Курсовые работы по эмоциональному выгоранию

Исследование эмоционального выгорания у студентов СЗИУ РАНХиГС

План курсовой работы

1. Эмоциональное выгорание в психологии.

  • 1.1. Определение эмоционального состояния в научной литературе.
  • 1.2. Причины эмоционального выгорания у студентов ВУЗ.

2. Организация исследования эмоционального выгорания у студентов СЗИУ РАНХиГС.

  • 2.1. Организация и методы эмпирического исследования.
  • 2.2. Результаты исследования и анализ.

Введение

Актуальность темы исследования. Сегодня проблема эмоционального выгорания является одной из самых актуальных тем бля профессиональной организационной деятельности, из-за множества факторов, от постоянного технологического прогресса, высокой конкуренции среди кадров, беспрерывно меняющегося рынка спроса до банально невероятно тонкой и сложной неблагополучной социальной среды в организации, и недолжного уделения внимания ей со стороны менеджеров. Многие управленцы и компании теряют сотни квалифицированных профессионалов и имеют нестабильную, но большую текучесть кадров, как раз таки в том числе и по причине эмоционального выгорания. Разумеется, данная проблема весьма резко сказывается на производительной эффективности организаций и экономике в целом. Также, эмоциональное выгорание имеет большое влияния на учебную деятельность, и сейчас является актуальной проблемой для всей образовательной среды. В нашем исследовании мы будем больше ориентироваться ближе к проблеме эмоционального выгорания у студентов ВУЗ, так как группы учащихся являются абсолютно такими же организационными группами, как и любые другие коммерческие компании. Поэтому, нам стоит изучить данный феномен в учебной среде поближе.

На сегодняшний день, в профессиональной управленческой среде и организационном менеджменте наблюдаются революционные изменения и большой прогресс, в следствии этого меняется ожидания и требования от кадров и персонала, многие профессии теряют свою актуальность из-за роботизации, также система образования имеет значительные улучшения и всё жёстче и жёстче заставляет людей бороться за свою карьеру, появляется огромная конкурентно способность. Эти и многие другие факторы заставляют человека эмоционально выгореть к своей профессии. В психологии этот термин появился относительно недавно и по сей день малоизучен, но тем не менее его феномен остаётся крайне важным для дальнейшего развития организационной психологии.

В российском студенческом обществе данная проблема находится вероятнее всего на самом первом месте. Усугубление проблемы эмоциональное выгорания может быть вызвано в том числе тем, что из-за очень невысоких стипендий, студентам часто приходится заниматься дополнительной деятельностью в виде подработки, помимо основной учебной деятельности. Неработающий студент в наше время уже считается невежественностью. Безусловно, этот фактор значимо сказывается на эмоциональном выгорании. Помимо этого, синдром повышения эмоционального выгорания у выпускающихся курсов ВУЗ-ов уже давно эмпирически доказан исследование Г. С. Никифоровым, проведённым при Зеленогурском университете, которое в дальнейшем мы также будем рассматривать. Поэтому данная проблема крайне нуждается в путях успешной оптимизации этого синдрома.

Объектом исследования являются студенты 4 курса специальности «Психология» СЗИУ РАНХиГС от 21 до 24 лет, находящиеся на последнем этапе завершения высшего образования.

Предметом исследования является синдром психоэмоционального выгорания.

Цель исследования заключается в выявлении уровня психоэмоционального выгорания у студентов СЗИУ РАНХиГС.

Гипотеза исследования. Системный индекс симптома перегорания у выпускных курсов студентов СЗИУ РАНХиГС выше среднего показателя по диагностической методике Маслача.

Исследовательские задачи:

  • 1. Проанализировать научную литературу по теме психоэмоционального выгорания.
  • 2. Выдвинуть гипотезу о вызываемых причинах психоэмоционального выгорания.
  • 3. Подобрать методики, валидные и надёжные цели исследования.
  • 4. Сформировать выборку для исследования.
  • 5. Провести эмпирическое исследование предложенного синдрома.
  • 6. Провести анализ результатов и проинтерпретировать их.
  • 7. Подтвердить или опровергнуть поставленную гипотезу. Подвести итоги.

Методы исследования:

  • 1. Теоретический анализ научной литературы по теме психоэмоционального выгорания.
  • 2. Психодиагностические методы. Опросник эмоционального выгорания Маслач, MBI.

Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 2 раздела и 5 подразделов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение и список литературы.

Источник

Эмоциональное выгорание

История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.

