- Урок биологии в 7-м классе по теме «Органы чувств»
- Лабораторная работа «Изучение органов чувств животных»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- ГДЗ биология 7 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: Лабораторные работы
Урок биологии в 7-м классе по теме «Органы чувств»
Разделы: Биология
Тип урока: комбинированный.
Цель: проследить эволюцию органов чувств и познакомиться с процессом регуляции деятельности организма.
Задачи:
- обучающая: изучить эволюцию органов чувств. Выделить 2 типа регуляции деятельности организма, выявить отличительные их особенности и механизмы воздействия на организм.
- развивающая: научить выявлять прогрессивные признаки в развитии органов чувств у каждого последующего в изучении класса животных, развивать навыки выполнения лабораторных работ и научных исследований. Формировать умения анализировать и делать выводы по проведенным исследованиям.
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к животному миру, показать взаимосвязь живой и неживой природы и взаимодействие всех живых организмов, формировать экологическое мышление.
Методы:
- словесный: рассказ, беседа
- наглядный: демонстрация фильма “Животные отвечают”
- практические: выполнение лабораторной работы №13 “Изучение органов чувств животных”.
Новые понятия и термины:
- глаз, простой глазок, сложный фасеточный глаз
- монокулярное зрение, бинокулярное зрение,
- нервная регуляция, жидкостная регуляция.
для учащихся
- Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология.
- Животные, М., Дрофа, 1999г 7 класс
- Биология, справочник школьника, М., 1995
для учителя
- Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Введение в изучение науки о животных. Беспозвоночные. М., “Просвещение”, 1982
- Хрипкова А.Г., Коган А.Б. Костин А.П. Физиология животных, М., “Просвещение”1972
Работу органов чувств и поведение животных определяет нервная система. Поэтому давайте вспомним, как шел процесс развития нервной системы нервной системы, т.е. поговорим об эволюции нервной системы животных.
А) Расскажите о формировании и развитии нервной системы у беспозвоночных животных?
Б) Расскажите о процессе эволюции у хордовых животных.
Формирование новых знаний.
Мы проследили, как шел процесс усложнения нервной системы.
Какие органы позволяют животному организму получать различную информацию, реагировать на неё в зависимости от её значения, определять характер собственных действий в данной ситуации?
Поэтому дальше речь пойдет об эволюции органов чувств.
Касс ресничные черви. Органы чувств представлены примитивными глазками, органами равновесия – статоцистами (замкнутыми мешочками с камешками из углекислой извести внутри) в коже есть осязательные клетки. Класс сосальщики имеет слабо развитые органы чувств. Только у личинок, плавающих свободно в воде, имеются глазки.
У круглых червей органы чувств развиты слабо. Кольчатые черви имеют органы чувств, которые представлены органами осязания, органами химического чувства и чувства равновесия, а также различно устроенными глазками.
Тип членистоногие – самый высокоразвитый и наиболее богатый видами тип среди беспозвоночных животных.
Среди разнообразных органов чувств наиболее важными и развитыми являются органы зрения. Имеются простые и сложные глаза. Простой и непарный глаз характерен для личинок и сохраняется на взрослых стадиях развития лишь у низших раков.
Сложный, или фасеточный, глаз состоит из мелких глазков – омматидиев, количество которых достигает несколько тысяч. Каждый глазок воспринимает часть предмета, а из их суммы складывается общая картина (мозаичное зрение). На конечностях, антеннах и антенулах располагаются чувствительные клетки, с помощью, которых раки распознают химические изменения в окружающей среде. У некоторых ракообразных есть орган равновесия. Класс паукообразных имеет орган осязания и зрения. Глаза простые, в количестве от 2 до 12. Различные раздражения окружающей среды воспринимаются чувствительными волосками, локализованными на педипальпах, конечностях и туловище.
У представителей типа моллюски органы чувств представлены органами зрения – глазами, органами обоняния, равновесия и химического чувства.
Тип хордовые, подтип бесчерепные, касс ланцетники имеют органы чувств в виде глазков Гессе, расположенных в области невроцеля и обонятельные ямки.
