Денис Старков практический психолог
Nav view search
Навигация
Искать
Лекция 26. Нарушения эмоций у зависимых
Этапы процесса развития эмоции. Нарушения эмоционального процесса. Методы работы с эмоциями. Цикл контакта.
1. Процесс развития эмоции
Первый этап – эмоциональная оценка. Сравнение ситуации с ожиданиями от нее и с системой ценностей. Если результат этой оценки негативный – возникают отрицательные эмоции, если позитивный – возникают позитивные эмоции. Эти эмоции выражают субъективное отношение к ситуации и зависят от ценностей конкретного человека. Они не есть выражением какой либо универсальной системы ценностей или общей справедливости. У разных людей с разными ценностями в одной ситуации будут разные эмоции. В норме оценочная эмоция длиться в среднем около 5 секунд, и ее задачей является сигнализация Сознанию о соотношении ситуации и внутренней системы ценностей. Основными нарушениями на этом этапе в эмоциональном процессе являются: неадекватное соотнесение ситуации с внутренними ценностями (событие на 2 балла реакция на 8), затягивание процесса оценки (оценочная эмоция длиться не 5-10 сек., а дольше), отсутствие оценки (равнодушие, апатия), неустойчивая оценка (эмоциональные оценки одной и той же ситуации быстро сменяются, сложность в распознавании оценочных эмоций (не могу понять, что чувствую).
Второй этап – регуляция действий. Эмоции дают энергию (заряд) для выполнения действия, организуют его, направляют. На этом этапе происходит оценка, насколько необходима эмоциональная энергия для действия. В норме человек испытывает те эмоции, которые помогают ему действовать и не испытывает тех, которые мешают: несовпадение деятельностных эмоций по времени с самими действиями (эмоции появляются позже начатых действий, и продолжаются после их завершения); несовпадения эмоций по уровню с необходимыми усилиями (ситуация требует 2 балла эмоций, а их 8 и наоборот); несовпадение вида эмоций с необходимыми действиями (в действиях, где нужна злость, испытывается грусть).
Третий этап – этап формирования тонуса настроения. Этапом приобретения эмоционального опыта. На этом этапе эмоции завершаются, делаются эмоциональные выводы и приобретается новая эмоциональная память. Из пережитых эмоций формируется общий эмоциональный тонус (настроение). Основные нарушения: отсутствие этапа завершения эмоций (из-за чего прошедшая ситуация переживается снова и снова), завершение ситуаций без приобретения нового эмоционального опыта (из-за чего повторяются одни и те же ошибки), приобретение негативного эмоционального опыта (делаются неправильные выводы, из-за чего приобретается устойчивое негативное настроение).
2. Методы восстановления эмоций
Переоценка соответствия эмоции ценностям.
По правилу Осознанность, Ответственность, Оценка следует: осознать вид и уровень эмоции (в баллах от 0 до 10), а также насколько угрожающа ситуация (в баллах от 0 до 10); взять ответственность за свои эмоции на себя (я причина своих эмоций а не ситуация); переоценить уровень эмоций в соответствие с уровнем ситуации.
Шкала угрозы ценностям:
10 – угроза своей жизни;
9 – угроза жизни близки;
8 – глобальная угроза здоровью (инвалидность);
7 – глобальная угроза здоровью близких (инвалидность близких);
6 – угроза потери семьи;
5 – угроза потери свободы (тюрьма);
4 – угроза потери работы (увольнение);
3– крупные денежные потери;
2 – средние денежные потери (до 1 зарплаты), простые заболевания (простуды) и т.д.
1 – мелкие неприятности.
Переоценка полезности эмоции в действиях.
По правилу ООО следует: осознать вид и уровень эмоций; взять ответственность за свои эмоции на себя (я причина своих эмоций а не ситуация); переоценить, какие эмоции полезны в предпринимаемых действиях. В ситуациях, которые не в силах изменить, следует учиться эмоционально принимать. Критерии полезности эмоции: 1.) эмоция по виду соответствуют необходимым действиям; 2.) ситуацию возможно изменить с помощью действий; 3.) уровень эмоций достаточен для действий и помогает им (не выше и не ниже).
