Космосе чувств не бывает 2010

Фильм «В космосе чувств не бывает». Как вернуть звуковика на орбиту жизни

— У меня синдром Аспергера. Я не могу измениться.
— У тебя нет синдрома Аспергера. Ты можешь измениться.

Он сидит в бочке уже 8 часов. Мать криком, отец деньгами пытаются выманить его оттуда, но тщетно: он не выйдет — «вражеская территория». И только брату Саму удается найти к нему подход. Добрая и светлая драма-комедия «В космосе чувств не бывает» (Швеция, 2010 год) о 18-летнем Симоне с синдромом Аспергера понравится людям с чувствительным сердцем и поможет тем, у кого близкие люди замкнулись в себе.

Симон: «Не трогайте меня! У меня синдром Аспергера»

— Си-и-имо-о-о-он. В последний раз говорю: вылезай оттуда.

Почему он такой? Почему прячется в бочке? Не оттого ли, что мать пытается найти взаимопонимание с сыном с помощью крика? Это точно не поможет. Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» определяет у таких людей, как Симон, звуковой вектор в психике, который дает своему обладателю необычайно чувствительный слух. Кричать на него — значит еще больше загонять в бочку, во внутренний космос, без шанса выбраться наружу.

Только звуковики страдают аутизмом и его разновидностью — синдромом Аспергера.

…для постановки диагноза аутизма должна присутствовать триада симптомов: недостаток социального взаимодействия (сложно понять чувства и эмоции других людей, а также выразить свои собственные, что затрудняет адаптацию в обществе), недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной) и недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения.

Синдром Аспергера и аутизм (при высоком интеллектуальном уровне) пересекаются друг с другом. Уровень развития сопереживания (эмпатии) может быть определяющим фактором в постановке того или иного диагноза. При чрезмерно низких показателях эмпатии возможен диагноз аутизма, а в тех случаях, когда уровень эмпатии более высокий, вместо аутизма может быть поставлен диагноз синдрома Аспергера. [1]

Согласно системному пониманию болезни, частая причина развития аутизма и синдрома Аспергера — нарушение звуковой экологии в детстве, когда на ребенка кричат или в доме постоянно шумно. Или когда употребляют слова, уничижительные по смыслу, — «идиот», «придурок», «зачем я тебя родила?». Тогда звуковой ребенок закрывается, теряет связь с внешним миром.

В зависимости от наличия других векторов проявляются неосновные симптомы: гиперактивность, повышенная чувствительность к прикосновению, стереотипное поведение, агрессия, направленная на окружающих и на самого себя, эмоциональная нестабильность.

Симон вполне адаптирован в обществе: работает уборщиком в парке, читает книги о времени и Вселенной, любит фильмы про космос, играет в баскетбол. В условиях тишины и стабильного графика, который создал для него Сам, забрав из родительского дома, он вполне успешно способен контактировать с внешним миром. Правда, у него свое, звуковое, понимание мира, в котором нет чувств и все подчиняется строгой логике и порядку.

«Некоторые думают, что я идиот, но я не идиот. Я просто хочу, чтобы все было так, как всегда. Я не люблю изменения».

«Если не делать все в правильное время, в правильной пропорции и под правильным углом, мы сойдем с нашей орбиты».

«Мне нравится космос. В космосе нет проблем, нет непонимания, нет хаоса, потому что в космосе нет чувств».

Однако проникновение хаоса в жизнь разрушает хрупкую стабильность Симона. От Сама уходит девушка, которая устала от пунктуальности, граничащей, на ее взгляд, с идиотизмом, бесчувственности и эгоцентризма его младшего брата. Для Симона это означает только одно: его строгий график под угрозой, теперь некому мыть посуду.

Но вместе с тем слом стереотипов становится ступенькой к налаживанию коммуникации с миром. Не зря у звуковика высокий IQ: у Симона созревает план найти Саму новую девушку, которая бы не кричала, не ругалась и идеально подходила брату. Это значит, что она должна быть точно такой же, как брат. Применив научный подход (анкета, опрос, фото), Симон подбирает несколько кандидатур.

Поиск заставляет его сосредотачиваться на людях, распознавать их реакции и эмоции. У него появляется интерес к ним. Он сравнивает свой мир и мир других людей и видит, что они не похожи.

Разобраться в людях ему помогает брат, человек с анально-зрительной связкой векторов. Симон любит Сама, потому что Сам любит и понимает Симона.

Сам: «Правильных ответов не бывает. Все дело в чувствах»

— Он не такой, как я. У него нет синдрома Аспергера. Он в 937 раз лучше меня.