У рыб развиты боковая линия, органы обоняния, зрения, слуха, равновесия и вкуса. Орган обоняния состоит из парных обонятельных мешков, котрые сообщаются с внешней средой через ноздри. Запахи рыбы могут улавливать на очень большом расстоянии (до 500 метров и более). Это позволяет им находить не только добычу, но и особей своего вида., что особенно важно при размножении.
Особенное значение для рыб имеет боковая линия. Это канал, который тянется вдоль тела и заходит в голову рыбы. С внешней средой канал сообщается отверстиями, внутри канала располагаются чувствительные клетки, которые связаны с нервом. Боковая линия воспринимает перемещение частиц воды и очень тонкие звуковые колебания. Благодаря этому органу рыбы воспринимают направление течений, приближение других обитателей воды, не сталкиваются с подводными препятствиями.
Глаза рыб приспособлены для видения на близком расстоянии, они имеют плоскую роговицу, круглый хрусталик. Около глаза расположено неподвижное веко. У некоторых видов существует мигательная перепонка.
Орган слуха и равновесия состоит только из внутреннего уха, которое представлено перепончатым лабиринтом, состоящим из трех полукружных каналов, овального и круглого мешочков
А теперь давайте посмотрим, как это отразилось в поведении животных, которое становилось все более и более сложным.
Вашему вниманию я предлагаю видеофильм, демонстрирующий поведение животных. Прислушайтесь к словам автора, обратите внимание и ответьте для себя на вопрос: “Является ли поведение животных разумным или оно контролируется врожденными рефлексами?”
Мы сегодня будем сотрудничать. Слушайте внимательно мой рассказ и это вам поможет ответить на вопросы лабораторной работы, которую мы будем выполнять.
Филин (фото А.Н. Бока)
Тема: Изучение органов чувств животных.
Цель: познакомиться с органами чувств на предложенных животных и выяснить их значение в жизни животных.
Оборудование: насекомые, панцирь речного рака, рыбы, чучела птиц, млекопитающие (белые мыши, морская свинка).
1. Знакомство с особенностями органов зрения у различных животных.
Рассмотрите предложенных вам животных. Отметьте место расположения глаз, их число; величину глаз относительно головы.
Выясните, у каких животных глаза подвижны; как и чем защищены глаза у разных животных.
2. Знакомство с внешним строением органов слуха у различных животных.
Рассмотрите предложенных вам животных. Выясните, у каких животных имеются видимые наружные органы слуха.
Определите направление и силу звука с приставленными к вашим ушными раковинам ладонями и без них. Сделайте вывод:
3. Изучение органов осязания. Покажите схематично, при помощи стрелок, какому животному какой орган осязания принадлежит.
Млекопитающие
Закрепление новых знаний.
Работа с терминами
Знания, полученные на этом уроке, помогут вам в изучении следующего курса биологии: “Человек. Анатомия, физиология, гигиена”.
Источник
Лабораторная работа «Изучение органов чувств животных»
Лабораторная работа № 13
Тема: Изучение органов чувств животных
Цель: изучить органы чувств животных.
Оборудование: коллекции, справочный материал.
Заполните таблицу при помощи параграфа 44.
Сделайте вывод: Всем ли организмы имеют органы чувств и какие органоиды у них для этого имеются? Для чего нужны органы чувств животным? Что является системой запуска регуляторного механизма нервной системы животных?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-388193
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
Конкурс «Учитель года» будет проходить в новом формате
Время чтения: 1 минута
Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах
Время чтения: 2 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
ГДЗ биология 7 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: Лабораторные работы
Стр. 9. Лабораторная работа
На основании изученного материала параграфа и дополнительного текста составьте план рассказа о многообразии и классификации животных.
Кто такие животные, какими признаками обладают?
В чем сходство и различия между животными и другими организмами?
Классификация животных: одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные.
Особенности строения одноклеточных и многоклеточных животных, их представители.
Особенности строения позвоночных и беспозвоночных животных, их представители.
