- Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка». консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Консультация для родителей «Особенности эмоционального развития детей» консультация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В предлагаемом материале описаны причины которые могут нарушать благополучие ребенка. Даны советы для нормализации эмоционального состояния малыша. Тест на оценку уровня тревожности и выявления признаков психического напряжения ( по А.И. Захарову). Возрастные нормы эмоционального развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_emots._blagop._reb.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Эмоциональное благополучие ребенка»
Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка?
В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка.
По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется? Давайте подумаем?
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.
Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка?
1. Нарушение режима дня.
2. Несогласованность требований к ребенку.
3. Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту.
4. Изобилие ненужной информации.
5. Желание родителей долго находится с ребенком в местах массового скопления людей.
6.Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.
7. Неблагополучное состояние в семье.
Для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие “взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.
Известный психолог Л.С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.
Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка. Как же сделать так, чтобы хотя бы немного смягчить эмоциональный срыв наших детей?
Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждёт возможности поцеловать свою маму.
Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Поцелуй – это то, что являет на любовь и заботу, снимает боль и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребёнка – чтобы быстрее зажила. Но родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения.
Советы для родителей «Минуты нежности»
1. Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.
2. Обнимите за плечи своего ребёнка, нежно погладьте по волосам или по щеке – простые движения так нужны ему, нужны постоянно.
3. Порисуйте у ребёнка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что вы изображаете.
4. Используйте для спокойных, нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите ребёнку спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти её. После отыскивания игрушки обязательно поцелуйте хозяина.
5. Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чём-нибудь, прижавшись, друг к другу.
6. Дотроньтесь доверительно до руки или плеча ребёнка, отправляющегося в садик, — и это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы Вашему загрустившему малышу – и он повеселеет.
«Что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка — дошкольника»
Ведёт себя «хорошо» более продолжительное время:
— способен к сотрудничеству со сверстниками;
— способен усвоить правила очерёдности;
— может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.
Нормальное «плохое» поведение:
— напоминает поведение ребёнка более младшего возраста (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).
Ведёт себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:
— соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;
— лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.
Нормальное «плохое» поведение:
— разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;
— бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.
Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:
— способен подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;
— удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;
— начинает осознавать свои переживания;
— начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.
Нормальное «плохое» поведение:
— ложь как форма ухода от соблюдения нормы;
— повышенная двигательная активность;
— небрежность в выполнении монотонных операций.
Тест на оценку уровня тревожности и
выявление признаков психического напряжения по А. И. Захарову
Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.
1. Легко расстраивается, много переживает.
2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
3. Капризничает и раздражается по пустякам.
4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
5. Бывают припадки злости.
9. Имеет плохой аппетит.
10. Слишком разборчив в еде.
11. Засыпает с трудом.
12. Спит беспокойно.
13. Неохотно встаёт.
14. Часто моргает.
15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.
16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
17. Старается быть тихим.
18. Боится темноты.
19. Боится одиночества.
20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
21. Испытывает чувство неполноценности.
28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.
20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.
14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.
7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.
Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.
Любите своих детей,
больше времени проводите с ними, и, тогда
они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Эмоциональное неблагополучие детей и его причины».
Рост эмоционально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного .
Консультация для родителей: «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
» Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду» — консультация для родителей.Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для росткасвет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нор.
Консультация для родителей » Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
В данной консультации даются рекомендации родителям по обеспечению эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Консультация для родителей: «Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте.»
Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать.
Консультация для родителей «Эмоционально — волевая готовность ребенка к школе»
Важная сторона готовности к школе относится к сфере самосознания личности ребенка. Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому.
Консультация для родителей «Эмоциональный мир»
Консультация для родителей «Эмоциональный мир ребенка».
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка как средство повышения воспитательного потенциала родителей в средней группе»
Авторы разработки: Кузнецова Людмила Владимировна, воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара.Форма проведения: групповая консультац.
Источник
Консультация для родителей «Особенности эмоционального развития детей»
консультация на тему
Эмоциональное развитие – что это? Важно ли это? А если и важно, то на сколько? И как узнать какое место занимают эмоции в жизни ребенка? Чтобы ответить на этот вопрос сначала обратитесь к себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_dlya_rodit_po_emots.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности эмоционального развития детей
Эмоциональное развитие – что это? Важно ли это? А если и важно, то на сколько? И как узнать какое место занимают эмоции в жизни ребенка? Чтобы ответить на этот вопрос сначала обратитесь к себе. Вспомните любое яркое событие в вашей жизни, связанно ли оно с проявлением эмоций: радости, удивления, страха, печали. Получается, что эмоции пронизывают всю жизнь даже самого рационального человека.