Техники завершения эмоций.
После завершенного дела сделать перерыв, осознать свое эмоциональное отношение к сделанному делу, по необходимости его пересмотреть. Начинать следующее дело после того, как предыдущее дело эмоционально принято.
Техники писем: написать письмо, в котором выражаете незавершенную эмоцию (обиду, горечь, злость и т.д.). Письмо перечитывается (можно несколько раз), потом сжигается.
«Горячий стул». На пустом стул представляется человек, эмоции к которому в какой-то ситуации не завершены, и ему эти чувства высказываются.
На первых двух этапах выздоровления (минимум год) следует работать только с ситуационными эмоциями на уровне «здесь и сейчас» (не погружаясь глубоко в прошлое и не идя далеко в будущее), кроме специальных заданий, которые дает психолог, консультант, наставник.
3. Цикл контакта
Есть другой взгляд на стадии эмоционального процесс – с точки зрения, как человек входит в контакт, находится в контакте и выходит из контакта. Этот процесс называется циклом контакта.
1.) Предконтакт. Стадия, когда человек эмоционально оценивает того, с кем собирается вступить во взаимодействие. Норма – достаточная оценка (доверие, осторожность, стремление, надежда, разумные опасения). Два вида нарушений: а.) быстрый предконтакт, человек недостаточно хорошо проводит оценку; проявления – импульсивность, влюбчивость, необдуманность, вспыльчивость и т.д. б.) медленный предконтакт, человек чересчур проводит оценку; проявления – подозрительность, тяжелый подъем, дистанцированность, тревожность и т.д.
2.) Контакт. Эмоциональная стадия, когда человек находится во взаимодействии. Норма – взаимодействие на равных (уважение, уверенность, энтузиазм, принятие, любовь и т.д.). Нарушения: а.) сильный контакт, человек подавляет другую территорию; проявления – гордыня, завышенная самооценка, злость и т.д. б.) слабый контакт, человек сдает свою территорию; проявления – жалость, заниженная самооценка, обида и т.д.
3.) Постконтакт. Эмоциональная стадия, когда человек выходит из взаимодействия. Норма – стадия завершения и приобретения опыта (адекватная грусть, светлые воспоминания и т.д.). Нарушения: а.) быстрый постконтакт, выход из взаимодействия без должной подготовки, обрыв; проявления – равнодушие к прошлым контактам (плевать на прошлое), «надоело – бросил» и т.д. б.) медленный постконтакт, сложно выйти из взаимодействия; проявления – зависания в прошлом, трудно завершить дела, сожаления, чрезмерные оплакивания и т.д.
У зависимых не просто нарушения какой-то из стадий цикла контакта, а отсутствие одной из них (у наркозависимых обычно ранних стадий – предконтакта, у алкозависимых поздних стадий – постконтакта) из-за чего эмоциональный процесс не завершается. Зависимый с помощью употребления достраивает свой цикл контакта. Если употребление прекращается, эмоциональный процесс не идет, что заставляет зависимого обратно возвращаться к употреблению. Выздоровление – восстановление цикла контакта в трезвой жизни.
Задание для темы «Эмоциональный процесс»
1. Приведите пять примеров того, как различные эмоции были причиной вашего употребления? Приносило ли употребление облегчение? Чем вы в итоге платили за это эмоциональное облегчение в каждом случае (негативные последствия употребления)? Как в каждом случае можно было иначе поступить с вашим эмоциональным состоянием? Заполните таблицу.
Событие
Эмоциональное состояние
Употребление и его последствия
Как можно было изменить эмоции иначе?
2. Опишите ваше эмоциональное состояние во время «отходняка» от употребления (похмелья, кумара). Перечитывайте это описание, когда вам захочется изменить свои эмоции с помощью употребления.
3. Опишите 5 ситуаций, когда эмоции по уровню не совпадали с ситуацией. Как можно было переоценить уровень эмоций?
4. Опишите 5 ситуаций когда эмоции не помогали вашим действиям. Как можно было изменить полезность эмоций?
5. Напишите письмо, в котором вы выражаете незавершенные эмоции. Прочитайте это письмо, а потом сожгите.