Стр. 21. Лабораторная работа. Разведение и изучение амеб в лаборатории
Подготавливаем питательную среду для амеб. Для этого в чашку Петри наливаем охлажденную кипяченую воду, кладем несколько неочищенных зерен риса. Закрываем чашку Петри и ставим в теплое темное место.
Через несколько дней вокруг зерен риса образуются мутные облачка – это скопления бактерий, которые будут служить пищей амеб в культуре.
В приготовленную питательную среду с помощью пипетки вносим культуру амеб. Закрываем чашку Петри и ставим в теплое темное место. Амебы очень чувствительны к температуре, которая должна поддерживаться на уровне +20…+30℃.
Примерно через две недели мы можем рассмотреть амеб с помощью лупы под микроскопом.
Амеба – простейшее, которое является представителем царства Одноклеточные. Живет в воде. Поверхность ее тела нежная и без воды практически мгновенно высыхает. Внешне амеба похожа на маленький комочек серого цвета без постоянной формы. Для передвижения у нее постоянно образуются ложноножки – выросты, которые меняют форму.
Стр. 25. Лабораторная работа. Изучение многообразия свободноживущих водных простейших
Невооруженным глазом рассматриваем воду в пробирках с культурами простейших. Вода мутного цвета за счет мельчайших клеток – включений.
С помощью ручной лупы рассматриваем пробирки с культурами простейших. Мы видим, что простейшие очень маленькие по размеру, практически невозможно отличить, какие именно и где, не говоря о размерах, формах, приспособлениях для передвижения.
Берем из пробирки каплю воды с культурой простейших.
Помещаем каплю с культурой простейших на предметное стекло и рассматриваем под малым увеличением микроскопа.
Определяем форму тела, величину, характер передвижения и окраску простейших. Зарисовываем увиденных простейших. Мы видим, что все простейшие разного размера и формы. У них есть реснички, жгутики, при помощи которых они могут передвигаться. Также можно увидеть ядро и ядрышко, в которых содержится набор генетического материала; клеточную стенку, которая позволяет держать форму; вакуоли; аппарат Гольджи.
Рассматриваем инфузорию-туфельку при малом увеличении. Находим передний (тупой) и задний (заостренный) концы ее тела.
Рассматриваем инфузорию-туфельку при большом увеличении. На поверхности ее тела находим реснички. Рассматриваем сократительные вакуоли в передней и задней частях тела.
Последовательно рассматриваем и зарисовываем все культуры простейших.
Вывод:
Многообразие свободноживущих водных простейших довольно велико. Они различаются и по форме и строению, и по способу передвижения, и по типу питания и методам размножения. В строении большинства из них можно выделить ядро с ядрышком; сократительную вакуоль, которая нужна для выведения жидкости из клеток; комплекс Гольджи; эндоплазматическую сетку; клеточную стенку.
Стр. 29. Лабораторная работа. Изучение тела под микроскопом
В чистую фарфоровую ступку помещаем кусочек мела и измельчаем его.
Помещаем немного мелового порошка на предметное стекло и добавляем несколько капель воды.
Рассматриваем мел при малом увеличении.
Находим части раковин фораминифер и радиолярий.
Вывод:
Радиолярии относятся к группе морских простейших с твердым скелетом и в виде кремниевых игл или известковых раковин, которые участвуют в формировании земной коры. Их особенность в ажурных скелетах из кремнезема. В результате отмирания радиолярий остатки их скелетов опускаются на морское дно и образуют такие осадочные породы, как сланцы, кремнистые глины, трепел. Фораминиферы – это многочисленные простейшие с известковыми раковинами, которые обитают в океанах и морях. Оседая на дно, их раковины образуют отложения, которые называют голубым известняковым илом.
Стр. 35. Лабораторная работа. Изучение многообразия тканей животных
При малом увеличении рассматриваем на препарате многослойный плоский эпителий. Многослойный плоский эпителий состоит из нескольких слоев клеток. Самый нижний слой, который лежит на базальной мембране, способен к регенерации и замещению вышележащих слоев клеток. Верхний отмирающий слой эпителия состоит из плоских ороговевших клеток.