Подобные документы

Изучение подходов к определению эмоционального выгорания как специфического результата действия стресса. Ключевые особенности профессии учителя, связанные с риском эмоционального выгорания. Способы профилактики и устранения эмоционального выгорания.

дипломная работа, добавлен 27.10.2014

Личностные особенности медицинских работников. Социально-психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания, эмпирическое изучение взаимосвязи.

дипломная работа, добавлен 04.03.2011

Проблематика стрессоустойчивости человека. Динамика развития и психологическая симптоматика эмоционального выгорания. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных характеристик и эмоционального выгорания медсестер в профессиональной деятельности.

курсовая работа, добавлен 12.07.2015

Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии. История и модели изучения «синдрома выгорания». Профессия и «выгорание». Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания. Исследование эмоционального выгорания у студентов-психологов.

курсовая работа, добавлен 18.06.2009

Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.

курсовая работа, добавлен 04.10.2012

Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.

дипломная работа, добавлен 21.06.2013

Понятие, признаки, история возникновения синдрома эмоционального выгорания. Профессия и выгорание; особенности проблем медицинских работников. Изучение влияния данного синдрома на психологическое состояние медперсонала и атмосферу внутри коллектива.

курсовая работа, добавлен 09.04.2014

Содержание труда работников системы здравоохранения как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания. Подходы к изучению влияния тревожности и темпераментальных свойств на профессиональную деятельность. Оценка темперамента медицинских сестер.

курсовая работа, добавлен 05.01.2016

Проявление признаков «эмоционального выгорания». Характеристика видов эмоционального реагирования. Структура эмоционального явления. Влияние ценностей на динамику развития феномена «эмоционального выгорания». Понятие ценностных ориентаций личности.

дипломная работа, добавлен 25.08.2011

Анализ нарушений эмоциональной сферы личности с позиций социальной психологии. Причины синдрома эмоционального выгорания, факторы и стадии его развития. Социально-психологические характеристики, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания.

курсовая работа, добавлен 19.01.2016

Источник

Эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблема

Анализ нарушений эмоциональной сферы личности с позиций социальной психологии. Причины синдрома эмоционального выгорания, факторы и стадии его развития. Социально-психологические характеристики, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 19.01.2016
Размер файла 69,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Название дисциплины Социальная психология

Тема Эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблема

Проблема. Эмоции неразрывно связанны со всей деятельностью человека: и с удовлетворением наших низших витальных потребностей, и с общением, и с учебой, работой и творчеством. Они регулируют психическую и телесную жизнедеятельность организма, задействуя при необходимости способы психологической защиты и адаптации к создавшейся ситуации. В случае нарушений эмоциональной сферы симптоматика их проявления довольно обширна. Эмоциональные колебания вызывают неблагоприятные стрессовые ситуации, действия, имеющие продолжительный срок и наносящие непоправимый вред психике человека. Изменение общего эмоционального фона может быть первым сигналом развивающейся душевной болезни. За возникновение и реализацию эмоций отвечают кора головного мозга, вегетативная и двигательная системы. Нарушения эмоциональной сферы могут быть вызваны как сбоем в функционировании организма, так и влиянием внешних факторов, усугубляющих психическое напряжение человека. Вследствие этого возникают синдромы, способствующие дальнейшему разладу эмоциональной сферы, и в частности синдром эмоционального выгорания. Данная проблема привлекла к себе внимание специалистов различных направлений, а также психологов. Существует ряд профессий, в которых человек испытывает чувство внутренней эмоциональной напряженности из-за необходимости постоянных контактов с другими людьми.

Тема исследования. Тема данной курсовой работы — «Эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблема».

Актуальность исследования. Эмоциональное выгорание (burn-out) — это симптом нашего времени. Это состояние истощения, которое приводит к параличу наших сил, чувств и сопровождается утратой радости по отношению к жизни. В наше время случаи синдрома выгорания учащаются. Это касается не только социальных профессий, для которых синдром выгорания был характерен ранее, но и других профессий, а также личной жизни человека. Распространению синдрома выгорания способствует наша эпоха — время достижений, потребления, нового материализма, развлечений и получения удовольствия от жизни. Это время, когда мы эксплуатируем сами и позволяем себя эксплуатировать. Благодаря работам отечественных и зарубежных ученых, таких как А. Лэнгле, Е. Аронсон, А. Пайнз, X. Фрейденберг, С. Маслач, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, М.А. Воробьева, Н.В. Гришина, Е.В. Орел, и других — данная проблема актуальна в наши дни, свидетельством чему является большое число публикаций.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования будут рассмотрены нарушения эмоциональной сферы личности с позиций социальной психологии. Предмет исследования — эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблема современности.