Источник
Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»
О центре
Материалы для помощи страдающим алкоголизмом
Алкоголизм и семья
Методические материалы центра
Внешний и внутренний локус контроля. Автоматическое и осознанное поведение, желания, эмоции, мышление. Привило Осознанность, Ответственность, Оценка. Анализ и коррекция мышления, эмоций, желаний, поведения с помощью дневника самоанализа.
1. Осознанность и привычки
Психика человека состоит из двух уровней – Сознания и Привычек.
Когда человек злоупотребляет у него формируются привычки, поддерживающие злоупотребление, а сознательный уровень психики деградирует. Поэтому зависимый не может долгое время оставаться сознательное трезвым – его привычки возвращают его к употреблению, и сознательного решения «не употреблять» надолго не хватает.
Для выздоровления необходимо развивать Сознание и перестраивать свои привычки с зависимых на трезвые.
Человеческая психика на любое событие реагирует в последовательности: мысли, эмоции, желания, поведение. Уровень Привычек: автоматические мысли, автоматические эмоции, автоматические желания, автоматическое поведение. Уровень Сознания: осознанные размышления, осознанные чувства, осознанные цели, осознанные действия.
Для изменения привычек с зависимых на трезвые необходимо «включать» Сознание и пересматривать свои автоматические мысли, автоматические эмоции, автоматические желания, автоматическое поведение.
Правило «ООО» (Осознанность, Ответственность, Оценка): осознать свои автоматические реакции и событие, на которые они возникают; взять на себя ответственность за них – это я решаю, как реагировать, а не событие меня заставляет; оценить, как лучше всего реагировать в данной ситуации.
2. Дневник самоанализа: первая строка
Осознать свои событие и автоматические реакции на него: автоматические мысли, эмоции, желания, поведение. Внести в таблицу дневника. В столбике результат можно записать вывод по ситуации.
Ситуация – это секунда: событие-реакция-результат; в другую секунду уже другая ситуация.
Записывать одну реакцию (одни мысли, эмоции и т.д.), а не несколько.
В таком виде дневник рекомендуется вести первый месяц (или несколько) выздоровления.
3. Дневник самоанализа – три строки
Более «глубока» схема дневника самоанализа – три строки. Во второй строке анализируются автоматические реакции. В третей строке – новые реакции.
4. Анализ мышления
Мышление – это инструмент объективного познания реальности (какой он есть на самом деле).
Здравое мышление – когда человек видит разные стороны реальности («может быть так, может быть так, может . ») – мышление возможностей.
Зависимое мышление – видит только один из возможных вариантов («должно быть так. »)
Анализ мышления: найти скрытые долженствования и заменить их на возможности.
5. Анализ эмоций
Эмоции – инструмент субъективного познания мира (какой он в отношении моих ценностей).
Здоровые эмоции – когда человек на событие значимостью в N баллов реагирует эмоциями в N.
Зависимые эмоции – когда человек на событие реагирует повышенными эмоциями (на событие в 2 балла эмоциями в 7 баллов).
Анализ эмоций – оценить балльность эмоций; оценить значимость события; оценить, какой уровень эмоций должен быть на событие такой балльности.
Шкала значимости событий: 10 – смертельная угроза; 9 – угроза смерти близким; 8 – сильная угроза здоровью (инвалидность); 7 – угроза инвалидности близких; 6 – угроза распада семьи; 5 – угроза свободе (тюремного заключения); 4 – угроза работе; 3 – денежные потери; 2 – болезнь; 1 – мелкие неприятности.
6. Анализ желаний
Желания – стремление к цели (результату).
Здоровые желания – стремление к реальным и полезным целям.
Зависимые желания – стремление к нереальным или вредным целям.
Анализ желания: найти в желании скрытую цель (к какому результату стремишься в этой ситуации); проверить ее на реальность (нереальная цель: хочу, чтобы все, сразу и само; вероятность достижения менее 50%) и полезность. Поставить новую реальную и полезную цель для этой ситуации (реальная цель: то, что зависит от меня, то, что я реально могу достичь в этой ситуации – с вероятностью не менее 50%).
7. Анализ поведения
Поведение делится на внутреннее психологическое (психологические усилия, которые человек прилагает) и внешние поступки (физические действия).
