Анализ стихотворения А. А. Фета «Ласточки пропали»
А. А. Фет «Ласточки пропали»
——————————————————————
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Анализ стихотворения А. А. Фета «Ласточки пропали»
Афанасий Фет – единственный поэт России, который никогда не писал на социальные, политические темы. Его лирика была посвящена природе, любви и назначению поэзии. Поэтому его стихи привлекают, волнуют и нравятся читателям по сей день. Ведь ситуация в мире постоянно меняется, а вечное остается прежним, всегда актуальным. Фета можно назвать импрессионистом в мире поэзии.
Он стремился запечатлеть прекрасное, мимолетное мгновение, передать свои эмоции слушателю в полной мере. Индивидуальное, романтическое восприятие мира в его стихах выражено более остро, чем у кого-то иного. Природа «ясною улыбкой» будит в нас эмоции, испытанные автором. Вместе с ним мы восхищаемся пушистой вербой, умиляемся первому ландышу, наблюдаем за игривыми мартовскими ручейками. Поэт любил весну, восхищался, любовался ею. Все лучшие стихи об этом времени года написаны им.
Совсем другие строки читаем мы про осень. Здесь не найти пушкинской гармонии, печальной красоты поздней осени, нет «очарования очей». Нет тютчевского примирения с погодой, мол коротка, но дивная по-своему. Нет щемящего восторга Есенина – крестьянского поэта. А есть хандра, романтизированная апатия, тоска по летнему теплу, звучит «голос лета прожитого».
Осень Фета холодна, беззвучна, равнодушна, а сумрачные дни грустны. Но всё же он любуется пожаром, восставшим из-за дремлющих сосен. Сравнивает погоду с юной девушкой, не испытывающей ответных чувств к кавалеру, холодно принимающей ухаживания.
Стихотворение родилось на свет в 1854 году. Имеет форму пейзажной зарисовки с элементами философского размышления. Отсюда вывод, что произведение принадлежит жанру элегии. А. А. Фет для своей работы выбирает трехстопный хорей. Примечательно то, что текст написан пятистишиями, что редко встречается в отечественной поэзии. Такая структура подчеркивает тягучесть, монотонность, бесконечность осенних дней. Присутствует чередование мужских и женских рифм.
Композиционно делится на две части: описание природы, явлений, констатация фактов и рассказ о личных, эмоциональных переживаниях рассказчика, который становится лирическим героем стихотворения. Неопределенность, серость, будничность межсезонья навевают тоску на автора, угнетают его. Герой грустит об уходящем времени.
Уже первая строчка наводит грусть, в ней звучит безысходность. Ласточки не просто улетели на юг, перестали радовать полетом, они «пропали». Для нашего человека от этого слова веет обреченностью, невосполнимой, горькой утратой. Острое чувство потери накрывает читателя вслед за рассказчиком.
К середине текста эмоциональный накал достигает кульминации. Поэт восклицает, что готов встретить снег и вьюгу, но только не эту унылую серость, когда клин журавлей с протяжными криками скрывается за горизонтом. Образ улетающих на юг птиц навевает отчаяние, желание также убежать от холода, слякоти, плохих предчувствий. Поэту настолько тяжело это переживать, что хочется плакать. Олицетворением эмоций становится перекати-поле – вечный символ пустоты, бесприютности.
В стихотворении можно заметить антитезу. Два времени года противопоставлены друг другу. Ведь для Фета прилетающая ласточка – вестница весны, ее символ. А отсутствие этих птиц становится знаком противоположным. Суетливое поведение грачей напоминает об их скором отлете.
Поэт чувствует сонливость, апатию, в отличии от Пушкина, для которого осень – самый продуктивный период творчества.
Все воспринимают по-своему любую погоду. Кто-то любит жару, другие – торжество осенних красок, терпкий и свежий воздух, а некоторые романтические натуры предпочитают дождь. Фет любит здоровую, сухую погоду. Но даже слякотная весна его радует гораздо больше самой сухой осени. Ведь после весны придет жаркое лето, а межсезонье сменит холодная зима.
Источник
Ласточки пропали фет настроение стихотворения
Автор: Ситдикова Милеуша Асхадулловна
Организация: МБДОУ «Арский детский сад №11 общеразвивающего вида»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Арск
Цель: помочь детям запомнить и выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали» с помощью мнемотаблицы.
Задачи:
1. Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить приметы осени, обогащать словарь («заря», «валится»), показать красоту поэтических образов.
2. Развивать речь детей, образное мышление, внимание, память, чувство рифмы.
3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии и осенней природе.
Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, чтение стихотворений об осени других русских поэтов (А. Плещеева, А. С. Пушкина), наблюдение на прогулке примет осени, рассматривание репродукций об осени, слушание произведений классической музыки об осени
Материалы: репродукция картин И.И.Левитана «Золотая осень», И.И.Шишкина «Осень», А.К. Саврасов «Осень», классическая музыка Ф. Шопена «Осенний вальс», мяч; дубовые, кленовые, берёзовые листья; большой кленовый лист.
