Коррекция эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста

Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников

Сания Арюкова
Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников

ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

• естественный отбор не действует (человек живет дольше, рождаемость (ЭКО, суррогатное материнство, кесарево сечение);

• вторая зрелость родителей;

• разрушение принадлежности к полу;

• деструктивная динамика института семьи (разводы);

• рост социальных эпидемий (изменение пола, суицид);

• инстинкты второго порядка;

• напряжение социальных эмоций;

• СМИ несет сенсационную информацию, нежели продуктивную.

Эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.

Поэтому главной целью работы в данном направлении считаю развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его осознанию собственных эмоций, распознаванию и произвольному их проявлению.

1. Учить детей пониманию собственных эмоциональных состояний, умению выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

2. Формировать коммуникативную компетентность и культуру общения воспитанников ДОУ.

Алгоритм применения технологии в

практической профессиональной деятельности педагога-психолога:

1. Мониторинг, фронтальная и индивидуальная диагностика развития эмоциональной сферы воспитанников ДОУ.

2. Подбор адекватных психокоррекционных и развивающих программ и методик.

3. Проведение групповых игровых занятий-тренингов и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы.

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

1. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь. боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой, Н. П. Слободяник направлена на работу с «предметными чувствами».

Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Основу программы составляют этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, среди них упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и мимическая гимнастика, двигательные упражнения и т. д.

Задачи программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

2. В психокоррекционной работе с детьми использую программу «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой.

Сказкотерапия — это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Эта программа удобна тем, что средства диагностики и коррекции детских страхов, представленные в ней, просты и эффективны. В ходе работы у детей развивается эмоциональная сфера (эмпатия, выстраивание психологических границ, преодоление двигательного автоматизма) и познавательная активность (память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, творческое воображение, речь); корригируются негативные черты характера (агрессивность, импульсивность, истерики, замкнутость, тревожность). Также. работа по программе «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой является дополнительным методом при лечении энурезов, энкопрезов, гиперактивности, нарушениях сна, утраты близких, развода родителей

3. «Психогимнастика в детском саду» Е. А Алябьевой — это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

4. Игровые мини-тренинги, представленные в программе «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» А. Л. Сиротюк развивают волевые качества, познавательную и эмоциональную сферы, речевую активность, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук; корригируют импульсивность, агрессивность, замкнутость, двигательный автоматизм, расторможенность).

Техники, используемые в психокоррекционной работе с детьми по данной технологии:

• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»); пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»);

• игры с бумагой, крупами, водой и песком);

• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);

• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);

• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);

• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз); дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);

• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»); аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.

• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»);

• пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»); игры с бумагой, крупами, водой и песком);

• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);

• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);

• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);

• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз);

• дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);

• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»);

• аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Бытовая сказка как метод коррекции эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией. Метод сказкотерапии.

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра представляет.

Использование элементов арт–терапии в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Рисование цветным песком Цель: познакомить детей с нетрадиционным направлением в арт – терапии – рисование цветным песком. Задачи: 1. развивать мелкую моторику;.

Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников. Цель мастер-класса: привлечь.

Педагогическая концепция развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста – это базовая сфера жизнедеятельности, являющаяся основой всего отношения ребенка к миру.

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.

Проектная работа на тему «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников». Часть 1 Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Программа разработана для детей.

Проектная работа на тему «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников». Часть2 ЗАНЯТИЕ N 6 Цели: развитие социальных эмоций; развитие произвольного контроля над своими действиями; овладение умением действовать по правилу;.

Заключительное занятие проектной работы «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников» ЗАНЯТИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ Материалы: кукла бибабо Буратино, текст телеграммы. Игра «Телеграмма»» Ведущий. Ребята, с телеграфа.

Источник

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников
рабочая программа (младшая группа)

Д ошкольное детство — это период, когда закладываются самые важные качества человека. В это время развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспо­мощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относи­тельно самостоятельную, активную личность. Получают определенное раз­витие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

Особенно важным и в то же время своеобразным можно назвать возраст 3—4 лет. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою актив­ность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша: обогаща­ется содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад и попадает в новые со­циальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые от­ношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, агрессивностью, сниже­нием активности. В связи с этим возникла необходимость в ДОУ разработать рабочую программу, направленную на профилактику и коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет.