Цели и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является: исследование теоретических и прикладных аспектов проблемы эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе, причин данного синдрома, факторов, стадий развития, механизмов и условий. Для достижения цели исследования, ставлю перед собой следующие задачи:

дать общую психологическую характеристику синдрому эмоционального выгорания;

выявить и проанализировать его основные причины, социально-психологические факторы и условия развития синдрома;

рассмотреть основные стадии развития и модели синдрома эмоционального выгорания;

определить социально-психологические характеристики, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания у представителей разных профессий;

рассмотреть способы и методы по минимизации последствий данного синдрома на личность и представить соответствующие профилактические рекомендации.

В данной курсовой работе в качестве теоретической и методологической основы исследования будут использованы наиболее актуальные принципы, подходы, положения и концепции в психологии: комплексный подход; системно-структурный подход; принцип единства личности и деятельности; концепции профессионального становления личности и профессиональной социализации; общетеоретические и экспериментальные подходы к исследованию эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе. Основным методом будет теоретический анализ литературных источников по проблеме эмоционального выгорания, социальной адаптации личности, профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания.

1. Проблема эмоционального выгорания в социальной психологии

1.1 Понятие и признаки эмоционального выгорания

эмоциональное выгорание социальный психологический

Синдром эмоционального выгорания — это термин, который был введен в психологию в 1974 году американским психиатром Гербертом Фрейденбергером, описываемый как проявляющийся нарастающим эмоциональным истощением, и который может привести к личностным изменениям в сфере общения с людьми. Эмоциональное выгорание — это своеобразная реакция организма человека на длительное воздействие профессиональных стрессов, проявляющаяся в умственном, физическом и психоэмоциональном истощении. Иными словами, подобное состояние являет собой некий механизм психологической защиты на стрессы, возникающие в трудовой сфере. Выгоранию особенно подвержены люди, чья профессиональная деятельность связана с общением с другими людьми, а также представители альтруистических профессий.

Существуют разные определения выгорания. Например, М. Буриш считает, что «Выгорание — психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса». В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как «…выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия». Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. — 105 с.

Первоначально данный термин использовался по отношению к абсолютно здоровым людям, вынужденным постоянно находиться в эмоционально нагруженной атмосфере при выполнении своих трудовых обязанностей. В результате, человек утрачивает большую часть своей физической и эмоциональной энергии, становится недоволен собой и своей работой, перестает понимать и сочувствовать людям, которым приходится оказывать профессиональную помощь. Симптоматика рассматриваемого синдрома весьма обширна и определяется личностными особенностями каждого конкретного человека. Для выхода из подобного состояния часто требуется специальное лечение. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». М.: Издательство МГУ, 1995.

Фройденбергер впервые опубликовал статью о волонтерах, которые работали в социальной сфере от имени местной церкви. В этой статье он описывал их ситуацию. У этих людей были симптомы, похожие на депрессию. В их анамнезе он обнаруживал всегда одно и то же: сначала эти люди были в абсолютном восторге от своей деятельности. Потом этот восторг постепенно начинал уменьшаться. И в конечном счете они выгорели до состояния «горсточки пепла». У всех них была обнаружена сходная симптоматика: эмоциональное истощение, постоянная усталость. При одной только мысли, что завтра нужно идти на работу, у них возникало чувство усталости. У них были различные телесные жалобы, они часто болели. Это была одна из групп симптомов.

Что касается их чувств, то они больше не имели силы. Произошло то, что он назвал дегуманизацией. Изменилось их отношение к людям, которым они помогали: сначала это было любящее, внимательное отношение, затем оно превратилось в циничное, отвергающее, негативное. Также ухудшились отношения с коллегами, возникало чувство вины, желание уйти от всего этого. Они работали меньше и делали все по шаблону, как роботы. То есть эти люди уже не были способны, как прежде, вступать в отношения и не стремились к этому. В качестве третьей группы симптомов автор статьи обнаружил снижение производительности. Люди были недовольны своей работой и своими достижениями. Они переживали себя как бессильных, не чувствовали, что достигают каких-то успехов. Всего для них было слишком много. И они чувствовали, что не получают того признания, которого они заслуживают.

