Кризис общение эмоциональная сфера

Содержание
  1. Особенности переживания психологического кризиса мужчинами и женщинами
  2. В эмоциональной сфере выделено 3 категории:
  3. В поведенческой сфере выделено 4 категории:
  4. Выделено 4 основных способа преодоления кризиса:
  5. Схема 1: одиночество — изменения общения — общение
  6. Схема 2: депрессия — бездеятельность — время/внутренняя работа
  7. Схема 3: деструктивные чувства — агрессивное поведение
  8. Схема 4: компенсаторное поведение — компенсация в преодолении кризиса
  9. Эмоциональный кризис: причины, симптомы, лечение
  10. Типы эмоционального кризиса
  11. Эмоциональный кризис может происходить в различных формах. Наиболее распространенные типы:
  12. Среди основных симптомов, сопровождающих эмоциональный кризис:
  13. Эмоциональный кризис — это путь к саморазвитию?
  14. Кризис эмоций
  15. Как пережить эмоциональный кризис?
  16. Как вы можете справиться с кризисом самостоятельно:
  17. Эмоциональный кризис — когда нужен визит к специалисту?
  18. Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 — 1 год)
  19. 1. Кризис новорожденности
  20. 2. Психологическая характеристика периода новорожденности
  21. 3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
  22. 4. Основные линии психического развития ребенка

Особенности переживания психологического кризиса мужчинами и женщинами

Сегодня жизнь в мире и, конечно, в России отличается высоким напряжением, что способствует возникновению психологического кризиса — психического состояния, вызванного невозможностью решения проблемы, затрагивающей жизнь в целом. Для того, чтобы эффективно работать с кризисом, необходимо знать и учитывать его особенности: например, возрастные (кризис подросткового возраста, кризис середины жизни и др.), содержательные (смерть близкого человека, развод, потеря работы). Эти особенности достаточно широко изучены в отечественной и зарубежной психологии (Василюк Е.Ф., Ларичев В.П., Кон И.С, Гришина Н.В.; Ассаджиоли Р., Франкл В., Ялом И. и др.). Однако на практике (при проведении тренинга «Пути преодоления психологического кризиса») была выявлена еще одна, мало изученная особенность психологического кризиса: психологический кризис имеет выраженный гендерный аспект, то есть его переживание различается у мужчин и женщин. Знание этой особенности может быть полезным в процессе консультирования человека в кризисе.

Нами было проведено исследование эмоциональных состояний, изменений поведения и способов преодоления психологического кризиса у мужчин и женщин. Применялись следующие методы исследования: опрос (специально разработанная анкета) при сборе информации и контент-анализ на этапе обработки полученных результатов. Подсчитывалась частота встречаемости категорий контент-анализа у мужчин и женщин.

Целью исследования является изучение гендерных особенностей психологического кризиса.

Основная гипотеза исследования — особенности переживания психологического кризиса мужчинами и женщинами имеют различные доминанты.

Выборка состоит из 94 человек (47 женщин и 47 мужчин), студентов РГПУ им. А.И. Герцена. Возраст испытуемых 18-22 года.

В эмоциональной сфере выделено 3 категории:

В поведенческой сфере выделено 4 категории:

Выделено 4 основных способа преодоления кризиса:

По результатам анализа этих трех блоков выделено несколько схем переживания кризиса мужчинами и женщинами.

Схема 1: одиночество — изменения общения — общение

Эта схема демонстрирует, что люди, склонные в кризисе испытывать одиночество в эмоциональной сфере, склонны при этом изменять объем общения в поведении (реже — увеличивать, чаще — уменьшать), а также прибегать к общению с друзьями и близкими как к помощи для выхода из кризиса. Поясним: уменьшения общения связаны с тем, как кризис влияет на поведение человека, в то время как прибегание к общению показывает, как сам человек воздействует на собственный кризис. Так, 25,5% женщин испытывает в кризисе чувство одиночества, 8,5% женщин увеличивают в кризисе объем общения, 34% — уменьшают, к общению как способу выхода из кризиса прибегает 59,5% женщин; коэффициент взаимосвязи — 19%. В то же время ни один мужчина (0%!) не упоминает о чувстве одиночества в связи с кризисом, только 15% мужчин уменьшают объем общения, и никто из них не увеличивает (0%), 13% мужчин прибегают к общению как к средству выхода из состояния кризиса. Как мы можем видеть, эта схема более характерна для женщин, нежели для мужчин.
[241]

Схема 2: депрессия — бездеятельность — время/внутренняя работа

Эта схема показывает, что люди, склонные испытывать в кризисе депрессию как доминанту в эмоциональной сфере, в своем поведении испытывают затруднения при включении в деятельность («ничего не могу делать», «все валится из рук»), а для преодоления кризиса склонны прибегать к внутренней работе (приложению воли, анализу ситуации) и к ожиданию («со временем пройдет»). Эта схема, напротив, является более типичной для мужчин, нежели для женщин. 47% мужчин испытывают в кризисе депрессию, 40,5% отмечают трудности включения в деятельность, 34% прибегают к ожиданию и 27,5% — к внутренней работе для преодолении кризиса; коэффициент взаимосвязи — 36%. Среди женщин распределение следующее: 32% испытывают депрессию, 27,5% имеют трудности в деятельности, 19% и 15% соответственно прибегают к ожиданию и внутренней работе; коэффициент взаимосвязи — 21%.