Здоровое поведение – внутренние психологические усилия направленные на то, что человек может изменить в этой ситуации (свои действия или отношение к ситуации «здесь и сейчас»).
Зависимое поведение – внутренние усилия направленные на то, что человек не может напрямую изменить в этой ситуации (других людей, события, прошлое, будущее) и/или не направлены на то, что можно изменить.
Анализ поведения: найти, на изменение чего направлены в поведении внутренние психологические усилия; проанализировать, могу ли я это изменить в этой ситуации; найти, на что можно направить усилия – что можно изменить.
Источник
выражение чувств. Выражение чувств
Название | Выражение чувств |
Дата | 15.01.2019 |
Размер | 59.5 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | выражение чувств.doc |
Тип | Документы #63857 |
Подборка по базе: Органы чувств для студ.docx, Практическая работа Органы чувств.docx, Нервная система. Органы чувств..doc, ОРГАНЫ ЧУВСТВ.docx, Следуя чувствам мы создаем ряд ценностей.docx, Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность.docx, ЛЕКЦИЯ Органы чувств. Функциональная анатомия органы зрения..doc, 1 Чувствительная функция нервной системы.docx, Расстройства чувствительности.docx, Определение чувствительности.docx Различия между чувствами, ощущениями и эмоциями. Есть разные слова. Которые мы называем чувством. Например мы говорим »чувство любви» или »чувство холода» и это не совсем правильно. Давайте сначала договоримся о терминологии. Есть ощущения. Пример: »Вот вы сидите на стульях, что вы сейчас ощущаете?» (холод, жара). Ощущение- это то, что чувствует тело, наружное отражение. Это холод, тепло, покалывание и т.д. Любое чувство- это отражение того что происходит внутри меня, это гнев, злость, обида, раздражение, неуверенность. Существуют также эмоции. Эмоция- это мимолетное чувство. Например: »Я зашел в автобус, мне наступили на ногу. Я подумал: »Ах, опять испачкали туфли». Раздражение в первые пять секунд и потом все тут же ушло. Я забыл про это. Это эмоции. А вот если я раздражение испытываю достаточно долгое время, если оно как бы поселилось во мне и живет, то это уже чувство. С эмоциями справляться довольно легко. Они мимолетные, уходят сами по себе, но вот если эмоция не уходит, она становиться чувством- она влияет на меня определенным образом. Самое главное, что нужно для себя понять, это то, что если я испытываю определенное чувство, то это всегда связано с двумя вещами: Во – первых: это связано с тем, что происходит во мне! Если я чувствую какое-то чувство, это обязательно происходит потому, что этому чувству есть во мне место. Что-то во мне смогло ответить и поэтому появилось это чувство. Чувство сильно связано с моим собственным состоянием. Во- вторых: чувство это сигнал о том, что происходит вокруг меня. Например: Ночь. 12-ть часов. Я иду домой. За моей спиной слышаться шаги. Я ускоряю шаг. Шаги тоже ускоряются. Я чувствую страх. Вот есть во мне что-то, что отвечает за то, что возник этот страх. Моя собственная незащищенность, моя уязвимость. И есть вторая часть, которая отвечает за то, что происходит вокруг меня- это обстоятельства. Не было бы человека за спиной не было бы страха. Всегда существует такое разделение-откуда взялось это чувство. И поэтому я вас призываю к тому, что когда вы ощутите какоето чувство, вам нужно разобратьтся какую часть из этого вы относите к себе, что происходит внутри вас при этом. И в какой мере это связано с внешними обстоятельствами. А сейчас вы возьмете листочки и в алфавитном порядке напишите чувства, которые начинаются с той или иной буквы. (5 мин) КТО БОЛЬШЕ_КТО ЛУЧШЕ. Вообще существует 4-ре основных чувства: это РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, ГНЕВ, СТРАХ, а остальные чувства являются их оттенками. Позвольте привести индийскую метафору: наша жизнь подобна повозке, которую тянуть четыре коня-чувства, правит ими возница-наш разум, а сидит в той повозке наша душа. Если кони сильны- повозка движется, жизнь идет; если возница умелый, он не дает повозке сбиться с курса. Но если кони-чувства