Кризис одного года эмоциональное общение

Кризис одного года. Как проявляется. Причины

Ульяна Якименок
Кризис одного года. Как проявляется. Причины

Кризис одного года у ребенка – это первое серьезное испытание для родителей. Если мама и папа знают, как проявляется кризис первого года жизни, чем он вызван, то многих ошибок в воспитании крохи можно избежать.

От правильной реакции родителей на возрастное изменение поведения ребенка в период кризиса первого года зависит психологический комфорт и личностное развитие малыша.

Кризис первого года жизни проявляется повышенной эмоциональной реакцией ребенка на новое, запреты, даже на привычные действия родителей.

Недовольный крик, плач может вызвать любая мелочь. Поведение малыша становится сложно предсказуемым.

Признаки кризиса одного го да

1. Повышенная капризность и ранимость. Неосторожное действие или слово способно вызвать плач, крики.

2. Желание все делать самостоятельно, даже если не получается или страшно. Дети пытаются ходить, есть, даже одеваться без помощи. Впадая в истерику, если не удается или если взрослый пытается помочь.

3. Перепады настроения. Между слезами и веселым смехом может пройти несколько минут. Ребенок может с трудом адаптироваться к новой обстановке, приходу гостей.

4. Проверка границ дозволенного. Сын или дочь будто специально совершают запрещенные поступки. Их поведение противоречиво.

5. Повышенная потребность во внимании, нежелание отпускать маму. Дети начинают проявлять ревность.

Причины кризиса одного г ода

— стремление ребенка к самостоятельности;

— потребность присутствия значимого взрослого.

Малыш стремится ходить, есть без помощи мамы, однако ее уход из поля зрения вызывает бурю негативных эмоций. Это связано со страхом потерять близкого человека. Ребенок нуждается в подтверждении безопасности, собственной значимости.

Самостоятельность малыша наталкивается на запреты родителей. Часть из них оправдана соображениями безопасности, часть продиктовано подсознательным страхом отпустить крошку, к которой были привязаны в течение длительного времени.

Бесконечные ограничения вызывают протест у ребенка, кроха плачет, кричит, проявляет агрессию. Вдобавок его желания проявить самостоятельность не всегда ему под силу. Он физически не может дотянуться до верхних полок, поднять тяжелый стул.

Особенности развития годовалого ребе нка

Ребенок активно осваивает новые навыки — хождение, речь, которые требуют определенных физических и психических усилий.

Речь годовалого малыша автономна, своеобразный детский язык понимает только круг близких людей. Слова имеют несколько значений, которые варьируются в зависимости от контекста.

Основа познавательного и эмоционального развития — общение со взрослыми. Ребенок хочет, чтобы с его противоречивыми потребностями считались, уважали их.

Поведение малыша, вступившего в период раннего детства, импульсивное.

Новый предмет, привлекший его внимание, имеет определенную эмоциональную окраску и может стать причиной бурных положительных или отрицательных реакций.

Продолжительность кризиса одного г ода

Кризис одного года длится 6–7 месяцев. Его начало и продолжительность индивидуальны. У некоторых детей он затягивается до 2 лет, после чего плавно перетекает в очередной переходный период.

Обычно первые признаки кризиса проявляются в 10–11 месяцев и проходят к 1,5 годам.

Многое зависит от реакции родителей, их желания понять и принять взросление ребенка. Позвольте малышу самостоятельно исследовать окружающий мир.

Как справляться с кризисом одного года.

Советы родител ям.

1. Минимум запретов и безопасное пространство. Ограничения должны быть связаны только с опасными факторами. Нельзя трогать розетки, выбегать на проезжую часть, лезть к собакам на улице, высовываться из окна. Сведите к минимуму слово «нет», уберите потенциально опасное, ценное в зону недоступную малышу. Если такой возможности нет, установите специальную защиту на дверцы шкафов. Она также понадобится для розеток, окон.

2. Оставьте в зоне доступа любимые игрушки малыша. Кастрюли, не бьющиеся чашки, тарелки, сломанная бытовая техника займут малыша надолго.

3. Дети после года любят подражать старшим. Это отличный способ занять сына, дочь. Позвольте им помочь с уборкой, готовкой. Дайте крошке тряпочку, пусть вытирает доступные поверхности.

4. Не кормите насильно. Предложите малышу кушать вместе со взрослыми. Так он почувствует себя наравне со взрослыми. Если возможно предложите пищу со своей тарелки. Но она должна быть без острых соусов, прошедшая щадящую термическую обработку.

Больше общайтесь, играйте с малыш ом.

Совместное времяпрепровождение, доброта, забота — залог будущей успешности сына или дочери.

Ребенок должен, понимать, что его любят, ценят, принимают.

