Коррекция нарушений эмоционально волевой сферы младших школьников средствами арт терапии

Статья: Коррекция эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ОВЗ, посредством арт-терапии.

государственное бюджетное образовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа — интернат №63 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья.

Статья: Коррекция эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ОВЗ, посредством арт-терапии.

Шарипкулова Дилара Рауфовна,

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ОВЗ, посредством арт-терапии

Оптимизация коррекционно-развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья одна из основных задач, которую пытаются решить педагоги, психологи и дефектологи. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи таким детям для решения важнейших задач их психического и физического развития в последнее время активно стали внедряться нетрадиционные методы и средства. В настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством. Одно из направлений – это воздействие посредством изобразительного творчества – арт-терапия или «терапия творческим самовыражением».

Арт-терапия — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека.

Для детей это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

— Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве;

— Библиотерапия (в т.ч. сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;

Арт-терапия с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ

Опыт многолетней работы с детьми позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт-терапию более успешной и интересной.
Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально.

Условия подбора техник и приемов создания изображений
Занятия рисованием со школьниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.

Условие 1 . Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности .

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Арт-терапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить.

Условие 2 . Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат .

Условие 3 . Изобразительные техники и способы должны быть н етрадиционными .
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д.

П риемы работы: изобразительные техники

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить».
Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. В результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.
Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.

Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр.
Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.
Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка.

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
В процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.
Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал! Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.
Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Из собственного опыта работы могу выделить следующее: дети очень охотно занимаются различными техниками рисования, особенно им нравится рисовать на стекле. Занятия всегда проходят в очень положительной эмоциональной атмосфере, дети увлечены, время летит незаметно. Итог таких занятий: дети становятся более уверенными в себе, гиперактивные дети успокаиваются, сосредотачиваются, появляются положительные эмоции, чувство удовлетворенности.

Данную методику можно применять как во внеурочное время, так и во время учебного процесса.

Источник

Программа коррекции психо-эмоцианальных проявлений детей младшего школьного возраста с использованием арт-терапевтических методов

коррекции психо-эмоцианальных проявлений

детей младшего школьного возраста

с использованием арт-терапевтических методов

автор: Бурдина Ирина Викторовна

МАОУ «СОШ № 107» г. Перми

Начальное образование — это фундамент всего дальнейшего общего и любого профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в том возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируются базовые основания личности человека.

Уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной.

Высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Данная программа направлена на коррекцию психо-эмоцианальных проявлений у детей младшего школьного возраста.

Цель данной программы — коррекция психо-эмоцианальных проявлений школьников с применением арт-терапевтических методов.

Снижение тревожности, эмоционального напряжения.

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое.

Снижение психо-мышечного напряжения.

Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.

В групповой арт-терапевтической работе приоритетными задачами становятся:

• создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;

• побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению обратной связи, самоанализу и анализу групповых ситуаций;

• формирование значимых групповых норм взаимодействия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений.

Принципы психолого-педагогической коррекции (Осипова А. А.).

Принцип единства коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии. Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.

Принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.

Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.

Принцип подхода в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем.

Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.

Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.

Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.

Принцип символического отреагирования детских проблем, вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект творческой проработки .

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.

Форма работы: групповая; продолжительность 45 минут.

Контингент – дети младшего школьного возраста.

Программа включает в себя 8 занятий. Занятия проводится два раза в неделю, продолжительностью 45 минут, на протяжении 1 месяца.

Методы и приемы работы:

Активизация групповой деятельности, методы самовыражения, игровой метод, наглядный метод, метод беседы, тренинг, метод ценностного ориентирования, метод содействия и сотворчества.

стикеры, фломастеры, карандаши, клей, одноразовая посуда (тарелочки), крупы, мяч, ватманы, листы бумаги, фломастеры, карандаши, гуашь, глина (или тесто), ножницы, фломастеры, карандаши, мелки.

Ознакомление с видами деятельности на занятиях

Знакомство участников группы с психологом, создание благоприятной атмосферы в классе. Знакомство с методами арт-терапии

Ознакомить детей с предстоящей работой, создать благоприятную обстановку

Игра, беседа, рисование

Ответы на вопросы психолога

Знакомство с эмоциями и чувствами

Обучение ребенка выражать собственные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции

Актуализировать эмоциональное состояние детей, познакомить с эмоциями и чувствами и их проявлениями

Игра, беседа, рисование

Ответы на вопросы психолога

Осознание детьми своих чувств

Повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы, создание доброжелательной атмосферы в группе

Способствовать созданию доверительной обстановки

Игра, беседа, лепка

Ответы на вопросы психолога

Актуализация позитивного образа ребенка

Расширение представления о себе

Учить ребенка обращать внимание на положительные и отрицательные черты своего характера

Игра, беседа, рисование

Ответы на вопросы психолога

Включение в работу группы

Выявление степени групповой сплоченности и настраивание участников на взаимодействие

Способствовать созданию доверительной обстановки

Игра, беседа, рисование

Ответы на вопросы психолога

Способность работать в коллективе

Что такое сотрудничество

Прояснение личностных особенностей, ценностей, притязаний, характера проблем каждого участника, его положение в группе

Выявить межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику

Игра, беседа, рисование

Ответы на вопросы психолога

Умение работать с различными материалами

Поверь в свои силы

Развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности, рефлексии, интеграция Я-образа подростка, развитие творческого воображения

Способствовать развитию позитивной самооценки

Игра, беседа, изготовление мандалы

Ответы на вопросы психолога

III этап: Заключительный

Акцентирование на ценности внутреннего мира человека и его уникальности

Развитие чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений, сочувствия, сопереживания

Учить ребенка обращать внимание на положительные и отрицательные черты своего характера, расширить представления о себе.

