- «Кукушка» Е. Благинина
- Анализ стихотворения Благининой «Кукушка»
- Школьное чтиво
- 23.02.2021
- Благинина Е. «Кукушка»
- Урок по литературному чтению на тему: Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок». план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Проверим себя и оценим свои достижения стр. 122
- 1. Подумай, на какую тему, о ком пишут Маршак, Барто, Благинина. Грустные эти стихи или весёлые? Что тебе интересно в них?
- 2. Какое из стихотворений Маршака тебе больше понравилось?
- 3. В каком стихотворении С. В. Михалкова изображены ребята — фантазёры, выдумщики?
- 4. В каком произведении есть такие строки:
- Знакомо ли тебе чувство этого мальчика? Расскажи, какие стихи Барто ты читал раньше.
- 5. Кому из поэтов принадлежат строки:
- Смотреть и слушать онлайн стихотворение Е.А. Благининой «Кукушка»
- Сравни стихи «В лесу над росистой поляной…» и «Кукушка». Какое настроение создаёт у поэтов голос кукушки?
«Кукушка» Е. Благинина
Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку –
Простосердечный и отзывный,
С утра до вечера:
То близко, то далёко где-то
Гуляет по всему леску.
И тихо расцветает лето
Под это милое
Чуть пахнет перегретой смолкой.
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю
Анализ стихотворения Благининой «Кукушка»
Многие современные читатели выросли на произведениях Елены Александровны Благининой (1903 – 1989). Наверное, каждому ребёнку читали её знаменитые стихи «Голышок-малышок», «Вот какая мама!», «Гори-гори ясно!» и «Посидим в тишине». Перу поэтессы принадлежат трогательные и добрые стишки не только для самых маленьких, но и для подрастающих деток. Например, произведение «Кукушка» будет интересно тем ребятам, которые уже пошли в школу.
В этом стихотворении автор рисует нехитрую картинку: душистый хвойный лесок, ласковый летний ветер, лирический герой лежит на мягкой травке и слушает песню кукушки. «Кукушка» легко переносит самого читателя в солнечный летний полдень и позволяет ему своими ушами услышать все те звуки, которыми богат русский лес. Этот эффект возможен благодаря игре звуков, достигнутой с помощью особой поэтической фонетики и таких приёмов, как аллитерация и эпифора.
Основной способ, который использует поэтесса, – это эпифора. Каждое из трёх четверостиший завершается подражанием голосу кукушки – «Ку-ку!». В последней строфе выражение удваивается, чтобы совпал размер строчек. Четырёхстопный ямб вносит в стихотворение мягкую ритмичность.
Кроме прямого включения звуков в текст произведения поэтесса наполняет его шелестом ветвей и шёпотом травы, повторяя потрескивающие сочетания согласных «ст», «ск» – «простосердечный», «стать», «леску»; отзвуками эха («это», «то», «лето», «где-то»): «То близко, то далёко где-то…»
Цветовая палитра стихотворения отличается мягкими пастельными красками. Действие происходит летом, а лирический герой ищет отдыха и тени под деревом, то есть, читатель может догадаться, что день довольно жаркий. Поэтесса упоминает запахи: «Чуть пахнет перегретой смолкой.»
Значит, солнце стоит высоко и ярко освещает всё вокруг, раз даже капли смолы подтаяли и начали источать хвойный аромат. Но, несмотря на сияние небесного светила, цвета окружающей природы приглушены. Словно сонное марево размывает очертания и краски предметов:
Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку…
Лето, как отмечает автор, не пылает и сверкает, а мягко распускается как нежный цветок:
И тихо расцветает лето
Под это милое
«Ку-ку!»
В этом произведении есть всё, чтобы перенести воображение юного читателя в атмосферу солнечного тягучего летнего дня. Оно наполнено голосами птиц и пением ветерка, можно вдохнуть его запах, увидеть мысленным взором милый сердцу родной пейзаж.
Источник
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
23.02.2021
Благинина Е. «Кукушка»
Читайте анализ других стихотворений Елены Благининой:
Главные герои стихотворения «Кукушка» и их характеристика
- Девочка. Любит природу, любит слушать кукушку.
План пересказа стихотворения «Кукушка»
- Голос кукушки.
- Гуляет где-то
- Лето.
- Запах смолки
- Лежу, блаженствую.
Главная мысль стихотворения «Кукушка»
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 3 класс 2 часть» Климанова к этому стихотворению можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Чему учит стихотворение «Кукушка»
Стихотворение учит любить природу. Учит ценить минуты наедине с природой. Учит правильно отдыхать.
Отзыв на стихотворение «Кукушка»
Мне нравится это лёгкое и красивое стихотворение. Автору удалось передать атмосферу летнего леса, с его запахами, ветром, голосом кукушки. Словно наяву я видела лесную поляну, вдыхала аромат смолки и слышала кукушку. Очень приятно читать это стихотворение зимой.
