Коррекция эмоциональной сферы детей с дцп

Коррекция эмоциональной сферы детей с дцп

Эмоциональные нарушения у детей и подростков с различными формами детского церебрального паралича проявляются поразному. Это могут быть тяжелые неврозоподобные нарушения и психопатоподобные нарушения на фоне органического поражения ЦНС, которые нередко встречаются при спастической диплегии и гемипаретической формы ДЦР (Калижнюк, 1985; Ковалев, 1987, и др). Однако у детей и подростков с ДЦП могут наблюдаться эмоциональные расстройства в связи с наличием физического дефекта, воспитанием по типу гиперопеки или ранней социальной и психической депривацией (Мамайчук, Пятакова и др., 1990).

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей — это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основное ее направление — смягчение эмоционального дискомфорта у детей и подростков, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др., обусловленных эмоциональными нарушениями. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции (И. И. Мамайчук). Психологическая диагностика эмоциональных расстройств у детей с ДЦП требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме. Перед психологом стоит задача обозначить направленность конфликта у ребенка. Традиционно выделяют три вида направленности конфликта: конфликт в рамках межличностных отношений, интрапсихический конфликт (внутриличностный) и смешанный конфликт (Запорожец, Неверович, 1974; Мамайчук, 1996; Миланич, 1998).

Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в рамках межличностных отношений, отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу. По нашим данным, межличностные конфликты наблюдаются у детей с различными формами ДЦП и в значительной степени обусловлены не столько тяжестью церебральноорганического дефекта, сколько особенностями воспитания ребенка (Мамайчук, Чавес Вега, 1992).

Источник

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста с церебральным параличем

Светлана Журавлева
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста с церебральным параличем

Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные оттенки эмоциональных проявлений: радость, грусть, жалость, зависть, равнодушие и тд.

Для детей раннего возраста эмоции – это непосредственное отражение, переживание, общение с окружающем миром. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью – положительной или отрицательной.

Формирование личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы.

Волевая сфера у детей отражает ту сторону психической жизни, которая выражается в способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом различные препятствия. Другими словами, воля – это власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения.

Первичные волевые проявления отмечаются в раннем детстве,когда ребенок стремится достигнуть цели: достать игрушку, делая при этом усилия, в начале перевернуться, доползти, дойти, преодолевая препятствия, найти. Одно из первых проявлений воли – произвольные движения, развитие которых зависит, в частности, от степени осознанности и целостности сенсомоторного образа.

Дети с церебральный параличом с рождения ограничены в большей или меньшей степени, зависимо от поражения определенных структур головного мозга и по этому сам механизм эмоционального реагирования изначально нарушен.

Повышенная возбудимость ребенка, чрезмерная чувствительность ко всем внешним раздражителям и пугливость. У одних детей отмечаются беспокойство, суетливость, расторможенность; у других, напротив, -вялость пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность и данные нарушения эмоционально волевой сферы встречаются независимо от степени двигательных дефектов.

При детском церебральном параличе представление об окружающем крайне ограничены по сравнению с нормально развивающимся ребенком, поэтому для большинства детей характерно наличие страхов. И большенство из них испытывают невротические страхи, которые формируются под влиянием неразрешимых переживаний. Свой вклад в эти переживания вносит и двигательная недостаточность, и наличие травмирующего опыта, и тревожность родителей в отношении с ребенком. А так же большой вес в данной характеристике занимают медицинские страхи, в связи с большим травмирующим опытом взаимодействия с медицинским персоналом. Страх может возникать даже под влиянием незначительных факторов – незнакомой ситуации, кратковременной разлуки с близкими, появления новых лиц и даже новых игрушек, громких звуков. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других – заторможенностью. Страх может возникать при простых тактильных раздражениях (массаж, при изменении положения тела и окружающей обстановки. У части детей отмечаются боязнь высоты, темноты, новых предметов.

Поэтому в процессе развития и формирования эмоциональной сферы, у ребенка с нарушениями двигательных функций, имеет отличие от аналогичного механизма нормального развития эмоций. Во многом положительное эмоционально-волевое развитие зависит от воздействия отношения к нему окружающих, в частности семьи.

Как показал опыт, что есть несколько типов родителей, одни из которых черезмнрно опекают больного ребенка, стараясь предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования и даже капризы. Чрезмерная опека мало кому идёт на пользу. Детям с церебральным параличом не идёт на пользу вообще. Есть еще второй, которые отказываются от излишней опеки по отношению к больному ребёнку, т. к. воспринимают ребенка — как инвалида, не способного добиться в жизни успеха. Но есть еще одни,которые считают и говорят про своего особого ребенка так: пусть в чем-то не похож на окружающих, но при этом занимают активную жизненную позицию — и от этого будет зависеть сила волевых качеств ребенка.