Схема 3: деструктивные чувства — агрессивное поведение

На этой схеме мы видим, что люди, склонные испытывать в кризисе деструктивные чувства, агрессию, злость в своем поведении также склонны к агрессии. Четкой взаимосвязи с каким-либо путем преодоления кризиса здесь не выявлено: деструктивные чувства и поведение некоторым образом «перекрывают» положительные пути выхода из кризиса, они могут даже усугубить кризис (например, при подключении чувства вины за свои поступки). Особенно интересно, что эта схема в нашей выборке характерна более для женщин, чем для мужчин! 38% женщин в кризисе испытывают деструктивные чувства, 19% демонстрируют агрессивное поведение; коэффициент взаимосвязи — 19%. В то же время только 23,5% мужчин склонны к деструктивным чувствам, и 10,5% — к агрессивному поведению; коэффициент взаимосвязи — 9%.

Схема 4: компенсаторное поведение — компенсация в преодолении кризиса

Из этой схемы видно, что люди, у которых ситуация кризиса вызывает компенсаторное поведение (положительное или отрицательное), пытаются преодолеть кризис также с помощью компенсации (положительной или отрицательной). Положительное компенсаторное поведение в ситуации кризиса демонстрируют 27,5% мужчин, отрицательное — 4%; к компенсации как способу преодоления кризиса склонны 40,5% (положительная) и 8,5% (отрицательная), коэффициент взаимосвязи — 28%. Среди женщин демонстрируют положительное компенсаторное поведение 30%, отрицательное — 4%; к компенсации в преодолении кризиса прибегают 38% женщин (положительная) и 4% (отрицательная); [242] коэффициент взаимосвязи — 29%. Итак, мы можем видеть, что эта схема одинаково характерна для мужчин и женщин.

По этим результатам можно сделать следующие выводы:

Эмоциональные и поведенческие проявления, а также пути преодоления кризиса взаимосвязаны, по результатам взаимосвязей можно выделить несколько схем. При работе с кризисом можно определить доминирующую схему переживания кризиса и делать опору на соответствующий способ преодоления кризиса.

Существуют схемы переживания кризиса, более характерные для женщин и более характерные для мужчин. Схемы, характерные для женщин, связаны с общением. Схемы, характерные для мужчин, более связаны с внутренними переживаниями. На наш взгляд, это вызвано тем, что, в соответствии со стереотипом феминности, существующем в общественном сознании, женщине «разрешено» показать себя слабой, делиться своими проблемами и даже просить помощи в их решении. Подобное же поведение мужчины не одобряется и даже осуждается обществом. Стереотип маскулинности предполагает способность самостоятельно с ситуацией, независимость. Следовательно, мужчина вынужден совершать внутреннюю, «невидимую» работу над кризисной ситуацией. Этот момент важно осознавать при работе с человеком, находящимся в состоянии кризиса: внешнее отсутствие признаков кризиса не означает его действительного отсутствия; в то же время напряжение внутри склонно копиться и может проявиться неожиданно, в том числе аутоагрессивно (суицид).

Мужчины и женщины в кризисе с одинаковой частотой прибегают к компенсаторному поведению. На современном этапе развития общества для женщин так же, как для мужчин, имеется достаточно способов компенсации, как положительных, так и отрицательных. И мужчины и женщины имеют одинаковые возможности слушать музыку, посещать дискотеки, читать, играть на компьютере.

Одна из представленных схем не соответствует стереотипу маскулинности-фемининности. Данная схема показывает нам, что женщины более склонны к проявлению агрессивных эмоций и агрессивного поведения в кризисе, чем мужчины. Традиционно считается, что мужчина более агрессивен, чем женщина, но в рамках кризиса ситуация оказывается иной. Это лишний раз доказывает, что гендерные стереотипы являются скорее продуктами человеческого сознания, чем реальной действительности, а следовательно, не всегда ей соответствуют.

Источник

Эмоциональный кризис: причины, симптомы, лечение

Под понятием эмоционального кризиса понимается состояние внезапной потери внутреннего равновесия, нарушения психического комфорта. Как правило, это вызвано неожиданным событием, важным изменением в жизни или изменением, которое происходит в нас самих. Эмоциональный кризис связан с ситуацией угрозы для удовлетворения основных потребностей человека. Это также может быть результатом неспособности достижения важных жизненных целей.