Анализ стихотворения «Кукушка»
Рифмовка перекрёстная АВАВ.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Кукушка»
Эпитеты: голос заунывный, простосердечный и отзывный, милое ку-ку
Метафоры: расцветает лето, лицо подставив.
Олицетворения: голос гуляет.
Пословицы к стихотворению «Кукушка»
Хорошему делу — хорошая песня.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Кукушка»
В неяркий денёк раздается заунывный, но простосердечный голос кукушки.
Поэтесса вдыхает запах смолы, слушает кукушку и блаженствует.
Источник
Урок по литературному чтению на тему: Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению на тему: Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок».
Бондаренко Ирина Васильевна
Программа «Школа России» Третий класс .
Тема: Е. А. Благинина «Котенок», «Кукушка»
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Е. А. Благининой; прививать детям интерес к чтению.
Планируемые результаты:
предметные: уметь читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому;
личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; умение грамотно и связно излагать свои мысли.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» УМК «Школа России» 3 кл. 2 ч.,
“Здравствуйте”, — ты скажешь человеку.
“Здравствуй”, — улыбнётся он в ответ
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет целый век.
— Садитесь. Давайте и мы посмотрим на своего соседа, улыбнёмся ему и мысленно пожелаем здоровья.
II. . Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихов Сергея Владимировича Михалкова по выбору детей.
III. Изучение нового материала.
1.– Сегодня на уроке нас ждет встреча со стихами Елены Александровны Благининой.
Биография Е. А. Благининой
Елена Александровна Благинина (1903- 1989 гг.)
Дочь железнодорожного кассира, внучка священника. С детства мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное — двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же — в годы студенчества — появились первые лирические стихи Елены Александровны.
Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт.
В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Елена Благинина. (слайд 2). Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических.
(слайд )Елену Александровну отличало невероятное трудолюбие, и за свою долгую жизнь она успела выпустить около сорока книг, которые неизменно пользовались популярностью у взрослых и детей.
-Одно из стихотворений – о птице, которую если кто из вас и не видел, то уж слышал обязательно. Она подкладывает яйца в чужие гнезда, а ее птенцы выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Догадались, кто эта птица?
2. Работа над стихотворением «Кукушка»
-Прочитайте стихотворение «Кукушка». Как вы думаете, о чём оно?
-Что вы знаете об этой птице? (Ответы детей)
-Многие считают, что кукушка – плохая мать, но это не так. Кукушка – заботливая мать, а подкладывает яйца в чужие гнезда лишь потому, что не может выкормить своих птенцов: ведь питается кукушка жирными мохнатыми гусеницами, очищая от них наши леса, а птенцы их есть не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда других птиц, чтобы эти птицы выкормили ее птенцов нежными мошками и комариками.
Может быть, поэтому голос кукушки печальный и невеселый.
-Сейчас я вам перечитаю это стихотворение, а вы постараетесь ответить на вопрос-
с каким чувством поэтесса говорит о кукушке?
-Какое стихотворение оно вам напомнило?
– Перечитайте и сравните стихотворения «В лесу над росистой поляной..» С. Я. Маршака и «Кукушка» Е. А. Благининой.
-В чём сходства этих стихотворений? (Общая тема – о кукушке,- главный герой – мальчик, действие происходит в лесу).
-В чём отличия этих стихотворений?( Разное время суток: у Маршака – рассвет, туман, росистая поляна, у Благининой – «неяркий денёк», весь день с утра до вечера)
— Какое настроение создает у авторов голос кукушки? (У Благининой – нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у Маршака – светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем).
— Какое определение дают поэты голосу кукушки?( Стеклянный,
-заунывный – наводящий уныние, тоскливый, печальный;
-простосердечный – простодушный, доверчивый, искренний
-отзывчивый – легко отзывающейся. Сочувственно относящийся к нуждам других, готовый помочь.
— блаженствую – испытывать блаженство, наслаждаться, быть счастливым)
Вывод: тема одна, но читать стихотворения надо по-разному, т.к. в них выражены разные эмоции.
Выразительное чтение стихотворения «Кукушка» детьми.
– Что вспоминаете, о чем думаете вы, заслышав голос кукушки? Физкультминутка
3.– Другое стихотворение – о милом, добром существе, которое любят дети и которое часто живет с нами. Прочитайте внимательно стихотворение Благининой «Котенок» самостоятельно.
-Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении?
– Прочитайте стихотворение «Котенок» друг другу(работа в парах).
– Какое чувство вызвало у вас стихотворение? Что вы почувствовали в начале, в конце? Почему?
– Как характеризует поэтессу это стихотворение?
– Отчего изменился котенок?
Выразительное чтение стихотворения «Котенок».
— Прочитайте стихотворение так, чтобы каждый из нас почувствовал, как котенку сначала было плохо, а потом хорошо.
-От чьего лица ведётся рассказ в стихотворениях «Кукушка» и «Котёнок»?