Рассматриваем препарат плоской кости. Образована ткань плоской кости из двух тонких пластин компактного вещества. Между ними расположено губчатое вещество, которое содержит красный или кроветворный мозг, отвечающий за образование эритроцитов.
Рассматриваем препарат крови лягушки. Обращаем внимание на окраску, размеры и форму эритроцитов. При малом увеличении через микроскоп можно увидеть большое количество крупных эритроцитов. Они овальной формы, с темно-синими или голубыми ядрами. Между эритроцитами видны округлые ядра лейкоцитов. При большом увеличении четче видны эритроциты овальной формы с темно-синим ядром и бледно-розовой цитоплазмой, которые располагаются далеко друг от друга. Форма ядра эритроцитов повторяет форму клеток. Также среди эритроцитов можно увидеть небольшое количество мелких лейкоцитов. Они округлой формы с круглой или подковообразной формы ядром.
Рассматриваем препарат поперечно-полосатой мышечной ткани. Состоит она из миоцитов, которые имеют большую длину. Это многоядерные клетки, цитоплазма которых в световом микроскопе выглядит как чередование светлых и темных полосок.
Рассматриваем препарат нервной ткани сетчатки глаза. Находим на препарате скопления нервных клеток с синей окраской и хорошо заметными отростками.
Вывод:
Ткань – это совокупность клеток и межклеточного вещества, которые схожи по происхождению, строению и выполняют одинаковые функции. Каждая ткань состоит из определенных клеток. Эпителиальная, например, состоит из плотно расположенных клеток с высокой способностью к регенерации и без межклеточного вещества. Мышечная – из длинных клеток, которые содержат транспортные белки. Нервная – из клеток звездчатой формы (нейронов) и вспомогательных клеток. Кровь – из большого количества лейкоцитов, эритроцитов и т.д.
Стр. 39. Лабораторная работа. Изучение пресноводной гидры
При помощи лупы рассматриваем внешнее строение пресноводной гидры. Обращаем внимание на форму тела и размеры животного. Зарисовываем гидру и указываем части ее тела. Пресноводная гидра прозрачная. Тело вытянутое, длиной около 7 мм. На одном конце тела гидры находятся щупальца.
Рассматриваем на препарате поперечный и продольный срезы тела гидры при малом увеличении микроскопа.
Рассматриваем среды тела гидры при большом увеличении микроскопа. Находим разные виды клеток наружного и внутреннего слоев тела.
Зарисовываем увиденное и подписываем:
Вывод:
Тело гидры цилиндрической формы, длина – около 7 мм. С одной стороны тела располагается ротовое отверстие, которое окружено щупальцами. С другой стороны находится подошва, при помощи которых гидра крепится к разным поверхностям. Жизненная форма гидры – одиночный полип. Размножается бесполым способом – почкованием.
Стр. 53. Лабораторная работа. Изучение внешнего строения дождевого червя
Рассматриваем дождевого червя. Описываем форму его тела. У дождевого червя тело около 20 см, почти круглое в поперечном разрезе, насчитывает около 100 – 180 сегментов. Оно также покрыто слизью, которая облегчает передвижение в почве и способствует проникновению кислорода через кожу в процессе дыхания.
Находим заостренный передний конец тела червя и более тупой – задний конец тела с анальным отверстием. В передней трети тела также находится утолщение – поясок, клетки которого функционируют в период полового размножения и откладывания яиц.
Определяем выпуклую спинную и плоскую брюшную части тела червя. Спинная часть более темная, брюшная – светлая.
Осторожно проводим пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу. С помощью лупы рассматриваем щетинки на теле червя. Мы видим, что по бокам каждого сегмента расположено по две пары коротких упругих щетинок. Они нужны для того, чтобы червь мог передвигаться. При этом щетинки направлены остриями назад. Это препятствует обратному движению червя, когда он ползет в земляной норе.
