Квадрат карузо эмоций карузо

Содержание
  1. Весь смак из книги Д. Карузо “Эмоциональный интеллект руководителя”
  2. Нужны ли нам эмоции?
  3. Инсайт 1. Используйте силу эмоций для достижения результата
  4. Инсайт 2. Используйте «матрицу эмоций»
  5. Инсайт 3. Читайте эмоции других людей
  6. Инсайт 4. Научитесь осознанно распознавать эмоции
  7. Инсайт 5. Научитесь предсказывать свои эмоции и управлять ими
  8. Квадрат карузо эмоций карузо
  9. Эмоциональный интеллект и способы его развития
  10. Что такое эмоция?
  11. Как зарождается эмоция?
  12. Эмоции характеризуются тремя компонентами:
  13. Теория базовых эмоций
  14. Что такое эмоциональный интеллект?
  15. Краткая история
  16. Модель Майера-Саловея
  17. Модель Рувена Бар-Она
  18. Модель Гоулмана
  19. Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
  20. Важность коэффициента эмоционального интеллекта
  21. Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
  22. Как развить эмоциональный интеллект?
  23. Шаг первый
  24. Шаг второй
  25. Шаг третий
  26. Шаг четвертый

Весь смак из книги Д. Карузо “Эмоциональный интеллект руководителя”

Если хотите принимать эффективные решения, не подавляйте эмоции!

Мы прочитали крутую бизнес-книгу и предлагаем вам «выжимку» из нее, чтобы вы сами решили, стоит ли она вашего времени. Если вам понравится, то сделаем рубрику регулярной.

Нужны ли нам эмоции?

Конечно! Часто люди, задавая подобные вопросы, полагают, что эмоции только вредят нам и их можно удалить из нашего поведения, подобно аппендициту. Они также полагают, что современный человек должен быть рациональным, а не эмоциональным. Все это отражает общее, ошибочное представление о природе эмоций.

Обычно на рабочем месте к эмоциям относятся негативно. Часто можно услышать рекомендации: «Вам нужно думать рационально» или «Давайте оставим эмоции за дверью, нам нужно мыслить рационально».

Инсайт 1. Используйте силу эмоций для достижения результата

Развитый эмоциональный интеллект крайне важен для управления людьми и эффективного достижения задач.

Чтобы понять природу эмоций, нужно усвоить законы, которым они подчиняются. Ниже описаны 6 законов эмоционального интеллекта:

Эмоции — это информация, используйте её!

Эмоции — это форма мышления, и они содержат информацию, которая не является случайно или хаотичной. Эмоции помогают справляться с различными ситуациями: они готовят Вас к действиям и фокусируют Ваше внимание. Эмоции также часто предоставляют информацию о людях и отношениях.

Не игнорируйте Ваши эмоции!

На самом деле, искренние эмоции очень тяжело скрыть и легко распознать. В компаниях руководство чаще допускает одни эмоции и препятствует другим, например: может выражать негативные эмоции, в то время как радость и похвалу предпочитает сдерживать.

Если хотите принимать эффективные решения — не подавляйте эмоции!

Принимая решения, Вам необходимо брать во внимание свои эмоции, поэтому не блокируйте их! Даже более того, полностью включите их в этот процесс. Эмоции делают нас людьми и на самом деле являются частью нашей рациональности.

Используйте эмоции!

Эмоции влияют на процесс мышления, но при этом поддаются логическому описанию. Позитивные эмоции добавляют нам креативности, но мешают усидчивости; негативные помогают на чем-то фокусироваться, особенно когда важны детали.

Учитывайте, что проявление эмоций бывает одинаковым для всех, а бывает специфическим.

Например, улыбка на лице будет воспринята как радость во всем мире, вне зависимости от возраста и пола. Но будет ли разница между плачущим от обиды мальчиком и взрослым мужчиной? Конечно! Более того, в зависимости от страны, культуры, национальных особенностей эмоции могут очень сильно различаться. Те вещи, которые допустимы в Америке, будут крайне оскорбительны в Японии.

Инсайт 2. Используйте «матрицу эмоций»

Эмоции крайне важны в работе, но менеджеры редко знают, как ими управлять.

Для того, чтобы стать менеджером с развитым эмоциональным интеллектом, необходимо научиться распознавать информацию, заложенную в эмоциях. «Матрица эмоций» включает в себя 4 способности, которыми должен владеть подобный менеджер:

способность «читать» других и распознавать их эмоции;

способность использовать эмоции, чтобы мотивировать себя и других для достижения результата;

способность предсказывать свои эмоции и их возможные последствия;

способность управлять эмоциями, то есть использовать информацию, которую они приносят.

Инсайт 3. Читайте эмоции других людей

Менеджеры с сильно развитым эмоциональным интеллектом хорошо понимают эмоции, которые скрываются за чьим-то поведением. Они понимают, что чувствует этот человек, и готовы открыто обсуждать эмоции. Они не боятся показывать свои эмоции от разочарования до благодарности.

Менеджеры с развитым эмоциональным интеллектом хорошо распознают собственные эмоции.

И, возможно, поэтому они способны с удивительной точностью читать эмоции других людей. Почти так, как если бы их сотрудники носили бейджи с информацией о настроении.

Инсайт 4. Научитесь осознанно распознавать эмоции

Важно осознанно считывать выражение лица собеседника, определяя связанные с ним эмоции. Выражение лица несет определенные эмоции, которые, в свою очередь, содержат для Вас сигналы с информацией. Если Вы пропускаете подобный сигнал, Вы пропускаете информацию. Менеджеры с развитым эмоциональным интеллектом учатся «читать между строк» для того, чтобы получить больше информации о ситуации и, таким образом, нарисовать более цельную картину происходящего.