Сам, по словам своей девушки Фриды, «слишком добрый». Он не может оставить проблемного брата наедине с родителями, которые не могут с ним справиться. Страдают все, поэтому Сам решает взять брата к себе. Как еще может поступить человек со зрительным вектором, у которого сочувствия хоть отбавляй? Но выходки Симона разрушают его личную жизнь — Фрида уходит.

Нет, он не обвиняет брата. Ценность семьи в анальном векторе высока, как и доброта в зрительном. Но и забыть любимую девушку тоже трудно. Сам тоскует. Ему не нужна другая. Попытки Симона найти ему новую возлюбленную, да еще научным путем, лишь раздражают его.

Он-то знает, что нет ничего значимей чувств, потому что именно в чувствах заключается смысл жизни для человека со зрительным вектором. А чувства невозможно запрограммировать, подчинить влиянию ума. Сам живет по велению сердца, наступая на горло собственной песне ради брата, который нуждается в нем.

Он, как человек, который хорошо чувствует и понимает людей, знает, что в пару притягиваются разные люди. «Лучше быть со своей противоположностью. Мы разные, но мы нравимся друг другу», — объясняет он Симону, когда тот предъявляет ему «досье» на девушек, которые похожи на Сама. И тогда Симон вспоминает о Дженнифер, которая не ответила ни на один из его вопросов правильно.

Дженнифер: «Не цепляйся за время. Так не случится ничего неожиданного»

— А я думала — это судьба.

— Судьба — это выдумка людей, чтобы найти смысл жизни. Все можно просчитать и предопределить.

Она не похожа на Сама и, тем более, на Симона. Она вообще ни на кого не похожа. Она — мисс непредсказуемость и спонтанность. Ее эмоции меняются в одно мгновение, ставя Симона в тупик: вот она смеялась от счастья, а вот уже плачет. Она — кожно-зрительная девушка с большим и добрым сердцем и прекрасной улыбкой на лице.

Ее невозможно обидеть. При первой встрече Симон ударил ее по лицу, потому что она коснулась его. По той же причине она слетела со скамейки и искупалась в озере, когда Симон оттолкнул ее. Но ей все как с гуся вода. Она непостоянна: дает обещание не трогать юношу, но тут же нарушает данное слово.

Она спит на скамейке, потому что тусовалась всю ночь, и не придерживается графика. Ее обед наступает тогда, когда она хочет есть, а не по сигналу таймера. В ее доме, настоящем храме зрительной девушки, полно ярких красок, цветных картинок на стенах, ненужных, но таких милых вещей. Здесь правит хаос, беспорядок, столь чуждый ясному уму аскетичного звуковика. Она любит жизнь глазами и сердцем.

Они такие разные, но почему же они вместе?

Векторальные братья

— У меня синдром Аспергера. Я не могу измениться.

— У тебя нет синдрома Аспергера. Ты можешь измениться.

Люди со звуковым и зрительным векторами — векторальные братья, потому что принадлежат одной квартели информации. Они противоположны по свойствам, но нуждаются друг в друге. Звуковик — интроверт, зрительник — экстраверт. Первый любит одиночество, второй — живет среди людей. Два сапога пара: абстрактный и образный интеллект, сознательная и чувственная формы жизни. Картина «В космосе чувств не бывает» — яркая иллюстрация этой системной идеи.

Они встречаются, потому что их тянет друг к другу. Зрительника привлекает таинственность и глубина звуковика. С ним не страшно, потому что он хорошо слышит ночью, когда глаза зрительника — его главная эрогенная зона — не видят в темноте. Звуковик же зачастую нуждается в зрительнике, чтобы тот вытянул его из внутреннего необъятного космоса наружу, на орбиту жизни, экстравертировал, как это случилось с Симоном.

Брат помог ему прийти в равновесие. Сам не нуждался в четком графике, но придерживался его ради брата. Глубина эмпатии, сочувствия показывает высокую степень развития его зрительного вектора.

«Сам помогает мне соблюдать расписание. Это важно для соблюдения баланса. Если ты приходишь не вовремя, все превращается в хаос».

«У меня нет друзей, кроме Сама. От чувств одни проблемы».

Дженнифер окончательно вытянула его наружу, из его бочки — космического корабля, на котором он одиноко бороздил просторы Вселенной. Она показала, что мир может быть изменчивым, и этого не нужно бояться. Она раскрыла ему мир чувств. Важно и то, что она была женщиной: мужчина идет вслед за женщиной, когда дело касается эмоциональных связей. Ведь у женщины лучше получается быть открытой и искренней.

— Ты объясняешь так, что я понимаю. Только ты и Сам можете это.