Наблюдаем за передвижениями червя по шероховатой бумаге. Передвигается червь благодаря мышечным слоям. Сокращая их, червь может попеременно изменять длину и толщину своего тела, тем самым продвигая сначала кончик вперед, а потому подтягивая к нему остальное тело.
Зарисовываем дождевого червя и указываем части его тела:
Вывод
Рассмотрев дождевого червя, мы увидели, что его тело удлиненной формы, почти круглое в поперечном разрезе, состоит из члеников или сегментов. В передней трети располагается поясок – небольшое утолщение, клетки которого функционируют в период размножения червя. Цвет тела красновато-коричневый, на спинной стороне более темный, а на брюшной светлый. Для передвижения есть щетинки, которые располагаются по бокам каждого сегмента.
Стр. 69. Лабораторная работа. Изучение внешнего строения паука-крестовика
Рассматриваем паука-крестовика. Размеры его около 1,5 см. Тело покрыто хитиновой оболочкой желто-бурого цвета и состоит из двух отделов: головогрудь и брюшко.
Рассматриваем голову паука. Голова паука маленькая. На ней расположено четыре пары глаз, которые плохо видят и позволяют различать только свет, тень и размытые силуэты. Это компенсируется хорошо развитым осязанием, которое обеспечивают осязательные волоски, рассыпанные по всей поверхности тела паука.
Рассматриваем ноги паука. Всего их 10. Это четыре пары ходильных ног, на которых находятся коготки, одна пара педипальп (выполняет функцию распознавания и удерживания добычи) и одна пара хелицер (нужны для захвата и умерщвления жертвы). На лапках имеются волоски. Одни из них реагируют на химические раздражители, вторые улавливают звуки, а третьи нужны для восприятия колебания воздуха.
Рассматриваем брюшко паука. Оно округлое, лишено сегментов, а верхняя его часть украшена крестом. На нижней части находится три пары паутинных бородавок, которые содержат железы, производящие нити для плетения кокона, обустройства укрытия и строительства ловчих сетей.
Зарисовываем внешний вид паука-крестовика, указываем отделы тела.
Вывод: Изучив особенности внешнего строения паука-крестовика, как представителя класса Членистоногие, мы выявили, что тело его покрыто плотным хитинизированным сегментированным покровом, который образует прочный наружный скелет. В паука-крестовика тело разделено на головогрудь и брюшко. На головогруди мы увидели шесть пар конечностей, среди которых: хелицеры, ногощупальца, четыре пары ходильных ног. Брюшко отделено от головогруди тонкой узкой перетяжкой. На переднем конце головогруди мы увидели четыре пары простых глаз вверху и крючкообразные твёрдые челюсти – хелицеры снизу. По бокам головогруди расположены четыре пары ходильных ног.
Тело паука-крестовика покрыто легкой, эластичной и прочной хитиновой кутикулой, которую они время от времени сбрасывают. Этот процесс называется линькой. На задней части брюшка есть три пары паутинных бородавок, которые вырабатывают паутину. Они же являются видоизменёнными брюшными ножками.
Стр. 79. Лабораторная работа. Изучение внешнего строения насекомого
Рассматриваем майского жука. Размеры его около 2,5 см в длину. Тело покрыто хитиновым панцирем, который выполняет роль внешнего скелета и защищает внутренние органы жука. Окраска темно-коричневая.
На расчленённом жуке находим три отдела: голову, грудь, брюшко. Голова и передняя часть спинки покрыты длинными волосками, которые образуют продольные полоски. На остальном теле есть волосовидные чешуйки.
Рассматриваем голову жука. На ней располагаются усики, которые имеют удлиненный тречленик и служат органами осязания и обоняния, глаза и ротовые органы для захвата пищи.
Рассматриваем ноги жука. Их три пары и расположены они на груди. Каждая пара ног соответствует одному членику груди. Конечности покрыты волосками и состоят из подвижно соединенных между собой члеников, которые оканчиваются коготками. Передние ноги жука сильные и похожи на скребки. С их помощью жук может вырывать ямы для откладывания яиц.