Слайд №1.
Ход ООД:
Организационно-мотивационный этап.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
— По вашим глазам, я вижу, вы зарядились положительными эмоциями.
— Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее, радостное, улыбчивое)
— Замечательно! Я рада видеть вас таких красивых, и с хорошим настроением!
Основной этап. Получение новых знаний.
Постановка проблемы
Слайд №2.
Разминка для ума. Ребята, я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте и отгадайте:
Пришла без красок и без кисти.
Да перекрасила все листья. (Осень)
— А почему мы вспомнили про это время года? Где можно увидеть красоту осени? (На улице, на природе…). Ваш ответ правильный. Но ребята не только на улице и на природе, и ещё кое-где? А где же именно можно встретить осени? Поэтому прошу вас быть внимательными и стараться находить ответ на заданный вопрос.
2. Игра «Назови осенние приметы».
У меня разноцветный мяч, мяч осенний и волшебный,
Будет в руки вам скакать и вопросы задавать.
— Ребята, давайте поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ получаете осенний лист.
1. Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают, вянут, сохнут, шуршат, шелестят.
2. Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья (листопад – 2 слова листья опадают).
3. Каким цветом становятся листья а деревьях? (Оранжевые, желтые, красные.)
4. Дождь осенью что делает? — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
5. Урожай осенью… — Урожай осенью убирают.
6. Птицы осенью …. — Птицы осенью улетают.
7. Деревья осенью… — Деревья осенью роняют листья.
8. Звери осенью… — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
9. — За осенью идёт… (Зима)
10. А после зимы. (Весна)
11. После весны идёт. (Лето)
12. А за летом наступает…(Осень)
13. Какое сейчас время года? (Осень)
14. Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
15. Назови 2-ой осенний месяц (Октябрь)
16. Назови 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
17. Назови первый осенний месяц (Сентябрь)
18. Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)
19. Что ты можешь сказать про солнце осенью? (Греет плохо, часто прячется за облака.)
20. А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)
21. Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, немного солнечная)
22. А что делают дикие животные осенью? (Животные готовятся к зиме.)
23. А какие деревья остаются зелеными? (елки, сосны).
— Правильно, ребята! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали.
— Да, осень прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили музыку, написали картины про осень.
3. Практическое решение проблемы.
А) Дидактическая игра «Составь картину осени». Встреча с осенью на картинках.
— Я предлагаю вам немного поиграть. У вас на руках листочки разных деревьев (дуб – дубовый, клён – кленовый, берёза – берёзовый). Ребята объединитесь в подгруппы. У нас получилась 3 подгруппы. Давайте посмотрим, как вы умеете дружно работать и играть.
( Дети подходят к столам, и воспитатель предлагает собрать картинки из разрезных картинок.)
Слайд 2. И.И.Шишкин «Осень»
— На картине ранняя осень, сентябрь месяц.
Слайд 3. И.И.Левитан «Золотая осень»
— На картине золотая осень, начало октября.
Слайд 4. А.К. Саврасов «Осень».
— На картине поздняя осень, ноябрь месяц.
— Где мы увидели красоту осени? (На картинах художников).
— Каждый творческий человек по-своему передаёт красоту окружающей природы. А художник – красками.
Б) Работа над стихотворением А. Фета «Ласточки пропали». Встреча с осенью в стихотворениях.
Слайд №5.А.А.Фет
А сейчас познакомимся со стихотворением об осени. Написал его русский поэт Афанасий Фет.
Фет — переводчик и поэт. Жил юный поэт в небольшой деревне. Позже обучался заграницей и после приехал в Москву. Во время обучения в Московском университете Фет публикует первые стихи. Его сборники стали выпускать уже на двадцатом году. Афанасий Афанасьевич один из лучших пейзажистов, потому что описание природы в его произведениях действительно поражают своей красотой.
Слайд №6.
Воспитатель читает детям стихотворение.
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Беседа по содержанию стихотворения: — Понравилось вам стихотворение? О чём оно? Какие приметы осени отмечены в стихотворении? Как об этом писал А. Фет? (воспитатель уточняет ответы детей, цитируя соответствующие строки стихотворения). Воспитатель озвучивает название стихотворения — «Ласточки пропали».
В) Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Оторвался с ветки лист,
И на землю опустился.
Воспитатель повторно читает стихотворение.
— Где мы встретились с красотой осени? (В стихотворениях).
— Каждый творческий человек по-своему передаёт красоту окружающей природы: художник – красками, а поэт – словами.
— Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились? («зарёй», «валится»).
Проводится словарная работа с терминами «заря», «валится» ( «заря» — «восход» или «закат»; «валится» — «опадает»).
Предлагаю детям словесную игру.
Г) Словесная игра «Доскажи словечко» (воспитатель читает строчку стихотворения не до конца, последнее слово досказывают дети.).
Слайды №6-8. Мнемотаблица
Воспитатель: — А теперь давайте попробуем рассказать стихотворение с помощью мнемотаблицы.
