Осеннее настроение
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
План-конспект занятия на тему: «Осеннее настроение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennee_nastroenie.docx | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка,кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, две коробки (с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, волшебный мешочек, волшебная кисть.
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком:
— Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди. )
(влетает шарик, на нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
— ну и что это может быть? (Ответ детей,а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или крахмалом)
Воспитатель — А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель — есть у нас такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)
Воспитатель — Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей- (дети читают)
Воспитатель — оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель — (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта ( на дне сундука находят мнемотаблицу, которая подскажет от кого карта)
(Отгадывание загадки по мнемотаблице).
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Воспитатель читает письмо от осени
Дорогие друзья! Прошу вас о помощи!Я слышала спор лесных зверей: одни говорят что осень заканчивается, другие-что продолжается. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.
Воспитатель : Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем искать доказательства)
Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят его )
Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года .
-день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
— люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
— осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель : Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Воспитатель : Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят)
Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие — будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко — так малы снега будут.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки — ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень — к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела — зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая.
— Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы.
Воспитатель : Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят)
Дети называют поговорки осени:
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
-Весна красна цветами, а осень снопами.
-Осень — время собирать урожай.
-Красна ягодка, да на вкус горька.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
-Осенью и воробей богат.
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
— В ноябре зима с осенью борется.
-Осенью ложка воды ведро грязи.
— А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
Поем песню «Осень» и выполняем движения .
Воспитатель: — Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках
— Не вы их раскрашивали?
-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
Исследование №1 ( нарисована лупа и лист)
Исследование№2 ( Зеленый лист)
Исследование №3 ( большой и маленький листик)
Исследование №4 (две коробки )
Воспитатель -А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель — А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.(Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
— Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).
Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель- Пока лист летел , что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями ?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.
Остановка №5 (волшебный мешочек)
По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Входит осень, радуя своим нарядом и что-то ищет…а в это время воспитатель:
Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое самое главное-это волшебную кисточку. Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
У меня случилась страшная беда
Кисть волшебная пропала без следа.
Чем же красить в золото леса?
Как творить без кисти чудеса?
Воспитатель: Дорогая осень, лесные звери принесли нам волшебный мешочек. Давай посмотрим, что же в нем?
Воспитатель достает волшебную кисть.
Как вас благодарить- не знаю
Я столько свершу чудес!
Пойду, озолочу весь лес:
Дам бусы красные рябинкам,
А ветер, как он будет рад,
Когда наступит листопад!
И вам от осени привет-
Осенний праздничный букет!
Осень сделала нам чудесный замечательный подарок, а мы подарим свою песню.
Воспитатель. Ребята, а теперь вместе с Осенью продолжим игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осеннее настроение — осенний праздник с ИКТ
«Осенее настроение» — сценарий осеннего праздника с использованием слайдовой презентации для детей 5-7 лет.
Осенний праздник для средней и старшей разновозрастной групп «Осеннее настроение»
Сценарий развлечения «Осеннее настроение».Старшая группа. Под музыку дети входят в зал. Дети старшей группы садятся на стульчики, а дети средней группы встают полукругом. Ведущая. Здра.
осенний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Осеннее настроение».
Праздник для родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Ежедневное планирование на тему: «Осень. Осеннее настроение. Что нам осень подарила».
Ежедневное планирование на тему: «Осень. Осеннее настроение. Что нам осень подарила».
Осеннее развлечение «Осеннее настроение»
Создавать радостное настроение детям в совместных творческих проявлениях.Воспитывать чувство коллективизма и поддержки.
Праздник » Осеннее настроение! Конкурс — демонстрация «Осенняя шляпка»
Замечательное развлечение для моих детей. Они рассказывали о своей работе и сами ее демонстрировали.
Источник
Конспект занятия «Осеннее настроение»
Ирина Жильская
Конспект занятия «Осеннее настроение»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Художественное творчество»
Цель : приобщать детей к уличительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображения, посредством музыки и прекрасного. Воспитывать эстетическое отношение к цвету, наблюдать сочетание красок в природе. Продолжать учить детей нетрадиционному способу рисования. Передать в движениях настроение легкой грусти.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему осени. наблюдение на прогулке за осенними листьями, экскурсия в парк. Чтение стихотворений о времени года. Прослушивание «Осенней песни»И. П. Чайковского, А Вивальди «Времена года». Разучивание «Танца осенних листочков» А. Филиппенко.
Материал : гуашь, большой осенний листок, вырезанный из ватмана (затонированный в желтый цвет). Стены и пол зала украшены осенними листочками, стоят силуэты деревьев, грибы, пенек.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
-Звучит музыка («Осенняя песня» Чайковского).