становяться неуправляемыми, или возница- разум перестал править (отвлекся на другие повозки, напился или просто не знает характера своих лошадей, или не знает, как на них воздействовать…). Отец Мартин, автор популярных лекций по лечению химической зависимости, говорил, что при наркомании\алкоголизме чувства стоят над разумом, управляя им, а при выздоровление – положение меняется: разум контролирует чувства. (О том, как конторолировать , править чувствами мы поговорим на следующих занятиях, а сейчас пока займемся определением чувств.) А сейчас я хочу, чтобы каждый из вас написал по десять негативных чувств. (5мин) Можете мне сказать почему эти чувства называются негативными (обсуждение). Уясните себе, что не существует хороших или плохих чувств. Большинство из нас подсознательно думает, что любое приятное ощущение — уже благо, а неприятное — зло. Но чтобы позволить себе прочувствовать всю гамму эмоций, нужно понять: чувства не бывают хорошими или плохими. Чувство — это просто-напросто отражение того, что происходит внутри тебя. Если мы несколько изменим терминологию — не будем говорить о плохих и хороших чувствах, а назовем их чувствами “спокойными” и “беспокойными” (“тяжелыми”), то таким образом перестанем противиться всем тем многочисленным чувствам и ощущениям, которые посылает нам Бог. Если мы навесили на чувство ярлык “плохое”, то при этом сами дали себе внутреннюю установку избавиться от него. Ведь не даром же мы стремимся — да и детей учим — удаляться от всего плохого, очищаться от дурного. С другой стороны, если мы назовем свое чувство “беспокойным” или просто “неприятным”, то при этом будем искать способ, чтобы справиться с ним. “Неприятные” ощущения не доставляют нам радости, но психически здоровый человек обязан научиться справляться с ними — такова жизнь. Чтобы выздоравливать, нам нужно »разморозить» чувства, научиться их вновь, ощущать, такими, как, они есть, без искажения или »заморозки» наркотиками или другими препаратами изменяющими сознание. Научившись ощущать и распознавать чувства, мы сможем научиться разумно управлять ими. Мы сможем добиться перемирия между больной частью себя и здоровой. Научимся понимать те требования и внутренние сигналы которые посылает нам душа. Любое испытываемое чувство — это источник важнейшей информации, которая необходима нам в выздоровление чтобы выжить, удовлетворить свои глубинные потребности, правильно выстроить отношения с людьми. • Чувство страха предупреждает нас об опасности, подсказывает, что нужно искать защиты и поддержки. Страх укажет мне на скользкие места, там где я могу потерять бдительность. • Злость служит сигналом, что твои или чьи-то права нарушены. Она — некий предохранительный клапан, который помогает ослабить эмоциональное напряжение, дает нам силы для того, чтобы найти выход из создавшейся ситуации. • Чувство одиночества подсказывает: тебе не хватает человеческого общения, человеческой близости, значит, нужно налаживать более тесные отношения с окружающими. • Боль позволяет осознать: что-то не так в организме, требуется лечение. • Радость свидетельствует об удовлетворенной потребности. • Чувство гордости говорит о том, что ты что-то делаешь хорошо. Оно помогает укрепить чувство собственного достоинства. И так далее. Каждое чувство, которое мы испытываем в жизни, помогает нам лучше ощутить собственные нужды и понять, удовлетворены они или нет. Если мы пытаемся откреститься хотя бы от одного из чувств, то отрезаем себя от важнейшего источника информации. Научитесь давать своим чувствам точные определения. Чтобы сбор информации о чувствах происходил эффективнее, нужно научиться давать каждому из них точное определение. Например, что толку говорить: “Я чувствую себя ужасно!” Очень расплывчатая фраза! Но если я говорю себе, что мое ужасное самочувствие — результат натянутых отношений с родителями, то это уже конкретно. Или результат постоянного общения с моими старыми друзьями, которые употребляют и предлагают мне тоже. Аналогично: сказать “Я счастлив” — значит сказать очень и очень немного. Но если ты говоришь: “Я