Композиция основные настроения тональность стихотворения

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Источник

Уроки от уроков

Страницы

воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Анализ стихотворения

  1. Раскрытие авторской позиции, замысла автора.
  1. Языковой комментарий (лингвистическое толкование текста)
  1. Тема произведения, вопросы, волнующие автора.
  2. Идея, основные мысли, их общее значение.
  3. Воплощение идеи в образах:

Анализ поэтического произведения

План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
— Время (место) написания, история создания;
— Жанровое своеобразие;
— Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
— Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:
— Композиционные решения;
— Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
— Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;
— Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
— Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные — любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения
(схема)
Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения — переживание, чувство;
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
— определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая — косвенная);
— определить организацию (композицию) лирического произведения;
— определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное — скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика. );
— определить ритмику (однородная — неоднородная; ритмическое движение);
— определить звуковой рисунок;
— определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.

Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
— определить своеобразие и активность использования тропов
ЭПИТЕТ — художественное определение;
СРАВНЕНИЕ — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) — изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ИРОНИЯ — скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА — художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
— риторические вопросы, обращения, восклицания — они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
— повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
— антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)
— Аллитерация – повторение согласных звуков;
— Ассонанс – повторение гласных звуков;
— Анафора — единоначалия;

Композиция лирического произведения
Необходимо:
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
— выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Источник

Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении

Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.

Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.

Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.

Источник

Помогите сделать Анализ стихотворения Брюсова «осенние чувство»

По плану
1)дата написания и публикации
2)место, занимаемое в творчестве поэта.
3)творческая история
4)художественный метод.
5)основная тема
6)смысл названия
7)лирический сюжет
8)композиция. наличие обрамления. основные структурные части
9)основные настроения, тональность стихотворения
10)Опорные слов, их передающие
11)Лирический герой
12)позиция атора и передача его переживаний
13)идея стихотворения.
14)звучание стихотворения в наши дни

Валерий Брюсов
«Осеннее чувство»
Гаснут розовые краски
В бледном отблеске луны;
Замерзают в льдинах сказки
О страданиях весны;

Светлых вымыслов развязки
В черный креп облечены,
И на празднествах все пляски
Ликом смерти смущены.

Под лучами юной грезы
Не цветут созвучий розы
На куртинах Красоты,

И сквозь окна снов бессвязных
Не встречают звезд алмазных
Утомленные мечты.

Стихотворение было написано
19 февраля 1893 года. Впервые опубликовано в сборнике «Русские символисты». Выпуск 1.-М.: 1894.-с.. 9 под заглавием «Пролог»
Форма ст-я:Итальянский сонет.
Ст-е состоит из 4строф(всего 14 строк(сонет)
Размер: четырехстопный хорей.
Стопа:двухсложная с ударением на первом слоге.

Уже само название ассоциируется с жёлтым цветом, цветом усталости, обречённости. Да, это ещё осеннее многоцветие, но всё-таки полное осознание того, что жизнь подходит к какому-то логическому концу, замирает, успокаивается.
Именно этими чувствами наполнено стихотворение и очень хорошо прослеживается на уровне цветовой детали.

В первой строфе можно выделить три цветовых детали: розовый («розовые краски»), светло — жёлтый (» бледном отблеске луны»), зелёный («весны»- это слово ассоциируется с победой зелёного цвета), белый(«льдинах»).
Вроде бы цветовая яркость, но если посмотреть внимательнее-розовые краски — гаснут( то есть бледнеют, выцветают, теряют свою прежнюю насыщенность).Отблеск луны- уже бледный, нет ощущения лунного праздника, лунного жёлтого сияния, луна угасает. И зелёная весна — это уже всего лишь замерзающая сказка.

Цветовая картина второй строфы принципиально меняется. Два цвета — чёрный и белый как будто Но…борются и взаимно дополняют друг друга…Чёрное явно не может существовать без белого, Светлое облекается в чёрное.

Светлых вымыслов развязки
В чёрный креп облечены

В четвёртой строфе цветовая деталь хоть и названа, но смысл её названия — отрицание:

Не цветут созвучий розы
На куртинах Красоты..

И в последней строфе есть ассоциативная цветовая деталь-«звёзд алмазных». Светло- жёлтый цвет, который как бы закодирован в этом образе символизирует путеводный свет для осуществления мечты. Мечты..пока не сбывшейся…

Итак, цветовые детали в этом стихотворении помогают понять сложное и многогранное восприятие поэтом окружающего мира. Каждый предмет, каждое действие или состояние связаны у него с определёнными цветовыми ассоциациями.

Источник

Оцените статью