Дети входят в зал.
-Ребята, мы с вами очутились в осеннем лесу. Посмотрите вокруг листочки, они радуют нас. Осень раскрасила их в разные цвета. Какие (ответы детей). Посмотрите, какой необычный листочек оставила нам осень (показываю на большой листок).А когда Царица –осень раскрашивала лес в яркие красивые краски, она и нам оставила немного (показываю поднос с гуашью).
Как красиво в лесу и немного печально. Печально от того, что прошло лето. Давайте ребята соберем листочки, полюбуемся ими и потанцуем.
«Танец осенних листочков»— А. Филиппенко.
Как красиво вы танцевали ребята, давайте ручками погладим осенние листочки и еще полюбуемся на них (дети под музыку гладят листочки).
Ребята, а вы хотели бы, чтобы и у нас в группе было так же красиво, как в осеннем лесу. Но как же нам украсить группу? (ответы детей). Посмотрите, в лесу листики лежат на земле как ковер, красивый и яркий. Давайте мы с вами тоже сделаем ковер и повесим в группе!
Давайте возьмем листочки и выложим ковер на нашем большом листике (под музыку дети выкладывают ковер).
Полюбуйтесь, какой красивый ковер получился. Давайте повесим его у нас в группе, чтобы он напоминал нам об осени (поднимаю ковер, листочки рассыпаются)
-Ой. ребята, а что же делать? (ответы детей- нарисовать)нарисовать? Но у нас нет ни кисточек, ни карандашей. Как же быть? Может попробуем нарисовать листочки без кисточек? А чем можно рисовать? Посмотрите, на что похожи наши ладошки? (дети перечисляют).
Давайте нарисуем листочки ладошками! (дети опускают ладошку в краску и оставляют след на бумаге).
А пальчиком дорисуем веточку к листикам (дорисовывают).- звучит пьеса Вивальди «Осень».
Какой замечательный ковер мы нарисовали. А вам нравится, ребята? (дети любуются своей работой) .
Ну,вот теперь можно повесить ковер, давайте попробуем (поднимаем ковер и рассматриваем).
Наше удивительное путешествие заканчивается. Понравилось вам гулять по лесу? И у нас осталась память об осеннем лесе.
И в шесть, и в десять лет, и в пять.
Все дети любят рисовать,
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Цветы, листочки, лес и сказки…
Все нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на земле!
Ребята, нам пора, пойдемте повесим наш ковер в группе, чтобы все могли любоваться.
(под «Осеннюю песню» Чайковского дети выходят из зала).
Фотоотчет о конкурсе поделок из природного материала «Осеннее настроение» 12 октября в нашем детском саду «Золотой ключик» пройдет праздник «Осенняя ярмарка», посвященный осени. С большим нетерпением дети, их родители.
Фотоотчет совместной деятельности родителей и детей. Творческая выставка «Осеннее настроение» Падают, падают листья — В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают — Гуси, грачи, журавли.
Мастер-класс поделки «Осеннее настроение» Эта работа выполнена в той же технике, как и моя предыдущая «Лето» Для работы нам понадобится: стеклянная бутылка, клей ПВА, туалетную.
НОД в подготовительной группе на тему: «Осеннее настроение» НОД в подготовительной группе на тему: «Осеннее настроение» Программное содержание. Показать красоту осени в музыке, поэзии. Совершенствовать.
Осеннее настроение — поделка Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются.
ОУД для детей старшей групп «Осеннее настроение» Такырыбы / Тема: «Осеннее настроение» Гончарова Т. Л, музыкальный руководитель КГКП «Ясли – сад №9 «Айглек» Республика Казахстан.
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема недели «Осеннее настроение» с 5.09.2016–9.09.2016 Планирование воспитательно — образовательной работы с 5.09.2016 – 9.09.2016 Тема недели: Осенние настроение. Цель:.
Проект для детей коррекционной группы «Осеннее настроение» проект «Осеннее настроение» Проблемное поле проекта: Вследствие сниженной познавательной деятельности, дети имеют недостаточное представление.
Стихи для дошкольников «Осеннее настроение» 1. Здравствуй, Осень Разноцветная краса. Благодатна и богата, Урожаями полна! У тебя бы поучиться Краски разводить. Мы тебя попросим Осень.
Топиарий «Осеннее настроение». Поделка в детский сад Наши руки – не для скуки! Всё умеют делать руки! Интересные дела Осень детям принесла! С. Буслова С 26 сентября по 29 сентября в нашем детском.
Источник