Инсайт 5. Научитесь предсказывать свои эмоции и управлять ими

Эмоции не случайны, они подчиняются закону причины и следствия. Эмоции будут казаться сложными до тех пор, пока Вы не увидите причинно-следственную связь. Увидев эту связь, Вы сможете моделировать разные ситуации, задавая себе вопрос: «А что, если. ». Это поможет анализировать и предсказывать реакцию, как свою, так и других людей. Изучение того, что заставляет людей или Вас испытывать определенные эмоции, поможет Вам приобрести уверенность и понимание следующей эмоциональной реакции.

Источник

Квадрат карузо эмоций карузо

Проект Knowledge Stream продолжает радовать участников интересными темами и уникальными гостями. На этот раз к дискуссии был приглашен один из основателей теории эмоционального интеллекта. Дэвид Карузо – профессор психологии, лидер группы EI Skills Group, занимающийся исследованиями на кафедре психологии в Йельском университете.

Господин Карузо публикует научные статьи по вопросам интеллекта и эмоционального интеллекта, читает лекции о развитии карьеры и лидерства по всему миру. В настоящее время работа профессора сосредоточена на измерении эмоционального интеллекта и его использовании на рабочем месте.

«Квадрат восприятия» и его использование

«Первое, с чего начинается исследование эмоционального интеллекта, — начал господин Карузо, — это изучение способа восприятия человеком окружающего мира». Восприятие, по его словам, рассматривается через призму испытываемых эмоций. Настроение человека и энергетический уровень напрямую влияют на его отношение к происходящим событиям, на мысли и восприимчивость информации.

Существует «квадрат восприятия», с помощью которого можно определить, насколько индивид расположен к чему-либо. В «квадрате» помещается четыре равных отсека – два верхних и два нижних. Два верхних отсека соответствуют двум положительным состояниям: состояние A – прекрасный настрой и высокий уровень энергии, и состояние B – хороший настрой и средний уровень энергии. Если состояние человека «попадает» в эти верхние отсеки «квадрата», то его способность вникать, запоминать, оперативно давать фитбэк на информацию возрастают. Два нижних отсека – это два негативных состояния: состояние C – упадочное настроение и слабый уровень энергии, и состояние D – настроение отвратительное, но при этом энергии хоть отбавляй (это «разрушающая» энергия). Индивид, «находящийся» в отсеках С и D, склонен критиковать, подвержен сарказму; любая информация, поступающая в его голову воспринимается как нечто бредовое, зря отнимающее время.

Определяя в данный момент времени способ восприятия и отсек, в котором находится сознание нашего собеседника, мы можем в дальнейшем оградить себя от часто встречающихся казусов общения – неловкого молчания, непонимания и различных эмоциональных обид. Мы начинаем осознавать, как эмоции влияют на поведение и способ мышления. Этот момент становится особенно важным, когда речь идет об управлении коллективом или рабочей группой.

Второй шаг – понимание

Когда мы определили способ восприятия, можно двигаться дальше. Второй шаг – понимание истинных причин возникновения «эмоциональных американских горок».

По мнению господина Карузо, причиной отличного или угнетенного состояния может быть что угодно – фрагмент прошлого, в котором произошло что-то плохое или хорошее, и закрепившийся за этими событиями эмоциональный якорь, погода на улице или состояние здоровья.

Например, мы слышим песню Майкла Джексона «Billie Jean». Кто-то под эту песню танцевал на своей свадьбе, и эмоциональный якорь в этом случае будет возвращать человека к состоянию радости и гармонии. А кто-то расставался с любимой девушкой, допивая с бессмысленным взглядом кружку пива, когда песня играла в каком-нибудь захудалом баре.

Эмоциями можно и нужно управлять

После проделанной работы по изучению способа восприятия и анализа этой информации необходимо ответить на главный вопрос всего исследования – как управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих?

Прежде всего, считает господин Карузо, нужно научиться считывать эмоциональный портрет человека и действовать соответствующе. Лидер любой организации должен понимать, когда коллектив готов к продуктивной работе, к «мозговому штурму», а когда людей лучше оставить в покое, поручив им спокойно разгребать накопившиеся бумаги. «Вряд ли Вы добьетесь эффективности, — рассказывает Дэвид Карузо, — если будете заставлять уставших после сложного проекта сотрудников, придумывать идею для нового гениального проекта». Кроме этого, нерабочий, неэффективный настрой коллектива, как ни странно, может пойти на пользу организации. Это время, когда можно критично отнестись к успехам компании и понять, как можно сделать еще лучше.

Раздражение, гнев, печаль, уныние, радость, восторг, восхищение – универсальные эмоции каждого человека, живущего на земле. Их испытывает и ребенок и взрослый вне зависимости от национальности и пола. Умение распознавать эти эмоции и контролировать свое настроение, правильное «выплескивание» эмоций, помогает нам создавать комфортную обстановку в жизни и в коллективе. Этому необходимо учиться, развивая способности эмпата, всматриваясь в глаза собеседника. Лучшая награда за такой труд – увидеть в этих глазах искреннюю радость от общения с Вами.

Источник

Эмоциональный интеллект и способы его развития

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Что такое эмоция?

Как зарождается эмоция?

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

Модель Майера-Саловея

Модель Рувена Бар-Она

Модель Гоулмана

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».

Фазы управления эмоциями:
  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.

Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

Факт (ситуация, человек)

Шаг второй

Практика «Немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

Практика «Общественный транспорт»

Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Шаг четвертый

Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Источник

Оцените статью