Он смог понять и почувствовать потребность другого человека, потому что научился слушать и слышать его. Он не нуждался в эмоциях, как ему казалось, но понял, что для его брата и Дженнифер эмоции необходимы. Он устроил им незабываемое первое свидание, чтобы отношения могли начаться («нужен романтический толчок») — ужин под звездным небом с живой музыкой и фейерверком. Так, как любит зрительный человек.

Сам сказал Дженнифер о брате:

— Он заботится только о себе.

— Это не правда, — ответила она.

«Иногда самое лучшее может получиться из худшего. Тоже баланс в некотором роде. Возможно, нужен особый ум, чтобы понять эти физические законы. Возможно, нужно иметь синдром Аспергера. Возможно, в космосе все-таки есть чувства».

Концовка неожиданная. Свести девушку с братом не получилось, но Симон уже не хотел, чтобы Дженнифер исчезла из его жизни, хотя по инерции все еще не хотел, чтоб она касалась его.

— Ты не чувствуешь, что я уже делаю это? — спросила она, легко касаясь пальчиком его руки.

На лице Симона впервые в жизни появилась улыбка. Впрочем, смотрите сами.

Источник

Замечательный фильм для души и под рукоделие о том, есть ли чувства в космосе

«В космосе чувств не бывает».

Это кино так называется, я сама-то не знаю, там не была и не грезила даже о таком.

Но рукодельничать подо что-то надо. Чтобы не разочароваться, чтобы настроение было хорошим во время работы руками, я не просто наугад гляжу абы что, а отбираю. Читаю отзывы. Этот фильм заинтересовал сразу.

Главный герой — подросток с синдромом Аспергера. У этого синдрома описаний в пяти томах. Если совсем коротко, то так: человеку необходимы ритуалы, повторяющиеся действия, и невыносимы прикосновения, вторжение в его мир. Например, нужно три раза включить и выключить свет, как придёшь домой. Или стучать/звонить в дверь всегда по три раза.

Вот на фото один из первых кадров фильма. Это родители главного героя и его старший брат. А сам он сидит внутри бочки. Как в ракете, как в космосе. Это его убежище.

У родителей с младшеньким не складывается. Они хотят добра, но не знают, как его лучше причинить. Видите, из боковой трубы «ракеты» бумажки торчат? Это папа предлагал выкуп сыну, чтобы тот вылез.

Только, спрашивается, зачем в космосе те купюры?!

Любящему старшему брату не остаётся ничего другого кроме как забрать бочку — весь космос, конечно же, с содержимым — к себе. Он живёт отдельно, у него прочные отношения с девушкой. Ну то есть казалось, что прочные.

Так с юной парочкой поселяется подросток, для которого вся жизнь — как уравнение. Который живёт по раз и навсегда установленным им правилам. Который больше всего любит всё круглое. Вот зеркало, например. Или круглый значок, на котором написано: «У меня синдром Аспергера, не трогайте меня!»

У него в голове живут простые и понятные смайлики. Если у человека рот как у вот такого смайлика, то это хорошо, это улыбка. А если рот прямой, значит, человек злится, и не надо к нему подходить.

А ещё нужно всего лишь составить расписание по дням недели, график, и если все станут придерживаться графика, то жизнь будет лёгкой, правильной и понятной.

Отслеживай только время и сообщай окружающим, если они опоздали или рискуют опоздать. Просто же?!

Источник

Взгляд из вне: В космосе чувств не бывает (I rymden finns inga känslor), 2010

Пару месяцев назад моя лента принесла положительную рецензию на этот фильм. Сейчас уже точно и не вспомню, кто его рекомендовал. Отзыв манил, и фильм я взяла на заметку. Правда, сейчас подряд просматриваемое кино часто уже не хочет влезать в рамки челленджа, поэтому я не спешила с просмотром, пока мне на глаза не попался второй отзыв на эту киноленту, где я и узнала, что фильм снял молодой шведский режиссер Андреас Ёманн. Поэтому в зачет пункта 24.Фильм, снятый режиссром моложе 30 лет идет картина «В космосе чувств не бывает».

Сюжет: Сэм начинает самостоятельную жизнь со своей девушкой, но его младший брат, страдающий синдромом Аспергера, не может справляться без него. Образуется своеобразный треугольник: Сэм -его девушка Фрида — и его младший брат Симон. В скором времени Фрида не выдерживает совместного быта с Симоном и уходит из дома. И в этот момент рушится все: и личное счастье Сэма, и идеально выверенный и выстроенный распорядок жизни Симона. Симон не желает мириться с таким положением дел и решает сам найти девушку Сэму.