Очень часто можно услышать такую фразу в адрес ребенка: да что он понимает, он еще совсем маленький, нашел из – за чего расстраиваться! Да, маленький, да, многого не понимает, но это не значит, что не чувствует.
Здоровье ребенка тесно связанно с его эмоциональным состоянием. Отсутствие эмоционального комфорта может привести к ряду серьезных заболеваний и наоборот, во время болезни у ребенка в первую очередь ухудшается эмоциональное состояние. Портрет здорового ребенка: это активный, веселый, с хорошим настроением ребенок, у него хороший аппетит и крепкий сон, он легко просыпается и умеет быстро сосредотачиваться.
Еще лежа в кроватке, ребенок, не понимая значения слов, понимает ту интонацию, с которой он произносятся. В это время между ним и мамой имеется тесная эмоциональная связь.
К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, поскольку ему необходима практическая помощь взрослого, так же он нуждается в оценке взрослого, его внимании.
В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности. Специфической особенностью именно раннего возраста является ситуативность.
Эмоции и аффекты в раннем возрасте тоже крайне ситуативны и преимущественно появляются в момент сиюминутного восприятия объекта, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать из за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой. Он радуется новой игрушке, но энергично бросает ее на пол и совершенно не боится ее сломать или потерять.
Среди всех взаимосвязанных психических функций в раннем возрасте наиболее интенсивно развивается восприятие . Доминирование восприятия означает зависимость от него других психических функций (мышление, память, речь и т.д.) поэтому дети раннего возраста максимально связанны наличной ситуацией – тем, что они непосредственно воспринимают. Для более точного понимания этого явления, приведем пример К. Левина, который показывает, что ребенок до 2 лет вообще не может действовать без опоры на восприятие. Поставленная перед ребенком задача – сесть на большой камень, лежащий на лужайке, — оказалась трудновыполнимой, поскольку ребенок сначала должен отвернуться от камня, и, следовательно, перестать его видеть. Дети по многу раз обходили этот валун, гладили его, отворачиваясь прикладывали руку, чтобы по крайней мере пощупать его. Одному мальчику удалось сесть на камень не отрывая от него взгляда: он расставил ноги, сильно наклонился, и, глядя на камень через ноги, сел.
Эмоционально ребенок реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут живо интересуется обстановкой. Он не способен огорчаться из за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что – либо подарят.
Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают только поощрения или наказания взрослых. Ребенок не в состоянии принять решение. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2 – 3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все – таки выберет одну, но после следующей просьбы – уйти с ней в другую комнату – снова начнет колебаться.
В общении со взрослыми, которые помогают ребенку познавать этот сложный мир, преобладают мотивы сотрудничества, хотя и сохраняется чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение ложки и вилки или строительство башни из кубиков.
Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах речи быть не может. Лучше всего детям удаются такого типа «игры», как совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и «ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность – толкнуть, ударить другого ребенка, особенно, если тот как – то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая интересы другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого человека, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослым.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении кризиса 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что – то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается, или в нужный момент рядом не оказывается взрослого – некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками что – то выкрикивая. Причиной гнева или плача могут быть помимо «неподдающихся» вещей и отсутствие внимания к нему со стороны взрослых, занятых делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил пытается им завладеть; ревность к сестре, брату.
Очень часто можно встретиться с подобной ситуацией: мама занята домашними делами, а Вася надрывается, захлебываясь в плаче только потому, что мама на него не смотрит и не радуется по поводу того, что он научился катать машинку. По возможности необходимо как можно спокойней реагировать на подобные аффективные вспышки, или вообще на них не реагировать. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что вслед за его слезами, или злостью следуют уговоры и прочие приятные моменты общения со взрослыми и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиваться.
Есть еще один выход. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться чем – то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
И главное – старайтесь, как можно чаще разговаривать с ребенком о своих переживаниях, будьте эмоциональны – радуйтесь и грустите вместе с ним, ведь именно ВЫ, родители как никто другой знаете своего ребенка, а значит, можете помочь ему лучше любого специалиста.
Источник