счастлив, потому что друзья пригласили меня сегодня в гости”, то это означает: ты перестал чувствовать себя одиноким, ты чувствуешь себя членом группы. Помните, что химическая зависимость прогрессирующие заболевание, неизлечимое, хроническое, сбивающее с толку, без помощи чувств нам с болезнью не совладать. Выздоровление требует от выздоравливающего наркомана, научиться вновь испытывать всю гамму человеческих чувств, и приходиться порой пройти через страх и боль. Если вы оказались именно в такой ситуации, то помните: ВЫ НЕ ОДНИ. Давайте посмотрим как чувства помогают нам: Они доставляют нам удовольствие. Какой ужасной была бы жизнь, если бы нечему было бы радоваться, если бы никто тебя не любил, если бы ты не замирал от восторга перед рождественской елкой. Именно наркотик давал мне ощущение радости. А чувств и выражения их не было. Если ты злишься или напуган — это сигнал, который тебя предупреждает: что-то не так. Например если ты злишься, то очевидно, тебя кто-то обидел или причинил тебе зло. Если ты испугался, то, возможно, кто-то может тебя обидеть или причинить тебе зло. Если ты будешь обращать внимание на свои чувства, то не попадешь в беду, сможешь позаботиться о себе. Эти чувства помогут тебе жить с твоей болезнью. Делать внутренние переговоры с больной частью тебя и добиваться перемирия, видя что требует от тебя в данный момент каждая половинка тебя. Есть чувства которые вспыхивают в тебе как красный свет светофора, и говорят, что тебе нужна помощь. Если тебе что-то не ясно, если тебе грустно, одиноко, значит, ты не получил того, что тебе действительно необходимо. Если тебе непонятна дискуссия на группе значит тебе нужны дополнительные разьяснения. Если одиноко, значит тебе нужен друг, с которым можно просто поболтать, или рассказать о себе. Если и на эти свои чувства ты будешь больше обращать внимания, они подскажут, чего тебе не хватает. Нарисуй эти чувства: Обсуждаем в двух командах разрисованные лица Вот вы сами видите а многие уже давно убедились сами, что чувства важны все. Это неправда, что чувства делятся на хорошие и плохие. Есть те которые не доставляют нам удовольствия, есть те которые даже чувствовать не хочется. И тем более говорить о них нам (хим.зав-ым) , труднее в том плане, что многим это приходиться делать в первый раз, если не в первый, то многие это занятие давно уже забыли. Поэтому чтобы научиться снова жить без наркотиков, первым делом нужно научиться выражать и отслеживать свои чувства. Рисуем- самый (страшный, обидный, агрессивный) эпизод жизни. Распознавание сложных чувств! Для начала я хочу вас попросить, чтобы вы назвали одно чувство, которое опишет то, как вы сейчас себя чувствуете. А теперь назовите три чувства, которые описали бы ваше состояние. Если вы заметили, одно слово, для описания того, что мы чувствуем, найти куда проще, чем выбирать сразу три. Однако в повседневной жизни мы очень редко чувствуем только одно чувство. Обычно мы сталкиваемся с несколькими чувствами, возникающими одновременно. «Я могу быть взволнован из — за того, что сейчас читаю перед вами лекцию. В то же в время я обеспокоен тем, что поймёте ли вы то, что я рассказываю. Но в то же время я рад вас всех здесь видеть». И всё это в одно и то же время! Чаще всего мы не останавливаемся, чтобы подумать обо всех чувствах, возникающих у нас в тот или иной момент. Но иногда мы можем быть подавлены и запутаны тем, что происходит с нами. Часто нас спрашивают: «Как ты себя чувствуешь?» или «Что с тобой происходит?» Бывает, чувствуешь себя так хреново, но сам не понимаешь почему?! Так случается, потому что внутри каждого из нас кипит одновременно множество чувств. Они смешиваются в один большой клубок, и трудно бывает распутать его и сказать, какие чувства составляют его. Но есть способ распознать эти, сбивающие нас с толку, чувства. Существует четыре шага, которые помогут нам это сделать. 