Синдром эмоционального выгорания рассматривается в психологии как следствие огромных эмоциональных затрат, при которых всегда требует общение с людьми. Подобному патологическому состоянию особенно подвержены люди таких профессий как, педагоги, медицинские работники, руководители предприятий, торговые представители, социальные работники и т.п. Рутина, напряженный рабочий график, зарплата, не удовлетворяющая имеющиеся запросы, стремление быть лучшим во всем и многие друге факторы способны вызвать сильнейший стресс и негативные эмоции, которые постепенно накапливаются внутри и приводят к эмоциональному выгоранию. Но не только напряженная работа может спровоцировать выгорание. Некоторые особенности характера и образа жизни конкретного человека также обуславливают предрасположенность к подобному состоянию. Так, возможные причины выгорания, можно условно поделить на несколько групп, в первую из которых войдут факторы, связанные непосредственно с профессиональной деятельностью: отсутствие контроля над выполняемой работой, низкая заработная плата, повышенная ответственность, слишком монотонная и неинтересная работа, высокое давление со стороны руководства. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. — М.: Издательство МГУ, 2008. — № 8.

Среди индивидуальных черт характера, обуславливающих повышенный риск выгорания, психологи выделяют перфекционизм, пессимизм, желание выполнять свои обязанности без посторонней помощи, стремление контролировать абсолютно все. Как правило, синдрому эмоционального выгорания особенно подвержены люди с личностным типом А. Для человека с личностью типа А характерно стремление работать до изнеможения и сильный дух соперничества во всех делах. Это черта характера личности, характеризуемая чрезмерным влечением и духом соперничества, нереалистичным ощущением безотлагательности чего-то, неадекватными амбициями, нежеланием давать самооценку, тенденцией подчеркивать значимость количества продукции, по сравнению с качеством, и потребностью в контроле. Толковый словарь по психологии. Интернет-ресурс. url: http://psychology.academic.ru/7653/Личность_типа_А

Клинические проявления эмоционального выгорания условно делятся на три обширные группы: физические поведенческие и психологические. В первую группу входят такие симптомы, как синдром хронической усталости, проявления астении, головные боли, нарушения со стороны пищеварительной системы, потеря или стремительный набор массы тела, нарушения сна, артериальная гипертензия, тремор конечностей, тошнота, одышка, боли в сердце и т.д. Поведенческие и психологические признаки, которыми проявляется синдром эмоционального выгорания, заключаются в том, что больной начинает терять интерес к собственной работе, а ее выполнение становится все сложнее. На фоне снижения энтузиазма и самооценки может возникать: Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. — 2005. — №8.немотивированное беспокойство и тревога; чувство вины; неуверенность в себе и собственных профессиональных качествах; подозрительность; потеря интереса к работе, ее формальное выполнение; скука и апатия; чувство собственной беспомощности и бесполезности; разочарование; повышенная раздражительность; ощущение всемогущества (по отношению к клиентам, пациентам и т.д.); общий негативизм по отношению к перспективам в карьерном росте и жизни в целом; дистанцирование от коллег или клиентов; чувство одиночества.

В поведении человека, подверженному выгоранию, также можно заметить некоторые изменения. Обычно это состояние характеризуется практически полным отсутствием физических нагрузок, увеличение рабочего времени, нарушения аппетита, возможно злоупотребление спиртным или наркотическими веществами. Анализ литературы по данной проблеме позволяет обобщить множество определений выгорания от разных авторов, и выделить три основных компонента: эмоциональное/физическое истощение, деперсонализация и редуцирование личных достижений:

Эмоциональное истощение находит свое проявление в уменьшенном эмоциональном фоне, в равнодушии или наоборот — в эмоциональном перенасыщении, раздражении.. Данный компонент выгорания весьма близок к тому, что наблюдается при остром или хроническом состоянии монотонии и психическом пресыщении. При этом у человека может наблюдаться чувство, то источник его эмоциональных ресурсов иссяк, и он понимает, что не может в дальнейшем заниматься своим делом с таким же воодушевлением, желанием, как и прежде. Все то, что ранее радовало его, теперь вызывает только равнодушие или даже тошноту.

Деперсонализация выражается в изменении характера отношений с другими людьми. При этом появляется безразличное, и даже негативное отношение к людям, с которыми приходится работать. Общение и взаимодействие с ними становится формальными, обезличенными. В других случаях деперсонализация выражается в возникновении зависимости от других. Появляющееся негативное отношение к людям первоначально может иметь скрытый характер и обнаруживаться во внутренне сдерживаемом раздражении, прорывающимся постепенно наружу и приводящее к конфликтам вследствие повышения негативизма, цинизма в отношениях с людьми.

Редуцирование личных достижений обнаруживается, как правило, с одной стороны в негативном оценивании себя как профессионала и личности, а с другой стороны — наоборот — в ограничении своих возможностей, снятии с себя ответственности и перекладывании ее на других. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. Психология здоровья. СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000.

