- Признаки и симптомы аутизма у детей
- Существует 3 главных признака аутизма.
- 1. Как ребенок себя ведет – поведенческий фактор.
- Имеются ярко выраженные стереотипы в поведении, активности и интересах:
- Ребенок двигается особенным способом:
- У детей с аутизмом могут присутствовать нарушения моторных функций. Это не является ведущим признаком аутизма при постановке диагноза:
- 2. Общение – социальное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
- 3. Речевые навыки – коммуникация ребенка.
- Аутизм: почему многие дети с аутизмом делают «крылышки»?
- Что такое всеми известные «Крылышки «?
- Причины, по которым дети с аутизмом делают «крылышки»
- Нужно ли запрещать ребёнку делать «крылышки»?
- Признаки аутизма
- Взаимодействие с окружающими
- Особенности поведения
Признаки и симптомы аутизма у детей
О детском аутизме и его признаках в последнее время написано немало. Но папам и мамам без специального медицинского образования сложно читать научную литературу обо всех аспектах проблемы. Попробуем разобраться в самых ключевых моментах.
Существует классификация, которая признана учеными всего мира. Согласно ей детский аутизм – это нарушение общего развития,которое проявляется у ребенка до двух-двух с половиной лет и является расстройством центральной нервной системы.
Существует 3 главных признака аутизма.
Обратите внимание на:
1. Как ребенок себя ведет – поведенческий фактор.
Одним из основных симптомов аутима и расстрйств аутистического спектра является повторяющееся, то есть стериотипное поведение малыша. Более того, ребенок может бояться всего нового.
Стереотипность поведения выражается в многократном повторении необязательных действий и движений. Это могут быть ритмичные движения руками в виде потряхивания или более сложные действия и ритуалы.
При аутизме агрессия, страх, реакции протеста не всегда могут являться обязательными признаками, хотя встречаются довольно часто. Несколько меняются проявления и признаки аутизма с возрастом, сохраняясь, тем не менее, на всю жизнь.
Имеются ярко выраженные стереотипы в поведении, активности и интересах:
- Раскачивание в кроватке часами (обычному грудному ребенку быстро надоедает такая деятельность, и через 10-20 минут он переключается на что-то еще)
- Дети с РАС могут постоянно изо дня в день подолгу делать одни и те же странные действия: ковыряться, закручивать крышечку от баночки из-под питания
- Может очень долго нажимать на одну кнопку, выключать свет, открывать и закрывать баночку
- Проявление интереса к необычными для своего возраста предметам
- Не интересуется игрушками, но приходит в восторг от бытовых вещей – фена, поварёшки
- Использует свои игрушки не по назначению – стучит кубиком по полу, не катает машинку, а подолгу крутит колёсики
Ребенок двигается особенным способом:
- “Пархает как бабочка”, кружится вокруг своей оси, машет вокруг себя руками.
- Подолгу сидит раскачивается на одном месте.
- Ходит на носочках.
У детей с аутизмом могут присутствовать нарушения моторных функций. Это не является ведущим признаком аутизма при постановке диагноза:
- Дети могут очень неуклюжи, но в то же время показывают чудеса баланса, подолгу стоя на одной ноге.
- Не могут освоить велосипед, подъем по лестнице.
- Нарушается мелкая моторика – некоторые дети с аутизмом с трудом могут управляться с мелкими предметами.
2. Общение – социальное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
Характерными признаками аутизма являются нарушение потребности в общении, неспособность к взаимодействию на социальном уровне. Ребенок с РАС и аутизмом либо отвергает попытки общения с ним, либо всячески старается их избежать.
Даже если контакт с ребенком и установлен, он является искаженным и чисто формальным, поскольку ребенок с аутизмом не способен понять поведение и мотивы поступков у других людей, осознать суть их переживаний и обыкновенных эмоций. В таких условиях с явными отклонениями развиваются самые различные психические функции, даже если они оказались потенциально сохраненными при рождении. Примерно в 70 процентах случаев уровень развития детей в интеллектуальном плане оказывается значительно сниженным.
