Леонова кузнецов психопрофилактика стрессов

Психопрофилактика стрессов

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1993

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

доктор психологических наук Б. С. Братусь, кандидат психологических наук В. А. Петровский

Леонова А. Б., Кузнецова А. С.

Л47 Психопрофилактика стрессов. 1993.—123 с.

М.: Изд-во Моск. ун-та,

Книга посвящена проблеме психопрофилактики стрессовых и эк­стремальных состояний. В ней рассматриваются цели и задачи психо­профилактической работы, а также различные способы оптимизации неблагоприятных состояний. Дается подробный анализ средств актив­ного самовоздействия на состояние—методов и приемов психологиче­ской саморегуляции. Проанализирован опыт работы кабинетов психо­логической разгрузки па предприятиях и предлагаются рекомендации

по их организации.

Книга предназначена для психологов, специалистов в области ох­раны труда, а также для всех интересующихся практическими вопро­сами оптимизации состояний человека.

В последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из наиболее популярных тем в психологической науке и практике. Актуальность данной проблематики очевидна. Уже не подлежит сомнению, что все возрастающая интенсивность и .напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. В свою очередь это ведет к увели­чению риска развития целого ряда заболеваний стрессовой этимологии — так называемых «болезней стресса».

Сформировавшаяся тенденция к усилению роли стрессовых .воздействий как фактора, разрушающего здоровье, хорошо осо­знается специалистами: если раньше к традиционным «болезням стресса» относили некоторые сердечно-сосудистые заболевания, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и не­которые невротические состояния, то в настоящее время даже высказывается мнение, что до 90% всех заболеваний современ­ного человека могут быть в той или иной степени вызваны стрессом.

В сфере трудовой деятельности стрессовые состояния поми­мо угрозы здоровью, а часто и жизни человека (достаточно ‘вспомнить хорошо известные данные о снижении возрастных границ возникновения ишемической болезни сердца и инфарк­тов миокарда) существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизи­ологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психоло­гических последствий: повышение текучести кадров (даже не­смотря на вероятность лишиться работы в условиях растущей безработицы), снижение удовлетворенности трудом, деформа­цию личностных и характерологических качеств человека. По­этому поиск путей предотвращения производственных стрессов для сохранения физического и психического здоровья, оптими­зации функционального состояния работающего человека ста­новится сейчас одним из наиболее важных направлений при­кладной психологической работы в данной области.

Источник

Ваш IP заблокирован

Убедитесь, что Вы не используете анонимайзеры/прокси/VPN или другие подобные средства (TOR, friGate, ZenMate и т.п.) для доступа к сайту.

Отправьте письмо на abuse[at]twirpx.club если Вы уверены, что эта блокировка ошибочна.

В письме укажите следующие сведения о блокировке:

Кроме того, пожалуйста, уточните:

  1. Каким Интернет-провайдером Вы пользуетесь?
  2. Какие плагины установлены в Вашем браузере?
  3. Проявляется ли проблема если отключить все плагины?
  4. Проявляется ли проблема в другим браузере?
  5. Какое программное обеспечение для организации VPN/прокси/анонимизации Вы обычно используете? Проявляется ли проблема если их отключить?
  6. Давно ли в последний раз проверяли компьютер на вирусы?

Your IP is blocked

Ensure that you do not use anonymizers/proxy/VPN or similar tools (TOR, friGate, ZenMate etc.) to access the website.

Contact abuse[at]twirpx.club if you sure this block is a mistake.

Attach following text in your email:

Please specify also:

  1. What Internet provider (ISP) do you use?
  2. What plugins and addons are installed to your browser?
  3. Is it still blocking if you disable all plugins installed to your browser?
  4. Is it still blocking if you use another browser?
  5. What software do you often use for VPN/proxy/anonymization? Is it still blocking if you disable it?
  6. How long ago have you checked your computer for viruses?

Источник

Психопрофилактика стрессов. Часть 1

Автор — Гудкова Ольга

О методах психологической саморегуляции своего функционального состояния.

В современном мире особенно в мегаполисах в связи с необходимостью работы с большими объемами информации, построением взаимоотношений со множеством людей, отсутствием времени на отдых человек непременно ощущает сильное напряжение и стресс. Существует много способов совладания со стрессом. Сегодня речь пойдет о комплексе мероприятий, направленных на предупреждение развития или ликвидацию (полную или частичную) возникших стрессовых состояний под влиянием негативных воздействий, так называемого дистресса.

На самом деле, в своей обыденной жизни мы часто интуитивно используем выработанные самостоятельно на своем опыте наборы приемов, позволяющих нам справиться с волнением, побыстрее войти в рабочий ритм или максимально расслабиться и отдохнуть.

В основе методов психологической саморегуляции, обсуждаемых в данной статье, лежит состояние релаксации. Результаты исследований показывают, что, находясь в этом состоянии, человек способен ускорять перестройку некоторых биоритмов, быстро вызывать анестезию некоторых участков тела, быстро засыпать, улучшать способность концентрации внимания, обеспечивать лучшую мобилизацию ресурсов организма.