Если говорить о причинах эмоционального выгорания, в общем и целом различают три области. Это индивидуально-психологическая область, когда у человека возникает сильное желание отдаться этому стрессу. Вторая сфера — социально-психологическая или общественная — это давление извне: различные модные течения, какие-то общественные нормы, требования на работе, дух времени. Например, считается, что каждый год нужно отправляться в путешествие и если я этого не могу, тогда я не соответствую людям, живущим в данное время, их образу жизни. Это давление может осуществляться в скрытой форме, и оно может иметь своим следствием выгорание. Но есть еще и третья причина, которая связана с организацией систем. Если система предоставляет отдельному человеку слишком мало свободы, слишком мало ответственности, если происходит моббинг (травля), тогда люди подвергаются очень большому стрессу. И тогда, конечно, необходима реструктуризация системы. Необходимо развивать организацию по-другому.

В результате выгорания люди испытывают хроническое истощение на эмоциональном и физическом уровне, что практически всегда приводит к ухудшению качества исполняемых ими обязанностей. Бусовикова О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников. — «Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». — Вып. 2. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 410 с. В результате длительного воздействия стресса хороший педагог может начать относиться к ученикам бесчувственно, провоцировать конфликтные ситуации из-за собственного раздражения, начать проявлять агрессию не только на работе, но и дома. Бусовикова О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников. — «Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». — Вып. 2. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 410 с.

С повышенным риском эмоционального выгорания связна и профессия социального работника, деятельность которого всегда связана с высокой моральной ответственностью за других людей. Данная профессия требует высокой психологической нагрузки, при этом, критерии успешности в ней довольно размыты. Постоянные стрессы, необходимость взаимодействия с «немотивированными» клиентами и даже экстремальные условия работы во многом способствуют развитию эмоционального выгорания.

1.2 Стадии эмоционального выгорания

Исследование проблемы эмоционального выгорания позволило выявить и выделить несколько характерных его стадий. Здесь следует отметить, что развитие синдрома эмоционального выгорания у каждого человека происходит индивидуально. Это процесс в большей степени зависит от профессиональных условий, а также личностных особенностей. На сегодняшний день имеется несколько классификаций, в соответствии с которыми синдром эмоционального выгорания разделяется на несколько стадий.

Так, М. Буриш в развитии синдрома выделяет шесть фаз эмоционального выгорания (Приложение А). Если провести анализ предложенных им фаз развития синдрома, то можно проследить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальному вакууму. Поначалу профессиональная деятельность личности составляет центральную ценность и смысл всей его жизни. Буриш считает, что тот, кто «выгорает», когда-то должен был «загореться»». причем данный «запал» не повлечет за собой каких-либо негативных последствий при условии соответствующей сатисфакции. Если же будет иметь место очевидное для человека несоответствие между его вкладом и полученным или ожидаемой наградой, то начинают появляться первые симптомы выгорания. Трансформация его отношения к профессиональной деятельности, от позитивного до безразличного или негативного, прослеживается на примере «выгоревшего» врача, начинающего воспринимать пациента только как медицинский случай. При этом наблюдается постепенное обезличивание отношений между пациентом и врачом, начальником и подчиненными и т.д.; которое подавляет проявление гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей различных социальных профессий и не только.

Согласно динамической модели Е. Хартмана и Б. Перлмана, данное состояние проходит четыре стадии своего развития:

Первая стадия. На этой стадии патологии человек испытывает напряженность, которая может быть вызвана его неудовлетворением собственными профессиональными качествами или несоответствием работы ожиданиям и желаниям. В том и другом случае возникает противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.

Вторая стадия. Этот этап сопровождается стрессом и его типичными проявлениями. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных составляющих.

Третья стадия. Возникают аффективно-когнитивные, поведенческие, а также физиологические реакции в различных индивидуальных вариантах проявлений.

Четвертая стадия. На этом этапе эмоциональное выгорание выступает в качестве многогранного переживания хронического стресса, проявляясь как психологическое и физическое истощение и переживание собственного неблагополучия. Данная стадия образно можно сравнить с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.

Другой исследователь и автор многих книг по эмоциональным нарушениям из университета Аризоны Джефф Гринберг, рассматривал проблему в качестве пятиступенчатого прогрессирующего процесса, в котором каждая из стадий получила сове оригинальное название:

«Медовый месяц». Изначальный энтузиазм работника под воздействием постоянных стрессовых ситуаций постепенно снижается, а работа начинает казаться все менее интересной. При этом человек, как правило, доволен работой и занятием, относится к ним с энтузиазмом. Тем не менее, со временем продолжающиеся стрессы в его деятельности приводит к тому, что его деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и человек становится более вялым.