Как правило, у детей с данными отклонениями в развитии сопровождается психическим инфантилизмом. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга, связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней.

С 6 месяцев до 3 лет ребенок выбирает линию поведения в жизни: будет это открытый, раскованный путь познания и доверия миру либо замкнутый, зажатый, если ребенок не получил от близкого взрослого поддержки, ласки, испугавшись при обследовании мира, или его взрослые ограничили. Детская безответственность – это необходимость в познании мира и себя в нём. Задача родителей и специалистов – направить ребенка в сторону развития ответственности, соразмерной возрасту.

Изобразительная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с детским церебральным параличом Реабилитационный процесс – это целенаправленный процесс возвращения человека с ограниченными возможностями здоровья в продуктивную и полноценную.

Игры для развития эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей Игры, подбирались с учетом возможности их использования и в повседневной жизни детей, имеющих проблемы, направленные на развитие эмоционально-волевой.

Обобщение опыта работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6–7 лет» Обобщение опыта работы педагога-психолога по теме: «Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6-7лет» Дошкольный возраст — время активного.

Опыт «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения» Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает.

Педагогический проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ через ФЭМП» Проект на тему: «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ через формирование элементарных математических представлений»Место реализации.

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет «Я и мои друзья» Одна из приоритетных целей современного образования — способствовать положительной социализации и успешной интеграции ребенка (школьника,.

Презентация «Развитие эмоционально-волевой сферы через театрализованную деятельность у дошкольников с ОВЗ» Цель проекта: научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных.

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств,.

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности Развивающее занятие в подготовительной группе. «Семена для лунных жителей» Цели: развитие чувств, эмоций; развитие.

Занятие на развитие эмоционально-волевой сферы «Какого цвета радуга» Тема: «Какого цвета радуга» Задачи: — развивать стремление выражать своё отношение к окружающему; — развитие умения распознавать, понимать,.

Источник

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.

Щенёва Галина Александровна,учитель-дефектолог ГКУ СО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» городского округа Тольятти»

«Коррекция эмоционально – волевой сферы детей с детским церебральным параличом».

Целью коррекционной работы является создание оптимальных условий для наиболее эффективной психолого — педагогической реабилитации детей с ДЦП.

Формирование ЭВС детей с ДЦП является одним из главных направлений работы РЦ. ЭВС детей с ОВЗ нестабильна и несовершенна. У детей с ДЦП часто наблюдаются следующие эмоциональные нарушения: эмоциональная тупость, отсутствие чувства вины за проступки, фиксация на отрицательных эмоциях, страхи, агрессивность, повышенная тревожность, навязчивые невротические движения. Это негативно отражается на познавательных и коммуникативных процессах.

Причины эмоциональных нарушений:

  • Острая или хроническая психическая травма;
  • Эмоциональная депривация;
  • Не сформированность средств общения;
  • Структурная деформация семьи;
  • Некорректные стили воспитания (гиперопека, гипоопека, явное отвержение, скрытое отвержение)

На первом этапе проводится диагностика эмоционально – волевой сферы по следующим показателям: самооценка и уровень притязаний; уровень тревожности; темп деятельности и работоспособности; сформированность навыков саморегуляции.

По результатам диагностики организуем систему психолого-педагогических воздействий в форме:

— сеансов эмоциональной разгрузки в сенсорной комнате.

Основные направления работы по развитию ЭВС детей с ДЦП:

— снижение личностной тревожности;

— коррекция самооценки и уровня притязаний;

— формирование навыков саморегуляции.

Дети с ДЦП имеют как двигательный, так зачастую и умственный дефект: 40% наших воспитанников имеют умственную отсталость разной степени тяжести, 28,3% — это дети с ЗПР и лишь 37, 7% интеллектуально сохранны. Это обстоятельство без сомнения затрудняет коррекционную работу, т.к она должна быть в деталях продумана и построена с учётом особенностей каждого воспитанника. Обязательным является установление эмпатической связи взрослого с ребёнком, полное принятие ребёнка и искренняя вера в его способности, возможности и успехи; толерантность и как минимум отсутствие брезгливости.

С целью развития эмоционально — волевой сферы широко используются методы арт-терапии: изо – терапия, сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия.

Игротерапия – наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми. Сюжетно – ролевые, игры – драматизации актуализируют воображение, дают возможность входить в роль, перенося на образ свои эмоции и чувства. Игры применяются как способ снижения тревожности, в игре закрепляются и тренируются новые поведенческие и коммуникативные навыки.