- Ребенок с признаками аутизма не будет стараться копировать родителей или идти на контакт со сверстниками.
- Может отталкивать родителей или других людей, когда те пытаются взять его на ручки, поцеловать, обнять.
- Не любит, когда его трогают, гладят по голове. С этим связана невозможность расчесать или подстричь ребенка.
- Ребенок с РАС не реагирует, когда его зовут по имени.
- Не стремится к общению или игре с другими детьми.
- Не “замечает”, когда кто-то входит комнату, ушли ли родители или сидят вместе с ним.
- Ребенок с симптомами аутизма часто негодует, если кто-то пытается встраиваться в его игру.
- Не умеет играть в прятки, в ладушки.
- Его внимание сложно привлечь книжками, рисунками, игрушками.
3. Речевые навыки – коммуникация ребенка.
Само отсутствие речи еще ни о чем не говорит. Обычный ребенок, или ребенок с отставанием развития будет пытаться “объясниться” жестами, показать пальчиком чего он хочет, улыбаться в ответ на улыбку и пр.
“Нарушения общения” означают не патологию речи или слуха, а само общение по сути. Ребенок со слабым слухом или недоразвитой речью старается компенсировать дефицит органов чувств жестами, мимикой, старается понять сказанное по губам. В то время как ребенок с симптомами аутизма старается игнорировать все попытки общения с ним.
Такие дети либо имеют грубую задержку речевого развития, поздно начинают говорить, иногда речь отсутствует вообще. Но другая группа детей с проявлениями аутизма, наоборот, очень “разговорчива”. Они могут рано начать говорить сложные слова, но не используют их для общения.
К коммуникационным признакам аутизма относятся:
- Эхолалии – ребенок повторяет слова, фрагменты из песенок, цитаты из любимых мультиков спонтанно, они не обращены к другим людям, проговариваются “в пустоту”
- Не используют жесты и мимику
- Для того, чтобы что-то показать или попросить о помощи, дети с признаками аутизма могут пользоваться рукой взрослого, подводить его к предмету
- Избегают зрительного контакта
Помимо нарушений в сфере общения, в более тяжелых случаях встречается агрессия и самоагрессия (самоповреждающие действия: расчесывание кожи, выдергивание волос, шлепки самого себя по лицу и проч.).
Очень важно, чтобы родители были знакомы с основными признаками аутизма у детей, это создает некую основу, которая позволяет критически относиться к мнению о ребенке разных людей, начиная с родственников и заканчивая различными специалистами.
Некоторые нарушения развития или отдельные заболевания по своим симптомам бывают очень схожи с характерными признаками аутизма. Наличие у ребенка аутизма часто начинают подозревать только тогда, когда увидят раскачивающегося в манеже малыша, или когда, наконец, заметят явную задержку речевого развития. Не смотря на то, что признаки эти могут быть причиной других расстройств. В случае сомнений необходимо обязательно обратиться за консультацией к специалисту.
Источник
Аутизм: почему многие дети с аутизмом делают «крылышки»?
Продолжаем разбираться с вопросом:
Напомню, что я решила написать несколько статей на эту тему, чтобы родителям стало немножко полегче понимать своих детей, потому что, когда мы знаем ответ на вопрос, то мы либо сможем помочь своим детям справиться с трудностями, либо научим их хотя бы контролировать своё поведение.
Итак, мы уже поговорили вот о чём:
Что такое всеми известные «Крылышки «?
» Крылышки » — это крупные или мелкие махи руками, то есть это может быть только движения кистей рук или же полностью всей рукой. Само название «крылышки» указывает нам на то, что движения рук похоже на взмахи крыльями птиц. Также очень часто «крылышки» сопровождаются прыжками или кручением головой.
Причины, по которым дети с аутизмом делают «крылышки»
Такие движения рук в основном относятся к стереотипиям, которые очень любимы аутистами. Напомню, что стереотипия — это повторяемое моторное поведение. Потребность в этой стереотипии может возникать у ребёнка по нескольким причинам, например:
- Перевозбужденность
- Переутомление
- Выражение эмоций
В раннем возрасте таким способом выразить эмоции обладают многие здоровые дети, потому что вербальный способ им ещё не доступен, но к трём годам потребность выражать свои эмоции «крылышками» проходит, потому что появляется речь, как говорится «Ребёнок просто перерастает свою привычку». Также у здоровых детей налаживается работа нервной системы и они начинают её хорошо контролировать, они понимают своё тело и отлично руководят им.
