Комплекс занятий, направленный на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, проявляют внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.Основной акцент работы по данной программе сделан на обучение элементам техники выразительных движений, в воспитании эмоций и чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Цель программы — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психо-эмоционального напряжения, создание возможностей для самовыражения.
1. Формировать у детей позитивную установку на занятие психогимнастикой. Формировать умение распознавать оттенки различных эмоций, настроений и выражать на своем лице различные эмоции.
2. Формировать умение трансформировать накопленное напряжение, агрессию в готовность к общению. Обучить детей методам саморегуляции, развивать чувство эмпатии.
3. Восполнять дефицит положительных эмоций у обособленных детей, способствовать созданию благоприятного психологического климата в микрогруппе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_zanyatiy.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс занятий, направленный на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, проявляют внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
В обыденной жизни отношение окружающих к ребенку имеет широкую палитру чувств, и не всегда эти чувства положительно окрашены. Неблагополучные отношения между родителями, отсутствие телесного общения, жесткий стиль руководства с опорой на наказание и подавление инициативы — все это причины возникновения эмоциональных нарушений у детей.
В настоящее время особенно актуальна проблема развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольника. К концу дошкольного возраста ребенок должен освоить правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях научиться действовать в соответствии с этими правилами. Перед педагогами и родителями встает задача — оказать своевременную и квалифицированную помощь в развитии и при необходимости коррекции эмоциональной сферы дошкольника, чтобы он смог адаптироваться в коллективе сверстников, а не стать изгоем в обществе.
Основной акцент работы по данной программе сделан на обучение элементам техники выразительных движений, в воспитании эмоций и чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Цель программы — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психо-эмоционального напряжения, создание возможностей для самовыражения.
- Формировать у детей позитивную установку на занятие психогимнастикой. Формировать умение распознавать оттенки различных эмоций, настроений и выражать на своем лице различные эмоции.
- Формировать умение трансформировать накопленное напряжение, агрессию в готовность к общению. Обучить детей методам саморегуляции, развивать чувство эмпатии.
- Восполнять дефицит положительных эмоций у обособленных детей, способствовать созданию благоприятного психологического климата в микрогруппе.
Обозначенные нами задачи реализуются за счет использования специальных методов и приемов:
- Мимические и пантомимические этюды, как элементы психогимнастики, используются для формирования умения выражать на своем лице оттенки различных эмоций. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию.
- Психоэмоциональные игры и упражнения: спектр их очень широк; в программе используются игры и упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим; игры на снятие страхов и повышение уверенности в себе; упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций.
- Моделирование: активно идет работа со схемами, моделями, пиктограммами, в процессе которой формируется умение контролировать импульсивные действия, развивается внимательность и организованность.
Ожидаемые результаты: на занятиях по данной программе ребенок должен научиться:
- Понимать свое эмоциональное состояние и уметь адекватно его выразить.
- Владеть методами саморегуляции, методами снятия психоэмоционального напряжения.
- Трансформировать накопленное напряжение, агрессию в готовность к общению.
Программа занятий по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет.
- Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель – формировать у детей позитивную установку на занятие дыхательной гимнастикой: проводить психомышечную тренировку с фиксацией внимания на дыхании.
Дети встают в круг и начинают имитировать, как надувается и спускается воздушный шарик. Сначала шарик надувается: дети делают вдох через нос и задерживают дыхание, а руки поднимают в верх, изображая надутый шарик. Затем делают выдох через рот: руки опускают вниз, показывая, что шарик сдулся. Таким образом, дыхательную гимнастику повторяют 4 – 5 раз.
2.Психогимнастика «Доброе животное»
Цель – формировать у детей позитивную установку на занятие психогимнастикой.
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце! Стук – шаг вперед, стук – шаг назад, стук-стук – два шага вперед, стук-стук – два шага назад! Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе!»
3.Упражнение «Четыре стихии»
Цель – развивать внимательность, организованность, слуховое восприятие детей.
Участники встают в круг. Ведущий предлагает всем выполнять определенные движения по его команде: если ведущий говорит слово «Воздух», то все участники поднимают руки вверх. Если ведущий говорит слово «Вода», то участники протягивают руки вперед, если слово «Земля», то все опускают руки вниз, а если слово «Огонь», то все протягивают руки в стороны. Ведущий поочередно называет все четыре стихии, а участники выполняют соответствующие команды.
Цель – развивать внимательность, организованность, слуховое восприятие детей.
Участники делятся на две команды. Каждая команда должна выполнить как можно быстрее все команды ведущего. При команде «Тропинка» участники обеих команд должны быстро построиться друг за другом и положить руки на плечи впереди стоящего участника. Если ведущий дает команду «Копна», участники обеих команд быстро образуют тесный круг и вытягивают руки вперед, встречаясь ладонями, изображая копну. А если ведущий говорит команду «Кочки», все разбегаются, садятся и закрывают голову руками, изображая из себя кочки. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполняет команды ведущего.