«Нехватка топлива». Появляются первые признаки эмоционального выгорания; апатия, нарушения сна, повышенная утомляемость. Работник трудится менее продуктивно, начинает дистанцироваться от собственных профессиональных обязанностей. У человека возникает некоторая апатия и усталость, а также возможны проблемы со сном. Если нет какой-либо дополнительной мотивации и стимулирования, то человек начинает терять всякий интерес к своей деятельности, снижается ее производительность, а также пропадает привлекательность работы в данной организации. Так, у работника могут появиться нарушения трудовой дисциплины и отстраненность от его трудовых обязанностей. При этом если мотивация еще достаточно высока, то человек еще может сохранять высокую активность, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

Хронические проявления. Хроническая раздражительность, синдром хронической усталости, подавленность протекают на фоне ухудшения физического состояния (снижение иммунитета, обострение хронических заболеваний и т.д.). Непомерное усердие человека в работе, влечет за собой такие физические явления, как измождение и подверженность заболеваниям. Кроме этого появляются различные психологические переживания — либо чувство подавленности, «загнанности в угол», либо хроническая злоба и раздражительность. Многие управленческие работники нередко страдают так называемым «синдромом менеджера» или постоянной нехваткой времени.

Кризис. У человека к этому времени, скорее всего, уже развились некие хронические патологии, что приводит к еще большему снижению работоспособности. Психологические симптомы также усиливаются. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

«Пробивание стены». Проблемы физического и психологического плана обостряются настолько, что возможно развитие тяжелых, угрожающих жизни состояний. Физические и психологические проблемы человека переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Статья в «Психологическом журнале» — 2001. — №3.

Фройденбергер создал шкалу, состоящую из 12 ступеней выгорания, где первая ступень еще выглядит очень безобидно. Сначала у пациентов с выгоранием присутствует навязчивое желание утвердить себя («я могу что-то сделать»), может быть, даже в соперничестве с другими. Потом начинается небрежное отношение к собственным потребностям. Человек больше не уделяет себе свободного времени, меньше занимается спортом, у него остается меньше времени для людей, для себя самого, он меньше разговаривает с кем-то. На следующей ступени у человека нет времени для урегулирования конфликтов — и поэтому он их вытесняет, а позднее даже перестает их воспринимать. Он не видит, что на работе, дома, с друзьями имеются какие-то проблемы. Он отступает. Мы видим что-то похожее на цветок, который все больше увядает. В дальнейшем утрачиваются чувства в отношении себя. Люди больше уже не чувствуют себя. Они всего лишь машины, станки и уже не могут остановиться. Через некоторое время они ощущают внутреннюю пустоту и, если это продолжается, то чаще становятся депрессивными. На последней, двенадцатой стадии человек полностью сломлен. Он заболевает — телесно и психически, переживает отчаяние, часто присутствуют суицидальные мысли.

1.3 Модели и структура синдрома в исследованиях зарубежных и отечественных авторов

Понимание феномена синдрома эмоционального выгорания требует анализа его структуры и компонентов. Первые представления об эмоциональном выгорании появились в работах зарубежных психологов, которые исследовали данный феномен на базе различных профессиональных групп, в частности, у педагогов, медицинских работников, социальных работников; управленцев, торгового персонала, менеджеров, психологов, сотрудников правоохранительной сферы и других. Анализ содержания синдрома профессионального выгорания проводился как в исследованиях зарубежных ученых так в работах отечественных ученых. Исследуя структурные компоненты и составляющие синдрома эмоционального выгорания, авторы рассматривали изучаемый феномен как некое состояние, включающее в себя ряд конкретных элементов. Салогуб А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А. М. Салогуб // Молодой ученый. — 2014.

Первоначально структуру эмоционального выгорания составлял один компонент. Так в однокомпонентной теории эмоционального выгорания А. Пайнса и Э. Аронсона, основным компонентом выступает истощение, проявляющееся в физической, эмоциональной и когнитивной сфере, которое вызвано длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Предложенное авторами достаточно широкое определение синдрома эмоционального выгорания не ограничивается только профессиями субъект — субъектного типа. По их мнению, данный феномен присущ и другим профессиональным группам, в частности сфере менеджмента, а также может проявляться вне работы в других жизненных областях; общественно-политической, интимно-дружеской, семейной. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р.. Большая психологическая энциклопедия. Психологические законы человеческого поведения. — Прайм-Еврознак, 2008. — 560 с.

