояния для того, чтобы обеспечить и поддерживать высокую работоспособность в течение как можно более продолжительного времени.
2. Устранение накапливающихся эффектов утомления в процессе повседневной работы.
3. Купирование симптоматики стресса, дезорганизующей деятельность и препятствующей ее выполнению в нормальном режиме.
4. Снятие чрезмерного эмоционального напряжения.
5. Коррекция состояния хронического стресса.
6. Профилактика возникновения синдрома выгорания или купирования таких его проявлений, как эмоциональное истощение и негативная установка по отношению к людям, с которыми человек контактирует, например, в процессе работы.
7. Коррекция невротических состояний, повышенного уровня тревоги и страхов.
1. Техника нервно-мышечной релаксации
— представляет собой курс систематической тренировки по произвольному расслаблению различных групп поперечно-полосатых мышц. Каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела («прорабатываются» в определенной последовательности: мышцы конечностей (ноги, руки), туловище, плечи, шея, голова, лицо). В процессе расслабления человек чувствует ощущения размягчения, распространения волны тепла и приятной тяжести в прорабатываемом участке тела, чувство покоя и отдыха. Что говорит об устранении остаточного обычно не замечаемого напряжения в мышцах, усиления кровенаполнения сосудов прорабатываемой области и усиления обменных и восстановительных процессов.
Важно, что мышечная релаксация вызывает релаксацию психологическую.
Человек, в совершенстве овладевший техникой, способен произвольно вызывать расслабление в тех жизненных ситуациях, когда необходимо быстро снять или уменьшить степень острых переживаний, перенапряжения.
Исследования показывают, что использование техники нервно-мышечной релаксации эффективно при бессоннице, гипертонической болезни, мигренях, невротических состояниях.
Познакомиться с текстом сеанса нервно-мышечной релаксации можно в книге «Психологические технологии управления состоянием человека» Леоновой А.Б., Кузнецовой А.С.
2. Аутогенная тренировка.
В основе использования аутогенной тренировки (аутотренинга) лежит овладение техникой самовнушения. Главный элемент аутогенной тренировки — усвоение и оперирование формулами самовнушения в виде самоприказов, когда формируется связь между словесными формулировками и возникновением определенных состояний.
Для формирования требуемого состояния используются специальные формулировки самоприказов — «формулы цели», задающие нужную ориентацию дальнейшему развитию состояния. Они могут иметь разную направленность: способствовать дальнейшему расслаблению, отдыху, переходу ко сну или же, наоборот, оказывать активирующее воздействие. Важно помнить, что для овладения методом требуется тренировка, чтобы формулировки сработали в требуемой ситуации. Через несколько месяцев регулярных занятий бывает достаточно повторить про себя последовательности слов из тренировки (например, «лоб прохладный (голова ясная)»), чтобы достичь быстрого сбрасывания напряжения и активизации состояния.
И. Г. Шульц впервые ввел и описал метод аутогенной тренировки, а в последующем он был доработан многими отечественными учеными. К перечню классических упражнений AT относятся следующие (по И. Г. Шульцу):
1. Упражнения для расслабления отдельных участков и всего тела путем умственного сосредоточения и локализации ощущений приятной тяжести: «Моя правая (левая) рука тяжелая», «Обе руки совершенно тяжелые», «Моя правая (левая) нога тяжелая», «Обе ноги совершенно тяжелые».
2. Упражнения для расширения кровеносных сосудов путем внушения ощущений тепла в разных частях тела: «Моя правая (левая) рука теплая», «Обе руки совершенно теплые», «Моя правая (левая) нога совершенно теплая», «Обе ноги совершенно теплые», «Руки и ноги совершенно теплые».
3. Упражнения для регуляции деятельности сердца: «Мое сердце бьется ровно и спокойно».
4. Упражнения для контроля за дыханием: «Я дышу ровно и спокойно», «Мне дышится легко».
5. Упражнения для регуляции деятельности внутренних органов брюшной полости: «Мое солнечное сплетение излучает приятное, внутреннее тепло».
6. Упражнения для головы и снятия умственного напряжения: «Мой лоб приятно прохладен».
Завершение аутогенной тренировки будет зависеть от конкретной задачи, для которой в данный момент она проводилась — например, для успокоения, засыпания или поднятия энергии.
1. Обычное завершение
Я отдохнул и успокоился (или)
Я отдохнул, успокоился и набрался сил.
2. Усыпляющее завершение.
Становится все глубже и глубже.
3. Активирующее завершение.
. и набирается сил.
Уходит чувство тяжести и расслабленности из моих рук, из моих ног, из всего моего тела.
Все мои мышцы становятся легкими и упругими.
Мое внимание на моем лице.
Мышцы моего тела подвижные и легкие.