Не смотря на серьезность темы и на молодость режиссера, у Ёманна получился отличный, добрый, искренний, в меру сказочный фильм, позволяющий и посмеяться, и поплакать, и подумать. Герои тут вполне жизнеспособные представители человеческой расы.

Сэм — идеальный брат, единственный, кто может наладить контакт с Симоном. единсвенный, к кому Симон прислушивается. Да, он не отказывается от брата ради своей девушки, потому что брат — это его семья, его кровь и его ноша. Но это не значит, что Сэм весь такой непогрешимый и святой. Он живой человек, который изо всех сил пытается держаться в рамках вселенной своего больного брата, даже когда его собственная жизнь дает большую трещину, но трещина все шире, а терпение человеческое, как мы знаем, имеет пределы. Поэтому, в конечном счете, мы наблюдаем прорвавшую плотину терпения старшего брата и поглотившее его отчаяние, понимание безнадежности ситуации.
Мартин Волстром с поразительной легкостью вписался в роль старшего брата. Всегда сдержанный, он заставляет восхищаться силой духа своего персонажа, во время его поисков брата, вы кожей ощущаете его тревогу и волнение, во время его эмоционального выплеска хочется плакать вместе с ним.

Дженнифер — девушка -«хаос», жизнерадостная. где-то даже эксцентричная тусовщица, которую легко спутать с поверхностными красотками из ночного клуба. Но это лишь внешний лоск и первое впечатление, внутри этой девушки заключен свой маленький философский мир, позволяющей ей замечать в мире внешнем такие детали, на которые вы и не обратите внимание. Поэтому она смогла найти общий язык с Симоном, поэтому стала вторым человеком, который «объясняет так, что мне понятно», поэтому она смогла увидеть в Симоне то, что не видел или боялся увидеть его собственный брат — готовность к новому витку социализации, готовность к переменам.
Сэссилия Форсс очень обаятельна, ее Дженнфер не раз заставит вас улыбнуться.

Фрида — еще одно доказательство правдоподобности фильма. Обычная девушка, которая пытается изменить свое отношение к Симону, ну, или хотя бы примириться с ним, но не выдерживает этого давления и сдается. Обвинять ее в этом, по крайней мере, глупо, ведь даже собственные родители Симона за 18 лет так и не нашли с ним общий язык.

Ну и, конечно, сам Симон. В отзывах на КП его часто сравнивают с Шелдоном Купером из «Теории большого взрыва». Возможно, в этом есть смысл. Просто у меня таких паралелей не возникло. Шелдон все же то ли более социализирован, то ли ему больше повезло с окружением. Симон более похож на человека с диагнозом синдрома Аспергера. Опять же, я не могу судить об этом на личном опыте, но впечатления именно такие. Не смотря на довольно большую динамику в конце фильма, Симон почти что невыносим для обычных людей в бытовой жизни. Эта пунктуальность и дотошность любого могут свести с ума, истерики у взрослого парня не уступают истерикам 5-ти летнего мальчишки. Это тяжело, чертовски тяжело, ужиться с таким человеком. Наверное, поэтому режиссер предлагает нам взглянуть на рассказанную историю со стороны именно Симона. Вы просто увидите насколько отличается его мышление от других, вы просто сопоставите факты с точки зрения Симона и с вашей точки зрения, и уже вряд ли будете считать подобных людей больными.
Бил Скарсгард, воплотивший для нас этот образ, очень мил. Пока вы будете пытаться разобраться в его мыслях, он очарует вас полностью, и заставит прежить все эмоциональные взлеты и падения вместе со своим героем.

Также тут совершенно чудеснейшие персонажи второго плана. Это и троица «коллег» Симона, это и его начальник, а какой шикарный водитель автобуса! И кто потом с уверенностью может сказать, что все мы нормальные, если смотреть на нас со стороны?:)

«В космосе чувств не бывает» — драма, мелодрама, но в то же время и комедия. И если говорить о подобной теме в мелодраматическом ключе принято и понятно, то комедия кажется здесь излишней. На самом деле тут, конечно же, много ситуативных моментов, завязанных на проблеме социализации гавного героя, которые не могут не вызвать улыбку. Но этот фильм предлагает и нечто иное: Дженнифер сумеет расшевелить Симона, спекулируя именно на его «раздражителях», это будет забавно, это будет смешно, и она сама оборачивает все в шутку, ни на секунду не злясь на этого странного парня. Хороший фильм, легкий фильм, фильм об отношениях не только к людям с синдромом Аспергера, но и об отношениях к себе, об отошениях к остальному миру, который окружает нас. А еще фильм о любви, которой оказывается и в космосе все же есть место.

Источник

Оцените статью