Д) Встреча с осенью в музыке. Фредерик Шопен «Осенний вальс».
— Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту музыку сочинил композитор Фредерик Шопен и называл ее «Осенний вальс».
— Где ещё можно встретиться с красотой осени? (В музыке).
— Каждый творческий человек по- своему передаёт красоту окружающей природы: композитор –музыкой.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Итог поисковой работы
— Где можно увидеть красоту осени? — Смогли найти ответ на вопрос «Где можно увидеть красоту осени?» — Как называется стихотворение, которое вы выучили? — Кто автор этого стихотворения? — Как мы учились запоминать стихотворение? ( С помощью мнемотаблицы).
Слайд 9
2. Игра «Осенние слова»
А наше занятие закончим красивой игрой, которая называется «Осенние слова». Каждый из вас, передавая друг другу этот осенний лист, по очереди скажет по одному красивому слову об осени.
— Осень она какая?
— Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая, ветреная, грибная, разноцветная, хмурая, замечательная, листопадная, волшебная, скучная, урожайная, сияющая, грустная, величавая, звонкая.
— Всем спасибо. Вы были большие молодцы.
Литература:
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи речи в детском саду. Подготовительная группа» М., Мозаика-Синтез, 2017.
Источник
Анализ стихотворения «Ласточки пропали» (А.А. Фет)
Анализ стихотворения «Ласточки пропали» (А.А. Фет) нужен читателю, чтобы чуточку лучше понять его автора, пережить вместе с ним тяжелые для него минуты грусти.
Стихотворение написано в 1854 году, в период расцвета творческой деятельности Фета. В нем он делится с читателями своим настроением. Ему грустно, потому что наступила осень. Теме осени посвящено стихотворение. И у Фета было особое отношение к этому времени года. Поэт не испытывает восторга от «пышного увядания», не восхищается красотой осеннего леса. Для автора осень равносильна смерти, настолько тяжело он переносит серость и унылость пасмурных дней.
Идея стихотворения заключается в сравнении себя с перекати-полем, таким же сиротливым и одиноким растением, оставшимся без приюта и скитающимся без цели по мокрой земле.
Стихотворение по смыслу можно разделить на две части. В первой автор рассказывает читателям, что он видит в «своей» осени. В этой части он не говорит нам о своем настроении, но все равно понятно, что происходящее его не радует.
Наступили холода, и «ласточки пропали». Этот глагол звучит более обреченно, чем «улетели». Их исчезновение знаменует скорое наступление холодов. И тут же автор вспоминает, как грачи летали, готовясь к отлету в теплые страны, а ведь грачи улетают последними, но уже и они вот-вот покинут холодный край.
Сама природа, кажется, не рада наступлению осени. Вот даже ветер ночью «злится» и стучит в окно, как встревоженный и испуганный чем-то человек.
Автор в отчаянии вскрикивает:
Встретить грудью рад!
Наверное, настолько опостылела ему серость и неприглядность осенних дней, что даже снежным вьюгам он будет рад, только бы не чувствовать эту тоску, похожую на бесконечный осенний монотонный дождь.
Вторая часть состоит всего из одной последней строфы. Здесь уже более отчетливо виден образ автора и его чувства. Ему не хочется выходить на улицу, и только крайняя необходимость заставляет сделать это, о чем мы можем прочитать в первой строке:
Автору до слез тяжело видеть увядание природы, тосковать вместе с ней по ушедшим теплым дням. И как будто чувствуя его настроение, появляется перед автором перекати-поле – единственное растение, у которого нет места. Таким же сиротой чувствует себя и поэт. Холода лишают его уверенности в завтрашнем дне, ощущения счастья.
Фет – один из немногих писателей, которые не писали о политике и социальных проблемах. И наверное, это правильно, ведь все в этом мире приходит и уходит, но природа – вечна, а поэтому достойна, чтобы о ней слагали стихи, пусть даже и грустные. Но в стихах Фета нет красивых зарисовок пейзажа, как, например, у Пушкина, потому что поэт передает только эмоции от созерцания ее. Для этого он использует различные средства художественной выразительности. Сравнения «как сеть», «словно как с испугу», «как мяч» и олицетворение «ветер злится … стучится» помогают автору создавать более яркие образы. Метафора «встретить грудью» вместе с восклицательным знаком передает отчаяние поэта.
Стихотворение написано трехстопным хореем, который сам по себе очень певучий и плавный. Но привлекает внимание еще и то, что строфы здесь – это пятистишия, вместо привычных читателю четверостиший. Это способствует еще более монотонному чтению стихотворения, что также соответствует унылому настроению автора.
Фет видел истинное счастье в гармонии с природой. Она главный его помощник в поэзии выразить свои эмоции. Наверное, поэтому поэт больше всего любил весну, с ее грязью и лужами. Ведь весной жизнь зарождается, тогда как осенью умирает. И поэтому поэту трудно смириться с законами мироздания, вот и умирает он каждую осень вместе с опадающей листвой и жухлой травой.
Источник