Маме и папе стоит постараться понять язык, жесты малыша. Это облегчит общение, позволит минимизировать истерики. Они могут использоваться ребенком, как манипуляция. Он проверяет чего в состоянии добиться таким образом. Как правило, в такие моменты ребенка легко переключить на другое интересное ему занятие.

Если кроху не удается переключить, дайте поплакать. Просто обнимите, и подождите пока малыш не успокоится.

Взрослым важно держать себя в руках. Перед тем как сорваться на ребенка, постарайтесь успокоиться. Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть. Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша.

Что нельзя дела ть?

1. Кричать, бить ребенка. Дети еще не понимают причинно-следственных связей. Ваше наказание только навредит малышу.

2. Менять решения. Если запретили, значит запретили. Постарайтесь установить правила раз и навсегда.

Если мама сегодня позволила, а завтра сказала, нет, это приведет к дезориентации ребенка. Он не сможет усвоить нормы поведения.

3. Не пытайтесь купить хорошее поведение игрушками или сладким. Так вы только подскажите малышу метод манипуляции.

Взрослым важно корректно общаться между собой. Дети, как губка, впитывают все, что их окружает. Даже если повторить ваши слова ребенок пока не может, но ваши действия откладываются у него в памяти, как вариант нормы.

Очень опасна позиция Я-родитель, я лучше знаю. Не давите авторитетом, не пытайтесь «сломать» кроху. Постарайтесь выстраивать дружеские отношения с ребенком, мягко выставляя границы. Он должен понимать, что бить, кусать маму нельзя, но и для мамы существует табу на физические наказания.

Кризис первого года жизни — естественный этап развития детской психики. Родителям не стоит бояться резко изменившегося поведения. Даже в острый период кризиса нужно оставаться на стороне ребенка.

Переходные возрастные этапы протекают у всех детей по-разному. У кого-то поведение меняется незначительно, а кто-то превращается в маленького чертенка. Родителей должно насторожить полное отсутствие любых изменений в поведении малыша.

Источник

5. Кризис одного года

Кризис одного года выражается как резкое возрастание независимости ребенка от взрослых, происходит так называемый всплеск самостоятельности. Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни связано с несколькими моментами.

Первый — развитие ходьбы. В конце первого — начале второго года жизни о ребенке нельзя уверенно сказать, ходящий он или не ходящий, ходьба уже есть или ее еще нет, что составляет противоречивое диалектическое единство. Любой ребенок проходит такую стадию. И если даже кажется, что ребенок «не ходил и вдруг пошел сразу», это значит, что мы имеем дело с латентным периодом возникновения и становления и относительно поздним выявлением ходьбы. Но зачастую после такого внезапного начала ходьбы наблюдается ее потеря, указывающая на то, что полного созревания еще не произошло. Только в раннем детстве ребенок становится ходящим: плохо, с трудом, но ходящим, и для него ходьба становится основной формой передвижения в пространстве.

Главное в обретаемом акте ходьбы, по Д. Б. Эльконину, — не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы»: теперь не мать ведет ребенка, а ребенок ведет мать, куда захочет. Ходьба поэтому — важное основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второй момент относится к речи, к появлению первого слова. В конце первого года жизни ребенка мы сталкиваемся с двойственным моментом, когда нельзя сказать, является ли он говорящим или еще нет. О ребенке, имеющем автономную, ситуативную, эмоционально окрашенную речь, понятную только близким, действительно невозможно сказать, есть у него речь или нет, потому что у него нет и речи в нашем смысле слова, но и нет бессловесного периода, поскольку он говорит. Таким образом, мы опять имеем дело с переходным образованием, отмечающим границы кризиса. Значение его то же: там, где было единство, становится двое — взрослый и ребенок (старая ситуация распалась и между ними выросло новое содержание — предметная деятельность).

Третий момент кризиса, по Л. С. Выготскому, относится к сфере аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. Такие реакции выявляются с большей силой и закрепляются как формы поведения при неправильном воспитании. Особенно они выявляются, когда ребенку в чем-то отказано, что-то запрещено: он кричит, бросается на пол, отказывается ходить (если уже ходит), бьет ногами об пол, отталкивает взрослых и т.д.

Выводы и заключения

1. Период новорождённости завершается приблизительно к концу второго месяца жизни. Главной особенностью новорождённости является то, что ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все его существование в это время занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства.

2. К моменту рождения ребенок обладает лишь системами наследственно закрепленных механизмов — безусловных рефлексов, облегчающими приспособление к новым условиям жизни, однако новорождённый — это максимально социальное существо, так как его жизнедеятельность зависит от социума (Л.С. Выготский). Именно это является основой для развития психики ребенка.