На груди жука находим две пары крыльев. Они крепятся сверху: хитиновые надкрылья бурого цвета ко второму членику и нужны для поддерживания тела жука в полете, а прозрачные летательные крылья – к третьему членику.
Зарисовываем внешний вид майского жука, указывая отделы его тела.
Вывод: Изучив особенности внешнего строения насекомого на примере майского жука, мы смогли установить признаки, связанные со средой его обитания. Тело майского жука имеет три отдела: голову, грудь и брюшко. На голове располагается пара сложных глаз, ротовые органы и одна пара усиков. Голова подвижно соединена с грудным отделом, который состоит из трех сегментов. К каждому сегменту подвижно присоединена одна пара ног. Передние крылья преобразованы в жесткие надкрылья, которые защищают от повреждений перепончатые тонкие крылья, когда насекомое не летает. Майский жук является представителем класса Членистоногие, так как конечности его состоят из отдельных члеников – суставов.
Стр. 94. Лабораторная работа. Изучение внешнего строения рыбы
Рассматриваем рыбу, плавающую в банке с водой. Тело у нее сжатое с боков, обтекаемой формы, благодаря которой они могут легко плавать в воде и преодолевать ее сопротивление. Визуально в теле рыбы можно различить голову, туловище, хвост.
Кожа рыбы тонкая, двуслойная, слизистая и покрыта костной чешуей, которая надежно защищает ее тело от повреждений. Чешуя образует годичные кольца, которые позволяют определить возраст особи. Также кожа рыбы имеет железы, которые выделяют слизь. Она обеспечивает легкость трения и скольжение об воду при плавании.
Тело рыбы имеет разную окраску снизу и сверху. Спинка у нее темного цвета, а живот – светлого, почти белого. Это нужно для маскировки рыбы на фоне светлого неба и темного дна водоема.
Находим отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, которые плавно переходят друг в друга. Также на теле рыбы можно увидеть боковую линию – каналы, которые лежат в коже под чешуей и содержат чувствительные клетки, отвечающие за восприятие колебаний воды.
На голове рыбы найдите ноздри и глаза. Ноздри находятся спереди на голове чуть выше рта. Они открываются в органы обоняния, и с их помощью рыба может воспринимать запахи веществ, которые растворены в воде. Глаза у рыбы большие, имеют плоскую роговицу и шарообразный хрусталик. Веки у нее отсутствуют. Также есть рот, которым рыба может втягивать воду, необходимую для дыхания, и захватывать пищу.
Находим у рассматриваемой рыбы парные (грудные и брюшные) и пепарпые (спинной, анальный и хвостовой) плавники. Во время плавания рыба активно пользуется всеми плавниками. Они помогают ей держаться на плаву, контролировать положение своего тела в воде, поворачивать, замедляться или ускоряться.
Зарисовываем внешний вид рыбы.
Вывод: Изучив внешнее строение и приспособления для передвижения рыбы, мы можем сделать вывод, что они максимально приспособлены для жизни в водной среде. Форма их тела обтекаемая, сплющенная слегка с боков, что позволяет ей легко преодолевать сопротивление воды. Также для движения у рыбы есть плавники. Органы чувств, включая боковую линию, дают возможность рыбе контролировать положение своего тела в воде, определять колебания воды и находящиеся поблизости предметы.
Стр. 111. Лабораторная работа. Изучение внешнего строения птицы
Рассматриваем чучело птицы. Тело ее состоит из головы, шеи, туловища, конечностей и хвоста.
Рассматриваем голову птицы. Она небольшая по размерам. На голове располагаются глаза, ноздри и ушные отверстия. Ушные раковины отсутствуют, а ушные отверстия расположены под перьями. Челюсти покрыты клювом, зубы отсутствуют. Сверху клюв покрыт роговым чехлом.
Рассматриваем туловище птицы. Оно яйцевидной формы, обтекаемое. Голова крепится к туловищу с помощью шеи, которая подвижна, при полете может вытягиваться, что увеличивает обтекаемость тела.