Итак, существуют разные методы и модификации техник психологической саморегуляции. Основные классы методов:

— сенсорная репродукция образов (метод образных представлений).

Задачи, которые решаются использованием методов психологической релаксации:

1. Оптимизация состояния для того, чтобы обеспечить и поддерживать высокую работоспособность в течение как можно более продолжительного времени.

2. Устранение накапливающихся эффектов утомления в процессе повседневной работы.

3. Купирование симптоматики стресса, дезорганизующей деятельность и препятствующей ее выполнению в нормальном режиме.

4. Снятие чрезмерного эмоционального напряжения.

5. Коррекция состояния хронического стресса.

6. Профилактика возникновения синдрома выгорания или купирования таких его проявлений, как эмоциональное истощение и негативная установка по отношению к людям, с которыми человек контактирует, например, в процессе работы.

7. Коррекция невротических состояний, повышенного уровня тревоги и страхов.

1. Техника нервно-мышечной релаксации

— представляет собой курс систематической тренировки по произвольному расслаблению различных групп поперечно-полосатых мышц. Каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела («прорабатываются» в определенной последовательности: мышцы конечностей (ноги, руки), туловище, плечи, шея, голова, лицо). В процессе расслабления человек чувствует ощущения размягчения, распространения волны тепла и приятной тяжести в прорабатываемом участке тела, чувство покоя и отдыха. Что говорит об устранении остаточного обычно не замечаемого напряжения в мышцах, усиления кровенаполнения сосудов прорабатываемой области и усиления обменных и восстановительных процессов.

Важно, что мышечная релаксация вызывает релаксацию психологическую.

Человек, в совершенстве овладевший техникой, способен произвольно вызывать расслабление в тех жизненных ситуациях, когда необходимо быстро снять или уменьшить степень острых переживаний, перенапряжения.

Исследования показывают, что использование техники нервно-мышечной релаксации эффективно при бессоннице, гипертонической болезни, мигренях, невротических состояниях.

Познакомиться с текстом сеанса нервно-мышечной релаксации можно в книге «Психологические технологии управления состоянием человека» Леоновой А.Б., Кузнецовой А.С.

2. Аутогенная тренировка.

В основе использования аутогенной тренировки (аутотренинга) лежит овладение техникой самовнушения. Главный элемент аутогенной тренировки — усвоение и оперирование формулами самовнушения в виде самоприказов, когда формируется связь между словесными формулировками и возникновением определенных состояний.

Для формирования требуемого состояния используются специальные формулировки самоприказов — «формулы цели», задающие нужную ориентацию дальнейшему развитию состояния. Они могут иметь разную направленность: способствовать дальнейшему расслаблению, отдыху, переходу ко сну или же, наоборот, оказывать активирующее воздействие. Важно помнить, что для овладения методом требуется тренировка, чтобы формулировки сработали в требуемой ситуации. Через несколько месяцев регулярных занятий бывает достаточно повторить про себя последовательности слов из тренировки (например, «лоб прохладный (голова ясная)»), чтобы достичь быстрого сбрасывания напряжения и активизации состояния.

И. Г. Шульц впервые ввел и описал метод аутогенной тренировки, а в последующем он был доработан многими отечественными учеными. К перечню классических упражнений AT относятся следующие (по И. Г. Шульцу):

1. Упражнения для расслабления отдельных участков и всего тела путем умственного сосредоточения и локализации ощущений приятной тяжести: «Моя правая (левая) рука тяжелая», «Обе руки совершенно тяжелые», «Моя правая (левая) нога тяжелая», «Обе ноги совершенно тяжелые».

2. Упражнения для расширения кровеносных сосудов путем внушения ощущений тепла в разных частях тела: «Моя правая (левая) рука теплая», «Обе руки совершенно теплые», «Моя правая (левая) нога совершенно теплая», «Обе ноги совершенно теплые», «Руки и ноги совершенно теплые».

3. Упражнения для регуляции деятельности сердца: «Мое сердце бьется ровно и спокойно».

4. Упражнения для контроля за дыханием: «Я дышу ровно и спокойно», «Мне дышится легко».

5. Упражнения для регуляции деятельности внутренних органов брюшной полости: «Мое солнечное сплетение излучает приятное, внутреннее тепло».

6. Упражнения для головы и снятия умственного напряжения: «Мой лоб приятно прохладен».

Завершение аутогенной тренировки будет зависеть от конкретной задачи, для которой в данный момент она проводилась — например, для успокоения, засыпания или поднятия энергии.

1. Обычное завершение

Я отдохнул и успокоился (или)

Я отдохнул, успокоился и набрался сил.

2. Усыпляющее завершение.

Становится все глубже и глубже.

3. Активирующее завершение.

. и набирается сил.

Уходит чувство тяжести и расслабленности из моих рук, из моих ног, из всего моего тела.

Все мои мышцы становятся легкими и упругими.

Мое внимание на моем лице.