Я все бодрее и бодрее.
Моя голова отдохнувшая, ясная.
Мое самочувствие хорошее, бодрое.
Я полон энергии.
Я готов действовать!
3. Идеомоторная тренировка.
Эффект реального и воображаемого движения лег в основу идеомоторной тренировки. Самостоятельное использование данной техники невозможно в силу специфики метода. Основу идеомоторной тренировки составляет сходный эффект реального и воображаемого движения, но только в том случае, если воображаемое движение было ранее освоено в реальности. Идеомоторная тренировка является следующей логической ступенью после освоения метода нервно-мышечной релаксации, когда двигательные релаксационные упражнения могут быть трансформированы в их мысленное воспроизведение.
Источник
Издательство московского университета 1993
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета
доктор психологических наук Б. С. Братусь, кандидат психологических наук В. А. Петровский
Леонова А. Б., Кузнецова А. С.
Л47 Психопрофилактика стрессов. 1993.—123 с.
Isbn5-211-02634-9
М.: Изд-во Моск. ун-та,
Книга посвящена проблеме психопрофилактики стрессовых и экстремальных состояний. В ней рассматриваются цели и задачи психопрофилактической работы, а также различные способы оптимизации неблагоприятных состояний. Дается подробный анализ средств активного самовоздействия на состояние—методов и приемов психологической саморегуляции. Проанализирован опыт работы кабинетов психологической разгрузки па предприятиях и предлагаются рекомендации
по их организации.
Книга предназначена для психологов, специалистов в области охраны труда, а также для всех интересующихся практическими вопросами оптимизации состояний человека.
В последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из наиболее популярных тем в психологической науке и практике. Актуальность данной проблематики очевидна. Уже не подлежит сомнению, что все возрастающая интенсивность и .напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. В свою очередь это ведет к увеличению риска развития целого ряда заболеваний стрессовой этимологии — так называемых «болезней стресса».
Сформировавшаяся тенденция к усилению роли стрессовых .воздействий как фактора, разрушающего здоровье, хорошо осознается специалистами: если раньше к традиционным «болезням стресса» относили некоторые сердечно-сосудистые заболевания, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и некоторые невротические состояния, то в настоящее время даже высказывается мнение, что до 90% всех заболеваний современного человека могут быть в той или иной степени вызваны стрессом.
В сфере трудовой деятельности стрессовые состояния помимо угрозы здоровью, а часто и жизни человека (достаточно ‘вспомнить хорошо известные данные о снижении возрастных границ возникновения ишемической болезни сердца и инфарктов миокарда) существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: повышение текучести кадров (даже несмотря на вероятность лишиться работы в условиях растущей безработицы), снижение удовлетворенности трудом, деформацию личностных и характерологических качеств человека. Поэтому поиск путей предотвращения производственных стрессов для сохранения физического и психического здоровья, оптимизации функционального состояния работающего человека становится сейчас одним из наиболее важных направлений прикладной психологической работы в данной области.
Обращаясь к вопросам организации профилактической работы по предотвращению стресса в труде следует сказать о том, что в течение длительного времени проблема профилактики неблагоприятных функциональных состояний (и стрессовых состояний в том числе) рассматривалась, как правило, в широком контексте оптимизации всей системы трудовой деятельности. В последние годы усилился интерес к решению этой проблемы уже на основе использования способов саморегуляции и самоуправления состоянием. Научная разработка методов и средств саморегуляции состояния в целях профилактики стресса открывает большие возможности в предотвращении широкого спектра стрессовых состояний, неустранимых путем только реорганизации объективных условий труда, и является предметом собственно психопрофилактической работы.
Следует заметить, что направленность на овладение навыками саморегуляции состояния вряд ли следует рассматривать только как временную меру в тех случаях, когда затруднено применение более традиционных для психологии труда и инженерной психологии методов изменения объективных характеристик трудовой деятельности (в плане оптимизации условий труда, рабочих мест, реорганизации трудового процесса и др.). Характерные тенденции в развитии современного производства определяют самостоятельную важность и взаимодополняемость обоих направлений оптимизационной работы, причем овладение навыками саморегуляции становится необходимым элементом культуры труда.
В этой книге рассматриваются различные средства и способы психопрофилактики стресса, используемые в настоящее время специалистами в области психологии, физиологии и гигиены труда. Однако особое внимание уделяется детальному анализу методов психологической саморегуляции. Нам представляется особенно актуальным дать подробную характеристику существующих в этой области конкретных методик и приемов, проанализировать возможности и ограничения их применения в реальных ситуациях, обобщить накопленные данные’ о существующем методическом инструментарии, его применимости и организационных формах использования для повышения эффективности прикладной психологической работы.
Источник