1.Психогимнастика «Позови меня по имени»
Цель – формировать у детей позитивную установку на занятие психогимнастикой, формировать умение чувствовать других.
Все участники садятся в круг. Любой желающий подходит к ведущему и отворачивается от остальных участников. По команде ведущего один из участников зовет по имени отвернувшегося, при этом можно немного изменять голос. Звать участника можно, называя его по имени ласково. Задача отвернувшегося узнать по голосу, кто его позвал. Тот, кто звал, сам становится отгадывающим.
2.Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик» (см. занятие № 1)
3.Психо-эмоциональная игра «Поварята»
Цель – восполнять дефицит положительных эмоций у детей, формировать умение трансформировать накопленное напряжение, агрессию в готовность к общению.
Все участники встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Ведущий говорит на ушко каждому участнику кем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя, впрыгивает в круг , следующий, впрыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге (кастрюле), игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.
4.Упражнение «Тропинка» (см. занятие №1)
Цель — восполнять дефицит положительных эмоций у детей, формировать умение трансформировать накопленное напряжение, агрессию в готовность к общению.
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Цель – сплотить детей, снимать барьеры в общении обособленных детей.
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца и передает клубочек своему соседу, говоря ему при этом добрые, ласковые слова, комплименты: «Ты у нас красивый, умный, веселый и ласковый». Участник, получивший клубочек, в свою очередь обматывает нитку вокруг пальца и передает клубочек следующему участнику игры, своему соседу, говоря ему так же ласковые слова. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое. Эти ниточки, как наша дружба, связывают нас. Можно в конце игры сказать «волшебные» слова: «Будем дружными всегда, не будем ссориться никогда!»
2.Психо-техническая игра «Рукавички»
Цель – формирование навыков сотрудничества, умения работать в паре, договариваться между собой.
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою пару, садятся за столы и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют!
3.Психогимнастика «Найди друга!»
Цель – снимать барьеры в общении у обособленных детей, формировать умение чувствовать других.
Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одному участнику игры завязывают глаза и подводят к нему другого участника. Задача участника с завязанными глазами узнать, кто перед ним стоит. Узнавать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Родителю предлагается из нескольких детей найти своего. Затем все меняются ролями.
1.Психогимнастика «Солнечный зайчик»
Цель – формировать у детей позитивную установку на занятие психогимнастикой, обучать детей приемам снятия психо-эмоционального напряжения.
Дети садятся в круг, ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
2.Психо-техническая игра «Принц-на-цыпочках»
Цель – обучать детей приемам снятия психо-эмоционального напряжения, снижения агрессивности и ослабления негативных эмоций.
Игра проводится на ковре. Ведущий говорит детям: «Представьте, что мы все находимся во дворце у принцессы-на-цыпочках. Все мы – придворные дамы и господа». Ведущий выбирает, кто будет принцессой-на-цыпочках. «Все дамы и господа занимают свое место»: каждый ребенок выбирает себе любое место на ковре, садится и закрывает глаза. «А теперь принцесса-на-цыпочках будет набирать себе свиту»: принцесса проходит на цыпочках по коврику, между детей, и дотрагивается до кончика носа участников. Тот, до кого она дотронулась, открывает глаза, встает в ее свиту: встает за принцессой, кладет ей руки на плечи и начинает ходить за ней тоже на цыпочках. Дальше «Принцесса-на-цыпочках» дотрагивается до носа следующего участника и тот тоже встает за ней, кладет руки на плечи впереди стоящему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все придворные дамы и господа не окажутся в свите принцессы. Затем она благодарит свою свиту: «Благодарю вас, господа!»
3.Упражнение «Спаси птенца».
Цель – снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций.
Дети садятся в круг, можно на ковре. Ведущий говорит: «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, УЛЫБНИСЬ ЕМУ И НЕ ГРУСТИ, ОН ЕЩЕ ПРИЛЕТИТ К ТЕБЕ!»
4.Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик» (см. занятие № 1).
1.Психо-эмоциональная игра «Угадай мое настроение»
Цель – учить ребенка распознавать оттенки различных эмоций, настроений и выражать на своем лице различные эмоции, используя выразительные движения мышц лица.
Происходит работа с пиктограммами эмоций. Для этой игры необходимо подготовить схематические изображения различных эмоций, то есть пиктограммы: злости, страха, обиды, усталости, веселья, удивления, спокойствия, грусти. Детям предлагается рассмотреть схематические изображения различных эмоций. Дети поочередно рассматривают пиктограммы, говорят, какое настроение (выражение лица) у данного «человечка», по каким признакам они об этом догадались (какие на карточке изображены глаза, рот, брови…). Затем ведущий просит ребенка изобразить на своем лице с помощью выразительных движений мышц (то есть с помощью мимики) то или иное настроение, эмоцию. А остальные дети определяют, какой пиктограмме это настроение соответствует.
2.Психо-эмоциональная игра «Тренируем эмоции»
Цель — учить ребенка распознавать оттенки различных эмоций, настроений и выражать на своем лице различные эмоции, используя выразительные движения мышц лица.
Источник