-Что ты думаешь о детях? Какие они, как относятся к природе, животным и птицам?
-О чём стихотворения Благининой? Почему она так много пишет о любви к животным?
— Елена Благинина восхищается окружающим миром, любит и ценит его, учит бережному отношению к животным. Персонажи её стихов — ветер, дождик, яблоки, радуга, садик, березки — близки и дороги детям
— Чему научили вас прочитанные стихи?
— Над чем заставили задуматься?
– Что понравилось? Какую бы работу вы хотели выполнить еще?
VI Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений Е. А. Благининой «Кукушка», «Котенок» ; приготовиться к обобщающему уроку: выучить наизусть стихотворение одного из поэтов: С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова или Е. А. Благининой
Источник
Проверим себя и оценим свои достижения стр. 122
1. Подумай, на какую тему, о ком пишут Маршак, Барто, Благинина. Грустные эти стихи или весёлые? Что тебе интересно в них?
Эти литературные деятели пишут о природе, животных, детях.
Нельзя назвать их произведения полностью весёлыми либо полностью грустными.
Ведь они описывали различные картины, каждая из которых имеет свой «характер».
А также творческое наследие поэтов не ограничивается стихотворениями, что есть в нашем учебнике.
Если судить по произведениям пройденного раздела, можно сказать, что Маршак весело описывает природное явление грома и грустно говорит об уходящем лете;
Барто весело рассказывает о разлуке мальчика с мамой и о забавном походе девочек в театр;
Благинина весело рассказывает о кукушке и о котёнке, которого нашла девочка.
Мне интересно читать о природных явлениях, птицах, о которых пишут поэты.
Это вдохновляет и учит уметь замечать прекрасное вокруг себя.
А также очень забавляют истории Барто о детях.
Они не только весёлые, но и, можно сказать, достаточно поучительные.
2. Какое из стихотворений Маршака тебе больше понравилось?
Мне понравилось произведение «В лесу над росистой поляной…».
Оно глубокое, пронизано искренними чувствами и цепляет за душу.
Когда я читаю этот стих, то представляю себя на месте автора.
Кажется, что уже и я слышу пение кукушки и грущу об уходящем лете.
3. В каком стихотворении С. В. Михалкова изображены ребята — фантазёры, выдумщики?
О чём это стихотворение?
Такие забавные ребята изображены в стихотворении «Если».
В нём рассказывается о пасмурном, дождливом дне.
Из-за такой погоды детям пришлось сидеть дома.
И, чтобы развеять тоску, они смотрели в окно и придумывали всевозможные выходки с природными явлениями.
Ребята размышляли над тем, что произойдёт, если соединить воедино все тучи, либо все лужи, или же все капли дождя.
Их фантазия вызывает улыбку, и даже восхищение столь необычным воображением.
4. В каком произведении есть такие строки:
В нашей комнате. Без мамы?
Как объяснить их смысл?
Знакомо ли тебе чувство этого мальчика? Расскажи, какие стихи Барто ты читал раньше.
Это последние строки с произведения «Разлука».
Я думаю, поэтесса хотела подчеркнуть грусть и тоску, которую испытывал мальчик из-за отсутствия мамы.
Из-за этого ему казалось, что даже гамма звучит по-другому, как-то печально.
Я понимаю мальчика, ведь мне знакомы его чувства.
Моя мама тоже когда-то уезжала в командировку, но всего лишь на 3 дня.
За это время я успел почувствовать пустоту на душе.
Кажется, что без мамы дом становится унылым и скучным.
Я привык к её заботе, ласке, поэтому всегда хочется, чтоб мама была рядом.
Я знаком со многими стихотворениями Барто.
Они все они очень интересные, по-особому занимательные и легко читаются.
Её «Мячик» — это первое произведение, которое я выучил наизусть.
И, думаю, каждый человек его знает.
Ещё мне понравился стих «Очки» и «Маляр».
5. Кому из поэтов принадлежат строки:
Это слова Елены Благининой. Герой её произведения наслаждается пением кукушки.
Смотреть и слушать онлайн стихотворение Е.А. Благининой «Кукушка»
Сравни стихи «В лесу над росистой поляной…» и «Кукушка». Какое настроение создаёт у поэтов голос кукушки?
Указанные произведения имеют общие моменты, но есть и различия.
В двух стихотворениях рассказ ведётся от имени мальчика, который восхищается пением кукушки.
Маршак называет голос птицы стеклянным, а Благинина – заунывным.
Это говорит, что песни кукушки звучат звонко, но при этом немного печально.
Видно, что авторы в восторге от неповторимости, уникальности и красоты пения этой птицы.
Стихотворение «Кукушка» весёлое и наполненное восторгом, а стихотворение Маршака – более грустное, так как герой не хочет расставаться с кукушкой.
Ещё одно различие: Благинина пишет, что с кукушкой расцветает лето, а Маршак, наоборот, описывает конец летней поры.
Источник