Используя метод музыкотерапии и сказкотерапии, мною проводятся сеансы эмоциональной разгрузки в сенсорной комнате, которые эффективно снимают психическое напряжение, развивают воображение, обучают распознавать эмоции. Читая сказку в сенсорной комнате, я прошу детей представить себя цветком, планетой, звездой и т.д , что вызывает эмоциональный резонанс, т.к сказка – это прекрасный инструмент трансформации. Сказка даёт возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и трудности. Мир детских эмоций становится более насыщенным. После СЭР (сеансов эмоциональной разгрузки) мы анализируем прочитанную сказку, проводим рефлексию. Если дети сочиняют и представляют свою собственную сказку,то могут рассказать её и поделиться своими мыслями, чувствами с группой. Если у сказки пессимистичный конец, предлагаем ребёнку переписать сказку. Придуманные детьми сказки мы можем проиграть, а также делаем постановки уже существующих сказок («Теремок», «Колобок»), изменяя события или наделяя героев другими чертами характера. Превращение ребёнка, например, в уверенного персонажа, позволяет ему отработать наиболее подходящие ему способы уверенного поведения. Приёмы арт-терапии опираются на идею о том, что бессознательное должно находить выражение в спонтанном творческом процессе. Искусство приносит радость и удовлетворение.

Через игру, рисунок, сказку арт-терапия даёт выход социально неприемлемым негативным эмоциям и чувствам, поскольку ребёнок может снять напряжение во время работы. При созерцании художественного произведения и в процессе создания продукта творчества дети проявляют и осознают сильные чувства, переживания мысли, которые ежедневно подавляются ребёнком. Лепка способствует развитию мелкой моторики руки, концентрации внимания на собственных ощущениях, снижает мышечное и эмоциональное напряжение.

Для повышения самооценки, уверенности в себе, в свои способности и возможности у детей с высокой тревожностью мною была разработана психологическая акция «Дерево достижений» или «Дерево успеха»

Цель акции: помочь детям лучше узнать себя, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности.

Задачи акции:

развитие навыков работы в группе;

— снятие эмоционального напряжения;

— формирование умения рефлексировать.

Возраст детей: 10 – 13 лет.

Ход акции:

Ведущий здоровается с участниками, объясняет правила работы в групповом тренинге. Каждый по кругу называет своё имя, говорит пару слов о своём настроении, ощущениях, ожиданиях от занятия.

Проводится разминка, для снятия эмоционального напряжения, повышения концентрации внимания (такие упражнения как «Снежный ком», «Нос – пол – потолок»)

Упражнение «Ассоциации»: дети по кругу, передавая друг другу мяч, называют ассоциации со словом успех, достижения.

Основная часть:

Каждому участнику ведущий раздаёт лист бумаги А4 и цветные карандаши, после чего предлагает обвести свою руку и раскрасить её так как пожелает участник, в центре написать своё имя. После того как рука раскрашена её необходимо вырезать. Затем каждый ребёнок записывает на ручке своё достижение или достижения за день (неделю или месяц). Вслух каждый зачитывает о своих достижениях (по кругу) и ведущий предлагает высказаться: Приятно ли было читать о ситуации, в которой ты был успешен? Легко ли было писать о своём успехе? После того как все желающие высказались, ведущий предлагает прикрепить руки на волшебное дерево. На ватмане заранее должен быть нарисован ствол дерева и ветки или же дерево может быть представлено в виде ветки, на которую ребята будут прикреплять с помощью скрепок или прищепок записочки с достижениями за неделю (месяц). Ведущий сообщает, что дерево будет волшебное, поэтому на его ветках будут не листья, а наши ручки с достижениями. Каждый участник по очереди подходит к ватману и с помощью клея прикрепляет свою нарисованную руку на ветки дерева или прищепкой на веточку. В итоге получается одно большое дерево успеха

Заключительная часть:

Участники снова садятся в круг, ведущий предлагает каждому высказаться о чувствах, эмоциях и мыслях которые возникали на протяжении всего занятия. Важно проследить, чтобы у всех участников остались положительные эмоции от занятия. По окончанию занятия ведущий высказывается, что это дерево – символ их общего успеха.

Однако какие бы методы, направления ни выбраны, с целью коррекции, работа окажется наиболее эффективной при условии реализации комплексного подхода, который предполагает объединение усилий родителей и всех специалистов, работающих с ребёнком.

Только при подобном подходе к решению проблем детей происходит планомерное и последовательное воспитание и обучение, которое способствует полному раскрытию потенциала ребёнка с ОВЗ, снижению его страхов и тревожности.

Источник

Оцените статью