Для передвижения по земле, деревьям и прочим поверхностям птицы используют ноги. При ходьбе они опираются на пальцы, которые противопоставлены, чтобы птица могла обхватывать ветки деревьев: три пальца спереди и один сзади. На концах всех пальцев есть цепкие когти. Обращаем внимание на неоперённую часть ноги — цевку и пальцы с когтями. Они покрыты роговыми щитками. Цевка нужна для того, чтобы смягчать посадку птицы.
Рассматриваем хвост птицы. Он состоит из нескольких крупных перьев, которые называются рулевыми и покрываются вверху и внизу хвостовыми кроющими перьями. Хвост выполняет несколько функций: рулевую, тормозящую, а также является органом балансировки и равновесия во время полета.
Рассматриваем набор перьев. Они являются производными кожи. Все перья делятся на пуховые и контурные. Каждое перо состоит из полого толстого стержня, на котором находятся бородки – тонкие стержни. От каждой бородки отходят бородки второго порядка. Они имеют мелкие крючки. Все бородки между собой сцеплены и образуют эластичное опахало. У пуховых перьев отсутствуют бородки второго порядка. Они нужны, чтобы подстилать контурные и сохранять тепло. Контурные перья образуют контур тела птицы, образуют плоскость хвоста и гребную лопасть крыла, а также защищают птицу от механических воздействий и потери тепла.
Зарисовываем строение контурного пера, подписываем названия его основных частей.
Тело птицы обтекаемой формы, покрыто перьями, из-за чего легко преодолевает сопротивление и потоки воздуха. Наличие крыльев, которые регулируются хорошо развитыми мышцами и покрыты перьями, а также имеют изогнутую форму, птицы могут летать. При этом птица сама может менять изгиб своих крыльев и контролировать степень раскрытия перьев, что позволяет ей тормозить и маневрировать при полете. Способность ходить и лазать у них не утратилась, так как они имеют хорошо развитые нижние конечности – лапы с противопоставленными пальцами и когтями.
Вывод: Выявив и изучив особенности внешнего строения птиц, мы можем сделать вывод о том, что их тело хорошо приспособлено к полетам. У них маленькое по размеру тело обтекаемой формы, покрытое опереньем, которое является производным кожи (контурные и пуховые). Передние конечности видоизменены в крылья, которые имеют особую изогнутую форму. Перья на крыльях снижают сопротивление воздуха. Хвост помогает птицам во время полета маневрировать, поворачивать, контролировать свое положение в воздухе, а при приземлении – тормозить и приземляться на поверхность.
Стр. 137. Лабораторная работа
Используя приведенный текст и дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о том, где и как находят, обрабатывают и изучают окаменелости – ископаемые остатки живых организмов.
Окаменелости – это превратившиеся в камень остатки и следы жизнедеятельности организмов минувших геологических эпох. Еще древнегреческие философы старались разгадать загадочность и историю окаменелостей. Они находили разные окаменевшие морские раковины даже в горах, и пыталось разобраться, какие же живые существа там обитали. На основании таких находок они предполагали, что горные территории когда-то были покрыты морями.
Сегодня ученые и исследователи чаще всего находят окаменелости в карьерах, где ведется добыча песка, фосфоритов или известняка. Интересно, что в действующих карьерах мхи и другая растительность не успевает закрыть горные породы, а потому множество окаменелостей легко модно собирать прямо с поверхностей. Большое значение имеют берега рек, ручьев, морей. Даже на территории Москвы, например, в оврагах Коломенского и Филей есть места, где ручьи размывают слои черных юрских глин. Там находят красивые раковины аммонитов, множество ростров белемнитов. Не редко окаменелости находят в отвалах пород, которые извлечены при строительстве жилых домов или метро. Примером тому может быть находка костей летающего ящера – птерозавра, которого нашли, когда строили мост через Москву-реку.