Игра, беседа, рисование

Ответы на вопросы психолога

Дети сидят на стульях по кругу. Тренер передает мячик ребенку. Ребенок при этом называет настроение, которое у него сейчас, передавая мячик следующему участнику. Так мячик передается пока не пройдет через всех участников.

«Цвет моего настроения»

Данное упражнение подходит для получения диагностической информации. Может применяться при создании малых групп по признаку сходства эмоционального состояния участников в ситуации «Здесь и сейчас».

Пространство кабинета условно делится на 8 («Люшеровских») цветовых зон. В центре каждой зоны располагается цветной куб или стул, задрапированный куском однотонной ткани определенной окраски. Каждому участнику предлагается погулять по стилизованному лабиринту и остановиться в зоне, цвет которой соответствует его настроению. В итоге участники образуют группы, различные по численности и эмоциональному фону.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

«Нарисуй свой портрет»

Участникам предлагается нарисовать свой автопортрет на листе А4. По окончании работы организуется выставка работ на доске и обсуждение.

(Копытин А.И. Практикум по арт-терапии)

Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Группы прикрепляют получившиеся картины-автопортреты к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о своей работе, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки.

Дети сидят на стульях по кругу. Ведущий передает мяч ребенку. Ребенок при этом называет эмоцию, которую знает, передавая мяч следующему участнику. Так мяч передается пока не пройдет через всех участников.

«Раскрашиваем эмоции и чувства»

Для упражнения потребуется плотная бумага в рулонах (например, обратная сторона обоев), мелки, гуашь. Работа выполняется индивидуально каждым участником. Сначала предлагается нарисовать силуэт человека в полный рост. Участники группы разделяются на пары и по очереди, расположившись на устланном бумагой полу, обводят контуры головы, тела, рук и ног друг друга.

После того как силуэт человека нарисован, необходимо разместить в нем различные чувства и раскрасить их в соответствующие цвета. Каждый сам выбирает содержание и способы воплощения замысла.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

Все берутся за руки. Ведущий запутывает команду, не отпуская рук. Затем участники пытаются не договариваясь распутаться, не отпуская рук.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

Каждый участник мысленно кладет на одну ладонь, что нового узнал о себе о других членах группы, на другу ладонь, положительные эмоции. По команде соединяет весь сегодняшний опыт и громко хлопает в ладоши.

повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы, создание доброжелательной атмосферы в группе, развитие навыков рефлексии и интеграция негативного опыта жизни подростка

пластилин, или цветное тесто

Дети сидят на стульях по кругу. Тренер передает мячик ребенку. Ребенок при этом называет настроение, которое у него сейчас, передавая мячик следующему участнику. Так мячик передается пока не пройдет через всех участников.

Пары могут быть образованы по обоюдному согласию, а также спонтанно, по случайному признаку. Главное — невербальное взаимодействие. Задача «незрячего» (с закрытыми глазами) постараться полностью довериться «поводырю», который должен провести своего партнера по стилизованному лабиринту (например, из кубиков, стульев, столов). После смены ролей и повторения упражнения участники в группе анализируют и обсуждают полученный опыт, в том числе и опыт взаимного доверия, описывают свои ощущения, впечатления.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

«Образ и пластика настроения»

Работа с пластилином или цветным тестом. Вначале предлагается выбрать кусок пластилина (теста) определенной окраски и придать ему подходящую форму.

Далее участники объединяются в группы по цвету настроения. Каждый рассказывает свою историю. Затем из индивидуальных работ создается одноцветная коллективная композиция. (Варианты тем: «Мой мир», «Мир моей души», «Пластилиновый город», «Пластилиновый рай» и т. п.). Лучше, если тему, сюжет и название творческого продукта участники придумают самостоятельно.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

Участники свободно передвигаются по аудитории. По команде они объединяются в пары, каждой из которых предлагается создать на полу 5 точек опоры, затем — 6, 7. Далее упражнение продолжается в малых группах по шесть человек. Им предстоит объединиться и создать на полу, проявив немалую находчивость и фантазию, 4, 6, 9, 15, (16, 17) точек опоры.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

Каждый участник мысленно кладет на одну ладонь, что нового узнал о себе о других членах группы, на другу ладонь, положительные эмоции. По команде соединяет весь сегодняшний опыт и громко хлопает в ладоши.