А. Лэнгле и В. Франкл определяют синдром эмоционального выгорания как «особую форму экзистенциального вакуума, в которой доминирует картина истощения». Они считают, что истощение — ведущий симптом и основная характеристика синдрома эмоционального выгорания. Кроме ведущего симптома, ими были выделены дополнительные три: деперсонализация (как дегуманизация); переживание собственной неэффективности; витальная нестабильность. Эти симптомы представляют собой первые признаки «развития предсуицидального состояния». Лэнгле А. Дотянуться до жизни. Экзистенциальный анализ депрессии. — Генезис, 2010.

В исследованиях В. Шауфели и Д. Дирендонка эмоциональное выгорание представлено двумя компонентами: эмоциональное истощение и деперсонализация. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т. Увлеченность работой: Как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие. — М.: Когито-Центр, 2015. — 137 с. Он получил название «установочного». Другие авторы отмечают, что первым компонентом в структуре выгорания является редукция профессиональных достижений, а второй компонент образован интеграцией таких компонентов эмоционального выгорания, как эмоциональное истощение и деперсонализация. Некоторые авторы, напротив, выделяют эмоциональное истощение в качестве самостоятельного и основного компонента выгорания, считая вторым фактором редукцию профессиональных достижений и рассматривая деперсонализацию только как частный феномен профессий сферы социального обслуживания.

Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, отождествляя эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию, выделяют две основные составляющие профессиональной деформации личности в системе профессий «человек — человек». Это синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания. В данном случае под профессиональной усталостью понимается «совершенно специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей». При синдроме эмоционального выгорания человек страдает не просто от физического или нервного истощения, часто носящих временный характер, а от «хронических стрессов нервной системы». Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учеб. пособие. — М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998. — 272 с. Несколько особое место занимает представление о структуре эмоционального выгорания в теории В. Е. Орла. Он рассматривает психическое выгорание как системное образование, действующее по принципу «наложенной структуры», поэтому не имеющее строгой очерченной структуры. Выгорание выполняет функцию дезадаптации (при этом автор подчеркивает, что механизм действия выгорания гораздо глубже, чем адаптационный эффект). Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Статья в «Психологическом журнале» — 2001. — №3.

К. Маслач и С. Джексон описывают эмоциональное выгорание как трехмерный конструкт, включающий в себя все компоненты, отмеченные в рассмотренных выше моделях: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания. Проявляется оно в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Вторая составляющая выгорания — деперсонализация — сказывается в деформации отношений с другими людьми (тенденция к развитию негативного, бездушного, циничного отношения). Контакты становятся обезличенными и формальными. Третья составляющая выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Отличительной особенностью позиции К. Маслач и ее коллег является акцентирование внимания на профессиональном характере синдрома выгорания, трактовке его «как результата профессиональных проблем, а не как психиатрического синдрома». Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002.

Д. Джонс выделяет 4 компонента: 1) общую неудовлетворенность от работы; 2) психологическую напряженность межличностного взаимодействия; 3) наличие соматических болезней и дистресса; 4) непрофессионализм по отношению к клиентам. Е. Махер выделяет 12 основных симптомов, а в работе Д. Кэрролл предлагается 47 симптомов. Первое основание выделения симптомов — характер той сферы индивида, которую он представляет. В соответствии с этим основанием выделены 132 симптома выгорания, объединенных в пять основных групп: 1) аффективные; 2) когнитивные; 3) физические; 4) поведенческие; 5) мотивационные. Салогуб А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А. М. Салогуб // Молодой ученый. — 2014.

Выводы. Анализируя исследования, связанные со структурой и содержанием синдрома эмоционального выгорания, нужно отметить, что они носили в большей степени описательный характер. Отличительной особенностью этих исследований был субъективизм авторов относительно самого используемого понятия, поскольку каждый исследователь наполнял этот термин своим смыслом, границы его применения неправомерно расширялись, и практически понятие «синдром эмоционального выгорания» можно было использовать для описания любых феноменов, как тождественных, так и противоположных. Вместе с тем, исследования, направленные на изучение структуры и содержания эмоционального выгорания, позволили, во-первых, говорить об эмоциональном выгорании как о сложном синдроме, имеющим ряд симптомов; во-вторых, они положили начало многочисленным эмпирическим исследованиям синдрома; в третьих, выделение симптомов и компонентов эмоционального выгорания показало, что они возникают не одновременно, а последовательно, что позволило говорить о нем как о динамическом процессе, т. е. как о феномене, имеющем свои этапы и фазы развития.