У аутистов же взмахи руками могут быть неконтролируемые вплоть до более старшего возраста. Приведу пример: ребёнок перевозбудился и его нервной системе необходимо разгрузиться, поэтому он, сам того нежелая (а может и желая) начинает махать » крылышками». Помахав своими ручками, он помогает себе выйти из неприятного для себя состояния и разгрузить мозг. То есть в этом случае махи руками- это помощь организма самому себе. В одной из лекций детский психиатр Осин рассказывал:
«Пришёл ко мне на прием уже довольно взрослый парень с диагнозом аутизм, мы поговорили, он отлично держался, но после того, как я закончил с ним беседу, он вышел в коридор и очень хорошенько так протряс своими руками. Он снял стресс, снял напряжение. Это его стереотипия, но контролируемая и она ему необходима.»
Также такое поведение может быть попыткой выражения и эмоций, и попыткой воздействия на определённую ситуацию. Например, произошло что-то негативное, ребёнок начинает махать ручками, и в этом случае становится понятно, что он высказывает свой протест.
Нужно ли запрещать ребёнку делать «крылышки»?
Во всех источниках, которые я читала, говориться о том, что стереотипия ввиде «крылышек» — это необходимость нервной системы ребёнка. Если ввести жёсткий запрет на них, то на их смену придёт другая, более тяжёлая стереотипия. Поэтому необходимо ребёнка научить контролировать свои махи руками, например: он чувствует, что ему необходима разрядка, пускай делает это у себя в комнате, где его никто не видит. Также можно ввести голосовую команду, по которой разрешается махать руками. Но запрещать этот вид стереотипий НЕЛЬЗЯ!
Если понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал ! Спасибо, что читаете!
Источник
Признаки аутизма
Первые симптомы аутизма проявляются у детей до года, пока они еще не начали ходить и разговаривать. Важно знать о них, чтобы вовремя заметить признаки аутизма у ребенка. Своевременное лечение в данном случае будет более эффективным, чем-то, которое начато в более позднем возрасте.
К этим симптомам относят:
- отсутствие зрительно контакта с родителями;
- отсутствие обмена звуками между ребенком и родителями;
- задержка в появлении лепета или полное отсутствие стадии « гуления»;
- отсутствие доречевых жестов;
- нарушения сна.
Если у ребенка обнаруживается несколько указанных симптомов, это может служить поводом для обращения к врачу. Однако проявление подобных симптомов не всегда означает, что ребенок болен аутизмом. Только консультация специалиста поможет установить истинную причину нарушений.
Важно проведение качественной диагностики, как психологической, так и генетической. Признаки аутизма могут быть характерны для целого ряда генетических заболеваний, например, для таких, как синдром ломкой Х-хромосомы. Поэтому важно поставить правильный диагноз своевременно, ведь от этого будут зависеть методы лечения и коррекции.
Наиболее ярко признаки аутизма начинают проявляться в возрасте от трех лет и старше. Нарушения, характерные для заболевания, отслеживаются в следующих областях:
- взаимодействие ребенка с окружающими ( отсутствие интереса к коммуникации);
- нарушения или полное отсутствие речи или речь из собственных, несуществующих слов — «тарабарский язык»;
- речевые, двигательные и поведенческие стереотипии.
Нарушения во взаимодействии с окружающими проявляется в том, что больной аутизмом ребенок не идет на контакт ни с родителями, ни со сверстниками. Он сконцентрирован на собственном внутреннем мире и переживаниях. Не отзывается на собственное имя и вообще на чей-либо голос, часто производит впечатление глухого. Детям-аутистам обычно не характерно чувство эмпатии — сопереживания другому человеку. Они могут проявлять агрессию по отношению к окружающим иногда по незначительным поводам.