«Поменяйтесь местами те, кто…»

— почистил зубы утром…

— умеет кататься на коньках…

«Рисунок вдвоем в пространстве круга»

Участникам предлагается объединиться попарно, выбрать (или нарисовать) шаблон круга определенного размера, договориться о содержании, изобразительных средствах, способах совместной работы над созданием единой композиции.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

Дети завершают предложения:

— Я радуюсь, когда…

— Я печалюсь, когда…

(Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я)

Необходимо нарисовать себя в виде какого-нибудь предмета или животного. Можно изобразить и фон. После создания образа необходимо рассказать о нем от первого лица.

Нарисуйте, каким предметом или животным вам хотелось бы быть. Изобразите себя в виде предмета, отражающего ваше состояние в данный момент.

(Копытин А.И. Практикум по арт-терапии)

Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки.

Дети сидят на стульях по кругу. Ведущий передает мяч ребенку. Ребенок при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая мяч следующему участнику.

Участники делятся на пары. Один участник исполняет роль лидера, другой — ведомого. Задача лидера — вести за собой, ведомого — следовать в движениях за лидером, стараясь повторить их как можно точнее, в том же темпе. После обсуждения чувств и переживаний обоих партнеров происходит обмен ролями. В конце упражнения важно выяснить, в какой роли каждый из участников чувствовал себя увереннее, комфортнее, более защищенным.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

Каждому из присутствующих предлагается нарисовать на своем листе бумаги какой-либо простой и знакомый всем образ, а затем отдать рисунок соседу справа. Тот что-нибудь добавляет к изображению и передает его дальше по кругу. Работа заканчивается, когда каждый рисунок возвратится к своему первому автору. Далее участники обмениваются впечатлениями. Обычно складывается благоприятная творческая атмосфера, способствующая проявлению творческой активности и спонтанности на следующих этапах работы.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки.

развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

альбомы, краски, карандаши, бумага в рулоне, аьбомы

Каждый участник загадывает определенное чувство и с помощью мимики показывает его соседу. Сосед должен назвать это чувство на ушко первому и показать следующему. Все остальные должны сидеть с закрытыми глазами. В конце круга сравнивается мимическое изображение чувства у первого и второго участников, а также сопоставляются названия чувств.

(Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я)

Участникам предлагается нарисовать кружок желаемого размера понравившимся цветом, затем еще один-два круга любого размера и цвета, можно изменять (уточнять, подправять) вид, цвет, местоположение своих кругов в пространстве бумажного полотна. Обведите контуры рисунков. После этого предлагается соединить линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились – «вы прокладываете дороги». Можно заполнить пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придать им индивидуальность «зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка».

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

Участники хаотично передвигаются по аудитории, затем им предлагается объединиться по условному сигналу в группы по: 2, 3, 5, 9…человек.

Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу настроение.

Присядьте те, кто любит петь…

— Хлопните те, кто заплетает косы…

Работа требует высокого сосредоточения, тишины, четкости в концентрации и моторной силы движений, особенной регуляции дыхания, что полезно для детей активных, у которых имеются проблемы с саморегуляцией и самоконтролем. Любой из этих сеансов создания мандалы можно закончить медитацией под музыку. Если работа проводится в группе, мандалы всех участников стоит поместить в определенное место для всеобщего обозрения, чтобы все могли увидеть рисунки других участников группы, посмотреть, как разнообразны внутренние миры других, чем отличаются они друг от друга.

(автор А.И. Копытин).

«Раз, два, три, позу за мною повтори»

Ведущий принимает какую-либо позу, участники должны замереть в той же позе. Позы может показывать один из участников.

(Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я)

Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки.

развитие чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений, сочувствия, сопереживания.

альбомы, краски, карандаши, кисти, бумага в рулоне, альбомы

Дети сидят на стульях по кругу. Ведущий передает мяч ребенку. Ребенок при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая мяч следующему участнику.

Все играющие усаживаются в круг. Ведущий называет свое определенное слово по теме занятия, следующий игрок называет слово предыдущего игрока, а затем свое, следующий игрок называет слова двух предыдущих игроков и свое, и т.д.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

« Если бы ты был растением, то каким? Какие бы у тебя были листья? С зазубринами или гладкие? Были ли бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета? » Все изображают себя в виде какого-нибудь растения, реального или выдуманного. По желанию они рассказывают о своем рисунке (лучше всего — в парах). Затем они их вырезают и размещают на большом листе бумаги, формируя один красивый сад (можно добавить границы и т. д.). Это упражнение особенно эффективно для развития групповой сплоченности, сотрудничества, осознания группы как целого.

(Арт-терапия в работе с детьми М.В. Киселева)

Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

(Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии)

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу настроение.

Колошина, Т.Ю., Трусь, А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера / Т.Ю.Колошина, А.А.Трусь. — СПб.: Речь, 2010.

Копытин, А.И . Практикум по арт-терапии /Под ред. А.И.Копытина. — СПб.: Питер, 2001.

Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми./ М. В.Киселева. — СПб.: Речь, 2007.

Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л. Д. Лебедева. — Спб.: Речь, 2003.

Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие/ А.А. Осипова, -М.:- СФЕРА, — 2002.

Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4 класс) / О.В. Хухлаева, — М.: Генезис, 2012.

Источник

Оцените статью