Мышцы моего тела подвижные и легкие.

Я все бодрее и бодрее.

Моя голова отдохнувшая, ясная.

Мое самочувствие хорошее, бодрое.

Я полон энергии.

Я готов действовать!

3. Идеомоторная тренировка.

Эффект реального и воображаемого движения лег в основу идеомоторной тренировки. Самостоятельное использование данной техники невозможно в силу специфики метода. Основу идеомоторной тренировки составляет сходный эффект реального и воображаемого движения, но только в том случае, если воображаемое движение было ранее освоено в реальности. Идеомоторная тренировка является следующей логической ступенью после освоения метода нервно-мышечной релаксации, когда двигательные релаксационные упражнения могут быть трансформированы в их мысленное воспроизведение.

Источник

Издательство московского университета 1993

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

доктор психологических наук Б. С. Братусь, кандидат психологических наук В. А. Петровский

Леонова А. Б., Кузнецова А. С.

Л47 Психопрофилактика стрессов. 1993.—123 с.

Isbn5-211-02634-9

М.: Изд-во Моск. ун-та,

Книга посвящена проблеме психопрофилактики стрессовых и эк­стремальных состояний. В ней рассматриваются цели и задачи психо­профилактической работы, а также различные способы оптимизации неблагоприятных состояний. Дается подробный анализ средств актив­ного самовоздействия на состояние—методов и приемов психологиче­ской саморегуляции. Проанализирован опыт работы кабинетов психо­логической разгрузки па предприятиях и предлагаются рекомендации

по их организации.

Книга предназначена для психологов, специалистов в области ох­раны труда, а также для всех интересующихся практическими вопро­сами оптимизации состояний человека.

В последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из наиболее популярных тем в психологической науке и практике. Актуальность данной проблематики очевидна. Уже не подлежит сомнению, что все возрастающая интенсивность и .напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. В свою очередь это ведет к увели­чению риска развития целого ряда заболеваний стрессовой этимологии — так называемых «болезней стресса».

Сформировавшаяся тенденция к усилению роли стрессовых .воздействий как фактора, разрушающего здоровье, хорошо осо­знается специалистами: если раньше к традиционным «болезням стресса» относили некоторые сердечно-сосудистые заболевания, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и не­которые невротические состояния, то в настоящее время даже высказывается мнение, что до 90% всех заболеваний современ­ного человека могут быть в той или иной степени вызваны стрессом.

В сфере трудовой деятельности стрессовые состояния поми­мо угрозы здоровью, а часто и жизни человека (достаточно ‘вспомнить хорошо известные данные о снижении возрастных границ возникновения ишемической болезни сердца и инфарк­тов миокарда) существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизи­ологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психоло­гических последствий: повышение текучести кадров (даже не­смотря на вероятность лишиться работы в условиях растущей безработицы), снижение удовлетворенности трудом, деформа­цию личностных и характерологических качеств человека. По­этому поиск путей предотвращения производственных стрессов для сохранения физического и психического здоровья, оптими­зации функционального состояния работающего человека ста­новится сейчас одним из наиболее важных направлений при­кладной психологической работы в данной области.

Обращаясь к вопросам организации профилактической ра­боты по предотвращению стресса в труде следует сказать о том, что в течение длительного времени проблема профилакти­ки неблагоприятных функциональных состояний (и стрессовых состояний в том числе) рассматривалась, как правило, в ши­роком контексте оптимизации всей системы трудовой деятель­ности. В последние годы усилился интерес к решению этой про­блемы уже на основе использования способов саморегуляции и самоуправления состоянием. Научная разработка методов и средств саморегуляции состояния в целях профилактики стрес­са открывает большие возможности в предотвращении широ­кого спектра стрессовых состояний, неустранимых путем толь­ко реорганизации объективных условий труда, и является пред­метом собственно психопрофилактической работы.

Следует заметить, что направленность на овладение навы­ками саморегуляции состояния вряд ли следует рассматривать только как временную меру в тех случаях, когда затруднено применение более традиционных для психологии труда и инже­нерной психологии методов изменения объективных характери­стик трудовой деятельности (в плане оптимизации условий тру­да, рабочих мест, реорганизации трудового процесса и др.). Характерные тенденции в развитии современного производства определяют самостоятельную важность и взаимодополняемость обоих направлений оптимизационной работы, причем овладение навыками саморегуляции становится необходимым элементом культуры труда.

В этой книге рассматриваются различные средства и спо­собы психопрофилактики стресса, используемые в настоящее время специалистами в области психологии, физиологии и ги­гиены труда. Однако особое внимание уделяется детальному анализу методов психологической саморегуляции. Нам пред­ставляется особенно актуальным дать подробную характери­стику существующих в этой области конкретных методик и приемов, проанализировать возможности и ограничения их при­менения в реальных ситуациях, обобщить накопленные данные’ о существующем методическом инструментарии, его примени­мости и организационных формах использования для повыше­ния эффективности прикладной психологической работы.

Источник

Оцените статью