После того, как окаменелость доставляют в лабораторию, ее поверхности очищают от всего лишнего – песка, глины и т.д. Хрупкие образцы, например, скелеты мелких рыбок, животных или насекомых очищают при помощи металлических щеточек, зондов и специальных автоматизированных приспособлений. Не редко их погружают и в ванну с уксусной кислотой, которая разрыхляет ненужный камень. Хрупкие кости обязательно обрабатываются специальными растворами, которые защищают их от растворения и расщепления.
После очищения начинается процесс изучения. Любые пятнышки и мельчайшие деформации могут открыть ученым удивительные вещи о живых организмах, которые когда-то жили на нашей планете.
Изучение ископаемых остатков живых организмов очень полезно, ведь оно позволяет узнать об истории развития растительного, животного мира. Полученные данные дают возможность ученым сопоставить все цепи эволюции, открыть неизведанные до сих пор особенности существующих ранее насекомых, моллюсков, птиц и животных.
Стр. 149. Лабораторная работа
Назовите приспособления растений и животных к абиотическим факторам. Заполните таблицу.
Абиотические факторы | Приспособления у растений | Приспособления у животных |
---|---|---|
Свет | Теневыносливые, светолюбивые, промежуточные растения, которые распределяются ярусами. | Поиск пищи в дневное время, обустройство жилищ в тени или на глубине водоемов. |
Температура | Усиливают испарение влаги из своих частей, прижимаются к почве активное потребление влаги из почвы. | Уменьшение активности и контроль за обменом веществ при высоких температурах. При низких температурах хорошо согревает шерсть, мех, перья, пух, толстый слой кожи с жировой прослойкой. Теплокровность, зимняя спячка, миграция, состояние покоя. |
Влажность | Сохранение влаги в колючках; листья некоторых покрыты восковым слоем, который предохраняет от потери влаги и чрезмерной влажности. Многие растения (деревья, кустарники) обладают хорошо развитой, мощной корневой системой. | Уменьшают обмен веществ в организме, сжигают жиры, запасают воду, добывают влагу из пищи. |
Вывод: На все живые организмы на нашей планете абиотические факторы оказывают непосредственное влияние. Особенно остро ощущаются изменения температуры и влажности, отсутствие или перенасыщение света. И в зависимости от влияния факторов неживой природы, как растения, так и животные делятся на разные группы (тенелюбивые, светолюбивые и т.д.), а также имеют свои уникальные приспособленности к влиянию этих факторов, чтобы выживать в той или иной среде обитания.
Стр. 153. Лабораторная работа
Выясните основные источники загрязнения атмосферы в вашей местности. Исследуйте растения, обитающие вблизи автострад, промышленных объектов. Какие из них в большей степени страдают от загрязнения атмосферы? Какие повреждения у них появляются? Результаты наблюдений обсудите с учащимися класса.
Основным источником загрязнения атмосферы в моем регионе являются автомобили, ведь на их долю приходится около 85% всех загрязнений. Особенно высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха можно отметить вблизи промышленных зон и крупных автомагистралей. А максимально опасными считаются выбросы именно автотранспортных средств, потому как осуществляются поблизости с тротуарами – в зонах активного пешеходного движения.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге действует 21 автоматическая станция, которая занимается мониторингом состояния атмосферного воздуха. Нужно отметить, что в его составе значительно превышено содержание фенола, диоксида азота, формальдегида и бензпирена. Также разработана и концепция комплексного экологического мониторинга, основной частью которого является биологический мониторинг. Его важные элементы – это растения, которые произрастают вблизи автострад, промышленных объектов. Это тополя, березы, клены, сосны, ели, ивы. Все они являются чувствительными и максимально надежными индикаторами загрязнения нашей атмосферы. Из-за загрязнения воздуха можно заметить, что деревья стали быстрее стареть и редеть. У них преждевременно желтеют и опадают листья, уродуются кроны. У елей и сосен, которые растут вблизи промышленных предприятий, опадает хвоя, оставляя голые веточки. Липы, растущие вблизи магистралей с интенсивным движением транспорта, выглядят сильно пораженными, у них можно заметить плотное напыление на листьях и ветках из оседающей пыли вредных веществ.
Общие сведения о животном мире
Источник