3. Центральным новообразованием новорождённости является появление индивидуальной психической жизни ребенка. Для нее характерны следующие особенности — появление условных рефлексов на основе слухового и зрительного сосредоточения, преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды.

4. Первая специфическая форма реагирования именно на человека получила название «комплекса оживления». Он включает в себя улыбку, вокализации и двигательную активность младенца навстречу взрослому.

5. Младенчество — период, длящийся до конца первого года жизни ребенка. Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее; если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Ведущей деятельностью является эмоционально-непосредственное общение со взрослыми.

6. Сенсомоторное развитие подчиняется следующему закону: сенсорное развитие опережает моторное развитие. Важнейшим в сенсорном развитии является формирование зрительного и слухового сосредоточения. Развитие моторики младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения ручек и верхней половины тела, затем — ножек и нижней части тела.

8. В младенческом возрасте начинается речевое развитие. В течение первого года жизни речевое развитие проходит несколько этапов: от этапа гуления — гуканья до периода появления автономной речи. Особенность первых слов состоит в том, что они носят характер указательных жестов (Л.С. Выготский).

9. Основными новообразованиями младенчества являются потребность в общении, эмоциональное отношение к людям; акт хватания как основа человеческих действий с предметами; ходьба и появление первого слова. Именно они вызывают необходимость в возникновении новой социальной ситуации развития – ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, что означает переход на следующую стадию развития.

Контрольные вопросы и задания

Охарактеризуйте оценочную шкалу при рождении Апгар?

В чем специфика социальной ситуации развития новорожденного?

Какое значение имеет для понимания человеческого развития различение инстинктивных, наследуемых и врожденных форм поведения?

Охарактеризуйте центральное новообразование новорожденности?

Психологическая сущность комплекса оживления. Возможно ли более ранее появление комплекса оживления. Если да, то какие условия необходимо создать для его появления у детей?

Какова роль общения в психическом развитии младенца?

Избирательность эмоциональных реакций ребенка, время появление и значение для психического развития ребенка?

Акт хватания, последовательность и время появление и значение для психического развития ребенка?

Особенности речевого развития в младшем школьном возрасте?

Психологическая сущность кризиса одного года?

Задание 1. Подготовьте письменную работу (реферат, доклад, сообщение, статью) на одну из указанных ниже тем.

Особенности родового кризиса и разные практики его разрешения.

Особенности перехода от пренатального к постнатальному детству.

Родовые травмы и их последствия.

Безусловные и ранние условные рефлексы новорожденного.

Формирование зрительного и слухового сосредоточения младенца в процессе развития форм общения с взрослыми.

Психологический смысл «комплекса оживления». Условия его возникновения, структура и генезис.

Проблема психической депривации в новорожденном и младенческом возрастах.

Особенности развития форм совместной деятельности младенца и взрослого.

Особенности осознания себя в младенческом возрасте.

Развивающие игры для детей младенческого возраста.

Особенности соотношения развития сенсорики и моторики в период раннего и позднего младенчества.

Формирование восприятия и координированной работы различных анализаторов в младенческом возрасте.

Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте.

Особенности моторного развития в младенческом возрасте.

Стадии развития манипуляций с предметом в младенческом возрасте.

Особенности развития предпосылок активной речи (гуканье, гуление, лепет).

Понятие о кризисе одного года.

Задание 2. Подготовьте конспекты по следующим литературным источникам:

1). Выготский Л.С. Кризис первого года жизни// Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т.4.

2). Выготский Л.С. Младенческий возраст// Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т.4.

3). Мещерякова С.Ю. Психологический анализ комплекса оживления у младенцев// Вопросы психологии. — 1994. — № 6.

4). М. И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1978.

5). Л. И. Божович, Л. С. Славина Переходный период от младенчества к раннему возрасту// Божович Л. И., Славина Л. С. Психическое развития школьника и его воспитание. — М., 1979.

6). М. И. Лисина Этапы генезиса речи как средства общения// Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. — М., 1985.

7). Выготский Л.С. О природе эгоцентрической речи //Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания/ Ответственный редактор В.В.Петухов, Редакторы-составители Ю.Б.Дормашев, С.А.Капустин. – М., 1998.

Задание 3. Заполните таблицу «Особенности психического развития детей младенческого возраста», используя учебное пособие Психология человека от рождения до смерти/Под ред. А.А. Реана. — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005., по следующей схеме:

Особенности развития мотивационной сферы

Особенности развития Я-концепции

Задание 4. Заполните таблицу «Особенности социализации в ранние периоды онтогенеза человека. Основные теории», используя учебное пособие Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А.А. Реана. — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005., по следующей схеме:

Источник

Оцените статью