Типы эмоционального кризиса

Эмоциональный кризис может происходить в различных формах. Наиболее распространенные типы:

  1. Экзистенциальный кризис — его возникновение связано с негативными жизненными обстоятельствами, можно обозначить, как кризис среднего возраста.
  2. Кризис развития — связан с переходом на следующую стадию развития, необходимостью брать на себя новые жизненные роли и вытекающими из этого обязательствами (например, эмоциональный кризис при беременности).
  3. Ситуационный кризис — возникает в результате важных событий, когда человек не уверен, справится ли он с поставленной перед ним задачей (например, кризис в отношениях после расставания с партнером).
  4. Травма — это психическая травма, возникающая в результате события, воспринимаемого как трудное, превышающее возможности данного человека или угрожающее ему.

Эмоциональный кризис — симптомы

Среди основных симптомов, сопровождающих эмоциональный кризис:

  • чувство беспомощности — чувство отсутствия влияния на ситуацию, в которой человек оказывается;
  • убежденность в отсутствии соответствующих навыков, решимости и силы, необходимых для того, чтобы справиться с данной ситуацией;
  • страх неизвестного;
  • чувство грусти и депрессия.

Эмоциональный кризис — это путь к саморазвитию?

Проблемы с адаптацией человека к новым условиям среды являются нормальными. Кризисы появляются на нашем пути бесчисленное количество раз. Однако многие специалисты видят в них путь к саморазвитию. Они считают, что первый эмоциональный кризис возникает в момент рождения — когда новорожденный ребенок меняет окружающую среду с безопасной на совершенно новую.

Кризис эмоций

В жизни человека эмоциональные кризисы развития возникают в результате изменения жизненных ролей. Они имеют место среди прочего в подростковом возрасте, после окончания школы, после брака, во время беременности и после рождения ребенка или после выхода на пенсию.
Все важные события в нашей жизни связаны с переходом от одной роли к совершенно другой. Обычно требуется адаптация к новой ситуации, отказ от того, что известно и безопасно, в пользу неизвестного и нового. Часто это включает в себя изменение ваших привычек. Поэтому абсолютно естественно, что человек испытывает внутренние дилеммы или конфликты при адаптации к новой ситуации. Внутренние конфликты между устремлениями могут способствовать печали, страху перед неизвестным и даже сопротивлению новой ситуации.
Однако путь к саморазвитию с использованием эмоционального кризиса заключается в поиске компромисса между требованиями ситуации и нашими ожиданиями. Кризисная ситуация может позволить нам приобрести новые навыки и помочь развиться в каком-то направлении.

Как пережить эмоциональный кризис?

Эмоциональный кризис не должен быть долгосрочным. Однако характер предпринимаемых действий играет огромную роль. Человек в эмоциональном кризисе не должен быть пассивным. Ему следует искать выход из ситуации и способы с ней справиться. Человек, на которого влияет эмоциональный кризис, не должен оставаться один на один со своими проблемами. Иногда достаточно честно поговорить с другом или партнером.

Как вы можете справиться с кризисом самостоятельно:

  1. найти смысл той или иной ситуации и принять его;
  2. мыслить позитивно, превращать проблемы в цели;
  3. воспринимать существующую ситуацию, как возможность приобрести новые навыки;
  4. рассматривать проблемы, как вызов, который сделает вас сильнее;
  5. не отказываться от жизни, удовольствия и интересов.

Эмоциональный кризис — когда нужен визит к специалисту?

Эмоциональный кризис заставляет человека столкнуться с трудной ситуацией, требующей адаптации. Поиск компромисса между вашими собственными потребностями, стремлениями и условиями, которые ставит реальность, требует соответствующих навыков. У людей, которые не предпринимают каких-либо действий или не делают этого в необходимой мере, могут возникнуть нарушения в адаптации к данной ситуации.
Люди, испытывающие эмоциональный кризис, принимают решение о помещении психолога. Они ожидают поддержки и помощи в понимании ситуации, в которой они оказались. Разговор со специалистом поможет вам сосредоточиться на лучших решениях. Если человек в течение длительного времени не способен с чем-то справиться, он может впасть в депрессию, тревожное расстройство, психосоматическое расстройство, невроз или расстройство личности. В таких случаях рекомендуется пройти лечение. Эффективным методом терапии является индивидуальная психотерапия.

Источник

Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 — 1 год)

1. Кризис новорожденности

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.
Причины кризиса новорожденности:
— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») — они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

2. Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления»
Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

4. Основные линии психического развития ребенка

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Источник

Оцените статью