1 ШАГ. Сфокусируйте чувства на их источнике. Наши чувства порождаются тем, что произошло в нашей жизни. Если нам надо успешно разрешить эти чувства, то потребуется найти, что их спровоцировало. Во — первых: проведите небольшое расследование. Спросите себя: «Когда я впервые почувствовал это?» «Что же случилось, что породило это Ответы на эти вопросы не всегда очевидны. Иногда требуется время, чтобы точно определить источник наших чувств. Ну, а когда мы обнаружили источник чувств, мы должны задать себе вопрос: «Почему, то, что случилось, вызвало у меня эти чувства?» Например: «Я чувствую какую — то нервозность, раздражение, я отслеживаю и понимаю, что это из — за того, что я встретился сегодня с человеком, после чего у меня возникло это чувство. Задавая себе вопрос: Почему я после встречи с этим человеком так себя чувствую? Я вспоминаю, что когда мы виделись последний раз, мы очень сильно поругались». Когда я могу связать свои чувства с конкретными людьми, местами или событиями, значит, я удачно сфокусировал свои чувства на их источнике. 2 ШАГ. «Точно назовите чувство». Мы не можем справиться с чувствами, пока не узнаем, что они из себя представляют. Когда чувства остаются без названия, они владеют над нами, т.е. управляют нами, а не мы управляем ими. Оставить свои чувства неисследованными — значит лишить себя права правильно действовать. Мы не сможем эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, пока не научимся задавать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?» Ответить на этот вопрос вам поможет словарь чувств. 3 ШАГ. Как только мы поняли, какое чувство нас посетило, нужно решить, что с ним делать. Нужно «Выбрать подходящий отклик». Для того, чтобы выполнить этот шаг, нам необходимо знать разницу между реакцией на наши чувства и откликом на них. РЕАКЦИЯ — это то, что мы осуществляем автоматически. Мы поступаем не думая, и наша цель — просто заставить себя прекратить чувствовать. ОТКЛИК — это сознательный выбор, чтобы наилучшим образом справиться с нашими чувствами. Когда мы не затрачиваем время на то, чтобы назвать наши чувства и сосредоточить внимание на них, единственное, что нам удаётся — это отреагировать вслепую. Но когда мы дали название чувствам и сконцентрировали на них своё внимание, мы должны найти наилучший способ их выражения. 4 ШАГ. «Осуществите это». Одно дело — выбрать подходящий отклик, и совсем иное — так поступить. Осуществить собственное решение бывает очень трудно. Но как бы ни было трудно, лучше как — то выразить свои чувства, а не Иногда для защиты от неприятных для нас чувств мы употребляем алкоголь, принимаем наркотики, начинаем играть в азартные игры, чтобы хоть как — то отвлечься от того состояния, в которое нас приводят неприятные чувства. Все эти защитные реакции называются ПАГУБНЫЕ! «А есть ли у кого — нибудь такие знакомые, которые веселы от природы, которые постоянно смешат вас?», «А можете ли вы сказать, что он чувствует, в тот или иной момент?». Такая защитная реакция называется ШУТОВСТВО! Человек, который в качестве защиты прибегает к шутовству, начинает строить из себя клоуна всякий раз, когда в разговоре или отношениях нарастает напряжённость. Шут использует юмор, чтобы отвлечь вас от предмета, о котором он не желает разговаривать. Всякий раз, когда происходит, что — то пугающее, угрожающее, притворщик просто делает вид, что всё идёт нормально, или начинает фантазировать, будто всё происходит именно так, как ему хотелось. Человек, который пользуется такой защитой, отказывается говорить о любых неприятных для него чувствах. Он может физически или эмоционально отдалиться от человека или ситуации, которые побуждают в нём эти чувства. Пример: «Я сильно переживаю из — за того, что навсегда расстался со своей любимой девушкой. Я отказываюсь говорить с кем — либо об этом, потому что эта причина причиняет мне боль. И я не желаю встречаться с теми, кто мне напоминает о ней». Болтун избегает столкновения со страхом, угрозой или другими болезненными чувствами, не позволяя заводить разговор на темы, вызывающие у него подобные чувства. Всякий раз, когда он чувствует, что разговор вот — вот коснется одной из неприятных тем, он тут — же берёт инициативы в свои руки и не даёт никому затронуть неугодную тему. Источник |