Скачать:

Вложение Размер
programma_emotsionalno-volevaya_2-ya_ml.doc 222 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования

городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад

№ 18 «Звездочка» г.Воркуты

«Челядьöс 18№-а видзанiн» «Звездочка»

школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркуты

Педагогическим советом МБОУ

«Детский сад №18» г. Воркуты

приказом директора учреждение

«Детский сад № 18»

по развитию эмоционально-волевой и

коммуникативной сферы дошкольников

( вторая младшая группа )

педагог – психолог МБОУ

«Детский сад № 18»

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Принципы построения программы.

1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей 3-4 лет

1.4. Цель и задачи программы

1.5. Методологическая база программы.

1.6. Диагностическая база программы.

1.7. Ожидаемый результат.

  1. Содержание программы.
  1. Тематический план.
  2. Конспекты занятий.

Приложение №1 (Опросник для выявления тревожного ребенка (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).

Приложение №2 Экспресс — анкета для воспитателей «Признаки детской агрессивности» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)

Приложение №3 Тест Люшера (в сокращенном варианте).

1.1. Пояснительная записка

Дошкольное детство — это период, когда закладываются самые важные качества человека. В это время развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

Само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.).

Особенно важным и в то же время своеобразным можно назвать возраст 3—4 лет. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад и попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, агрессивностью, снижением активности. В связи с этим возникла необходимость в ДОУ разработать рабочую программу, направленную на профилактику и коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет.

Предлагаемая система работы позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает условия для повышения самооценки и самовыражения, актуализации и проживания чувства агрессии, страха в конструктивной форме, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности, знакомит с навыками релаксации и само регуляции, рефлексии.

1.2.Содержание программы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию педагога-психолога, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой в интересах ребенка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то есть системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет.

Непрерывность. Принцип обеспечивает ребенку и его родителям помощь до решения проблемы или определение подхода в ее решении.

Принцип развивающего обучения. Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный принцип . Данный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

1.3.Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я — сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

1.4.Основная цель программы:

Формирование психологического здоровья дошкольника 3-4 лет через положительное отношение к себе и другим людям, личностной рефлексии, потребности в саморазвитии.

1.Формирование у детей положительной самооценки и принятию других людей.

2.Формирование чувства принадлежности к группе.

3.Формировать потребности в саморазвитии.

4.Обучение элементарным рефлексивным умениям и ролевым навыкам.

5.Коррекция у детей нежелательного поведения, снижение агрессивности, тревожности.

6.Обучение детей навыкам релаксации.

7.Развитие процессов само регуляции и самоконтроля.

8. Развитие способности у детей к эмпатии, сопереживанию.

1.5. Методологическая база программы.

Рабочая программа составлена на основе «Программы групповых занятий с детьми 3-4 лет» О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушиной, комплексной программы «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, технологии «Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет» И.А. Пазухиной.

Рабочая программа состоит из 12 занятий и рассчитана на 3 месяца. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 10-15 минут с подгруппой детей (5-6 человек). Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада.

В содержание занятий входят:

  1. Ритуал приветствия, ритуал прощания.
  2. Имитационные упражнения.
  3. Упражнения психогимнастики.
  4. Ролевые упражнения.
  5. Коммуникативные игры.
  6. Малоподвижные игры с правилами.
  7. Игры с речью.
  8. Релаксационные упражнения.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап — создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап — выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап — подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап — обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа : включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями детей — участников программы: предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

1.6. Диагностическая база программы.

Анализ реализации программы проводится на основе результатов диагностики Т,П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко экспресс-анкета для воспитателей «Признаки детской агрессивности», «Опросник для выявления тревожного ребенка», «Цветового теста Люшера» в сокращении. Данная диагностика проводится два раза в год (сентябрь, январь). При необходимости проводится углубленная индивидуальная диагностика с применением рисуночных методов, выбор которых зависит от уровня развития ребенка и сформированности у него художественных навыков. (См. Приложение №1, №2, №3)

  1. Знать основные базовые эмоции «радость», «грусть», «страх», «злость».
  2. Выражать свои мысли, чувства при помощи мимики, пантомимики, интонацией голоса.
  3. Отличать хорошие и плохие поступки.
  4. Соблюдать и пользоваться правилами и нормами поведения.
  5. Владеть элементарными навыками рефлексии и релаксации.
  6. Уметь взаимодействовать друг с другом в процессе общения.
  7. Сформированность интереса на саморазвитие и самовыражение.

Источник

Оцените статью