2. Диагностика и профилактика эмоционального выгорания

2.1 Диагностика и помощь при эмоциональном выгорании

Синдром эмоционального выгорания имеет более ста различных проявлений, которые обязательно учитываются в ходе обследования. Диагностика патологического состояния проводится на основании жалоб пациента, имеющихся у него хронических соматических заболеваний, фактов употребление лекарственных препаратов. В ходе беседы психотерапевт выяснят профессиональные условия больного. Для определения стадии выгорания применяются различные специальные методики, включающие в себя ряд тестов и опросов. Арсенал методов для диагностики достаточно широк. При диагностике эмоционального выгорания применимы такие общие методы как: Лаврова О. С., Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Работник социальной службы.- 2007.

Наблюдение. При сохранении, привычных для данного человека условий его деятельности, наблюдение специально создается в соответствии с целью эксперимента. Оно осуществляется по заранее разработанному плану, а ход и результаты его четко фиксируются. Как правило, испытуемые не знают о его проведении, следовательно не испытывают эмоционального напряжения.

Эксперимент. Отличается этот метод, возможностью специально создавать условия, стимулирующие проявление интересующего психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

Исследование продуктов деятельности. Позволяет определить уровень знаний, умений и навыков.

Анкетирование и тестирование. Краткое, стандартизированное, ограниченное во времени испытательное задание, позволяющее выявить наличие интересующего феномена.

Биографический метод. Выявляет ключевые факторы формирования индивида, его жизненный путь, кризисные периоды развития и особенности социализации.

Следует отметить, что для получения достоверных данных в исследовании той или иной психологической проблемы следует использовать методы комплексно. При использовании этих методов, следует руководствоваться принципами необходимости и достоверности в получения информации. Условно симптомы эмоционального выгорания можно разделить на физические, поведенческие и психологические. Поскольку синдром выгорания зачастую возникает вследствие возникновения стрессовых состояний, необходимо обучать сотрудников навыкам реагирования на негативные эмоции. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.

Как уже упоминалось, исследованием эмоционального выгорания занимались американские психологи К. Маслач и С. Джексон, которые сравнивали его как эмоциональное опустошение. Для проведения изучения синдрома эмоционального выгорания ими (а точнее Маслачом) была предложена методика: Maslach Burnout Inventory (MBI). Российская адаптация сделана в 2001 году Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой: на основе модели Маслач-Джексон была разработана методика Профессиональное выгорание (ПВ). Методика представляет собой опросник позволяющий определить у человека степень выраженности профессионального (эмоционального) выгорания по трем шкалам «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у человека выражены различные стороны «выгорания». Общее количество баллов говорит о тяжести «выгорания» (Приложение Б). В 2007 году в НИПНИ им. Бехтерева (Е. И Лозинская, Н. Б. Лутова, В. Д. Вид) была проведена адаптация оригинального опросника Маслач применительно к медицинским работникам. Методика была дополнена математической моделью вычисления общего индекса перегорания (ИСП).

Методика для диагностики профессионального выгорания Maslach Burnout Inventory (MBI) в настоящее время признана базовой методикой для измерения степени «выгорания» (преимущественно в профессиях типа «человек-человек»). Профессиональное выгорание рассматривают как проявление деструктивных изменений личности в результате негативных (стрессогенных) воздействий профессиональной среды на психику и личность. Деструктивные изменения затрагивают и проявляются на уровне различных подструктур личности. К. Маслач и С. Джексон выделяют три группы «индикаторов» выгорания — «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личностных достижений». Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002. Такой подход к диагностике профессионального выгорания в настоящее время считается классическим. Именно эти индикаторы и оценивает опросник, имеющий три соответствующие шкалы (четвертая шкала показывает общий уровень тяжести «выгорания», по совокупности всех критериев). Там же

Кроме методики MBI в отечественной психотерапевтической практике применяется опросник В. В. Бойко (Приложение В). В его представлении, эмоциональное выгорание представляет собой воспитанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Данное явление — это частично функциональный стереотип, потому что позволяет человеку дозировать и экономно тратить свои энергетические ресурсы. Вместе с тем, как правило, наблюдаются и его дисфункциональные последствия, когда оно негативно отражается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с клиентами, коллегами, партнерами по работе. Методика Бойко представляет собой тест-опросник, который состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика Бойко дает возможность выделить следующие три фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение», для которых определены специфические симптомы (Таблица 1), а также используется методика количественного определения степени их выраженности. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.

Таблица 1 Фазы развития стресса и их симптомы Там же

Переживание психотравмирующих обстоятельств;

Источник

Оцените статью